Научная статья на тему 'ЭПОХА МНОГОЗАДАЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ИЛИ ЧЕМ ЗАНЯТЫ СТУДЕНТЫ ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОЙ ВЕБ-КАМЕРЕ?'

ЭПОХА МНОГОЗАДАЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ИЛИ ЧЕМ ЗАНЯТЫ СТУДЕНТЫ ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОЙ ВЕБ-КАМЕРЕ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА МНОГОЗАДАЧНОСТИ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБ-КАМЕРА / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЧЕРНЫЙ ЭКРАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духанина Любовь Николаевна, Максименко Александр Александрович

Авторами статьи предпринята попытка изучения параллельной активности студентов при дистанционном обучении с режимом выключенной веб-камеры. С этой целью было проведено исследование среди студентов российских вузов с применением авторского опросника, учитывающего и демографические характеристики респондентов (пол, курс обучения, субъективный уровень дохода, жилищные условия). Потенциальные респонденты приглашались к онлайн-опросу как через паблики различных российских вузов, так и через социальные сети. Всего авторами было обработано 455 анкет. При анализе результатов исследования выявлено, что ситуация выключенной веб-камеры при онлайн-занятиях позволяет студентам эффективнее использовать время, совмещая обучение с выполнением различных жизненно полезных обязанностей, связанных с обслуживанием своего быта (прием и приготовление пищи, уборка и т.д.). Скрытый характер совмещения (выключенная вебкамера, но включенное аудиовещание онлайн-занятия) представляет собой вариативное проявление уважения к преподавателю со стороны студентов, занятых параллельной полезной активностью. Отсутствие веб-камеры позволяет студентам снизить уровень психоэмоциональных затрат, напряженности и дискомфорта. Вторжение преподавателя и одногруппников в «домашнее пространство» привносит определенный стресс в связи с диссонирующими контекстами и участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Духанина Любовь Николаевна, Максименко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ERA OF MULTITASKING IN THE EDUCATIONAL PROCESS, OR WHAT ARE STUDENTS DOING WITH THE WEBCAM TURNED OFF?

In the article, the authors attempt to study parallel activity in distance learning when the webcam is turned off by students. So, in July-August 2022, a study was conducted among students of Russian universities using the authors' questionnaire, which also takes into account the demographic characteristics of the respondents (gender, course of study, subjective level of income, housing conditions). Potential respondents were invited to an online survey both through the public pages of various Russian universities and through social networks. In a nationwide sample of 455 people, it was revealed that the off-camera mode during online classes allows students to be more effective, while combining the performance of other useful duties (related to the maintenance of their everyday life: cooking, having meals, cleaning, etc.). The hidden nature of the combination (the webcam is turned off, but the audio broadcasting of online classes is turned on) is a variable manifestation of respect for the teacher on the part of students engaged in parallel useful activity. The absence of a webcam allows students to reduce the level of psycho-emotional costs, tension, and discomfort. The intrusion of the teacher and classmates into the "home space" introduces a certain stress in connection with discordant contexts and participants.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА МНОГОЗАДАЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ИЛИ ЧЕМ ЗАНЯТЫ СТУДЕНТЫ ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОЙ ВЕБ-КАМЕРЕ?»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-165-175 УДК: 159.9

Л.Н. Духанина1, А.А. Максименко2

1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

101000 г. Москва, Российская Федерация

Эпоха многозадачности в учебном процессе, Или чем заняты студенты при выключенной веб-камере?

