Научная статья на тему 'Ещё раз о проблемах образования'

Ещё раз о проблемах образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ / АДДИКТИВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕГЭ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР / УСЛУГА / УНИЧТОЖЕНИЕ ТВОР-ЧЕСКОГО НАЧАЛА / EDUCATION / A STANDARD / AN ADDICTIVE DEPENDENCE / A CONSUMER ACTIVITY / USE / CREATIVE DEVELOPMENT / FUNCTIONAL READING / A MENTAL ACTIVITY / A BACHELOR / SERVICE / DESTRUCTION OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна, Лебедев Виталий Матвеевич, Юрьева Зинаида Васильевна

В статье речь идёт об образовании в свете существующих экономических и образовательных проблем. В процессе глобализации сохранение национального и культурного своеобразия стран оказывается под воздействием реформирования образования в пользу неких стандартизованных международных ориентиров. Внедрение стандартов с целью повышения качества образования ведёт к снижению творческого начала. Выпускники часто проявляют неспособность понять общую картину по определённой теме, из школы вымывается такой аспект, как развитие аналитического мышления. Делается упор на формирование умения учеников давать единичные ответы на тестовые задания. У школьников обостряются проблемы с функциональным чтением. Личность нивелируется. Этот процесс усиливается заменой реальных образов вымышленными с помощью Интернета. Как следствие, аддиктивная зависимость. В вузы приходят абитуриенты, не способные мыслить нестандартно. Авторы призывают отойти от жёсткой стандартизации в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION ISSUES

The article deals with education in the light of existing economic and educational issues. In the process of globalization, the preservation of the national and cultural identity of countries is affected by the reform of education in favor of some standardized international reference features. The implementation of standards to improve the quality of education leads to reduction in creativity. Graduates often demonstrate ineptitude to understand a pattern of a specific topic, such an aspect as the development of analytical thinking takes away from the school. It is focused on the ability of pupils to give single answers to test tasks. Schoolchildren have problems with functional reading. A personality drops out of the equation. This process is intensified by replacing real images with fictitious ones using the Internet. As a consequence, we have an addictive dependence. Applicants come to universities, unable to think outside the box. The authors urge to leave strict standardization in teaching.

Текст научной работы на тему «Ещё раз о проблемах образования»

УДК 371.2+351.851 ГРНТИ 14.01.11

ЕЩЁ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. Холопова, В.М. Лебедев1, З.В. Юрьева2 Юргинский технологический институт (филиал)

Национального исследовательского Томского политехнического университета Россия, 625055, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26

1 Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35

2Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева

Россия, 164750, Архангельская область, г. Мезень, пр. Первомайский, 75, mezshool@mail.ru

В статье речь идёт об образовании в свете существующих экономических и образовательных проблем. В процессе глобализации сохранение национального и культурного своеобразия стран оказывается под воздействием реформирования образования в пользу неких стандартизованных международных ориентиров. Внедрение стандартов с целью повышения качества образования ведёт к снижению творческого начала. Выпускники часто проявляют неспособность понять общую картину по определённой теме, из школы вымывается такой аспект, как развитие аналитического мышления. Делается упор на формирование умения учеников давать единичные ответы на тестовые задания. У школьников обостряются проблемы с функциональным чтением. Личность нивелируется. Этот процесс усиливается заменой реальных образов вымышленными с помощью Интернета. Как следствие, аддиктивная зависимость. В вузы приходят абитуриенты, не способные мыслить нестандартно. Авторы призывают отойти от жёсткой стандартизации в обучении.

Ключевые слова: образование, стандарт, аддиктивная зависимость, потребительская деятельность, ЕГЭ, творческое развитие, функциональное чтение, мыслительная деятельность, бакалавр, услуга, уничтожение творческого начала.

