ми, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов обновления и долгосрочных потребностей инновационной экономики.
Инновационно-предпринимательские учебные заведения - высшие учебные заведения, деятельность которых основана на синтезе идей инновационного и предпринимательского университетов.
Следует отметить, что в современных условиях развивающиеся на принципах инновационности университеты достаточно непросто отнести к какому-либо одному из указанных типов. Главные задачи типичного регионального университета, сочетающего исследовательские и предпринимательские функции, как правило, направлены на решение проблем многоуровневого образования, фундаментальных и прикладных исследований, трансферта новых знаний и технологий, участия в программах и проектах экономического, социокультурного и инновационно-технологического развития своего региона.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью ее максимальной адаптации к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема и состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов, модификация характера взаимоотношений преподавателя и обучаю-
щегося и т. д. как имманентные характеристики высшего образования, вытекающие из его смысла, сущности и назначения, задают объективную направленность и инновационность педагогики, открывают пути и направления дальнейшего поиска, способствуют воплощению педагогических новшеств в повседневную практическую учебно-воспитательную деятельность.
Список литературы
1. Константинов, Г.Н. Что такое предпринимательский университет / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49 - 62.
2. Попов, Е.В. Институциональный анализ развития экономики знаний / Е.В. Попов, М.В. Власов // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3 (23).
3. Сербиновский, Б.Б. Знаниевое предпринимательство в инновационной экономике / Б.Б. Сербиновский // Финансы, денежное обращение и кредит. Организация финансовых систем: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 4 июня 2009 г. - Новочеркасск, 2009. -С. 77 - 94.
4. Сербиновский, Б.Ю. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг / Б.Ю. Сербиновский, А.М. Оз-доева. - Новочеркасск, 2010.
5. Танскотт, Д. Электронно-цифровое общество / Д. Танскотт. - М., 1999.
6. Хохлов, А.Ф. Проектно-ориентированный университет / А.Ф. Хохлов, Р.Г. Стронгин, А.О. Грудзинский // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 3 - 11.
УДК 37.01(082)
Р.В. Ардовская
ЕЩЁ РАЗ О ДЕФИНИЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
В статье методом частотного анализа рассматриваются сорок две дефиниции «компетентности» и четырнадцать дефиниций «профессиональной коммуникативной компетентности», выводится рабочее определение профессиональной коммуникативной компетентности.
Компетентность, коммуникация, профессиональное образование, дефиниция, образование, личность.
The paper analyzes forty-two definitions of "competence" and fourteen definitions of "professional communicative competence"; a working notion of the professional communicative competence is then defined.
Competence, communication, professional education, definition, education, personality.
Для современного этапа развития педагогики характерна ориентация на компетентность как ожидаемый результат образования человека на разных ступенях возрастного развития. Активно ведутся исследования по выявлению коммуникативной компетентности у людей разного возрастного и статусного уровня [1, с. 327 - 343].
Все словари указывают на латинский язык как единственный источник происхождения термина «компетентный». Компетентный (лат. сотре1е^, сompetentis - подлежащий, способный) - знающий,
осведомленный в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо [2, с. 169].
Толковый словарь С.И. Ожегова под словом «компетентный» понимает: 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь отрасли; 2) обладающий компетенцией. Производным словом является «компетентность» [3, с. 242].
«Компетенция» и «компетентность» передается на английский язык одним словом competence. По-видимому, этим объясняется нечеткое разграничение
указанных терминов у современных авторов. По-разному трактуют понятия «компетенция» и «компетентность» А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Е.А. Боярский, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, С.М. Коломиец, С.В. Коршунов, Л.И. Луценко, Н.И. Максимов, А.К. Маркова, Дж. Равен, Н.М. Розина, В.В. Сериков, Н.А. Селезнева, К. Скала, Ю.Г. Татур, И.П. Тряпицына, И.Б. Федоров, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др. Одни ученые используют термин «компетентность» (И. А. Зимняя), другие - термин «компетенция» (Г. Халаж, В. Хутмахер). А.В. Хуторской, А.И. Субетто и др. используют оба термина как взаимозаменяемые. Э.Ф. Зеер добавляет к понятиям «компетентность» и «компетенция» понятие «квалификация» (степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы) [4, с. 23 - 30].
