Научная статья на тему 'Еще раз об истоках монотеизма'

Еще раз об истоках монотеизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3061
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / МОНОТЕИЗМ / ПОЛИТЕИЗМ / ИУДАИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / RELIGION / MONOTHEISM / POLYTHEISM / JUDAISM / CHRISTIANITY / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саркарова Наила Ахедовна

Статья посвящена выяснению глубинных истоков монотеизма. В ней ставится под сомнение распространенная установка, согласно которой история монотеизма начинается с иудаизма, приводятся аргументы. Раскрываются египетские, древнеиндийские и иные корни в становлении монотеистического мировоззрения. Показывается, что, монотеизм исторически изменялся, приобретал новые черты, как и любая религия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once again about the origins of monotheism

The article is devoted to the search of origins of monotheism. The concept of the beginning of monotheism from Judaism is questioned. The arguments are given. Egyptian, ancient Indian and other roots of formation of monotheism are revealed. The author shows that monotheism has historically changed, acquiring new features like any other religion.

Текст научной работы на тему «Еще раз об истоках монотеизма»

университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. -Т. 152,- № 1,- С. 82-93.

2. Любке В.Е. Пропозициональность поликодового аргумента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 171. - С. 57-62.

3. Медведева Е.Е. Социальная философия математики Витгенштейна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -№11 (127).-С. 239-244.

4. Поспелова О.В. Политическое действие и проблема свободной воли в практической философии Дж. Серля // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 23. - С. 42-48.

5. Поспелова О.В. Фундаментальная онтология Джона Серля и минимальные условия политического// Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2010. - Т. 2. - № 1.- С. 193-203.

6. Ситникова Е.И. К.-О. Апель об этическом измерении истории и политики // Вестник Вятского государственного университета. - 2009. - Т. 4. - № 3. -С. 44-49.

7. Юрьев P.A. Обещание, институциональная реальность и возможность преодоления скептического аргумента в теории речевых актов Дж. Серля // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -2014. - № 4 (28). - С. 330-337.

СО

1-Н

о си

Q-<

СО си

ONCE AGAIN ABOUT THE ORIGINS OF MONOTHEISM

Sarkarova Naila Ahedovna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Socio-Political sciences, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article is devoted to the search of origins of monotheism. The concept of the beginning of monotheism from 'zzs:;^ Judaism is questioned. The arguments are given. Egyptian, ancient Indian and other roots of formation of monotheism ; are revealed. The author shows that monotheism has historically changed, acquiring new features like any other K^7 v religion.

Keywords: religion, monotheism, polytheism, Judaism, Christianity, Islam.

ЕЩЕ РАЗ ОБ ИСТОКАХ МОНОТЕИЗМА

УДК 141.412 ВАК РФ 09.00.14

Ё

127

Статья посвящена выяснению глубинных истоков монотеизма. В ней ставится под сомнение распространенная установка, согласно которой история монотеизма начинается с иудаизма, приводятся аргументы. Раскрываются египетские, древнеиндийские и иные корни в становлении монотеистического мировоззрения. Показывается, что, монотеизм исторически изменялся, приобретал новые черты, как и любая религия.

Ключевые слова: религия; монотеизм; политеизм; иудаизм; христианство; ислам.

> Саркарова H.A., 2018

В последнее время в философии религии и религиоведении достаточно активно обсуждается вопрос об определенной условности разделения религий на монотеистические и политеистические [2, с.95-112]. В данной статье мы хотим проанализировать, устоявшую в науке и религии установку, согласно которой теистический монизм или монотеизм имеет авраамические корни, что он есть исключительно изобретение евреев. Нам представляется, формирование монотеистической метрики мира началось несколько раньше и ее пространственно-временной "хронотоп" имеет несколько иное измерение.

Очевидные монотеистические мотивы присутствуют, например, во всей индийской культуре, особенно в индуизме. Это очень убедительно показал в свое время один из столпов индийской культуры и политики - Раммохон Рой (1772-1833), являющийся автором интересной теории этического монизма, который пришел на смену родоплеменному многобожию. Согласно его мнению, утверждение такого монотеизма было оправдано, прежде всего, мотивами социально-нравственного порядка, поскольку многочисленные кастовые предписания, различные местные ритуалы и обычаи не способ-

САРКАРОВА Наила Ахедовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан nailafiligimail.ru

ствовали достижению межплеменного согласия и единства. Социальному и культурному объединению могли способствовать только единые моральные нормы, одинаковые представления о добре и зле. Только этический монизм на основе всеобщего категорического императива "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе" может вернуть общество на путь истины и справедливости. А для утверждения такого этического и поведенческого монизма была необходима такая же монистическая, но значительно более широкая социально-культурная и религиозная система, построенная на концепте всеобъемлющей реальности, каким явился культ Брахмана.

