Научная статья на тему 'Еще раз об оценке культурных, исторических и художественных ценностей'

Еще раз об оценке культурных, исторических и художественных ценностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
973
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА / ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ АНТИКВАРИАТА / ОЦЕНКА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПОДДЕЛКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА / EVALUATION OF WORKS OF ART / ANTIQUES APPRAISAL OBJECTS / EVALUATION OF ARCHITECTURAL MONUMENTS / CULTURAL HERITAGE / ART FORGERY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гагарин Александр Григорьевич

Рассматриваются особенности оценки произведений искусства, в том числе антиквариата. Делается вывод о том, что, поскольку такие объекты являются специфическими видами собственности и обладают свойствами, отличающими их от других видов собственности, например недвижимость, машины и оборудование, оценка произведений искусства должна проводиться совместно оценщиками и экспертами, обладающими знаниями в этой сфере. Автор считает необходимым предусмотреть ответственность, в том числе материальную, всех экспертов, выдающих заключения об оценке таких объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN ON THE EVALUATION OF THE CULTURAL, HISTORICAL AND ARTISTIC VALUE

The features of evaluation of works of art, including antiques. The conclusion is that, since these objects are specific types of property and have properties that distinguish them from other types of property, such as real estate, machinery and equipment, evaluation of works of art should be carried out jointly by appraisers and experts with expertise in this area. The author considers it necessary to include responsibility, including material, all experts issuing an opinion on the assessment of such objects.

Текст научной работы на тему «Еще раз об оценке культурных, исторических и художественных ценностей»

Еще раз об оценке культурных, исторических и художественных ценностей

А.Г. Гагарин

президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, кандидат технических наук (г. Москва)

Александр Григорьевич Гагарин, collegia@bk.ru

Продолжается дискуссия о том, нужна ли отдельная специализация «оценщик исторических, культурных и художественных ценностей»? Аргументы против введения такой специализации приводят и антиквары, которые считают себя лучшими оценщиками, и дипломированные оценщики бизнеса. Первые уверены, что умение дешево купить и дорого продать - это и есть главный аргумент в пользу их самоутверждения как оценщиков. Вторые же уверены, что оценка исторических, культурных и художественных ценностей ничем не отличается от оценки недвижимости, ценных бумаг и подобных активов любого предприятия.

Постараемся внести, по возможности, ясность в этот весьма серьезный вопрос. Во-первых, оценка исторических, культурных и художественных ценностей не должна быть привязана к сиюминутным интересам торговцев, антикваров и коллекционеров. Во-вторых, оценка бизнеса (предприятия) отличается тем, что она основана на вполне устоявшихся приемах, правилах и экономических закономерностях, которые, правда, совершенствуются, но не учитывают особенности рынка культурных, исторических и художественных ценностей. Более того, для оценки объектов этого рынка необходимы специальные знания, которые сейчас оценщики не получают в процессе обучения. В основе этих знаний лежит необходимость совместной работы экспертов-искусствоведов, историков, ювелиров и других специалистов,

знающих особенности каждого отдельного объекта оценки рассматриваемой категории. Такая совместная работа невозможна без четкого взаимопонимания оценщиков и экспертов. Такое взаимодействие может быть достигнуто только тогда, когда оценщики будут точно знать, какие вопросы они должны задавать экспертам, и правильно понимать ответы на эти вопросы (подробнее см. [1-4]).

Для достижения этой цели и необходима специализация, предлагаемая в Евразийских профессиональных стандартах - «Оценщик исторических, культурных и художественных ценностей». В этих Стандартах даны определения, что является художественными, историческими и культурными ценностями в соответствии с их предметно-тематическими специализациями, а также перечислено, что должны знать и уметь специалисты-оценщики. В то же время из этих определений исключены памятники архитектуры и объекты культурного наследия, относящиеся к недвижимому имуществу. Там же введены и понятия категории сложности в зависимости от возраста объекта оценки, что, безусловно, необходимо для такой сложной работы.

