Научная статья на тему 'ЕС: от объединения угля и стали до климатической нейтральности'

ЕС: от объединения угля и стали до климатической нейтральности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / Парижское соглашение / Европейский климатический закон / Европейская зеленая сделка / климатические амбиции.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трифонова И.А.

В статье рассмотрены этапы трансформации Европейского союза от Объединения угля и стали до Европейского союза, стремящегося к климатической нейтральности. Продолжая осуществление «Европейской зеленой сделки», был принят Европейский климатический закон, который создаст новый этап развития экономики, инновационных технологий и образа жизни 27 стран ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕС: от объединения угля и стали до климатической нейтральности»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-21-24 ТРИФОНОВА Инна Анатольевна,

кандидат политических наук, магистр международного права, e-mail: mail@law-books.ru

ЕС: ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И СТАЛИ ДО КЛИМАТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены этапы трансформации Европейского союза от Объединения угля и стали до Европейского союза, стремящегося кклиматической нейтральности. Продолжая осуществление «Европейской зеленой сделки», был принят Европейский климатический закон, который создаст новый этап развития экономики, инновационных технологий и образа жизни 27 стран ЕС.

Ключевые слова. Европейский союз, Парижское соглашение, Европейский климатический закон, Европейская зеленая сделка, климатические амбиции.

TRIFONOVA Inna Anatolyevna,

PhD, Master of International Law

EU: FROM THE EUROPEAN COAL AND STEEL COMMUNITY TO CLIMATE NEUTRALITY

Annotation. The article considers the stages of the transformation of the European Union from the Coal and Steel Community to the European Union, striving for the climate neutrality. Continuing the implementation of the "European Green Deal", the European Climate Law was adopted, which will create a new stage in the development of the economy, innovative technologies and lifestyle of the 27 EU countries.

Key words. European Union, Paris Agreement, European Climate Law, European Green Deal, climate ambitions.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС), являясь самым активным участником Парижского соглашения1 четко выполняет свои намерения стать климатически нейтральным континентом к 2050 году [1].

Объявив в марте 2020 года о «Новом зеленом курсе») [9], утвердив план «Европейской зеленой сделки» (The European Green Deal) [6], а в июне 2021 г. Евродепутаты приняв Европейский климатический закон (The European Climate Law) [8], согласно п.4 с.4 Парижского соглашения ЕС «продолжает выполнять ведущую роль путем установленных целевых показателей» [3], сокращая потребление нефти и газа до полной декарбонизации энергосистемы стран ЕС.

1 Парижское соглашение принятое 12.12.2015 г. на 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, пришло на смену Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению, действие которого закончилось в 2020 г., определила рамки дальнейшего сотрудничествапо сдерживанию климатических изменений для 189 государств.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Подписание Европейского климатического закона создастновый этапразвития экономики, инновационных технологий и образа жизни 27 стран ЕС, включая другие страны мира, вовлеченных в энергетические проекты со странами Евросоюза. В ст.16 и ст.17 Европейского климатического закона прописаны климатические амбиции ЕС, что «Союз является мировым лидером в переходе к климатической нейтральности», и защитником природоохранной политики в мире до 2050 г. и после, «используя все имеющиеся в его распоряжении инструменты, включая климатическую дипломатию» [4].

ЕС «полон решимости помочь повысить глобальные амбиции и усилить глобальные ответные меры на изменение климата» [4], что выводит-Союз на новый виток своего исторического развития, пройдя за 70 лет путь от Европейского объединения угля и стали до Европейского союза, стремящегося к нейтральности своих территорий.

Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), подписанный 18 апреля 1951 г., целью созданиякоторого былоэкономиче-ское взаимодействие стран Европы (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии иЛюксем-бурга), рассчитанное на 50 лет, стал фундамент-

ным камнем ЕС.Затем в Риме 25 марта 1957 г. были подписаны 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграцию-Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС); и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) [2].

Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, продолжая регулировать энергетическую область международного сотрудничества.

Создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) имело чрезвычайно важное не только экономическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав ЕЭС вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих лет.

