Научная статья на тему 'ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ ПРИХОДА АСОВ НА МОНГОЛЬСКУЮ СЛУЖБУ'

ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ ПРИХОДА АСОВ НА МОНГОЛЬСКУЮ СЛУЖБУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСЫ / МОНГОЛЫ / ЗАПАДНЫЙ ПОХОД / АЛАНИЯ / КААН МУНКЭ / ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казиев Эдуард Викторович

Цель исследования: установить время и обстоятельства появления асов на службе у великих монгольских ханов. Материалы исследования: биографии асских военачальников, представленные в официальной «Истории [династии] Юань» (основной источник), повествования Иоанна де Плано Карпини и Гийома де Рубрук, хроники Вардана Великого, Киракоса Гандзакеци и Григора Акнерци, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, Ипатьевская летопись, записки китайских чиновников Пэн Да-я и Сюй Тина о монголах. Результаты и научная новизна: в работе уточнен один из аспектов предыдущего исследования автора рассматриваемого вопроса; частично опровергается полученный в этом исследовании вывод о том, что аланы переходили на службу к монголам только во время Западного похода; напротив, обосновывается имеющееся в литературе утверждение о том, что аланы могли уходить на службу в период правления каана Мункэ; вместе с тем указывается, что это утверждение находит свое обоснование в сведениях тех жизнеописаний асских военачальников из «Истории [династии] Юань», которые обычно не используются для этого; также выдвигается и аргументируется предположение о том, что интронизация правителей Алании происходила на Кавказе, и им не нужно было отправляться для этого в столицу Монгольской империи. Кроме того, отмечается, что в источниках по рассматриваемому вопросу, проанализированных автором в его обоих исследованиях, отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие утверждать или предполагать возможность прихода асов на службу в Монголию и Китай после начала процесса фактического разделения этой единой империи на независимые улусы потомками Чингизхана, последовавшего за смертью каана Мункэ в 1259 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN ON THE CHRONOLOGY OF THE AS PEOPLE’S ENTRY INTO MONGOL SERVICE

Research objectives: To ascertain the time and circumstances of the As people’s incorporation into the service of the Great Mongol Qa’ans. Research materials : Biographies of the As military commanders presented in the official History of the Yüan dynasty (the main source), the narratives of John of Plano Carpini and William of Rubruck, the chronicles of Vardan Areveltsi, Kirakos Gandzaketsi, and Grigor Aknertsi, Rashid al-Din’s Compendium of Chronicles , the Hypatian Codex , notes of Chinese officials Peng Da-ya and Xu Ting on the Mongols. Results and novelty of the research: The paper clarifies one aspect of the author’s previous research of the problem under consideration. It partially refutes a prior conclusion that the As entried into the Mongols’ military service only during the Western campaign. On the contrary, this paper substantiates the traditional assertion that the As joined Mongol service during the reign of Möngke Qa’an. Besides, it indicates that this argument finds its substantiation in the information found in the As military commanders’ biographies in the History of Yuan which are usually overlooked on this issue. The assumption is also put forward and argued that the enthronement of the rulers of Alania took place in the Caucasus, and they did not need to go to the capital of the Mongol Empire for this purpose. In addition, it is noted that in the related sources, analyzed by the author in both papers on this topic, there is no information that would allow for asserting or suggesting the possibility of the arrival of the As to serve in Mongolia and China after the beginning of the process of the actual division of the Empire into independent uluses following the death of Möngke Qa’an in 1259.

Текст научной работы на тему «ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ ПРИХОДА АСОВ НА МОНГОЛЬСКУЮ СЛУЖБУ»

УДК 94(47)(=221.18) Б01: 10.22378/2313-6197.2021-9-3.506-519

ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ ПРИХОДА АСОВ НА МОНГОЛЬСКУЮ СЛУЖБУ

Э.В. Казиев

Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания Владикавказ, Российская Федерация kedmon@rambler.ru

Цель исследования: установить время и обстоятельства появления асов на службе у великих монгольских ханов.

Материалы исследования: биографии асских военачальников, представленные в официальной «Истории [династии] Юань» (основной источник), повествования Иоанна де Плано Карпини и Гийома де Рубрук, хроники Вардана Великого, Киракоса Гандзакеци и Григора Акнерци, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, Ипатьевская летопись, записки китайских чиновников Пэн Да-я и Сюй Тина о монголах.

Результаты и научная новизна: в работе уточнен один из аспектов предыдущего исследования автора рассматриваемого вопроса; частично опровергается полученный в этом исследовании вывод о том, что аланы переходили на службу к монголам только во время Западного похода; напротив, обосновывается имеющееся в литературе утверждение о том, что аланы могли уходить на службу в период правления каана Мункэ; вместе с тем указывается, что это утверждение находит свое обоснование в сведениях тех жизнеописаний асских военачальников из «Истории [династии] Юань», которые обычно не используются для этого; также выдвигается и аргументируется предположение о том, что интронизация правителей Алании происходила на Кавказе, и им не нужно было отправляться для этого в столицу Монгольской империи. Кроме того, отмечается, что в источниках по рассматриваемому вопросу, проанализированных автором в его обоих исследованиях, отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие утверждать или предполагать возможность прихода асов на службу в Монголию и Китай после начала процесса фактического разделения этой единой империи на независимые улусы потомками Чингизхана, последовавшего за смертью каана Мункэ в 1259 г.

Ключевые слова: асы, монголы, Западный поход, Алания, каан Мункэ, источники

Для цитирования: Казиев Э.В. Еще раз о времени прихода асов на монгольскую службу // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 3. С. 506-519. Б01: 10.22378/23136197.2021-9-3.506-519

© Казиев Э.В., 2021

ONCE AGAIN ON THE CHRONOLOGY OF THE AS PEOPLE'S ENTRY INTO MONGOL SERVICE

E.V. Kaziev

Institute of History and Archaeology of the Republic of North Ossetia-Alania Vladikavkaz, Russian Federation kedmon@rambler.ru

Abstract: Research objectives: To ascertain the time and circumstances of the As people's incorporation into the service of the Great Mongol Qa'ans.

