Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ'

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / БАЗЫ ДАННЫХ / ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕСТИНГ / ЮЗАБИЛИТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лосева С.С., Бардин В.Д.

Со временем АИС тщательно продумывались, проектировались для их эффективной и качественной работы. Более того, создаются прецеденты, чтобы эти системы максимально походили на человека и помогали ему. В качестве примера можно привести искусственный интеллект и компьютерное зрение, которые с одной стороны, являются помощниками: человек недостаточно качественно видит и идентифицирует объекты - компьютерное зрение, человек управляет, допуская ошибки, - искусственный интеллект, а с другой стороны, максимально схожи с человеком, например, искусственный интеллект строится на взаимодействующих между собой слоях нейронов, как в головном мозге человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лосева С.С., Бардин В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMIC DATABASES

Over time, AIS were carefully thought out, designed for their efficient and high-quality work. Moreover, precedents are being created so that these systems resemble a person as much as possible and help him. An example is artificial intelligence and computer vision, which, on the one hand, are assistants: a person does not see and identify objects with sufficient quality - computer vision, a person manages, making mistakes - artificial intelligence, and on the other hand, they are as similar as possible to a person, for example, artificial intelligence is built on layers of neurons interacting with each other, as in the human brain.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ»

УДК 00-004.658

Лосева С. С.

студент Бардин В.Д. студент

Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Аннотация: со временем АИС тщательно продумывались, проектировались для их эффективной и качественной работы. Более того, создаются прецеденты, чтобы эти системы максимально походили на человека и помогали ему. В качестве примера можно привести искусственный интеллект и компьютерное зрение, которые с одной стороны, являются помощниками: человек недостаточно качественно видит и идентифицирует объекты - компьютерное зрение, человек управляет, допуская ошибки, - искусственный интеллект, а с другой стороны, максимально схожи с человеком, например, искусственный интеллект строится на взаимодействующих между собой слоях нейронов, как в головном мозге человека.

Ключевые слова: эргономика, базы данных, эргономическое проектирование, эргономический анализ, тестинг, юзабилити.

Loseva S.S.

student Bardin V.D. student

Bauman Moscow State Technical University ERGONOMIC DATABASES

Abstract: over time, AJS were carefully thought out, designed for their efficient and high-quality work. Moreover, precedents are being created so that these systems resemble a person as much as possible and help him. An example is artificial intelligence and computer vision, which, on the one hand, are assistants: a person does not see and identify objects with sufficient quality -computer vision, a person manages, making mistakes - artificial intelligence, and on the other hand, they are as similar as possible to a person, for example, artificial intelligence is built on layers of neurons interacting with each other, as in the human brain.

Keywords: ergonomics, databases, ergonomic design, ergonomic analysis, testing, usability.

Методической базой эргономики служит системный подход. На его основе в эргономических исследованиях используются методы различных наук и техники, на стыке которых решаются проблемы изучения системы «человек - предмет - среда». Метод функционального анализа может быть использован при проектировании относительно несложных объектов. Он вскрывает зависимость формы, структуры, организации и конструкции объекта от той функции, которую он выполняет. Используется и при проектировании средовых комплексов. [1]

Проектирование эргономических баз данных принципиально не отличается от проектирования любых других баз. Классика создания БД предусматривает разработку инфологической модели с определением сущностей и связей объектов и процессов предметной области.

Выбор методов для анализа и интерпретации данных будет зависеть, естественно, от самих данных. Все данные, полученные в результате эргономических исследований, делятся на три категории. К первой относятся все сведения о человеке-пользователе: как правило, это демографические, социологические и психологические характеристики. Причем к психологическим данным могут относиться сведения, собранные в результате опроса пользователей об их интересах, и предпочтениях, об их представлениях о продукте и отношении к нему, а также результаты психологического тестирования и психологического наблюдения, например наблюдение за эмоциональными реакциями пользователя при взаимодействии с системой.

Вторую категорию данных составляют параметры деятельности испытуемого в процессе тестинга продукта. Большое значение здесь придается количественным показателям, связанным с выполнением деятельности в целом и отдельных действий, в частности, таких как время выполнения пользовательских задач, количество ошибок, количество «шагов» или операций, сделанных пользователем для достижения цели.

Третья категория данных представляет собой информацию о продукте. В процессе взаимодействия пользователя специалист должен наблюдать не только за действиями и реакциями пользователя, но и за действиями и реакциями самой системы. Подобная информация может быть получена путем сравнительного анализа элементов продукта с различного рода стандартами. При анализе и интерпретации результатов, полученных в эргономическом исследовании, на первом этапе работы следует понять, к какой категории данных относятся полученные факты. Подобная систематизация позволяет правильно выбрать методы для дальнейшей качественной и количественной обработки. [3]

Классическая модель ЭБД строиться на антропометрии, потому что антропометрия применима к разным возрастам и национальностям. Однако, идеологически ЭБД можно построить на перечисленных выше трёх категориях данных.

Первый аспект - пользовательский. Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса:

- утилитарные программы предназначены для удовлетворения нужд их разработчиков. Чаще всего утилитарные программы выполняют роль сервиса в технологии обработки данных либо являются программами решения функциональных задач, не предназначенных для широкого распространения;

- программные продукты предназначены для удовлетворения потребностей пользователей, широкого распространения и продажи. [4]

Второй аспект - продукт информационного сервиса. Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.

Информационный сервис базируется на следующих принципах:

- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия - в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);

- должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга. [5]

Третий аспект - юзабилити-тестирование. Юзабилити-тестирование - это тестирование удобства интерфейса продукта конечными пользователями. Юзабилити-тестирование показывает, насколько продукт соответствует ожиданиям пользователей, выявляет проблемные места в интерфейсе, дает возможность взглянуть на продукт глазами пользователей. В процессе юзабилити-тестирования пользователь выполняет типовые задачи с продуктом в присутствии ведущего тестирования. [6]

- масштабирование баз данных по размеру (до петабайт), пространственному размещению (распределенные) и многообразию (неоднородные);

- автоматическое обнаружение тенденций данных, структур и аномалий (добывание данных, анализ данных);

- интеграция (комбинирование) данных из нескольких источников;

- создание сценариев и управление потоком работ (процессом) и данными в организациях;

- автоматизация проектирования и администрирования базами данных.

Использованные источники:

1. Содержание и особенности эргономического проектирования [Электронный ресурс] https://studme.org/1531051128146/psihologiya/soderzhanie_osobennosti_ergon omicheskogo_proektirovaniya (дата обращения 25.02.2022).

2. ГОСТ Р ИСО 15535-2012 «Эргономика. Основные требования к созданию антропометрических баз данных»

3. Методы интерпретации данных [Электронный ресурс] https://spargalki.ru/priborostroenie/36-ergonomika.html7showalW (дата обращения 25.02.2022).

4. Краткая характеристика нынешнего пользовательского программного продукта [Электронный ресурс] https://studwood.ru/1665323/informatika/kratkaya_harakteristika_nyneshnego_ polzovatelskogo_programmnogo_produkta (дата обращения 25.02.2022)

5. Информационный сервис и информационная инфраструктура [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/2239068/page:8/ (дата обращения 25.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.