Научная статья на тему 'Еще раз о теоретических основах управления территориальными органами внутренних дел в особых условиях'

Еще раз о теоретических основах управления территориальными органами внутренних дел в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BRANCHES AND BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / SPECIAL CONDITIONS / THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT / THEORY OF SOCIAL MANAGEMENT / THEORY OF MANAGEMENT OF BODIES AND UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майдыков А.Ф.

В статье в сжатом виде освещаются теоретические положения, являющиеся, по мнению автора, теоретическим основанием управления действиями территориальных органов внутренних дел в особых условиях при решении стоящих перед ними оперативно-служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майдыков А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

More on Theoretical Foundations of Management of Territorial Branches of the Ministry of Internal Affairs in Special Conditions

The author outlines his latest updated vision of theoretical concepts that could form a theoretical foundation of management of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs as they struggle to discharge their service duties in special conditions.

Текст научной работы на тему «Еще раз о теоретических основах управления территориальными органами внутренних дел в особых условиях»

А. Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД России)

A. F. MAYDYKOV,

Professor at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units

in Special Conditions of Center for Command Games,

Doctor of Law, Professor, Merited Research Worker of the Russian Federation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74

Еще раз о теоретических основах управления территориальными органами внутренних дел в особых условиях

More on Theoretical Foundations of Management of Territorial Branches of the Ministry of Internal Affairs in Special Conditions

В статье в сжатом виде освещаются теоретические положения, являющиеся, по мнению автора, теоретическим основанием управления действиями территориальных органов внутренних дел в особых условиях при решении стоящих перед ними оперативно-служебных задач.

Органы внутренних дел, особые условия, теоретические основы управления, теория социального управления, теория управления органами внутренних дел.

The author outlines his latest updated vision of theoretical concepts that could form a theoretical foundation of management of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs as they struggle to discharge their service duties in special conditions.

Branches and bodies of the Ministry of Internal Affairs, special conditions, theoretical foundations of management, theory of social management, theory of management of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs.

Автору уже не раз приходилось писать на тему теоретических оснований и положений, лежащих в основе социального управления деятельностью территориальных органов внутренних дел в особых условиях [3]. Обращались к этой теме и другие авторы [4, 5].

Новое обращение к этой проблеме продиктовано следующими обстоятельствами.

Во-первых, актуальностью данной проблематики и прежде всего потребностью со стороны правоохранительной и правоприменительной практики, состоянием и уровнем преступности в стране, по-

явлением и характером новых видов преступлений (терроризм, экстремизм, организованная преступность, незаконные вооруженные формирования и др.), требующих научного анализа, оценки и теоретического осмысления, а также научных рекомендаций.

Во-вторых, необходимостью уточнения отдельных теоретических положений, таких как закономерности, принципы, методы, составляющие методологическую основу формирующейся теории управления органами внутренних дел и ее отдель-

ной части — теории управления органами внутренних дел в особых условиях.

В-третьих, потребностью определения места и роли этого нового научного направления в системе научного знания.

Также необходимо учесть появление новых научных направлений (научных школ) в самой системе МВД России: управление органами внутренних дел в особых условиях; история возникновения, становления и развития органов внутренних дел Российской Федерации; оперативно-разыскная деятельность; исследование методологических, правовых и тактических проблем оперативно-разыскной деятельности; комплексные исследования проблем борьбы с преступностью в досудебном и судебном производстве по уголовным делам с позиций уголовно-процессуального и оперативно-разыскного права, криминалистики, судебной экспертизы, управления, процессуального контроля, прокурорского и судебного надзора, а также проблем профилактики преступлений и защиты прав личности в уголовном судопроизводстве; общая теория криминалистики и методология этой науки; теория экономической безопасности; деятельность органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности; уголовное право; социология уголовного права; криминология и профилактика преступлений; философско-методологические проблемы социального управления; исследования теории и практики управления органами внутренних дел и др.

Рассматривая актуальность проблематики действий органов внутренних дел в особых условиях с позиций современных требований, нельзя не отметить их возросший характер как со стороны населения, так и со стороны органов власти и управления. Это связано не только с появлением и ростом отдельного вида опасных правонарушений (о чем говорилось выше), но и с неадекватностью мер и содержания деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, в том числе в особых условиях [2].

В настоящее время население и руководителей нашей страны интересуют не только общие результаты работы органов внутренних дел, общая оценка правонарушений, а прежде всего тяжкие и особо тяжкие деликты, особенно неочевидного свойства и вызывающие большой общественный резонанс.

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам работы в 2016 г. и задачам на 2017 г., Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что, не принижая положительных аспектов деятельности органов внутренних дел, необходимо обратить внимание на то, что «базовая задача, о которой мы говорили на коллегии, пока не решена, а это выход на качественно новый уровень всей системы МВД, обеспечение кардинального перелома ситуации с преступностью.... Как и раньше, остается нераскрытым каждое второе

преступление» [1]. Президент обратил внимание на четыре основных направления деятельности органов внутренних дел:

— обеспечение безопасности граждан в общественных местах;

— профилактика правонарушений, в том числе молодежных;

— раскрытие и расследование экономических преступлений и рейдерства;

— борьба с экстремизмом и терроризмом.

