Научная статья на тему 'ЕС И ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ЕС И ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконный оборот культурных ценностей / предметы старины / археологические артефакты / грабители могил / финансирование терроризма / План действий по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей / cultural heritage / antiquities / archaeological artifacts / tombaroli / financing of terrorism / Action Plan against trafficking of cultural goods

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Юрьевна Потемкина

Статья посвящена правовым и практическим действиям Евросоюза в рамках одного из новых направлений борьбы с организованной преступностью – незаконным оборотом культурных ценностей (НОКЦ). Данная сфера правонарушений имеет давнюю историю, но масштаб деятельности криминальных сетей достиг сегодня небывалых размеров, что позволяет считать преступления в сфере искусства «зарождающимся» видом криминала. Автор приводит примеры громких дел, раскрытых правоохранительными ведомствами европейских стран начиная с 1960-х гг., обращает внимание на изменение методов преступной деятельности с использованием социальных сетей и новых цифровых технологий. В статье анализируются международное и европейское законодательство против незаконного оборота культурных ценностей, а также практика взаимодействия правоохранительных ведомств по обнаружению и преследованию контрабандистов и мошенников, действующих на арт-рынках. В заключении автор отмечает невысокую эффективность как правовой системы, так и международного сотрудничества, называя в качестве одной из причин недостаточную обеспокоенность политиков масштабами новой угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU AND THE PROBLEM OF CULTURAL GOODS TRAFFICKING

The article addresses the EU legal and practical actions in the new field of combating organized crime-trafficking in cultural goods. The author argues that this area of crime has a long history, but today the scale of criminal networks’ activities has reached unprecedented level, which makes it possible to consider crimes in the field of art as an «emerging» type of crime. Turning to history, the author gives examples of high-profile cases uncovered by law enforcement agencies of European countries since the 1960s, and draws attention to the changing methods of criminal activity with the use of social networks and new digital technologies. The article analyzes international and European legislation against trafficking in cultural goods, as well as practical cooperation of law enforcement agencies to detect and prosecute smugglers and fraudsters operating in art markets. In conclusion, the author notes the low efficiency of both the legal system and international cooperation, citing as one of the reasons the insufficient concern of politicians about the scale of the new threat.

Текст научной работы на тему «ЕС И ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 3

УДК 327 EDN: XQPVPX

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32023137145

ЕС И ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Ольга Юрьевна Потемкина

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

Ссылка для цитирования: Потемкина О.Ю. ЕС и проблема незаконного оборота культурных ценностей // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №3. С. 137-145. DOI: 10.15211/vestnikieran32023137145

Аннотация. Статья посвящена правовым и практическим действиям Евросоюза в рамках одного из новых направлений борьбы с организованной преступностью - незаконным оборотом культурных ценностей (НОКЦ). Данная сфера правонарушений имеет давнюю историю, но масштаб деятельности криминальных сетей достиг сегодня небывалых размеров, что позволяет считать преступления в сфере искусства «зарождающимся» видом криминала. Автор приводит примеры громких дел, раскрытых правоохранительными ведомствами европейских стран начиная с 1960-х гг., обращает внимание на изменение методов преступной деятельности с использованием социальных сетей и новых цифровых технологий. В статье анализируются международное и европейское законодательство против незаконного оборота культурных ценностей, а также практика взаимодействия правоохранительных ведомств по обнаружению и преследованию контрабандистов и мошенников, действующих на арт-рынках. В заключении автор отмечает невысокую эффективность как правовой системы, так и международного сотрудничества, называя в качестве одной из причин недостаточную обеспокоенность политиков масштабами новой угрозы.

Ключевые слова: незаконный оборот культурных ценностей, предметы старины, археологические артефакты, грабители могил, финансирование терроризма, План действий по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.

Статья поступила в редакцию: 30.04.2023.