Research materials: Biographies of the As military commanders presented in the official History of the Yuan dynasty (the main source), the narratives of John of Plano Carpini and William of Rubruck, the chronicles of Vardan Areveltsi, Kirakos Gandzaketsi, and Grigor Aknertsi, Rashid al-Din's Compendium of Chronicles, the Hypatian Codex, notes of Chinese officials Peng Da-ya and Xu Ting on the Mongols.

Results and novelty of the research: The paper clarifies one aspect of the author's previous research of the problem under consideration. It partially refutes a prior conclusion that the As entried into the Mongols' military service only during the Western campaign. On the contrary, this paper substantiates the traditional assertion that the As joined Mongol service during the reign of Mongke Qa'an. Besides, it indicates that this argument finds its substantiation in the information found in the As military commanders' biographies in the History of Yuan which are usually overlooked on this issue. The assumption is also put forward and argued that the enthronement of the rulers of Alania took place in the Caucasus, and they did not need to go to the capital of the Mongol Empire for this purpose. In addition, it is noted that in the related sources, analyzed by the author in both papers on this topic, there is no information that would allow for asserting or suggesting the possibility of the arrival of the As to serve in Mongolia and China after the beginning of the process of the actual division of the Empire into independent uluses following the death of Mongke Qa'an in 1259.

Keywords: Ases, Mongols, Western campaign, Mongke Qa'an, sources

For citation: Kaziev E.V. Once Again on the Chronology of the As People's Entry into Mongol Service. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2021, vol. 9, no. 3, pp. 506-519. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-3.506-519

Введение

Нами уже отмечалось, что именование в некоторых биографиях асских военачальников официальной «Истории [династии] Юань» каанов Угэдэя и Мункэ посмертными храмовыми именами-титулами Тай-цзун и Сянь-цзун имело своим следствием появление в научной традиции утверждений, согласно которым, переход асов на службу к монголам не был единовременным и однократным, происходя в правление каана Угэдэя во время Западного похода монголов (1238-1240 гг.), в правление каана Мункэ (1251-1259 гг.) и даже при хане Узбеке, правившем улусом Джучи с 1313 по 1341 гг. Сопоставление сведений юаньской хроники по этому вопросу и их интерпретаций в литературе позволили сделать вывод о том, что эти сведения не являются аргументами, дающими основания для таких утверждений, поскольку ничего не сообщают о том, что асы отправлялись служить на Дальний Восток в периоды правлений различных монгольских властителей, и подобное положение дел можно только предполагать [8, с. 246-249].

Вместе с тем в указанном исследовании были проанализированы не все оригинальные тексты жизнеописаний асских военачальников из официальной «Истории [династии] Юань», содержащие сведения о времени появления асов на монгольской службе, а также не были приведены публикации ряда авторов, затрагивающих данный вопрос. Настоящее исследование имеет своей целью восполнить этот пробел посредством анализа и систематизации сведений из жизнеописаний аланских военачальников официальной «Истории [династии] Юань» по данному вопросу, а также анализа интерпретаций этих сведений в литературе.

Основными источниками по данному вопросу являются указанные биографии асских военачальников, представленные в разделе «Жизнеописания знаменитых» китайской официальной «Истории [династии] Юань». В сведениях этих жизнеописаний время ухода асов на службу к монголам или время нахождения асов на этой службе не имеет конкретного обозначения и определяется посредством его соотнесения с каким-либо событием или периодом правления того или иного каана. На основании этих факторов, рассматриваемые сведения можно разделить на три группы: 1) сведения, где время ухода асов на службу к монголам определяется через события, имевшие место в период правления Тай-цзуна (каана Угэдэя); 2) сведения, где время ухода асов на службу к монголам определяется через события, в которых принимал участие или которые инициировал Сянь-цзун (каан Мункэ); 3) сведения, прямо указывающие на то, что асы переходили на службу к монголам или уже состояли на этой службе в период правления Сянь-цзуна (каана Мункэ).

К первой группе относятся сведения из жизнеописаний асского правителя Ханхусы и асского тысячника Юйваши В этих жизнеописани-

ях говорится, что «когда войско Тай-цзуна достигло пределов его страны, Ханхусы пришел [и] покорился во главе [своего] народа» и «отец [Юйваши] Еле-Бадуэр изъявил покорность вместе со своим правителем, [и] Тай-цзун приказал ему служить в гвардии» [24, цз. 132]. Именно эти отрывки из жизнеописаний асских военачальников, представленные в переводах Э.В. Брет-шнейдера, А.И. Иванова и А.К. Моула, и стали одними из оснований для разделения асов, служивших монголам, на тех, кто пошел на эту службу при каане Угэдэе, и тех, кто пошел служить монголам при каане Мункэ [11, с. 362; 2, с. 98-99; 3, с. 50; 18, с. 36], поскольку в указанных переводах используется или личное имя каана Угэдэя вместо его храмового имени [7, с. 282], или сообщается о том, что Угэдэй достигал владений асского правителя Ханхусы [31, с. 22], или же из перевода следует, что этот правитель присягал непосредственно монгольскому «императору» [27, р. 88], хотя в оригинальном тексте этих жизнеописаний ничего подобного не утверждается [24, цз. 132; 10, с. 245].

Напомним, что основные требования монголов к покоренным народам включают в себя следующие обязательные пункты: 1) правитель покоренной территории и/или высшие вельможи/старейшины должны лично явиться ко двору правящего дома; 2) его/их сыновья и младшие братья должны быть выданы в качестве заложников; 3) население территории заносится в реестровые книги; 4) вводится воинская повинность; 5) устанавливается сбор налогов; 6) контроль за исполнением всех этих мер осуществляют даруга-чи/баскаки (уполномоченные) [29, р. 699-705; 24, цз. 209]. Данные требова-

ния предъявлялись ко всем покоренным народам, однако в том случае, если территория покоренного народа оказывалась под прямым контролем монгольских завоевателей, первые два пункта (явка правителя ко двору и выдача заложников) могли быть не обязательными для исполнения [26, p. 114].

