Научная статья на тему 'Еще раз о словообразовательном гнезде'

Еще раз о словообразовательном гнезде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
916
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ / TERMINOLOGY / ТЕРМИН / TERM / СИНХРОННОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / SYNCHRONOUS WORD FORMATION / ЕДИНИЦЫ ДЕРИВАЦИОННОГО УРОВНЯ / DIVERSION UNIT LEVEL / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА / DERIVATIONAL COUPLE / ЦЕПОЧКА / CHAIN / ПАРАДИГМА / PARADIGM / ГНЕЗДО / НЕГНЕЗДОВОЕ СЛОВО / FORMATIVE FAMILIES / THE NON-NESTING WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пятаева Наталия Вячеславовна

В статье рассматривается история формирования и современное терминологическое определение ключевого понятия теории и практики синхронного словообразования словообразовательного гнезда. Автор считает необходимым вернуться к этому устоявшемуся термину в связи с современными негативными и ничем не оправданными попытками неоименований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN ABOUT FORMATIVE FAMILIES

The article discusses the history of the formation and the modern terminological definition of the key concepts of the theory and practice of synchronous word formation formative families. The author considers it necessary to return to this established term in connection with the modern negative and unwarranted attempts new items.

Текст научной работы на тему «Еще раз о словообразовательном гнезде»

н. в. ПЯТАЕВА

еще раз о словообразовательном гнезде

Иаталия Вячеславовна ПЯТАЕВА,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Стерлитамакского филиала БашГУ, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается история формирования и современное терминологическое определение ключевого понятия теории и практики синхронного словообразования - словообразовательного гнезда. Автор считает необходимым вернуться к этому устоявшемуся термину в связи с современными негативными и ничем не оправданными попытками неоименований.

Ключевые слова: терминоведение, термин, синхронное словообразование, единицы деривационного уровня; словообразовательная пара, цепочка, парадигма, гнездо; негнездовое слово.

ONCE AGAIN ABOUT FORMATIVE FAMILIES Natalia V. PYATAEVA,

Ph. D, professor of the Russian language department of Sterlitamak branch of Bashkir State University,

е-mail: [email protected]

The article discusses the history of the formation and the modern terminological definition of the key concepts of the theory and practice of synchronous word formation - formative families. The author considers it necessary to return to this established term in connection with the modern negative and unwarranted attempts new items.

Keywords: terminology, the term, synchronous word formation, diversion unit level; derivational couple, chain, paradigm, formative families; the non-nesting word.

Современное терминоведение в качестве основной задачи выдвигает требование систематизации отраслевых и междисциплинарных терминов, уточнения их дефиниций, устранения терминологической синонимии и вариативности употребления терминов. На этом фоне совершенно неоправданными выглядят попытки некоторых современных исследователей (особенно соискателей, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями) изобретения новых околонаучных (а иногда и псевдонаучных) наименований для давно известных лингвистике объектов, имеющих точные, очень часто однозначные, непротиворечивые, устоявшиеся и принятые большинством ученых терминологические обозначения. Так, к сожалению, происходит с термином словообразовательное гнездо. Приведу несколько новых его «терминологических синонимов», которые не вносят ничего нового ни в уточнение понятия, обозначаемого термином, ни в терминологическое наименование, создавая ненужную и ничем не оправданную синонимию: эпидигматическое гнездо (далее - г.), г. родственных слов, лексико-дери-вационное г., мотивационное г., лексико-мотивационное г., деривационное г., генетическое г., однокорневое г. Попутно отмечу и неудачную попытку классификации словообразовательных гнезд на основании количественного признака, повлекшую за собой «изобретение» столь же неудачных терминов: нулевое г. (ср.: имеющийся удачный и точный термин - негнездовое слово, введенный А.Н. Тихоновым); слаборазвернутое г., содержащее непроизводное слово (вершину г.) и одно производное (ср.: словообразовательная пара); логично предположить, что наряду со слабым будет и сильноразвернутое г., содержащее три и более производных! А как тогда назвать гнезда, состоящие из 500 слов и более (а таковых в русском языке немало)?

В этой связи представляется необходимым вернуться к рассмотрению истории формирования и современному терминологическому определению ключевого понятия теории и практики синхронного словообразования - словообразовательное гнездо (СГ).