EDUCATION ISSUES

L.A. Kholopova, V.M. Lebedev1, Z. V. Yurieva2

Yurga Technological Institute (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University Russia, 625055, Kemerovo Region, Yurga, ul. Leningradskaya, 26 1Omsk State Transport University Russia, 644046, Omsk, prosp. Marksa, 35

2 Tortsev Mezen Secondary School

Russia, 164750 Arkhangelsk region, Mezen, pr. Pervomaisky, 75, mezshool@mail.ru

The article deals with education in the light of existing economic and educational issues. In the process of globalization, the preservation of the national and cultural identity of countries is affected by the reform of education in favor of some standardized international reference features. The implementation of standards to improve the quality of education leads to reduction in creativity. Graduates often demonstrate ineptitude to understand a pattern of a specific topic, such an aspect as the development of analytical thinking takes away from the school. It is focused on the ability of pupils to give single answers to test tasks. Schoolchildren have problems with functional reading. A personality drops out of the equation. This process is intensified by replacing real images with fictitious ones using the Internet. As a consequence, we have an addictive dependence. Applicants come to universities, unable to think outside the box. The authors urge to leave strict standardization in teaching.

Keywords: education, a standard, an addictive dependence, a consumer activity, USE, creative development, functional reading, a mental activity, a bachelor, service, destruction of creativity.

Сегодня, и не только в силу своей многосторонности, образование постоянно реформируется. Это характерно как для образовательных систем Азии, Америки, Европы,

© Холопова Л.А., Лебедев В.М., Юрьева З.В., 2018

Африки, так и России. Тому есть две причины. Первая - экономическая, предполагающая, что образование в быстро меняющемся мире должно быть таким, чтобы человек был

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

материально независим. Вторая - культурная. В процессы глобализации страны хотят вовлечь культуру, не теряя при этом своей индивидуальности. Переживая постоянно процесс эволюции, культурные ценности влияют на образование, с помощью которого, как одного из способов, можно контролировать степень происходящих изменений. Вот почему разгораются столь жаркие споры вокруг содержания образовательных программ.

Ошибкой, которую допускают авторы многих подобных программ, является то, что они верят: наиболее эффективным способом подготовки к будущему является улучшение или кардинальное изменение того, что делалось в прошлом. Как правило, ни в одном, ни в другом случае из этого ничего хорошего не получается. Необходимо найти золотую середину.

Скажем, в отношении трёх главных составляющих образования (материал, его организация и оценка) нужны перемены. Наука не стоит на месте. В остальном (как, каким образом, какая оценка) - надо хорошо подумать. В частности, не был хорошо продуман всеобщий переход к стандартам. Реформаторы, обратившись к ним, пытались определить таким способом качество. Однако забыли, что стандарт нивелирует всякое индивидуальное начало, практически полностью уничтожает творческую активность. Поэтому стандартизация привела к тому, что не стало обыкновенных общеобразовательных школ, реализующих самые разнообразные творческие программы, направленные на развитие личности каждого ребёнка. Думается, под видом реструктуризации произошло «удушение» этих самых школ, которые не вписывались в установленный стандарт «как все».

«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя», - так заявил бывший министр образования Андрей Фурсенко [1, с. 6-7]. Школа согласно этой модели должна быть профильной и ориентированной на потребности рынка. А рынок он и есть рынок! Последствия его очевидны: по данным статистики сегодня в Росси 1,5-2 млн беспризорных и безнадзорных детей. А фактически эта цифра приближается к 4 млн [2]. Поэтому столь острой и насущной стала проблема бездуховности, равнодушия к собственной судьбе, а значит, и к окружаю-

щему миру, к природе. Последствия в образовании и воспитании новых поколений уже очевидны.

С самого начала эпохи индустриализации люди воспринимали природу как неисчислимый склад полезных ископаемых для промышленного производства и материального благосостояния, не задумываясь о том, что и на складе всё когда-нибудь заканчивается. Однако природа - это не склад и «не мастерская, где каждый человек - работник», а прежде всего живой мир, который нуждается в нашей помощи и защите.

Между тем, как утверждают учёные, влияние человеческой потребительской деятельности на геологию земли и её природные ресурсы привело к началу геологической эры, последствиями которой стало окисление океанов, новые виды геологических отложений, эрозия и коррозия земной поверхности, исчезновение многих тысяч видов животных и растений. Сегодня мы имеем экологический кризис. «Состояние цивилизации во многом оценивается как кризисное. Существует опасность социально-биологического кризиса» [3, с. 10-15], экологической катастрофы. Необходимо принять радикальные меры в течение жизни нескольких ближайших поколений, чтобы избежать её.

