Научная статья на тему 'ESG-ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ESG-ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-ФОНДЫ / ЗЕЛЁНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ООН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якуцени С. П.

Цель. Обобщение открытых материалов по формированию мировой ESG-политики, анализ этих материалов и выработка предложений по изменению российской ESG-политики в условиях, формируемых извне социально-политических рисков.Процедура и методы. Проведён детальный анализ нормативно-правовых документов по организационному оформлению ESG-повестки мировой политики и сравнительный анализ рыночной капитализации ведущих компаний мира. Даны оценка существующих процедур определения успешности ведущих компаний мира и определение применимости и полезности ESG управления в РФ.Результаты. Оптимальным для РФ является государственное ESG управление, через объективное исчисление полезности, стоимости каждого природного ресурса региона, страны, определение целесообразности его использования в текущем времени или планируемой перспективе, сравнение с эффективностью использования других природных ресурсов, обеспечение сохранения или восстановления благоприятной для граждан России окружающей среды и постоянное открытое разъяснение гражданам РФ принимаемых решений в области природопользования.Теоретическая и/или практическая значимость. Использование отработанного международного механизма ESG управления с внесением необходимых изменений в систему государственного управления РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND PUBLIC TRANSFORMATIONS

Aim. The purpose of the study is to summarize open materials on the formation of the global ESG policy, as well as to analyze these materials and develop proposals for changing the Russian ESG policy under conditions formed from outside socio-political risks.Methodology. Legal documents on the organizational design of the ESG agenda of world politics are analyzed in detail. Market capitalizations of the world’s leading companies are compared and existing procedures for determining their success are evaluated. Applicability and usefulness of ESG management in the Russian Federation are determined.Results. State ESG management is optimal for the Russian Federation. ESG management is implemented through an objective calculation of the utility and cost of each natural resource of a region and a country; through determining the feasibility of the natural resource use in the current time or in the planned future; through a comparison with the efficiency of using other natural resources; through ensuring the preservation or restoration of an environment favorable for Russian citizens; and through constant open explanation to the citizens of the Russian Federation of the decisions made in the field of nature management.Research implications. The paper shows the feasibility of using a well-developed international ESG management mechanism after necessary changes are introduced to the system of public administration of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ESG-ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

приглашение к дискусиии

УДК 323.2:502.3

DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-128-144

ESG-П0ЛИТИКA рйССММ В УСЛйВМЯХ СоциАЛЬно-оБЩЕСТВЕннЫХ

трансформаций

Якуцени С. П.

ООО «Геолэкспертиза»

105064, г. Москва, ул. Садовая-Черногрязская, д. 13/3, Российская Федерация Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина 119296, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 65, Российская Федерация Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

117997, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23, Российская Федерация Аннотация

Цель. Обобщение открытых материалов по формированию мировой ESG-политики, анализ этих материалов и выработка предложений по изменению российской ESG-политики в условиях, формируемых извне социально-политических рисков. Процедура и методы. Проведён детальный анализ нормативно-правовых документов по организационному оформлению ESG-повестки мировой политики и сравнительный анализ рыночной капитализации ведущих компаний мира. Даны оценка существующих процедур определения успешности ведущих компаний мира и определение применимости и полезности ESG управления в РФ.

Результаты. Оптимальным для РФ является государственное ESG управление, через объективное исчисление полезности, стоимости каждого природного ресурса региона, страны, определение целесообразности его использования в текущем времени или планируемой перспективе, сравнение с эффективностью использования других природных ресурсов, обеспечение сохранения или восстановления благоприятной для граждан России окружающей среды и постоянное открытое разъяснение гражданам РФ принимаемых решений в области природопользования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Использование отработанного международного механизма ESG управления с внесением необходимых изменений в систему государственного управления РФ.

Ключевые слова: ESG-фонды, зелёные облигации, рыночная капитализация, природопользование, природные ресурсы, охрана окружающей среды, ООН, устойчивое развитие, Российская Федерация

© ^ BY Якуцени С. П., 2023.

ESG POLICY OF RUSSiA iN THE CONTEXT OF SOCiAL AND PUBLiC TRANSFORMATiONS

S. Yakutseny

Geoexpertiza LLC

ul. Sadovaya-Chernogryazskaya 13/3-1, Moscow 105064, Russian Federation Gubkin University

Leninsky prosp. 65, Moscow 119296, Russian Federation

Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting

ul. Miklukho-Maklaya 23, Moscow 117997, Russian Federation

Abstract

Aim. The purpose of the study is to summarize open materials on the formation of the global ESG policy, as well as to analyze these materials and develop proposals for changing the Russian ESG policy under conditions formed from outside socio-political risks. Methodology. Legal documents on the organizational design of the ESG agenda of world politics are analyzed in detail. Market capitalizations of the world's leading companies are compared and existing procedures for determining their success are evaluated. Applicability and usefulness of ESG management in the Russian Federation are determined. Results. State ESG management is optimal for the Russian Federation. ESG management is implemented through an objective calculation of the utility and cost of each natural resource of a region and a country; through determining the feasibility of the natural resource use in the current time or in the planned future; through a comparison with the efficiency of using other natural resources; through ensuring the preservation or restoration of an environment favorable for Russian citizens; and through constant open explanation to the citizens of the Russian Federation of the decisions made in the field of nature management. Research implications. The paper shows the feasibility of using a well-developed international ESG management mechanism after necessary changes are introduced to the system of public administration of the Russian Federation.

Keywords: ESG funds, green bonds, market capitalization, environmental management, natural resources, environmental protection, UN, sustainable development, Russian Federation

Введение образом, прежние методы перехода

С 2020 г. происходит перепрошивка через кризис сильнейших путём по-

старых знаний в форму, удобную для требления слабейших к нужному ре-

восприятия людей, придерживающих- зультату не приводят: «Фазовый кризис

ся парадигмы «философии потребле- разделяет между собой фазы развития

ния». Это необходимо, т. к. именно в человечества. Сутью фазового кризиса

это время мировая система глобальной является столкновение социальной си-

экономики столкнулась как с финансо- стемы с фазовым барьером»2.