О том, что для русского языка характерно образование слов «звеньями, цепочками, гроздьями», писал еще В. И. Даль [7: XIX], однако длительное время в центре внимания дериватологов находились главным образом конструкции бинарные, состоящие из производящего и производного слова или осно-

актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2016, № 3

вы. Лишь в 70-80-е гг. ХХ в. в связи с возросшим вниманием к системе синхронного словообразования исследователи все более интересуются деривационными единицами, более крупными, чем словообразовательная пара: словообразовательные типы и категории, парадигмы и гнезда.

Расширению и углублению теории словообразовательных гнезд способствовали обстоятельные наблюдения над их закономерностями в практике составления словообразовательных и морфемных словарей. В конце 80-х гг. ХХ в. - начале XXI в. вышли «Словообразовательный словарь русского языка» и «Морфемно-орфографический словарь русского языка» А. Н. Тихонова [24, 26], «Словарь морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой [16], «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» и «Новый словарь русского языка. толково-словообразовательный» т. Ф. Ефремовой [8, 9], которые стимулировали описание конкретных СГ. Этой проблематике посвящен ряд исследований, выполненных за 20 лет с 1981 по 2002 гг., в которых на синхронном уровне описываются конкретные СГ и гнезда определенных лексико-семантических групп, определяется их место в системе словообразования, их структурно-семантические особенности [1, 2, 3, 12, 17, 18, 19, 28, 29, 32 и др.], исследуются словообразовательные цепочки и парадигмы, выявляется роль словообразовательных гнезд в системной организации лексики, проводится их сравнительно-типологическое изучение [4, 5, 10, 11, 13, 14, 19, 20, 21, 25, 30, 31, 33 и др.].

Актуальными в это время являлись такие аспекты синхронного изучения словообразовательных гнезд, как формальный, семантический, прагматический. С этих позиций изучены и описаны: закономерности комбинаторики словообразовательных морфов, возможности сочетаемости морфов и явлений, происходящих на их стыке; закономерности сочетания смыслов, выражаемых отдельными морфемами в пределах слова; инвентари смыслов или словообразовательных категорий для отдельного СГ и всего языка в целом.

В современной дериватологии существует несколько определений СГ, в которых акцентируются разные признаки гнезд и отражается различное понимание их структуры. Е.Л. Гинзбург определяет СГ как «упорядоченную совокупность отношений мотивации между однокоренными словами» [6: 146]. Е. С. Кубрякова и П. А. Соболева [15: 10-20], разграничивая актуальные для современного состояния лингвистики понятия морфологической и словообразовательной парадигм, предлагают такие дефиниции СГ: 1) СГ - совокупность однокоренных слов, иерархически упорядоченных отношениями синхронной словообразовательной производности; 2) СГ - совокупность всех видоизменений слова, называемых его производными; 3) СГ - такая схема представления процесса или результата процесса образования вторичных единиц неравной сложности, в которой фиксируется принадлежность производных к определенной части речи и степень удаленности каждого из производных от вершины гнезда. И. В. Альтман и В. И. Шевчук понимают под СГ иерархически организованную систему «с указанием отношений последовательной производности и равнопроизводности, сложности деривационного шага, т.е. всего того, что характеризует как структуру гнезда в целом, так и структуру каждого из входящих в него слов» [3: 213]. В «Русской грамматике-80» СГ определяется как «совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово» [23: 134].

Наиболее точным представляется определение, данное А. Н. Тихоновым: «СГ - совокупность од-нокоренных слов, упорядоченная отношениями словообразовательной производности. Каждое слово в гнезде занимает предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место. Каждое слово вступает в словообразовательные отношения с одним или несколькими однокоренными словами. СГ возглавляет исходное (непроизводное) слово. Все остальные слова являются производными» [27: 503-504].