Надвигается и другой кризис, тесно связанный с первым, - кризис человеческих ресурсов. По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время самоубийство является третьей по числу погибших причиной смертности среди людей в возрасте от 15 до 30 лет. Увеличивается количество физических заболеваний, провоцируемых нарушениями питания. Количество трудоспособного населения снижается. В нашей стране обозначилась та же проблема, что и на Западе: количество городов растёт, а деревни уничтожаются, поэтому у нас много брошенных земель, которые раньше обрабатывались. Мы представляем собой опасность для Земли. Развитие воображения способствовало многим выдающимся достижениям человека. Но сейчас оно подводит нас. Мы видим узко, зацикленные на себе как биологическом виде, но при этом мало задумываемся о последствиях своих действий.

В век информатизации человек всё больше отдаляется от живой природы, уходит в мир вымышленных образов. Эмоциональные отношения от общения с природой заменяются

общением с неодушевлёнными предметами и явлениями, какие в изобилии предлагает Интернет. «Как показывают современные исследования, 97,5 % используют интернет ежедневно более 12 часов и только 2,5 % прибегают к его услугам менее 4 часов в день» [4]. Появляется аддиктивная зависимость [5] (адджция - англ. addiction - зависимость, пагубная привычка, привыкание).

По нашим наблюдениям, подростки приобретают высокий уровень эмоциональной сплочённости в процессе совместной (групповой) разработки и реализации творческих проектов. Предоставляя подростку возможность проявить себя в различных сферах деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-творческой, физкультурно-спортив-ной, свободного общения, игровой (игра облегчает процесс интеграции вышеназванных видов и передачи социально-ценных отношений), - мы способствуем процессу его самореализации. Это указывает на острую необходимость развития новых способов мышления, новых подходов к образованию. Один из них -уход от стандартизации как ведущего направления в образовании.

Между тем, всё более упрочивающаяся система сдачи экзаменов в форме ЕГЭ свидетельствует о том, что стандартизация в нашем образовании жива и будет жить, несмотря на всеобщее мнение противников Единого государственного экзамена, которое было сформулировано профессором РПГУ С. Рукшиным, заслуженным учителем России [6]. Данное заявление направлено на рассмотрение Президента России. Суть его в том, что выпускники часто проявляют неспособность понять общую картину по определённой теме, так как образование полностью направлено на формирование умения учеников давать единичные ответы на тестовые задания. Школьники не прилагают усилий для полного освоения программы в части заданий, не предусмотренных ЕГЭ, поскольку и без них они могут быть высоко оценены. Полученные итоговые баллы часто побуждают выпускников поступать в те учебные заведения, где этот балл проходной. Таким образом, выпускник получает не ту специальность, о которой мечтал. Старая система сдачи экзамена позволяла оценить глубоко не только знания ученика, но и тип мышления. Поэтому ничего удивительного нет в

том, что, встречаясь с первокурсниками, преподаватель часто видит полуфабрикат, не способный чётко и обстоятельно выразить своё мнение, грамотно и безошибочно написать ответ на поставленный вопрос в самостоятельной работе.

Проведённые результаты исследования, озвученные Министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой 30 июля 2018 года, говорят о том, что от 22 до 25 % россиян «не совсем понимают смысл того, что написано» [7, с. 3]. У них, выражаясь научным языком, проблемы с функциональным чтением. Согласно тем же исследованиям, в российских школах функциональным чтением не владеют 24 % старшеклассников. Что это значит? Это значит, что ученики не могут осмыслить причинно-следственные связи художественного произведения и понять смысл событий. Но это касается не одной литературы. По этой причине дети не в состоянии усвоить математику, физику, химию, не в состоянии решать задачи.