Авторами статьи предпринята попытка изучения параллельной активности студентов при дистанционном обучении с режимом выключенной веб-камеры. С этой целью было проведено исследование среди студентов российских вузов с применением авторского опросника, учитывающего и демографические характеристики респондентов (пол, курс обучения, субъективный уровень дохода, жилищные условия). Потенциальные респонденты приглашались к онлайн-опросу как через паблики различных российских вузов, так и через социальные сети. Всего авторами было обработано 455 анкет. При анализе результатов исследования выявлено, что ситуация выключенной веб-камеры при онлайн-занятиях позволяет студентам эффективнее использовать время, совмещая обучение с выполнением различных жизненно полезных обязанностей, связанных с обслуживанием своего быта (прием и приготовление пищи, уборка и т.д.). Скрытый характер совмещения (выключенная вебкамера, но включенное аудио-вещание онлайн-занятия) представляет собой вариативное проявление уважения к преподавателю со стороны студентов, занятых параллельной ^ полезной активностью. Отсутствие веб-камеры позволяет студентам сни- g

зить уровень психоэмоциональных затрат, напряженности и дискомфорта. | о Вторжение преподавателя и одногруппников в «домашнее пространство» <| °

ш 5

© Духанина Л.Н., Максименко А.А., 2023 с с

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License СйШН The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

привносит определенный стресс в связи с диссонирующими контекстами и участниками.

Ключевые слова: эпоха многозадачности, российские студенты, дистанционное обучение, веб-камера, самоэффективность, черный экран

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Духанина Л.Н., Максименко А.А. Эпоха многозадачности в учебном процессе, или Чем заняты студенты при выключенной веб-камере? // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 165-175. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-165-175

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-165-175

L.N. Dukhanina1, A.A. Maksimenko2

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

2 HSE University,

Moscow, 101000, Russian Federation

The era of multitasking in the educational process, or What are students doing with the webcam turned off?

In the article, the authors attempt to study parallel activity in distance learning when the webcam is turned off by students. So, in July-August 2022, a study was conducted among students of Russian universities using the authors' questionnaire, which also takes into account the demographic characteristics of the respondents (gender, course of study, subjective level of income, housing conditions). Potential respondents were invited to an online survey both through the public pages of various Russian universities iu k and through social networks. In a nationwide sample of 455 people, it was E o revealed that the off-camera mode during online classes allows students to be more effective, while combining the performance of other useful duties S1 S (related to the maintenance of their everyday life: cooking, having meals, N cleaning, etc.). The hidden nature of the combination (the webcam is turned

off, but the audio broadcasting of online classes is turned on) is a variable manifestation of respect for the teacher on the part of students engaged in parallel useful activity. The absence of a webcam allows students to reduce the level of psycho-emotional costs, tension, and discomfort. The intrusion of the teacher and classmates into the "home space" introduces a certain stress in connection with discordant contexts and participants. Key words: the era of multitasking, Russian students, distance learning, webcam, self-efficacy, black screen

CITATION: Dukhanina L.N., Maksimenko A.A. The era of multitasking in the educational process, or What are students doing with the webcam turned off? Pedagogy and Psychology of Educational. 2023. No. 1. Pp. 165-175. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-165-175

Актуальность проблемы исследования

Последние полвека многими социальными аналитиками характеризуются как ускоренные перемены в жизни общества. Об иной силе ускорения Э. Тоффлер отмечает: «Возросший темп жизни, возросшая скорость широких научных, технических и социальных изменений влияют на жизнь индивида. Поведение человека в значительной степени мотивировано привлекательностью или отрицанием темпа жизни, который навязывает индивиду общество или группа, в которые он включен. К сожалению, образование и психология еще не способны понять этот принцип и подготовить людей к плодотворным ролям в супериндустриальном обществе» [4]. В этой связи растет и многозадачность на рабочем месте [5]. Не менее половины миллениалов, повзрослевшие с цифровой эпохой, привыкли к многозадачности, которую обеспечивают гаджеты и высокоскоростной интернет [6].

