УДК 162.6:811.161.1
М.Х. Янгуразова
магистр педагогических наук, преподаватель, кафедра иностранной филологии, Государственный университет им. Шакарима в городе Семей, Казахстан
ЭРИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ
Аннотация. В статье рассмотрен спор в формате интернет-форума как новый жанр коммуникации. Автор объясняет причину популярности интернет-общения на базе интернет-форумов. Кроме того, в статье дается четкое определение термина интернет-форум, а также раскрыты основные этапы организации спора.
Ключевые слова: спор, коммуникация, интернет-общение, интернет-форум, эристика, аргументация.
M.Kh. Yangurazova, Shakarim State University of Semey, Kazakhstan
THE ERISTIC ASPECTS OF THE CONTENTS OF TEXTS OF INTERNET FORUMS
Abstract. In the article the debate in format of the Internet-forum is considered as a new genre of communication. The author explains the reason of popularity of the Internet-communication, namely on a platform of the Internetforums. Besides, in article accurate definition of the term of an Internet-forum is given, and also the main stages of the organization of dispute are discovered.
Keywords: debate, communication, the Internet-communication, the Internet-forum, eristic, argumentation.
XXI век обозначился в сознании человечества как эра современных технологий и компьютеризации общества. Казалось бы, многие аспекты, касающиеся использования компьютерных средств, уже рассмотрены. Тем не менее некоторые вопросы остаются актуальными до сих пор.
Сегодня современные информационные технологии выступают, в первую очередь, как альтернативный способ коммуникации. Изучению темы интернет-общения в последнее время стало уделяться большое внимание со стороны ученых-лингвистов. В данной статье будет рассматриваться спор как один из способов осуществления общения в сети Интернет.
Популярность и степень использования Интернета в современном обществе с каждым разом увеличивается. По данным министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан, количество пользователей глобальной сети Интернет на 1 января 2013 года составило 62,8% [1]. Сегодня Интернет является не только способом поиска информации по интересующим вопросам - это новое коммуникативное пространство с характерными чертами. Коммуникация реализуется посредством общения в интернет-чатах, интернет-форумах, интернет-блогах и других формах.
На данный момент, согласно докладу экспертов KazNic, в Казахстане зарегистрировано более 500 интернет-форумов [2].
Современным интернет-пользователям предоставлена уникальная возможность активного участия в массовой коммуникации, что, в свою очередь, обусловливает появление и развитие различных точек зрения, мнений, позиций. Открытое обсуждение происходит на платформе специально созданных дискуссионных ресурсов - интернет-форумов. Все это способствует усилению эристического аспекта в данной сфере коммуникации. Кроме того, на данный момент практически отсутствует научное исследование основных способов организации спора в формате интернет-форума.
Форум в Интернете представляет собой актуальную форму коммуникационного взаимодействия. Это обусловливается основными признаками - такими как общение по интересам, свободное выражение своего собственного мнения, один из способов поиска информации. Очень часто обмен мыслями среди участников в интернет-форуме провоцирует столкновение идей, что приводит к поиску истинного мнения, приведению доводов, то есть к спору.
Интернет-форум - это своеобразный измеритель общественных интересов и реакции на происходящее в социуме.
Сегодня существуют различные определения понятия пор. Так, например, исследователь Т.А. Воронцова полагает, что спор - это публичное обсуждение проблемы, интересующей участников обсуждения; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения [3, с. 101].
Ю.В. Рождественский определяет эристику как искусство спора, которое предполагает выигрыш в независимости от того, с помощью каких средств ведется спор [5, с. 85]. Е.Н. Вавилова выделяет особый жанр интернет-коммуникации - флейм (производное от английского flame - огонь). Иными словами, этот жанр можно назвать перепалкой между собеседниками виртуального общения. Флейм — это вид спора, реализующегося в формате интернет-форумов. Исходя из базовых риторических приемов осуществления флейма, Е.Н. Вавилова соотносит его с эристикой [7, с. 114].
Виртуальный спор - это не просто обмен мнениями разных людей, который чаще всего сводится к ссоре, это определенный вид общения в сети, имеющий четкую структуру. В данной статье будут раскрыты основные этапы организации спора в интернет-форумах.