Из сведений Гийома де Рубрук известно, что после Западного похода Чингизиды «поделили между собою Скифию», и степи Восточного Прикаспия от ставки Бату на юг к Железным Воротам стали нутуком для улуса Берке («qui pascit versus Portam Ferream») [32, p. 220, 263]. Рашид ад-Дин, рассказывая о войне между Чингизидами Хулагу и Берке, утверждает, что «жилища всех эмиров, вельмож и воинов Беркея» стояли за Тереком в Кипчакской степи [15, с. 60]. Согласно же «Юань ши», в 1252 г. Мункэ-каан, распределяя уделы среди Чингизидов, дал Берке удел «в Грузии» [24, цз. 3; 20, с. 224], при том, что «сам Мангу-хан», как пишет все тот же Гийом де Рубрук, «владел аланским замком», поскольку он «покорил ту землю» [32, p. 381].

Основываясь на этих сведениях, можно предполагать, что территория Восточного Предкавказья была частью удела Чингизида Берке. Вместе с тем можно согласиться и с мнением Р.Ф. Фидарова (устное сообщение) о том, что территория Алании не входила в состав улуса Джучи и находилась под управлением Чингизида Мункэ, принадлежа ему по праву завоевателя этой страны. Однако если такое положение дел и имело место, то продолжалось оно, согласно сведениям Вардана Великого, только до смерти Бату, который незадолго до нее передал своему сыну Сартаку «власть свою с присовокуплением к тому же владений Мангу-хана» [4, с. 141]. Едва ли Бату мог «присовокупить» к владениям своего сына какие-либо другие владения Мункэ-каана, кроме тех, которые имели общее расположение с землями его собственного улуса. Тот же Рубрук сообщает, что владения Сартака начинались к западу от Волги, к востоку от которой были владения Бату, тогда как южнее владений Сартака находились Черкессия и Алания [32, p. 253, 258, 379, 380], и последняя, таким образом, начиная с 1256 г. становится владением Джучидов.

Эти сведения и основанные на них предположения позволяют думать, что Алания после ее завоевания рассматривалась Чингизидами (вне зависимости от их принадлежности конкретному колену «золотого рода») как территория, находящаяся под их непосредственным контролем, а не являющаяся протекторатом, и правителю Алании для подтверждения своей лояльности новым властям не требовалось отправляться в ставку каана в Каракорум, но достаточно было предоставить для службы свою дружину и сыновей.

Приводимое предположение подтверждается сведениями из жизнеописания асского правителя Ханхусы, которому было «высочайше велено набрать из асов тысячное войско и вместе со своим старшим сыном Атачи сопровождать императора в походе» [24, цз. 132]. При этом следует понимать, что в оригинальном предложении китайского источника слово цинь-чжэн ШШ, обозначающее военный поход императора с ним же во главе, подразумевает не второго каана Угэдэя, находившегося в то время в Каракоруме, но будущего четвертого каана Мункэ, принимавшего непосредственное участие в Западном походе. В рассказе Рашид ад-Дина об этом походе монголов Мункэ также титулован кааном или ханом [16, с. 37-38], однако такое титулование вовсе не означает, что во времена этого похода Мункэ являлся верховным правителем монголов.

По окончании же военных действий в Предкавказье тумены Мункэ, как и тумены Чингизидов Гуюка, Кадана и Бури, были отправлены к Киеву [13, стб. 784-786]. Можно предполагать, что в составе туменов Мункэ к Киеву вместе со своим правителем Ханхусы отправились и асские воины, что подтверждает жизнеописание этого правителя, где говорится, что Ханхусы и его сын сопровождали Мункэ в походе [24, цз. 132]. Затем Гуюку и Мункэ вместе с их туменами было приказано вернуться в свои орды [24, цз. 2; 16, с. 39-40]. По возвращении Мункэ в Монголию в свои владения также отправился и асский правитель, который «на пути встретился с неприятелем и пал в бою» [24, цз. 132].

О том, что асский правитель получил ярлык на управление своими владениями непосредственно на Северном Кавказе, также свидетельствует и жизнеописание асского тысячника Адачи ^^^ , являющегося, по общему мнению ряда исследователей, тем же человеком, что и асский военачальник Атачи ИЖФ, о котором рассказывается в жизнеописании его отца - все того же асского правителя Ханхусы [27, р. 88; 31, р. 23; 7, с. 291; 25, р. 429; 10, с. 249]. В жизнеописании аса Адачи о его отце, чье имя имеет в этом жизнеописании другое написание (Анхэсы вместо Ханхусы рассказывается, что он «при Сянь-цзуне носил на поясе тигровую пайцзу, став темником» [24, цз. 135]. Поскольку из его собственного жизнеописания известно, что он ходил в поход с Сянь-цзуном (Мункэ), т.е. принял непосредственное участие в его походе к Киеву сразу после завоевания Алании, и по возвращении из этого похода Ханхусы погиб в бою [24, цз. 132], то можно предполагать, что свое звание темника и титул багатура, а также тигровую пайцзу Ханхусы получил от Мункэ, вассалом которого этот асский правитель оказывался вследствие завоевания последним его владений. Косвенным подтверждением этого предположения также могут служить упоминавшиеся выше сведения Гийома де Рубрук, сообщающие о том, что Мункэ-каан владел замком в земле алан, который принадлежал ему по праву завоевателя этой земли [32, р. 381].