Согласно Д.М. Санбонмацу и его коллег, существует 3 вида многозадачности: одновременное выполнение двух задач (например, общение по мобильному телефону во время управления транспортным средством или чат во время вебинара); переключение на другую задачу при незавершенной первой (при приоритете более позднего задания); выполнение двух или более задач непосредственно друг за другом (без отдыха, который требуется на переключение с одной задачи на другую) [12]. |

Исследователи указывают на феномен «постоянного частичного ш к

внимания» [14], который приводит к тому, что люди, часто выполня- Е о

Р ^

ющие одновременно несколько задач, демонстрируют худшую про- ^ ^ изводительность [11]. К. Насс показала, что многозадачность застав- ^ 5 ляет тратить работников больше времени, чем экономить, приводя

доказательства в пользу снижения концентрации и креативности [8]. Это обусловлено тем фактом, что когнитивные процессы не допускают одновременных когнитивных операций [9]. При этом самое важное: люди, постоянно работающие в режиме многозадачности, не могут отличить важное от несущественного, т.е. грамотно расставить приоритеты. Кроме того, режим многозадачности разрушает эмоциональный интеллект [15] и часто приводит к необратимым последствиям [13]. Многозадачность - это способность справляться с требованиями нескольких задач одновременно [7]. Исследователи выделяют в этой способности переключение и двухзадачность [10].

В исследовании Г. Солдатовой и коллег было выявлено, что характер совмещения онлайн- и офлайн-активностей у молодежи схож с совмещением онлайн-активностей: в будние дни по утрам учеба совмещается либо с коммуникативной, либо с поисково-познавательной деятельностью, в вечернее же время подростки совмещают выполнение бытовых дел с коммуникативной, развлекательной или поисково-познавательной деятельностью онлайн, т.е. высокая пользовательская активность и многозадачность выступают одними из атрибутов жителя смешанной реальности, а цифровая активность не вытесняет привычные социальные практики, характерные для данного возраста, а дополняет и, вероятно, усиливает возможности удовлетворения потребностей подростков, в первую очередь в коммуникации и познавательной деятельности [2].

В. Радаев убедительно показывает, ссылаясь на результаты исследований и мнения коллег, что формат присутствия на занятиях (в том числе включение веб-камер) должен определяться университетом и преподавателем, а не желанием студента [3].

Вынужденная цифровизация образования побудила участников процесса к быстрому переходу к дистанционному формату коммуникации, из которого все стороны довольно оперативно смогли уяснить свои преимущества [1]. Студенческим сообществом дозированность присутствия на учебных занятиях дистанционного формата была успешно соотнесена с возможностью реализации параллельной активности.

Таким образом, все вышеперечисленное актуализирует исследовательский интерес к изучению параллельной активности студентов российских вузов во время проведения онлайн-занятий в режиме выключенной веб-камеры.

§ Целью исследования явилось изучение вида параллельной актив-^ 5 ности у студентов российских университетов при выключенной веб-камере в процессе дистанционного обучения. Основной гипотезой было

и

ф к

Т X

Цель и гипотеза исследования

1- о

Р 5

предположение о том, что выключенная веб-камера на гаджете в процессе онлайн-обучения представляет собой вариативное проявление уважения к преподавателю со стороны студентов в процессе совмещения ими выполнения других видов полезной активности, не требующей от студентов большой погруженности.

Материалы и методы

Исследование проведено в период с 13 июля 2022 г. по 7 августа 2022 г. среди студентов российских вузов.

Потенциальные респонденты приглашались к онлайн-опросу как через паблики различных российских вузов (например, «Подслушано в МГЮА» и т.п.), через социальную сеть «ВКонтакте» с приложением ссылки на онлайн-анкету, расположенную на сервисе anketolog.ru.

В опросе приняло участие 455 человек из разных университетов России. Учитывались демографические характеристики выборки (пол, курс обучения, субъективный уровень дохода, жилищные условия).

В онлайн-опросе участвовало 79,1% женщин и 20,9% мужчин.

