Научная статья на тему 'Еще раз о шапке Мономаха и казне московских князей'

Еще раз о шапке Мономаха и казне московских князей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
740
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ / РЕГАЛИИ / КАЗНА / DYNASTY / REGALIA / TREASURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богатырев Сергей Николаевич

В работе рассматривается проблема происхождения Шапки Мономаха и ее связи с казной московских князей. Орнамент золотых пластин, составляющих тулью Шапки, показывает, что указанные пластины происходят из двух несохранившихся головных уборов. На основе анализа великокняжеских завещаний и предшествующей историографии делается вывод, что пластины Шапки изначально были частями двух парадных золотых шлемов, заказанных князем Иваном II Красным (1353-1359) для своих детей, княжичей Дмитрия (будущего Донского) и Ивана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once More on the Cap of Monomakh and the Treasury of the Muscovite Princes

This work examines the origin of the Cap of Monomakh and its connection with the Treasury of the Muscovite princes. The ornament of the Cap's arching gold panels suggests that they originate from two non-extant pieces of headgear. On the basis of a critical analysis of royal wills and recent historiography the author concludes that the panels of the Cap were originally parts of two ceremonial helmets commissioned by Ivan II the Fair (1353-1359) for his sons, Dmitrii (would be Donskoi) and Ivan.

Текст научной работы на тему «Еще раз о шапке Мономаха и казне московских князей»

Письмо в редакцию

ББК 63(2)43, УДК 94(47).034

С. Н. Богатырев

ЕЩЕ РАЗ О ШАПКЕ МОНОМАХА И КАЗНЕ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ

Происхождение Шапки Мономаха, самой знаменитой регалии московских князей, остается дискуссионным вопросом. Обычно ее отождествляют с золотой шапкой, упоминаемой в некоторых великокняжеских завещаниях начиная со времен Ивана I Калиты (1325-1340 гг.). Особое внимание исследователей привлекают украшенные сканью, камнями и жемчугом золотые пластины, составляющие тулью Шапки. Идея о тождественности Шапки Мономаха и золотой шапки великокняжеской казны критически пересматривается в моей статье «Шапка Мономаха и шлем наследника: Репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном»1. В статье утверждается, что Шапка была собрана из древних деталей при Василии III. К числу таких деталей в первую очередь относятся вышеупомянутые золотые пластины. Они происходят из золотого шлема-шишака с драгоценными камнями и жемчугом, который

1 Богатырев С. Н. Шапка Мономаха и шлем наследника: Репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном // БШ&а Б1ау1са еТ Ва1еашеа РеТгороШапа. 2011. № 1 (9). С. 171-200.

Informatio

в свое время хранился в казне московского князя Ивана II Красного (1353-1359 гг.). Этот шлем Иван Красный передал своему сыну Дмитрию, будущему Донскому. Тот, в свою очередь, завещал шлем одному из своих детей, Андрею Можайскому в составе золотого парадного вооружения. При этом в статье также отмечается, что подобный шлем Иван Красный оставил и брату Дмитрия княжичу Ивану, но судьба этого головного убора неизвестна.

При работе над указанной статьей мне, к сожалению, было недоступно исследование В. А. Кучкина о последнем завещании Дмитрия Донского2. В своей статье В. А. Куч-кин делает целый ряд важных наблюдений, имеющих непосредственное отношение и к истории Шапки Мономаха. В. А. Кучкин разделяет мнение И. И. Срезневского (хотя и без ссылки на него) об использовании в завещании Донского слова «снасть» (в тексте документа «снастъ») в значении «вооружение», «доспех». Кроме того, В. А. Кучкин справедливо утверждает, что под золотой снастью следует подразумевать золотую саблю и золотой шлем, полученные Дмитрием от своего отца Ивана Красного3. В своей статье я также пришел к подобному выводу, включив в состав снасти помимо шлема и сабли также и золотую перевязь (в завещании «обязь»), которая упоминается рядом с саблей в списке предметов, унаследованных Дмитрием.