1. Способы изложения мнения и аргументация
Как и в традиционном формате организации спора, виртуальная дискуссия начинается с изложения темы и точки зрения. Основной формой выражения темы и начала спора на пространстве интернет-форума является обращение с просьбой к другим пользователям или постановка вопроса на интересующую тему. Например, сообщение от пользователя форума Все вместе в теме обсуждения «Какой фотоаппарат выбрать? Посоветуйте»: Коллекционер: Подскажите, для начинающего, для дилетанта, подойдет ли модель Panasonic Lumix DMC-FS40 или Canon PowerShot A3300 IS (ваш вариант)?
Какие у нее сильные и слабые стороны? Читал, что у фотоаппаратов много брака по части матрицы и надо это сразу проверять на месте [6].
Или такой вариант постановки темы:
ala_img: В общем задача такая - собираемся обучать ребенка сами. Отдаем его на разные занятия и сами занимаемся его образованием, поскольку считаем это более эффективным. Как можно решить вопрос с государством, которое навязывает нам свои школы? Какие есть варианты? Спасибо! [6].
Спор - это столкновение мнений или позиций двух сторон, в процессе которого представитель каждой из сторон приводит аргументы в свою пользу и повергает критике представления противоположной стороны.
Исследователь А.П. Алексеев дает следующее определение термина аргументация -это интеллектуально-речевая деятельность, состоящая в построении адресованного сообщения некоторому лицу (или группе лиц), таким образом, чтобы на основе принимаемых адресатом утверждений было принято новое утверждение - тезис аргументации [8, с. 6].
Г.Г. Почепцов рассматривает аргументацию как способ рационального убеждения людей в ходе полемики, дискуссии или диспута. Аргументация предполагает диалог, в ходе которого происходит обмен мыслями между его участниками. Чтобы убедить другого человека, необходимо прежде всего точно уяснить смысл тех понятий и утверждений, которые используются для этого и которые называются доводами, или аргументами [9, с. 113].
В настоящее время наиболее распространенной схемой аргументации является модель аргументационного высказывания С.Э. Тулмина, которая состоит из трех основополагающих элементов:
1. тезис доказательства (опровержения);
2. аргументы или основания доказательства (опровержения);
3. демонстрация доказательства (опровержения) [10].
Первый элемент - это положение, истинность или ложность которого следует устано-
вить и доказать. Аргументы или основания выступают в виде доводов, суждений, с помощью которых обосновывается или опровергается тезис. Демонстрация представляет собой способ логической связи между тезисами и аргументами.
Что касается приведения аргументации в споре, осуществляемого в рамках интернет-форума, то здесь нельзя выделить определенную классификацию системы аргументов. Проанализировав тексты интернет-форумов, можно прийти к выводу, что участники используют способы аргументирования своей позиции, свойственные только спорам на просторах сети Интернет. Например, сообщение пользователя Старуха Шапокляк:
Одна моя знакомая сама обучала сына дома до 4 класса. Там было что-то связано с религией. Они одно время всей семьей были тронуты на этой почве - платочки, поклоны и т.д. Или, как мы злословили, "в образе". В мирские "сатанинские" школы отдавать детей не возжелали. Мальчик был башковитый, выучила она его неплохо и в итоге, когда временное помешательство прошло, из образа вышли, платочки сняли, они определили-таки его в обычную школу. Проблемы при поступлении были, конечно, но все успешно разрешилось. И домой ни разу никто не приходил, ни с каким "всевобучем". Правда, это давно было, парень уже год, как школу закончил [10].
Из примера видно, что автор ссылается на опыт другого человека, что делает его довод сильнее в сравнении с заявлениями других пользователей. Свидетельства очевидцев являются эффективным приемом в аргументации. Коммуникант приводит опросы нескольких людей, примеры из жизни знакомых ему людей, тем самым заставляя собеседника поменять мнение (позицию) в споре.
Существует также такой способ аргументации, как психологический шок. Эмоциональный резонанс служит надежным средством доказательства своей точки зрения. Формат сообщения интернет-форума позволяет пользователям прикреплять к своим постам фото и видеоматериалы, ссылки на сайты для полного убеждения соперника [9]:
ossad_ossad: Украинский генерал встал на колено перед послом США и дарит ему саблю. По обычаю, когда дарили саблю, на колено должен был встать тот, кому дарят, а не тот, кто дарит. 25 МАЯ 2014 ГОДА УКРАИНА ВСТАЛА НА КОЛЕНИ. Не знаю, кто там и кому дарит, и дарит ли вообще, но к теме данное событие не относится. Да и фото в инете появилось 5 октября 2013 г. Правление Януковича, практически никаких намеков на развернувшиеся через 2 месяца события [11].