Почти половина опрошенных (49,2%) имеют средний доход, 31,9% признались, что их воспринимаемый уровень дохода низкий, а 13,6% находятся на грани нищеты. И только 4,0% респондентов имеют высокий доход, а 1,3% отметили свои доходы как очень высокие.

Почти треть опрошенных проживают в мегаполисах (30,1%), 52,1% -живут в областных центрах и городах с населением численностью до 1 млн чел., и меньше пятой части респондентов (17,8%) живут в райцентрах и городах с населением численностью менее 100 тыс. человек.

Свое отдельное жилье имеют 15,6% студентов, с родителями или другими родственниками проживают 50,1% опрошенных, снимают в одиночестве - 6,8%, еще столько же (6,8%) снимают жилье с товарищем (подругой). В общежитиях проживают более 20% респондентов (из них 10,1% - делят комнату в общежитии с одним соседом, а 10,5% - делят комнату в общежитии с двумя и более соседями).

В качестве инструмента для изучения вида параллельной активности у студентов российских университетов при выключенной веб-камере в процессе дистанционного обучения был использован авторский опросник.

Опросник включал вопрос о частоте дистанционных занятий с выклю- | ченной веб-камерой с вариантами ответа: «Совсем не про меня», «Лишь ш к отчасти верно про меня», «Немного верно про меня», «Верно про меня», Е о «Очень верно про меня». Кроме того, в другом вопросе о многоза- ш >< дачности были изложены 16 вариантов причин отключения веб-каме- ^ 5 ры в последние 6 месяцев (уборка квартиры/комнаты; приготовление

завтрака/обеда/ужина; приведение себя в порядок (причесывание, маникюр, педикюр;) глажка одежды; занятие любовью; непрезентабельный фон заднего плана (мелькание родственников или соседей); принятие пищи, напитков; неудобное место приема сигнала (многолюдное кафе и т.д.); одновременный просмотр сериала; фоновое общение с друзьями; принятие душа/ванны, туалет; одновременное проли-стывание новостной ленты; одновременное общение в мессенджерах; одновременное выполнение домашнего задания по какому-либо учебному предмету; нахождение на работе; другое (что именно)) с предложением их оценки по 5-балльной шкале в диапазоне от 1 «никогда» до 5 «очень часто».

Также опросник содержал 2 открытых вопроса со следующими формулировками: «Почему Вы выключаете веб-камеру во время онлайн-за-нятий? (подробно опишите, пожалуйста, все причины, начав с наиболее значимой)»; «Что Вас мотивировало бы на более частое включение вэб-камеры? (подробно опишите, пожалуйста, все драйверы включения веб-камеры, начав с наиболее значимой)».

Результаты исследования

Открытый вопрос «Почему Вы выключаете веб-камеру во время онлайн-занятий?» собрал довольно большой спектр ответов, которые можно агрегировать в несколько тем: отсутствие вебкамеры позволяет снизить уровень психоэмоциональных затрат, напряженности, что в целом добавляет комфорта - 62 ответа; включенная веб-камера позволяет постоянно видеть свое изображение (непрерывно рефлексировать по поводу своего внешнего вида), тогда как выключенная веб-камера или очные занятия такой опыт саморефлексии исключают - 56 ответов; уровень стресса добавляет вторжение преподавателя и одногруппников в «домашнее пространство» с перфомансом, состоящим из мелькающих родственников, детей, домашних животных, многие из которых в домашней (иногда неряшливой, нижней) одежде, включая самого студента, - 49 ответов; отсутствие настойчивых требований от преподавателей включить веб-камеру - 43 ответа; неудовлетворительное качество интернет-связи, влияющее на «зависание» трансляции, - 39 ответов; ¡1 наличие своих домашних дел (многозадачность) - 35 ответов; нет ш к необходимости (не считаю нужным) - 24 ответа; необходимость отлу-Е о читься от гаджета с онлайн-трансляцией занятия - 15 ответов; есте-го g ственное стеснение - 10 ответов; нежелание оставаться в меньшинстве ^ и с включенной веб-камерой, когда большинство веб-камеру выключи-

1ли, - 8 ответов; включение веб-камеры студентом только для ответов

на вопрос преподавателя - 8 ответов; нет веб-камеры - 6 ответов; это мешает преподавателю или другим участникам онлайн-трансляции -6 ответов; скучный предмет - 5 ответов.