Для истории Шапки Мономаха исключительно важен вывод В.А. Кучкина об истории казны брата Дмитрия княжича Ивана, умершего в 1364 г. По наблюдениям историка, княжич Иван получил от своего отца Ивана Красного наплечки, алам (нагрудное украшение) и два пояса. Позже Дмитрий Донской завещал точно такой же набор предметов своему сыну Петру. Исходя из этих данных, В. А. Кучкин сделал логичное заключение, что казна княжича Ивана после его смерти перешла к его брату Дмитрию4.

Указанные наблюдения позволяют уточнить происхождение золотых пластин Шапки Мономаха. Специалисты давно отметили, что по нижнему краю пластин располагается орнамент с угловыми зигзагообразными мотивами. При этом на разных пластинах указанные мотивы ориентированы в разные стороны. И. А. Бобровницкая верно заметила, что с учетом общей круговой направленности орнамента разнонаправленная ориентация его угловых элементов на отдельных пластинах выглядит странно и вряд ли соответствует первоначальному замыслу мастера5. Действительно, подобную ориентацию трудно объяснить, если считать, что все пластины изначально предназначались для одного головного убора (либо непосредственно для Шапки, либо для какого-либо другого несохранившегося головного убора). Однако разное направление орнамента на пластинах становится понятным, если предположить, что пластины Шапки Мономаха происходят не из одного, а из двух несохранившихся головных уборов. Судя по пластинам, эти уборы были очень близки друг к другу по морфологии, стилистике и орнаменту, но различались по ориентации угловых элементов орнамента пластин.

2 Кучкин В. А. Последнее завещание Дмитрия Донского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 106-183 (о казне см. с. 174-178).

3 Кучкин В. А. Последнее завещание... С. 176.

4 Кучкин В. А. Последнее завещание. С. 176.

5 Бобровницкая И. А. Шапка Мономаха: К проблеме происхождения формы // Филимоновские чтения. М., 2004. Вып. 1. С. 73. — Об орнаменте см. также: Кондаков Н. П., Толстой И. И. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1897. Вып. 5. С. 46; Спицын А. А. К вопросу о Мономаховой шапке // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1906. Т. 8. Вып. 1. С. 159. — Изображения некоторых пластин см.: Крамаровский М. «Шапка Мономаха»: Византия или Восток? // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Л., 1982. Т. 47. С. 68. Табл. 1.

Такими уборами, на мой взгляд, как раз и были золотые шлемы-шишаки, завещанные Иваном Красным своим детям, Дмитрию (Донскому) и Ивану. С учетом наблюдений В. А. Кучкина, можно полагать, что после смерти княжича Ивана его шлем вместе с вышеупомянутыми наплечками, аламом и поясами перешел в казну Дмитрия, где уже хранился один золотой шлем, полученный Дмитрием от отца. Дмитрий завещал оба шлема в составе «золотой снасти» своему сыну Андрею Можайскому. После смерти сына Андрея, Михаила Верейского-Белозерского в 1486 г. шлемы в составе белозерской казны стали собственностью московского великого князя Ивана III. В правление сына Ивана III Василия III, точнее, в 1505-1526 гг., из пластин шлемов и была собрана Шапка Мономаха.6 К моменту создания Шапки некоторые пластины шлемов уже отсутствовали (возможно, они были утрачены еще в XIV веке). Поэтому мастерам Шапки пришлось использовать пластины с разной ориентацией орнамента из обоих шлемов.

Данные о статье:

Автор: Богатырев Сергей Николаевич, Ph. D. in History, Великобритания, старший лектор Университетского колледжа Лондона, Лондон, Великобритания, s.bogatyrev@ucl.ac.uk

Заголовок: Еще раз о Шапке Мономаха и казне московских князей

Резюме: В работе рассматривается проблема происхождения Шапки Мономаха и ее связи с казной московских князей. Орнамент золотых пластин, составляющих тулью Шапки, показывает, что указанные пластины происходят из двух несохранившихся головных уборов. На основе анализа великокняжеских завещаний и предшествующей историографии делается вывод, что пластины Шапки изначально были частями двух парадных золотых шлемов, заказанных князем Иваном II Красным (1353-1359) для своих детей, княжичей Дмитрия (будущего Донского) и Ивана.

