Научная статья на тему 'ЭРГОДИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЗАЛОЖЕНА ПРИРОДОЙ'

ЭРГОДИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЗАЛОЖЕНА ПРИРОДОЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эргодическая социальная система / универсальные ценности / архитектура Большой Евразии / ergodic social system / universal values / architecture of Greater Eurasia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭРГОДИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЗАЛОЖЕНА ПРИРОДОЙ»

Раков С.Е.

президент Аксиологической академии, г. Тольятти

rakovse@yandex.ru

ЭРГОДИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЗАЛОЖЕНА ПРИРОДОЙ

Ключевые слова: эргодическая социальная система, универсальные ценности, архитектура Большой Евразии.

Keywords: ergodic social system, universal values, architecture of Greater Eurasia.

Эргодическая теория разработана математиками для описания стационарных процессов динамических систем. Тот факт, что социальная жизнь динамична, ни у кого не вызывает сомнения. Намного сложнее выделить в ней универсальные для всех жителей планеты стационарные процессы. Для решения этой задачи Аксиологической академией было сделано следующее:

• сначала были собраны все темы жизнедеятельности человека, то есть всё то, что делают люди на Земле после того, как проснутся, и до того, как снова уснут, а также сон;

• далее эти темы были сгруппированы по схожим признакам.

И только с третьей попытки удалось получить семь групп, включающих в себя все темы жизнедеятельности человека. Результат девятимесячной работы отражён в табл. 1.

Таблица 1

Сгруппированные темы жизнедеятельности человека1

Все темы жизнедеятельности человека Названия групп

Темы, связанные с физическим здоровьем человека: экология, питание, спорт, медицина и здравоохранение Здоровье

Темы, интеллектуально формирующие личность: образование, наука, культура, ^ и т. д. Интеллектуальное развитие

Темы, связанные с природой: природные ресурсы, включающие в себя флору и фауну, а также созданная человеком для проживания инфраструктура Окружающая среда

Физическое и интеллектуальное воздействие человека на среду или экономическая деятельность, доходы населения, социальная поддержка, промышленность, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство, безработица и т. д. Деятельность или благополучие

Природные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также терроризм, криминал, коррупция, рейдерство, наркомания. Сюда же включены правоохранительные органы: полиция, прокуратура, суд, армия... Безопасность

Семейные темы: любовь, планирование семьи, рождение ребёнка, приёмные дети, отношения в семье Семья

Общественная, религиозная, политическая, государственная деятельность Общество

При внимательном рассмотрении полученного результата оказалось, что подобранные к каждой группе названия не зависят от принадлежности людей к той или иной цивилизации, их пола, расы, возраста, от их политической, социальной, экономической принадлежности, они - универсальны.

Более того, они не изменились за весь период человеческого развития и не собираются меняться в дальнейшем, т.к. все семь названий групп - это жизненно важные незыблемые ценности человека, заложенные в нас природой. Это константы, или фундамент в социологии, который нельзя изменить, модернизировать или запретить, так как, если хоть одну группу свести к нулю, то человечество, максимум в следующем поколении, прекратит свое существование.

Совсем иная природа данных в левой колонке таблицы. Темы жизнедеятельности не являются константами, а наоборот, находятся в постоянном движении. По мере интеллектуального развития человечества они могут совершенствоваться или угасать, делиться или прирастать новыми видами. Главной целью всей деятельности людей является защита и развитие всех семи жизненно важных для них стационарных, универсальных ценностей.

Таким образом оба требования по применению эргодической теории оказались выполненными. Теперь можно отметить тот факт, что мы за очень короткое время рассмотрели все или достаточно много элементов современной социальной системы (левая колонка таблицы), а получили такой же результат (правая колонка таблицы), как если

1 Раков С. Е. Общечеловеческие ценности - эталон для проектирования назревших социальных изменений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2017. - № 7-2. - С. 66.

бы наблюдали за одним её элементом - человеком в течение всей его жизни. Системы, обладающие таким свойством, называются эргодическими1.

Естественно возникает вопрос, где и как использовать свойство эргодичности социальной жизни? Ответ следует из самого определения эргодических систем: все сделанные в этой статье выводы справедливы как для отдельного человека, сообщества, так и для всего человечества в целом, то есть справедливы как для микро-, так и для макросоциологии. Сегодня 38 человек по всему миру применяют универсальную теорию в своей профессиональной деятельности. Она очень хорошо зарекомендовала себя в этике, психологии, в избирательных кампаниях, при проектировании городов и так далее. Уникальным свойством для практического применения обладают горизонтальные ряды универсальной теории. Так, сегодня практически по всем темам жизнедеятельности стихийно ведутся работы по созданию и применению искусственного интеллекта (левая часть таблицы). Если эту деятельность систематизировать в соответствии с рассматриваемой таблицей, то разработчики искусственного интеллекта увидят не только соседей по группе (и для своего удобства смогут применять единые языки программирования, форматы данных и так далее), но и направление вектора развития (цель) для своей группы (горизонтальный ряд в таблице). Причём любое из семи направлений развития, как мы уже выяснили:

• не будет изменяться во времени;

• не зависит от технологического уклада общества;

• абсолютно не зависит от политических, культурных, религиозных и других влияний.