В жизнеописании асского тысячника Юйваши время ухода на службу к монголам его отца, Еле-Бадуэра, также определяется через указание на события, имевшие место в период правления Тай-цзуна (Угэдэя). В этом жизнеописании, как указывалось выше, говорится, что «Еле-Бадуэр изъявил покорность вместе со своим правителем [и] Тай-цзун приказал ему служить в гвардии» [24, цз. 132]. Нет оснований не соглашаться с предположениями А.К. Моула и А. Алеманя, состоящими в том, что под выражением «правитель его страны» в этом жизнеописании подразумевается Ханхусы [31, р. 22; 25, р. 412], в одно время с которым, как справедливо полагал Э.В. Бретшней-дер, и покорился монголам Еле-Бадуэр [27, р. 88]. Вместе с тем следует заметить, что в переводе этого предложения, представленного А.И. Ивановым, имеются двусмысленности, обусловленные отмеченным выше употреблением личного имени каана Угэдэя вместо его храмового имени: «пришел с правителем его государства и подчинился Угэдэю» [7, с. 288]. Такая интерпретация оригинального предложения источника позволяет предполагать, что Еле-Бадуэр вместе со своим правителем ходил присягать в ставку каана в Каракорум. Однако если исходить из того, что Еле-Бадуэр присягнул в одно время со своим правителем Ханхусы, а также исходить из приводимых выше сведе-

ний источников об участии Чингизида Мункэ в походе в Юго-Западную Русь после покорения Предкавказья, то можно полагать, что Еле-Бадуэр присягнул Мункэ непосредственно в своих владениях, а затем он вместе со своим сюзереном отправился к Киеву в составе его туменов и только после этого вместе с Мункэ ушел в Монголию.

Ко второй группе сведений, определяющей время ухода асов на службу к монголам через события, в которых принимал участие или которые инициировал Сянь-цзун (Мункэ), относятся: 1) жизнеописание асского владетеля Аэрсыланя в котором говорится, что «как только войско Сянь-

цзуна осадило город Аэрсыланя, Аэрсылань вместе с его сыном Асаньчжэнем явились ко входу в войсковой стан с приветствием»; после этого «император собственноручным эдиктом удостоил [Аэрсыланя] повелением единолично возглавить народ асов, вместе с тем взяв половину его войска, оставшуюся же [часть] полностью возвратил, чтобы держать в покорности пределы его [страны]» [24, цз. 123]; 2) жизнеописание асского военачальника Бадуэра где сообщается, что «в то время, когда Сянь-цзун только намеревался стать правителем, [Бадуэр] вместе со своими старшими братьями Уцзоэрбу-ханем и Матаэршой привел множество [воинов и] изъявил покорность» [24, цз. 132].

В первом жизнеописании речь, конечно же, идет все о том же Мункэ, и хотя в переводах этого жизнеописания, представленных Э.В. Бретшнейдером и А.И. Ивановым, вместо храмового имени этого каана вновь употреблено его личное имя [27, р. 89; 7, с. 292], описание событий в указанных переводах рассматриваемого предложения соответствует их описанию, содержащемуся в оригинальном предложении источника [24, цз. 132]. Вместе с тем следует указать на то, что перевод иероглифа ди ф словом 'император', содержащемся в переводе этого предложения, представленном в компиляции А. Але-маня, в работе Р.П. Храпачевского [25, р. 408; 10, с. 244], а также в варианте, представленном в настоящей работе (см. выше), дает возможность предполагать, что асский владетель Аэрсылань отправлялся присягать в Каракорум, где каан Угэдэй наделил его единоличной властью над народом асов. Однако такое предположение не может быть принято, поскольку в предшествующем предложении совершенно однозначно указывается, что речь идет о Мункэ, но не об Угэдэе, имевшем другое храмовое имя [24, цз. 123]. С обозначением каана Мункэ соотносит этот иероглиф и Э.В. Бретшнейдер, переводя его как «монгольский князь» [27, р. 89].

Кроме того, часть войска Аэрсыланя вместе с его старшим сыном Асань-чжэнем как и в случае с асским правителем Ханхусы и его старшим

сыном Атачи, была взята завоевателями и, вероятно, приняла участие в дальнейшем завоевании Алании, а также в походе Мункэ и Гуюка в Юго-Западную Русь. Согласно жизнеописанию Аэрсыланя, асское войско во главе с его сыном Асаньчжэнем было отправлено на подавление мятежа некоего Дуэргэ [Й^ (вар. прочтения - Шэнигэ), в сражении с которым Асаньчжэнь погиб, а его место в асском войске занял второй сын Аэрсыланя Негулай Ш^^, ставший гвардейцем и отправившийся вместе с Мункэ в Монголию [24, цз. 123].

Об участии перешедших на сторону монголов асов в завоевании Алании прямо говорится в жизнеописании асского военачальника Бадуэра согласно которому один из его старших братьев, Матаэрша ЩЩЙР (кит. транскр. осет. Матжрсаг - 'бесстрашный'), командовал авангардом войска Сянь-цзуна, штурмовавшего стены асского города Майгэсы [24,

цз. 132]. Можно утверждать, что вместе с Матаэрша в штурме Магаса принимали участие и двое других его братьев - Бадуэр и Уцзоэрбухань которые вместе с ним покорились монголам. Также вероятно предположение о том, что по окончании кавказской кампании все трое братьев, как и ряд других покорившихся аланских военачальников, отправились вместе с туменами Мункэ в Юго-Западную Русь, а оттуда - в Монголию, поскольку следующими событиями, описываемыми в рассматриваемом жизнеописании, в которых принимал участие Матаэрша, называются поход в область Шу (совр. провинция Сычуань) и осада горы-крепости Дяоюйшань [24, цз. 132]. Известно, что после провозглашения в июле 1251 г. Мункэ монгольским кааном эти два события были одними из составляющих его плана по покорению китайской империи Южная Сун [17, с. 285; 28, р. 867, 954].

Сведения третьей группы определяют время ухода асов на службу к монголам или время пребывания асов на этой службе через прямое указание на период правления каана Мункэ. К этим жизнеописаниям относятся: 1) жизнеописание командира левого крыла асской императорской гвардии Коуэрцзи ПЙ^, в котором говорится, что он при «Сянь-цзуне вместе со своим отцом Фудэлайсы состоял на службе в ночном гвардейском карауле, возглавляя двадцать асских военных дворов...»; 2) жизнеописание асского тысячника Шила-Бадуэра сообщающее, что его отец Юэлудамоу

Я «при Сянь-цзуне во главе десятка асов явился к императору и был

назначен конюшим»; 3) жизнеописание аса Негула Ш^Й, где утверждается, что он «покорился во время правления Сянь-цзуна вместе с Елия [и] тремя десятками асов» [24, цз. 135, 123].

