Научная статья на тему 'Ермоленко Д. В. Первый проректор МГИМО из выпускников вуза'

Ермоленко Д. В. Первый проректор МГИМО из выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ермоленко Д. В. Первый проректор МГИМО из выпускников вуза»

ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО

Дмитрий Владимирович Ермоленко - первый проректор МГИМО из числа выпускников вуза

А.А. Ахтамзян

Дмитрий Владимирович Ермоленко, родившийся в Москве 14 августа 1923 г., принадлежит к тем поколениям сооте-енников, которые по праву считаются героическими поколениями. В самом деле, из каждых ста наших сограждан мужского пола, родившихся в 1922-1925 гг., в конце Великой Отечественной войны остались в живых всего по три-четыре человека. Дмитрий Ермоленко окончил среднюю школу № 324 в Москве в июне

1941 г. В июле он (ему еще не исполнилось 17 лет) уже был на строительстве оборонительных укреплений на Западном фронте. По возвращении в Москву в августе 1941 г. был зачислен в ряды Красной армии. Уже в январе-феврале

1942 г. семнадцатилетний боец участвует в боевых действиях на Западном фронте в составе мотострелкового батальона 32-й танковой бригады.

На фронте солдат получил контузию и после излечения в госпитале направлен в артиллерийское училище под Пензой. Там сержант Д. Ермоленко стал командиром взвода курсантов и в сентябре 1943 г. получил звание лейтенанта. В Советской армии он оставался до июня 1945 г., когда был уволен по состоянию здоровья. Естественно, первым желанием участника войны было наверстать упущенное - получить высшее образование. В сентябре 1945 г. Д.В. Ермоленко стал студентом только что созданного Московского государственного института международных отношений МИД СССР.

В это время участники войны, фронтовики, одетые в гимнастерки с орденскими планками и отметками ранений, составляли, можно сказать, ядро студенческого коллектива. Именно они заложили основы студенческой дружбы и мгимов-ской солидарности, понимания гражданского долга и патриотизма не на словах, а на деле. Они были

Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович - д.и.н., почетный профессор МГИМО(У) МИД России, выпускник 1954 г. E-mail: vestnik@mgimo.ru

Золотой фонд МГИМО

образцом для последующих поколений студентов МГИМО. В числе первых студентов МГИМО были пять Героев Советского Союза. Абитуриенты со школьной скамьи заполнили старый дом у Москва-реки несколько позже.

Автор данного очерка впервые узнал Дмитрия Владимировича Ермоленко осенью 1949 г., когда поступил в МГИМО, а студент Д. Ермоленко завершал учебный курс. Дмитрий Ермоленко отличался не только солидностью тона, но и основательностью знаний и суждений. Вполне закономерно, что он стал аспирантом кафедры, призванной формировать мировоззрение молодых специалистов - международников. Наставниками нового поколения были директор МГИМО Г.П. Францев и профессор А.Ф. Шишкин. Преемственность поколений и научных школ в МГИМО стала складываться именно тогда.

Еще будучи аспирантами, недавние выпускники факультета международных отношений, в их числе Д.В. Ермоленко, Н.Н. Иноземцев, Ю.Н. Семенов, В.М. Коллонтай и другие, вели семинары и читали лекции, знакомили студентов не только с основами диалектического и исторического материализма, но и с зарубежными учениями, теориями, концепциями английских, американских, французских ученых. Именно идеология западных обществ была предметом анализа молодых ученых школы МГИМО. Д.В. Ермоленко подготовил и защитил в установленный срок диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тема диссертации - весьма актуальная в то время «Критика космополитических теорий в буржуазной философии и социологии». Именно от него студенты впервые слышали имена не только Питирима Сорокина, но и Бертрана Рассела, Уолтера Ростоу и многих других.

Яркую зарисовку лекции молодого доцента сделал по памяти один из его последователей доктор философии Б.С. Старостин: «Наш студенческий курс познакомился с Дмитрием Владимировичем, когда он стал читать нам лекции по философии.. .На нас, грешных, обрушился ураган каких-то мистических понятий, как-то: онтология и гносеология, бытие и ничто, материя и сознание и т.д. Лекции читались в самом престижном первом зале в старом здании МГИМО у Крымского моста, где сохранились интересные атрибуты прошлого. В первом зале висела огромная люстра со множеством хрусталиков, и когда Дмитрий Владимирович начинал говорить хорошо поставленным баритоном, зал замирал, и воцарившаяся тишина внимала мелодичному перезвону хрусталиков на старинной люстре». Эта зарисовка удачно отражает не только атмосферу в старом доме у Москвы-реки, но и своеобразие яркой личности Димы - тридцатитрехлетнего доцента.

