Научная статья на тему 'ЭСКАПИЗМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ'

ЭСКАПИЗМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

841
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСКАПИЗМ / ESCAPISM / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SUBJECTIVE REALITY / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / COGNITIVE DISSONANCE / АКТИВНЫЙ / ACTIVE / ПАССИВНЫЙ И КОМПЕНСАТОРНЫЙ ЭСКАПИЗМ / PASSIVE AND COMPENSATORY ESCAPISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Башарова Елизавета Анатольевна

Рассматривается понимание эскапизма в научной и художественной литературе. Автор формулирует актуальное определение эскапизма и представляет классификацию его форм. Исходя из этимологии термина делается вывод о сложной природе эскапизма. Представлена связь когнитивного диссонанса и эскапизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESCAPISM: NEW APPROACHES TO RESEARCH

The article considers the understanding of escapism in the scientific literature and fiction. The author formulates the actual definition of escapism and represents the classification of its forms. On the base of the term etymology the author makes a conclusion about a complex nature of escapism. The connection of cognitive dissonance and escapism is presented in the article.

Текст научной работы на тему «ЭСКАПИЗМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

ДЕБЮТ

ББК 87.525.2

Е. А. Башарова

ЭСКАПИЗМ:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Рассматривается понимание эскапизма в научной и художественной литературе. Автор формулирует актуальное определение эскапизма и представляет классификацию его форм. Исходя из этимологии термина делается вывод о сложной природе эскапизма. Представлена связь когнитивного диссонанса и эскапизма.

Ключевые слова: эскапизм, субъективная реальность, когнитивный диссонанс, активный, пассивный и компенсаторный эскапизм.

The article considers the understanding of escapism in the scientific literature and fiction. The author formulates the actual definition of escapism and represents the classification of its forms. On the base of the term etymology the author makes a conclusion about a complex nature of escapism. The connection of cognitive dissonance and escapism is presented in the article.

Key words: escapism, subjective reality, cognitive dissonance, active, passive and compensatory escapism.

Эскапизм, подразумевающий бегство от действительности, — явление, достаточно часто встречающееся как в научной, так и в художественной литературе. Можно выделить три подхода к данному явлению: негативный, позитивный и нейтральный. В отечественной литературе советского периода эскапизм воспринимался как атрибут буржуазного общества и, следовательно, критиковался; в настоящее время данное явление также подвергается критике, однако принимаются во внимание его положительные стороны. В зарубежной литературе имеются оригинальные подходы, представленные в работах Ю. Ф. Туана [16] и В. Дэвиса [13], где эскапизм рассматривается как неотъемлемое свойство человечества. Существенная черта, объединяющая работы [4, 9, 17], состоит в том, что эскапизм необходим в меру, до тех пор, пока виртуальный мир полностью не поглощает реальный.

Несмотря на различные подходы, целостного понимания и научного осмысления это явление так и не получило. В основной массе работ [3—7, 14, 15] эскапизм представлен как бегство от реальности в связи с избытком стресса и давлением окружения. (Данное понимание исходит из того, что в переводе с английского «escape» — убегать, избегать, ускользать.) Именно поэтому понятие «эскапизм» так распространено на бытовом уровне и в научной сфере. Употребление термина в его прямом значении порой обессмысливает дальнейшую научную перспективу. Эскапизм на протяжении многих лет рассматривается как бегство, независимо от уточнений куда и откуда, в связи с чем его устоявшееся значение не подвергается критике.

© Башарова Е. А., 2014 2014. Вып. 2 (14). Философия •

В отечественной литературе эскапизм находит отражение в основном в психологических исследованиях. Например, Д. А. Кутузова различает эскапизм в широком и узком смысле слова. В первом случае это «игнорирование негласных "правил игры", задающих "социально институционализированную" (Бергер, Лукман) реальность»; во втором — «уход в некий социально не-общепринятый и упрощенный мир, при котором человек не достигает реализации своего потенциала, но, напротив, еще более сужает и ограничивает свои возможности» [3]. О. Е. Труфанова и Д. Г. Литинская также занимаются этим вопросом, однако оригинального определения не представляют. В зарубежной литературе существует два подхода. А. Эванс рассматривает эскапизм «как отклонение от нормы» [14]; Дж. Лонгвей говорит о том, что эскапизм допустим в некоторых ситуациях, но иногда он может уводить от реальных проблем, связанных серьезными заболеваниями, становясь иррациональным. «Например, диабетик может не отрицать наличие болезни, но при этом забывает принимать инсулин или придерживаться диеты, с этой точки зрения эскапизм граничит с невротизмом и предстает как нечто иррациональное» [15, р. 1]. С другой стороны, Ю. Ф. Туан рассматривает эскапизм как неотъемлемую часть человеческого бытия. Будучи географом, Туан исследует перемещения человека в аспекте бегства от природы, тела, культуры: «Культура — это способ убежать от моей животной сущности» [16, р. 1]. Кроме того, Туан подмечает, что культура — продукт воображения и, благодаря воображению, человек создает прекрасное. «Тем не менее, исторически, воображение в его высших проявлениях привело некоторые смелые души к настоящей встрече с величием Вселенной. На более скромном уровне воображение постоянно в работе, преображая и преобразовывая мир, одним из примеров может служить превращение обычной земли в пейзаж» [16, р. 7].