Р.П. Храпачевский полагает, что ас Негула, имеющий отдельное жизнеописание в «Истории [династии] Юань», и ас Негулай, младший сын асского владетеля Аэрсыланя (см. выше), это один и тот же человек, не приводя при этом каких-либо оснований для такого предположения [10, с. 244]. Заметим, что в жизнеописаниях Негула и Аэрсыланя сражения и кампании, в которых принимали участие Негула и Негулай не являются одними и теми же и не являются синхронными. О Негулае говорится, что он вместе с Урянхадаем (сыном известного военачальника Субэдэя) принимал участие в походе против страны Караджан (вар. Дали ^Я, совр. провинция Юньнань), а затем погиб, «воюя против Сун»; тогда как о Негула известно, что он участвовал в подавлении восстания Ли Таня [24, цз. 123]. Можно утверждать, что речь в первом случае идет именно о кампании, начатой кааном Мункэ в Южном Китае в конце 1257 г., в которой приняли участие войска Урянхадая, выступившие из Аннама (Северного Вьетнама) и Караджана, и которая закончилась в августе 1259 г. вслед за смертью каана Мункэ [17, с. 286]. Если наше предположение верно, то Негулай погиб в 1258 или в первую половину 1259 гг. и никак не мог принимать участие в подавлении восстания Ли Таня, поскольку эта кампания имела место в 1262 г. Кроме того, в жизнеописании

Аэрсыланя, где рассказывается о Негулае, после описания его гибели уже упоминается не Сянь-цзун, но Ши-цзу (Хубилай) [24, цз. 123], который и приказал подавить восстание Ли Таня в Северном Китае после окончания активной фазы борьбы за монгольский престол со своим младшим братом Ариг-Бугой [28, р. 424-426].

Важным также представляется и то, что в жизнеописании Негула говорится, что он изъявил покорность вместе с Елия и тремя десятками асов [24, цз. 123]. Можно предполагать, вслед за Э.В. Бретшнейдером [27, р. 89], что Елия из этого жизнеописания и Еле-Бадуэр из жизнеописания асского тысячника Юйваши это один и тот же человек - вассал асского правителя Ханхусы, подчинившийся вместе со своим сюзереном. Если в жизнеописании аса Негула говорится, что это он подчинился вместе с Елия, то это значит, что он либо равен Елия по своему социальному статусу, либо его статус ниже, чем статус Елия. Негулай же, согласно жизнеописанию его отца Аэрсыланя, являлся младшим сыном человека, владевшего городом и немалым войском, которое монголы поделили пополам, забрав одну его половину для участия в дальнейших боях, а другую оставив в распоряжении Аэрсыланя для защиты территории его владения [24, цз. 123]. Едва ли три десятка асов, пришедшие изъявлять покорность вместе с Негулаем, были войском асского владетеля Аэрсыланя, способным одновременно охранять его владения и участвовать в монгольских кампаниях на Кавказе и в Юго-Западной Руси.

Таким образом, можно утверждать, что в жизнеописаниях асского владетеля Аэрсыланя и аса Негула под именами Негулай и Негула подразумеваются два разных человека - один из них, Негулай, приходился сыном асскому владетелю, тогда как другой, Негула, являлся обычным военачальником. Также можно утверждать, что ас Негула, несмотря на прямое указание в его жизнеописании на то, что он покорился «в правление Сянь-цзуна», покорился Чингизиду Мункэ в его бытность на Кавказе. В пользу этого предположения свидетельствует то, что о Негула говорится, что он именно «покорился» (лайгуй —Щ), а не просто был отправлен в Монголию [24, цз. 123]. После 12391240 гг. активных завоевательных компаний монголов в Алании уже не было, а известные по сообщениям монахов-францисканцев аланы, продолжавшие сражаться против монголов на Кавказе в правление каанов Гуюка [32, р. 380] и Мункэ [29, р. 729], если и покорялись, то вряд ли отправлялись на службу в Монголию, поскольку те, кто оказал сопротивление монголам, как сообщает монах-доминиканец Юлиан, побывавший в Алании накануне монгольского вторжения, обычно умерщвлялись [1, с. 87].

В отличие от жизнеописания аса Негула в жизнеописании командира левого крыла асской императорской гвардии Коуэрцзи отсутствует какое-либо указание на время подчинения этого военачальника монголам и говорится только то, что он при «Сянь-цзуне вместе со своим отцом Фудэлайсы состоял на службе в ночном гвардейском карауле» [24, цз. 135]. Никаких других сведений об асе Фудэлайсы в юаньской хронике не содержится, а о самом его сыне, Коуэрцзы, говорится, наряду с прочим, что в «четвертый год...[девиза правления] Чжи-да [он] умер» [24, цз. 135]. Указанный год соответствует 1311 г. Год смерти Коуэрцзы позволяет вычислить приблизительный возраст этого асского военачальника и на этой основе предполагать возможное время прихода на службу его самого и его отца.

Согласно сведениям армянских хронистов, во время монгольской переписи населения в податной реестр имперского баскака Аргуна, уполномоченного кааном Мункэ произвести перепись населения Закавказья и Ирана в 1254 г., заносились юноши, начиная от возраста 15 [5, с. 35, 76] или 10 [9, с. 201] лет. Китайские чиновники Пэн Да-я и Сюй Тин, побывавшие у монголов соответственно в 1233 и 1236-1237 гг. [19, с. 11], также называют 15 лет минимальным возрастом для принятия в войско татар [14, с. 60]. Основываясь на этих сведениях можно сделать два предположения: 1) будущему каану Мункэ подчинился не сам Коуэрцзы, но его отец, Фудэлайсы, и произойти это могло после завоевания Алании в 1239/1240 гг., после чего отец и сын были записаны в гвардию и отправились в Монголию, и сыну на момент его собственной смерти должно было быть не менее 82 лет; 2) ас Фудэлайсы отправился в Монголию вместе со своим сыном Коуэрцзы после переписи 1254 г., проведенной по указанию каана Мункэ, и в таком случае его сыну в момент смерти должно было бы быть не менее 67 лет. Учитывая, что средняя продолжительность жизни, к примеру, представителей английской аристократии в период с 1200 по 1300 гг. могла доходить до 43,14 лет [30, р. 8], второе предположение кажется более вероятным.

