Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. №1. С. 36-40.
УДК 1:316.3:291:23
ЭСХАТОЛОГИЯ И ПРОГРЕСС: ПРОБЛЕМА КОНЦА/НАЧАЛА ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Беляева Т.Н.
Статья посвящена философскому осмыслению представлений о христианской эсхатологии в аспекте ее влияния на историческое сознание и идею прогресса, лежащую в основании современной техногенной цивилизации. Рассматривается актуальность эсхатологических перспектив и идей как смыслообразующих моделей дальнейшего исторического развития человеческого общества.
Ключевые слова: эсхатология, техногенная цивилизация, прогресс, конец истории.
Целью настоящей публикации является рассмотрение концептов конца/начала истории в контексте техногенной цивилизации. На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнений то, что современная техногенная цивилизация находится в глобальном мировоззренческом кризисе. Разрушены мифы прошлого, все большую актуальность приобретает прогнозирование будущего. Актуальность данной проблемы обостряется вопросом о самой возможности дальнейшего исторического процесса.
В ХХ в. дискредитированы многие философские идеи, ставшие традиционными для европейской мысли, в частности, концепция единства истории, следствием чего философами и мыслителями различных отраслей знания был заявлен «конец истории». Отвергнув идею прогрессивного развития, человечество оказалось охвачено «постмодернистской ситуацией» - существованием в таком состоянии, когда уже все завершено, все случилось, произошло, и дальнейшее движение воспринимается крайне проблематичным.
Как пишет Бодрийяр: «...Вместо целенаправленного процесса, обладающего идеальным развитием, перед нами порождающие модели. Вместо пророчеств -«зафиксированная» программа.. В этой перемене нет ничего «недетерминированного»: в ней находит завершение длительный процесс, когда один за другим умерли Бог, Человек, Прогресс, сама история, уступив место коду, когда умерла трансцендентность, уступив место имманентности.» [1, с. 130]. Или у Слотердайка: «С тех пор как прогресс стал протекать самостоятельно, оптимизм относительно будущего превратился в процессуальную меланхолию. Мы больше не едем из Генуи в Новое время, мы движемся по ленточному конвейеру в нечто необозримое» [2]. Однако, Слотердайк считает, что культура модерна, перешедшая в постмодерн и понимающая сама себя как последнее время, не может перейти в нечто другое, до тех пор, пока ясно не представит свое будущее. Будущее, время после конца истории - открыто, это поле потенциальной актуализации неизвестных в настоящее время социальных проблем и заданий.
Сегодня главной задачей философии является поиск новых жизненных ориентиров, новых смыслов и ценностей существования человечества. Как писал Л. Гумилев: «Говорить о незаконченных процессах можно лишь в порядке
Эсхатология и прогресс: проблема конца/начала истории.
прогнозирования, а для последнего нужно иметь в руках формулу закономерности» [3, с. 26]. В.С. Степин указывает, что любая область человеческого познания опирается на так называемую «наглядно - образную компоненту», и философия, как основа мировоззрения, всегда обращается к наиболее общим культурным компонентам [4].
Эсхатология (с греческого - последнее учение) - религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Практически в любой религии существуют подобные описания конца света, глобальной катастрофы, которая ожидает человечество. У Иудеев оно дано в книге пророка Даниила, у христиан - в книге Откровения, у мусульман - в представлении о пришествии Махди и т. Однако, в процессе исторического развития эсхатология преодолевает узко религиозные рамки и становится определенным культурным и мировоззренческим понятием. В этом состоит актуальность исследования, связанная с рассмотрением эсхатологии как некой культурной универсалии, дающей перспективу для поиска новых возможностей развития личности, общества, для начала истории.
Для того чтобы выявить причины кризиса техногенной цивилизации, необходимо обратиться к рассмотрению ее социокультурных оснований. Непосредственной предпосылкой техногенной цивилизации явились прогрессивные идеи эпохи Возрождения, и последующие научно-технические революции. Сама же идея прогресса имеет свою историю формирования: она начинается, когда в процессе развития и усложнения человеческого сознания, мифологические представления трансформировались в историческое сознание, в результате чего сформировалась целостная картина мира, понимаемая как единый линейный процесс.
Карлом Ясперсом предложено понятие «осевое время», период примерно с 800 по 200 гг. до н.э., когда в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения. Это период серьезных социальных трансформаций и кризиса человеческого бытия, когда возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентального единого Бога. Именно с этого периода можно говорить о единой истории человечества. Начало такому поступательному движению истории было положено иудейскими пророчествами (Илии, Исайи и Второисайи), объединенными эсхатологическим восприятием исторического процесса, который охватывал прошлое, настоящее, и непременно конечное, завершающее будущее время [5, с. 76-83].