EU AND THE PROBLEM OF CULTURAL GOODS TRAFFICKING

Olga Yu. Potemkina

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

For citing: Potemkina, O.Yu. (2023). EU and the problem of cultural goods trafficking. Nauchno-ana-liticheskij vestnik IE RAN 33(3): 137-145. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran32023137145

© Потемкина О. Ю. - д.полит.н., г.н.с., рук. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

Abstract. The article addresses the EU legal and practical actions in the new field of combating organized crime-trafficking in cultural goods. The author argues that this area of crime has a long history, but today the scale of criminal networks' activities has reached unprecedented level, which makes it possible to consider crimes in the field of art as an «emerging» type of crime. Turning to history, the author gives examples of high-profile cases uncovered by law enforcement agencies of European countries since the 1960s, and draws attention to the changing methods of criminal activity with the use of social networks and new digital technologies. The article analyzes international and European legislation against trafficking in cultural goods, as well as practical cooperation of law enforcement agencies to detect and prosecute smugglers and fraudsters operating in art markets. In conclusion, the author notes the low efficiency of both the legal system and international cooperation, citing as one of the reasons the insufficient concern of politicians about the scale of the new threat.

Key words: cultural heritage, antiquities, archaeological artifacts, tombaroli, financing of terrorism, Action Plan against trafficking ofcultural goods.

Article received: 30.04.2023.

Незаконный оборот культурных и художественных ценностей сегодня принято считать «зарождающейся формой преступности» (Ferri 2014: 1) с участием транснациональных организованных групп. По суммарной стоимости оборота рынок антиквариата занимает третье место в мире после торговли наркотиками и оружием и составляет до 6 млрд долл. в год (Communication from the Commission... 2022). Незаконный оборот культурных ценностей становится прибыльным бизнесом для организованной преступности и террористов, что объясняется малым риском задержания преступников, возможностью получения высоких доходов и привлекательными размерами как законного, так и нелегального рынков, стабильным и растущим спросом со стороны коллекционеров, инвесторов и музеев.

По данным Интерпола, в 2020 г. в мире было изъято более 850 тыс. культурных артефактов, причём более половины - в Европе (Interpol 2021: 13). С 2016 г. в результате проведения ежегодных глобальных операций «Пандора» с участием Европола было произведено 407 арестов и изъято 147 тыс. предметов искусства и старины (Communication from the Commission. 2022). Однако, учитывая, что большое количество случаев не попадает в поле зрения полиции, реальные масштабы незаконного оборота культурных ценностей, вероятно, намного больше. На самом деле преступления в области искусства имеют давнюю историю, но растущее внимание политиков и правоохранительных ведомств к этому явлению свидетельствует об обеспокоенности мирового сообщества и необходимости международного сотрудничества в борьбе с ним.

Незаконный оборот культурных ценностей как «зарождающийся» вид преступности

В 1960-е гг. произошла важная трансформация в сфере незаконного оборота культурных и художественных ценностей: преступники-одиночки объединились в организованные группы (ОПГ) и начали активно использовать возможности интернационализации рынков и либерализации торговли. Международные преступные синдикаты обратили внимание на объекты искусства: так, корсиканской мафии была приписана целая серия ограблений, начиная с похищения полотен из знаменитого ресторана «Золотая голубка» на Французской Ривьере в 1960 г.

и заканчивая кражей 118 картин Пабло Пикассо с выставки в Папском дворце в Авиньоне в 1976 г. Другие группировки последовали примеру корсиканцев, включая сицилийскую мафию, которая, как считается, несёт ответственность за кражу картины Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» из церкви Палермо в 1969 г. (Ferri 2014: 8).

Транснациональная организованная преступность в настоящее время играет ключевую роль на арт-рынке. Преступные группировки, действующие в этой области, варьируются от томбароли1, воров и посредников до таможенных чиновников и арт-дилеров, работающих сообща. В своих странах ОПГ чаще всего организованы в пирамидальные структуры и только при выезде за рубеж, особенно в страны назначения, международные дилеры и посредники, как правило, объединяются в более свободные и гибкие сети.

Узкоспециализированные группы обычно занимаются различными видами деятельности, например, незаконным приобретением культурных ценностей и их транспортировкой из страны происхождения в пункт назначения. Преступники предлагают свои услуги, чтобы поднять цены и легализовать произведения искусства и антиквариат, добытые незаконным путём. Наряду с этим торговля культурными ценностями также используется для отмывания доходов, полученных от другой незаконной деятельности. Важная роль отводится юридическим компаниям: преступления в области искусства часто совершаются через них или под их прикрытием (Campbell 2013: 115).