Аналогичным образом можно интерпретировать сведения о поступлении на службу к монголам из жизнеописания асского тысячника Шила-Бадуэра, сообщающие о том, что его «отец, Юэлудамоу, при Сянь-цзуне во главе десятка асов явился представиться [императору] и был назначен конюшим» [24, цз. 135].

Дискуссия

Таким образом, часть третьей группы сведений из жизнеописаний асских военачальников «Истории [династии] Юань» о времени их ухода на монгольскую службу может служить основанием для предположения о том, что асы уходили на службу в Монголию во время правления каана Мункэ. Это предположение согласуется с имеющимися в литературе утверждениями о том, что асы уходили на службу к монголам как во время правления каана Угэдэя, так и во время правления каана Мункэ, хотя для аргументации этих утверждений их авторами используются сведения из жизнеописаний асского правителя Ханхусы и асского военачальника Юйваши, представленные в переводе А.И. Иванова [11, с. 362; 3, с. 98-99; 18, с. 36; 4, с. 50; 7, с. 282, 288], относимые нами к первой группе сведений по данному вопросу, которые не могут служить основанием для таких утверждений.

Кроме того, утверждение о том, что асы уходили на службу к монголам в правление хана Узбека, правившего улусом Джучи с 1313 по 1341 гг. [23, с. 782] не нашло подтверждения в настоящей работе. Возможно, дальнейшее исследование официальной «Истории [династии] Юань» или каких-либо других источников по данному вопросу позволит обнаружить сведения, подтверждающие указанное утверждение. Однако на данный момент такого рода сведения нам неизвестны. Напротив, можно полагать, что отправка аланских воинов в Центральную Монголию могла прекратиться с утратой политического единства Великого монгольского улуса, распад которого отмечает и автор указанного утверждения [22, с. 81].

Заключение

Рассмотренные сведения позволяют сделать следующие выводы, уточняющие некоторые результаты нашего предыдущего исследования данного вопроса:

1) асский правитель Ханхусы, его вассал Еле-Бадуэр, асский владетель Аэрсылань, его сын Асаньчжэн, асский военачальник Бадуэр, его братья Уцзо-эрбухань и Матаэрша, а также ас Негула присягали монголам в 1239/1240 гг. при завоевании Алании Чингизидами во время Западного похода;

2) поскольку в жизнеописаниях асских военачальников при рассказе об их покорении монголами или о переходе их на службу к монголам не упоминается третий каан монголов Дин-цзун (Гуюк), но упоминается их четвертый каан Сянь-цзун (Мункэ), можно утверждать, что аланские владетели и военачальники присягали на Кавказе именно Мункэ;

3) после присяги монголам некоторые асские владетели и военачальники вместе с их воинами приняли участие не только в штурме асского города Магаса, но и отправились в составе туменов Чингизида Мункэ в поход в Юго-Западную Русь;

4) после ухода Мункэ из Руси в свои владения часть асских войск была отправлена на родину для контроля подвластной им территории, тогда как другая часть последовала за Мункэ в Центральную Монголию, где оказалась в составе гвардии каана;

5) участие асского правителя Ханхусы в походе Мункэ в Юго-Западную Русь, а также утверждение владетеля Аэрсыланя правителем народа асов тем же Мункэ, произошедшее после смерти Ханхусы при его возвращении из монгольского похода, позволяет утверждать, что оба этих асских правителя не отправлялись в Каракорум для своей интронизации;

6) асский военачальник Юэлудамоу вместе со своим сыном Шила-Бадуэром, а также асский военачальник Фудэлайсы вместе со своим сыном Коуэрцзы отправились на службу в Каракорум после Западного похода монголов: можно предполагать, что уже во время пребывания Мункэ на престоле каана они были внесены в реестровые книги по результатам переписи в Алании, проведенной по его указу в 1254 г.;

7) в жизнеописаниях асских военачальников, представленных в официальной «Истории [династии] Юань», как и, возможно, вообще в этой хронике, отсутствуют какие-либо сведения о приходе асов на службу в Монголию после начала процесса фактического разделения единой Монгольской империи на улусы потомками Чингизхана, последовавшего за смертью каана Мункэ, случившейся в 1259 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. Т. III. М.; Л.: АН СССР. С. 71-112.

2. Бубенок О.Б. Аланы-асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.). Киев: Истина, 2004. 324 с.

3. Бубенок О.Б. Политика монголов по переселению народов на юге Восточной Европы во времена Александра Невского // Rossica antiqua. 2014. №1(9). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. С. 41-63.

4. Вардан Великий. Всеобщая история, часть IV // Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Т. V: Армянские источники / Сост. ввод. ст., комм. Р.П. Храпачевского. М.: Центр по изучению военной и общей истории, 2019. С. 122-168.

5. Григор Акнерци. История народа стрелков // Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Т. V: Армянские источники / Сост. ввод. ст., комм. Р.П. Храпачевского. М.: Центр по изучению военной и общей истории, 2019. С. 17-98.

6. Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир, 1993. 229 с.

7. Иванов А.И. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах // Христианский Восток. 1914. Т. II. Вып. 3. СПб.: Имп. Акад. наук, 1914. С. 281-300.

8. Казиев Э.В. О времени появления асов на монгольской службе // Золотоор-дынское обозрение. 2019. Т. 7, № 2. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. С. 242-253. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-2.242-253

9. Киракос Гандзакецы. Извлечения из «Истории Армении» // Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Т. V: Армянские источники / Сост. ввод. ст., комм. Р.П. Храпачевского. М.: Центр по изучению военной и общей истории, 2019. С. 174-213.