Николай Бердяев возникновение исторического сознания, также связывает с миссианско-эсхатологическим сознанием иудейских пророков, и повлиявшего на них персидского учения - Зароастризма: «Можно сказать, что мессианизм конструирует историческое. Философия истории имеет иранско-иудейские истоки. Учение о прогрессе 19 века, столь не христианское по своей внешности, имеет все те же истоки в мессианском ожидании» [6, с. 259].
Христианство интерпретировало узко национальную иудейскую эсхатологию. По сути, идея глобализации присутствует в христианстве, так как история в нем понимается как всемирный, универсальный наднациональный и надтерриториальный общечеловеческий проект, имеющий начало и завершение.
Христианство утверждает идею движения к будущему совершенству, идею нравственного прогресса, опирающегося на свободный выбор личности. История, на основании идеи прогресса и эсхатологии, наполняется смыслом и целью -
Беляева Т.Н.
человек, руководствующийся божьей волей, способен своими творческими усилиями преобразовать несовершенства существующего мира. Такое понимание истории соответствует концепции хилиазма, которая содержится в рамках эсхатологического учения и утверждает возможность светлого конца истории -наступление Тысячелетнего Царства на Земле.
Первые сообщества христиан ожидали конца света и наступления Царства Божьего уже в обозримом будущем, чего, естественно, не случилось. В дальнейшем, подобная безвременность пророчеств, неопределенность апокалипсического окончания истории, разочарование в скором наступлении божьего правосудия, привели к приоритету гуманистических и рационалистических ценностей и устремлений. Больше не ожидается наступление Царства Небесного, а осуществляются попытки построения Царства Земного. На основании хилиазма возникает жанр социальной утопии, главной идеей которого становится идея прогресса, идея построения свободного и справедливого социального общества. Слотердайк обращает внимание на то, что вся западноевропейская история была основана и воспринята мессианским - эсхатологическим, мышлением, которое обязательно направлено на ожидание достижения и окончания истории. Мессианским мышлением создавались все прогрессивные общественные теории модерна, и гуманистические, и социалистические и даже атеистические.
Социальные процессы XIX и XX вв., обнаружили явное несоответствие реальности оптимистическим, прогрессистским теориям. В современном мире произошла девальвация духовных ценностей, что повлияло на появление технократического стиля мышления. Опора на рациональность, науку и технику как условия преобразования мира, составляющие основу техногенной цивилизации, привели к зависимости жизнедеятельности человечества от технологий. Оказалось, что прогрессивные изменения в одной области сопровождаются регрессом в других, то есть, сведение прогресса к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом и ведет к деградации общества и человека. Таким образом, как пишет Ф. Фукуяма: «Современный пессимизм относительно возможности прогресса в истории был порожден двумя отдельными, но параллельными кризисами: кризисом политики двадцатого столетия и интеллектуальным кризисом западного рационализма» [7, с. 41].
Главной идеей, которая привела к построению техногенной цивилизации, была идея активного, деятельного преобразования этого мира, для удовлетворения необходимых, а затем и постоянно растущих потребностей. Природа стала объектом для покорения. Раскрывая законы природы, человек приобретал новые возможности. Такое же положение дел происходило и в социальной сфере - если человеческие возможности неограниченны, следовательно, построение идеального общества вполне реально. Изменяя мир, человек берет на себя функцию творца [8]. В эсхатологии эти события выносятся за пределы истории, после событий апокалипсиса. Именно в этом и состоит принципиальное заблуждение прогрессистов. Согласно эсхатологическому приданию, изначально было дано равноответственное пророчество, в котором всемогущество Божьей воли не вступало в противоречие с человеческой свободой. Отказавшись же от самой идеи некого нравственного ориентира выбора, человечество оказалось в кризисной, тупиковой ситуации постмодерна. Слотердайк обращает внимание на то, что современная западноевропейская цивилизация осуществляет нападки на
Эсхатология и прогресс: проблема конца/начала истории.
традиционное понимание христианства, и все чаще пытается воскресить языческие традиции, но, даже «прощаясь» с традиционным христианством, историческое мышление с его эсхатологией все же остается.
Можно ужасаться негативным проявлениям техногенной цивилизации, но в самом прогрессивном принципе лежит возможность изменений, как положительных, так и разрушительных, стоит отметить двойственность протекающих на сегодняшний день процессов. Так, с одной стороны, разрабатываются экологические направления, (применимые к политике, экономике, идеологии и т.д.), главным принципом подобных перспектив становится сотрудничество, сосуществование, коэволюция. В процессе изменения мира, человек рассматривается не как нечто внешнее, а как часть единого трансформирующегося процесса. С другой же стороны, происходит стремительное развитие науки в таких направлениях, как милитаризация, генная инженерия, трансплантология, клонирование и др. Критерий различия этих направлений очевиден, это последствия и сопутствующие процессы.