Повторение - еще один из самых распространенных приемов аргументации в виртуальном споре. Суть данного метода заключается в повторении полного высказывания или только одной ключевой фразы оппонента с целью показать ложность его мнения и опровергнуть, используя свои доводы. Этот способ можно рассмотреть на примере сообщения пользователя БоЛ.:
'а^в': но достаточно более дешевых школ с аналогичными программами и теми же репеторствами, и не худшими результатами, и сотни детей успешно поступают в неменее топовые университеты. Пока что халибери не особо показывает результаты по количеству лучше подготовленных и победителей олимпиад;
БоЛ...: Назовите хотя бы несколько "дешевых школ с аналогичными программами", чтобы не быть голословным. Сомневаюсь, что бюджетные школы Казахстана могут предложить уровень образования, аналогичный ИаИвуЬигу [12].
Кроме того, очень часто форумчане в своих сообщениях прибегают к такому методу аргументации, как сравнение, например:
altynspicв: Читаю некоторые предположения форумчан о школах Хэйлибери, и просто диву даюсь - откуда в них столько желчи и зависти? Если вы не можете позволить себе феррари, это не значит, феррари - говно, и все, кто ее себе покупает - воры и преступни-
ки. Есть много честных способов заработать деньги. Это действительно британская школа - они являются членом союза британских школ. В Хэйлибери Астана учатся мои племянники - очень умные и способные дети. За каких-то полгода обучения там они свободно без акцента заговорили на английском, так как все предметы, кроме языков (русский, казахский, испанский), преподают на английском. И дети даже во время перемены друг с другом общаются на этом языке, так как там очень много иностранцев (в основном, дети дипломатов и сотрудников международных компаний). И не сказала бы, что при наличии денег поступить туда будет легко. Знаю знакомых моих родственников, чей сын не смог сдать вступительное тестирование по математике, и никакие связи (даже с учредителями школы), мольбы и угрозы не смогли им помочь. Директор был неприкосновенен. Он кстати всегда открыт для общения; обращались к нему с одной проблемой в детском саду (мой сын ходит в их сад), и он с большим вниманием к ней отнесся и приложил все усилия, чтобы ее решить [12].
Используя такой метод, пользователь указывает на слабую аргументированность довода противника, усиливает свою позицию, показывая умение анализировать полученную информацию и соотносить ее с уже известными ранее фактами. Как правило, посетители форумов используют довольно простые сравнения, порой даже грубые и несвойственные для официального спора. Это можно объяснить стремлением к незамедлительному ответу и желанием произвести большее впечатление на своего собеседника.
Подмена темы - это грубое нарушение приведения аргументов в споре. Участники применяют такой прием в том случае, если не могут привести новых доказательств своей позиции или хотят прекратить обсуждение. Например:
Вотия: Я в воскресенье это была на групповухе. Там одной даме что-то вроде расстановки делали. Мне досталась роль ее матери. Мама такая мадама - украшает своей красотой мир и больше ничего не волнует. Всю расстановку простояла за человеком. который был в роли ее мужа. Настоящая мадама. Мне очень понравилось. Сама по себе. Классня-во было))) [13].
Участники обсуждали тему Для тех, кто живет с алкоголиками. Как видно из примера, сообщение пользователя Вотия не содержит никакой информации, соответствующей открытой теме.
Как уже было сказано ранее, в спорах, реализующихся в формате интернет-форумов, трудно выделить определенную систему способов аргументации. Каждое сообщение пользователя представляет собой оригинальный прием приведения аргумента. Это объясняется тем, что для виртуального спора не существует четких правил, а главным средством убеждения являются элементы эмоционально-экспрессивной окраски.
