Научная статья на тему 'ЕЩЁ ОДНА БИОГРАФИЯ ТАУБЕСА. РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ Д. МЮЛЛЕРА «ПРОФЕССОР АПОКАЛИПСИСА»'

ЕЩЁ ОДНА БИОГРАФИЯ ТАУБЕСА. РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ Д. МЮЛЛЕРА «ПРОФЕССОР АПОКАЛИПСИСА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Якоб Таубес / западногерманская философия / Jakob Taubes / West German philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Рецензируется биография философа и публици-ста Якоба Таубеса, занимавшего важное место в западногерман-ском интеллектуальном процессе второй половины ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book review: Muller J.Z. Professor der Apokalypse. Die vielen Leben des Jacob Taubes. – Berlin: Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag, 2022. – 927 P.

Reviews the biography of the philosopher and journalist Jakob Taubes, who played an important role in the West German intellectual process in the second half of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «ЕЩЁ ОДНА БИОГРАФИЯ ТАУБЕСА. РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ Д. МЮЛЛЕРА «ПРОФЕССОР АПОКАЛИПСИСА»»

УДК 141.3

DOI: 10.31249/rphil/2023.04.19

ПОГОРЕЛЬСКАЯ С.В.* ЕЩЁ ОДНА БИОГРАФИЯ ТАУБЕСА. РЕЦ. НА МОНОГРАФИЮ Д. МЮЛЛЕРА «ПРОФЕССОР АПОКАЛИПСИСА»

Аннотация. Рецензируется биография философа и публициста Якоба Таубеса, занимавшего важное место в западногерманском интеллектуальном процессе второй половины ХХ в.

Ключевые слова: Якоб Таубес; западногерманская философия.

POGORELSKAYA S.V. Book review: Muller J.Z. Professor der Apokalypse. Die vielen Leben des Jacob Taubes. - Berlin: Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag, 2022. - 927 P.

Abstract. Reviews the biography of the philosopher and journalist Jakob Taubes, who played an important role in the West German intellectual process in the second half of the twentieth century. Keywords: Jakob Taubes; West German philosophy.

Для цитирования: Погорельская С.В. Ещё одна биография Таубеса. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2023. - № 4. - С. 180-184. Рец. на кн.: Muller J.Z. Professor der Apokalypse. Die vielen Leben des Jacob Taubes. - Berlin : Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag, 2022. - 927 S. -DOI: 10.31249/rphil/2023.04.19

В декабре 2022 г. в Берлине вышло немецкое издание1 на редкость обстоятельного исследования жизни и творчества одной

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии ИНИОН РАН (ORCID: 0000-0001-9208-5889, GND: 115267158).

из ярких, спорных и в то же время влиятельных фигур западногерманского интеллектуального мира - философа, социолога и религиоведа Якоба Таубеса Историк Джерри Муллер, профессор Католического университета в Вашингтоне, написал масштабный труд, охватив как личный путь Таубеса, так и его преподавательскую и научную работу, в их взаимосвязи и в контексте времен.

Пока Таубес жил (а прожил он 64 года), прихватив самые турбулентные, как в политическом, так и в духовном плане, десятилетия середины и второй половины ХХ в. - его работа, а также он сам и его мировоззренческие приоритеты были предметом острых дискуссий, а нередко и не менее острой критики его современников. И по сей день его помнят как высокоодаренную, многосторонне образованную, но в то же время сложную, противоречивую и во многом трагическую фигуру.

Выходец из семьи австрийского раввина, блестящий иудаист, в 1949 г. восхищался учением Карла Шмитта2 о конституционном праве; более того, полагал, что это учение может быть полезно при разработке конституции нового государства Израиль. После этого уже не стоит удивляться, что второй философ, которого Таубес считал самым значительным представителем немецкого духа 1920-1930-х годов, был Мартин Хайдеггер, также критикуемый за свою связь с национал-социализмом, пусть и не такую яркую и деятельную, как у Шмитта.

Эта личная противоречивость Таубеса, по мнению Муллера, объясняет более широкие конфликты, характеризовавшие его жизненный путь - между религиозной верой и ученостью, между верностью еврейским корням и стремлением уйти от них, между традициями и радикализмом, религией и политикой. Всю свою жизнь Таубес перемещался между иешивами, монастырями и ведущими академическими институтами на трех континентах - и соответственно, между иудаизмом и христианством, левыми и правыми, благочестием и трансгрессией. В этих добровольных скитаниях он лично общался со многими ведущими умами своей эпохи, от Лео Штрауса и Гершома Шолема до Герберта Маркузе, Сьюзен Сонтаг

1 Английское издание вышло в Принстоне в июле того же года.

2 Карл Шмитт, известнейший немецкий правовед и политический философ, спорный в силу своей активной деятельности для Третьего рейха.

