И. И. Ковалева
ЭРИХТОНИЙ: МИФ В СТРУКТУРЕ ПАНАФИНЕЙ
Учреждение Великих Панафиней - одно из центральных событий религиозной жизни Афин VI в. до н. э. Этот главный афинский полисный праздник имеет обширную ритуальную программу - а, между тем, его культовый миф, aition, едва намечен в фигуре Эрихтония - мифического основателя Панафиней. Мифологическая биография Эрихтония состоит из следующих элементов: чудесное рождение; воспитание Афиной, при роковом участии дочерей Кекропа; изобретение колесницы и учреждение Панафиней; превращение в «змея Афины»; могила на священном участке Афины (источники: Apollod. III, 14, 6 - 7; Eratosth. Catast.13; Eur. Ion 266 - 275, 1427 - 1430; Hyg. Fab.166; Paus. I, 24, 7 etc.). Анализ этих элементов позволяет, на наш взгляд, судить о том, как возникает, развивается и функционирует миф - и, тем самым, о том, что вообще он собою представляет.
Согласно упомянутым источникам, Эрихтоний был «автохтоном», т.е. был рожден самою Землей - но при следующих обстоятельствах: Гефест, воспылав страстью к Афине, попытался овладеть ею, но богиня оттолкнула его, и семя Гефеста пролилось на землю. Из этого семени и родился Эрихтоний. Аполлодор добавляет к этому рассказу примечательную подробность: семя Гефеста попало на ногу Афины, богиня вытерла его шерстью, бросила на землю шерсть - и родился Эрихтоний. Отвергнув Гефеста, Афина, тем не менее, приняла новорожденного Эрихтония под свое покровительство и передала его на воспитание дочерям первого царя Аттики, Кекропа - также автохтона. Эрихтоний находился в закрытом ларце (или корзине), и Афина строго запретила Кекропидам открывать его. Девушки нарушили запрет -и их поразил священный ужас: то ли младенец был змееногим, то ли его охраняла змея, - и в смятении бросились со скалы Акрополя и разбились насмерть. Эрихтония же Афина воспитала в своем храме. Выросши, он посвятил Афине первую деревянную статую, изобрел колесницу и учредил Панафинеи. Он женился на Пракситее и имел от нее сына Пандиона. После смерти Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины.
Миф об Эрихтонии разделяется, как мы видим, на две неравные по объему информации части: подробную, развернутую историю его рождения и воспитания - и чрезвычайно лаконичные сообщения о его деяниях и смерти. Обстоятельства рождения Эрихтония рас-
цвечиваются самыми невероятными подробностями, в которых ясно просматривается стремление объяснить необыкновенное зачатие героя этимологией (верно или неверно понятой) его имени. Так, у Псевдо-Эратосфена (Catast.13), со ссылкой на Еврипида [fr. 925 N.], рассказыватся о нападении вожделеющего Гефеста на Афину, о том, как богиня, защищаясь, ранила его копьем, после чего Гефест «унял вожделение, пустив семя в Землю. От Земли произошло дитя, по сему поводу получившее имя Эрихтоний» (Перевод. А. А. Рос-
сиуса). Заодно этимологизируется и Парфенон - как место, где укрылась богиня, желавшая сохранить девственность. Аполлодор сообщает упомянутую выше версию с шерстью, которой Афина вытерла семя Гефеста, - имя Эрихтония, таким образом, этимологизируется от слов epion 'шерсть' и xOwn 'земля'. Вторую часть имени, указывающую на связь с землей, «слышали» все поздние мифографы, - а вот первую, усилительную частицу eri- (т.е. «поистине-земной»), толковали не только через «шерсть», но и через напрашивающуюся (хотя и ложную) аналогию с epi? 'раздор': такую версию находим у Гигина (Fab.166), у которого история Эрихтония соединена (довольно механически) с историей пленения Юноны (Геры) «узами Вулкана», т. е. Гефеста. Согласившись освободить мать, Гефест получает право просить у богов любого дара. Он просит в жены Минерву, и далее разыгрывается сцена, подобная описанной Псевдо-Эратосфеном, -только не на просторах Аттики, а в «спальне Минервы». Ту же версию повторяет (опуская пленение Геры) Первый Ватиканский мифограф (II, 26, 2-3). Все эти этиологические мифы достаточно поздние: как замечает, к примеру, авторитетнейший знаток ранней афинской религии, Роберт Паркер, произведение имени Эрихтония от «шерсти» и «земли» не засвидетельствовано ранее III в. до н.