Незаконная торговля осуществляется посредством трёх видов операций: кража оригинальных культурных ценностей; мародёрство, продажа незаконно изъятых древних реликвий из мест археологических раскопок, зданий или памятников; подделка произведений искусства определённого художника или исторического периода. Торговцы культурными ценностями для расширения клиентской базы стремятся диверсифицировать каналы онлайн-продаж -аукционы, блошиные рынки и сайты частных продаж. Украденные шедевры по-прежнему продаются по традиционным каналам чёрного рынка, в то время как онлайн-рынки (социальные сети, сайты объявлений) предлагают преступникам новые возможности торговать предметами меньшей стоимости, которые ранее не пользовались спросом.

Чаще всего ценности похищаются из мест отправления культа, музеев и частных коллекций. Некоторые кражи совершаются по заказу спонсора, оригинальные произведения заменяются подделками. Кража путём обмана предполагает использование фальшивых удостоверений личности для получения доступа в охраняемые помещения - архивы, библиотеки или места археологических раскопок.

Незаконный оборот культурных ценностей, в том числе предметов старины, с участием стран-источников грабежа и вывоза, транзита и рынка сбыта носит глобальный характер. Цепочка поставок начинается с обычных воров и расхитителей гробниц в странах происхождения (Италия, Греция, Кипр, Ирак, Афганистан, Египет, Сирия). Мародёрство широко распространено во время политических потрясений, следующих за военными действиями, когда правоохранительные органы не в состоянии защитить объекты, относящиеся к культурному наследию. За относительно небольшие суммы грабители продают предметы искусства профессиональным дилерам и посредникам, которые перевозят товары в конечные пункты назначения. Переправляя их контрабандой, дилеры используют различные механизмы: подделывают экспортные сертификаты; подкупают компетентные органы; обеспечивают транспортировку украденных товаров через таможню и дипломатические каналы. Во всех этих случаях объекты поступают на рынок, имея серьёзное криминальное прошлое (нарушение внутреннего экспортного законодательства, кража, мошенничество, подделка, коррупция).

1 Грабители могил - от tombarolo (мн. 'tombaroli), от итальянского слова «tomba» - могила.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 3

В странах сбыта (Франция, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, США) спрос на украденные предметы определяется дилерами, аукционными домами, коллекционерами, музеями и галереями. Интерес к археологическим объектам зависит от их престижа и эстетической ценности. Только 30-40% сделок с антиквариатом осуществляются через аукционные дома, где экспонаты публикуются в каталогах, остальные происходят посредством частных транзакций. По некоторым оценкам, 80-90% продаваемых предметов старины имеют незаконное происхождение (Koush 2011: 6). Правоохранительные ведомства выявили связь между торговлей древностями и незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также финансированием военных операций и террористических организаций, что ставит НОКЦ на один уровень с серьёзной транснациональной организованной преступностью.

Многомиллиардные доходы от продажи древностей используются «Талибаном», «Аль-Каидой» и «Хезболлой». В Афганистане были целые зоны, контролируемые талибами, где проводились раскопки древностей, которые впоследствии продавались на рынке по ценам от 20-25 до 200-300 тыс. евро. Таким образом, осуществляется финансирование военных нужд и террористических действий. Так, террорист Мохаммед Атта, который врезался в одну из башен-близнецов в 2001 г., всего за несколько месяцев до трагедии пытался продать афганские предметы старины, чтобы купить самолёт (Koush 2011: 7).

Регионы, охваченные кризисами и вооружёнными конфликтами, становятся особыми зонами риска нанесения ущерба культурному наследию. Из стран Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Ливии, а также с Украины контрабандисты вывозят древние артефакты в ЕС и продают покупателям, которые зачастую не интересуются происхождением приобретений. Специфика действий «Исламского государства» и других вооружённых террористических группировок представляет ещё большую угрозу культурному наследию: террористы уничтожают памятники искусства для устрашения населения. Свою разрушительную роль сыграла и пандемия коронавируса. В то время как весь мир находился на карантине, открылись невиданные возможности для незаконных раскопок и разграбления могил, активизировалась торговля похищенными предметами искусства онлайн с широким привлечением социальных сетей (Пузырева 2020: 210).