181

и, как уже упоминалось выше, Карла Шмитта. «Профессором Апокалипсиса» автор называет Таубеса именно поэтому - от негативной теологии он пришел к франкфуртской школе, от хасидов -в академическую среду, в дебаты о гностицизме, секуляризации и революционном потенциале апокалиптицизма И на всех его путях -на без малого тысячи страницах текста - за ним следует его биограф, отдельными главами выделяя географические и интеллектуальные вехи - из Цюриха в Нью-Йорк, в Иерусалим, Кембридж и, наконец, в Берлин, в Свободный университет, отслеживая сотни встреч, комментируя его работы. Глубину знаний Муллера о Таубесе невозможно оспорить; кроме рецензируемой книги он публиковал статьи, выступал с докладами о различных моментах жизни и творчества философа, в том числе в Свободном университете Берлина.

Автор отмечает, что почти все собственные исследования Таубеса посвящены состоянию религии в современном мире. На протяжении двух тысячелетий христианской цивилизации христианство как таковое приходилось переосмысливать. Таубес был сторонником междисциплинарного подхода в религиоведении. Его интересовали постоянно возобновляющиеся попытки противостоять искушению утвердиться в мире с помощью религиозных аргументов и практик. В то же время, как подчеркивает Муллер, Таубес так и не дошел до собственных солидных исследований -для профессора список его монографий невелик. Его единственная диссертация «Западная эсхатология» была написана еще в 1947 г., и представляет собой своего рода антологию из того, что думали в Европе во времена между апостолом Павлом и Эрнстом Блохом о Царстве Божьем на земле. В наше время, пишет Муллер, «на полках магазинов можно найти четыре книги Таубеса: его переизданную диссертацию, сборник эссе, тонкий том о Карле Шмитте и переработанная версия его лекций по политической теологии апостола Павла» (с. 11). И тем не менее они переведены на десятки языков и вдохновляют многих исследователей. Такие фигуры как Таубес, замечает Муллер, «сложнее документировать», нежели мыслителей, оставивших после себя обширное творческое наследие, «однако это не делает их менее значимыми для интеллектуальной жизни их лет» (с. 14).

Таубес мало пишет, предпочитая интеллектуальные встречи и беседы. Множество задуманных книг, идеями которых он делился с современниками или даже анонсировал как изданные, так и не нашли воплощения. Он публикует эссе, критику. Современники вспоминают о его способности с высокой скоростью просматривать книги и воспроизводить их основные тезисы - без внимания и интереса к деталям. Однако главная его заслуга в том, что, уже в силу своего характера и образа жизни, он стал центром широко разветвленной неформальной сети, которая соединяла интеллектуальные миры, без него никогда не соединившиеся бы. Он дружил с историком правых идей Армином Молером, а также с марксистом Люсьеном Гольдманом и филологом-классиком Жаном Боллаком. Он обсуждал свои идеи с иезуитом Хансом Урсом фон Бальтасаром, а также с коммунистическим теоретиком литературы Георгом Лукачем, еврейским философом Мартином Бубером и историком еврейского мистицизма Гершомом Шолемом. «Он был своего рода хранилищем знаний о высотах западной культуры, как религиозной, так и светской и в то же время - биржей сплетен университетских и интеллектуальных кругов с трех континентов» (с. 12). В силу этого он всегда был в курсе самых новых теорий и актуальных дебатов. Неудивительно, что в 1968 г., когда Свободный университет стал одним из главных центров студенческих беспорядков и столкновений с властями, Таубес принял сторону студентов и активно включился в протесты.

Муллер уделяет много внимания этому периоду. Однако исследованию в целом мешает слишком субъективное отношение автора к объекту. Муллер отслеживает все неловкие эпизоды частной и профессиональной жизни Таубеса, всю критику, которой он подвергался, все нелестные наименования, которые он получал -вплоть до печального конца, когда никто из его коллег после его смерти не захотел написать ему некролог.

Работа написана на стыке науки и публицистики, читается

легко.

К положительным моментам исследования относится его основательность. Автор писал его без малого двадцать лет, работал в архивах, брал интервью у современников, вникал в творчество Таубеса, составил обширный список литературы и солидный

регистр персоналий, с которыми он контактировал. Книга получила немало положительных рецензий в США и в Германии, хорошо продается. Вопрос, который возникает по ее прочтении - чем же полезна она миру современной философии? С точки зрения рецензента, прежде всего тем, что она дает своего рода портрет эпохи, широкую панораму интеллектуальной жизни Западной Германии, ее культурно-философского мира от послевоенных лет до конца 1980-х годов, характеризуя атмосферу, в которой создавались труды значимых философов тех лет, чьи, заметим, персоны в общественной и интеллектуальной жизни были иной раз менее заметны среди современников, нежели яркий и противоречивый Таубес. Что же касается самого Таубеса, то без малого 1000 страниц его биографии, скрупулезно составленной Муллером, знакомят читателя, на взгляд рецензента, не только (и даже не столько) с интеллектуальным космосом самого философа, сколько, скорее, с парадоксом высокой научной эффективности без серьезных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.