10. Китайская династийная история «Юань ши (Официальная история [династии] Юань» // Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Том III: Китайские и монгольские источники / Перев. с кит., сост., ввод. стат. и коммент. Р.П. Храпачевского. М.: Наука, 2009. С. 121-292.

11. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992. 392 с.

12. Нарожный Е.Н. Русско-ордынский поход против «Сланного ясского города Дедякова» в контексте политической обстановки на Северном Кавказе // Золотоор-дынская цивилизация. Сборник статей. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. Выпуск 2. С. 154-162.

13. Ипатьевская летопись. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1908. 638 с.

14. Пэн Да-я, Сюй Тин. «Хэй-да шилюэ (Краткие сведения о черных татарах)» / Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Т. III: Китайские и монгольские источники / Пер. с кит., сост., ввод. стат. и коммент. Р.П. Храпачевского. М.: Наука, 2009. С. 27-89.

15. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. А.К. Арендса, ред. и прим. А.А. Ромаскевича, Е.Э. Бертельса и А.Ю. Якубовского. М.; Л.: АН СССР, 1946. Т. III. 340 с.

16. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. Ю.П. Верховского, прим. Ю.П. Верховского, Б.И. Панкратова, ред. И.П. Петрушевского. М.; Л.: АН СССР, 1960. Т. II. 253 с.

17. Свистунова Н.П. Гибель Южносунского государства // Татаро-монголы в Азии и Европе. Сборник статей / Отв. ред. С.Л. Тихвинский. М.: Наука. Главредвост-лит, 1977. С. 282-306.

18. Сланов А.А. Военное дело алан I-XIV вв. / Под ред. Р.С. Бзарова. Владикавказ: СОИГСИ им. В.И. Абаева, 2007. 400 с.

19. Храпачевский Р.П. О китайских и монгольских источниках по истории Восточной Европы в XIII-XIV вв. / Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой орды и улуса Джучи), Т. III: Китайские и монгольские источники / Перев. с кит., сост., ввод. стат. и коммент. Р.П. Храпачевского. М.: Наука, 2009. С. 6-27.

20. Храпачевский Р.П. Армия монголов периода завоевания Древней Руси. М.: Квадрига, 2011. 264 с.

21. Храпачевский Р.П. «Анналы Хубилая», главный источник по истории правления первого императора династии Юань (цзюани 4-7 «Юань ши»). М.: Центр по изучению военной и общей истории, 2019. 744 с.

22. Чхао Чху-Ченг. Распад Монгольской империи. Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2008. 108 с.

23. Чжу-Чэн Чжао. Сведения из Юаньши о военном сотрудничестве между Золотой Ордой и Юаньской династией // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 4. С. 779-783. DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.779-783

24. «Юань ши» ^^ («История [династии] Юань») // Сайт «Викитека» Шй^Ж. Режим доступа: https://zh.wikisource.org/wiki/^^ (дата обращения: 25.04. 2019).

25. Alemany A. Sources on the Alans: A Critical Compilation. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000. 460 p.

26. Allsen T.T. Mongol Imperialism: The Policies of the Grand Qan Möngke in China, Russia, and the Islamic Lands, 1251-1259. University of California Press, 1987. xvii + 278 p.

27. Bretschneider E. Fragments towards the Knowledge of the Geography and History of Central and Western Asia. In Two Volumes. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1888. Vol. II. 352 p.

28. The Cambridge History of China. In Fifteen Volumes, Vol. VI: Alien Regimes and Border States, 907-1368 / Ed. by H. Franke and D. Twitchett. Cambridge University Press, 2009. xxix + 776 p.

29. Johannis de Plano Carpini Antivariensis Acrhiepiscopi Historia Mongalorum quos nos Tartaros Appellamus // Recueil de Voyages et de Mémoires publié de la Société de Geographie. Paris: Société de Géographie, 1839. Tom IV. P. 603-773.

30. Lancaster H.O. Expectations of Life: A Study in the Demography, Statistics, and History of World Mortality. New York: Springer Science & Business Media, 2012. 605 p.

31. Moule A.C. The Minor friars in China // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Cambridge University Press, 1917. January. P. 1-36.

32. Itinerarium fratris Willelmi de Rubruk de ordine fratrum minorum anno gratiae MCCLIII ad partes Orientales // Recueil de Voyages et de Mémoires publié de la Société de Geographie. Paris: Société de Géographie, 1839. Tom IV. P. 215-399.

Сведения об авторе: Эдуард Викторович Казиев - старший научный сотрудник Государственного бюджетного учреждения «Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания» (362025, ул. Ватутина, 46, Владикавказ, Российская Федерация). E-mail: kedmon@rambler.ru

Поступила 2.07.2021 Принята к публикации 20.08.2021

Опубликована 29.09.2021

REFERENCES

1. Anninskiy S.A. Information of Hungarian missionaries of the thirteenth and fourteenth centuries about Tatars and Eastern Europe. Historical Archive. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1940, vol. 3, pp. 71-112. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bubenok O.B. The Alans-Ases in the Golden Horde (thirteenth and fourteenth centuries). Kyiv: Istina, 2004. 324 p. (In Russian)

3. Bubenok O.B. The policy of the Mongols on the resettlement of peoples in the South of Eastern Europe at the time of Alexander Nevsky. Rossica antiqua. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet, 2014, no. 1(9), pp. 41-63. (In Russian)

4. Vardan Areveltsi. Historical compilation, part IV. The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 5: Armenian

Sources. Khrapachevskiy R.P. (ed.). Moscow: Tsentr po izucheniyu voennoy i obshchey istorii, 2019, pp. 122-98. (In Russian)

5. Grigor Aknertsi. History of the Nation of Archers. The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 5: Armenian Sources. Khrapachevskiy R.P. (ed.). Moscow: Tsentr po izucheniyu voennoy i obshchey istorii, 2019, pp. 17-98. (In Russian)

