Научная статья на тему 'Эргономические основы проектирования медико-педагогических реабилитационных центров для детей с особенностями психофизического развития'

Эргономические основы проектирования медико-педагогических реабилитационных центров для детей с особенностями психофизического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭРГОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фиданян Лейла Размиковна

В статье анализируются существующие проблемы проектирования реабилитационных центров, особое внимание уделено эргономике и связи помещений и функций центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фиданян Лейла Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эргономические основы проектирования медико-педагогических реабилитационных центров для детей с особенностями психофизического развития»

АРХИТЕКТУРА

Эргономические основы проектирования медико-педагогических реабилитационных центров для детей с особенностями психофизического развития Фиданян Л. Р.

Фиданян Лейла Размиковна /Е1<1апуап Ьву1а Ка2т1коупа - магистр, специальность: дизайн архитектурной среды, кафедра дизайна архитектурной среды, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируются существующие проблемы проектирования реабилитационных центров, особое внимание уделено эргономике и связи помещений и функций центра.

Ключевые слова: проектирование, проект, реабилитация, медико-педагогическая реабилитация, эргономика.

Реабилитационные учреждения являются наиболее сложным типом учреждений с позиции проектирования и архитектуры, поскольку подразумевают много аспектов, такие как диагностика и терапия, административно-хозяйственные задачи, предоставление комфортных условий для пациентов, а также отвечать нормативам противопожарной безопасности, требованиям доступности маломобильных групп населения, санитарно-эпидемиологическим нормам. Реабилитационные учреждения, направленные на медико-социальную реабилитацию, появились сравнительно недавно и нуждаются в разработке оптимальной архитектурно-типологической модели.

Медико-социальная реабилитация - это система комплексных лечебно -профилактических, социальных и социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление нарушенных физико-химических, био-психо-социальных адаптивных функций человека на уровне его организменных, психических и личностных структур.

Целью медико-социальной реабилитационной деятельности является обеспечение соответствующих условий восстановления такого уровня телесного и духовного состояния человека, который бы позволил реализовать свои био-психо-социальные способности, содействующие его становлению как полноценного члена общества и процессу его целостной адаптации [1].

На протяжении всей истории строительства учреждений медико-социальной реабилитации теория и практика проектирования такого типа учреждений постоянно находилась в поиске наиболее эффективных проектных решений. Такого типа учреждение должно совмещать наиболее низкую стоимость конструктивного решения с эффективнейшим функционированием и удовлетворением прав пациентов с сохранением максимальной комфортности. Реабилитационное учреждение - это место, где встречается врач, медсестра, пациент с членами семьи. Проектирование и дизайн здесь играет большую роль в повышении эффективности и уменьшении сроков реабилитации пациентов [2].

В Западной Европе и Америке уже несколько лет ведется практика создания специальных реабилитационных центров для медико-социальной реабилитации. Там государственной социальной службе принадлежат специальные школы, мастерские и дома, что позволяет лицам с особенностями психофизического развития вести относительно самостоятельную жизнь, не оставаясь в социальной изоляции, т. е. для них разработана специальная социальная программа и созданы целые микрогорода [3].

Исходя из вышеизложенного, возникает возможность предложить новый вариант организации реабилитационного центра для детей с особенностями психофизического

развития. Необходимо разработать теоретическую концепцию формирования новых архитектурно-типологических структур, отвечающих современным медико-педагогическим и социально-экономическим требованиям.

1. Реабилитационно-консультативный центр.

Прежде всего, это должен быть консультативный центр, не предусматривающий постоянного пребывания пациентов. В основу здесь положена идея неразрывности ребенка с особенностями с внешним миром: его средой обитания, родителями, бытовыми ситуациями. Основной процесс реабилитации происходит в нормальной социальной среде при помощи, прежде всего, родителей и других родственников. Врач-психиатр лишь направляет и корректирует программу лечения. Опираясь на свой практический опыт и знания, он разрабатывает индивидуальный подход к работе с каждым человеком, потому что для пациента с подобными отклонениями первостепенное значение имеют способы контакта с окружающими людьми и весь круг общения. Очевидно, что невозможно проводить эффективную работу по адаптации человека к нормальной жизни в обществе, изолируя его от этой жизни. С той же целью подобный реабилитационный центр должен располагаться либо в городской среде, либо в непосредственной близости к городу, чтобы у пациентов постоянно оставалось ощущение присутствия в обычной жизни.