В Договоре об ЕЭС выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, созданы механизм для управления интеграционными процессами и поэтапное строительство общего рынка.

В ЕЭС были предусмотрены 4 главных институтам. Совет; 2. Комиссия; 3. Парламентская ассамблея;4. Суд Европейских сообществ.

Инициаторы ЕОУС сконцентрировались на экономической интеграции, но впоследствии стремились и к политической. Поэтому следующим шагом к оформлению Евросоюза в политическом плане стало создание в 1970 г. Европейского политического сотрудничества (ЕПС) - системы консультаций между министрами иностранных дел по насущным политическим проблемам современности. Для практического обеспечения ЕПС впервые был создан постоянный координационный орган - Политический комитет, состоявший из представителей министерств иностранных дел стран-членов. Говорить о единой внешней политике пока не приходилось, тем не менее, ЕПС всё же принимал достаточно масштабные решения: например, создание Венецианской декларации 1980 г., где ЕС впервые признал право палестинцев на свое государственное образование.

Несмотря на достаточно продолжительный период существования объединения стран Европы, официально намерение о создании общей внешней политики Евросоюза не провозглашалось, европейская интеграция развивалась в своем первостепенном направлении - экономическом. Экономическая интеграция становилась

все более зрелой и объективно выходила на внешнеполитические рубежи, и для повышения значения в мире, ЕЭС нуждался в выработке совместной внешнеэкономической, а также военной и социальной политики, требовалось организационное оформление, создание структур планирования и реализации этих нововведений.

7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) был подписан «Договор о Европейском союзе». Согласно договору сторонами учреждался Европейский союз на базе Европейского экономического сообщества.

«Договор о Европейскомсоюзе» завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.Он ввёл две новые важные сферы сотрудничества государств-членов: в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и в сфере юстиции и внутренних дел.

Знаменательным этапом в оформлении ЕС как единого субъекта, а не группы государств, стало формирование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой европейской валюты.

В 1998 г. Президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвали к созданию Общей политики безопасности и обороны ЕС - в январе 2001 г. под эгидой Совета ЕС был создан первый в истории объединения орган непосредственной разработки внешней (а впоследствии и военной) политики - Комитет по политике и безопасности, положивший начало развития сложной и многогранной системы непосредственного руководства внешнеполитической деятельностью ЕС. Вслед за ним учрежден Военный комитет ЕС и Военный штаб ЕС.

В начале 21 века Евросоюз сделал акцент на безопасность Европы и укрепления международного порядка и борьбы с такими угрозами, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, коллапс государств и организованная преступность. Поэтому Европейская комиссия в декабре 2003 г. утвердила первую в истории ЕС Стратегию безопасности, основанную на доктрине «Европейской политики соседства» (European

neighbourhoodpolicy), способствовавшая повышению качества управления в государствах-соседях посредством предоставления программ помощии целевых торгово-экономических мероприятий. При этом в качестве наилучшего средства обеспечения безопасности ЕС обозначена международная среда, состоящая из демократических государств, которые имеют качественные системы управления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Система управления внешней и внутренней политикой развивалась очень стремительно, и на саммите Европейского Союза в декабре 2007 г. был подписан«Лиссабонский договор о внесении изменений вДоговор о Европейском союзе иДого-вор об учреждении Европейского сообщества» (Лиссабонский договор) [7], который юридически закрепил правосубъектность ЕС, внес изменения в действующие Договоры в целях реформирования системы управления ЕС и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких, глобальных изменений.Это позволило сделать внешнюю политику ЕС более согласованной. Договор также отменил систему трех опор (1. Европейские сообщества (ЕС), 2. Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), 3. Полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам), введенную Маастрихтским договором правовую структуру, определяющая основы функционирования Европейского союза с 1993 по 2009 гг.

Лиссабонский договор расширил компетенцию ЕС, особенно в сфере свободы, безопасности и правосудия, учредил пост Председателя Европейского совета, наделил Европарламент дополнительными законодательными и бюджетными функциями, а также функцией политического контроля, расширил компетенцию Суда ЕС, усилил роль национальных парламентов в процессе принятия решений, придал обязательную силу Хартии основных прав и свобод.