Как замечают исследователи, Р. Рой еще в детстве испытал сильное влияние исламской культуры; поэтому он отмечает, что дух брахманизма особенно близок к исламскому монотеизму. Это влияние ислама было настолько существенным, что он даже говорит о монотеистичности любой религии [3]. Последний тезис об "укорененности" монизма во всякой религии, по крайней мере, поражает своей оригинальностью и новизной, заставляет серьезно задуматься. Поэтому, как отмечает этот выдающийся индийский деятель, уже в Упанишадах, содержался призыв к единобожию: "любите единого Бога", "никто, кроме Верховного Сущего не достоин почитания", "один Бог правит сознанием и избавляет от нечистоты" [4, с.140].

В подобной же тональности звучат призывы к единобожию и в других ответвлениях индуизма. Например, в сикхизме также действует формула "Один Бог для всех", в котором Бог, с одной стороны, раскрывается в форме Абсолюта, а, с другой - в форме индивидуальной частицы Бога,живущей в каждом человеке [6,7].

Похожие векторы в объединении всевозможных малых божеств, авторитетных в каждой местности, вокруг Единого Бога действовали и в китайской культуре, где этот духовный и поведенческий монизм утверждался вокруг почитания верховного предка Шан-ди, олицетворяющего культ неба как самой могущественной силы, который, хотя и персонализировался, но не приобретал телесные формы.

Такую же древнейшую форму монотеизма, смешанного с политеизмом, представляет зороастризм, где единым верховным божеством является Ахура Мазда, олицетворяющий высшую мудрость и благость, добро и святое благочестие, справедливость и бессмертие. Поэтому он выходит победителем в постоянном

противоборстве с Ангра-Майнью, богом смерти и темноты. Каждый человек должен зажечь в себе огонь Ахура Мазды, и уничтожить пламя огня второго. Не случайно, эти и другие идеи зороастризма оказали огромное влияние на культ и обрядность всех без исключения монотеистических религий откровения, особенно ислама.

Исследователи отмечают также наличие стройных тенденций монотеизации в религиозных верованиях народов Америки, в частности, инков, где так же, как и на Западе и Востоке, происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей [5].

Пожалуй, наиболее распространенной является точка зрения, озвученная, в том числе, 3. Фрейдом и немецко-еврейским поэтом Г. Гейне, согласно которой монотеизм первоначально сформировался в Египте вместе с культом бога Атона. Молодой египетский фараон Эх-натон, сын Аменхотепа IV, стремясь обеспечить имперский статус Египта, пришел кубеждению, что этого эффективнее всего добиться не столько военными и политическими завоеваниями, сколько путем духовного и культового объединения всех племен и народов вокруг единой государственной религии с культом Атона. Огромная империя, включающая в свой состав Палестину, Сирию, часть Месопотамии и другие земли, непременно нуждалась в идее единого бога.

Для достижения этого единобожия он стал пресекать всякие упоминания о других богах и даже наложил запрет на возвеличивание и почитание египетского бога Амона. Вместо него началось всеобщее восхваление одного бога - бога солнечного диска Атона. Для утверждения этого единобожия были стерты все упоминания богов во множественном числе, уничтожены все памятники, связанные с культом прежних богов. Для закрепления этих преобразований этот фараон даже перенес столицу из Фив на восточном берегу Нила, 200 миль севернее, на место, которое сейчас известно как Амарна, считающейся теперь столицей египетского монотеизма.

В мировой исторической и религиоведческой литературе сложились самые различные подходы к решению вопроса о египетских корнях монотеизма. Одни египтологи считают, что монотеистическая традиция здесь была всегда, хотя она была выражена в различной степени; другие считают, что монотеизм в Египте существовал лишь некоторое время, а затем опять

переродился в политеизм.Третьи, считают, что монотеизм и политеизм сосуществовали, распространяясь среди различных общественных прослоек: у жрецов и других "посвященных" доминировал, как правило, монотеизм, а низшие и отсталые слои оставались в плену политеизма. Четвертые, придерживаясь генотеиз-ма, строили определенную субординацию богов во главе с верховным Богом. Пятые, вообще считают некорректным отнесение египетских верований к категории монотеистических. Шестые, называют эти религии формами неподлинного "космического", "солярного" и т.д. монотеизма.