Другой пример. Устойчивость горизонтальных рядов таблицы - это клад для статистики, так как только на основании устойчивости рядов можно делать обоснованные выводы и строгие статистически достоверные прогнозы на будущее.

Заговорив о планировании, мы подошли к ещё одной очень важной для людей теме. Статья Е.В. Балацкого «Учение о неэргодичности социального мира2« несёт прямо противоположный смысл. В ней в качестве аргументации автор использует такие понятия, как «русская рулетка» Нассима Талеба и «теория шнурка» Джорджа Сороса. Сравнив наши аргументы, а это все темы жизнедеятельности людей, с тем, что использует автор указанной статьи, для нас стало очевидным, что вопрос об эргодичности социальной жизни является одним из главных в идеологических спорах.

Такое же мнение у нашего оппонента. Он пишет: «Надо сказать, что само свойство неэргодичности социальной системы является фундаментальным и имеет принципиальное значение для прогнозирования в смысле его отрицания». Далее: «Прогноз, особенно когда он сделан «по науке», часто оказывается последним убежищем шарлатана». Так идеологи, доказывая, что жизнь неэргодична, делают вывод, что планирование невозможно, поэтому остаётся только рынок и либеральные ценности развитых стран.

На самом деле и независимо от нашего желания, жизнь эргодична, а чтобы люди смогли и дальше жить на планете Земля, её уже сегодня необходимо планировать по заложенным природой семи универсальным ценностям.

Планирование развития семи универсальных ценностей - это и есть единственно понятная для всех людей архитектура Большой Евразии.

* * *

В этом месте, из-за ограничения по времени, доклад на конференции «Большая Евразия: национальные и циви-лизационные аспекты развития и сотрудничества» был завершён. Во время стихийно возникшего обсуждения было выделено три основных момента, комментарии к которым помогут лучше и глубже понять смысл применения эргоди-ческого свойства социальной жизни при создании Большой Евразии.

Во-первых, мнения о том, что жизнь неэргодична, с обоснованием причин не прозвучало. А это значит, что принципиальных возражений по содержанию доклада не было, и доклад состоялся.

Во-вторых, большая группа людей пыталась найти сходство озвученной в докладе таблицы универсальных ценностей с пирамидой потребностей по Маслоу. Чтобы понять и почувствовать разницу, достаточно отметить только один факт. С самого начала создания своей теории потребностей Маслоу закладывал движение людей от основания пирамиды к её вершине. Причём он утверждал, что до вершины пирамиды доходит только 2% людей. Основная часть населения Земли остается на нижнем или средних уровнях. По этой причине, теория потребностей Маслоу получила распространение среди маркетологов и используется для обоснования общества потребления.

Напротив, приведенная в этой статье таблица сгруппированных тем жизнедеятельности человека не содержит ни одного элемента для стратификации общества. Она одинаково справедлива и жизненно важна как для бедных, так и для богатых, для представителей разных конфессий, культур и политических взглядов. Она - универсальна для всех слоёв современного общества.

Универсальные ценности - это система природных ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, религиозной, экономической и социальной принадлежности. Потеря любой из этих ценностей ведёт к

1 Раков С. Е. Эргодическая социальная система - это естественная структура для искусственного интеллекта // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2020. -Вып. 15, ч. 2.

2 Балацкий Е.В. Учение о неэргодичности социального мира // Мир России. 2020. - Т. 29, № 1. - С. 174-193. - Шр://попе^-econ.rU/cat/6/476/

потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для её защиты и восстановления1.

В-третьих, во время стихийного обсуждения доклада имел место монолог о Конституции. Его автор видимо искренне считает, что выше Конституции нашей страны ничего быть не может. С таким подходом создать Большую Евразию невозможно сразу по трем причинам. Первая причина заключается в том, что страны Евразии уже имеют свои Конституции, отражающие их привычный образ жизни, культуру, религию и другие, созданные их предыдущими поколениями, важные для них ценности. Конституция социалистического и атеистического Китая в основных разделах значительно отличается от Конституции РФ - страны без идеологии, а также от капиталистических и либеральных Конституций христианских европейских государств, от большого числа Конституций исламских, буддийских государств и, конечно, от Конституции, отражающей индийскую цивилизацию. До появления эргодического свойства социальной жизни именно калейдоскоп конституций был одним из препятствий объединения людей в Большую Евразию.

Вторая причина заключается в том, что привлечённые к написанию текста основного закона государства специалисты должны были отразить интересы всех слоёв населения страны. Для этого они вынуждены использовать такие объёмные понятия, как счастье, общечеловеческие ценности, социальная справедливость, демократия и т.д. Причём они прекрасно понимали, что общепризнанных определений для таких понятий не существует. Например:

• В Швеции считают, что универсальные ценности - это западная политическая концепция, к которой относят права человека, демократию, свободу выражения мнений и равные права голоса, стремление к самоуправлению и расширение свободы личности.