Комментируя утверждение «Во время онлайн-занятий я выключаю веб-камеру» 14,1% студентов ответили, что «это совсем не про меня», 16,0% сообщили, что это «лишь отчасти про меня», 21,5% выбрали ответ «немного верно про меня», 27,5% ответили «верно про меня», 20,9% согласились, что «это верно про меня». Перечень совмещаемых других видов активности (помимо обучения) во время онлайн-занятий представлена в табл. 1.

Таблица 1

Совмещаемая деятельность с выключенной веб-камерой

Вид активности М

Уборка квартиры/комнаты 1,92 1,18

Приготовление завтрака/обеда/ужина 2,36 1,30

Приведение себя в порядок (маникюр, педикюр, причесывание) 2,35 1,39

Глажка одежды 1,56 1,06

Занятие любовью 1,39 1,01

Непрезентабельный фон заднего плана (мелькание родственников или соседей) 2,91 1,45

Принятие пищи/напитков 2,94 1,38

Неудобное место приема сигнала (многолюдное кафе и т.д.) 2,29 1,30

Одновременный просмотр сериала 1,69 1,15

Фоновое общение с друзьями (очное) 2,07 1,25

Принятие душа/ванны, туалет 1,87 1,24

Одновременное листание новостной ленты 2,22 1,34

Одновременное общение в мессенджерах 2,64 1,38

Одновременное выполнение домашней работы по учебе 2,53 1,31

Нахождение на работе 1,84 1,28

Друг°е 1,92 1,30

1- о р ^

^ О

2- х

X

ш ¡5

С 1=

Опрошенные студенты наиболее часто одновременно заняты следующими занятиями (в порядке убывания частоты): «принятие пищи/напитков» (2,94), «одновременное общение в мессенджерах» (2,64), «одновременное выполнение домашнего задания учебе» (2,53), «приготовление завтрака/обеда/ужина» (2,36), «приведение себя в порядок (маникюр, педикюр, расчесывание)» (2,35) (см. табл. 1).

На открытый вопрос «Что Вас мотивировало бы на более частое включение вэб-камеры?» были получены ответы: «ничего не может мотивировать» - 95 ответов; «стабильный интернет» - 31 ответ; «затрудняюсь ответить» - 24 ответа; «интересный предмет» - 20 ответов; «просьба преподавателя / если преподаватель попросит включить вебкамеру» -41 ответ; «интересное проведение дискуссии, желание включиться в обсуждение» - 16 ответов; «при включении вебкамеры всеми студентами» - 15 ответов; «поощрение / дополнительные баллы» - 13 ответов; «достойный задний фон» - 10 ответов; «небольшое количество студентов на занятиях, которые хорошо знакомы друг с другом» - 5 ответов; «если это не раннее утро» - 4 ответа.

Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что чаще выключенная вебкамера для приготовления пищи требуется студентам мегаполисов (г = -0,11 при р < 0,01), тогда как для провинциальных студентов выключенная вебкамера чаще необходима для сеансов красоты (расчесывания, маникюра и педикюра) (г = 0,10 при р < 0,05). Девушки значимо чаще занимаются глажкой одежды (г = 0,17 при р < 0,001) при выключенной веб-камере, а также одновременным просмотром сериала (г = 0,11 при р < 0,05), фоновым общением с друзьями (г = 0,10 при р < 0,05). Ожидаемо чаще занимаются при выключенной вебкамере приготовлением пищи студенты с меньшим уровнем воспринимаемого дохода (г = 0,10 при р < 0,05). Студенты с большим уровнем воспринимаемого дохода реже принимают пищу/напитки при выключенной веб-камере (г = 0,14 при р < 0,001), а также они меньше переживают из-за неудобного фона и мелькания на нем родственников и детей (видимо, ввиду их отсутствия и более комфортных жилищных условий) (г = 0,10 при р < 0,05).