В каждой из этих позиций египтологов есть определенная доля правды. Например, необходимо отметить, что этот древнеегипетский монотеизм утверждался весьма неравномерно. Было даже так, что при слабых преемниках Эхнатона культ верховенства Атона был полностью развенчан, а сам он был объявлен преступником; города же, служившие форпостом новой веры, были разграблены и уничтожены.

Дело возрождения египетского монотеизма было продолжено в дальнейшем учеником Эхнатона Тутмосом, правителем соседней с семитскими племенами египетской провинции, которым идея единого бога была близкой и отвечала их чаяниям. Поэтому ему удалось познакомить семитов с религией Атона, которую отвергли египтяне. Именно ему с помощью различных культов, в том числе, ритуала обрезания, удалось объявить свой народ святым и богоизбранным. И, поскольку на территории империи проповедь культа Атона стала опасной, он вместе со своими сторонниками и семитскими племенами покидают египетские земли. Только тогда появляется на исторической арене Моисей и начинается великий Исход евреев из Египта на землю обетованную.

Египетские корни в иудаистском монотеизме проявляются в самых разных формах, прежде всего, в совпадении наиболее важных их составляющих, например:

- во-первых, это известное этимологическое сходство и созвучность египетского Атона с древнееврейским Ас1опа1 (господь) и известного сирийского божества Адонис, что убедительно показывает первенство египетских культов перед иудейскими;

- во-вторых, об общности происхождения египетских и иудейских культов. Например, в них одинаково запрещено все, что связано с колдовством и магией. Существует также запрет на всевозможные проявления антропоморфизма и зооморфизма, которые препят-

ствовали утверждению подлинного монотеизма с авторитетом единого и всемогущего Бога, творца всего мироустройства;

- в-третьих, само имя Моисей или Моше, по мнению многих специалистов, также имеет египетские корни. При этом приводятся самые различные доводы. Одни считают, что в смысловом переводе оно означает "ребенок Атона"; другие полагают его производной от достаточно распространенного египетского имени Мозес, означающего "дитя". На это указывают даже имена многих известных фараонов: А-мозе (Амос), Тут-мозе (Тутмос), Ра-мозе (Рамзес) и т.д. Третья версия происхождения имени Моисей излагается в библейском Исходе, из которого мы узнаем, что этим именем нарекла египетская принцесса, которая вытащила его из воды и воспитала. Буквально же оно означает "тот, кто был вытащен из воды". Эти и другие версии объединяет одно: предки Моисея и сам он, или имели египетские корни, или были воспитаны в духе этой культуры, что не меняет сути вопроса;

- в- четвертых, общность многих обычаев. Например, иудейская, а затем, и мусульманская, практика мужского (а кое-где и женского) обрезания, как механизм приобщения к вере и форма инициации, задолго до этого существовала в Египте. Это отметил Геродот, считающийся "отцом истории", и оно подтверждается многочисленными мумиями, найденными в египетских саркофагах. Спрашивается, если бы не была очевидной такая связь иудейских обрядов и традиций с египетской культурой, то спрашивается, зачем их сохранять? Скорее наоборот, когда одна культура отрицает или поглощает другую культуру, то она старается избавиться, и какможно быстрее и основательнее, от их культов, обрядов и традиций. Примеров можно привести множество, например, запрет потребления в пищу свинины в иудаизме и исламе.

Конечно, перенос культов культуры и традиций из одной культуры в другую обязательно предполагает изменения, связанные с их приспособлением к обычаям, климату, земледельческому и иному календарю и т.д. Эти изменения могут идти и в направлении "смягчения" их действия, но могут быть обратной тенденцией, в сторону ужесточения. В этом плане, необходимо отметить, что иудейский монотеизм более строгий, чем египетский. Например, в иудаизме, как и в исламе, вообще запрещены всякие изображения Бога, это есть формы идолопоклонства. Считается, что прямое и непосредственное усмотрение Бога не-

возможно, Его можно изучать и постигать исключительно по творениям.

