Научная статья на тему 'Еще раз о формулах выборов, или принципиальные схемы формирования региональных легислатур'

Еще раз о формулах выборов, или принципиальные схемы формирования региональных легислатур Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ВЫБОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЫБОРНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГУБЕРНАТОРЫ / ELECTIONS / ELECTORAL LEGISLATION / ELECTORAL PROCEDURES / ELECTORAL SYSTEM / GOVERNORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топорков Сергей Станиславович

В статье рассматриваются политические реформы, проведенные с 2004 г. в отношении выборной системы, анализируются достоинства и недостатки введенных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Топорков Сергей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE MORE ABOUT ELECTION FORMULES OR PRINCIPLE SCHEMES OF REGIONAL LEGISLATES FORMATION

This article examines the political reforms carried out since 2004 in relation of the election system, analyzes the advantages and disadvantages imposed models.

Текст научной работы на тему «Еще раз о формулах выборов, или принципиальные схемы формирования региональных легислатур»

УДК 324

ЕЩЕ РАЗ О ФОРМУЛАХ ВЫБОРОВ, ИЛИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЕГИСЛАТУР

© Сергей Станиславович Топорков

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры международных отношений и политологии, e-mail: toporkov.s@gmail.com

В статье рассматриваются политические реформы, проведенные с 2004 г. в отношении выборной системы, анализируются достоинства и недостатки введенных моделей.

Ключевые слова: выборы; выборное законодательство; выборные процедуры; избирательная система; губернаторы.

Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основной целью которого является воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Выборы составляют основу демократического политического процесса, который базируется на правовых нормах, в совокупности представляющих собой избирательное право. В процессе его развития сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах управления, возникли избирательные системы. Среди них можно выделить несколько видов: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В нашей стране был произведен ряд реформ в области избирательного законодательства1. Одним из ярких событий такого

1 1. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994, поправки в 1997), Федеральный Закон «О выборах Президента РФ», Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1995), Федеральный закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (1995), закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ» (1997), закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (1999), закон «О выборах Президента РФ» (1999), закон «О формировании Совета федерации ФС РФ» (2000), ФЗ «О политических партиях» (2001), ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о политических партиях» (2004), ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (2005), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (про-

тив всех списков кандидатов)» (2006), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» (2006), ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (2006), ФЗ «О внесении изменения в статью 21 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федера-ции»« (2007), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» (2007), ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 20 апреля 2007 г.), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (2007), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» (2007), ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (2007), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (2007), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (2009), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

рода можно назвать следующее: 3 декабря 2004 г. депутаты Госдумы подвели законодательную базу под «укрупнение» партий и узаконили новый порядок избрания губернаторов. Таким образом, В. Путин предложил ряд политических реформ, базовыми элементами которых являются отказ от выборов по одномандатным округам в Государственную Думу и использование пропорциональной системы, а также отказ от избрания губернаторов прямым всенародным голосованием. Что же дали нам эти реформы?

Введение пропорциональной системы выборов было направлено на становление в России многопартийности и служит важным и серьезным стимулом для активизации деятельности политических партий. Депутат, избранный по пропорциональной системе, представляет интересы большего числа избирателей, чем депутат-одномандатник. Переход к пропорциональной системе выборов существенно удешевил формирование представительных органов власти и помог эффективно предотвращать проникновения криминала к властным структурам.

Новый способ комплектования нижней палаты призван снизить коррупцию на выборах, именно снизить, ибо действенная, не коррумпированная власть в более 80 регионах, занимающих в совокупности обширные территории, больше похожа на теоретиче-

сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления». (2009), ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» (2009), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (2010), ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления» (2010).

скую модель, чем на реалии жизни. Наконец, ставленники криминальных структур перестанут появляться на посту губернатора, они не смогут преодолеть жесткий контроль Кремля. Нельзя так же говорить о том, что назначенные губернаторы могут забыть о людях и только ориентироваться на Кремль, ведь если президент предложит кандидатуру неприемлемую для региона, то законодательное собрание попросту не примет ее. Необходимо также учитывать, что руководитель должен пройти через избрание местным законодательным органом, и если кандидат не будет думать о трудностях, проблемах своего региона, то и рассчитывать на то, что за него проголосуют депутаты регионального собрания, ему не придется. Нельзя забывать, что избрание прямым тайным голосованием руководителя региона в современных условиях не обеспечивает «заботу о региональных интересах», в связи с этим в нашей стране возникла необходимость стремиться к такому способу формирования, который бы обеспечивал баланс интересов региона и общенациональные интересы Российской Федерации. В предложенной реформе соблюдение такого баланса интересов приемлемо.