2. Элементы эмоционально-экспрессивной окраски
Как было уже отмечено ранее, спор в формате веб-форумов - своеобразный жанр интернет-коммуникации, которая происходит только в письменном виде. Участники интернет-дискуссии лишены привычных способов применения давления на противников. Тем не менее виртуальный спор не лишен элементов эмоционально-экспрессивной окраски. Для усиления выдвигаемого аргумента пользователи применяют не только основные графические и лексические формы выражения эмоций, но также риторические уловки. По мнению Е.Н. Вавиловой, самой распространенной уловкой является переход на личность [7, с. 113].
Основная причина использования данного приема - это заставить соперника сомневаться в собственной компетентности в области обсуждаемой темы, тем самым подвергнуть проверке на истинность выдвинутые им доводы [4]. Ниже представлен пример перехода на личность:
Любовь Цой: Я сомневаюсь в том, что авторы текстов в виртуальной дискуссии -являются личностями.
Сергей Беседин: Если у Вас, Любовь, присутствуют сомнения, и Вы сами не можете
разрешить их путём самоанализа и ПСС, то просто найдите специалиста, который Вам поможет с этим разобраться и оказать реальную помощь.
В дискуссии запрещается:
- переходить на "личности";
- выходить за рамки темы;
- употреблять слова из группы риска.
Перед тем как что-то запрещать, необходимо сформулировать для всех, что лично Вы подразумеваете под фразой "переходить на личности" и что за слова такие и из каких групп риска нельзя употреблять. Всё в рамках темы.
Любовь Цой: ВНИМАНИЕ! Фиксирую ПЕРВЫЙ факт перевода внимания с содержания темы на автора темы. Serge BESEDIN: - "Если у Вас, Любовь, присутствуют сомнения, и Вы сами не можете разрешить их путём самоанализа и ПСС, то просто найдите специалиста, который Вам поможет с этим разобраться и оказать реальную помощь". Читайте внимательно преамбулу темы. Если это еще раз повторится, я закрою доступ Serge BESEDIN в тему.
Сергей Беседин: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Я сомневаюсь в том... Будьте последовательны, Любовь Цой! Своей фразой Вы сами перешли на свою личность. Т.е. первая - Вы! Но это при условии, что до этого Я с бревном общался, а не с личностью [14].
Кроме того, переход на личность может быть выражен в виде возмущения по поводу орфографии собеседника. Например:
teplov_2000: с этого сообщения видно что уважения к педагогам у родителей отсутствует. помните что ваше отношение к педагогам передаётся и ребёнку. ребёнок неува-жаюший педагога врятли чему нибуть научится. а обучая его как вы этого хотите вы его поставите как бы на голову выше сверстников, тем самым создадите барьер между ребёнком и его сверстниками, что нелучшим образом скажется на его дальнейшем развитии. выбирайте какое угодно учебное заведение с какой угодно формой обучения но ребёнок должен находится в группе сверстников.
Челси 208: Мда, это вас в "группе сверстников" так грамотно писать научили? Тогда уж лучше на дому. © Ни фига не поняла, при чем тут уважение к педагогу и "чему нибуть" (чему-нибудь) научится? и каким таким "нелучшим" (не лучшим) образом и на каком дальнейшем развитии скажется? Была бы в свое время возможность, тоже бы обучала дома, как раньше дворянских детей обучали, причем, похоже, вполне эффективно. Не думаю, что это нереально, в нашей стране всегда и обо всем можно договориться. Я бы, для начала, сходила в ближайшую школу к директору или в районный отдел образования. Удачи! [6].
Также можно выделить такой прием, как разрыв речевых отношений. Ю. Рождественский утверждает, что поддержание и прекращение речевых контактов, а именно разрыв связей, специально акцентированный, вызывает вражду, неприязнь к собеседнику [5, с. 211]. Например, пользователи сахалинского форума не сошлись во мнениях, поэтому один из них предпринял попытку резко оборвать общение:
King_Arthur: личное дело каждого, если очень близкому (супруга, родители) то можно, не все же в себе держать... посторонним нет, одназначно, ибо им по... на чужие проблемы.
Yaf8302: А родители - они уже нарешались твоих проблем!! тебе надо теперь знать в чем они нуджаются и помогать им.
Yaf8302: а зачем близких нагружать своими проблемами?? Что они тебе такого сделали?
King_Arthur: на то они и близкие люди, что переживают за тебя, дают советы, тоже делятся переживаниями.