Целью Лиссабонского договора сделать ЕС более демократичным, более эффективным и более способным решать глобальные проблемы, такие как изменение климата, одним голосом [2].

На протяжении всех этапов трансформации ЕС,из экономического в политическое объединение, повестка защиты окружающей среды не выходила из поля зрения Союза. Еще в Договоре об учреждении Европейского сообщества в 1957 г., который затем Лиссабонским договором 2007 г. был переименовал в Договор о функционировании Европейского союза, существовал раздел регулирования охраны окружающей среды.

В редакции Лиссабонского договора происходит уточнение целей политики ЕС в сфере охраны окружающей среды и включение в их число противодействие изменению климата [10]. Согласно ст. 191 Договора о функционировании Европейского союза«политика Союза в сфере окружающей среды стремится к достижению высокого уровня ее охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Союза» [7].

С 2008 г. по настоящее время Евросоюз показывает непреклонность в реализации специальных комплексных программ ЕС по борьбе с климатическими изменениями и приверженность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

в сфере охраны климата. План «Европейской зеленой сделки» становиться основной для европейской интеграции, хотя темпы слишком быстрые и показатели снижения уровня выбросов очень высокие, поэтому многие страны Евросоюза говорили о неприемлемости этого плана [11]. В итоге Европейской климатический закон одобрили министры 27 государств, за исключением воздержавшейся Болгарии [12].

Согласно ст.бЕвропейского климатического закона«Настоящий Регламент уважает основные права и соблюдает принципы, признанные Хартией основных прав Европейского Союза, в частности ее статьей 37, которая направлена на содействие интеграции в политику Союза высокого уровня охраны окружающей среды и повышению качества окружающей среды в соответствии с принципом устойчивого развития.» [4], что в целом показывает, что руководство ЕС будет жестко заниматься углеродным регулированием, чтобы к 2050 г. дойти до поставленных для ЕС климатических амбиций, и стать лидером в защите природоохранной политики в мире, не сдавая своих позиций и после 2050 г. [5].

Список литературы:

[1] Официальный сайт ООН. URL: The Paris Agreement | United Nations (датаобращения: 05.04.2021).

[2] ОфициальныйсайтЕС. URL:EU law | European Union (europa.eu) (датаобращения: 05.04.2021).

[3] PARISAGREEMENT (Парижское соглашение). Официальный сайт ООН. URL: ADOPTION OF THE PARIS AGREEMENT - Paris Agreement text English (unfccc.int). (датаобращения: 18.04.2021).

[4] Regulation (EU) 2021/1119 of the European Parliament and of the Council of 30 June 2021 establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulations (EC) No 401/2009 and (EU) 2018/1999 ('European Climate Law') (Постановление (ЕС) 2021/1119 Европейско-гопарламентаиСоветаот 30 июня 2021 года, уста-навливающеерамкидлядостиженияклиматиче-скойнейтральностиивносящеепоправкивПравила (ЕС) № 401/2009 и (ЕС) 2018/1999 («Европейское-законодательствооклимате»). Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: EUR-Lex -32021R1119 - EN - EUR-Lex (europa.eu) (дата обращения: 02.07.2021).

[5] European ClimateLaw (Европейский климатический закон). Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: EuropeanClimateLaw | ClimateAction (europa.eu) (дата обращения: 18.04.2021).

[6] TheEuropeanGreenDeal (Европейская зеленая сделка). Официальный сайт Европейской

Комиссии URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/ priorities-2019-2024/european-green-deal_en (дата обращения: 14.04.2021).

[7] Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007. («Лиссабонский договор о внесении изменений вДоговор о Европейском союзе иДоговор об учреждении Европейского сообщества»). Официальный сайт ЕС. URL: EUR-Lex - C:2007:306:T0C - EN - EUR-Lex (europa.eu)

[8] Принят Европейский климатический закон. EURONEWS. 24 июня 2021. URL: https://ru. euronews.com/2021/06/24/eu-parliament-climate-^(дата обращения: 25.06.2021).