Попробуем обратиться к школьной образовательной программе по литературе в старших классах. Наряду с такими целями, как «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры», определены цели, касающиеся формирования культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний [8]. Но когда мы обратимся к количеству часов, предоставленных на реализацию этих масштабных целей, то увидим, что невозможно за 105 часов проникнуться творческим многообразием лучших произведений русской литературы XIX века. Например, на изучение таких объёмных романов И.А. Гончарова, как «Обрыв» и «Обломов» выделено 6 часов, роман «Война и мир» и другие произведения

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Л.Н. Толстого авторы предполагают изучать 17 часов, творчеству А.П. Чехова отведено 6 часов. А в 11-м классе список представленных к осмыслению произведений столь велик, что в лучшем случае можно выделить по часу на каждого писателя и поэта. А в целом - всех их скопом, обзорно! Главное подтащить к определённой теме ЕГЭ. Можно и эпизодом обойтись. Какая уж глубина, какое прочтение! Формализм в угоду стандарту.

Тесты по математике в 11-м классе тоже не отличаются продуманностью. Ученик за первые четыре года обучения должен хорошо считать и решать элементарные задачи. Между тем, в тестовых заданиях за курс средней школы имеются примеры, которые школьники должны решать в четвёртом классе. Много однотипных заданий, что ограничивает мыслительную деятельность учащихся. Эти задания не соответствуют уровню будущего абитуриента. Поэтому и приходят в вузы студенты, не способные логически мыслить. А такой человек никогда не сможет быть хорошим работником, знающим своё дело. «Прорыв», о котором сказал президент в своём обращении к Законодательному Собранию в марте 2018 г., требует инженерной мысли, но наличие последней возможно у мыслящих специалистов, получивших качественное образование.

Высшее учебное заведение с непродуманной двухступенчатой системой обучения «бакалавр - магистр», да ещё в условиях санкций, тоже выпускает полуфабрикат, остающийся невостребованным в условиях рынка. Востребованность образования на рынке труда -это главный критерий выбора будущей специальности. Это сейчас больше всего волнует

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Соколова В.И. Серые кардиналы образования // Совершенно секретно. 2011. № 4. С. 6-7.

2. Голодец О.В. в России растёт число беспризорных детей [Электронный ресурс]. URL : www.vestfmance.ru/ articles/ 5530/ 31.03 2015 [дата обращения 29.10.15].

3. Желнин А.И. Феномен социально-биологического кризиса: вариант сущностного объяснения // В мире научных открытий. Красноярск : ООО «Научно-инновационный центр». 2014. № 11-12 (59). С. 5010-5019.

4. Кулагина Я.М. Влияние интернета на современную молодёжь. Sibac. Info/14113 [дата обращения 28.10.15.]

5. Холопова Л.А. Гражданское образование в учебно-воспитательном процессе общеобразователь-

студентов. «Работодатели осторожно подходят к претендентам на вакантную должность, у которых четырёхлетнее образование, отдавая по-прежнему предпочтение специалистам» [9]. Кроме того, во многих современных вузах, и производственную практику будущие «недостаточные специалисты» проходят часто не по профилю, поскольку порой трудно найти базу практики.

Что делать? Как уже говорилось выше: уйти от жёсткой стандартизации в обучении [9]. Радует то, что в 2019 г. вводится устное собеседование по русскому языку помимо тестовой части. Однако этого мало. Необходимо увеличить количество часов по литературе, хотя бы вернуть на прежний уровень и вернуться к устной форме сдачи обязательного для всех экзамена по литературе. Словесность - основа интеллектуального начала человека. Следует вернуть устные экзамены по профильным предметам, выбираемым выпускниками. Выходя из стен общеобразовательной школы, выпускники должны ясно, доказательно и логично выстраивать и выражать свои мысли. Это в части урочной деятельности. Во внеклассной работе - шире использовать формы деятельности, связанные с творческим развитием личности каждого ребёнка, его активной жизненной позиции.

Необходимо, чтобы природные таланты слишком многих людей в ходе получения образования не отодвигались на задний план или игнорировались. Для этого нужно уйти от рыночных подходов к образованию, при которых оно является услугой, а те, кто испокон веку должен сеять «разумное, доброе, вечное», -продавцами.