Yaf8302: т.е. получается так... раз ты близкий мне ччеловек))) держи мою про-
блему!!! На...
King_Arthur: по ходу для тебя не известно, что такое семья. -.li дальше не вижу смысла вести с тобой диалог...
Yaf8302: да в принципе я про семью не говорю. Семья для меня не постежима)) [15].
Следующий пример ярко демонстрирует такой способ передачи эмоционально-экспрессивной окраски, как презрение к оппоненту. Суть данного приема отражается в одной из отличительных особенностей интернет-коммуникации - анонимность. Так как пользователи практически не имеют шансов встретиться лицом к лицу, очень часто используют некорректные формы общения, прямо указывая не только на недостатки обоснования аргумента, но и на личные качества противника:
Girasole: мне с тобой чупа вообще бессмысленным кажется на серьезные темы разговаривать. После того как ты после 6 лет пребывания на данном форуме заявляешь, что алкоголь является пищевым продуктом. А краски и шмотки меня всегда мало интересовали.
chupakabraz: че уж. это закономерная и предсказуемая реакция от тебя, конкрен-тых ответов на вопросы к тебе "0". тока "доносишь". но я считаю, что у каждого свои недостатки - и вполне лояльно отношусь к узости твоих интересов. и правда считаю алко пищевым продуктом. да. это пищевой продукт. и не надо его романтизировать, демонизи-ровать. оно само не заливается в людей [16].
Главной отличительной чертой интернет-коммуникации являются графические и лексические особенности. Это касается и общения на форумах. Виртуальное общение реализуется только графическим способом, что, в свою очередь, затрудняет взаимодействие участников, поскольку невозможно передать эмоции и переживания в графической форме без использования интонационного окрашивания речи. В связи с этим пользователи активно используют эмо-тиконы (или смайлы), то есть специальные графические средства, предназначенные для выражения эмоций:
Елизавета_Логинова: Нужна помощь! w Какое учебное заведение в Минске выбрать??? Куда поступить????Хочется что-то связанное с математикой и физикой... [17].
Помимо графических изображений также употребляются заглавные буквы, знаки пунктуации (восклицательные и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие, круглые скобки).
Использование заглавных букв для написания сообщения передает крик или указывает на то, что коммуникант хочет обратить внимание своего собеседника на определенное слово. Большое количество восклицательных и вопросительных знаков передает степень изумления или озадаченности участника беседы. Знак многоточия употребляется в случае необходимости выражения задумчивости. Символ «*» («звездочка») выступает как средство передачи нецензурных выражений. Разнообразные комбинации из знаков «:», «;», «(», «)» служат для создания «рожиц», которые могут передавать подмигивание - «;)», улыбку - «:)» или «)», недовольство -«:(». Например:
Мэс: Ага. И переснимать про Золушку и Снежную Королеву. Зачем нам куча вариантов "12 стульев" :-) и "Шерлока Холмса". Тоже не понимаю. :-) [18].
Кроме того, участники интернет-форумов при общении также часто используют сокращения. Основной причиной употребления сокращенных слов является экономия времени, так как общение происходит в письменной форме, поэтому коммуниканты стремятся сократить время, применяя сокращения. Самыми популярными сокращениями являются: ИМХО - производное от английского In my humble opinion - по моему скромному мнению, че-нить - что-нибудь, кто-нить - кто-нибудь, щас - сейчас, мож - может, СПС - спасибо, споки - спокойной ночи, эт - это (этот).
Среди лексических особенностей общения в формате интернет-форума можно выде-
лить использование специфических выражений, которые присущи именно коммуникации в сети. В сообщениях посетителей веб-форумов можно встретить слова, которые относятся к сетевому языку («олбанский ейзыг» или «йазык падонкафф»).
Пацталом (под столом) - прочитанная запись очень рассмешила.
Боян, гормошко - анекдот или история, которая уже известна.
Камент - комментарий.
Жжошь (жжешь) - высокая степень одобрения.
Ржунимагу - очень смешно.
Аффтар - автор.
Аффтар выпей йаду, убей сибя ап стену - грубое указание на то, что человек излишне циничен или пытается выступить экспертом в области, в которой ничего не понимает.
Жесть, жоско - выражение глубокого эмоционального впечатления.