Обобщая, можно указать следующие важные признаки СГ:

- в каждом СГ присутствует единица, с которой остальные соотносятся в качестве производных -именно она является вершиной гнезда;

- СГ имеет упорядоченный иерархический характер, обладает строго определенной структурой, каждый элемент (слово) которой занимает в гнезде предусмотренное системой языка и закрепленное нормой место;

- наименьшей единицей в структуре СГ является словообразовательная пара, в составе которой слова связаны отношениями словообразовательной производности и семантической мотивации; слово-

н. в. пятАЕвА

образовательные пары в составе гнезда входят в более крупные единицы - словообразовательные цепочки (элементы которых связаны отношениями последовательной производности) и словообразовательные парадигмы (объединяющие слова, образованные от одного производящего на одной ступени деривации). Таким образом, структура СГ определяется соотношением единиц двух планов - синтагматического и парадигматического: в синтагматическом плане СГ представляет собой совокупность словообразовательных цепочек, а в парадигматическом плане - совокупность словообразовательных парадигм;

- в простейших гнездах, кроме исходного слова, только одно производное, но чаще СГ представляет собой сложное структурное образование, состоящее из большого числа производных;

- границы СГ подвижны: оно может пополняться за счет новых образований, и вместе с тем многие слова, перемещаясь из центра гнезда на его периферию, часто совсем утрачиваются вследствие разрыва живых семантических связей;

- СГ представляет собой потенциально развивающуюся незамкнутую систему, способную к дальнейшему расширению;

- СГ как единица словаря обладает планом содержания (семантическим пространством - совокупностью значений всех слов гнезда) и планом выражения (совокупностью алломорфов корня и распространителей корня, организованных аффиксальными структурами производных);

- родственные слова объединяются в СГ на базе семантической общности, проявляющейся в наличии у них общих «стержневых» лексических значений (лексико-смысловых вариантов, сем), материальным выражением которых является корень, который способствует сохранению, укреплению и расширению смысловых связей между однокоренными словами;

- семантическая общность однокоренных слов базируется на конкретных лексических значениях, свойственных каждому из них, каждое производное слово возникает в языке на базе строго определенного значения производящего слова. С течением времени лексико-семантические связи производного слова в гнезде могут расширяться: в процессе функционирования оно часто заимствует и другие значения производящего слова, испытывает семантическое влияние остальных родственных слов, которое определяется не только индивидуальными или общими свойствами слов данного гнезда, но диктуется также системой языка, законами аналогии, действующими в гнездах, имеющих тождественную или сходную структуру. Таким образом, между словами, образующими СГ, складываются сложные и многосторонние смысловые связи;

- производные слова в гнездах группируются на основе стержневых значений, в качестве которых могут выступать не только номинативные, но и переносные значения производных; если исходное слово многозначно, то производные могут группироваться вокруг разных его значений, образуя подгнезда;

- каждый член СГ обладает деривационной структурой, которая фиксирует его положение в кругу однокоренных образований;

- в одном СГ могут быть представлены стилистически разнородные пласты лексики.

Основной, характеризующий признак лексической системы русского языка - это ее высокая гнездовая организованность: по данным А. Н. Тихонова, гнездовая лексика русского языка составляет 96%, негнездовая - 4% [25: 111]. Причем негнездовая лексика отражает в основном пассивную часть словарного состава.

Авторы коллективной монографии «Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм» [22] утверждают, что для деривационной системы русского языка наиболее важны словообразовательные гнезда сложной, комплексной, веерно-цепочечной структуры. Такое строение имеют более 60% всех русских СГ, которые охватывают 90% лексики современного русского языка. Эти особенности лексической системы русского языка делают необходимым для всестороннего ее описания уяснение связей и семантических отношений внутри лексических гнезд. Вместе с тем следует учитывать, что главную роль в обновлении и изменении лексической системы литературного языка играют семантические перемены в кругу уже известных слов, которые нередко настолько радикальны, что слово подчас начинает новую жизнь, существенно видоизменяя свой смысловой объем. Такое явление, как распад лексических гнезд в истории языка, когда слова с одним корнем настолько расходятся по своим значениям, что уже перестают восприниматься как родственные образования, можно объяснить только на основе изучения семантических изменений и в связи с ними.

актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2016, № 3

В заключение приведу список терминов синхронного словообразования, связанных с квалификацией и описанием лексических гнезд: словообразовательное гнездо, деривационная структура, вершина словообразовательного гнезда, словообразовательная пара, цепочка и парадигма; негнездовое слово, непроизводное слово, производящее и производное слова, словообразовательная производность, семантическая мотивированность, последовательная производность, ступени деривации; словообразовательный тип, словообразовательная категория.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аликаева Г. В. Единицы деривационного уровня, состоящие из словообразовательных гнезд и словообразовательных рядов // НДВШ. Филологические науки. 1999. № 1. С. 35-40.