вым, так и фазовым кризисом1. Таким 2 ~ ГТТТТ

Переслегин С. Б. Не исключено, что нас ждут

новые «тёмные века», когда кризис превра-

1 Переслегин С. Б. Падение башен или раз- тится в норму существования [Электронный

говор о фазовом кризисе [Электронный ре- ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/

сурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v article/123001#comments123001 (дата обра-

=f29N5aEQySQ (дата обращения: 24.01.2023). щения: 24.01.2023).

V129;

ISSN 2712-7613^

При этом на рынке капитала, который является вершиной монетаризма, произошло обсуждение и принятие ESG-принципов. Созданные ESG-фонды стали стремительно множиться и наполняться деньгами. В 2018 г. такие фонды располагали 5 млрд долл. США, в 2020 г., несмотря на падение реальной экономики из-за последствий мер административного реагирования на COVID-19, к ранее созданным ESG-фондам добавились ещё 70 подобных структур с общим объёмом финансирования 51,1 млрд долл. США. К 2021 г. ESG-фонды получили уже 70 млрд долл. США, а в первом и втором кварталах 2022 г. -120 млрд долл. США. На июнь-июль 2022 г. глобальные устойчивые активы ESG-фондов составили около 2,5 трлн долл. США1.

Рынок капитала в условиях массового падения спроса, вызванного искусственным и резким снижением уровня жизни в большинстве стран мира, вынужден прекращать кредитование промышленного производства и переходить на «аварийные запасы» - государственные дотации. При этом конкуренцию кредитованию производства из государственных или над-государственных запасов составляет выпуск «зелёных облигаций», различных купонов, прямо связанных с оценкой ESG-политики корпораций, которая также опирается на монетарную поддержку государства или объединений государств, например, ЕС выделяет обширные льготные кредиты на

1 "Global Sustainable Fund Flows: Q2 2022 in Review," Morningstar Manager Research, July 28, 2022; Cathy Curtis, "Op-ed: While green investments are underperforming, investors need to remain patient," CNBC, March 28, 2022.

j >023 / № 1

«зелёную повестку». В результате такого распределения финансов компании производители продукции, технологий, логистических услуг, сырьевые компании, исходя из квази-монетар-ных методов оценки рыночной капитализации, вытеснены компаниями, управляющими социальными сетями, разработкой и продажей программного обеспечения и т. д.

Это приводит к таким казусам, что с точки зрения «безуглеродной повестки» начинают сравнивать по одной шкале непроизводственные компании Google, Microsoft с добычными, например, Saudi Arabian Oil Company, или перерабатывающими, например, мировым лидером по производству стали -China Baowu Steel Group Corporation Limited. Обсуждение реалистичности такого рода метода сравнения, выстраивания экономических индексов, оценки успешности выходит за рамки исследования, но весьма интересно.

Анализ показателей рыночной капитализации ведущих мировых компаний

Выполним анализ показателей рыночной капитализации ведущих мировых компаний за 2021 и 2022 гг. (табл. 1-2) для оценки их экономического значения в динамике.

Согласно материалам таблиц 1 и 2 и их сопоставления в таблице 3 мы видим усиление тенденции прирастания капиталами непроизводственных корпораций, фактически корпораций-посредников, не имеющих собственного производства. Исключение составляет рост рыночной стоимости компаний, связанных с медициной и гигиеной. Причины такого роста сформулированы в таблице 2.

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

Таблица 1 / Table 1

Рыночная капитализация 10 ведущих компаний мира на март 2021 г. / Market capitalization of the top 10 companies in the world, as of March 2021

№ Компания Характеристика PwC

1. Saudi Aramco Saudi Aramco была включена в рейтинг ведущих компаний мира по уровню рыночной капитализации и заняла первое место после проведения крупнейшей в истории сделки IPO в декабре 2019 г. Рыночная капитализация компании оценивается в 1 602 млрд долл. США

2. Microsoft Рыночная капитализация Microsoft оценивается в 1 200 млрд долл. США

3. Apple Несмотря на снижение показателя в размере 2 204 млрд долл. США (14%) в период с декабря 2019 г. по март 2020 г. рыночная капитализация Apple - 1 113 млрд долл. США

4. Amazon Стоимость Amazon составила 971 млрд долл. США на 31 марта 2020 г., но с тех пор уже превысила отметку в 1 трлн долл. США. Этому способствовало повышение спроса на онлайн-покупки из-за установления ограничений на передвижение граждан в рамках принятия мер по сдерживанию распространения COVID-19

5. Alphabet (Google) Рыночная капитализация - 799 млрд долл. США.

6. Alibaba Рыночная капитализация - 522 млрд долл. США

7. Facebook Рыночная капитализация - 475 млрд долл. США

8. Tencent Рыночная капитализация - 469 млрд долл. США

9. Berkshire Hathaway Рыночная капитализация - 443 млрд долл. США

10. Johnson&Johnson Рыночная капитализация - 346 млрд долл. США

Источник: составлено автором по материалам PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/audit-assurance/publications/global-top-100-companies.htm (дата обращения: 20.02.2022)

Таблица 2 / Table 2

Рыночная капитализация 10 ведущих компаний мира на декабрь 2022 г. / Market capitalization of the top 10 companies in the world, as of December 2022

№ Компания Характеристика PwC

1. Apple Apple вернула себе первое место в списке. Рыночная капитализация составляет 2,1 трлн долл. США (по состоянию на 21 декабря 2022 г.)

2. Microsoft После ряда трудных лет, в т. ч. 2007 и 2013 гг., Microsoft удерживает позицию второй самой дорогой компании мира. Рыночная капитализация Microsoft на декабрь 2022 г. составляет 1,8 трлн долл. США. Впрочем, планы компании были более амбициозны, в соответствии с ними в 2021 г. рыночная капитализация Microsoft должна была превысить 2 трлн долл. США, что не случилось и к концу 2022 г.