Нормативно-правовая база противодействия НОКЦ

Разрабатывая законодательство для противодействия незаконному обороту культурных ценностей, Европейский союз опирается на международные правовые нормы. Первым международно-правовым документом по защите культурных ценностей стала Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Конвенция ставила три цели: 1) предотвращение незаконного оборота культурных ценностей; 2) реституция культурных ценностей, ставших предметом незаконного оборота; и 3) сотрудничество между государствами. В соответствии со ст. 1 Конвенции «культурную ценность» представляют объекты «религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки» (Конвенция о мерах... 1970). Ст. 5 предусматривает превентивные меры, включая разработку законов и подзаконных актов, направленные на предотвращение незаконного ввоза, экспорта и передачи права собственности на важные культурные ценности (ст. 5(а)) и создание национального реестра охраняемых культурных ценностей (ст. 5(Ь)).

Никосийская конвенция Совета Европы 2017 г. дополняет международную систему защиты культурного наследия посредством введения уголовно-правовых стандартов противо-

действия преступлениям в отношении культурных ценностей, включая кражу, незаконные раскопки, ввоз, вывоз, приобретение и размещение на рынке, фальсификацию документов и уничтожение или повреждение культурных ценностей, когда они совершаются умышленно (Конвенция Совета Европы... 2017). Необходимость разработки Конвенции, в которой участвовала и Россия, была вызвана активным вовлечением организованной преступности и терроризма в незаконный оборот предметов искусства, а также возрастающей ролью современных технологий в незаконной торговле. Конвенция призвана закрыть существовавшие лазейки, которые позволяли различным участникам незаконной торговли скрываться от правосудия и продолжать преступную деятельность.

Директива Европейского парламента и Совета 2014/60/ЕС о возвращении предметов культуры, незаконно вывезенных с территории государства-члена, ввела механизмы, позволяющие членам ЕС обеспечить возвращение похищенных предметов (Directive 2014/60/EU). В целях реализации Директивы работает группа экспертов из государств-членов, которые обмениваются практическим опытом в сфере возвращения похищенных объектов. Такая же группа создана на основе Регламента Совета (ЕС) № 116/2009 от 18 декабря 2008 г. об экспорте культурных ценностей (Regulation (EC) No 116/2009), который обеспечивает единообразный контроль на внешних границах ЕС посредством введения экспортной лицензии, действительной на территории всего Союза. Физические лица могут получить лицензию на вывоз произведений искусства у компетентных органов государств Евросоюза. Деятельность экспертов опирается также и на Регламент (ЕС) 2019/880 17 апреля 2019 г. о правилах ввоза в ЕС культурных ценностей из страны их происхождения, в соответствии с которым запрещается импорт культурных ценностей, незаконно вывезенных из третьей страны, и вводится лицензия на импорт (Regulation (EU) 2019/880). Регламентом также учреждается централизованная электронная система для хранения и обмена информацией между государствами-членами, которая заработает к июню 2025 г. Экспертные группы образуют сеть, что упрощает коммуникацию с компетентными ведомствами государств-членов и обмен необходимой информацией.

В ЕС разработано специальное законодательство для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей в Интернете. С вступлением в силу Закона о цифровых услугах (Regulation (EU) 2022/2065) увеличилась ответственность онлайн-платформ, которые связывают потребителей с поставщиками товаров и услуг. Законом также регулируется поступление со-ощений о незаконном контенте, в том числе о подозрительных торговых сделках, национальным правоохранительным ведомствам предоставляется возможность требовать от провайдеров удалить информацию об услугах посредников из других государств-членов и отслеживать деятельность продавцов товаров.

