Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»
до да Винчи. И как только не интерпретировали в интересах клиента этот сюжет.
Даже в России - «Поиск с Божьей помощью» Rambler'а. В основном в агентствах ограничивались печатными средствами рекламы.
А Sony Ericsson выпустил про вечерю 80-секунд-ный спот. В котором Иуда опаздывает к ужину, потому что договаривается со стражниками, а Иисус звонит ему при помощи 3G и проникает в его злодейские замыслы.
И у нас остался еще один неохваченный образ -образ Бога-отца. В детском представлении бородатый огромный дедушка-Бог сидит на облаке и смотрит на людей вниз, в представлении киношников Бог может быть и Морганом Фриманом («Брюс Всемогущий»), и даже певицей Аланис Мориссетт в космическом серебристом платьишке («Догма»). А в представлении некоторых креативщиков - это огромная рука с неба. По крайней мере, именно так дело обстоит в двух спотах, представленных в материале.
Один из роликов, немного измененный, мы имели возможность наблюдать и в российском эфире.
Однако, и здесь некоторые чуткие, зоркие и очень мнительные товарищи не могли допустить «надругательства». Остроумный ролик с божьей рукой с лаком для волос был запрещен. Национальная Организация Русских Мусульман посчитала, что образ Бога в этой рекламе был явно использован в качестве рекламного агента компании, что было недопустимым вызовом для религиозных чувств приверженцев ислама и других монотеистических верований.
А в другом ролике, взявшем серебро в Каннах 2005 года, темнокожий Бог очень любит делать фигурки людей. А тут он еще и в игрушечный баскетбол поиграть решил.
Использовать религиозные образы в рекламе очень необычно и интересно. Но главное помнить, что религия очень тонкий вопрос и нужно уметь не затронуть ничьи интересы и чувства.
© Мусатова Ю. А., Пак Т. А., Пискорская С. Ю., 2010
УДК 659.19
А. Е. Паклина Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭРИКСОНИАНСКИЙ ГИПНОЗ В РЕКЛАМЕ
В условиях современных социально-экономических реалий исследование применения эриксонианского гипноза в рекламных текстах представляет несомненный интерес, поскольку его использование (осознанное или неосознанное) склоняет людей принимать те или иные решения, приобретать тот или иной товар, использовать ту или иную услугу, вопреки иным предложениям и собственным убеждениям. Автор работы сразу хочет обратить внимание читателей на тот факт, что осознанное использование эриксонианского гипноза при разработке рекламных текстов значительно увеличивает процент эффективности рекламного сообщения, при этом неосознанное его использование может привести к отрицательным побочным эффектам рекламы.
Эриксонианский гипноз - это особый вид гипноза, разработанный М. Эриксоном и успешно применяемый им и его последователями в психотерапевтической практике. Основная его особенность состоит в том, что внушение может быть сделано без погружения человека в сон. Гипноз - чувственно переживаемый процесс передачи идей. Состояние транса в эриксонианской практике так же понимается по-особенному: как естественное кроссконтек-стуальное явление. Транс можно вызвать различными способами, он спонтанно возникает во многих ситуациях, более того, транс - биологическая необходимость. Он нужен человеку для обработки информации на бессознательном (глубинном) уровне. Таким образом, транс выполняет многообразные функции.
Феномены транса - фундаментальные процессы, порождающие психологический опыт. При погружении в легкое состояние транса, человек поглощается внутренними переживаниями, происходит мо-торно-вербальная заторможенность, замедляется
сердцебиение, замедляется пульс, частота дыхания, мышцы расслабляются, меняется восприятие сенсорных ощущений и степень вовлеченности. В итоге, человек становиться готовым к экспериментам, метафорично обрабатывает информацию. Так же к феноменологии переживания транса относится гибкость пространственно - временных отношений и даже амнезия. Используя эриксонианский гипноз можно погрузить человека в транс таким образом, что человек этого даже не заметит. Естественно то, что рекламисты активно используют эриксониан-ский гипноз при составлении рекламного текста любого типа.