3. Aramco Aramco - собственность саудовской монархии, крупнейшая мировая нефтяная компания, ранее собственность США (до 1972-1974 гг.). Рыночная капитализация Aramco составляет 1,8 трлн долл. США (на 21 декабря 2022 г.)

visy

№ Компания Характеристика PwC

4. Alphabet (Google) С августа 2015 г. Google (теперь Alphabet) стала одной из самых успешных мировых компаний. Поисковая система превратилась в глобальную веб-империю. В декабре 2022 г. рыночная капитализация Alphabet составила 1,16 трлн долл. США

5. Amazon Amazon появился в 1994 г., когда основатель компании Д. Безос поставил цель стать крупнейшим в мире ритейлером и достиг этой цели. Кроме того, Amazon принял активное участие в гонке информационно-сетевых корпораций, копируя стратегии Apple и Microsoft, меняя структуру бизнеса за счёт новых товарных марок: Amazon Music, Amazon Web Services, электронных книг (Kindle), умных колонок (Echo) и т. д. Создав Amazon Prime, он присоединился к волне потоковых платформ. Рыночная капитализация на 21 декабря 2022 г. оценивается в 869,08 млрд долл. США

6 Berkshire Hathaway Berkshire Hathaway (владелец Warren Buffett) принадлежат доли во многих корпорациях мира, например: Apple, Bank of America, Coca-Cola, Wells Fargo, American Express и др. Рыночная капитализация на 21 декабря 2022 г. составляет 666,19 млрд долл. США

7. UnitedHealth Group UnitedHealth Group - вторая по размеру выручки компания в сфере здравоохранения в мире. Здравоохранение является государственно защищённым сектором экономики. Спрос на медицинские услуги и медикаменты, с учётом неадекватного административного реагирования на COVID-19, не только не снижается, но и, напротив, растёт, по принципу «чем хуже, тем лучше», в зависимости от экономической ситуации. Рыночная капитализация UnitedHealth Group составляет 486,38 млрд долл. США по состоянию на 21 декабря 2022 г.

8. Johnson & Johnson Johnson&Johnson входит в десятку крупнейших компаний мира. Она, по принципам государственной защищённости, сходна с UnitedHealth Group. Любой кризис приводит к подорожанию и увеличению спроса на её продукты. Рыночная капитализация Johnson&Johnson по состоянию на 21 декабря 2022 г. составляет 459,29 млрд долл. США

9. Tesla Tesla основана в 2003 г. Рыночная капитализация Tesla составляет 435,14 млрд долл. США по состоянию на 21 декабря 2022 г. В мае 2022 г. Tesla занимала 7 место со стоимостью почти 1 трлн долл. США

10. Visa В 1958 г. Bank of America представил кредитную карту BankAmericard, таким образом была организована компания Visa. 1980-е и 1990-е гг. наиболее важны для международной экспансии банковского продукта Visa, с этого времени его принимают банкоматы практически по всему миру. Рыночная капитализация Visa - 423,32 млрд долл. США по состоянию на 21 декабря 2022 г.

Источник: Mora C. C., What are the Top 10 Most Valuable Companies in the World 2023? [Электронный ресурс]. URL: https://admiralmarkets.com/education/articles/shares/

most-valuable-companies (дата обращения: 20.02.2022).

Таблица 3 / Table 3

Сравнение показателей рыночной капитализации 10 ведущих компаний мира на декабрь 2022 и март 2021 г. / Comparison of the market capitalization of the top 10 companies in the world, December 2022 and March 2021

Декабрь 2O22 г. Март 2O2l г.

1. MICROSOFT (MSFT) 1. SAUDI ARAMCO

2. ARAMCO 2. MICROSOFT

3. ALPHABET (GOOGLE) (GOOG) 3. APPLE

4. AMAZON (AMZN) 4. AMAZON

5. BERKSHIRE HATHAWAY (BRKB) 5. ALPHABET (GOOGLE)

б APPLE (AAPL) б ALIBABA

7. UNITEDHEALTH (UNH) 7. FACEBOOK

s. JOHNSON&JOHNSON (JNJ) s. TENCENT

9. TESLA (TSLA) 9. BERKSHIRE HATHAWAY

10. VISA (V) 10. JOHNSON&JOHNSON

Источник: составлено автором

Тем не менее «зелёная повестка» прямо на наших глазах формирует принципиально новые и вполне вещественные рынки: «зелёная» безуглеродная энергетика (ранее мы её называли «возобновляемой»); глубокая переработка углеводородов и извлечение из них попутных полезных компонентов (раньше это являлось «рациональным недропользованием»), развитие транспорта на альтернативных видах энергии (электромобили и пр.).

На данном рынке у России открываются прекрасные возможности. РЖД активно разрабатывает и готовит внедрение гибридных и аккумуляторных локомотивов. Гибридный локомотив экономичнее классического на 27%, а полностью аккумуляторный - на 30%1. Ряд решений железнодорожной отрасли применим и для автомобильного транспорта, тем более что СССР

1 Альтернативная энергия на транспорте: настоящее и будущее // Россконгресс: [сайт]. URL: https://roscongress.org/news/alterna-tivnaja-energija-na-transporte-nastojaschee-i-buduschee/ (дата обращения: 20.02.2022).

обладал первоклассным научно-практическим заделом в области электротранспорта и водородной энергетики -от автомобилей до авиации. То есть игнорировать Б80-политику - это совершать экономическое, социальное и политическое самоубийство или, как сейчас бы это назвали, полностью пренебречь Б80-принципами.

Итак, Б80-факторы в перспективе 5-10 лет будут определять условия инвестирования. Но промышленность РФ таким образом попадает в собственную инвестиционную ловушку: в России нет единых правил и установленных понятий в области Б80-отчётности, Б80-рейтингов, наконец, общих стандартов Б80-оценки компаний. В этом вопросе бизнесу требуется государственная поддержка, регулятивная помощь, т. е. установка общих, справедливых и понятных внутреннему рынку правил оценки деятельности компаний с точки зрения выполнения принципов Б80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранный капитал давно и планомерно готовился к такого рода пере-

Vi«;

ходу. Вероятно, первым документом на пути к выработке новых правил глобального инвестирования, увязанных с «зелёной» повесткой», была принятая на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро

Таблица 4 / Table 4

3-14 июня 1992 г «Повестка дня на XXI век»1.

Дальнейшее организационное оформление капитализации мировой Б80-повестки отражено в таблице 4.

