УДК 236
Е.Г. Якимова (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
8-906-533-08-95, e-mail: Helena183 @vandex.ru
ЭСХАТОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО
В работе осуществляется анализ представлений о конечности бытия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого на индивидуальном и всемирном уровнях эсхатологии.
Ключевые слова: эсхатология, конец, суд, воздаяние, смерть, мытарства, рай, ад, хилиазм
Лев Николаевич Толстой является не только одним из выдающихся русских писателей и мыслителей, но вместе с тем сложной, противоречивой и неоднозначной фигурой. В свое время на это обращал внимание русский писатель А.М. Горький, называя Л.Н. Толстого «самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XX столетия» [1]. Эти слова М.А. Горького можно назвать справедливыми во всех отношениях: сложна не только исключительная личность Л.Н. Толстого, эволюция его мировоззрения на протяжении долгого жизненного пути, сложно его огромное по своему диапазону и значению, богатейшее по своему содержанию и разнообразное по своим формам творчество. По мнению отечественного литературоведа
Н.Н. Гусева, оно насчитывает «сотни художественных и теоретических произведений самого разнообразного содержания, около десяти тысяч писем к разным лицам, дневники, которые он вел в течение 64 лет своей жизни...» [2, 4].
Особое место в творчестве Л.Н. Толстого занимают произведения религиозно-философской направленности, к каковым можно отнести «Исповедь» (1879-1882), «Исследование догматического богословия» (18791880), «В чем моя вера?» (1884), «Зачем я живу?» (1891-1895), «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий» (1880-1881), «Царство Божие внутри вас» (1893), «Христианское учение» (1894-1896), «Что такое религия и в чем сущность ее» (1901-1902), «О сознании духовного начала» (1903) и др. В данных произведениях переплетаются проблемы жизни и смерти, религии, веры, нравственности, общества, истории и т.д., которые никогда не потеряют своей актуальности и значимости. Неотъемлемым элементом ряда этих произведений является так же проблема «конца» - эсхатология, касающаяся не только конечности бытия отдельной человеческой личности, но и всего человеческого рода и мироздания в целом. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть эсхатологию в творчестве Л.Н. Толстого на двух уровнях: индивидуальном и всеобщем. На наш взгляд,
наиболее удачно это можно сделать на примере произведения «Исследование догматического богословия», в рамках которого осуществляется наиболее полное раскрытие и осмысление эсхатологической проблематики (часто с критических позиций) на основе текстов Священного Писания.
В рамках индивидуального уровня эсхатологии, акцентирующего внимание на немедленном посмертном суде и воздаянии, а так же на загробной жизни отдельной человеческой души, Л.Н. Толстой доказывает наличие Частного суда, который предваряет наступление Всеобщего суда во времена окончания мира. В качестве обстоятельства, предваряющего Частный суд, Л.Н. Толстой выделяет смерть человека, причиной которой является «грехопадение первого человека, а от первого человека мы все взяли эту привычку» [3].
Следует отметить, что у Л.Н. Толстого своеобразное отношение к смерти, которая предстает в его понимании не как главное зло, а всего лишь как одно из изменений, совершающихся с человеком: «... смерти нет, а есть ряд изменений, совершающихся со всеми нами, в числе которых одно из самых значительных есть смерть, и что изменения эти совершаются над всеми нами, - различно сочетаясь - одни прежде, другие после, - как волны» [4, 77]. Из этого положения можно сделать вывод, что жизнь не заканчивается со смертью. Таким образом, Л.Н. Толстой верит в жизнь после смерти и посмертную участь человеческой души, которая подвергается, как уже было отмечено выше, Частному суду. В качестве изображения Частного суда Л.Н. Толстой приводит учение о мытарствах. В этом отношении он отстаивает точку зрения, что после разлучения с телом душа человека на пути в высший мир проходит через воздушные пространства, где встречает падших духов. Эти духи останавливают душу во время ее пути к небу на разных мытарствах, припоминая тем самым различные грехи при жизни, стараясь всячески осудить ее. В это же время добрые ангелы, которые так же сопровождают души, припоминают противоположные грехам ее добрые дела и желают ее оправдать. Таким образом, мытарства рассматриваются Л.Н. Толстым как орудие Частного суда, который не творится непосредственно Богом над душой человеком.
Вообще понятие «суда» рассматривается Л.Н. Толстым как «известный процесс исследования и вытекающего из него возмездия, приписывается всеведущему и всеблагому богу» [3]. Однако, во время Частного суда Бог будет вершить возмездие и определять воздаяние в виде вознаграждения или наказания только душе человека без участия тела. Тем не менее, ни праведные, ни грешные души не получают совершенного воздаяния, ибо они находятся не в одинаковом состоянии и содержаться в разных местах.
Воздаяние праведников, по мнению Л.Н. Толстого, заключается в прославлении их 1) на небесах в церкви торжествующей; 2) на земле - в церкви воинствующей, состоящее в почитании святых, икон. Однако, касаясь вопроса о воздаянии праведников и их прославления как на небе, так и на
земле, Л.Н. Толстой не соглашается с тем, что слава и прославление должны занимать важное место в вероучении, ибо любовь к славе, по мнению мыслителя, является одним из самых мелких человеческих чувств. Награда праведникам должна состоять в созерцании Бога, успокоении, рае и т.д.