В 1956 г. Д.В. Ермоленко получил ученое звание доцента. В 1957 г. в издательстве Института международных отношений вышла его монография «Современная буржуазная философия Соединенных Штатов Америки». Когда директором, а затем и ректором института стал Ф.Д. Рыженко,

он начал выдвигать на руководящие должности выпускников вуза. В 1959 г. Д.В. Ермоленко был назначен проректором по учебной работе, фактически первым заместителем ректора. На этой должности он работал десять лет. Мне довелось работать в ректорате вместе с Д.В. Ермоленко и под его руководством в качестве начальника учебной части. По собственному опыту могу свидетельствовать, что он проявил себя как в высшей степени корректный, внимательный к людям руководитель, сохранявший спокойствие и выдержку в конфликтных ситуациях, чувство юмора в курьезных случаях.

Таким случаем был инцидент на вступительных экзаменах: один из абитуриентов получил оценку «неуд» по сочинению и заявил протест, обратившись к проректору. Дмитрий Владимирович корректно пригласил кандидата на поступление в вуз в приемную комиссию, чтобы показать ему его сочинение с многочисленными замечаниями экзаменаторов. Получив текст своего опуса, абитуриент выбежал из зала и направился к выходу. Его остановили и потребовали вернуть манускрипт, часть которого нерадивый юноша успел сжевать. Остатки вещественного доказательства вернули в личное дело, а проректор распорядился вручить аттестат зрелости кандидату на поступление на факультет, «где учат на посла».

Дмитрий Владимирович Ермоленко умело сочетал ответственную работу одного из руководителей большого коллектива с научно-педагогической деятельностью и эффективной исследовательской работой. Основным направлением исследовательского поиска ученого оставалось обширное поле современных международных отношений. Теоретическое осмысление глобальных процессов позволяло ему делать обобщения и выводы, имевшие практическое значение. В 1964 г. издательство «Наука» выпустило его монографию «Технический прогресс и разрыв с традиционализмом в общественных отношениях».

В 1965 г. он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философии на основе монографии «Критика современной буржуазной философии США». В центре внимания исследователя находились эвентуальные последствия научно-технических достижений не только для общественной жизни, но и для изменения соотношения сил на мировой арене. Как историку, мне лишь позже пришлось осознать значение высказанной философом гипотезы относительно последствий применения электронной техники как средства коммуникаций между странами мира. «Среди теоретиков - международников своего времени Ермоленко был одним из пионеров в разработке проблем информационных технологий», - вспоминал доктор философии, профессор А.В. Шестопал.

Коллеги по Институту и сослуживцы по дипломатическому ведомству спустя полтора десятилетия после безвременной кончины ученого и дипломата опубликовали свои воспоминания об этом замечательном человеке. Некоторые факты и суждения, содержавшиеся в этой публикации,

А.А. Ахтамзян

считаю уместным воспроизвести в данном очерке. Выпускник МГИМО Геннадий Константинович Ашин, ставший доктором философских наук, профессором, заслуженным деятелем науки, в очерке «Памяти учителя и друга» тепло называет Дмитрия Владимировича своим «первым учителем философии». Он с полным основанием говорит о формировании с участием Д.В. Ермоленко философской школы выпускников МГИМО.

Внимание к прикладным знаниям отнюдь не означало пренебрежение к фундаментальным отраслям науки. Напротив, исследования на основе фундаментальных наук и должны быть в основе научного предвидения процессов в международных отношениях. Результаты исследовательской деятельности получили отражение в десятках научных статей, в докладах на международных конференциях, а также в монографиях ученого. Очерки автора под названием «Научно-техническая революция и международные отношения» были опубликованы в 1973 г. не только на русском, но и на английском и французском языках. Теоретические разработки Д.В. Ермоленко привлекли внимание дипломатического ведомства страны, и он был приглашен на работу в качестве главного советника МИД СССР. В 1969 г. он возглавил научную группу, а затем отдел в Управлении планирования внешнеполитических мероприятий. Вскоре он получил дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла и плодотворно работал на этом поприще вплоть до безвременной кончины от тяжелой болезни.