Совершенно очевидно, что современный человек не может обойтись без техники, однако, необходимо научиться осознанно и безопасно управлять технологическими процессами. Прогрессивные изменения должны протекать гармонично во всей системе, наряду с технологическим прогрессом необходимо должен прогрессировать человек, и такая возможность изменения человека заложена в эсхатологическом учении, как некий ориентир и принцип. Эсхатология предполагает дальнейшее нравственное совершенствование человека, которое является синонимом спасения и выживания. Это может произойти, как осознанный, рациональный выбор, или же подобная трансформация человеческого сознания может стать следствием необходимой эволюционной мутации, но пока все остается в рамках гипотетической возможности.
С точки зрения синергетики, для сложных, нелинейных систем, чем и является окружающий нас мир, всегда существует множество путей развития. Возникает трансгрессивная открытость, человек, как сложная система, выбирает будущее, и возможность такого выбора возрастает в точках бифуркации, в обострении нестабильности, в кризисной ситуации, пропорционально чему растет и мера человеческой ответственности. Если исходить из подобной перспективы, то кризисы - необходимые этапы в развитии общества и человека. Санислав Гроф называет современный процесс - «революцией в сознании», в которой он усматривает позитивный знак нашего времени и: «признак того, как человечество, как культурный и биологический вид, отвечает на угрозы и задачи, стоящие перед ним в эти решающие и интригующие времена» [9, с. 225]
Вывод. Какие бы изменения не происходили в техногенной цивилизации, в обществе и в человеческом сознании на данном этапе развития, все-таки оно сохраняет свою направленность, эсхатологическую историчность. Именно в кризисные времена, когда наука однозначно не может предсказать будущее, эсхатологическая открытость снова приобретает актуальность. Преодолев религиозные рамки, эсхатология остается полем для поиска и реализации намеченных перспектив. В этом и заключается парадокс, - эсхатологическое учение, как наличие постоянной возможности вобрало в себя все мыслимые вариации человеческого развития. Аллегории пророчеств дают возможность
Беляева Т.Н.
многовариантного прочтения и различной интерпретации событий. Поэтому эсхатология, как учение о грядущем, не может закончиться простой манифестацией «конца истории». Конец истории - это в конечном итоге достижение совершенства, идеала. Можно выразиться еще более буквально - если еще не наступило второе пришествие, и не произошло духовное преображение мира - значит это еще не конец. Актуальным сегодня остается и жанр утопии, понимаемый в качестве принципиально недостижимой цели, постоянно отдаляющегося горизонта, намечающего перспективы развития человеческого общества.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.
2. Слотердайк П. После истории [Электронный ресурс] / П. Слотердайк. - Режим доступа: http://www.politizdat.ru/article/103/.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 560 с.
4. Степин В.С. Экологический кризис и будущее цивилизации/ В.С. Степин // Хесле В. Философия и экология. М.: Изд-во АО «Ками», 1994. - 188 с.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
6. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря/ Сост. и послесл. П.В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - 383 с.
7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Френсис Фукуяма; пер. с англ. М.Б. Левина. - М., АСТ: Ермак, 2005. - 588 с.
8. Церковь, общество, культура в православном церковном Предании: Доклад на Совещании православных, лютеранских и реформаторских богословов в Нью-Йорке (ноябрь 1975 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthodox.zp.ua/?page_id=577.
9. Гроф С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М. Драчинского. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 248 с.
Булева Т.М. Есхатолопя та прогрес: проблема кшця/початку кторп в контекст техногенноК цивШзацй // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серiя: Фiлософiя. Культуролога. Полгголопя. Соцюлопя. - 2010. - Т.23 (62). - №1. - С. 36-40.
Головною метою статп е фшософське осмислення уявлень про християнську есхатологж>, II впливу на гсторичну свщомють та щею прогресу, яка е тдГрунтям сучасно! техногенно! цивМзацй. В стати розглядаеться актуальшсть есхатолоичних вдей, як сенсоутворюючих моделей подальшого юторичного розвитку людського сустльства.
Ключовi слова: есхатолога, техногенна цивтзащя, прогрес, юнець юторп.
Biliaieva T. Eschatology and progress: a problem of the end/beginning of the history in a context of a technogenic civilization // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2010. - Vol.23 (62). - №1. - P. 36-40.
The main aim of this article is the philosophical comprehension of representation about Christian eschatology in aspect of its influence on historical consciousness and the idea of progress lying in the basis of a modern technogenic civilization. In this article the actuality of eschatological perspectives and ideas as sense-made models of the future historical development of a human society is considered.
Keywords: eschatology, technogenic civilization, progress, the end of the history.
Поступило в редакцию 13.10.2009