ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 975: 675-679
Эрнст Александрович Миддендорф (1851-1916) как естествоиспытатель
Э.В.Кумари
Второе издание. Первая публикация в 1963*
Вторая половина XIX века характеризуется усилением орнитологической деятельности в Прибалтике. Среди местных естествоиспытателей выделяются два имени — орнитологи Валериан Руссов и Эрнст Миддендорф, которые смогли поднять орнитологические исследования в Прибалтике на новый уровень. При этом характерно, что в годы изучения птиц в окрестностях города Тарту они находились в постоянном контакте. Впоследствии В.Руссов переселился в Петербург и умер в 1879 году. Значительно дольше в области исследования птиц Эстонии работал Э.Миддендорф.
Эрнст Миддендорф родился 22 января 1851 года в Петербурге в семье русского академика Александра Фёдоровича (Теодоровича) Мид-дендорфа, знаменитого исследователя Сибири. В 1869 году молодой Миддендорф поступил в Тартуский университет, чтобы изучать химию. Летом 1879 года он сопровождал отца во время его экспедиции на Новую Землю, в Лапландию, Норвегию и Исландию. В 1873 году Эрнст Миддендорф перешёл на агрономический факультет Тартуского университета, который он окончил в 1875 году со степенью кандидата экономических наук.
Будучи по профессии агрономом, Эрнст Миддендорф почти всю свою остальную жизнь провёл близ Эльвы, в имении Хелленурме, лишь время от времени предпринимая научно-исследовательские поездки в разные районы Прибалтики и за её пределы. Поскольку он, благодаря высокому посту своего отца (академик А.Ф. Миддендорф был в тот период постоянным секретарём Петербургской Академии наук), с малых лет жил в сфере естественнонаучных интересов, то было вполне естественно, что истинное призвание он имел не к агрономии, а к естественным наукам. Он приобрёл широкий научный кругозор, будучи хорошо знаком как с геологией, так и с ботаникой и зоологией. Однако больше всего увлекала его орнитология, и лучшие годы своей жизни он посвятил именно этой науке.
Будучи студентом Тартуского университета, Эрнст Миддендорф лично познакомился с Валерианом Руссовым, и в 1867-1874 годах они
* Кумари Э. 1963. Эрнст Миддендорф как естествоиспытатель
// К.Кирт, Э.Кумари. А.Ф.Миддендорф (1815-1894), Э.А.Миддендорф (1851-1916). Тарту: 17-22.
нередко совершали вместе экскурсии по окрестностям Тарту. При этом весной они особое внимание уделяли регистрации прилёта отдельных видов птиц. В течение последующих 20 лет Миддендорф вместе со своими помощниками продолжал вести постоянные орнитологические исследования, проводя многолетние наблюдения. Кроме окрестностей Тарту и Эльвы, молодой учёный начиная с 1883 года в течение нескольких вёсен наблюдал за прилётом птиц и под Пёеравере.
Помимо непосредственных наблюдений за птицами, Эрнст Миддендорф увлекался также охотой, которая положила начало его деятельности по собиранию птичьих шкурок. Его коллекция включала не только много редкостей, но и большие серии отдельных видов. В то же время Миддендорф находился в постоянной переписке с выдающимися русскими и зарубежными орнитологами, которые также лично посещали Хелленурме, чтобы ознакомиться с результатами деятельности Миддендорфа. Если добавить, что Миддендорф и сам неоднократно бывал в тогдашних научных центрах, особенно в Зоологическом музее Петербургской Академии наук, то становится понятным, почему имя его как орнитолога вскоре приобрело международную известность.
Последние десятилетия XIX и первое десятилетие XX века, на которые приходится самый плодотворный период орнитологической деятельности Эрнста Миддендорфа, характеризуются стремительным развитием систематики птиц, которая в те годы была преобладающим направлением в орнитологии всех стран. Собирая обширные материалы, Миддендорф, к сожалению, сам никогда не брался за их обработку и поэтому как систематик остался в полной неизвестности. Всё увеличивающаяся коллекция птиц, собираемая им, в конце концов стала превышать его возможности обработать и осмыслить собранные материалы. Главная же причина того, что они остались неиспользованными, крылась, очевидно, в излишней основательности Миддендорфа, которая не позволяла ему публиковать что-либо до тех пор, пока вопрос, по его мнению, не был всесторонне изучен. Неудовлетворённость своей работой и надежда, что в дальнейшем, может быть, настанет подходящее время для разработки материалов, привели к тому, что крупные орнитологические собрания Миддендорфа лежали мёртвым грузом и позднее по частям были использованы другими исследователями. В целом же эти единственные в своём роде материалы пропали для нашей науки, о чём приходится серьёзно сожалеть.