Воздаяние грешников же заключается в наказании их в аду, «в месте печали и скорби», куда они отходят после смерти и Частного суда. Однако, эти мучения не являются полными и совершенными, но лишь предначинательными. Кроме того, если кто-либо из грешников до смерти успел покаяться, но не успел принести плодов, достойных покаяния, то для него еще остается возможность облегчить свои страдания или освободится из ада. Все это возможно посредством молитв церкви и верующих и бескровной жертвы, совершаемой священнослужителем. Л.Н. Толстой подчеркивает, что все это может принести пользу умершему лишь в том случае, если он был верующим человеком, ибо «не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают для них что-либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал» [3]. Однако, Л.Н. Толстой считает, что главная причина, по которой церковь совершает эти молитвы об усопших, чисто материальная.
В рамках всемирного уровня эсхатологии, который акцентирует внимание на конечной судьбе мира и человечества, Л.Н. Толстой признает наступление «последнего дня» существования человеческого рода, во время которого должен состояться Всеобщий суд. Именно на этом суде будет решена окончательная участь людей. Определяя признаки наступления «последнего дня», Л.Н. Толстой выделяет следующие из них: 1)
распространение Евангелия Христова во всем мире; 2) необычайные успехи зла и явление на земле антихриста. Наиболее подробно Л.Н. Толстой останавливается на характеристике личности антихриста на основе текстов Священного Писания, замечая при этом, что она может быть приложена к разным личностям - Нерону, гностикам, римскому первосвященству, папству и т. д.
Следует отметить, что Л.Н. Толстой признавал наличие жизни после смерти, воздаяние и вечную жизнь, но отрицал загробную жизнь в смысле второго пришествия Христа, ада с вечными мучениями, «дьяволами» и рая как место постоянного блаженства. Тем не менее, он упоминает о событиях, которые должны совершиться в день Всеобщего суда, заостряя внимание на пришествии Иисуса Христа, который является Судьей живых и мертвых. В этот день должно произойти всеобщее и одновременное воскресение мертвых и изменение всех живых.
После этих событий должен начаться Всеобщий суд, который будет торжественный и открытый, строгий и страшный, решительный и последний. Данный суд будет состоять из Судьи, ангелов и всего человеческого рода, включая «дьяволов». Предметами суда будут являться человеческие мысли, слова и поступки. На данном суде будет оглашен приговор, праведники и грешники будут отделены друг от друга. Л.Н. Толстой замечает при этом, что
это воздаяние будет полным, совершенным и решительным. Определяя, в чем будут состоять вечные мучения грешников, Л.Н. Толстой заостряет внимание на различных степенях и вечности адских мучений. Он не обходит стороной и воздаяние праведников, которое будет заключаться в созерцании Бога, обращая так же внимание на различные степени и вечность блаженства праведников.
По итогам Всеобщего суда должно наступить Благодатное Царство Христа, то есть действительного освобождения от греха и смерти. Л.Н. Толстой является противником хилиазма, согласно которому за 1000 лет до конца мира Иисус Христос придет на землю, воскресит праведников и будет с ними царствовать 1000 лет.
Что касается самой кончины мира, то Л.Н. Толстой полагал, что она будет заключаться не в разрушении и уничтожении мироздания, а в изменении и обновлении его посредством огня. Здесь следует отметить, что Л.Н. Толстой не был эволюционистом, который хотел бы постепенного движения истории и мира к вожделенному концу, к Царству Божьему. Он хочет окончания мира и прекращение истории. Он не хочет продолжать жить в истории, которая покоится на безбожном законе мира, он хочет жить в природе, смешивая падшую природу, подчиненную злому закону истории, с природой преображенной и просветленной, природой божественной.
Таким образом, эсхатология является одним из ключевых моментов в творчестве Л.Н. Толстого. Более того, она так же является неотъемлемым элементом его жизни. Сам уход Л.Н. Толстого из семьи является эсхатологическим уходом, который полон глубокого смысла. В этом плане мы соглашаемся с мнением выдающегося русского философа Н.А. Бердяева, который в отношении эсхатологии Л.Н. Толстого полагал: «Он был духовным странником, он хотел им сделаться во всей своей жизни, что ему не удавалось. Но странник устремлен к концу. Он хотел выхода из истории, из цивилизации в природную божественную жизнь. Это есть устремление к концу...» [5, 221].
Литература
1. Горький, М.А. О С.А. Толстой [электронный ресурс] - URL: http://az.lib.ru/g/gorxkij m/text 0500.shtml (дата обращения 13.06.2012
г.)
2. Гусев, Н.Н. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1828 по 1855 год / Н.Н. Гусев. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - 694 с.
3. Толстой, Л.Н. Исследование догматического богословия
[электронный ресурс] - URL: http://az.lib.ru7t/tolstoj lew nikolaewich /text 0150. shtml (дата обращения 20.10.2010 г.)
4. Толстой, Л.Н. Исповедь. Тайный дневник / Л.Н. Толстой. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.
5. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: «Наука», 1990. - 528 с.
Ye.G. Yakimova
ESCHATOLOGY AS AN INTEGRAL PART OF LIFE AND CREATIVITY OF L.N. TOLSTOY
In work the analysis of ideas of a life extremity in life and L.N. Tolstoy's creativity at individual and world levels of an eskhatologiya is carried out.
Keywords: eschatology, the end, judgment, retribution, death, death ordeal, heaven, hell, chiliasm