Организационное оформление мировой ESG-повестки / Organizational design of the global ESG agenda

№ год Документ и/или программа

1. 1992 «Повестка дня на XXI век»

2. 1997 Глобальная инициатива по отчётности (GRI) в области устойчивого развития (отражены глобальные инициативы, единые стандарты и рекомендации нефинансовой отчетности компаний). Международная независимая организация по стандартизации, стандарты отчётности которой считаются наиболее широко используемыми стандартами для отчётности о воздействии на ESG во всём мире и были разработаны при участии многих заинтересованных сторон. GRI обеспечивает стандарты раскрытия информации, позволяющие компаниям сообщать о своём влиянии на критически важные вопросы устойчивого развития, такие как: изменение климата, права человека, управление и социальное благополучие. GRI фокусируется на разработке стандартов и руководств для продвижения устойчивого развития, гармонизации ландшафта устойчивого развития, обеспечения эффективной и действенной отчётности в области устойчивого развития и обеспечения эффективного использования информации об устойчивом развитии для повышения производительности2

3. 2000 CDP Global (ранее Carbon Disclosure Project) - международная некоммерческая организация, которая создала платформу для раскрытия экологической информации, собирающая стандартизированную информацию от компаний об изменении климата и использовании природных ресурсов, таких как вода и мягкие товары. Платформа предназначена для того, чтобы позволить компаниям, городам, штатам и регионам измерять и управлять рисками и возможностями, связанными с изменением климата, водной безопасностью и обезлесением, с целью побудить инвесторов, компании и местные / региональные органы власти сделать выбор, необходимый для устойчивого развития экономики3

4. 2006 Совет по стандартам раскрытия информации об экологических и природных аспектах деятельности организаций (CDSB)4

5. 2006 PRI - международная ассоциация ответственного инвестирования, созданная как партнёр Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (сотрудничество между Программой ООН по окружающей среде и частным финансовым сектором) и Глобального договора ООН (инициатива многостороннего лидерства)5

Повестка дня на XXI век // ООН: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 11.06.2022).

Руководство по отчётности в области устойчивого развития. Global Reporting Initiative. [Электронный ресурс]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://rspp. ru/12/11938.pdf (дата обращения: 11.06.2022).

Carbon Disclosure Project: [сайт]. URL: https://www.cdp.net/ (дата обращения: 11.06.2022). Climate Disclosure Standards Board: [сайт]. URL: https://www.cdsb.net/ (дата обращения: 11.06.2022). Principles for Responsible Investment: [сайт]. URL: https://www.unpri.org/ (дата обращения: 11.06.2022).

2

№ год Документ и/или программа

6. 2007 Совет по стандартам раскрытия информации о климате (СЭ8Б) - международный консорциум деловых и экологических НПО, который предлагает основу для представления экологической информации с такой же строгостью, что и финансовая информация1

7. 2010 Международный совет по интегрированной отчётности (ИЯС) - глобальная коалиция регулирующих органов, инвесторов, компаний, разработчиков стандартов, бухгалтерских фирм, учёных и НПО. ПЯС создал интегрированную систему отчётности, которая помогает компаниям составлять краткий, ориентированный на инвесторов отчёт, в котором анализируются результаты деятельности и перспективы эмитента через призму 6 «капиталов» (финансовых, производственных, человеческих, естественных, интеллектуальных, социальных)2.

8. 2011 Совет по стандартам учёта в области устойчивого развития (вЛвБ) издаёт стандарты учёта в области устойчивого развития, чтобы помочь публичным компаниям раскрывать инвесторам существенную и полезную для принятия решений информацию Е8С в их обязательных документах, в зависимости от отрасли, в соответствии с представлением о том, что в соответствии с существующим законодательством существенная информация должна быть раскрыта. В настоящее время вЛвБ предлагает 77 различных отраслевых стандартов3

9. 2011 Европейской комиссией утверждена Директива по нефинансовой отчётности для крупных компаний. Директива обязывает компании раскрывать информацию по социальному и экологическому воздействию на окружающую среду. В 2021 г. Европейская комиссия утвердила обновлённую версию директивы, которая предполагает введение единого формата по нефинансовой отчётности4

10. 2015 Цели устойчивого развития ООН (ЦУР), принятые на Генеральной Ассамблее ООН определяют общие глобальные цели человечества и рассматриваются как основа для формирования и определения приоритетов бизнес-стратегии и связанной с ней отчётности. Со временем они включаются во всё большее число структур оценки Е8С5

11. 2015 Целевая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (ТСББ) - предварительное условие для финансовых компаний не только для управления климатическими рисками и их оценки соответствующим образом, но также для принятия решений о кредитовании, инвестициях или страховании6

Climate Disclosure Standards Board: [сайт]. URL: https://www.cdsb.net/ (дата обращения: 11.06.2022).

International Integrated Reporting Counci: [сайт]. URL: https://www.integratedreporting.org/ (дата обращения: 11.06.2022).

Sustainability Accounting Standards Board [сайт]. URL: https://www.sasb.org/ (дата обращения: 11.06.2022).

Document 52021PC0189. Directive of the European parliament and of the council amending Directive 2013/34/EU, Directive 2004/109/EC, Directive 2006/43/EC and Regulation (EU) No 537/2014, as regards corporate sustainability reporting. European Commission [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021PC0189 (дата обращения: 11.06.2022).

17 целей для преобразования нашего мира // ООН: [сайт]. URL: https://www.un.org/sustaina-bledevelopment/ru/; Do you know all 17 SDGs? [сайт]. URL: https://sdgs.un.org/ru/goals (дата обращения: 12.06.2022).