Можно сказать, что иудаизм является строгим, полным монотеизмом: есть только один единственный, всесильный Бог, недоступный для человеческого глаза и разума. Он не имеет ни облика, ни вида, поэтому никаких изображений его делать нельзя, и даже имя его произносить запрещено. Египетская же религия, являет собой, если так можно выразиться, смешанный монотеизм, поскольку, наряду с Ато-ном, сосуществует великое множество божеств различного статуса и происхождения: одни -олицетворяют природные стихии - небо и землю, солнце и луну; другие - выражают некоторые абстрактные начала, такие как Маат (истина или справедливость); третьи - являются богами местного значения, отражающими определенный пространственно-временной хронотоп и особенности мироощущения в конкретных провинциях империи.

Эта специфика египетского монотеизма выражается также и в других отличительных его особенностях:

- многие боги имеют облик животных, что определяется влиянием первобытного тотемизма и зооморфизма;

- содержатся всевозможные магические элементы, особенно заклинания;

- повсеместно встречаются подобия богов в глине, камне, металл, тогда как иудейская религия категорически запрещала творить всякие подобия богу;

- египетская религия только и говорит о подготовке к загробной жизни, о преодолении смерти. Не случайно, Осирис - один из самых авторитетных богов, отвечает, символизирует и управляет этими сферами; раннееврейская же религия полностью отказывается от символов бессмертия и загробной жизни.

Таким образом, доказательств того, что корни монотеизма лежат в египетской культуре много. Вот еще некоторые:

- космологические концепции Ветхого Завета: изначальная водная бездна и хаос, сотворение из них света и тверди и др., чуть ли не буквально повторяют идеи египетских верований;

- удивительное совпадение текстов гимна богу Атону времен Эсхатона и 103-го псалма Ветхого Завета: они одинаково восхваляют единого Бога и его деяния;

- совпадение хронотопа событий, происходящих в Египте, связанных с правлением фараона Эсхатона и "исхода" евреев в Палестину из египетского плена, то есть они приходятся на одно и то же время, Х1\/-Х111 вв. до н.э.

Еще одна особенность иудейского монотеизма становится более зримой, когда его сравниваешь с христианством. Специалисты отмечают большую строгость, я бы сказал, суровость иудейского монотеизма. Это, прежде всего, проявляется в следующем. Бог Яхве дает людям завет, по которому надлежит жить, а потом спрашивает с них: если соблюдаешь, то тебя ждет награда; если нет, то кара неизбежна. А вот стремления помочь человеку, обуреваемому страстями, слабому, сомневающемуся, в чем-то ленивому и эгоистичному, этой самой помощи и в историческом, и современном иудаизме, недостаточно. Другими словами, божественной любви, нежности и "теплоты" по отношению к человеку, желание помочь ему, по крайней мере, не бросается в глаза.

Необходимо отметить, что ислам в этом аспекте ближе к иудаизму, нежели к христианству. Не случайно, в христианстве появляется новое измерение божественного, связанного с понятием "агапэ", предполагающего взаимную любовь Бога и человека - совершенно бескорыстного, в качестве божественного дара. Христианский Бог любит всех и праведников и грешников, ангелов и падших, готовь им помочь, надо только возжелать этого и обратиться к Нему. Может быть, поэтому в христианском календаре существует важный праздник "Веры, надежды, любви", который в какой-то мере "недооценен" самими верующими, поскольку не относится к "основным" праздникам: ведь вся суть христианского монотеизма заключается именно в этих трех ипостасях. В отношении же ислама, такая божественная любовь, если даже присутствует, то не конкретизируется.

И еще один интересный факт. Как и любая религия, иудаизм исторически менялся, и строгим монотеизмом он был не всегда. Это очевидно, хотя бы по тому, что Бог в Торе именуется как "элохим", то есть "боги" ("элохим" - это мн. число от "элох"). Возникает вопрос, почему Бог в Торе именуется во множественном числе? Этот вопрос в иудаизме тщательно обходят, хотя с точки зрения когнитивной лингвистики все очень просто: евреи не всегда были монотеистами, у них имел место не строгий монотеизм, а монолатрия, или генотеизм, или катенотеизм - почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов [2, с.14]. Становление же подлинного иудейского монотеизма произошло значительно позднее, уже после Моисея! (Кстати, аллахьума - то есть, имя Аллаха с

приставкои хьума , которое повсеместно встречается в Коране, - это калька с иудейского "элохим" - боги).