2. Интеграция в природную среду.

Очень хорошим условием было бы расположение объекта в естественной или искусственно воспроизведенной природной среде, т. к. уникальное свойство живой природы гармонизировать и успокаивать психическое состояние человека сможет сделать процесс восстановления более мягким и лояльным. А в данной ситуации естественное окружение поможет создать иллюзию изолированного личного пространства для каждого посетителя, поможет постепенно вытеснить из его сознания стереотип четко организованной жесткой среды обитания и облегчить работу специалистов, т. к. уменьшит дополнительную нагрузку на психику пациента [4].

3. Комплексная застройка.

По своему организационному решению данный реабилитационный центр должен представлять собой не единый лечебный корпус, а несколько разнофункциональных блоков, расположенных в парковой или лесной зоне и объединенных между собой общими и индивидуальными пространствами: игровыми площадками, программными зонами и зонами отдыха. Т. е. такой центр, скорее, может напоминать базу отдыха, нежели лечебное учреждение.

4. Реабилитация пациента непрерывна на протяжении всех его действий, перемещений по центру.

Перемещение из места проживания в отделение реабилитации между отделениями и помещениями реабилитационного центра (столовая, игровые комнаты, школа, спортивный блок и др.) дает ребёнку возможность расширения ощущений социума, появления уверенности в собственных силах. Выделение цветом и фактурой функциональных зон, опасных участков, подъемников и других вспомогательных приспособлений позволяют увеличить степень мобильности и самообслуживания, легче ориентироваться в пространстве, тем самым повышая степень социальной адаптации и физической независимости человека.

Наряду с безбарьерной средой, позволяющей легко ориентироваться и осуществлять самостоятельный доступ человека с ограничениями жизнедеятельности ко всем реабилитационным структурам центра, должны быть созданы условия для постоянной, постепенной активизации реабилитанта, включения его в процесс самореабилитации.

5. Сеть медицинских учреждений.

Наиболее эффективным являются реабилитационные центры, работающие с несколькими медицинскими учреждениями. Это не только позволяет обеспечить их стабильную равномерную загрузку, но и существенно сократить финансовые затраты

на персонал и оборудование. Как показала практика, в подобных центрах наименьшая загруженность приходится на диагностическое отделение, обладающее самым дорогостоящим оборудованием. Исходя из этого, необходимо строить архитектурно-планировочное решение комплекса, выделяя центральный диагностическо-лабораторный блок, вокруг которого будут располагаться палатные корпуса реабилитационного центра, причем их количество должно обеспечивать полноту загрузки этого блока.

Программа реабилитации детей с задержками психофизического развития включает раздел «Психолого-педагогическая реабилитация», состоящий из нескольких аспектов.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

Не менее важным является раздел «социальная реабилитация», который во многом определяет архитектурно-планировочное решение реабилитационного центра.

В разделе «социальная реабилитация» предусмотрены:

1. Социально-средовая реабилитация.

2. Социально-педагогическая реабилитация.

3. Социально-психологическая реабилитация.

4. Социально-бытовая адаптация.

5. Социокультурная реабилитация.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Профессиональная реабилитация человека с особенностями психофизического развития - процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей с особенностями психофизического развития до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения.

2. Получение общего образования.

3. Получение профессионального образования.

4. Рекомендуемая профессия, специальность.

5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

6. Проведение психолого-педагогической коррекции.

В связи с этими аспектами были выявлены основные, необходимые для реабилитации процессы, такие как:

- учебные;

- жилые (включают в себя общественное питание и бытовые нужды);

- спортивно-оздоровительные;

- концертно-зрелищные мероприятия;

- лечебные;

- учебные и творческие занятия;

- рекреационные (преимущественно на открытом воздухе) и игровые [5].