Еще раз подчеркнем, что оценка стоимости культурных ценностей стоит особняком от оценки других видов собственности. Отличие в первую очередь заключается в практически полном отсутствии аналогов, во-вторых - в наличии довольно искусных подделок разного уровня схожести с оригиналом. При этом иногда подделки могут

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯИ

ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ

являться самостоятельными и зачастую достаточно дорогостоящими предметами искусства.

В последнее время значительно выросла активность арт-рынка в связи с тем, что произведения искусства являются весьма надежным видом активов, стоимость которых постоянно увеличивается до нескольких десятков процентов в год, и их ликвидность достаточно высока. По отчетам финансовых аналитиков «Кристи», сегодня русское направление - одно из самых прибыльных. Тенденция стремительного роста цен началась в 2003 году и продолжается по сей день. На этом фоне повышенного спроса на произведения искусства и их ограниченного количества (речь идет, конечно, о подлинниках) вполне очевидным становится появление заменителей оригиналов, то есть подделок. Проблема у поклонников русского искусства только одна: в этой области особенно велик процент «фальшака» в терминологии антикваров. Причем не простых копий «под Репина или Перова», а таких шедевров новодела, в подлинности которых порой не сомневаются даже видавшие виды эксперты знаменитых аукционных домов. Этим и объясняется заметное число скандалов на аукционах.

Проблема подделок приняла общемировой масштаб. Вот несколько наиболее из-

вестных примеров, упоминавшихся во многих средствах массовой информации.

На аукционах Sotheby's и Chrisie's были выставлены на торги две абсолютно одинаковые картины Ван-Гога, что вызвало скандал, и обе картины были сразу сняты с торгов. Однако, несмотря на разгоревшийся на арт-рынке крупный скандал, объявленная подделкой картина Винсента Ван Гога «Подсолнухи» в 1987 году на аукционе в Японии была продана за 35 миллионов долларов (см. рис.).

Отметим, что из опубликованных в открытой печати материалов известно, что Иван Константинович Айвазовский признавал за собой примерно 3 000 произведений (картин, этюдов, рисунков), в то время как по галереям, музеям и аукционам «гуляют» около 60 000 его работ.

По сообщению испанской ElPais, немецкая полиция обнаружила под Майнцем склад поддельных скульптур Альберта Джакометти. Автор подделок не был установлен. Как уточняет издание, скульптуры были найдены и конфискованы еще летом 2009 года, однако до февраля 2011 года никакой информации об этом в прессе не появлялось.

В 1942 году авиация союзников СССР во второй мировой войне разбомбила немецкий город Любек. В огне погибли фрески XIII века, украшавшие церковь святой

Винсент Ван Гог. «Подсолнухи» (справа - оригинал стоимостью 40 миллионов долларов, слева - подделка, проданная за 35 миллионов долларов)

Марии (Marienkirche). На обугленной штукатурке нефа остались видны лишь смутные пунктирные очертания фигур. В июле 1948 года западногерманская Ассоциация охраны памятников старины наняла для реставрации фресок некоего Дитриха Фея (Dietrich Fey). Помощником Фея оказался Лотар Мальскат (Lothar Malskat) - хорошо известный немецкой полиции виртуоз по подделке картин. Реставраторам было выделено 30 тысяч долларов, и они заперлись в церкви на целых три года. По окончании работы Фей и Мальскат объявили, что в процессе росписи нефа они вскрыли под поздними наслоениями старинную роспись на стенах церковных хоров. 2 сентября 1951 года состоялась церемония открытия отреставрированной Мариенкирхе, на которой присутствовал канцер ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenaer). В честь торжественного события была выпущена пятипфенниго-вая почтовая марка. Дитрих Фей получил крест за заслуги, а Лотар Мальскат ничего не получил. Он страшно обиделся и рассказал правду. Фей якобы вынудил Маль-ската соскрести не поддающиеся реставрации фрески XIII века и написать поверх них новые по сохранившимся фотографиям. Мальскату не поверили, специальная комиссия осмотрела фрески и сделала заключение, что Лотар Мальскат лжет. «Хорошо, - сказал реставратор-виртуоз, - тогда посмотрите повнимательнее на фрески на хорах, которые мы открыли с Дитрихом». Эксперты взглянули повнимательнее и ахнули - у святых были лики Марлен Дитрих, Григория Распутина, Чингисхана и даже родной сестры Мальската. Был проведен рентгеновский анализ фресок в нефе, и выяснилось, что Мальскат говорит правду: роспись XIII века была соскоблена. В августе 1954 года оба «реставратора» предстали перед судом. Фей получил 22 месяца тюрьмы, Мальскат - 20.