Раскрытие финансовой информации, связанной с климатом, в основной отчетности структур: передовой опыт и основные проблемы Записка секретариата ЮНКТАД // ООН: [сайт]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://unctad.org/system/files/official-document/ciiisard94_ru.pdf (дата обращения: 12.06.2022); Раскрытие финансовой информации, связанной с климатом, в основной отчетности структур: передовой опыт и основные проблемы // ООН. [сайт]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://unctad.org/ system/files/official-document/ciiisard98_ru.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

ViBsy

2

4

5

№ год Документ и/или программа

12. 2017 Выпуск рекомендаций в отношении добровольного раскрытия информации о финансовых рисках компаний, которые возникают в связи с глобальным изменением климата (TCFD). Создана Группа по регулированию «зелёной» экономики (NGFS), в которую входят 83 центральных банка и другие органы финансового надзора1

13. 2019 ESG-карта (ESG Ecosystem Map), в которой были объединены все важнейшие ESG-инициативы. Публикация 6 принципов ответственного банковского дела, которые направлены на обеспечение единой основы для развития устойчивой банковской отрасли Программа ООН по окружающей среде (UNEP FI). Принципы определяют роль и ответственность банковского сектора в формировании устойчивого будущего в соответствии с целями ООН в области устойчивого развития, а также в соответствии с Парижским соглашением по климату 2015 г.2

14. 2021 Деятельность всех участников финансового рынка в ЕС должна соответствовать постановлению о раскрытии информации об устойчивом финансировании (SFDR). По инициативе UNEP FI организована новая ассоциация для финансового сектора Net Zero Banking Alliance. На январь 2022 г. Альянс объединяет более 100 банков, представляющих более 40% мировых банковских активов мира, которые к 2050 г. намерены привести свои инвестиционные портфели в соответствии с нулевыми выбросами На встрече SFSG со странами G20 обсуждалась разработка многолетней дорожной карты по устойчивому финансированию с целью рассмотрения основных препятствий и ключевых действий в направлении устойчивого развития для стран G203

Источник: составлено автором

Анализ ББС-политики в России

Российская Федерация, несмотря на передовые позиции в области рационального природопользования и реализованных проектов в области возобновляемых энергетических ресурсов, вплоть до 1987 г., в силу известных причин, утратила самостоятельную политику рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. До сих пор РФ существует и работает в русле международных проектов, например, Всемирной торговой организации;

Всемирной организации интеллектуальной собственности; Европейской организации по ядерным исследованиям и международным программам Объединённого института ядерных исследований; Международной организации труда; Международного олимпийского комитета; наукометрической платформы Web of Science, наконец, образовательных платформ Coursera и EdX, и не является ни лидером, ни стороной, отстаивающей свои интересы. С 24 февраля 2022 г. РФ, её предприятия и граждане полностью

1 Network of Central Banks and Supervisors for Greening the Financial System (NGFS) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ngfs.net/en (дата обращения: 12.06.2022); Network for Greening the Financial System Technical document. A sustainable and responsible investment guide for central banks' portfolio management October 2019 [Электронный ресурс]. URL: chrome extension://efai dnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.ngfs.net/sites/default/files/medias/documents/ngfs-a-sustainable-and-responsible-investment-guide.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

2 ESG Ecosystem Map. The World Economic Forum 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://widgets. weforum.org/esgecosystemmap/index.html#/ (дата обращения: 12.06.2022).

3 Net-Zero Banking Alliance. United Nations Environment Programme Finance Initiative. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unepfi.org/net-zero-banking/ (дата обращения: 12.06.2022).

изолированы от любого кредитования со стороны стран G20 и любой технологической поддержки.

Тем не менее русский капитал оказался вполне подготовлен к переходу на проекты, соответствующие ESG-политике. В России стали появляться учебные и научные публикации по данной проблематике [1-5]. И это движение, пусть и с определённой и вполне объяснимой инерцией. Россия - природоресурсно и технологически обеспеченная страна, имеет свою историю.

Проследим хронологию отечественных ESG-проектов последних лет:

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.

- Декабрь 2018 г. «Ресурсосбережение ХМАО» завершило размещение на Московской бирже выпуска облигаций серии «01» в количестве 1,1 млн штук общей номинальной стоимостью 1,1 млрд руб. Выпуск облигаций, согласно Независимому заключению о выпуске зелёных облигаций (Green Bond Second Opinion) от рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH, полностью соответствует Принципам зелёных облигаций (Green Bond Principles 2018 г.). Данный выпуск облигаций в 2019 г. был включён в международный реестр зелёных бондов - базу данных Environmental

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 12.06.2022).

Finance Bond Database. В мае 2019 г. Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) включила выпуск ООО «Ресурсосбережение ХМАО» в базу данных экологических, социальных и устойчивых облигаций - Green, Social and Sustainability bonds database, а верификатора данного выпуска - европейское рейтинговое агентство RatingAgentur Expert RA GmbH - в международный реестр External Review Service Mapping, содержащий информацию о верификаторах выпусков зелёных социальных облигаций и облигаций устойчивого развития2.

- В мае 2019 г. RZD Capital Plc, дочерняя компания ОАО «РЖД», разместила зелёные еврооблигации объёмом 500 млн евро для финансирования и рефинансирования кредитов «приемлемых зелёных проектов», в числе которых - приобретение пассажирских поездов «Ласточка» и электровозов. Ведущий мировой поставщик исследований, рейтингов и данных по ESG Sustainalytics выдал заключение о соответствии Политики зелёных облигаций (Green Bond Framework) компании принципам зелёных облигаций3.

2 19 декабря 2018 года компания «Ресурсосбережение ХМАО» разместила на Московской бирже выпуск облигаций серии 01 в количестве 1,1 млн штук общей номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей. ООО «Ресурсосбережение ХМАО» стало первым эмитентом зеленых облигаций в России на основе Green Bond Principle ICMA. Компания получила second opinion от европейского рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH.

3 Центр INFRAGREEN включил в Реестр зеленых и социальных облигаций выпуски РЖД и Банка «Центр-инвест» // InfraGreen: [сайт]. URL: https://infragreen.ru/news/134940 (дата обращения: 12.06.2022).

Visу

- В ноябре 2019 г. банк «Центр-инвест» разместил биржевые облигации серии «БО-001Р-06» на сумму 250 млн руб. на Московской бирже для финансирования и рефинансирования кредитов для реализации энергоэффективных проектов, развития возобновляемых источников энергии и экологически чистого транспорта на юге России. В 2020 г. выпуск был погашен. Как сообщил банк, экологический эффект от первого зелёного выпуска равен сокращению ежегодного количества выбросов СО2 на 4,6 тыс. т, что эквивалентно высадке 187 000 деревьев1.