Споры по поводу интерпретации этих терминов продолжаются. Многие авторы обращаются к словарям, но словари дают им одно и то же толкование, и, как следствие, многие исследователи предлагают синонимичные значения этих терминов. Однако эти термины нецелесообразно отождествлять из-за различия их смысловой нагрузки. «Компетентность» указывает на характеристику личности, которая готова выполнять какие-либо функции в пределах определенной компетенции [5, с. 35]. Компетенцией можно овладеть в процессе обучения и в процессе производственной деятельности, а компетентность, с одной стороны, есть, результат образования и производственной деятельности, с другой - отражает влияние самого субъекта с его ценностями, отношениями к другим людям при условии глубокой заинтересованности в данном виде деятельности. И. А. Зимняя считает, что компетентность - это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности, основанный на знаниях.
Таким образом, под дефиницией понятия «компетентность», прежде всего, подразумевается личностное качество человека, его способность использовать определенный комплекс знаний, умений и навыков (не составляющий прямую производную от их суммы) для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Современные исследователи В. И. Байденко, М. В. Воронов, А.Н. Дахин, Н.В. Евдокимова, О.Л. Жук, И. А. Зимняя, Е. А. Могилевкин, Г. И. Письменский, Е.В. Садон, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Ф.В. Шарипов и др. трактуют категорию «компетентность» по-разному.
Анализ точек зрения о компетентности ученых указывает на:
- успешное качество личности, ее способность решать отдельные проблемы в условиях реальной действительности (В.И. Байденко, В.А. Сластенин, Е.В. Садон, Е.А. Могилевкин, В.Н. Фокина, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской);
- понимание термина компетентности через понятие компетенции (П. Е. Дедик, Е.О. Иванова, И. А. Зимняя, И.М. Осмоловская, Г.Г. Протасова, А.И.
Субетто А.В. Хуторской, Е.В. Чмыхова, И.В. Шалы-гина, Н.Н. Шоев).
Таким образом, между дефинициями понятий «компетенция» и «компетентность» есть и разногласия, и моменты сближения. У некоторых авторов разногласия остаются довольно резкими. Так, И.А. Зимняя пользуется термином «компетентность», делая ссылку на уже существующее в области лингвистики определение компетенции, предложенное Н. Хомским в 1965 г. [6, с. 20 - 26].
Несмотря на объединение понятий «компетенция» и «компетентность» вокруг некоторых теоретических представлений, наблюдается незначительный прогресс в смысле продвижения к единой широко принятой теоретической позиции. Можно удивляться бесконечной изобретательности ученых-педагогов в создании новых способов видения понятий. Так, из 42 дефиниций категории «компетентность» основная роль принадлежит важной составляющей, включающей знания и эрудицию профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, совокупно направленных на результат образования. Дефиниции компетентности указывают на значительную роль интегральной характеристики субъекта, объединяющей ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д., а также опыт, позволяющий ему использовать свой потенциал.
По нашему мнению, компетенция - это совокупность задач, которые человек должен решить, а компетентность - это совокупность компетенций, которыми человек должен владеть. При этом под компетентностью понимается некая интегративная, комплексная характеристика личности, ее способность решать конкретные практические задачи, возникающие в различных сферах жизни. Значит, сущность компетентности лежит в способности субъекта целесообразно применять формируемые у него знания и умения в конкретной ситуации для эффективного решения поставленной задачи.
Анализ мнений различных ученых-педагогов дает нам право сделать вывод о том, что профессиональная компетентность определяется по предметному основанию тех наук, вклад которых в её формирование считается ведущим [7]. К примеру, при определении профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова объединяет четыре блока профессиональных компетенций:
- профессиональные психологические и педагогические знания;
- профессиональные педагогические умения;
- профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
- личностные особенности, обеспечивающие учителю овладение профессиональными знаниями и умениями [8].
