Научная статья на тему 'ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ'

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1104
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / ГУМАНИЗМ / ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мисунов С.Н.

В этой статье рассматривается эпоха Возрождения, когда она возродилась ее ценности, идеализация, философское течение, искусство и варианты ценностного понимания гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENAISSANCE

This article examines the Renaissance, when it revived its values, idealization, philosophical movement, art and variants of the value understanding of humanism.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»

УДК 1

Мисунов С.Н.

студент кафедры «Технологии и биотехнологии продуктов питания животного происхождения»

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых

производств» (Россия, г. Москва)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аннотация: в этой статье рассматривается эпоха Возрождения, когда она возродилась ее ценности, идеализация, философское течение, искусство и варианты ценностного понимания гуманизма.

Ключевые слова: культура, эпоха Возрождения, гуманизм, последователи, личность.

Эпоха Возрождения явилась в преддверии Нового времени. Переходный период от культуры средних веков к Ренессансу в XIII-XIV веках ознаменовался появлением таких имен, как Данте, Джотто, Петрарка, Бокаччо. Данте Алигьери известен как автор "Божественной комедии" - произведение, которое явилось новаторским с точки зрения языка. До Данте литературные произведения писали на языке вульгарной. Данте впервые пишет свое произведение на тосканском диалекте, на котором писали свои произведения также Петрарка и Бокаччо. Джотто (Джотто ди Бондоне) является ключевой фигурой итальянского Ренессанса, который, преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В эпоху Возрождения европейские ценности получают новое толкование. Возрожденческий вариант ценностного понимания гуманизма: защита достоинства личности, ее свободы и всестороннего гармоничного развития.

Как видно из данного обзора, двигающей силой художественного прогресса становится философское течение - гуманизм, идеями которого буквально пронизана вся эстетика эпохи Возрождения. Именно в условиях развития гуманизма в его высшей степени стало возможным появление такого типа личности, как Леонардо да Винчи. Особое значение рассмотрению фигуры великого учёного в контексте эпохе придавал отечественный исследователь Л.М. Баткин, к его мнению о проектности творчества Леонардо да Винчи мы вернёмся во второй главе нашего исследования. Рассмотрим более подробно основную концепцию гуманизма, благодаря которому сформировалось и развивалось творческое сознание Леонардо да Винчи. Теоретические обоснования принципов гуманизма и оптимизма в духовной жизни общества находят в работах Джовани Пикко делла Мирандола и Лоренцо Валла. В своих трактатах Пикко делла Мирандола обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я» [1, с. 46]. В философии Возрождения впервые проявляется категория выбора, как проявления творческой свободы. Движение Ренессанса сделало выбор в пользу античной культуры. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, стремящихся более полно раскрыть гармоничные законы жизни. Для человека Возрождения была характерна установка на культурное строительство и культурное созидание своего мира. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском Возрождении с аналитическим подходом к изучению действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов

линейной и пространственной перспектив, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки [3, с. 182]. В центре внимания эпохи Возрождения находится личность. Человек - мера всего и объект творческой ценности. Образ человека приобретает идеализированные черты и является целостным объектом образа или осмысления. Для эпохи Возрождения большое значение имеет принцип гармоничного единства во всем. Гармония понимается как объект отражения и одновременно художественное воплощение идеала совершенной реальности. Искусству эпохи Возрождения приписывают открытие разнообразия гармоничных отношений между человеком и миром, предсказание развития возможностей гармоничной и разносторонней личности. Утверждается идеал земного человека, способного наслаждаться полнотой жизни. Личность воспринимается как Творец, Художник. Индивидуальное авторство в культуре Возрождения приобретает ценность по сравнению с коллективным творчеством Средневековья.

Для культуры Возрождения характерно подражательное отношение к природе. Природа находится в состоянии равновесия с человеком, оно связано с выбором и устройством жизнеспособного, комфортного пространства для человека. Вместе с тем переосмысляется место человека в мире. Появляется «открытие» глубины пространства и глубины времени. Что касается архитектуры и изобразительного искусства, проблемы пространства наиболее тщательно исследованы в связи с символической функцией перспективы.

В культурной среде Возрождения появляются новые архитектурные объекты: ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д. Архитектурные произведения становятся все более социально ориентированными и подчиненными прагматическим целям, а не религиозным. В это время появился палаццо - разновидность городского дворца-особняка по подобию особняков античности. Появляются новые идеи городского планирования и реконструкции городских центров.

Особое внимание уделяется деталям для создания комфорта. Это принципиальное отличие культурной среды эпохи Возрождения. Архитектура Возрождения является одним из воплощений неразрывной связи научных исследований и искусства, и да Винчи также известен как талантливый архитектор, работавший не только у себя на родине в Италии, но и за её пределами, при дворе французского короля.

Особое внимание в архитектуре и искусстве эпохи Возрождения, равно как и в творчестве Леонардо да Винчи, уделяется пропорции. Пропорция -закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым. В эпоху Возрождения эстетическое осмысление пропорции связано с развитием архитектуры и естествознания. Разработка учения о пропорции принадлежит Пьеро делла Франческо, Л. Пачоли, введшему понятие золотого сечения, а также Леонардо да Винчи, подчеркивавшему, что «красота прекрасного лица заключена в божественной пропорциональности композиции его элементов» [5, с. 39].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари - Москва: Альфа-книга, 2008. - 642 с. Кох, В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Кох, В. - Пер. с нем. - Москва: БММ АО, 2005. - 528 с.

Петров, М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Ленинград. 1982. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый. СПб., Издание Л.Ф. Пантелеева, 1898. — 339 с.

Яйленко, Е.В. Итальянское Возрождение. Москва 2005.

Misunov S.N.

student of the Department of Technology and Biotechnology

food of animal origin Moscow State University of Food Production (Russia, Moscow)

RENAISSANCE

Abstract: this article examines the Renaissance, when it revived its values, idealization, philosophical movement, art and variants of the value understanding of humanism.

Keywords: culture, Renaissance, humanism, followers, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.