Работа профессора Д.В. Ермоленко в дипломатическом ведомстве страны - это цельная глава в его биографии, можно сказать, вершина его деятельности. Профессиональные дипломаты -это люди аналитического склада ума, умеющие взвешивать не только мысли, но и слова. Научная подготовка в высшей школе для дипломатов - это лишь начальная ступень развития творческого стиля и методов повседневной работы. Успешная работа возможна лишь с обретением большого жизненного, практического опыта. Во многих странах мира в условиях научно-технического прогресса пришло осознание необходимости подкрепления каждодневной текущей деятельности самостоятельным научным анализом глобального процесса развития международных отношений.

Вот почему дипломатические ведомства не довольствуются ныне анализом договорно-правовых аспектов отношений между государствами и привлекают к сотрудничеству экономистов, философов, психологов и других специалистов. Именно для выполнения аналитической работы и был приглашен в ведомство, в отдел планирования внешнеполитических мероприятий, Д.В. Ермоленко. Его приглашение состоялось после того, как с его участием были проведены ситуационные совещания, получившие в обиходе название «мозгового штурма». Многие сотрудники ведомства знали Дмитрия Ермоленко еще со студенческих лет. Один из сокурсников - Юрий Рахманинов,- знавший Диму с 1945 г., когда они,

демобилизованные из армии фронтовики, одновременно поступили в МГИМО, весьма обстоятельно вспоминал о более чем десятилетней совместной работе в научном отделе ведомства. По его убеждению, Д.В. Ермоленко был одним из первых в нашей стране, и «не только в ней», кто применил научную социологию к исследованию закономерностей и движущих сил международных отношений.

Философ как бы перебросил мостик от науки к дипломатической практике. В то время многие руководители ведомства склонны были поддерживать тесные связи с учеными. Об этом свидетельствовали регулярные научно-практические конференции в МИДе, а также в МГИМО и Дипломатической академии. Наука была востребована как вспомогательный ресурс. Опытный дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ростислав Сергеев отмечал особую ценность знания ученым развития политической мысли в США, закономерностей развития постиндустриального общества. Р.А. Сергеев убежденно свидетельствует: «Сегодня, спустя годы, я беру в руки книгу Д.В. Ермоленко «Система, структура и процесс развития международных отношений» с дарственной надписью и вспоминаю человека одаренного, обладавшего глубокими познаниями в различных областях; умевшего мыслить остро, реалистически; с устойчивыми взглядами, готового отстаивать свое мнение; сдержанного, но отзывчивого, чуждого чванства; с чувством доброй иронии; благожелательно относящегося к своим товарищам, ко всем тем, с кем ему приходилось встречаться и работать».

Многие из тех, кто знал и общался с Д.В. Ермоленко, в том числе и автор данного очерка, без сомнения, подпишется под этой характеристикой замечательного человека. Но болезни и смерть беспощадны. Болезнь Дмитрия Владимировича, первопричина которой, возможно, таилась в контузии военных лет, подкосила его во время служебной командировки. Ему было 63 года. В этом возрасте ученый еще полон сил и строит планы обобщающих трудов. Несомненно, были таковые и у него. По воспоминаниям его супруги Евгении Федоровны, Дмитрий Владимирович всю жизнь работал напряженно. Ему всегда не хватало времени для реализации замыслов и научных проектов, не говоря уже об отдыхе. Мне доводилось видеть семью Ермоленко на отдыхе в поселке «Юность», где мы жили летом 1974 г., или в пансионате «Дружба» в другие годы. Дмитрий Владимирович запомнился моим близким и мне как заботливый отец и доброжелательный сосед по даче. Но главное в моих воспоминаниях о старшем товарище - это пример ученого, который охотно делился мыслями и знаниями не только со своими непосредственными учениками или сослуживцами.

Евгения Федоровна Ермоленко правильно отметила, что ученый оставляет людям плоды своих трудов. Остается память...

Ahtamzyan A.A. Dmitry Vladimirovich Ermolenko - the First Vice Rector of MGIMO from Among Graduates of Higher Education Institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.