В 1879 году Эрнст Миддендорф стал действительным членом Тартуского общества естествоиспытателей, пожизненным же членом этого общества он был избран в 1889 году. В 1885 году Миддендорфа избрали членом Постоянного международного орнитологического комитета. В 1891 году, когда в Будапеште собрался Второй Международный орнитологический конгресс, мы застаём Миддендорфа вице-президентом
этого конгресса. В 1896 году Зоологический музей Петербургской Академии наук почтил его избранием в члены-корреспонденты, а в 1899 году он был назначен почётным членом Венгерского орнитологического центра. Все эти знаки высокого признания ни сколько не уменьшили простоту и отзывчивость Эрнста Миддендорфа, которые, по словам современников, были его характерными чертами, проявлявшимися в отношениях со всеми людьми, как крупными учёными, так и самыми простыми охотниками.
Напряжённая работа во многих областях оставляла Миддендорфу мало возможностей заботиться о своём здоровье, в результате чего оно стало постепенно расшатываться. Весной 1916 года он серьёзно заболел и после тяжёлой операции скончался 19 апреля того же года.
Эрнст Александрович Миддендорф оставил после себя заметный след в качестве организатора орнитофенологических наблюдений в Эстонии и Латвии. Его опубликованные работы в этой области (18861894) охватывают период с 1866 по 1893 год, но наблюдения он продолжал и позднее. Для проведения более обширных наблюдений Миддендорф организовал наблюдательную сеть из добровольных сотрудников. С помощью членов этой наблюдательной сети Миддендорфу удалось собрать много интересных фаунистических сведений и получить целый ряд данных о распространении редких видов птиц. Равным образом, в специальной части отчёта, посвящённого итогам первого года наблюдений (1885), дан обзор птиц окрестностей Хелленурме (169 видов) и рассматриваются различия во времени весеннего прилёта птиц в Хелленурме и Тарту. Данные о наблюдениях за осенним отлётом птиц представлены в отчётах Миддендорфа с гораздо большими пробелами.
Следуя призыву Международного конгресса орнитологов, с 1885 года в Российской империи стали вестись наблюдения за миграцией птиц на маяках на Чёрном, Каспийском и Белом морях. Обработка собранных таким образом материалов (за 1885-1886 годы) была поручена Миддендорфу, который в 1892 году опубликовал её результаты. В заключительной части этой работы автор приводит свои замечания об организации исследования миграций птиц на маяках.
В те же годы подобные наблюдения проводились и на 35 русских маяках на Балтийском море, причём Миддендорф разработал для этой цели специальную форму наблюдательных бланков. Автор предостерегал ставить очень много и слишком подробные вопросы наблюдателям, подавляющее большинство которых не являлись специалистами, а в лучшем случае были орнитологами-любителями. Хотя проведённые на маяках Балтийского моря наблюдения за миграциями птиц представляют для нас особенный интерес, отчёт об этих наблюдениях, к сожалению, так и не был опубликован.
Будучи с 1896 года членом-корреспондентом Зоологического музея в Санкт-Петербурге, Миддендофр считал своим почётным долгом активно сотрудничать с ним. Видимо, именно по этой причине в его деятельности на первое место выдвигается организация орнитологических экспедиций в разные районы Прибалтики. В ходе их проводились обширные сборы, которые большими партиями отсылались в Академию наук. Приходится очень сожалеть о том, что Миддендорф не оставил в литературе никаких заметок, хотя бы в виде путевых дневников, которые бы увековечили результаты этих экспедиций. В настоящее время лишь по часть сохранившихся материалов можно судить о результатах вышеупомянутых экспедиций.
