Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6
УДК 327
Игорь ЩЕРБАК
ЕС - ВЬЕТНАМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСАМИ
Аннотация. В статье анализируются основные политические и технические положения беспрецедентного соглашения между Европейским союзом и Вьетнамом об участии Вьетнама в операциях ЕС в сфере управления кризисами. ЕС исходит из того, что данное соглашение создаёт правовую основу для участия Вьетнама в гражданских и военных операциях и миссиях ЕС по управлению кризисами и свидетельствует о сотрудничестве двух сторон в совместном решении вызовов безопасности и стабильности на глобальном и региональном уровнях. Отмечается, что партнёрство ЕС и Вьетнама в вопросах безопасности и превентивной дипломатии в ЮВА означает новое измерение внешнеполитической стратегии союза, поскольку упор делается на активизации роли ЕС как глобального и регионального посредника в предотвращении и урегулировании потенциальных кризисных ситуаций в ЮВА при непосредственном участии стран этого региона. Приводится также возможная политическая подоплёка, обусловившая совпадение интересов ЕС и Вьетнама в заключении данного соглашения.
Ключевые слова: рамочное соглашение о сотрудничестве в операциях ЕС по управлению кризисными ситуациями, партнёрство ЕС - АСЕАН в сфере предотвращения конфликтов, мирный процесс, конфликтный потенциал, Региональный Форум АСЕАН, посредничество.
17 октября 2019 г. Брюсселе было заключено рамочное соглашение между Европейским союзом и Вьетнамом об участии Вьетнама в операциях ЕС в сфере управления кризисами. Соглашение подписано Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике обороны Ф. Могерини и министром обороны Вьетнама К. Ли в развитие предыдущих договорённостей между сторонами о развитии партнёрства в ходе августовского визита 2019 г. в Ханой Ф. Могерини.
Обращает на себя внимание, что такого рода соглашение впервые подписано ЕС со страной, входящей в АСЕАН. В официальном комментарии ЕС в связи с этим беспрецедентным событием указывалось, что рамочное соглашение создаёт правовую основу для участия Вьетнама в гражданских и военных миссиях ЕС по управлению кризисными ситуациями и свидетельствует о приверженности обеих сторон к совместному решению вызовов безопасности в Азии и других регионах мира в рамках Общей политики безопасности и обороны Евросоюза. В настоящее время ЕС осуществляет 10 гражданских и 6 военных миссий и допускает участие в них в той или иной форме третьих стран1.
Показательно, что при подписании соглашения Ф. Могерини сделала упор на том, что данный документ важен те только в контексте двусторонних отношений с Вьетнамом, но и в плане укрепления сотрудничества в сфере безопасности с АСЕАН в преддверии председа-
© Щербак Игорь Николаевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела европейской безопасности ИЕ РАН; ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Е-mail: inshcherbak@gmail.com. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran62019127131
1 EU and Vietnam step up security and defense cooperation with signature of a Framework Participation Agreement for participation in EU crisis management operations, Press release, Brussels, 17/10/2019-ID 191017-9. URL: eeas.europa.eu.
тельства Вьетнама в этой организации. Из её выступления также вытекает, что Вьетнам рассматривает возможность участия в одной из учебных миссий ЕС в Африке в качестве первого этапа сотрудничества с ЕС1.
Сам текст соглашения определяет оперативные и финансовые модальности участия Вьетнама в гражданских и военных операциях по кризисному управлению.
В соответствии со ст. 2 Вьетнам при участии в операциях ЕС руководствуется соответствующими решениями Совета ЕС. Это положение полностью распространяется на персонал, предоставленный Вьетнамом для гражданских и военных миссий ЕС, который в своей деятельности должен также придерживаться стандартов и общей политики, относящихся к руководящим принципам союза при осуществлении гражданских и военных операций ЕС.
При этом в операционном плане руководство вьетнамским контингентом миссий остаётся в руках глав полевых миссий ЕС. Однако общий политический контроль за своим персоналом на стратегическом уровне принадлежит вьетнамской стороне. Для осуществления координации действий с ЕС в ходе операций вьетнамская сторона должна назначить «контактного офицера» (для гражданских миссий) или «старшего военного представителя» (для военных миссий), которые будут представлять свой контингент и нести ответственность за дисциплину в рядах вьетнамского персонала.
Что касается условий финансирования Вьетнамом своего участия в миссиях ЕС, то они будут регулироваться двусторонним соглашением с Евросоюзом, в котором будут зафиксированы общая сумма взноса Вьетнама, модальности платежа и процедуры аудита применительно к конкретным операциям.
Соглашение также предусматривает возможности выхода сторон из него путём заблаговременного уведомления за 30 дней .