- В декабре 2019 г. компания «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» разместила выпуск биржевых зелёных облигаций серии «001Р-06» на общую сумму 500 млн руб. на Московской бирже. Облигации размещены для финансирования модернизации торговых и многофункциональных центров, внедрение энергосберегающих и экологических технологий в рамках Инвестиционной «Программы РЕ» в Москве. Заключение

0 соответствии выпуска облигаций принципам зелёных облигаций ICMA выдал «Эксперт РА»2.

- В феврале 2020 г. ООО «СФО РуСол 1» разместило 3 выпуска зелё-

1 Банк «Центр-инвест» завершил размещение «зеленых» облигаций на 250 млн рублей // Финмаркет: [сайт]. URL: http://www. finmarket.ru/bonds/news/5117977 (дата обращения: 12.06.2022).

2 АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» разместило дебютный выпуск «зеленых» облигаций на сумму 500 млн рублей // Гарант-Инвест: [сайт]. URL: https:// www.garant-invest.ru/news/ao-kommercheskaya-nedvizhimost-fpk-garant-invest-razmestilo-de-byutnyy-vypusk-zelenyh-obligaciy-na-summu-500-mln-rubley (дата обращения: 12.06.2022).

ных облигаций на сумму 5,7 млрд руб. на Московской бирже в целях рефинансирования банковских кредитов, выданных ООО «Солар системс» на цели строительства двух солнечных электростанций (СЭС) в Астраханской области. Европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe выдало заключение о соответствии выпусков зелёных облигаций ООО «СФО РуСол 1» Принципам зелёных облигаций ICMA3.

- В марте 2020 г. RZD Capital Plc, дочерняя компания ОАО «РЖД», разместила зелёные еврооблигации объёмом 250 млн швейцарских франков в рамках Политики зелёных облигаций (Green Bond Framework), заключение о соответствии принципам зелёных облигаций которой выдал Sustainalytics в мае 2019 г. Поступления от размещений зелёных выпусков РЖД планирует использовать для финансирования зелёных проектов, в числе которых -приобретение электровозов или электричек, в частности, скоростных электропоездов «Ласточка»4.

- В июне 2020 г. ООО «СФО Социального развития» разместило 3 выпуска социальных облигаций классов «А», «Б» и «М» на сумму 3,21 млрд руб., 1,8 млрд руб. и 0,56 млрд руб. на Московской бирже в целях секью-

3 Компания СФО «РуСол 1» завершила размещение на Московской бирже зеленых облигаций общим объемом 5,7 млрд рублей // InvestInfra: [сайт]. URL: https://investinfra. ru/novosti/kompaniya-sfo-%C2%ABrusol-1%C2%BB-zavershila-razmeshhenie-na-mosk-ovskoj-birzhe-zelenyx-obligaczij-obshhim-obe-mom-57-mlrd-rublej-.html (дата обращения: 12.06.2022).

4 РЖД первой в России разместила «зеленые» бонды в швейцарских франках // Ведомости: [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/busi-ness/news/2020/03/05/824589-rzhd-zelenie-bondi (дата обращения: 12.06.2022).

ритизации прав по кредиту и займу, предоставленным компании ООО «Газэнергомонтаж» в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) по созданию объектов дошкольного, общего и дополнительного образования и культуры в Республике Саха (Якутия). Подтверждение о соответствии выпусков принципам социальных облигаций получено от «Эксперт РА»1.

- В сентябре 2020 г. ОАО «РЖД» разместило первые в России зелёные бессрочные облигации на сумму 100 млрд руб. на Московской бирже. Облигации размещены с целью финансирования зелёных проектов, а также рефинансирования понесённых затрат по зелёным проектам в соответствии с Концепцией финансирования проектов устойчивого развития, и которые удовлетворяют основным положениям утверждённой Экологической стратегии на период до 2020 г. и перспективу до 2030 г. «Эксперт РА» подтвердил, что выпуск соответствует принципам зелёных облигаций (GBP) Междунар одной ассоциации рынков капитала (ICMA) и положениям Методических рекомендаций по развитию инвестиционной деятельности в сфере зелёного финансирования в Российской Федерации ВЭБ РФ2.

- 9 декабря 2020 г. коммерческий банк «Центр-Инвест» разместил вто-

1 СФО «Социального развития» разместило выпуски облигаций классов «А», «Б» и «М» на общую сумму 5,57 млрд рублей // CbondS: [сайт]. URL: https://cbonds.ru/news/1259825/ (дата обращения: 12.06.2022).

2 РЖД завершили размещение бессрочных «зеленых» облигаций объемом 100 млрд рублей // Финмаркет: [сайт]. URL: http://www. finmarket.ru/bonds/news/5323746 (дата обращения: 12.06.2022).

рой выпуск зелёных облигаций на сумму 300 млн руб. на Московской бирже для финансирования проектов, направленных на повышение энергоэффективности сельскохозяйственной техники. Рейтинговое агентство «АКРА» подтвердило соответствие проектов, планируемых к рефинансированию за счёт привлекаемых от выпуска зелёных облигаций средств, международно-признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зелёного» финансирования, а также Стандартам эмиссии, утверждёнными Положением Банка России от 19.12.2019 г. № 706-П. Кроме того, «АКРА» подтвердило соответствие выпуска «Центр-Инвест» методическим рекомендациям ВЭБ РФ3.

- 10 декабря 2020 г. RZD Capital Plc, дочерняя компания ОАО «РЖД», разместила первые социальные еврооблигации на сумму 25 млрд руб. Средства от размещения будут направлены на финансирование и рефинансирование расходов, связанных с реализацией социальных проектов, которые включены в Концепцию финансирования социальных проектов ОАО «РЖД», в т. ч. проекты повышения транспортной доступности, предоставления медицинских и образовательных услуг и др. Подтверждение о соответствии было предоставлено компанией Sustainalytics, ведущим независимым экспертом и рейтинговым агентством в сфере ESG4.

3 Банк «Центр-инвест» выпускает новые зелёные облигации // Банк «Центр-инвест»: [сайт]. URL: https://www.centrinvest.ru/about/press-releases/36429 (дата обращения: 12.06.2022).