Итак, если профессиональная компетентность связана с результатом образования и направлена на решение профессиональных задач, то у профессиональной коммуникативной компетентности присутствует еще коммуникативный компонент, который обозначает взаимодействие людей, в ходе которого осуществляет-
ся взаимная передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Следовательно, необходимым условием эффективной профессиональной деятельности является развитие коммуникативной компетентности.
Термин «коммуникация» имеет латинское происхождение от глагола соттитсаге (совещаться с кем-либо). Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, термин «коммуникация» имеет два значения: 1. Путь сообщения. 2. Сообщение, общение [3].
Социологический словарь [9, с.188] выделяет три вида коммуникации: межличностную, групповую и массовую. Непосредственный контакт людей «лицом к лицу» называется межличностной коммуникацией, которая предполагает близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. Для межличностной коммуникации характерны три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, персептивная и интерактивная.
Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме мыслей и чувств.
Интерактивная сторона (интеракция - взаимодействие) заключается в обмене действиями между сторонами: вопрос - ответ, просьба - отказ или согласие.
Персептивная сторона затрагивает восприятие и понимание людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
Теперь сопоставим данные социологического словаря с данными словаря [10]. К различным видам коммуникативной деятельности относятся восприятие, интеракция, порождение и медиация. Интеракция включает восприятие и порождение, а также особый вид деятельности, необходимый для построения совместного дискурса. Коммуникативные способности человека проявляются тогда, когда он эффективно ведет переговоры, позитивно влияет на людей, быстро и четко принимает решения. При этом личность должна устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде, т.е. обеспечивать эффективную профессиональную устную и письменную коммуникацию. Коммуникативная компетентность меняет личностную позицию человека, ориентирует её на трансляцию коммуникативной культуры.
Таким образом, коммуникация - это комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми посредством универсальной системы вербальных (звуковых и графических) или невербальных (жестов, мимики, интонации и т.д.) знаков. Так считают В.А. Кан-Калик, М.В. Носков, М.А. Родионов, В. Д. Ширшов и др.
Для формирования профессиональной коммуникативной компетентности выпускник высшей школы, во-первых, должен обладать совокупностью личностных качеств, которые определяют его образовательные способности; во-вторых, должен владеть способностью вести коммуникацию в ситуациях решения профессиональных задач.
Субъект становится активным участником взаимодействия, умеет выбирать коммуникативные средства профессионального общения для решения прак-
тических задач, соблюдая нормы правил приличия и ограничений в рамках профессии.
При взаимодействии с людьми профессиональная коммуникативная компетентность проявляется в способности профессионального общения, формирования профессиональных задач, их решения, в умении взаимодействовать с представителями различных культур и интеллектуальных слоев, в способности вести переговоры. Профессиональная коммуникативная компетентность как совокупность умений решать задачи социального межкультурного взаимодействия развивается в разных жизненных ситуациях на основе использования специальных компетенций. Способность к осуществлению эффективного общения проявляется в системе профессиональной коммуникации, а обмен информацией, мыслями, чувствами служит удовлетворению потребностей студентов в осуществлении взаимодействия с коллегами и в построении отношений с партнерами.
Доля профессиональных коммуникативных умений у современной личности постоянно возрастает в процессе успешной самореализации человека. Об этом свидетельствуют факты участия людей в процессе профессиональной коммуникации в области различных профессий. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности является одной из основополагающих целей подготовки и обучения студентов высшей школы. Студенты приобретают такие личностные качества, которые дают им возможность действовать ответственно и самостоятельно. В дополнение к нравственным качествам студенты приобретают профессионализм, знания и эрудицию.
Рабочее определение профессиональной коммуникативной компетентности формируется из сочетания двух компонентов: профессиональной и коммуникативной, так как коммуникация - это неотъемлемая часть формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Профессиональная коммуникативная компетентность - это способность личности на основе интеграции знаний совершить коммуникативный акт в процессе решения профессиональных задач.