Механизмы и инструменты противодействия транснациональной преступной деятельности предусмотрены в Стратегии Союза безопасности ЕС на 2020-2025 гг. и Стратегии ЕС по борьбе с организованной преступностью на 2021-2025 гг. В русле осуществления стратегических целей 13 декабря 2022 г. Комиссия выдвинула План действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей, призвав государства-члены ввести цифровые реестры продаж и улучшить отслеживание перемещения украденных предметов искусства. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО по активизации глобальных действий по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей в различных областях (Declaration of the UNESCO World Conference. 2022), План действий направлен на эффективное сдерживание преступников, устранение возникающих угроз безопасности и защиту культурного наследия.

В Плане перечислены четыре стратегических направления: 1) предотвращение и раскрытие преступлений с помощью участников рынка и учреждений культурного наследия; 2)

укрепление потенциала правоохранительных и судебных органов; 3) активизация международного сотрудничества; 4) вовлечение всех ключевых заинтересованных сторон в защиту культурных ценностей от преступности. Понятие «культурные ценности» трактуется в соответствии с Конвенцией об охране культурного наследия ЮНЕСКО (Конвенция об охране. 1972) и включает объекты, представляющие исторический, художественный, научный или этнологический интерес. Мониторинг и контроль за торговлей предметами культуры «могут значительно различаться в рамках Единого рынка, что оставляет преступникам важные лазейки для заметания следов и сокрытия происхождения активов» (Communication from the Commission. 2022). Поэтому План действий предлагает методы эффективного отслеживания передачи права собственности на культурные ценности, что в значительной степени способствовало бы выявлению нарушений, отмывания денег и финансирования терроризма.

Многие государства-члены уже создали реестры продаж культурных ценностей. Комиссия призывает осуществить аналогичные меры по всему ЕС, что способствовало бы предупреждению и раскрытию трансграничных преступлений, в частности, с использованием новых технологий для отслеживания разграбленных товаров в социальных сетях.

Роль ЕС в международном сотрудничестве по противодействию НОКЦ

Внешнеполитическая деятельность ЕС основывается на многостороннем и двустороннем сотрудничестве в противодействии НОКЦ в странах происхождения, транзита и назначения за пределами ЕС. Принимаются меры по охране культурного наследия и археологических памятников, созданию национальных баз данных о культурных ценностях и взаимодействие с правоохранительными органами и судебными системами стран-партнёров.

На международном уровне трансграничное сотрудничество в борьбе с незаконной торговлей культурными ценностями координируется Интерполом, Всемирной таможенной организация (ВТамО) и ЮНЕСКО, с которыми тесно сотрудничает Европол. Широкую известность приобрела начатая в 2016 г. ежегодная международная операция «Пандора», где Евро-пол играет ключевую роль, содействуя обмену информацией и оказывая аналитическую и оперативную поддержку правоохранительным ведомствам стран ЕС.

В рамках международной операции ВТамО предоставляет защищённый канал связи Can comm и облегчает обмен разведданными между различными ведомствами. Интерпол через свою систему защищённой связи I-24/7 подключает западнобалканские государства и страны ЕС к обмену информацией, поддерживая всю операцию посредством усилий специальных экспертов, которые перепроверяют результаты поисков по базе данных об украденных произведениях искусства, чтобы найти и идентифицировать похищенные и находящиеся в розыске предметы. Сотрудники на местах также используют ID-Art, мобильное приложение Интерпола.

Последняя из операций «Пандора VII», проведённая в 2023 г. под руководством Испании при содействии Интерпола и Европола, была направлена против НОКЦ, краж, мародёрства, а также интернет-продаж предметов искусства. Подразделения оперативной координации под руководством Европола, ВТамО и Интерпола работали круглосуточно для поддержки обмена информацией, а также для распространения предупреждений и проведения перекрёстных проверок в различных международных и национальных базах данных. В результате операции «Пандора VII» правоохранительные органы 13 стран ЕС, а также Боснии и Герцеговины провели проверки в аэропортах и на пунктах пересечения границ, а также в аукционных домах, музеях и частных домах. Было изъято более 11 тыс. бесценных культурных артефактов по всему миру, включая археологические находки, мебель, монеты, картины, музы-

кальные инструменты и статуэтки (International Art Trafficking... 2023).