6. Gutnov F.Kh. Medieval Ossetia. Vladikavkaz: Ir, 1993. 229 p. (In Russian)

7. Ivanov A.I. History of the Mongols (Yuan'-shi) about the Ases-Alans. The Christian East. St. Petersburg: Imperatorskaya Akademiya nauk, 1914, iss. 3, pp. 281-300. (In Russian)

8. Kaziev E.V. On the chronology of the As People's entry into Mongol service.

Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 2, pp. 242-253. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-2.242-253 (In Russian)

9. Kirakos Gandzaketsi. Extracts from "History of Armenia". The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 5: Armenian Sources. Khrapachevskiy R.P. (ed.). Moscow: Tsentr po izucheniyu voennoy i obshchey istorii, 2019, pp. 174-213. (In Russian)

10. Chinese dynasty history "Yuan shih (The official history of the Yuan [dynasty])". The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 3: Chinese and Mongolian Sources. Khrapachevskiy R.P. (tr.). Moscow: Nauka, 2009, pp. 121-292. (In Russian)

11. Kuznetsov V.A. Essays on the History of the Alans. Vladikavkaz: Ir, 1992. 392 p. (In Russian)

12. Narozhnyi E.N. Russian and Horde's campaign against "the glorious As city of Dediakov" in the context of political situation in the North Caucasus. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilizaiton, 2009, no. 2, pp. 154-162. (In Russian)

13. Hypatian Chronicle. St. Petersburg: Tipografiya M.A. Aleksandrova, 1908. 638 p. (In Russian)

14. Peng Da-ya, Xu Ting. Hei-da shilue (Short notes on the Black Tartars). The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 3: Chinese and Mongolian Sources. Khrapachevskiy R.P. (tr.). Moscow: Nauka, 2009, pp. 27-89. (In Russian)

15. Rashid al-Din. Compendium of Chronicles. Arends A.K. (tr.), Romaskevich A.A. et al. (eds). Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1946, vol. 3. 253 p. (In Russian)

16. Rashid al-Din. Compendium of Chronicles. Verkhovskiy Yu.P. (tr.), Petrushevskiy I.P. (ed.). Moscow: Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1960, vol. 2. 253 p. (In Russian)

17. Svistunova N.P. The destruction of the Southern Song state. The Tatar-Mongols in Asia and in Europe. Tikhvinskiy S.L. (ed.). Moscow: Nauka, 1977, pp. 282-306. (In Russian)

18. Slanov A.A. Warfare of the Alans from the first to fourteenth centuries. Bzarov R.S. (ed.). Vladikavkaz: SOIGSI im. V.I. Abaeva, 2007. 400 p. (In Russian)

19. Khrapachevskiy R.P. About Chinese and Mongolian sources on the history of Eastern Europe from the twelfth to fourteenth centuries. The Golden Horde in Sources (Materials for the History of the Golden Horde or the Ulus of Jochi), Vol. 3: Chinese and Mongolian Sources. Khrapachevskiy R.P. (tr.). Moscow: Nauka, 2009, pp. 6-27. (In Russian)

20. Khrapachevskiy R.P. Army of the Mongols during the Conquest of Ancient Rus'. Moscow: Kvadriga, 2011. 264 p. (In Russian)

21. Khrapachevskiy R.P. Annals of Khubilai: The Main Source on the History of the Reign of the Yuan Dynasty's First Emperor (Juan 4-7 of "Yuan shi"). Moscow: Tsentr po izucheniyu voennoi i obshchei istorii, 2019. 744 p. (In Russian)

22. Zhao Zhu-Cheng. Collapse of the Mongol Empire. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2008. 108 p. (In Russian)

23. Zhao Zhu-Cheng. Information from Yüan shih on the military cooperation between the Golden Horde and the Yüan' dynasty. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2016, vol. 4, no. 4, pp. 779-783. DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.779-783 (In Russian)

24. [History of the Yüan (dynasty)]. ItS^^ [Wikisourse]. Available at: https://zh.wikisource.org/wiki/%^ (accessed: 20.08.2020). (In Chinese)

25. Alemany A. Sources on the Alans: A Critical Compilation. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000. 460 p.

26. Allsen T.T. Mongol Imperialism: The Policies of the Grand Qan Möngke in China, Russia, and the Islamic Lands, 1251-1259. University of California Press, 1987. xvii + 278 p.

27. Bretschneider E. Fragments towards the Knowledge of the Geography and History of Central and Western Asia. In Two Volumes. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1888. Vol. II. 352 p.

28. The Cambridge History of China. In Fifteen Volumes, Vol. VI: Alien Regimes and Border States, 907-1368. Franke H., Twitchett D. (eds). Cambridge University Press, 2009. xxix + 776 p.

29. Johannis de Plano Carpini Antivariensis Acrhiepiscopi Historia Mongalorum quos nos Tartaros Appellamus. Recueil de Voyages et de Mémoires publié de la Société de Geographie. Paris: Société de Géographie, 1839, vol. 4, pp. 603-773. (In Latin)

30. Lancaster H.O. Expectations of Life: A Study in the Demography, Statistics, and History of World Mortality. New York: Springer Science & Business Media, 2012. 605 p.

31. Moule A.C. The Minor friars in China. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Cambridge University Press, 1917, January, pp. 1-36.

32. Itinerarium fratris Willelmi de Rubruk de ordine fratrum minorum anno gratiae MCCLIII ad partes Orientales. Recueil de Voyages et de Mémoires publié de la Société de Geographie. Paris: Société de Géographie, 1839, vol. 4, pp. 215-399. (In Latin)

About the author: Eduard V. Kaziev - Senior Research Fellow, Institute of History and Archaeology of the Republic of North Ossetia-Alania (46, Vatutin Str., Vladikavkaz 362025, Russian Federation). E-mail: kedmon@rambler.ru

Received July 2, 2021 Accepted for publication August 20, 2021

Published September 29, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.