Связано такое решение с тем, что в каждом из небольших павильонов центра

сможет одновременно находиться небольшое количество детей, что резко снижает вероятность возникновения стрессовых ситуаций. Чередование общих и индивидуальных пространств будет помогать чередованию заданий с развлечениями, поможет ослабить негативизм ребенка к учебной ситуации.

Рассматривая среду реабилитационного центра для детей с особенностями психофизического развития, необходимо выявить главные принципы ее образования: мобильность, изменчивость, трансформируемое^ и игровое начало. Чтобы создать среду, приемлемую и удобную для ребенка, надо предусмотреть возможность не

только трансформации, но и предоставить самому ребенку создавать для себя игровую ситуацию по своими вкусам и настроениям [6].

При обучении важен ритм занятия. Ребёнок, имеющий психофизические особенности, способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. И тогда нужно обязательно дать ему время на отдых и восстановление моральных сил. Самый мягкий способ проведения лечения — облачение серьезных занятий в игровую форму. Здесь создается игровая среда, но не в буквальном смысле, а в отдельных элементах. Кроме того, очень важно, чтобы такая среда могла трансформироваться со временем по желанию врача по мере продвижения в реабилитации пациента. Как уже отмечалось ранее, в таких пространствах важна мебель, отдельные предметы обстановки, цвет, форма, освещение. Все должно быть максимально адаптировано к особенностям психики и в то же время не вызывать явного привыкания к такой среде. Здесь уже намечается широкий диапазон деятельности не только для архитектора, но и для дизайнера, и эргономиста [7].

Есть еще один очень интересный способ качественного улучшения процесса реабилитации, который уже некоторое время активно используется медиками Подмосковья. Там организовываются занятия с детьми, имеющими психофизические особенности, на ипподроме. В Филадельфии подобные занятия проводятся в дельфинариях. Такая терапия основана на использовании животных в качестве «посредников» между внутренним эмоциональным миром человека и внешней социальной средой. Их большая эффективность по сравнению с традиционными методами лечения уже неоднократно была подтверждена на практике. Следовательно, в перспективе в структуре лечебного центра может появиться новое функциональное ядро, вокруг которого будут сосредоточены все остальные функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание оптимальной модели современного реабилитационного центра для детей с особенностями психофизического развития требует комплексного взаимодействия не только архитекторов, но и педагогов, медиков и других специалистов, работающих в этой области. Необходимо учесть архитектурные, медико-педагогические, социально-экономические и многие другие факторы.

Являясь структурообразующим блоком, реабилитационный центр формирует вокруг себя группу вспомогательных блоков. Подобное зонирование должно существенно повысить уровень жизни пациентов, послужить их глубокой социализации и адаптации к современной жизни. При такой компоновке центр предоставляет возможность детям с особенностями психофизического развития отказаться от ежедневного перемещения по городу, пока не в полной мере соответствующему их возможностям, в то же время, нисколько не ограничивая их мобильность.

Создавая подобные «центры равных возможностей», связанные между собой адаптированными маршрутами общественного транспорта, можно достичь создания современной, продуманной, отлаженной, доступной среды в условиях города.

Литература

1. Российская Федерация. Законы / О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 (в посл. ред. от 23.02.2013 № 11-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7r eq=doc;base=LAW;n=142572/ (дата обращения: 14.11.2015).

2. Одолламский А. О. Место терапевтического сообщества в современной системе психиатрической помощи / Институт практической психологии и Психоанализа, 2014. № 2. С. 32-35.

3. Мэш Э. Детская Патопсихология / New York: Simon &Schuster, 2002. С. 56-57.

4. Комаров К. Современные принципы архитектурного решения школ для детей с психологическими особенностями / Украинская академия искусства: Исследовательские и научно-методические работы. К., 2010, Выпуск 17. С. 359-369.

5. Реабилитация инвалидности / Костромское протезно-ортопедическое предприятие [Электронный ресурс]. Режим доступа: костромское-проп.рф/ (дата обращения: 14.05.2016).

6. Хаустова В. А. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях / Аутизм и нарушение развития, 2004. Выпуск 3. С. 98-102.

7. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. // М.: Центр лечебной педагогики, 2000. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.