Существует мнение, что пропорциональная система выборов мешает становлению принципов демократического государства. Хочу заметить, что не существует сложившегося «идеала» избирательной системы, который явился бы неким критерием определения степени демократичности государства. Поэтому нельзя считать принятие государством пропорциональной системы выборов в его законодательной орган или одну из его палат отдалением от принципов демократии.

Основным критерием соответствия изменений данных принципов является возможность реализации положения, когда народу обеспечивается эффективный доступ к осуществлению государственной власти, причем народ будет единственным источником власти и носителем суверенитета.

Все основания для утверждений о соответствии демократическим нормам предложенных президентом преобразований есть.

Как и любая система, пропорциональная система не лишена недостатков. Половина депутатов достаточно долгое время избиралась по этой системе, и, по оценкам специалистов, депутаты-списочники слабо связаны

с избирателями в регионах1. Необходимо учитывать и практику некорректного составления списков, зачастую в перечень попадают совершенно неизвестные сомнительные личности, которые обеспечивают себе место в Думе за счет популярных политиков.

Так же пропорциональная система нарушит право беспартийных граждан претендовать на избрание в парламент. Но ведь депутат, избранный по одномандатному округу, для проведения какой-либо идеи должен обязательно примкнуть к политической или партийной группе, он не сможет решить возникшую проблему в одиночку. В таком случае нет ничего плохого в том, чтобы он сразу объявил о своей принадлежности к той или иной партии, до его избрания. Человек, состоящий в партии, более рационален, у него есть программа действия, которая совпадает с интересами партии. Он будет более целенаправленно и продуктивно работать, такой человек, в отличие от беспартийных, не будет проходить стадию «сложного выбора». путем взвешивания «за» и «против» в пользу одной или другой партии.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства, когда происходит образование регионального дисбаланса по партийному признаку, при использовании пропорциональной системы такой эффект минимизируется. Если, например, партия получает 35 % голосов по стране, то она будет иметь 35 % мест в парламенте. Искажений, которые дают мажоритарные системы, и в особенности, мажоритарная система относительно большинства, здесь нет...

Итак, партийные списки формируются партийными отделениями и охватывают всю территорию федерации, т. е. они стали региональными, и, как правило, федеральная часть списка содержит самых ярких лидеров партии.

Беспартийным депутатам, претендующим на место в парламенте, будет предлагаться либо создавать свои партии, либо вступать в существующие. Имеется возможность, оставаясь беспартийными, договариваться с партиями и идти по партийным спискам.

1 Вешняков А.А. Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. 2004. 28 окт.

Интересная получается ситуация, если по каким-либо причинам член партии, прошедший в Думу, отказывается от мандата. В этом случае партия должна потерять этот мандат, тем не менее существует и исключение, оно может быть сделано лишь в том случае, если партийцев пригласят поработать в правительстве.

Среди партий, преодолевших 7 % барьер, депутатские мандаты должны распределяться по доле голосов избирателей, поданных на соответствующей территории. В конечном итоге количество полученных партией депутатских мандатов будет зависеть от общего количества проголосовавших за нее избирателей.

Инициировать отзыв народного избранника может как его собственная партия, так и сами избиратели. Решение об отзыве будет принимать Верховный суд. Кроме того, депутат будет немедленно изгоняться из парламента, если решит перейти из рядов выдвинувшей его партии в другую политическую организацию.

Итак, проведенные реформы имеют как достоинства, так и недостатки, но разве их можно избежать? В качестве примера можно привести мажоритарную систему относительного большинства, где победившая партия или кандидат фактически представляют меньшинство избирателей, поскольку, получив большинство мест в парламенте, практически никогда не получает большинство голосов в целом по стране, происходит потеря избирателей, и таких примеров можно привести много. В настоящее время пропорциональная система применяется в Австрии, Эстонии, Латвии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Чехии, что свидетельствует о состоятельности этой системы. В отношении назначения губернаторов нельзя не отметить множество положительных моментов, в частности, на посту губернатора больше не появляются «случайные люди», губернатор осуществляет контроль за силовыми структурами и пр.

Поступила в редакцию 28.03.2011 г.

UDC 324

ONCE MORE ABOUT ELECTION FORMULES OR PRINCIPLE SCHEMES OF REGIONAL LEGISLATES FORMATION

Sergey Sergeyevich Toporkov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of International Relations and Politology Department, e-mail: toporkov.s@gmail.com

This article examines the political reforms carried out since 2004 in relation of the election system, analyzes the advantages and disadvantages imposed models.

Key words: elections; electoral legislation; electoral procedures; electoral system; governors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.