Из более поздних эпизодов отметим историю с картинами Натальи Гончаровой. Три года назад в Российском агентстве международной информации «РИА Но-

вости» состоялась пресс-конференция на тему «Фальсификации в искусстве: российские эксперты защищают творчество Натальи Гончаровой». Поводом для встречи послужили работы, включенные в издания о жизни и творчестве Натальи Гончаровой, якобы принадлежащие ее кисти.

Много подделок встречается и среди произведений культового направления, особенно это относится к иконам. В частности, в работах известного специалиста по иконам В. Тетерятникова приведены примеры масштабной фальсификации русских икон в США [4, 5].

И таких примеров не мало. Даже появился анекдот: «Эдуард Мане написал три тысячи пейзажей. Пять тысяч из них находятся в США».

Какие выводы можно сделать из изложенного?

Оценка культурных, исторических и художественных ценностей является сложной комплексной совместной работой различных специалистов - экспертов и оценщиков. Такая работа должна начинаться с определения подлинности объекта оценки. И здесь участие экспертов различных специальностей может явиться для оценщика в определенном смысле «ловушкой». Существует несколько видов экспертизы, которые могут дать ответ на главные вопросы: авторство, время создания, место создания, материалы и т. д. И только после проведения всего комплекса исследований можно приступать к изучению рынка, его анализу и собственно к оценке стоимости объекта оценки. И вот тут-то оценщик может попасть в упомянутую ловушку. В чем она заключается?

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и внесенным в него поправкам за ущерб, нанесенный клиенту неправильной оценкой его собственности, неважно умышленно или нет, оценщик отвечает всем своим имуществом. В то же время эксперт не несет ответственности за свою работу, поскольку

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙ

СТВОМОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ

нет никаких законодательных актов, предусматривающих эту ответственность.

Каков же выход из этой ситуации?

Необходимо принятие Федерального закона «Об экспертной деятельности в области культурных, исторических и художественных ценностей», в котором регламентировалась бы деятельность экспертов-искусствоведов, экспертов в области технико-технологической экспертизы. В этом законе должны быть прописаны права экспертов, их обязанности, ответственность за результаты экспертизы и т. п. Только тогда, когда отчет об оценке будет подписан специалистами, отвечающими материально за свою работу, можно надеяться на объективность полученного результата. Здесь следует отметить весьма полезную и своевременную инициативу экспертного и оценочного профессионального сообщества по организации такой работы на базе общественного отраслевого объединения работодателей «Федеральная палата культуры».

Еще одним из принципиальных вопросов оценки культурных, исторических и художественных ценностей является структура и содержание отчета об оценке. Как явствует из сказанного, такой отчет будет, хотя и не сильно, все же отличаться от отчетов об оценке бизнеса или недвижимости. В частности, затратный подход к оценке рассматриваемых объектов оценки вообще непри-

емлем. В первой редакции упомянутых в начале статьи Стандартов этот вопрос не проработан, но он должен быть включен в окончательный вариант.

Таким образом, проблема оценки культурных, исторических и художественных ценностей движется к своему разрешению, хотя, наверняка, не окончательному.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы научных конференций 1995-2009 годов «Экспертиза и атрибуция». М. : Государственная Третьяковская галерея ; объединение «МагнумАрс».

2. Каталог подделок произведений живописи. М. : Россвязьохранкультура, 20072009. Ч. 1-6.

3. Уолден С. Реставрация живописи -спасение или уничтожение? М. : Астрель, 2007.

4. Тетерятников В. Иконы и фальшивки. Нью-Йорк - Санкт-Петербург : Фонд поддержки гуманитарного знания, 2009.

5. Исследования в консервации культурного наследия : материалы международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР (Москва, 11-13 декабря 2007 года). М. : Ин-дрик, 2008.

6. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 (в последней редакции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.