В литературе обращение к феномену эскапизма получило распространение в жанрах фантастики и фэнтези. Одним из тех, кто интересовался эскапизмом, был Дж. Р. Р. Толкиен. Он критически относился к тому, что литература должна быть приближена к реальной жизни, т. к. считал основной целью творчества (сказок) — бегство от невыносимой реальности: «Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово "эскейпизм" часто произносят... Мысль о том, что автомобили "более живые", чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они "более реальны", чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний "эскейписта"!» [6].

В настоящее время существует ряд классификаций эскапизма. Однако единой и общепризнанной классификации нет. Е. О. Труфанова разделяет эскапизм на «мягкий» и «жесткий» [7]: первый представляет собой «деятельность, ведущую к отходу от предписанной социальной активности», второй проявляется в полном уходе личности в «другой мир». Р. Е. Мантов выстраивает классификацию на основании механизмов эскапизма: физический (воздействие на тело различными веществами), эстетический (искусство, завладевающее чувствами) и психофизический (интеракция — Интернет, телевидение) [5]. Д. Г. Литинская выделяет эскапизм инструментальный (служащий

целям адаптации человека в социуме) и экзистенциальный (проявляющий себя в осознанном разрыве связей с другими и миром в ситуации смыслоут-раты) [4, с. 308]. Обращая внимание на то, что эскапизм — явление, часто обсуждаемое в сетях, как отечественных, так и зарубежных, следует отметить, что различные виды человеческой активности — от чтения до собирания паззла — могут в обыденном сознании считаться эскапизмом [2, 10, 17].

Обширный интерес к данному феномену показывает, что эскапизм — явление распространенное и требующее научного обоснования. Определяя эскапизм как бегство, мы упускаем множество нюансов. Индивид не просто бежит, он бежит с какой-то целью — создать свой собственный мир и пр. Вследствие этого цель нашей работы может быть определена так: сформулировать актуальное определение эскапизма и исходя из этого представить его классификацию.

Для переосмысления понятия «эскапизм» нужно обратиться к его происхождению.

Если обратиться к истории, то, как отмечает Е. О. Труфанова, слово «эскапизм» восходит к старофранцузскому «eschaper, сформировавшемуся на базе средневековых латинских составляющих ex- 'из' + cappa 'плащ' (вероятно, имеется в виду "освободиться от одежды", "раскутаться")» [7].

Значит, если учитывать этимологию слова «эскапизм», то правомерно будет определить его как освобождение от старых смыслов посредством осознанной деятельности. Эскапизм — это не только и не столько бегство, сколько способ переосмысления картины мира. Таким образом, эскапизм — это осознанная деятельность, направленная на создание новой субъективной реальности. В данном контексте субъективную реальность следует понимать как «совокупность идеальных явлений, сотворенных сознанием и существующих в человеческом сознании (мысли, понятия, суждения), а также тот откладываемый и накапливаемый в сознании продукт, который возникает в результате активного освоения объективной действительности, ее отражения в познавательном отношении» [1]. Дать определение реальности — задача невыполнимая. Кроме того, для двух разных индивидов какая-то деятельность может и не быть эскапизмом, все зависит от субъективной реальности, в которой находится индивид. Что касается объективной реальности, то мы не можем дать ей определение не с позиции субъекта. Субъективная реальность есть представление объективной реальности посредством науки, искусства, религии и мифологии. И среди всех наук наиболее близко к объективности подходят естественные науки. Невозможность объективного познания мира делает невозможным формулирование определения объективной реальности. В связи с этим и с тем, что эскапизм — явление относительное, в дальнейшем реальность понимается как субъективная.

