Научная статья на тему 'Эрзяне: фотолетопись традиционной культуры'

Эрзяне: фотолетопись традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лузгин Александр Степанович, Рогачев Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эрзяне: фотолетопись традиционной культуры»

/г Л

Fu) Финно-угорский мир. 2016. № 2

тета. В 1989 г. он стал одним из инициаторов создания Международного общества финно-угорских писателей, был председателем этой организации, членом Международного комитета финно-угорских конгрессов, принимал участие в конгрессах финно-угорских ученых и конгрессах родственных народов. Ученый неоднократно читал лекции в универси-

тетах Вены, Гёттингена, Гамбурга, Мюнхена, Гронинге-на, Стокгольма, Тарту, Москвы, Петербурга, Саранска, Йошкар-Олы, Ижевска, Сыктывкара, Хельсинки, Турку и других городов.

Свидетельством международного признания заслуг профессора Петера Домоко-ша являются многочисленные награды: Средний крест - государственная награда Вен-

герской Республики (1996 г.), орден Pro Terra Mariana, врученный президентом Эстонской Республики в 1999 г. В 2002 г. он стал рыцарем Ордена Белой розы, врученного президентом Финляндии; в 2006 г. президент России В. В. Путин наградил его Медалью Пушкина.

27 мая 2014 г. на 79-м году жизни Петер Домокош скончался.

Ю. Г. Антонов,

доктор филологических наук, заведующий кафедрой финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

ЭРЗЯНЕ: ФОТОЛЕТОПИСЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Рецензия на монографию:

Марискин, О. И. Эрзяне. Традиционная культура мордвы-эрзи Ардатовского и Алатырского уездов Симбирской губернии. - Саранск : Издатель Константин Шапкарин, 2015. - 132 с.

Этнографы, знатоки и ценители традиционной культуры эрзи и мокши с удовлетворением встретили монографию О. И. Марискина «Эрзяне. Традиционная культура мордвы-эрзи Ардатовского и Алатырского уездов Симбирской губернии».

Издание материалов в таком ключе - приятный подарок для читателя, замечательный способ популяризации этнической культуры эрзян. Сам формат книги делает ее удобной для пользования: в соответствии с объемом материала автор и издатель выбрали формат чуть больше блокнота, в полстра-

ницы, при этом дав полноразмерные фотографии. Не пострадал и шрифт. Книга тщательно продумана с точки зрения дизайна, оформления. Издания такого плана всегда ожидаемы и любимы читающей публикой. Ими можно бесконечно долго любоваться, читать, смакуя каждую страницу. Книга интересна тем, что в ней совпали два вектора - текст и видеоряд. И это не случайно. Особенностью монографии является то, что она выстроена на местном материале с использованием значительного числа этнографических фотографий, иллюстрирующих

бытовой уклад эрзян восточных уездов Мордовии. Сразу оговоримся, наше внимание эта книга привлекла своей новизной, материалами, которые увидели свет впервые. Так, здесь опубликованы самые первые и старые фотографии эрзян Ардатовского и Алатырского уездов. Эти снимки сделаны, сейчас даже представить трудно, в далеких 1871 и 1875 гг., более 140 лет назад, во времена, когда только-только происходило становление фотографии как нового вида искусства.

В книге рассматриваются история, жизнь и быт жите-

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

лей эрзянских сел Ардатов-ского и Алатырского уездов, которые, по словам автора, в настоящее время в основном совпадают с границами современных Ардатовского и Атяшевского, в значительной части Дубенского и Чамзин-ского районов Мордовии. Заслуга О. И. Марискина в том, что привлеченные им архивные и полевые материалы по селам этих районов представляют огромный интерес для читателя как богатый исторический, этнографический источник, в котором отразилось богатство материальной культуры и духовной жизни народа. Качество, четкость изображений, композиция кадра, типажи, фактура фотографий не могут не вызвать восхищения.

Книга дает возможность обратиться к глубинным истокам сельской культуры, тесно связанной с хозяйственной деятельностью, земледельческим бытом, промыслами, природой родного края, реками Волгой и Сурой, эрзянскими населенными пунктами, вводит читателя в мир крестьянских будней и праздников. Этнографический обзор дает представление о материальной, хозяйственной и обрядовой стороне жизни эрзянских сел Ардатовского и Алатырско-го уездов, часть которых в 20-е - начале 30-х гг. ХХ в. перешла в административно-территориальное подчинение МАССР

Вошедший в книгу местный материал (фото М. Е. Ев-севьева, Е. Б. Буртаева, И. Я. Бондякова), снимки по различной сельской тематике интересны читателю тем, что он находит в них родные фамилии, имена, лица, и тем, что он лично сопричастен к материалу, породнен с текстом, рассказывающим о его предках, бабушках и дедушках, глубиной своей нравственной памяти.

Исследование О. И. Марискина было бы невозможно без серьезной научной школы, которая сформировалась в стенах Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, где в разное время трудилась и продолжает работать целая когорта видных историков России, без тех фундаментальных наработок, которые создавались несколькими поколениями авторитетных ученых Республики Мордовия. О. И. Марискин - интересный и авторитетный в научных кругах публикатор-историк, также имеющий богатый опыт и наработки в этой области. Так, им в соавторстве с И. С. Ма-рискиным издана монография «Кученяевская мордва: страницы прошлого» (2012), в которой всесторонне, с исключительной полнотой, с привлечением значительного числа редких и интересных историко-архивных документов, цифровых выкладок, таблиц, схем, карт, фотографий освещается история эрзян названного села с XVII по начало ХХ в. Издание «Эрзяне: традиционная культура...» - по большому счету продолжение цикла книг о мордве восточных районов Республики Мордовия.