э. (Parker 1987: 209). Отчего же понадобились эти этиологии и этимологии? Ведь автохтоны, рожденные Землей предки, издавна почитались афинянами (гордившимися, что они в своей земле -тоже «автохтоны», исконные жители, а не переселенцы): автохтоном был древний Кекроп, первый царь Аттики (Apollod. III, 14, 1), автохтоном был и наследовавший ему Кранай (Apollod. III, 14, 5), и даже, как сообщает Аполлодор, о следующем правителе Аттики, Амфиктионе, говорили не только то, что он был сыном Девкалиона, но то, что он был автохтоном (Apollod. III, 14,6). При этом ни о Кекропе, ни о Кранае не потребовалось сочинять мифы, обосновывающие их рождение от Земли. Почему же это оказалось необходимо в случае Эрихтония? - Вероятно, потому, что фигура Эрихтония - инновация в аттической мифологии: это особенно наглядно показывают генеалогии афинских царей: у того же Апол-
И. И. Ковалева
лодора имена Кекропа, Эрихтония, Пандиона, царицы Пракситеи и Эрехтея настойчиво повторяются и комбинируются ( Эрихтоний и Пракситея породили Пандиона, сыном которого был Эрехтей, женившийся на Пракситее, сыном их был Кекроп, породивший Пандиона, будущего отца Эгея - Apollod. III, 14, 15, 1-5). Пара Эри-хтоний-Пракситея, родители Пандиона дублирует пару Эрехтей-Пракситея, предки Пандиона, от которого идет уже «без сбоев» генеалогическая линия афинских царей вплоть до Тесея и его потомков. Это дублирование указывает на способ, каким история Эрихтония «монтировалась» в аттическую мифологию1. Ибо древнейшая мифология знает не Эрихтония, но только Эрехтея, древнейшего царя и родоначальника афинян («Эрехтиды» или «чада Эрехтея» - традиционного описательное именование афинян).
Вопрос об отношении Эрихтония и Эрехтея как мифологических и культовых фигур не раз привлекал внимание исследователей. Довольно радикальную точку зрения высказывает Н. Робертсон, утверждая, что представление о тождественности этих персонажей свойственно не античности, но создано исключительно трудами современных ученых2. Р. Паркер высказывается более сдержанно: истинное положение дел не сводится просто к двум альтернативным формам одного и того же имени и к разделению единого персонажа на две фигуры. Эрихтоний, отмечает Паркер, не имеет своей собственной мифологической сущности, а заимствует и узурпирует ее из мифа об Эрехтее (Parker 1987: 201). Наше дальнейшее исследование проливает некоторый свет на механизмы этого «заимствования» и «узурпации».
Мифологическая биография Эрехтея несколько (хотя и не намного) богаче истории Эрихтония, но она, во всяком случае, засвидетельствована в наиболее ранних доступных нам источниках, а именно в обеих гомеровских поэмах. Так, в «Илиаде» (Il II 546553) Эрехтей упоминается фактически как эпоним афинян - и в связи с жертвоприношениями конца годового цикла:
1 О том, что это именно дублирование, а не просто «передачапо наследству» имени предка потомку, говорит, во-первых, повторение имени Пракситеи, - жена Эрихтония и жена Эрехтея не состоят в кровном родстве и младшая - не внучка старшей, а, во-вторых, то, что Пандион, сын Эрихтония, называет сына не Эрихтонием, а Эрехтеем.
Из всего этого следует, что первоначально генеалогия афинских царей выглядела так: Эрехтей (супруг Пракситеи) - Пандион - Эгей - Тесей, и в эту цепочку был добавлен Эрихтоний.
2 Robertson 1985: 231-295. Специально об Эрихтонии и Эрехтее S. 233237, 254-258. См. тж. приводимую там обширную библиографию по этой проблеме.
Но мужей, населяющих град велелепный Афины, Область царя Эрехтея, которого в древние веки Матерь земля родила, воспитала Паллада Афина, И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила, Где и тельцами и агнцами ныне ее ублажают Чада Афин, при урочном исходе годов круговратных, -Сих предводил Петеид Менесфей, в ратоборстве искусный
(Перевод Н. И. Гнедича).
Литература
Parker 1987 - Parker Robert. Myths of Early Athens // Interpretations of Greek Mythology / ed. by Jan Bremmer. N. 31. London: Routledge.
Robertson 1985 - Robertson N. The Origin of the Panathenaea // Rheinisches Museum. S. 231-295.