к Выводы

ая к

ш к Как следует из проведенного исследования, режим выключенной

Е о веб-камеры при онлайн-занятиях позволяет студентам быть более эффек-

^ о тивными. Они совмещают при обучении выполнение других домашних

Э 5 обязанностей: уборку, маникюр, приготовление пищи, питание. Подобные фоновые операции совмещения носят монотонный характер работы,

не требующий полной включенности, оставляя возможность внимательного прослушивания (аудирования). В то же время скрытый характер совмещения (выключенная веб-камера, но включенное аудиовещание онлайн-занятия) представляют собой вариативное проявление уважения к преподавателю со стороны студентов, занятых параллельной полезной активностью, не требующей большой погруженности.

Отсутствие веб-камеры позволяет студентам снизить уровень психоэмоциональных затрат. В отличие от занятий в аудитории, включенная веб-камера позволяет студенту наблюдать за своим присутствием в онлайн-пространстве, что добавляет напряженности и психоэмоционального дискомфорта, заставляя его (ее) непрерывно рефлексировать по поводу своего внешнего вида. Уровень стресса добавляет вторжение преподавателя и одногруппников в «домашнее пространство» с действиями, состоящими из мелькающих родственников, детей, домашних животных, многие из которых в домашней (иногда неряшливой, нижней) одежде, включая самого студента.

Респонденты наиболее часто одновременно заняты приемом пищи/ напитков, общением в социальных сетях и мессенджерах, выполнением домашней работы по учебе, приготовлением завтрака/обеда/ужина, приведением себя в порядок (маникюр, педикюр, расчесывание).

Студенты отказываются от привычного режима выключенной вебка-меры, позволяющей им быть более эффективными, и отрицают какие-либо действенные способы мотивации их на включенный веб-режим проведения онлайн-занятий. К числу незначимых вариантов, способствующих включения веб-камеры, относятся: крайняя заинтересованность в предмете, настойчивая просьба преподавателя, желание включиться в обсуждение, дополнительные баллы за включенную веб-камеру, более достойный задний фон, хорошее знакомство со всеми участниками занятия.

Студенты мегаполисов чаще выключают веб-камеру во время приготовления пищи, для провинциальных студентов выключенная веб-камера чаще необходима для сеансов бьюти-процедур. Девушки при выключенной веб-камере значимо чаще занимаются глажкой одежды, а также одновременным просмотром сериала, фоновым общением с друзьями. Ожидаемо при выключенной веб -камере чаще занимаются приготов- ш лением пищи студенты с меньшим уровнем воспринимаемого дохода. ^ к Студенты, имеющие больший уровень воспринимаемого дохода, реже ^ ¡5 принимают пищу/напитки при выключенной веб-камере, они меньше ^ § переживают из-за неудобного фона и мелькания на нем родственников <и 5

и детей.

Библиографический список / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 116-131. [Duhanina L.N., Maksimenko A.A. Forced digitalization of school education in Russia: Parental reflection. Nauchnyj rezultat. Seriya: Sociologiya i upravlenie. 2021. Vol. 7. No. 2. Pp. 116-131. (In Rus.).]

2. Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность / Солдатова Г.У., Чигарько-ва С.В., Кошевая А.Г., Никонова Е.Ю.// Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 20-45. DOI: 10.17223/17267080/83/2 [Soldatova G.U., Chigarkova S.V., Koshevaya A.G., Nikonova E.Yu. Daily activity of adolescents in mixed reality: User activity and multitasking. Siberian Psychological Journal. 2022. No. 83. Pp. 20-45. (In Rus.) DOI: 10.17223/17267080/83/2]

3. Радаев В. Преподавание в кризисе. М., 2022. [Radaev V. Prepodavanie v krizise [Teaching in crisis]. Moscow, 2022.]