Ключевые слова: династия, регалии, казна

Литература, использованная в статье:

Кучкин, Владимир Андреевич. Последнее завещание Дмитрия Донского // Средневековая Русь. Москва: Индрик, 2001. Вып. 3. С. 106-183.

Бобровницкая, Ирина Акимовна. Шапка Мономаха: К проблеме происхождения формы // Филимо-новские чтения / Отв. ред. Левыкин, Алексей Константинович. Москва: Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», Квинта-Плюс, 2004. Вып. 1. С. 59-85.

Кондаков, Никодим Павлович, Толстой, Иван Иванович. Русские древности в памятниках искусства. Санкт-Петербург: Типография А. Бенке, 1897. Вып. 5. 167 с.

Спицын, Александр Андреевич. К вопросу о Мономаховой шапке // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества / Ред. Платонов, Сергей Федорович, Санкт-Петербург: Типография И. Н. Скороходова, 1906. Т. 8. Вып. 1. С. 146-184.

Крамаровский, Марк Григорьевич. «Шапка Мономаха»: Византия или Восток? // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Ленинград: Искусство, 1982. Т. 47. С. 66-70.

Information about the article:

Author: Bogatyrev, Sergei, Ph. D. in History, United Kingdom, Senior Lecturer, University College London, London, Great Britain, s.bogatyrev@ucl.ac.uk

Title: Once More on the Cap of Monomakh and the Treasury of the Muscovite Princes

Abstract: This work examines the origin of the Cap of Monomakh and its connection with the Treasury of the Muscovite princes. The ornament of the Cap’s arching gold panels suggests that they originate from two non-extant pieces of headgear. On the basis of a critical analysis of royal wills and recent historiography the

6 Подробнее см. Богатырев С.Н. Шапка Мономаха... С. 171-200.

Informatio

author concludes that the panels of the Cap were originally parts of two ceremonial helmets commissioned by Ivan II the Fair (1353-1359) for his sons, Dmitrii (would be Donskoi) and Ivan.

Key words: dynasty, regalia, treasury

References:

Bobrovnickaya, Irina Akimovna. Shapka Monomaha: K probleme proishozhdeniya formy, in Filimonovskie chteniya / Otv. red. Levykin, Aleksei Konstantinovich. Moskva: Federal’noe gosudarstvennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik Moskovskiy Kreml’», Kvinta-Plyus, 2004. Vyp. 1. S. 59-85.

Kondakov, Nikodim Pavlovich, Tolstoy, Ivan Ivanovich. Russkie drevnosti v pamyatnikah iskusstva. Sankt-Peterburg: Tipografiya A. Benke, 1897. Vyp. 5. 167 c.

Kramarovskii, Mark Grigor’evich. «Shapka Monomaha»: Vizantiya ili Vostok?, in Soobsheniya Gosudarstvennogo ordena Lenina Ermitazha. Leningrad: Iskusstvo, 1982. T. 47. S. 66-70.

Kuchkin, Vladimir Andreevich. Poslednee zaveshanie Dmitriya Donskogo, in Srednevekovaya Rus’. Moskva: Indrik, 2001. Vyp. 3. S. 106-183.

Spicyn, Aleksandr Andreevich. K voprosu o Monomahovoi shapke, in Zapiski Otdeleniya russkoi i slavyanskoi arheologii Imperatorskogo russkogo arheologicheskogo obshestva / Red. Platonov, Sergei Fedorovich, Sankt-Peterburg: Tipografiya I. N. Skorohodova, 1906. T. 8. Vyp. 1. S. 146-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.