Эскапизм не является врожденным состоянием. Он актуализируется вследствие когнитивного диссонанса — «противоречия в системе знаний, убеждений, верований, эмоциональных реакциях» [7], т. е. служит инструментом в достижении консонанса. Эскапизм — это деятельность, направленная на достижение консонанса. Таким образом, когнитивный диссонанс порождает конфликт разных субъективных реальностей.

Практически каждая деятельность индивида связана с эскапизмом. Создавая вокруг себя свой собственный мир, индивид конструирует особые смыслы, состоящие из примет, предубеждений, мифов. По словам К. Юнга,

2014. Вып. 2 (14). Философия •

«каждый выбирает себе приглянувшийся сегмент мира и создает свой частный мирок, часто наглухо отгороженный от остальных, так что через какое-то время его создателю начинает казаться, будто он постиг смысл и структуру целого» [12].

Иногда индивиды придают особое значение определенным событиям, наделяя их неким смыслом, влияющим на жизнь. Взять хотя бы всем известный «счастливый билетик», съедание которого знаменует наступление непродолжительного счастья. В данном случае наблюдается бегство от неопределенности, от невозможности наверняка знать свое будущее. Возникновение таких ситуаций связано с когнитивным диссонансом, как было сказано выше. По причине невозможности наступления полного консонанса, благодаря различным приметам, предубеждениям, индивид временно разрешает диссонанс, конструируя свой жизненный путь с помощью непоколебимых и не требующих объяснений суеверий.

Субъективная реальность индивида строится в соответствии со смыслом жизни. В связи с конечностью существования и неизбежностью смерти индивид стремится реализовать себя, придав жизни смысл. Подходы к смыслу жизни варьируются от его тотального отрицания до фатализма. В данном случае наблюдается бегство от смерти и бессмысленности бытия. Конструирование смысла жизни помогает индивиду двигаться в определенном направлении, подавляя дискомфорт и диссонанс. Смысл жизни способствует избеганию ситуаций, неприемлемых для его достижения. Например, индивид видит смысл своей жизни в создании большой и крепкой семьи, тем самым он будет не допускать ситуации, связанные с мимолетными отношениями, будет стремиться к стабильности. Данное объяснение служит доказательством того, что эскапизм не просто бегство, а целенаправленный процесс конструирования смыслов (в частности, смысла жизни).

Но если человек ищет смысл жизни для себя, то человечество ищет разгадку смысла пребывания во Вселенной.

Невозможность объективного познания в какой-то области рождает различные взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливающие субъективную истину. Стремление человечества к познанию мира создало науку, которую можно описать как бегство от различных картин мира. Постепенно человек начинает сомневаться в безграничной силе богов, тем самым создавая диссонанс и требуя объяснений для различных природных явлений. С помощью логического мышления наступает консонанс, существующий до нового противоречия в системе знания, тем не менее предыдущий консонанс будет полным в связи с тем, что новый диссонанс будет другого качественного уровня. Однако наука не дает ответов на все вопросы. Проблема сотворения мира и происхождения жизни и человека по-прежнему не разрешена. Для преодоления данного диссонанса существует религия. Возможно, ее зарождение основано на прагматичных идеях (стабильность и упорядоченность общества); в настоящее время религия во многом способствует разрешению диссонанса, связанного с конечностью бытия.

Таким образом, человек бежит от неразрешимых противоречий с помощью деятельности, направленной на их разрешение. И в зависимости от возможностей индивида, государственного устройства, мировоззрений и убеждений, царящих в обществе, выбор падает на определенную стратегию: активную, пассивную или компенсаторную.

Суть активного и пассивного эскапизма сводится к тому, что активный эскапизм подразумевает некую деятельность, связанную с созданием чего-то нового (искусство, карьера и др.), а пассивный эскапизм выступает как потребление (чтение книг, просмотр телепередач и др.) [11]. Однако мы считаем, что данное разделение не совсем корректно. Пассивный — значит инертный, бездеятельный. Но это входит в противоречие с видами эскапизма. Чтение книг вполне может оказать интеллектуальную помощь в развитии индивида, что никак нельзя назвать бездеятельным. В связи с этим предлагается иная трактовка активного и пассивного эскапизма.

Активный эскапизм понимается как внешний по отношению к индивиду, т. е. направленный вовне, на некую социальную группу. Он активен с точки зрения этой социальной группы.

Пассивный эскапизм понимается как внутренний, направленный вовнутрь, на самого индивида. Обществом/социальной группой воспринимается как пассивная деятельность.