Человек обеспечивает себе нормальную жизнедеятельность в социуме, что проявляется в его учебной и профессиональной деятельности, так как он взаимодействует с другими людьми. Если процесс профессиональной коммуникации осуществляется на иностранном языке, то задачи общения преподавателей, юристов, менеджеров, журналистов, предпринимателей, врачей, экономистов, банкиров усложняются. Это повышает значимость специалиста, который становится конкурентоспособным на рынке труда.
Список литературы
1. Ахметшина, Ю.В. Развитие социально-личностной компетенции студентов экономического вуза / Ю.В. Ахметшина // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 2. -С. 35.
2. Бережнова, Л.Н. Образование человека в поликультурном обществе: монография / Л.Н. Бережнова. - СПб., 2008.
3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыма-нюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С. 23 - 30.
4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2006. - № 8. - С. 20 - 26.
5. Куламихина, И.В. О коммуникативной компетентности специалистов в условиях глобализации экономики /
И.В. Куламихина // Закон и право. - 2006. - № 4. - С. 15.
6. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55 - 63.
7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: монография / Дж. Трим, Б. Норд, Д. Костэ и др. - Страсбург, 2001.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2008.
9. Социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева, О.Е. Чернощек. - М., 2008.
10. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. -Hаvаnа, 1983.
УДК 37.012.1
М.В. Волкова
ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В предлагаемой статье сделана попытка анализа сложившегося противоречия в современной методологии педагогических исследований между достаточно традиционным (классическим) подходом к отбору основных конструктов (компонентов, структурных единиц) и формирующимся в педагогической науке постнеклассическим идеалом, имеющим собственную трактовку обоснования фундаментальных посылок знания.
Методология педагогики, постгуманизм, постмодерн, синергетика, общество, личность, самоопределение личности, многомерность личности, модернизация образовательных систем.
The paper seeks to analyse current controversies in modern methodology of pedagogical studies between the traditional enough (classic) approach to selecting basic constructs (components, structural units) and the emerging in pedagogical science post-non-classical ideal that has its own interpretation of the knowledge fundermental assumptions.
Methodology of pedagogy, post-humanism, postmodernity, synergetics, society, personality, personal self-determination, person's multi-dimensionality, modernization of the educational systems.
Современный мир изменчив и полон неожиданностей. Динамика перемен настолько стремительна, что человек не успевает осмыслить происходящие изменения и самоопределиться в их потоке. Неопределенность положения человека усиливает ощущение того, что он живет в агрессивном мире и испытывает постоянную угрозу своему существованию. Цивилизационная среда оказывает вероятностное воздействие на человека, то активизируя, то подавляя саморазвитие. Затрудняется индивидуализация, культивируется обособленность, блокируется открытость. Подобная ситуация порождает дискомфорт существования и стремление актуализировать пространство позитивного развития.
Человеческая личность утрачивает свою неповторимость/уникальность, целостность/единство и полноту определенности. Это происходит во многом под воздействием хаоса и случайностей, инициирующих деструктивные процессы распада и деформаций. Разрозненные и неуправляемые явления становятся в сознании человека проявлениями глобального уровня. Технократическая цивилизация нуждается в очеловечивании. При этом происходит осознание ограниченности жизненных сил человека. Актуальность данной проблематики обусловлена также и тем, что
доминирующие тенденции социальной эволюции порождают новые опасности, инициируемые деформациями человеческой личности, которые являются результатом ее негативных проявлений (агрессивности, страха и т.д.). Настораживает и тревожит доминанта принуждения быть коллективистом, одиночество, отчужденность как расчеловечивание, подавленность бессмысленной информацией, манипули-руемость в силу склонности к поверхностным культам, фрагментарной логике, деструктивному сознанию и упрощенному языку.
Преодоление угрожающих тенденций в развитии человека усиливает актуальность проблемы выбора методологических подходов в педагогической науке необходимостью сформировать личность, способную к рефлексии, духовно богатую, верную моральным принципам, императивам и нормам.
Стремительность изменений общества и человека задают темпы и определяют характер модернизации образовательных систем. Основной целью образования становится не только образование человека, но и оказание помощи в самоопределении в мире ценностей и идеалов. Самоопределенность достигается личностью, динамически структурирующей в себе и отражающей индивидуальную неповторимость, тра-