Новый филологический вестник. 2011. №3(18). ----
О.А. Лекманов
ЕСЕНИНСКОЕ В «ДОКТОРЕ ЖИВАГО»
(заметка к теме)
...Идышат почва и судьба.
В заметке идет речь о Сергее Есенине как об одном из прототипов Юрия Андреевича Живаго.
Ключевые слова: Пастернак; Есенин; Маяковский; почвенность.
16 марта 1947 г. Борис Леонидович Пастернак рассказывал о своем главном произведении в письме к Зельме Федоровне Руофф: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)»1.
В отличие от имен Блока, Маяковского2 и самого Пастернака имя Есенина в этом списке может изрядно удивить даже и внимательного читателя романа «Доктор Живаго». Казалось бы, что может быть общего между Юрием Андреевичем и Сергеем Александровичем?
Тем не менее, уже зачин восьмой главки первой части «Доктора Живаго» ясно показывает, что пастернаковское сравнение героя романа с Есениным не случайно. Эта главка, напомним, начинается с мысленной реплики тринадцатилетнего Ники Дудорова о юном Юрии Живаго: «"Опять это лампадное масло!" - злобно подумал Ника и заметался по комнате»3.
Как представляется, эта характеристика восходит к ироническому суждению одного прототипа «Доктора Живаго» о другом. Мы подразумеваем следующий мемуарный фрагмент широко известной статьи Владимира Маяковского «Как делать стихи?» 1926 г. (курсив в цитате мой. - О.Л.): «В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками <...> Как человек, уже в свое время относивший и оставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
- Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло.
Что-то вроде:
- Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем. мы уж как-нибудь. по-нашему. в исконной, посконной.»4.
Возникает очень интересная ситуация: один герой-двойник судит о втором, используя характеристику, которую один прототип Живаго дал другому.
----
Возвращаясь к вопросу: в чем общность между Сергеем Есениным и Юрием Живаго, приведем еще одну цитату, на этот раз, из письма Пастернака к Марине Цветаевой от 4 января 1926 г. Размышляя о самоубийстве Есенина, Пастернак, с обычной для него долей самоуничижения, сравнивал себя с покойным поэтом: «Там кусок горящей жизни, бездонная почвенность, популярность, признанность всеми редакциями и издательствами и пр., здесь - мирное прозяба-нье, готовое расписаться в своей посредственности, постоянная спорность, узкий круг, другие, несравнимые загадки и задачи, конфузящая обстановка отказов и двусмысленностей»5.
Легко заметить, что «живаговское» в этих двух характеристиках распределено почти поровну: «мирное прозябанье», «узкий круг», «постоянная спорность», «конфузящая обстановка отказов и двусмысленностей» - все это в судьбе Юрия Живаго было взято от Пастернака. Но Юрий Андреевич, как мы помним, отнюдь не был готов «расписаться в своей посредственности», его биография складывалась именно что из «кусков горящей жизни». Главное же «есенинское» свойство, которое Пастернак подарил своему герою - это как раз «бездонная почвенность», заложенная в личности Живаго, его органическая связь с русскими людьми и с русской землей. Та самая, которая казалась Маяковскому ловким рекламным трюком Есенина.
«- Я увижу тебя, красота моя писаная, княгиня моя, рябинушка, родная кровинушка»6. Это сомнамбулическое бормотание героя романа «Доктор Живаго» восходит к тем же истокам, что и строки лучших есенинских стихотворений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений с приложениями: в 11 т. Т. IX. М., 2005. С. 492.
PasternakB.L. Polnoe sobranie sochinenij s prilozhenijami: v 11 t. T. IX. M., 2005.
S. 492.
2 О Маяковском как прототипе доктора Живаго сказано уже очень много, но тема далека от исчерпания. Ср., например, страстное желание главного героя романа Пастернака написать большую прозу с попытками Маяковского второй половины 1920-х гг. перейти со стихов на прозу. Подробнее об этих попытках см., например, в комментарии к изданию: Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 12. М., 1959. С. 558-559.
O Majakovskom kak prototipe doktora Zhivago skazano uzhe ochen' mnogo, no tema daleka ot ischerpanija. Sr., naprimer, strastnoe zhelanie glavnogo geroja romana Pasternaka napisat' bol'shuju prozu s popytkami Majakovskogo vtoroj poloviny 1920-h gg. perejti so stihov na prozu. Podrobnee ob jetih popytkah sm., naprimer, v kommentarii k izdaniju: Majakovskij V.V. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 12. M., 1959. S. 558-559.
3 Пастернак Б.Л. Указ. соч. Т. IV. М., 2004. С. 19.
Новый филологической вестник. 2011. №3(18).
PasternakB.L. Ukaz. soch. T. IV. M., 2004. S. 19.
4 Маяковский В.В. Как делать стихи? // Маяковский В.В. Полное собрание сочи-
нений: в 13 т. Т. 12. С. 93-94. Первая публикация - в 1926 г.
Majakovskij V.V. Kak delat' stihi? // Majakovskij V.V. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 12. S. 93-94. Pervaja publikacija - v 1926 g.
5 Цветаева М., Пастернак Б. Души начинают видеть. Письма 1922 - 1936 годов. М., 2004. С. 130.
Cvetaeva M., Pasternak B. Dushi nachinajut videt'. Pis'ma 1922 - 1936 godov. M., 2004. S. 130.
6 Пастернак Б.Л. Указ. соч. Т. IV. С. 372. Pasternak B.L. Ukaz. soch. T. IV. S. 372.