В принципе данное соглашение укладывается в общую стратегию ЕС в отношении развития сотрудничества и партнёрства союза с АСЕАН в сфере безопасности и предотвращения конфликтов. Одним из её звеньев является принятая в ЕС концепция связи Европы с Азией, устанавливающая долгосрочные ориентиры для взаимовыгодного торгового-экономического и транспортного сотрудничества в интересах глобальной стабильности и регионального развития. Диалоговой платформой для обсуждения конкретных вопросов сотрудничества служат регулярно созываемые встречи «Азия - Европа» (ASEM)3.
Евросоюз исходит из того, что поскольку европейское процветание и безопасность в Азии тесно связаны, то следует и дальше продолжать линию на укрепление сотрудничества в сфере безопасности в Азии. И здесь ЕС может выступать в качестве «поставщика» глобальной безопасности для стран этого региона4.
Среди приоритетов сотрудничества с АСЕАН ЕС выделяет следующие: обеспечение безопасности на морях, предотвращение конфликтов, борьба с терроризмом, региональное сотрудничество, нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ), кибербезопасность и гибридные угрозы. Реализуется также ряд финансируемых ЕС совместных программ с
1 Remarks by HR/VP Federica Mogherini at the signing ceremony of the EU - Viet Nam Framework Participation Agreement - European External Service. URL: eeas.europa.eu.
2 Agreement between the European Union and the government of the socialist republic of Viet Nam establishing a framework for the participation of Viet Nam in European union crisis management operations. URL: https://eeas.europa. eu/sites/eeas/files/viet nam fpa.en19.with date in.pdf.
Joint Communication to the European Parliament, the Council, The European Economic and Social Committee and the European investment Bank, Connecting Europe and Asia- Building blocks for an EU Strategy, European Commission, Brussels, 19.09.2018. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint communication - connecting europe and asia - building blocks for an eu strategy 2018-09-19.pdf.
Enhancing security cooperation in and with Asia. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/factsheet eu asia secu-rity2 0.pdf.
АСЕАН в этой сфере. Важнейшие из них - поддержка ключевых международных договоров по нераспространению ОМУ и снижению рисков его применения (26 млн евро), техническое содействие центру АСЕАН по гуманитарной помощи (10 млн евро), сотрудничество с Региональным Форумом АСЕАН по продвижению мер доверия и превентивной дипломатии в регионе.
Продолжает также развиваться партнёрство с АСЕАН в рамках операции ЕС «Аталан-та» (EUNAVFOR) по охране морских коммуникаций от нападений пиратов в районе побережья Сомали во взаимодействии в том числе с Китаем, Южной Кореей, Индией и Японией1.
При анализе причин подписания соглашения между ЕС и Вьетнамом важно учитывать политический контекст стратегической обстановки в данном регионе. Деградация архитектуры системы международной безопасности в результате слома Договора по ПРО 2002 г. и Договора о ракетах средней и меньшей дальности, а также наличие своего конфликтного потенциала в регионе вокруг островных территорий, добычи нефти и свободы судоходства в Южно-Китайском море значительно повышают риски в отношении стабильности ситуации в Юго-Восточной Азии. К этому ещё следует добавить обострение напряжённости в отношениях между США и КНР. Сочетание этих факторов делает востребованной миссию ЕС в качестве «поставщика» региональной безопасности и его роль как посредника в мирном урегулировании потенциальных конфликтных ситуаций в этом районе мира. Тем более что у Евросоюза в глазах стран Юго-Восточной Азии уже имеется устойчивый опыт мирного посредничества. Достаточно упомянуть в этой связи содействие ЕС в заключении соглашений о прекращении огня в Мианмаре (Бирма) (2015 и 2018 гг.); в оказании поддержки мирному урегулированию в Индонезии (между правительством Индонезии и движением Асех (Free ACEH Movement); реализации мирного процесса на Филиппинах (Mindanao Peace Process). В последнее время ЕС активно вовлечён в мирный процесс в Афганистане, в котором он стремиться выступать в роли гаранта его имплементации.
Судя по выступлению Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности на недавнем Региональном Форуме АСЕАН, дальнейшие посреднические усилия ЕС будут сфокусированы на урегулировании двух потенциальных конфликтных ситуаций. Речь идёт о создании в результате переговоров «полной, проверяемой и необратимой «безъядерной зоны на Корейском полуострове и проведении переговоров в целях заключения между АСЕАН и Китаем юридически обязывающего Свода Правил поведения в Южно-Китайском море2.
С учётом вышеперечисленных факторов представляется, что соглашение между ЕС и Вьетнамом отражает возросшую готовность и амбиции Европейского союза играть роль глобального и регионального посредника в предотвращении и урегулировании потенциальных конфликтных ситуаций в регионе Юго-Восточной Азии. Важно, что в своей роли посредника ЕС может опираться на развитую инфраструктуру отношений с АСЕАН и поддержку ведущих государств этой региональной структуры. Это создаёт для ЕС конкурентные преимущества даже в сравнении с ООН в плане эффективности посреднических услуг в регионе и способности быстрой мобилизации необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для проведения соответствующих операций. Тем более что ООН переживает острый финансовый кризис и это может негативно сказаться на оперативности задействования антикризисного потенциала ООН в случае обострения напряжённости в регионе.