Интернет внёс изменения в традиционные цепочки незаконной торговли культурными ценностями, что поставило новые задачи перед правоохранительными органами, особенно специализированными подразделениями по борьбе с НОКЦ. Теперь преступники могут связаться с коллекционером в любой точке мира без каких-либо промежуточных звеньев и по традиционным каналам. Такие платформы, как WhatsApp, Amazon, eBay и Facebook часто упоминаются в качестве активных форпостов на сером рынке культурного наследия. eBay особенно известен продажей поддельных предметов старины (The Illicit Trafficking... 2021). Осознав новую угрозу безопасности, правоохранительные органы провели мониторинг тысяч торговых площадок, в том числе интернет-магазинов, с целью обнаружения и изъятия награбленных культурных ценностей. Особое внимание было уделено онлайн-рынкам. В ходе операции «Пандора VII» были организованы две недели киберпатруля, в мае и октябре, в ходе которых было проведено более 8 тыс. онлайн проверок и изъято 4 017 украденных товаров (International Art Trafficking... 2023).

Хотя результаты операции свидетельствуют об усилиях и несомненных достижениях правоохранительных ведомств в борьбе с незаконной торговлей, огромная часть преступлений в сфере искусства не регистрируется и не попадает в официальную статистику. Таким образом, сообщения об арестах и изъятиях демонстрируют лишь верхушку криминального айсберга, на самом же деле незаконная торговля культурными ценностями контролируется очень слабо (Brodie et al. 2022: 118).

* * *

Несмотря на некоторые успехи в борьбе с НОКЦ, мировое сообщество всё же не достигло каких-либо значимых результатов. Реализация международных конвенций и правовых документов ЕС пока не дала ожидаемого эффекта. Хотя определение «культурного объекта» содержится в международных правовых документах и Директиве о возвращении предметов культуры (Directive 2014/60/EU), до сих пор между европейскими странами нет согласованности в определении таких ключевых понятий, как «культурные ценности», «древности», «археологические объекты». Различаются и их подходы к законности и судебному преследованию определённых действий. Главной проблемой остаются разночтения, возникающие при перенесении международно-правовых и европейских норм в национальные законодательства, что определяет крайне низкий уровень гармонизации.

Проблема незаконной торговли культурными ценностями недостаточно изучена и потому малопонятна. Она не занимает первого места в международной политической повестке дня. Между тем ущерб, нанесённый общему культурному наследию человечества, непоправим: грабители разрушают объекты раскопок и храмов, их добыча в итоге оказывается в частных коллекциях и никогда не будет показана широкой публике и исследована археологами. Более того, доходами от прибыльного бизнеса, получившего особый стимул в ходе современных военных конфликтов, финансируются террористические организации, которые и сами играют значимую роль в разграблении и продаже древних сокровищ. Незаконный оборот культурных и художественных ценностей, безусловно, следует рассматривать как один из видов транснациональной организованной преступности, спрос на незаконный оборот, по всей вероятности, увеличится в обозримом будущем. Респектабельный рынок антиквариата имеет кровавые корни.

Список литературы / References

Brodie, N., Kersel, M., Mackenzie, S., Sabrine, I., Smith, E., Yates, D. (2022). Why there is still anilillicit trade in cultural objects and what we can do about it. Journal of Field archaeology (47) 2: 117-130. DOI: 10.1080/00934690.2021.1996979

Campbell, P.B. (2013). The Illicit Antiquities Trade as a Transnational Criminal Network: Characterizing and Anticipating Trafficking of Cultural Heritage. International Journal of Cultural Property 20: 113-153. DOI: 10.1017/S0940739113000015

Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions on the EU Action Plan against Trafficking in Cultural Goods. Brussels. Eur-lex. 13.12.2022. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52022DC0800 (accessed 10.04.2023).

Declaration of the UNESCO World Conference on Cultural Policies and Sustainable Development - MONDIACULT 2022. UNESCO. 28-30.09.2022. Available at: https://www.unesco.org/en/mondiacult2022 (accessed 15.05.2023).

Directive 2014/60/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on the return of cultural objects unlawfully removed from the territory of a Member State. Official Journal, L 159. 28.5.2014.