Компенсаторный эскапизм (о нем речь пойдет ниже) понимается как подавление диссонанса, временное снятие психологического напряжения. Не имеет четкого направления.

Суть активного эскапизма в том, чтобы распространить новые смыслы на некоторое сообщество, что приведет к консонансу. Активный эскапизм характерен для стран с либеральной политической системой вследствие возможности открытой деятельности по созданию новой субъективной реальности. Примером может выступать борьба за права различных меньшинств. В либеральных странах различные группы могут активно выступать за изменение действительности (смыслов), вовлекая в свои выступления большое количество индивидов, что невозможно в странах с консервативным укладом, где активное выступление за права, например, сексуальных меньшинств подвергается уголовному наказанию. Поэтому для консервативных стран характерен пассивный эскапизм. В данном случае индивид стремится создать новую реальность для себя, не претендуя на ее распространение в рамках общества или группы. Однако существуют такие виды пассивного эскапизма, которые встречаются в любых типах общества, скажем отшельничество, аскетизм. Они связаны с личным желанием человека и не обусловлены внешними ограничениями.

Компенсаторный эскапизм тесно связан с понятием «невроз», разрабатываемым в творчестве Э. Фромма. «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <...> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление" никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)» [9]. В случае с компенсаторным эскапизмом индивид всегда осознает присутствие диссонанса, но не может его распознать, определить диссонирующие взгляды, убеждения и т. д. Компенсаторный эскапизм свидетельствует о неудачной попытке достичь когнитивного консонанса. В ходе попыток подавления диссонанса индивид может использовать практики пассивного и активного эскапизма, однако, до тех пор, пока факторы, приводящие к диссонансу, не будут выявлены, консонанс не наступит.

Стремление к эскапизму является существенной чертой современного общества. Высвобождение огромного количества свободного времени позво-

2014. Вып. 2 (14). Философия •

ляет индивиду задумываться о происходящем, тем самым конструируя новую субъективную реальность. Эскапизм как деятельность дает возможность изменять окружающий мир по своему желанию, закладывая в него новые смыслы. Таким образом, эскапизм — это не просто бегство от действительности, а осознанная деятельность, являющаяся залогом полноты человеческого бытия.

Библиографический список

1. Кикель П. Краткий философский словарь. URL: http://terme.ru/dictionary/176 (дата обращения: 13. 02.2014).

2. Куновская А. Эскапизм: причины, формы, следствия // Сноб. URL: http://www. snob.ru/profile/21807/print/35364 (дата обращения: 06.01.2014).

3. Кутузова Д. А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Материалы VIII Междунар. молодежного научного форума «Ломоносов — 2013». М. : МАКС Пресс, 2010. URL: http://www.centr-obrazovaniya.ru/ kutuzova.html (дата обращения: 18.06.2014).

4. Литинская Д. Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма // Вестник Ярославского педагогического университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 1, № 1. С. 308—311.

5. Мантов Р. Е. Виды эскапизма и современное искусство : на материале кинематографа. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 25.02.2014).

6. Толкиен Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Толкиен Дж. Приключения Тома Бом-бадила и другие стихи из Алой Книги : стихи и повести : пер. с англ. М., 1992. URL: http://fairypot.narod.ru/story/Tolkien.htm/ (дата обращения: 13.02.2014).

7. Труфанова Е. О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий // Философия и культура. 2012. № 3. С. 96—107.

8. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. URL: http://flogiston.ru/library/ festinger (дата обращения: 04.02.2014).

9. Фромм Э. Человек для самого себя. URL: http://www.e-reading.co.uk/ (дата обращения: 23.01.2014).

10. Что такое эскапизм. URL: http://psy-escapism.livejournal.com/ (дата обращения: 18.02.2014).

11. Эскапизм. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 11.02.2014).

12. Юнг К. Структура души. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/6653/ogl.shtml (дата обращения: 14. 01.2014).

13. Davis W. Fantasy : a Practical Guide to Escapism. London : Sidgwick & Jackson, 1985. 205 p.

14. Evans A. This Virtual Life : Escapism and Simulation in Our Media World. London : Fusion Press UK, 2001. 275 p.

15. Longeway J. L. The rationality of escapism and self-deception // Behavior and Philosophy. 1990. Vol. 18, № 2 (Fall/Winter). P. 1—20.

16. Tuan Y.-F. Escapism. Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 1998. 245 p.

17. Yahoo answers. URL: http://answers.yahoo.com/question/index (дата обращения: 13.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.