ЕПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ*
О. Г. Смолянинова
Современный учитель должен уметь решать множество различных проблем, связанных с образовательным процессом, взаимодействия с учащимися; адаптации учебных программ требованиям времени, эффективному выбору метода профессиональной деятельности и др. При этом, несмотря на различные инновационные изменения, происходящие в системе подготовки учителей для «Новой школы» и разработку образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на компетентностный подход, а также перехода на Болонскую систему подготовки учителей в многоуровневой модели бакалавриат-магистратура, система оценивания образовательных и профессиональных результатов студентов педагогических направлений в российских вузах в подавляющем большинстве продолжает ориентироваться на балльную (иногда балльнорейтинговую) систему оценивания конкретных знаний, умений и навыков.
Технология епортфолио в системе непрерывного образования. Епортфолио является инновационной педагогической технологией, позволяющей демонстрировать индивидуальный прогресс, рефлексивно оценивать профессиональные ресурсы и дефициты, демонстрировать профессиональному сообществу индивидуальные достижения и эффективно использовать технологии аутентичного оценивания. В современной мировой практике епортфолио понимается как технология обучения в течении всей жизни (lifelong learning). Епортфолио формирует пространство для образовательной, оценочной деятельности и личностного развития студента, его рассматривают как мощный инструмент, способный оказывать влияние на три больших сферы: образование, оценивание и личностное развитие студента.
Епортфолио в педагогическом образовании в Сибирском федеральном университете. В Сибирском федеральном университете (далее - СФУ) использование технологии епортфолио в подготовке педагогических кадров на различных ступенях и этапах обучения основано на концепции непрерывного образования в течении
* В докладе представлены результаты, полученные в рамках исследований, проводимых при поддержке Краевого фонда науки Красноярского края в 2011 г. по проекту «Разработка системной модели показателей эффективности программ прикладного бакалавриата».
378
всей жизни. В основе концепции положена модель непрерывности образования, которая включает в себя: (а) самопонимание и рефлексию, (б) самоорганизацию и самоуправление познавательными процессами, (в) метакогнитивные стили обучения и самоконтроль, (г) ориентацию на развитие ключевых и профессиональных компетентностей. Епортфолио выступает образовательным инструментом в системе непрерывного обучения педагогов. В исследованиях, связанных с возможностью использования технологии епортфолио в непрерывном образовании педагогов, были выделены наиболее значимые факторы, способствующие развитию рефлексии студентов и ориентации в подготовке на профессиональные достижения. Исходя из методологических основ пожизненного обучения и специальных требований прикладного контекста, в СФУ были опробованы пять моделей использования технологии епортфолио в подготовке педагогических кадров: (1) портфолио в подготовке учителей начальных классов для системы развивающего обучения по методике Элькони-на-Давыдова в рамках программы прикладного психологопедагогического бакалавриата; (2) епортфолио бакалавров обучающихся по различным профилям академических программ педагогического направления; (3) епортфолио в подготовке педагогов в рамках образовательных программ подготовки магистров по направлениям «Образовательный менеджмент», «Высшее образование»; (4) епортфолио в системе подготовки студентов различных естественнонаучных и гуманитарных специальностей, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», и слушателей образовательной программы «Преподаватель высшей школы»; (5) епортфолио преподавателей Института педагогики, психологии и социологии.
Одним из базовых оснований использования технологии епортфолио в бакалаврской подготовке педагогов является фокусировка на формировании универсальных приемов самообучения, позволяющих оформлять собственные цели обучения, осознавать собственные ресурсы и дефициты, способы достижения поставленных целей. По существу, технология епортфолио в бакалавриате используется для визуализации личностного целеполагания и результативности обучения педагогов. Мы считаем, что для успешности будущей педагогической деятельности необходимо уметь ставить цели, удовлетворяющие SMART-критериям.
Использование метода епортфолио для формирования индивидуальной образовательной траектории позволяет преодолеть моменты непонимания и недостаточной компетентности в целеполага-нии студента на начальном этапе проектирования собственной об-
379
разовательной траектории. Как правило, студенты не всегда в состоянии определять личные образовательные цели, рефлексировать результаты собственной деятельности, использовать целепо-лагание для установления продуктивного контакта с преподавателем. Таким образом, технология епортфолио на стадии бакалаврской подготовки (в моделях 1-2) используется для прояснения личных и профессиональных целей будущих учителей, выявлении проблем профессиональных дефицитов во время прохождения педагогической практики и рефлексии ее результатов.
Портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа преподавателем своей научно-педагогической деятельности в университете. С его помощью преподаватель может отслеживать динамику научных публикаций, эффективность преподавания, проводя самооценку своей педагогической деятельности. Это личный план реализации своего профессионального потенциала и улучшения научно-преподавательской деятельности.
Заключение. Основные направления использования епортфолио в учебном процессе СФУ связаны с внедрением технологий электронного обучения и поддержки парадигмы продуктивного взаимодействия и развития в процессе непрерывного обучения. Епортфолио используется в СФУ на разных ступенях обучения будущих и педагогов для различных целей. На сайте ИППС СФУ представлено более 200 портфолио бакалавров педагогики, магистров, студентов различных специальностей, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», слушателей образовательной программы «Преподаватель высшей школы» и др. На сайте ИППС создан прототип социальной сети продуктивного образовательного взаимодействия и развития педагогов.
380