European Union serious and organised crime threat assessment. A corrupting influence: the infiltration and undermining of Europe's economy and society by organized crime, Publications Office of the European Union, Luxembourg. Europol. 2021.

Ferri, P.G. (2014). Fighting criminal associations trafficking in cultural and artistic goods. The European Review of Organised Crime 1(2): 119-128.

International art trafficking sting leads to 60 arrests and over 11 000 objects recovered. Europol. 04.05.2023. Available at: https://www.europol.europa.eu/media-press/newsroom/news/international -art-trafficking-sting-leads-to-60-arrests-and-over-11-000-objects-recovered (accessed 16.05.2023).

Accessing crimes against cultural property. Interpol. 2021.

Koush, A. (2011). Fight against the Illegal Antiquities' Traffic in the EU: Bridging the Legislative Gaps. Bruges Political Research Papers (21).

Regulation (EC) № 116/2009 of 18 December 2008 on the export of cultural goods, Official Journal L 39. 10.02.2009.

Regulation (EU) 2019/880 of the European Parliament and of the Council of 17 April 2019 on the introduction and the import of cultural goods 2021/1079 of 24 June 2021. Official Journal L 234. 02.07.2021: 67-89.

Regulation (EU) 2022/2065 of the European Parliament and of the Council of 19 October 2022 on a Single Market For Digital Services and amending Directive 2000/31/EC (Digital Services Act). Official Journal, L 277, 27.10.2022: 1-102.

The Illicit Trafficking of Cultural Goods: A Long and Ignoble History (2021). Ancient Rome Live/Amineddoleh & Associates LLC. The American Institute for Roman Culture. 07.12.2021. Available at: https://ancientromelive.org/the-illicit-trafficking-of-cultural-goods-a-long-and-ignoble-history/ (accessed 24.04.2023).

Богданов, А.В., Ильинский, И.И., Хазова, В.Е., Хазов, Е.Н. (2019). Противодействие хищениям предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, культурную, религиозную и художественную ценность // Вестник Московского университета МВД России (3): 169-176. [Bogdanov, A.V., Ilinskiy, I.I., Khazova, V.E., Khazov, E.N. (2019). Countering the theft of objects or documents of particular historical, scientific, cultural, religious and artistic value.

Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (3): 169-176. (in Russian).] DOI: 10.24411/2073-0454-2019-10159

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховным Советом СССР 02.02.1988). [Convention on Measures Aimed at the Prohibition and Detection of Cases of Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property, 1970 (ratified by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR on February 2, 1988). (in Russian).]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1900836 (accessed 17.04.2023).

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 16 ноября 1972 г. ООН. 16.11.1972. [Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage November 16, 1972. UN. 16.11.1972. (in Russian).] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (accessed 17.05.2023).

Конвенция Совета Европы о борьбе с правонарушениями в отношении культурных ценностей (CETS №221) от 19 мая 2017 г. [Council of Europe Convention for the Suppression of Offenses against Cultural Property (CETS No. 221) of 19 May 2017. Council of Europe. 19.05.2017. (in Russian).] Available at: https://rm.coe.int/1680710435 (accessed 19.04.2023).

Можаева, И. П. (2020). Основные направления противодействия преступным посягательствам на культурные ценности // Право. Журнал Высшей школы экономики (3): 72-89. [Mozhaeva, I.P. (2020). The Counteractions against Criminal Encroachments at Cultural Values. Law. Journal of the Higher School of Economics (3): 72-89. (in Russian).] DOI: 10.17323/20728166.2020.3.72.89

Орешина, М.А. (2018). К вопросу о противодействии незаконному обороту культурных ценностей // Международная жизнь (12): 134-151. [Oreshina, M.A. (2018). On the issue of countering illicit trafficking in cultural goods. International Affairs (12): 134-151. (in Russian).]

Пузырева, Ю.В., Клюенкова, А.А. (2020). Международное правоохранительное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей // Вестник Московского университета МВД России (7): 205-212. [Puzyreva, Yu.V., Kluenkova, A.A. (2020). International legal cooperation in combating illegal trafficking of cultural properties. Herald of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (7): 205-212. (in Russian).] DOI 10.24411/20730454-2020-10416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.