Весной 1857 года экспедиция Миддендорфа посетила Матсалуский залив. Материалы собирались во внутренней части залива и в дельте реки Казари. Помимо спиртовых коллекций и шкурок в петербургском Зоологическом музее Академии наук из этих материалов были смонтированы также хорошо удавшиеся биогруппы, в том числе выполненная Юханом Урмом, препаратором Миддендорфа, диорама, демонстрирующая уголок гнездовой колонии малых чаек Larus minutus во внутренней части Матсалуского залива. Почти за 25 лет, прошедшие со времени последнего посещения Руссова, в орнитофауне Матсалу-ского залива произошли некоторые изменения, которые отразились и в собранных Миддендорфом материалах.
В конце мая и в июне 1898 года Эрнст Миддендорф вместе со своими помощниками провёл две недели в лесах и на озёрах Курляндии. Наиболее интересным результатом этой экскурсии следует считать первую в Прибалтике находку зелёной пеночки Phylloscopus trochiloi-des. Как известно, этот вид стал активно расселяться по восточному побережью Балтийского моря в более позднее время, однако начало этого процесса впервые зафиксировано Миддендорфом. Ему также удалось обнаружить на озере Энгуре тростниковую камышевку Acrocephalus scirpaceus, тогдашний ареал которой в Прибалтике резко отличался от нынешнего. Кроме того, в Курляндии были установлены случаи гнездования гоголя Bucephala clangula, большого подорлика Aquila clanga и красного коршуна Milvus milvus и был сделан ряд других интересных находок. Заслугой Миддендорфа является также установление наличия в Эстонии скандинавской серебристой чайки Larus argentatus omissus, 1928 (в ленинградском Зоологическом музее хранятся две шкурки этой птицы, привезённые в 1900 году с побережья у Вяяна). Хотя этот подвид был описан значительно позднее, всё же этот факт вместе с другими свидетельствует о том, что Эрнст Миддендорф уделял большое внимание таксономическим признакам птиц.
Большинство собранных Эрнстом Миддендорфом орнитологических материалов находится в Зоологическом институте Академии наук СССР.
Остальную часть его наследники продали Берлинскому зоологическому музею. Совсем незначительная часть собраний (главным образом оологические и нидологические материалы) хранятся в Зоологическом музее Академии наук Эстонской ССР.
Эрнст Миддендофр является орнитологом, который главные свои силы отдал исследованию орнитофауны Прибалтики, особенно Эстонии. Однако лишь незначительная часть результатов этих исследований (всего 5 работ) была опубликована в печати. Миддендорфа можно считать одним из пионеров в области исследования миграций птиц путём организации сети орнитофенологических наблюдателей. Собранные им данные, хотя их и немного, используются и в настоящее время.
Не подлежит сомнению, что в истории естественно-научного исследования Прибалтики имя Эрнста Александровича Миддендорфа будет всегда занимать видное место. Хотя его деятельность и не была столь широка и многогранна, как деятельность его отца — академика Александра Фёдоровича Миддендорфа, он всё же является классиком в области исследования нашей природы, заслуживающим глубокого уважения и всеобщего признания.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 975: 679-684
Эрнст Александрович Миддендорф (1851-1916) -член Русского орнитологического комитета
Е.Э.Шергалин
Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected] Поступила в редакцию 24 февраля 2014
Одним из членов Русского орнитологического комитета был Эрнст Александрович Миддендорф (1851-1916) - сын академика и секретаря Императорской Академии наук Александра Фёдоровича (Теодоровича) Миддендорфа (1815-1894). Потомок балтийских (остзейских) немцев, он родился в Санкт-Петербурге и свободно владел русским языком. В Русском орнитологическом комитете он состоял от Рижского общества естествоиспытателей. О вкладе в науку Эрнста Александровича ещё полвека назад рассказал основоположник современной эстонской орнитологии профессор и член-корреспондент Эстонской Академии наук Эрик Вольдемарович Кумари (1912-1984) в брошюре, написанной совместно с К.Киртом и посвящённой отцу и сыну Миддендорфам и изданной в Тарту в 1963 году. Нам же остаётся остановиться на некото-