REFERENCES

1. Sokolova V.I. Serye kardinaly obrazovaniya // Sovershenno sekretno. 2011. № 4. S. 6-7.

2. Golodec O.V. v Rossii rastyot chislo be-sprizornyh detej [Ehlektronnyj resurs]. URL : www.vestfinance.ru/ articles/ 5530/ 31.03 2015 [data obrashcheniya 29.10.15].

3. Zhelnin A. I. Fenomen social'no-biologicheskogo krizisa: variant sushchnostnogo ob"yasneniya // V mire nauchnyh otkrytij. Krasnoyarsk : OOO «Nauchno-innovacionnyj Centr». 2014. № 11-12 (59). S. 5010-5019.

4. Kulagina Ya.M. Vliyanie interneta na sov-remennuyu molodyozh'. Sibac. Info/14113 [data obrashcheniya 28.10.15.]

5. Holopova L.A. Grazhdanskoe obrazovanie v uchebno-vospitatel'nom processe obshcheobra-

ной школы : монография / Юргинский технологический институт. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2011. 216 с.

6. ЕГЭ в 2019 году: обязательные предметы и изменения [Электронный ресурс]. URL : https://2019-god.com/otmenyat-li-ege-v-2019-godu/ (дата обращения 23. 08. 2018 года).

7. Сигида А. Чиновники от образования расписались в бессилии // Мир новостей. 2018. № 33 (август). С. 3.

8. Рабочая программа по литературе, 10-11 класс [Электронный ресурс]. URL : https: //xn--j 1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_po_lite-rature_1011_klass_135244.html (дата обращения 2.09.2018).

9. Чeм oramaeira cпeциaлитeт oт бакалавриата? [Электронный ресурс]. URL : http://pozvoniuristu.ru/socium/specialitet-i-bakalavri-at.html (дата обращения 6.09. 2018).

10. Холопова Л.А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. 2012. № 8 (август). [Электронный ресурс]. ART 12105. 0,3 п. л. URL : http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X.

Холопова Любовь Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, отличник народного просвещения; kholopova_53@mail.ru.

Лебедев Виталий Матвеевич - доктор технических наук, профессор Омского государственного университета путей сообщения, заслуженный энергетик РФ.

Юрьева Зинаида Васильевна - учитель математики Мезенской средней школы имени А.Г. Тор-цева, отличник народного просвещения.

zovatel'noj shkoly : monografïya / YUrginskij tekhnolog-icheskij institut. Tomsk: Izd-vo Tomsk. politekhn. un-ta, 2011. 216 s.

6. EGEH v 2019 godu: obyazatel'nye predmety i izmeneniya [Ehlektronnyj resurs]. URL : https://2019-god.com/otmenyat-li-ege-v-2019-godu/ (data obrash-cheniya 23. 08. 2018 goda).

7. Sigida A. Chinovniki ot obrazovaniya raspisalis' v bessilii // Mir novostej. 2018. № 33 (avgust). S. 3.

8. Rabochaya programma po literature, 10-11 klass [Ehlektronnyj resurs]. URL : https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_po_literature_1011 _klass_135244.html (data obrashcheniya 2.09.2018).

9. Chem otlichaetcya cpecialitet ot bakalavpiata? [Ehlektronnyj resurs]. URL : http://pozvoniuris-tu.ru/socium/specialitet-i-bakalavriat.html (data obra-shcheniya 6.09. 2018).

10. Holopova L.A. Sovremennaya social'naya sreda i eyo rol' v samoopredelenii lichnosti i gra-zhdanskom stanovlenii // Koncept. 2012. № 8 (avgust). [Ehlektronnyj resurs]. ART 12105. 0,3 p. l. URL : http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Gos. reg. EHl № FS 77- 49965. ISSN 2304-120X.

Kholopova Lyubov Alekseevna - Cand. Sc. {Pedagogy}, Associate Professor of the Economics and Automated Control System Department at Yurga Technological Institute (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University; kholopova_53@mail.ru.

Lebedev Vitaliy Matveevich - Doctor of Engineering, Professor of Omsk State Transport University, Honored Power Engineer of the RF.

Yuriva Zinaida Vasilievna - Lecturer of Mathematics at Tortsev Mezen Secondary School, Overachiver of Public Education.

Статья поступила в редакцию 16.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.