1 Ibid.
2 A focus on security issues as High Representative Mogherini participates in the ASEAN Regional Forum, European Union, External action - Bangkok, 02/08/2019. URL: eeas.europa.eu.
Что касается Вьетнама, то данное соглашение также отвечает его интересам, поскольку поддержка ЕС в политически значимой сфере безопасности и сотрудничества в управлении кризисными ситуациями укрепляет авторитет страны как крупного регионального игрока. Кроме того, политическая ассоциация с ЕС с помощью заключённого соглашения создаёт определённые гарантии вовлечения ЕС на стороне Вьетнама в случае обострения напряжённости в районе Южно-Китайского моря. Можно предположить, что Вьетнам рассчитывает через участие в миссиях и операциях ЕС приобрести практический опыт и технологию посредничества и мирного урегулирования, используемые Европейским союзом. Не стоит сбрасывать со счетов и заинтересованность Вьетнама как страны с растущей экономикой в проекции своего торгово-экономического влияния на африканский континент через участие в африканских миссиях ЕС.
Выводы
Подписание беспрецедентного соглашения между ЕС и Вьетнамом о сотрудничестве в сфере управления кризисами придало дополнительный политический вес и влияние Европейскому союзу в регионе Юго-Восточной Азии наряду с другими ключевыми игроками - Китаем, Россией, США, Индией, Японией и ООН. Наряду с этим ЕС позиционировал себя в качестве потенциального «поставщика» глобальных услуг в сфере посредничества и мирного урегулирования потенциальных кризисных ситуаций в этом районе мира. Во многом это стало возможным в результате активного вовлечения ЕС в процессы мирного урегулирования кризисных ситуаций в Индонезии, Филиппинах, Шри-Ланке, Бирме, Афганистане. ЕС, обладая конструктивной повесткой применительно к данному региону и значительным посредническим потенциалом, может стать стабилизирующим фактором в Юго-Восточной Азии, сталкивающейся с новыми вызовами своей безопасности.
Представляется, что соглашение ЕС - Вьетнам может быть использовано в качестве м-дели в контексте сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) со странами АСЕАН в сфере предотвращения конфликтов и мирного посредничества. В современную эпоху количество и масштабы конфликтных ситуаций неизбежно будут нарастать. Поэтому превентивная дипломатия становится всё более актуальной. Однако этому должно предшествовать создание в рамках ЕАЭС антикризисных механизмов, совместимых с аналогичными структурами ЕС и АСЕАН. Такой шаг мог бы значительно усилить влияние ЕАЭС в регионе и в том числе в плане сотрудничества с ЕС.
References
EU and Vietnam step up security and defense cooperation with signature of a Framework Participation Agreement for participation in EU crisis management operations, Press release, Brussels, 17/10/2019-ГО 191017-9. URL: eeas.europa.eu.
Remarks by HR/VP Federica Mogherini at the signing ceremony of the EU - Viet Nam Framework Participation Agreement - European External Service. URL: eeas.europa.eu.
Joint Communication to the European Parliament, the Council, The European Economic and Social Committee and the European investment Bank, Connecting Europe and Asia - Building blocks for an EU Strategy, European Commission, Brussels, 19.09.2018. URL: https://eeas.europa.eu/sites/ eeas/files/joint_communication_-_connecting_europe_and_asia_-_building_blocks_for_an_eu_strat egy 2018-09-19.pdf.
A focus on security issues as High Representative Mogherini participates in the ASEAN Regio-
nal Forum, European Union, External action - Bangkok, 02.08.2019. ULR: eeas.europa.eu.
EU - Vietnam: cooperation in crisis management
Author. Igor Shcherbak, Candidate of Sciences (History), Leading Research Associate of the Department of European Security, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Leading Research Associate, IMI MGIMO. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Email: inshcherbak@gmail.com.
Abstract. The Author analyses basic political and technical provisions of the EU - Vietnam Participation Agreement in the sphere of the EU crisis management operations. The EU proceeds from the assumption that the abovementioned agreement lays down the legal basis for participation of Vietnam in the EU crisis management civil and military operations and testifies of cooperation of two sides in joint settlement of modern challenges to the security and stability on global and regional levels. It is noted that the EU - Vietnam partnership in the sphere of security and preventive diplomacy in the Southeast Asia represents a new dimension of the EU strategy due to the fact that the emphasis is made on activization of the role of the EU as a global and regional mediator in preventing and settlement of potential crisis situations in the Southeast Asia with direct participation of the countries of the region. The author provides a political background which could explain a correlation of interests of the EU and Vietnam in concluding the agreement.
Key words: A Framework Participation Agreement in crisis management, the EU - ASEAN partnership in crisis prevention, peace process, conflict potential, regional Forum of ASEAN, mediation.
DOI: http://dx .doi .org/10.15211 /vestnikieran62019127131