[9] Ермакова Е.П. О проекте Общеевропейского закона о климате и проблемах нормативного регулирования «зеленого финансирования в Европейском союзе» // Государство и право. -2020. - № 5. - С. 96-107

[10] Семенихина В.А. Правовое регулирование охраны климата в Европейском союзе // Труды Института государства и права РАН. - 2010. - № 5. - С. 174-187.

[11] Трифонова И.А. Подходы к реализации первых этапов Парижского соглашения // Образование и право. - 2020. - № 12. - С. 329-331

[12] Страны Европы заставят «позеленеть» //Lenta.ru. 28 июня 2021 URL: Страны Европы заставят «позеленеть»: Климат и экология: Среда обитания: Lenta.ru (дата обращения: 28.06.2021)

Spisok literatury:

[1] Oficial'nyj sajt OON. URL: The Paris Agreement | United Nations (data obrashcheniya: 05.04.2021).

[2] Oficial'nyj sajt ES. URL: EU law | European Union (europa.eu) (data obrashcheniya: 05.04.2021).

[3] PARIS AGREEMENT (Parizhskoe soglash-enie). Oficial'nyj sajt OON. URL: ADOPTION OF THE PARIS AGREEMENT - Paris Agreement text English (unfccc.int). (data obrashcheniya: 18.04.2021).

[4] Regulation (EU) 2021/1119 of the European Parliament and of the Council of 30 June 2021 establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulations (EC) No 401/2009 and

(EU) 2018/1999 ('European Climate Law') (Postano-vlenie (ES) 2021/1119 Evropejskogo parlamenta i Soveta ot 30 iyunya 2021 goda, ustanavlivayushchee ramki dlya dostizheniya klimaticheskoj nejtral'nosti i vnosyashchee popravki v Pravila (ES) № 401/2009 i (ES) 2018/1999 («Evropejskoe zakonodatel'stvo o klimate»). Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: EUR-Lex - 32021R1119 - EN - EUR-Lex (europa.eu) (data obrashcheniya: 02.07.2021).

[5] European Climate Law (Evropejskij klimat-icheskij zakon). Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii. URL: European Climate Law | Climate Action (europa. eu) (data obrashcheniya: 18.04.2021).

[6] The European Green Deal (Evropejskaya zelenaya sdelka). Oficial'nyj sajt Evropejskoj Komissii URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priori-ties-2019-2024/european-green-deal_en (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[7] Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007. («Lissabonskij dogovor o vnesenii izme-nenij v Dogovor o Evropejskom soyuze i Dogovor ob uchrezhdenii Evropejskogo soobshchestva»). Oficial'nyj sajt ES. URL: EUR-Lex - C:2007:306:TOC -EN - EUR-Lex (europa.eu)

[8] Prinyat Evropejskij klimaticheskij zakon. EURONEWS. 24 iyunya 2021. URL: https://ru. euronews.com/2021/06/24/eu-parliament-cli-mate-law (data obrashcheniya: 25.06.2021).

[9] Ermakova E.P. O proekte Obshcheevrope-jskogo zakona o klimate i problemah normativnogo regulirovaniya «zelenogo finansirovaniya v Evropejskom soyuze» // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 5. - S. 96-107

[10] Semenihina V.A. Pravovoe regulirovanie ohrany klimata v Evropejskom soyuze // Trudy Insti-tuta gosudarstva i prava RAN. - 2010. - № 5. - S. 174-187.

[11] Trifonova I.A. Podhody k realizacii pervyh etapov Parizhskogo soglasheniya // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 12. - S. 329-331

[12] Strany Evropy zastavyat «pozelenet'» // Lenta.ru. 28 iyunya 2021 URL: Strany Evropy zastavyat «pozelenet'»: Klimat i ekologiya: Sreda obitaniya: Lenta.ru (data obrashcheniya: 28.06.2021)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.