Многабукаф (много букв), ниасилил (не осилил) - подразумевают, что написанное не имеет смысла. Примером может послужить сообщение посетителя форума [19]:
Mensch: сижу се ф парке..сча в январе бляшка... и мима пралитает пипец аграмадни-шия стриказа..у мну вирклишь шок был аш пипец..йа низнаю..заарал так как скатина перед убоёем.. ну ана точна была как сварачны апарат епта.. хател проста спрасить, у вас бывает такое?!... слава богу ана не слишкам громкайа епта хатя бальшайя.. но!!!...йя СА страху ноут СА скамейки стрянул и убежал..вмагаз..терь придецца новы пакупать... надеюс на
вашу помащь. =■
3. Подведение результатов спора
Решающим элементом спора является его завершение. Главная отличительная черта виртуальных споров - это неоднозначное завершение. Проанализировав содержание текстов интернет-форумов, можно сделать вывод, что исход спора представлен двумя способами:
1. техническое завершение;
2. традиционное завершение.
Окончание спора будет являться техническим, если обсуждение теряет свою актуальность - пользователи больше не испытывают интерес к проблеме. В связи с этим модератор закрывает тему. Например, администрация форума «РусС1амКлуб» предоставляет данные о закрытых темах [20].
Традиционное завершение представляет собой победу тезиса или антитезиса, признание его обеими сторонами, как это видно из следующего примера:
Hetzer: Завершение "Завершения спора". Надеюсь. Спасибо ВСЕМ посетившим страничку. В этом случае никак было нельзя этого сделать. Думаю, сам понимаешь почему. Особо благодарен Яповцу за конструктивную критику. Больше скажу. Оба этих поста, с которых все и началось, градусом были написаны. А сколько раз зарекался по пьяни не постить. Стыдно? Да, стыдно. Еще раз, ВСЕМ спасибо [21].
Тем не менее чаще всего виртуальные споры не имеют определенного финала. Это объясняется тем, что пользователям трудно прийти к одному общему мнению, признать довод противника верным. Как правило, большая часть споров на пространстве интернет-форумов автоматически получают завершение - последняя запись в теме форума. Например, запись пользователя DJ_SERG 13 мая 2014 года в теме Девальвация тенге является последней [22].
Участники спора самостоятельно принимают решение о завершении спора в том случае, если больше не возникает новых аргументов, и они не видят цели для продолжения оспаривания своей точки зрения:
Е-мое: меня в реальной жизни чужое совершенно не волнует. и по психике на данный момент ничто не проезжает - я научилась переключаться на главное для меня - на мою се-
мью. и "перегруженности" отрицательным в жизни у меня сейчас нет. кто-то что бы отодвинуть от себя алкоголь уходит, разводится. я осталась и не жалею. и знаешь, мне действительно повезло с мужем. ему ничего не приходится объяснять. и мне не приходится задумываться над тем, что он там подумает... не будет ли это для него как то неприятно... тема да, задела. по той простой причине, что мне это близко. то что я писала - подпишусь под каждым своим словом. конечно можешь списать это на мою вот такую жизнь - но я уже никогда не смогу понять зачем человеку, не имеющему зависимости от алкоголя выпивать. что он даёт? что от того бокальчика, бутылочки? ни-че-го! без чего я не могла бы обойтись! бокальчик в чужих руках - не моё дело. но когда женщина пишет о том, а вот как бы сделать так что бы муж не пил а то достал своими пьянками, а сама употребляет ... для меня невозможно ожидать от другого того, на что не готова пойти сама. Но это я уже писала. на этом закрываю для себя эту тему. ну не смогу я понять тебя. пока [23].
Пользователи, которые недовольны результатом спора, выходят из обсуждения или продолжают дискутировать на эту же тему, но уже в другой созданной теме.
Спор в формате интернет-форума - это новый жанр коммуникации, который можно определить понятием флейм. Основная цель флейма - это выигрыш спора в не зависимости от того, какими средствами он ведется. Именно специальные риторические приемы играют важную роль в развитии спора в виртуальном пространстве.