Серьезного внимания требует также сложившаяся в настоящее время ситуация с незаконной миграцией, эту проблему следует решать совместно со всеми органами власти.

Каждое из названных направлений и их совокупность требуют глубокой научной проработки с целью выяснения причинно-следственных связей, обуславливающих возникновение и развитие этих опасных для общества и государства правонарушений. Немаловажным в научном плане является также вопрос о системе мер адекватного реагирования на такие криминальные проявления. В этом случае необходима разработка комплексной программы реагирования, определяющей субъектов реализации этой программы, а также их полномочия.

При определении отдельных теоретических положений, составляющих методологическую основу формирующейся теории управления органами внутренних дел, в том числе в особых условиях, к ним следует относить, на наш взгляд, понятие особых условий, их закономерности, принципы и методы.

Особые условия следует понимать как повышенную по степени опасности и последствиям обстановку (состояние), вызываемую явлениями (событиями) социального, природного, биологического, техногенного характера и требующую от органов внутренних дел принятия и реализации специальных правовых, организационных, тактических мер и ресурсного обеспечения для защиты интересов общества, государства, личности в мирное или военное время. Таким образом, особые условия — это не отдельное правонарушение или событие либо юридический факт, а состояние, обстановка в обществе, государстве, районе, крае, республике, области, городе, возникающая в результате таких явлений или событий. Данная обстановка вызывается названными явлениями и событиями и требует от органов внутренних дел специальных мер воздействия с целью ее нормализации и защиты интересов личности, общества и государства. Характер и содержание этих мер зависит от характера и содержания тех явлений и событий, которые их вызвали. Меры могут быть правовыми, организационными или тактическими.

При рассмотрении закономерностей, принципов и методов, на которых базируется управленческая деятельность органов внутренних дел в особых условиях (обстановке) и которые составляют методологическую основу теории управления органа-

ми внутренних дел в целом, нельзя забывать о том, что обе эти теории базируются на теории познания и других общественных гуманитарных теориях, таких как история философии, теория социального и государственного управления, а также на системном подходе. Для указанных формирующихся и развивающихся теорий важное методологическое значение имеет решение названных базовых для них проблем с помощью собственного научного инструментария, такого как диалектика объективных условий и субъективного фактора в управлении социальными процессами, экономикой, политикой и правом, принципы системного подхода к оценке общественных явлений. Важным для рассматриваемых теоретических основ является и то, что именно теория познания и системный подход предопределяют взгляд на оценку деятельности органов внутренних дел как на разновидность общественной практики, как на механизм государственного аппарата, осуществляющий важные для общества функции.

Вместе с тем теория управления органами внутренних дел в особых условиях имеет и свои (назовем их специальные) закономерности, принципы и методы, непосредственно проявляющиеся в процессе практического управления силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях. К числу таких закономерностей можно отнести следующие:

— объективно обусловленное в обществе и государстве возникновение и проявление определенных явлений и событий природного, биологического, технического (техногенного) и социального вида, создающих в обществе и государстве обстановку повышенной опасности, а для правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, — особые условия деятельности;

— возникновение особых условий влечет за собой появление и формирование новых задач и функций для органов внутренних дел (участие в спасении людей и материальных ценностей, обеспечение охраны имущества, оставленного эвакуированным населением, и др.), что, в свою очередь, вызывает необходимость создания специальных организационных структур для их реализации. К числу таких структур можно отнести оперативные штабы, группировки сил и средств, координационные совещания, чрезвычайные комиссии и др.;

— в особых условиях обстановки в органах внутренних дел должна использоваться иная (новая) система управления, применяться иная тактика действий, иное ресурсное обеспечение и правовое регулирование их деятельности.

Названные нами закономерности не являются исчерпывающими. По мере развития теории управления органами внутренних дел в особых условиях их круг будет расширятся.

Принципы, которые используются в формирующейся и развивающейся теории управления органами внутренних дел в особых условиях, можно разделить на две группы:

1) методологические, применяемые в различных отраслях знаний, в том числе в правоохранительной системе (принципы главного звена, законности, коллегиальности и единоначалия, демократического централизма);

2) специальные, присущие деятельности органов внутренних дел, действующих в особых условиях. К ним можно отнести принцип строгого соответствия силового воздействия органов правопорядка силам и средствам противоборствующей стороны, принцип минимизации отрицательных последствий для населения от силовых действий органов внутренних дел, принцип использования специальных операций как крайней меры, т. е. только тогда, когда исчерпаны другие возможности, и др.

К характеристике методов можно применить аналогичный подход: их можно разделить на общие и специальные.