• В Китае к универсальным ценностям относят ценности совести и разума, независимо от территории, трансцендентности религии, культуры, нации или человечества.

• В России принято относить к общечеловеческим ценностям теоретически существующие моральные ценности и аксиологические максимы, отражённые во всём многообразии культур.

Такая разноголосица в толковании одного из важнейших для любого человека понятия не способствует установлению взаимопонимания между народами Евразии. То, что все жители Евразии прочитали один и тот же текст и согласились с его содержанием, вовсе не означает, что они будут действовать в соответствии с ним одинаково.

Третья причина заключается в реальном, постоянном сокращении срока действия Конституции. Текст Конституции - это созданная людьми ценность, отражающая процессы, происходящие в обществе на момент её написания. Отсутствие не изменяющейся во времени общечеловеческой цели и ценностей, с одной стороны, и стихийное, скачкообразное научно-техническое развитие, с другой стороны, привели к турбулентным изменениям современного общества. А в результате ежегодно порядка двадцати государств вносят изменения или поправки в свои Конституции. Сегодня учёные признаются, что они не успевают даже зафиксировать все происходящие события, не говоря уже о том, чтобы успеть их классифицировать, отследить тенденции, происходящие в обществе и выдать свои рекомендации. Оптимизм внушает то обстоятельство, что на самой конференции не было докладов, предусматривающих экспорт созданных людьми ценностей. Уроки истории по продвижению религиозных, политических и им подобных ценностей не прошли бесследно.

Подводя итог обсуждения доклада, отметим, что для объединения 4/5 населения планеты нельзя использовать созданные людьми теории и законы социальной жизни, написанные на основе собранного ими в течение жизни индивидуального набора ценностей. Для этой цели необходимо воспользоваться заложенным природой в каждом человеке свойством эргодичности жизни на Земле, которое однозначно определяет общечеловеческую цель и универсальные ценности.

Создание общества, основанного на парадигме защиты и устойчивого развития семи универсальных ценностей, - это и есть единственная цель, стратегия развития, модель и механизмы взаимодействия и сотрудничества многонациональных и многоконфессиональных народов Большой Евразии.

По мнению Аксиологической академии, для создания Большой Евразии есть как минимум три объективные причины:

Во-первых, природа распорядилась так, что если мы хотим иметь красивое и здоровое новое поколение, то необходимо поддерживать естественные миграционные процессы.

Во-вторых, с развитием 1Т-технологий мир стремительно ворвался в третий общечеловеческий этап своего развития. Мы уже не сможем жить по-другому и отказаться от интеграционных процессов, кооперации во всех областях своей жизнедеятельности.

В-третьих, для бесконфликтного процесса планирования развития и сотрудничества с учетом национальных и цивилизационных аспектов стран Евразии появилась возможность использовать природное свойство эргодичности социальной жизни.

Теория универсальных ценностей - это логически проверенная и с математической точностью доказанная последовательность дедуктивно взаимосвязанных, созданных природой законов развития общества, которые справедливы как для отдельного человека, так и для общества в целом, и позволяют дать ответы на все существующие социологические вопросы. Особо хочется обратить внимание на итоговую простоту теории, которая исключает её неоднозначное толкование и делает понятной и привлекательной для любого человека на Земле, независимо от пола, возраста, национальности, от накопленных в течение жизни аксиологических максим.

Поэтому архитектуру Большой Евразии Аксиологическая академия видит в следующем:

1 Раков С. Е. Общечеловеческие ценности / LAP LAMBERT Academic Publishing. 2015.

708

• Учитывая природные катастрофы, неурожаи, эпидемии, а также с точки зрения совместной экономической деятельности, образовательного, научного, культурного обмена и т.д. необходимо предусмотреть возможность участия стран Евразии по их желанию в любых из семи предложенных Аксиологической академией отдельных общечеловеческих соглашениях.

• Нет причин, способных помешать подписанию странами Евразии, включая Южную и Северную Кореи, предложенных нами всех семи общечеловеческих соглашений.

• Государствам, подписывающим любое из общечеловеческих соглашений, нет необходимости вносить изменения в Конституции, менять свой общественный строй, подстраивать веками устоявшиеся моральные, культурные, религиозные и другие важные для них ценности.

• Международный арбитраж Большой Евразии должен основываться не на европейском праве, а на универсальных ценностях. Такое право необходимо создать.

* * *

С уверенностью можно сказать, что именно общечеловеческие цель и ценности, обладающие возможностью стратегического планирования развития Большой Евразии, определят настроения и степень удовлетворённости перспективой будущего её граждан и, что не менее важно, сформируют в мировом сообществе положительное мнение о новом союзе1.

1 Раков С.Е. Цель и ценности Большой Евразии. - https://cyberleninka.rU/article/n/tsel-i-tsennosti-bolshoy-evrazii/viewer

709

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.