Эриксонианский гипноз основан на принципах обработки информации человеческим мозгом. При передачи информации в форме слов люди используют процессы искажения реальности. Это действительно необходимо, поскольку в обратном случае человеческая речь превратилась бы в очень подроб-рую инструкцию к каждому шагу и действию. Например, слоган «все в восторге от тебя, а ты от Мэй-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
беллин» (что значит быть в восторге?, с чего вы взяли, что все в восторге от меня?, а что я от Мэйбел-лин?, а бывают исключения?, то есть, можно быть не в восторге от меня или от Мэйбеллин?, а если все не в восторге от меня, значит я не в восторге от Мэйбеллин?, а если я не в восторге от Мэйбеллин, значит все не в восторге от меня?, а с чего вы взяли, что кто то в восторге от меня, а я от Мэйбеллин?) превратится в «по данным исследований Федеральной антимонопольной службы, 70 % от пользователей косметики косметической компании «Мэйбел-лин» испытывают в области груди легкую приятную вибрацию, олицетворяемую с чувством восторга...» (на самом деле, в этом утверждении гораздо больше гипноза, чем в первоначальном). Именно в целях экономии времени рекламисты используют процессы сокращения предложений в поверхностной структуре, чтобы потребитель рекламы самостоятельно воспроизвел в глубинной структуре недостающие части предложения. Эти процессы условно можно разделить на: опущения (простое опущение, сравнительное опущение, отсутствующий референтный индекс, неопределенный глагол, номинализации), обобщения (модальные операторы необходимости и возможности, пресуппозиции, универсальные квантификаторы) и семантическая неоднозначность (причина-следствие, «чтение мыслей», сложная эквивалентность, утраченный перформатив).
Опущения - это процесс передачи информации, при котором гипнотизер «опускает» в поверхностной структуре часть информации, и его слушатель самостоятельно «восполняет» эту часть, исходя из
собственного опыта. За время, необходимое для этого поиска, слушатель самостоятельно погружается в легкое состояние транса.
Обобщения - процесс передачи информации, при котором копирайтер «обобщает» в поверхностной структуре поведение потребителя рекламы, и потребитель рекламы самостоятельно выбирает, что в его глубинной структуре подходит для него.
Семантическая неоднозначность - процесс передачи информации, в течении которого копирайтер «связывает» в поверхностной структуре то, что сенсорно проявляется в поведении потребителя рекламы и то, что гипнотизер считает полезным, чтобы его клиент сделал.
Можно сделать предположение, относительно приведенного выше примера, что в нем основную гипнотическую функцию использует такие приемы, как универсальный квантификатор (все), «чтение мыслей» (ты в восторге от Мэйбеллин) и причина-следствие. Кроме того, можно сделать предварительный вывод о том, что эти приемы использованы неосознанно, что наиболее вероятно.
Таким образом, учитывая принципы передачи информации людьми, мы можем утверждать, что каждый рекламист абсолютно каждый рекламный текст пишет с помощью эриксонианского гипноза. Встает вопрос о том, насколько осознанно он это делает и какой эффект получиться от этого сообщения. Эти данные возможно достоверно выяснить лишь побеседовав с копирайтером данного рекламного сообщения.
© Паклина А. Е., Пискорская С. Ю., 2010
УДК 168.522
А. К. Позднякова, А. А. Сандалова Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСТОЕВ КИТАЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Рассматривается значение основной идеологии Китая-конфуцианства для культуры данной страны. Основной задачей является раскрытие того, как конфуцианство повлияло на жизнь народов Восточной Азии. Объектом исследования является само конфуцианство, его традиции, моральные устои, культы и философия.
Конфуцианство - это древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Развиваясь в виде, своего рода, социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбонос-
ное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.
Конфуцианство в Китае это нечто большее, чем просто религия, это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов. Другим словом, это основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, воспри-