4 «РЖД» разместили биржевые облигации на 25 млрд рублей // Финам: [сайт]. URL: htt-ps://bonds.finam.ru/news/item/-rzd-razmesti-li-birzhevye-obligatsii-na-25-mlrd-rubley (дата обращения: 12.06.2022).

- 28 декабря 2020 г. АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» начало размещение второго выпуска зелёных облигаций на сумму 500 млн руб. Компания планирует использовать средства, полученные в рамках выпуска облигаций, для финансирования строительства многофункционального комплекса West Mall площадью 27 360 м2 в Москве. Строительство комплекса относится к зелёному строительству, основная задача которого - снижение потребления материальных ресурсов будущим зданием (энергии, воды) на протяжении всего жизненного цикла сооружения: от выбора участка под застройку, проектирования и производства строительных работ до эксплуатации, ремонта и сноса сооружения. Подтверждение о соответствии выпуска принципам зелёных облигаций получено от «Эксперт РА»1.

- Март 2020 г. Минэкономразвития России подготовлен проект стратегии долгосрочного развития России, в котором рассматриваются 3 сценария декарбонизации российской экономики, в т. ч. энергетики2.

1 АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» завершило размещение своего второго выпуска зеленых облигаций // Гарант-Инвест: [сайт]. URL: https://www. garant-invest.ru/news/ao-kommercheskaya-nedvizhimost-fpk-garant-invest-zavershilo-razmeshchenie-svoego-vtorogo-vypuska-ze-lenyh-obligaciy (дата обращения: 12.06.2022).

2 Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года // Правительство РФ: [сайт]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindm-kaj/http://static.government.ru/media/files/ ADKkCzp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

- Июнь 2020 г. Россия представляет ООН свой первый добровольный национальный обзор достижения 17 ЦУР, включающий в себя экономическую, экологическую и социальную сферы. Данный обзор также освещает инициативы по реализации повестки в области ЦУР до 2030 г.3

- Июнь 2020 г. были запущены торги первого российского биржевого паевого инвестиционного фонда, сформированного ООО «РСХБ Управление Активами» в соответствии с принципами ответственного инвестирова-ния4.

- Август 2020 г. Минэкономразвития России подготовило проект концепции о российской системе обращения углеродных единиц. Данный проект является первым в России по системному рассмотрению регулирования климатических проектов5.

- Ноябрь 2020 г. утверждение Минэкономразвития России в качестве координатора вопросов развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в т. ч. зелёного) развития Российской Федерации, включая определение целей и основных направлений устойчивого развития при разработке критериев проек-

3 Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/content/ documents/26421VNR_2020_Russia_Report_ Russian.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

4 Раскрытие информации // РСХБ. Управление активами: [сайт]. URL: https://rshb-am.ru/ disclosure/ (дата обращения: 12.06.2022).

5 Минэкономразвития подготовило проект концепции системы климатических проектов // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/ekono-mika/9272519 (дата обращения: 12.06.2022).

тов развития и требований к системе верификации проектов развития1.

- Ноябрь 2020 г. ВЭБ РФ утверждён Правительством РФ в качестве методологического центра в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (в т. ч. зелёного) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в России. В перечень его обязанностей входит взаимодействие с организациями, входящими в систему ООН2.

- Декабрь 2020 г. Минэкономразвития России сформирован экспертный совет по устойчивому развитию, в который входят 30 ведущих российских и зарубежных компаний3.

- Декабрь 2020 г. ПАО КБ «Центр-Инвест» разместил выпуск зелёных облигаций объёмом 300 млн руб., который стал первым в России титулованным выпуском зелёных биржевых облигаций, соответствующим россий-

1 Паспорт проекта «Об утверждении Критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://regula-tion.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#sear ch=%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0 %B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D 0%B3%D0%BE%20&npa= 115943 (дата обращения: 12.06.2022).

2 Правительство утвердило ВЭБ.РФ в качестве методического центра в области зелёного финансирования // ВЭБ.РФ: [сайт]. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/press-tsentr/46491/ (дата обращения: 12.06.2022).

3 В Минэкономразвития России создан экс-

пертный совет по устойчивому развитию. Экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого

развития» // InfraGreen: [сайт]. URL: https:// infragreen.ru/news/134982 (дата обращения: 12.06.2022).

ским и международным стандартам. Вслед за данным выпуском в конце января 2021 г. ПАО «Совкомбанк» разместило первый российский выпуск социальных еврооблигаций объёмом 300 млн долл. на 4 года4.

Таким образом, мы наблюдаем для России важный, но весьма ограниченный в отношении развития новых технологий и научных направлений круг ESG-проектов. Его ограниченность демонстрируют цифры Climate Bonds Initiative - международной организации, работающей над мобилизацией глобального капитала для борьбы с изменением климата, организации, безусловно находящейся в русле политики глобального управления и «зелёной повестки». Её ближайшая цель - аккумулировать к 2025 г. 5 трлн долл. США5. Цель вполне достижимая. Парадоксально, что фактически кредитная организация числится некоммерческой организацией со всеми вытекающими налоговыми льготами. По информации Climate Bonds Initiative, к 2012 г. общая мировая сумма инвестиций в ESG-проекты не превышала 3,1 млрд долл. США, однако к 2020 г. она достигла 1,1 трлн долл. США. Регионально на первом месте по выпуску зелёных облигаций стоит Европа - 432,5 млрд долл., затем Северная Америка (237,6 млрд долл.) и, наконец, Азиатско-Тихоокеанский регион (219,3 млрд долл.).

4 Банк «Центр-инвест» выпускает новые зелёные облигации // Банк «Центр-инвест»: [сайт]. URL: https://www.centrinvest.ru/about/press-releases/36429 (дата обращения: 12.06.2022).

5 Climate Bonds Initiative: [сайт]. URL: https:// www.climatebonds.net/ (дата обращения: 25.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2712-7613^

Отчёт PwC Asset and Wealth Management Revolution 20221 («Революция PwC в области управления активами и капиталом 2022 г.» от 10.10.2022) сообщает, что институциональные инвестиции, ориентированные на ESG-проекты, вырастут на 84% - до 33,9 трлн долл. США в 2026 г., что позволит держать под управлением 21,5% мировых активов.

