Научная статья на тему 'ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ ДЕФИЦИТОВ'

ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ ДЕФИЦИТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ ДЕФИЦИТОВ»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА CHIEF EDITOR'S COLUMN

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 9-11. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 9-11. DOI: 10.21510/18173292 2022 96 2 9 11

ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ ДЕФИЦИТОВ

Для цитирования. Сагитов С. Еще раз о ликвидации дефицитов // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2(96). С. 9-11.

For citation. Sagitov S. Once again about the elimination of deficits. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) . 9-11.

21 апреля текущего года Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, заявил о том, что на развитие педагогических университетов России в ближайшие два года будет направлено 10 миллиардов рублей. Беспрецедентной является не сумма, хотя для 33 педагогических вузов, которые в последние десятилетия зачастую оставались незамеченными, это внушительная цифра. Сам факт того, что педагогические университеты России, наряду с глобальными задачами в борьбе с COVID-19, демографией, цифровизацией, международной безопасностью, были особо выделены в стратегическом документе является уникальным в новейшей истории Российской Федерации. Как было подчеркнуто В.В. Путиным, современной подготовке будущих учителей необходимо уделять самое пристальное внимание, ведь «...от них во многом зависит будущее России».

В докороновирусную эпоху, в ноябре 2019 года, мне довелось участвовать в работе круглого стола в Совете Федерации России, на котором обсуждались вопросы развития высшего педагогического образования. На данном заседании ректорский корпус предлагал ввести в нацпроект «Образование» новый, одиннадцатый проект «Педагогические университеты», который бы позволил идти педвузам страны в ногу с современным оснащением учреждений образования. Хотя университеты должны идти хотя бы на полшага впереди. И дело ведь не только и не столько в материально-технической базе как таковой. Она прежде всего необходима для того, чтобы вчерашний абитуриент, придя со школьной скамьи в университет, попадал не в музей образования (а во многих университетах морально устаревшие лаборатории напоминают именно музей), а в современный центр получения знаний и компетенций, где цифровизация буквально бы пронзала весь околоучебный процесс. Почему околоучебный? Потому что 2020 год показал, что Учителя, Преподавателя заменить невозможно, а вот создать вокруг него цифровую среду - необходимо. Это повысит привлекательность педагогического образования как такового и поможет привлечь в профессию большее количество одаренных ребят. А система образования в них очень нуждается.

Например, согласно прогнозу потребностей рынка труда Республики Башкортостан, основанном на данных Правительства региона, в школах республики наблюдается достаточно большой дефицит кадров, особенно по основной предметной линейке (математика, физика, русский язык и литература, иностранные языки, преподавание в начальных классах и другие), который к 2024 году может составить около 2000 учителей. Вопрос дефицита кадров остается в регионе, как и в целом по стране, очень острым. И если его не решать сегодня, то завтра, может быть уже поздно. Так, доля молодых учителей в Башкирии составляет 3 %, а доля учителей пенсионного возраста в 2 раза превышает долю молодых специалистов - и составляет 1200 человек. Определенным решением данного вопроса является целевое обучение, хорошим подспорьем является и федеральная программа «Земский учитель», и ее региональный аналог «Сельский учитель». Но это лишь некоторые меры, а системной поддержки развития материально-технической базы педвузов не было. Ведь кроме подготовки новых учителей сегодня остро стоит вопрос адаптации компетенций наших учителей современным требованиям, создания условий для профессионального развития уже работающим педагогам, особенно в цифровой среде.

Нужно отметить, что Акмуллинский университет за последние 2-3 года активно работал в этой сфере, на эти цели были направлены порядка 100 млн рублей. Но в то же время присутствует понимание того, что жизнь на месте не стоит, требуется постоянное обновление и жилищного фонда, и аудиторий, и лабораторного оборудования. И, конечно, федеральная поддержка послужит хорошим подспорьем для нового «вдоха» педагогических вузов страны, которых осталось всего 33. Уже в 2021 году планируется выделить 5 млрд рублей, которые не только позволят решить «горящие» вопросы по ремонту зданий и помещений, но и создать межфакультетские технопарки, которые обеспечат условия для педагогического проектирования, взаимодействия студентов и школьников, ориентированных на педагогическую профессию, позволят приобрести будущим педагогам опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов.

Вместе с тем просто выделение финансовых средств - это мера хоть и необходимая, но недостаточная для покрытия дефицита учителей в школах страны. Педагогическое образование, ввиду невысокого социального статуса учителя в целом, малодоступно для получения на коммерческой основе. Конкретный пример: по направлению «Педагогическое образование» стоимость обучения составляет 130 тысяч рублей в год, что сопоставимо с направлениями «Нефтегазовое дело» и «Теплоэнергетика и теплотехника» в нефтяном университете. По информации Башстата, за первый квартал 2021 года средняя зарплата учителя составила чуть менее 43 тысяч рублей в месяц. А самые большие заработки оказались у работников предприятий, занятых производством нефтепродуктов и кокса - по 73 тысячи рублей, вторую строчку сверху занимают те, кто добывает полезные ископаемые - 62,5 тысячи рублей, на третьей строчке с 54 тысячами рублей работники химической

промышленности Башкирии. Именно поэтому еще один тезис президента России, озвученный в послании Федеральному собранию 2021 г., касающийся контрольных цифр приема на 45 000 мест для региональных университетов, является знаковым и вселяющим надежду на сокращение количественного дефицита кадров, в том числе и учительства России.

Это предложение очень актуально для Башкортостана, где с советских времен количество студентов на 100 тысяч населения всегда было небольшим, хотя последние два года ситуация менялась в лучшую сторону. Хочется надеяться, что из этих 45 тысяч новых мест значимая доля достанется нашей республике, учитывая созданный в регионе Евразийский научно-образовательный центр. И это станет хорошим подспорьем в целенаправленной подготовке студентов для развития региональной экономики, социально-экономической сферы, в том числе сферы образования.

В целом проблемы подготовки педагогических кадров в Башкортостане идентичны общероссийским тенденциям. Это и нехватка учителей, и старение педагогического состава, и определенный дисбаланс, выражающийся в нехватке «мягких» навыков учительского корпуса и их своевременной реакции на внешние изменения в профессиональной среде. Инициативы, озвученные В.В. Путиным по увеличению мест контрольных цифр приема региональным вузам и выделению дополнительных средств педагогическим университетам, ложатся на канву развития в том числе и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, который в феврале 2021 года прошел государственную аккредитацию и доказал, что готов сегодня заниматься подготовкой специалистов в сфере образования на современном уровне. И тот количественный дефицит педагогов, и качественный их дефицит - это серьезный вызов, который надо закрывать, реализовывая положения послания президента страны.

С пожеланиями гармоничного развития, главный редактор журнала Салават Сагитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.