К общим можно отнести такие методы, как методы убеждения и принуждения, всестороннего логико-юридического анализа оперативной обстановки, методы системного подхода во всех его проявлениях (компонентном, структурном, функциональном, историческом и интегративном), статистического анализа, группировки, выборочный метод, непосредственное наблюдение, опрос и анкетирование.

К специальным методам относятся лишь те, которые непосредственно связаны с действиями органов внутренних дел в особых условиях. К ним относятся: обязательный учет особенностей изучаемой оперативной обстановки; действия с опережением и наступательностью; использование эффекта внезапности для противоборствующей стороны.

Применительно к научной деятельности в указанной сфере можно отнести и такие методы, как прикладные исследования проблем управления органами внутренних дел в тех или иных особых условиях (в том числе сравнительные исследования, проводимые в регионах, в которых произошли однотипные события и которые имеют похожие социально-экономические характеристики) [2].

Определяя место и роль нового теоретического направления в системе научного знания других отраслей гуманитарных наук (прежде всего социального управления, теории государства и права, уголовно-правовых наук), необходимо еще раз обратить внимание на то, что рассматриваемое новое теоретическое направление — управление органами внутренних дел в особых условиях — в своем развитии опирается на названные выше науки, использует их как фундамент. Но это не пассивная роль и не заимствование чужого теоретического материала. В действительности происходит взаимное научное обогащение и увеличение общего объема научных знаний по исследуемому предмету.

В настоящее время необходимо по-новому осмыслить общественную природу социального управления и управленческой деятельности органов внутренних дел, в том числе в особых усло-

виях. К большому сожалению, в науке и на практике не всегда учитывается то, что центральной фигурой социального управления является человек, а не аморфная организация. Именно его (человека) деятельность подлежит социальному программированию. В научных работах многих молодых ученых теория управления органами внутренних дел стала скатываться к единственному уровню описания — организационному (или менеджераль-ному), т. е. к уровню конкретной организации. Однако менеджмент — это больше искусство, чем наука. Он присущ в большей степени экономике, экономическому производству, организованным группам людей. Это своего рода целерациональная деятельность, т. е. технология принятия различного рода управленческих решений и организация их выполнения или технология достижения запланированного результата. В обществе все происходит по-иному. Предметом управления является именно воздействие создаваемых правил, норм и требований на отношения людей (в том числе сотрудников), т. е. программирование этих отношений. Если же управление не в состоянии обеспечить усиление человеческого начала за счет установленных правил, норм и требований, то оно не обеспечивает прогресса ни в обществе в целом, ни в правоохранительной системе и в органах внутренних дел в частности. Игнорирование этих истин в понимании теории социального управления и в теории управления органами внутренних дел (в том числе в теории управления органами внутренних дел в особых условиях) приводит к целому комплексу практических проблем, среди которых — превалирование утилитарного управления органами внутренних дел, что порождает еще большую проблему — достижение поставленных целей любым способом. С точки зрения теории социального управления, в том числе теории управления органами внутренних дел в особых условиях, не это является в данном случае самым главным. Главное состоит в том, чтобы создать механизм удержания управляемых процессов без их разрушения.

Теория управления органами внутренних дел в особых условиях является важнейшим инстру-

ментом в преобразовании правоохранительной сферы, в частности, системы МВД России, повышении эффективности деятельности самих органов внутренних дел. Не зря считается, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Теория позволяет постичь закономерности, внутренний механизм, логику развития правоохранительной сферы в целом и органов внутренних дел в частности, их системные характеристики, обусловленность развития. Как и любая другая отрасль социального знания, она внутренне неоднородна, ее многообразие обусловлено разнообразием самого социального мира и правоохранительной практики. Кроме того, теория управления органами внутренних дел в особых условиях продолжает формироваться и развиваться. Можно определить следующие пути ее дальнейшего развития:

— продолжение научной разработки проблематики, связанной с реформированием Министерства внутренних дел в целом и органов внутренних дел в частности;

— осуществление теоретического и методологического обеспечения кардинального перелома ситуации в борьбе с преступностью (в свете выполнения указаний Президента Российской Федерации);

— проведение ряда теоретических научных разработок по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и выхода их на качественно новый уровень работы;

— активизация научных исследований в области выработки и внедрения в практику управления инновационных технологий работы с личным составом на всех стадиях этой деятельности (отбора кандидатов, приема на службу, продвижения по службе и т. д.);

— определение приоритетным направлением научных исследований разработки проблематики, связанной с обоснованием наиболее перспективных форм взаимодействия «родственных» ведомств, служб и подразделений правоохранительных органов в управлении силами и средствами в особых условиях, включая борьбу с нелегальной миграцией, терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью [3].

Список литературы:

1.

Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 31.03.2017). Майдыков А. Ф. Организация деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях: курс лекций. М., 2013. Майдыков А. Ф. Состояние и перспективы развития теории управления органами внутренних дел // Теория и практика управле-

ния органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сб. ст. М., 2003.

4. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: учебник / под ред. В. Д. Малкова. М., 1990.

5. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления. М., 1997.

Тел.: 8 (499) 745-81-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.