2. Альтман И. В. Гнездо и слово // Проблемы структурной лингвистики 1983. М.: Наука, 1984. С. 45-52.

3. Альтман И. В., Шевчук В. Н. Некоторые результаты сопоставления словообразовательных гнезд с помощью искусственного языка-эталона // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. М.: Наука, 1987. С. 212-215.

4. Вендина Т. И. Словообразование как способ дискретизации универсума // ВЯ. 1999. №2 2. С. 27-49.

5. Вендина Т. И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // ВЯ. 2002. № 4. С. 42-72.

6. Гинзбург Е. Л. Исследования структуры словообразовательного гнезда // Проблемы структурной лингвистики. 1972. М.: Наука, 1973. С. 146-225.

7. Даль В. И. Напутное слово // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Терра, 1995. Т. 1. С. ХХ1-Х^УШ.

8. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Русский язык, 1996. 638 с.

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М.: Русский язык, 2000.

10. Земская Е. А., Ермакова О. П., Рудник-Карват З. Теоретические проблемы сопоставительного изучения словообразования славянских языков // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации / отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1993. С. 248-263.

11. Кильдибекова Т. А. и др. Функциональное словообразование русского языка: учебное пособие. Уфа: БашГУ, 1998. 116 с.

12. Крысин Л. П. опыт лексикографического описания однокоренных глаголов (резать и его производные). М.: Наука, 1986. 137 с.

13. КубряковаЕ. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Наука, 1981. 200 с.

14. Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 141-172.

15. Кубрякова Е. С., Соболева П. А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика: сб. статей / отв. ред. В. П. Григорьев. М.: Наука, 1979. С. 5-23.

16. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986. 1136 с.

17. Кузнецова Э. В. Итоги и перспективы семантической классификации русских глаголов // Семантические классы русских глаголов / под ред. Э. В. Кузнецовой. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1982. С. 3-10.

18. Левицкий В. В. Типы лексических микросистем и критерии их различения // НДВш. Филологические науки. М.: Наука, 1988. С. 66-73.

19. Никитевич В. М. Сопоставительное изучение словообразования и номинативной деривации // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков: материалы симпозиума / отв. ред. Г. П. Нещименко. М.: Наука, 1987. С. 73-79.

20. Петрухина Е. В. Новые пути изучения словообразования славянских языков // Известия АН СССР. Серия лит-ры и языка. 2000. Т. 59, № 6. С. 70-74.

21. Попова Т. В. Деривационно-семантическое пространство русского глагола: пвтореф. дис. ... докт. филол. наук. Екатеринбург, 1998. 57 с.

н. в. ПЯТАЕВА

22. Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм. Памяти Э. В. Кузнецовой / под ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1997. 258 с.

23. Русская грамматика: в 2 т. М.: Наука, 1982. Т. 1. 783 с.

24. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М.: Русский язык, 1985.

25. Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо как единица системы словообразования и как единица сравнительного изучения славянских языков // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков: материалы симпозиума / отв. ред. Г. П. Нещименко. М.: Наука, 1987. С. 104-111.

26. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. М.: АСТ: Астрель, 1996. 704 с.

27. Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1997. С. 503-505.

28. Тихонов А. Н., Пардаев А. С. Роль гнезд однокоренных слов в системной организации лексики. Отраженная синонимия. Отраженная антонимия. Отраженная омонимия. Ташкент: ФАН, 1989. 140 с.

29. Улуханов И. С. О степенях словообразовательной мотивированности слов // ВЯ. 1992. №2 5. С. 7489.

30. Уфимцева А. А. Лексика как фактор формирования языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 122-136.

31. Цейтлин Р. М. Сравнительная лексикология славянских языков Х/Х1 - Х1У/ХУ вв. Проблемы и методы. М.: Наука, 1996. 232 с.

32. Яковенко С. Р. Формальная и семантическая структура словообразовательных гнезд глаголов чувственного восприятия в русском языке. Киев: Наукова думка, 1987. 191 с.

33. Янко-Триницкая Н. А. Словообразование в современном русском языке. М.: Индрик, 2001. 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.