Таким образом, становится очевидным, что иудаизм не сразу стал монотеизмом. В начале второго тысячелетия до н.э. евреи, как и многие семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами; в свой пантеон богов они включали все новых и новых богов, авторитетных среди завоеванных ими народов и племен. Яхве, также, вначале не был выразителем единобожия, а всего лишь одним из племенных богов, пусть одним из самых авторитетных.

Да и сам Авраам, родоначальник еврейского народа, но не оставивший нам никакого писания, его сын Исаак, внук Иаков и 12 правнуков, вероятнее всего, не сразу стали выразителями единобожия. Пожалуй, лишь с появлением на историческую арену Моисея из колена Левия, еврейский народ обрел своего вождя и идеолога, мессию, позволившую освободить от египетского плена и вывести еврейский народ на землю обетованную. Поэтому, вполне оправданно, именно он считается отцом иудейского монотеизма. А что важнее для исторических судеб народа - быть отцом нации или отцом веры, объединившей этот народ в единое целое, вопрос, скорее, риторический: наверное, и тот, и другой.

Скорее всего, именно в этом смысл, встречающегося в Коране утверждения, согласно

которому Авраам не был ни иудеем, ни мусульманином, а был предавшемуся Богу ханифом (т.е. принявшим истинную религию единобожия и отказавшимся от ложных верований).

Таким образом, мы убеждаемся в том, что формирование религиозного монизма или монотеизма происходило более или менее одновременно в различных регионах мира. Поэтому утверждать, что иудаизм является исторически первой формой монотеизма можно с большой натяжкой.

Литература:

1. Бараш Р.Э. Культура и мультикультурализм: от философского к системно-теоретическому осмыслению // Вопросы философии. - 2016. - №1. -С. 38-42.

2. Магомедов K.M. Монотеизм vs политеизм (статья первая) // Исламоведение. - 2017. - № 3. - С. 95112.

3. Раммохан Рай. Дар верующим в единого Бога // Вопросы философии. - 2010. - № 11. - С. 159-168.

4. Раммохан Рай. Иша-упанишада // Вопросы философии. - 2016. - №4. - С.139-149.

5. См.: http://fb.ru/article/161033/monoteisticheskie-religii-ponyatie-monoteisticheskaya-religiya [Электронный ресурс]. Обр.15.02.2018.

6. Скороходова Т.Г. Этический монотеизм versus индуистский политеизм: интерпретация Иша-упа-нишады в религиозной мысли Раммохана Рая // Вопросы философии. - 2016. - № 4. - С. 129-138.

7. Скороходова Т.Г. История Индии в философском контексте: Сурендронатх Банерджи //Вопросы философии. - 2012. - №9. - С.134-144.

8. См.: http://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key =238 [Электронный ресурс]. Обр.15.02.2018.

00 1-Н

О си

Q-<

СО си

■А«'', т7£

K1NI V

s

131

TRADITIONAL ISLAM IN NORTHERN CAUCASUS

Soultanakhmedova Zalina Gadzhitaevna, Senior instructor, Department of Philosophy and Socio-Poiiticai science, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article analyzes the potential of the integration and stabilizing role of traditional Islam in the North Caucasus. In the spiritual and ideological vacuum that has developed in local societies as a result of the collapse of communist ideology, some representatives of the local spiritual and political elite are making attempts to politicize Islam, turning it into the dominant state ideology. The second manifestation of the politicization of Islam is Islamic extremism in the form of Wahhabism. The politicization of traditional Islam destroys its socio-stabilizing and integrative functions. The factor limiting the integration stabilizing potential of traditional Islam is also the confessional fragmentation of traditional Islam, characteristic of the North Caucasus with its ethnic diversity and diversity. The authors argue that traditional Islam can be more actively and productively used to combat Islamic extremism. In this connection, the main directions of counteracting traditional Islam to Islamic extremism are singled out: 7. Maintenance of interfaith peace, dialogue and cooperation with Orthodoxy as the leading confession of Russia, 2.Preventing politicization and extremist "modernization" of Islam, 3. Effective organization of Islamic education focused on values of traditional Islam and the exclusion of extremist elements from Islamic education, 4.ideological and organizational struggle against Islamic extremism.

Keywords: traditional Islam; the North Caucasus; Islamic extremism; Wahhabism; politicization of Islam.

ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ НА СЕВЕРНОМ УДК 141.41

КАВКАЗЕ ВАК РФ 09.00.14

В статье анализируется потенциал интеграционной и стабилизирующей роли © Султанахмедова З.Е., 2018 традиционного ислама на Северном Кавказе. В условиях духовного и идеоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.