4. Тофлер Э. Шок будущего. М., 2002. [Tofler E. Shok budushchego [Future shock]. Moscow, 2002.]

5. Boucekkine R., Crifo P. Human capital accumulation and the transition from specialization to multitasking. Macroeconomic Dynamics. 2008. No. 12 (03). Pp. 320-344. DOI: 10.1017/S1365100507070162

6. Freedman J., Everett T. The business case for emotional intelligence. Semantic Scholar. 2008. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Business-Case-for-Emotional-Intelligence-Freedman-Everett/3ae0c023adbe1a2c5bfcc1a 356edb0b958e9e9e9 (accessed: 21.01.2021).

7. Lee F.J., Taatgen N.A. Multitasking as skill acquisition. Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society. Vol. 24. California, 2002.

8. Nass C. The myth of multitasking. NPR Interview. 2013. URL: https://www.npr. org/2013/05/10/182861382/the-myth-of-multitasking (accessed: 21.01.2021).

9. Oberauer K., Kliegl R. Simultaneous cognitive operations in working memory after dual-task practice. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2004. Vol. 30. No. 4. Pp. 689-707.

10. Pashler H. Task switching and multitask performance. Attention and Performance XVIII: Control of Mental Processes. S. Monsell, J. Driver (eds.). Cambridge, 2000.

11. Rubinstein J., Meyer D.E., Evans J.E. Executive control of cognitive processes in task switching. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2021. Vol. 27. No. 4. Pp. 763-797.

12. Sanbonmatsu D.M., Strayer D.L., Medeiros-Ward N., Watson J.M. Who ro multi-tasks and why? Multi-tasking ability, perceived multi-tasking ability, и K impulsivity, and sensation seeking. PLoS OnE. 2013. Vol. 8. No. 1. e54402.

13. Snyder E. Texting and driving accident statistics, edgar snyder and associates,

о

cî 2019. URL: https://www.edgarsnyder.com/car-accident/cause-of-accident/cell-

o

ш и с ¡z

i< phone/cell-phone-statistics.html (accessed: 21.01.2021).

14. Stone L. Continuous Partial Attention. 2007. URL: http:// continuouspartialattention.jot.com/WikiHome (accessed: 21.01.2021).

15. Zetlin M. Constant Multitasking is Damaging Millennial Brains. 2016. URL: http://www.inc.com/minda-zetlin/constant-multitasking-is-damaging-millennial-brains-research-shows.html (accessed: 21.01.2021).

Статья поступила в редакцию 29.08.2022, принята к публикации 28.10.2022 The article was received on 29.08.2022, accepted for publication 28.10.2022

Сведения об авторах / About the authors

Духанина Любовь Николаевна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Lubov N. Dukhanina - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Psychology of Education and Prevention of Deviant Behavior of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: Duhanina@mail.ru

Максименко Александр Александрович - доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент; профессор департамента психологии факультета социальных наук, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Aleksandr A. Maksimenko - Dr. Sociology Hab., PhD in Psychology; Professor at the Department of Psychology of the Faculty of Social Sciences, HSE University, Moscow

E-mail: Maximenko.Al@gmail.com

Заявленный вклад авторов

Духанина Л.Н. - идея и концептуализация исследования, анализ полученных результатов, подготовка текста статьи

Максименко А.А. - дизайн исследования, проведение онлайн-опроса, анализ результатов, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

L.N. Dukhanina - idea and conceptualization of the study, analysis of the results, preparation of the text of the article

A.A. Maksimenko - study design, conducting an online survey, analyzing the results, preparing the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i_ о

P ^

^ о

2- x

x

ш ¡5

С 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.