Настоящая монография О. И. Марискина является интересным исследованием еще и по той причине, что она создана на стыке нескольких смежных дисциплин: исторического краеведения и этнографии, этногеографии и культурологии.

Структура книги представлена следующими разделами: «Духовная культура», «Языческие верования», «Массовое крещение эрзян», «Свадьба», «Поселения эрзи», «Эрзянская изба», «Интерьер избы», «Двор», «Одежда», «Еда». На 132 страницах разворачивается материал, добытый в результате долгих архивных изысканий, напряженных по-

исков, излагается информация, которая до сих пор не была известна в научных кругах. Ценность издания в том, что в широкий научный оборот вводится уникальный историко-архивный и фотографический материал. Иллюстративный ряд представлен 105 редкими фотоснимками. В предисловии к изданию автор сообщает о том, что уникальные фотографии эрзян Симбирской губернии были сделаны российско-шотландским фотографом и художником Вильямом Кар-риком (William Carrick; 18271878), который одним из первых в России стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые «народные сцены», для чего в 1860-е гг. он совершил поездки в Карелию, Новгородскую, Тульскую губернии и в Финляндию.

Съемки характерных, типажных российских лиц так увлекли В. Каррика, что летом 1871 г. вместе с компаньоном, шотландским фототехником Дж. Мак-Грегором он отправился в путешествие по Волге до Симбирска. Здесь, в Симбирской губернии, В. Карриком был отснят большой этнографический материал, сделано более 200 фотографий, запечатлевших эрзян, русских, татар и чувашей во время пахоты, покоса, сбора урожая, рубки леса, на ярмарках, деревенских праздниках или просто позирующих перед камерой. Много оригинальных снимков было сделано на Волге и Суре. Технические особенности съемок были таковы, что вследствие слабой чувствительности фотопластинок снимать можно было только при ярком солнечном освещении, с выдержкой в несколько минут. В. Каррик, имевший значительный опыт, много часов терпеливо работал с крестьянами, впервые видевшими фотографа; просил их надевать националь-

/г Л

Финно-угорский мир. 2016. № 2

ные костюмы, выстраивал композиции сцен из народного быта.

О. И. Марискин на основе документальных материалов сообщает читателю о том, что летом 1875 г. В. Каррик вторично поехал в Симбирскую губернию. Так, в книге приводятся отрывки из письма фотографа к матери, датированного августом 1875 г.: «Прошли по тем местам, которыми мы с Мак-Грегором любовались летом 1871 года, душа полна воспоминаниями... Вчера... отправились в соседнюю деревню, где я снял 12 удачных снимков. Домой вернулись к полудню и до обеда успели сделать еще шесть негативов. Снимали крестьян на жнивье...». На сегодняшний день это наиболее ранние фотографии представителей мордовского народа, причем очень хорошего качества.

В 1878 г. фотографии В. Каррика были представлены на Международной фотографической выставке в Лондоне, где произвели настоящую сенсацию.

В своей работе ученый-историк использует также снимки первого национального просветителя, ученого, фотографа М. Е. Евсе-вьева (1864-1931), сумевшего подготовить из оригинальных фотографий уникальный альбом по этнографии народов Поволжья, который в 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Пари-

же, где был удостоен золотой медали.

Помимо фотографий, перечисленных нами, автором привлечен ряд этнографических снимков, не публиковавшихся ранее, сделанных в ходе лингвистической экспедиции Д. В. Бубриха в 1927 г. учеными Е. Б. Буртаевым и И. Я. Бондяковым.

Особенность книги О. И. Ма-рискина в том, что он отобрал, опубликовал и дал глубокий историко-этнографический комментарий редким фотографическим снимкам, отражающим жизнь и быт мордвы-эрзи восточных районов Мордовии, с использованием историко-архивных документов, касающихся именно тех сел, где были сделаны снимки. Историко-этнографическая ценность издания несомненна и заключается в том, что оно дает возможность существенно обогатить и расширить восприятие и изучение традиционной культуры эрзян.

В ходе работы над книгой автор использовал серьезную библиографическую базу, включающую «Акты Московского государства, изданные императорскою ака-демиею наук», материалы Центрального архива Республики Мордовия, государственных исторических архивов Чувашской Республики, Ульяновской области, рукописного фонда Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ, а также

«Материалы для географии и статистики России», книги и статьи: С. Иванцева «Из быта мордвы деревни Дюрки Паранеевской волости Алатырского уезда Симбирской губернии», М. Лукина «Верования и культ мордвы (эрзя) с. Сабанчеево Алатырского уезда Симбирской губернии», И. И. Бажанова «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской губернии по данным 1900 г.», Н. Масленникова «Из быта мордвы села Кученяева Алатырского уезда Симбирской губернии», «Свадьба мордвы с. Атяшево».

Научной базой исследования стали и собственно авторские монографии: «Летопись Атяшевской земли», «Кученяевская мордва: страницы прошлого». Автор опирается и на ряд других источников, в частности «Сабанчеево и Мордовские Дубровки. История и современность».

Книга «Эрзяне. Традиционная культура мордвы-эрзи Ардатовского и Алатырско-го уездов Симбирской губернии» О. И. Марискина возвращает нас к истокам, дает пищу для глубоких размышлений, обогащает наши знания по данному разделу этнографии, позволяет с уверенностью утверждать, что рецензируемое издание займет достойное место в ряду исследований, посвященных истории и культуре мордовского народа.

A. С. Лузгин,

доктор исторических наук, председатель исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа

B. И. Рогачев,

доктор филологических наук,

профессор кафедры литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.