Проведя анализ содержания текстов интернет-форумов, можно прийти к выводу, что пользователи сохраняют традиционную структуру прений: постановка вопроса (проблемы), приведение аргументов для поддержки или опровержения тезиса, подведение результатов спора. Однако в процессе спора участники используют особые способы передачи мнения, которые свойственны только виртуальной дискуссии. Среди самых популярных риторических способов ведения спора можно выделить опору на опыт других людей, психологический шок, повторение и сравнение в качестве аргументации позиции. Еще один не менее важный способ передачи мнения - использование элементов эмоционально-экспрессивной окраски.
Что касается заключительного этапа спора, то в интернет-дискуссиях достаточно проблематично выделить завершение. Данный факт можно объяснить тем, что участникам форумов довольно трудно прийти к общему решению проблемы и признать доводы противника.
Основная причина использования веб-форума как способа общения в сети - это выяснение спорных вопросов. Автором был проведен контент-анализ текстов интернет-форумов, содержащих в себе аспекты эристики.
Стоит отметить, что сегодня практически отсутствуют какие-либо исследования эристи-ческих аспектов содержания текстов форумов. Такая ситуация затрудняет изучение данной темы, но в то же время делает его актуальным в связи с большим интересом ученых к разным видам интернет-коммуникации.
Список литературы:
1. Информационная служба zakon.kz. URL: http://www.zakon.kz/4547307-v-kazakhstane-kolichestvo-polzovatelejj.html (дата обращения: 20.01.2015).
2. Казнет. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Казнет (дата обращения: 20.01.2015).
3. Воронцова Т.А. Риторика как публичная коммуникация. Ижевск, 2009.
4. Интернет-дуэли. Болевые приемы. 2008.
5. Рождественский Ю. Теория риторики. М., 1999.
6. Все вместе. Не отдавать ребенка в школу. URL: http://vse.kz/topic/574007-ne-otdavat-rebenka-v-shkolu-kakie-varianty/ (дата обращения: 20.01.2015).
7. Вавилова Е. Риторические приемы в виртуальном общении // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 3. С. 112-115.
8. Алексеев А. Теория аргументации: классические идеалы и технологические перспек-
тивы. М., 2010.
9. Почепцов Г. Теория коммуникации. М., 2001.
10. Все вместе. URL: http://vse.kz/topic/574007-ne-otdavat-rebenka-v-shkolu-kakie-varianty/page-2#entry27126861 (дата обращения: 20.01.2015).
11. Козацтво Запорозьке. URL: http://kazaki.dp.ua/2013/pozortakymkazakam/ (http://forums.tut.by/showthread.php?t=14153973&p=23954646#post23954646 (дата обращения: 18.01.2015).
12. Все вместе. Школа Хейлибери. URL: http://vse.kz/topic/320037-shkola-heiliberi/page-3 (дата обращения: 20.01.2015).
13. Not drink. URL: http://notdrink.ru/index.php?s=3c4c092d3b0b3baa98e1f703101 (дата обращения: 18.01.2015).
14. Переход на «личность» в виртуальных дискуссиях: методика фиксации перехода. URL: http://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/perexod_na_lichnost_v_virtualnyx_ diskussiyax_32915379/#thread3291608 (дата обращения: 17.01.2015)
15. Форум. URL: http://forum.sakh.com/?sub=813642 (дата обращения: 20.01.2015)
16. Not drink. URL: http://notdrink.ru/index.php?s=3c4c092d3b0b3baa98e1f703101 eeb82&showtopic=52229&st=768&p=1253292607&#entry1253292607 (дата обращения: 18.01.2015)
17. Тут говорят. URL: http://forums.tut.by/showthread.php?t=14157395 (дата обращения: 17.01.2015)
18. Все вместе. URL: http://vse.kz/topic/62856-samye-ozhidaemye-premery/page-166 (дата обращения: 20.01.2015)
19. Тут говорят. URL: http://forums.tut.by/showthread.php?t=14143279 (дата обращения: 17.01.2015)
20. Форум. URL: http://www.russiam.ru/forum/36 (дата обращения: 17.01.2015)
21. Завершение спора. URL: http://www.yaplakal.com/forum14/topic490361.html (дата обращения: 17.01.2015)
22. Все вместе. URL: http://www.vse.kz/topic/602864-devalvatciia-tenge-chast-2/page-244 (дата обращения: 20.01.2015)
23. Not drink. URL: http://notdrink.ru (дата обращения: 18.01.2015)