Российской Федерации в этом списке нет и не предвидится, однако издержки от такого рода кредитной ESG-политики для страны очевидны и прогнозируемы. События прошедшего года подтвердили ключевой курс стран - членов блока НАТО и G20 по созданию системы сдерживания развития экономики и промышленно-тех-нологических возможностей РФ. До 20-х чисел февраля 2022 г. эта политика маскировалась и реализовывалась, в т. ч. и через «климатическую повестку». В качестве примера, ограничения вводятся не ради охраны окружающей природной среды планеты, а исключительно в целях политических соображений, например, под влиянием международных экологических организаций. Вслед за постановкой на государственный баланс значительных запасов стратегических видов полезных ископаемых, т. е. колоссальных инвестиций, территория нахождения месторождения через лоббистские возможности объявляется заповедником, полностью обнуляя вложенные государством или инвестором средства и позволяя удерживать в некон-

1 PwC Asset and Wealth Management Revolution

2022 от 10.10.2022 [Электронный ресурс].

URL: https://www.pwc.com/gx/en/news-room/

press-releases/2022/awm-revolution-2022-re-

port.html (дата обращения: 25.01.2023).

| >023/№ 1

курентном состоянии мировой рынок минерально-сырьевых ресурсов.

Несмотря на потребность в экспорте из РФ основной группы товаров -нефть, нефтепродукты, уголь, природный газ, металлы, продукция лесной и химической промышленности - в ближайшее время и на длительный срок экспорт из России в страны ЕС и НАТО будет ограничен. Такого рода ограничения обосновывают не только политическими соображениями, но и повесткой Е80-политики в её западном понимании.

Однако принципы государственного Е80-управления, которые реализуются и будут реализовываться в дальнейшем в нашей стране - это не сложившаяся в странах 020 система получения кредитов и дотаций только узкому кругу «доверенных компаний» и отсечение всех прочих через размытую и забюрократизированную «зелёную» повестку», а разработка, создание и внедрение реальной системы рационального природопользования, гарантирующей соблюдение базового пакета социально-экономических гарантий для всех граждан Российской Федерации; разработка и внедрение цифровых платформ государственного управления в области природопользования.

Заключение

России нет необходимости отказываться от Е80-повестки, важно на основе уже имеющихся наработок и вдумчивого заимствования международного опыта разработать и внедрить свою, российскую, систему.

Такого рода работа должна последовательно выполняться в полном и глубоком сотрудничестве российских

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

компаний с государственными регуляторами, обеспечивая доступ к инвестиционным ресурсам и поступательное развитие реального сектора промышленности.

Для нас государственное Б80-управление - это, прежде всего, объективное исчисление полезности, стоимости каждого природного ресурса региона, страны, определение целесообразности его использования в теку-

щем времени или планируемой перспективе, сравнение с эффективностью использования других природных ресурсов, обеспечение сохранения или восстановления благоприятной для граждан России окружающей среды и постоянное открытое разъяснение гражданам РФ тех или иных принятых решений в области природопользования.

Статья поступила в редакцию 10.01.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. ESG-трансформация в корпоративном секторе: систематизация глобального подхода // Проблемы прогнозирования. 2022. № 6. С. 185-197.

2. Курносова Т. И. Отечественный и зарубежный опыт использования ESG-принципов в разработке стратегии развития нефтегазового бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 1. С. 387-410.

3. ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня / И. Н. Макаров, В. С. Назаренко, И. В. Осипова, Е. В. Лесных // Креативная экономика. 2022. Т. 16.№ 7. С. 2569-2586.

4. ESG-трансформация как вектор устойчивого развития: в 3 тт. / под ред. К. Е. Турбиной, И. Ю. Юргенса М.: Аспект Пресс, 2022. 1914 с.

5. ESG-трансформация российских предприятий / Т. И. Смотрова, Т. С. Наролина, И. А. Пургаева, Т. А. Некрасова // Современная экномика: проблемы и решения. 2022. № 11. С. 60-73.

REFERENCES

1. Afanasiev M. P., Shash N. N. [ESG-transformation in corporate governance revealed: sys-tematization of the global system]. In: Problemyprognozirovaniya [Problems of Forecasting], 2022, no. 6, pp. 185-197.

2. Kurnosova T. I. [Domestic and foreign experience of using ESG principles in developing an oil and gas business development strategy]. In: Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo [Economics, Entrepreneurship and Law], 2022, no. 1, pp. 387-410.

3. Makarov I. N., Nazarenko V. S., Osipova I. V., Lesnykh E. V. [ESG-approach in connection with the need to manage the economy of the state and the regional level]. In: Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2022, vol. 16, no. 7, pp. 2569-2586.

4. Turbina K. E., Yurgens I. Yu., eds. ESG-transformatsiya kak vektor ustoichivogo razvitiya: v 3 t. [ESG transformation as a vector of sustainable development: in 3 vols.]. Moscow, Aspect Press Publ., 2022. 1914 p.

5. Smotrova T. I., Narolina T. S., Purgaeva I. A., Nekrasova T. A. [ESG-transformation of Russian enterprises]. In: Sovremennaya eknomika: problemy i resheniya [Modern economy: problems and solutions], 2022, no. 11, pp. 60-73.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Якуцени Сергей Павлович - кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры геоэкологии Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, советник ректора Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, генеральный директор ООО «Геолэкспертиза»; e-mail: spyakutseni@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sergey P. Yakutseni - PhD in Geology and Mineralogy, Assoc. Prof., Department of Geoecology, Gubkin University; Advisor to the Rector, Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting, General Director, Geolexpertise LLC; e-mail: spyakutseni@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Якуцени С. П. ESG-политика России в условиях социально-общественных трансформаций // Географическая среда и живые системы. 2023. № 1. C. 128-144. DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-128-144

FOR CITATION

Yakutseny S. P. ESG policy of Russia in the context of social and public transformations. In: Geographical Environment and Living Systems, 2023, no. 1, рp. 128-144. DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-128-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.