Научная статья на тему 'ЭПОХА ЕДИНЕНИЯ'

ЭПОХА ЕДИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛОГЕТ / КОНЦЕПЦИЯ / СИНТЕЗ / ПАРАДИГМА / СИМФОНИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыльцев Е.В.

В статье развиваются идеи симфоники - методологии единения. Рассматриваются яркие примеры идейной борьбы во II-IV веках: непримиримые высказывания апологетов о Язычестве, а языческих философов - о Христианстве. Далее рассматривается одно из достижений русской культуры XX-XXI веков - синтетическая парадигма в философии, разработанная Д.В. Пивоваровым. Она выражает противоположную тенденцию - стремление объединить в единое целое различные идеи, подходы, концепции.Две тенденции в отношении к философским и религиозным учениям исследуются с точки зрения симфоники. Формулируется принцип, которому соответствует идейная борьба в период становления Христианства и в другие эпохи; его можно назвать принципом отвержения. Ему противопоставляется принцип расширения логического пространства, которому соответствует, в частности, синтетическая парадигма в философии. Высказывается надежда на то, что в будущем наступит эпоха Единения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рыльцев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERA OF UNITY

This paper explores the idea of symphonica - the methodology of unity. The author considers striking examples of ideological struggle in the II - IV centuries such as the mutual irreconcilable statements of the apologists about Paganism and the pagan philosophers about Christianity. Such achievement of Russian culture in XX-XXI centuries as synthetic paradigm in philosophy developed by D.V. Pivovarov is further considered. It expresses the opposite tendency - the desire to piece together different ideas, approaches, and concepts.Two trends in the philosophical and religious teachings are considered from the point of view of symphonica. The principle, so called reprobation, corresponding to the ideological struggle in the period of Christianity as well as in other times is formulated. It contrasts to the principle of logical space expansion, which corresponds, in particular, to the synthetic paradigm in philosophy. The hope that an era of Unity will begin in the future is expressed.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА ЕДИНЕНИЯ»

УДК 1+2:1

Е.В. Рыльцев, кандидат философских наук e-mail: optimist120804@yandex.ru

ЭПОХА ЕДИНЕНИЯ

В статье развиваются идеи симфоники - методологии единения. Рассматриваются яркие примеры идейной борьбы во II-IV веках: непримиримые высказывания апологетов о Язычестве, а языческих философов - о Христианстве. Далее рассматривается одно из достижений русской культуры XX-XXI веков - синтетическая парадигма в философии, разработанная Д.В. Пивоваровым. Она выражает противоположную тенденцию - стремление объединить в единое целое различные идеи, подходы, концепции.

Две тенденции в отношении к философским и религиозным учениям исследуются с точки зрения симфоники. Формулируется принцип, которому соответствует идейная борьба в период становления Христианства и в другие эпохи; его можно назвать принципом отвержения. Ему противопоставляется принцип расширения логического пространства, которому соответствует, в частности, синтетическая парадигма в философии. Высказывается надежда на то, что в будущем наступит эпоха Единения.

Ключевые слова: апологет, концепция, синтез, парадигма, симфоника.

В истории культуры известны различные подходы к религиозным и философским учениям. Наиболее яркими были две тенденции. Одна являлась господствующей - мыслители отвергали все идеи из учений, отличных от их родного учения, и эти идеи казались им чуждыми и бессмысленными. Другая тенденция проявлялась в гораздо меньшей степени - мыслители-провидцы стремились сплести в единое гармоничное целое идеи, которые большинству людей казались несовместимыми.

В наше время, когда угроза самоуничтожения Человечества стала реальной, важно определить, какой тенденции следует отдать предпочтение. Мы постараемся ответить на этот вопрос, используя несколько ярких примеров.

Иустин Мученик против иудеев

Однажды в Эфесе на пути из Сирии в Рим христианский философ Иустин (около 100-165) в ожидании корабля прогуливался по аллее. К нему подошел незнакомец, окруженный восторженными учениками. Им оказался известный раввин по имени Трифон. Завязалась оживленная беседа. Она и составила содержание произведения Иустина «Разговор с Трифоном иудеем».

Оба мыслителя выразили обоюдные теплые чувства, но при этом в крайне резких выражениях отзывались о чуждых им религиозных взглядах. Если верить Иустину, такое начало беседе положил Трифон: «...вы, христиане, приняли ложный слух и вообразили себе какого-то Христа и ради Его так безрассудно губите вашу жизнь» [1, с. 157]. И своему новому другу он дает совет: «. сперва прими обрезание, потом, как узаконено, соблюдай субботу и праздники и новомесячия Божии и вообще исполняй все, написанное в законе, и тогда, может быть, тебе будет милость от Бога» [1, с. 157].

Иустин в долгу не остается. Он бросает обвинения иудеям: «. вы - причина несправедливости не только вашей собственной, но и всех других людей»

[1, с. 170]. «... народ ваш нечестивый и больной душою ...» [1, с. 189]. «... Бог за вашу злобу скрыл от вас способность разуметь премудрость, заключающуюся в словах Его.» [1, с. 232]. «... вы никогда не показывали доброго расположения и любви ни к Богу, ни к пророкам, ни к себе самим, но, как известно, вы всегда оказывались идолослужителями и убийцами праведников ...» [1, с. 304]. «... вы, судимые от Господа тем же самым судом, вы гораздо более дадите отчета за свои великие дерзости - за худые ли дела, или за лживые и превратные толкования ваши» [1, с. 337]. «... вы не мудры и не разумны, но жестоки и лукавы: вы мудры только делать зло, но вы бессильны познать сокровенную волю Божию и верный завет Господа, или найти вечные пути» [1, с. 350].

Если верить Иустину, его речь оказывает поразительное воздействие на Трифона. После каждого рассуждения раввин с легкостью принимает точку зрения христианина и отказывается от своей прежней.

По окончании долгого разговора, в котором Иу-стин, не стесняясь в выборе выражений, множество раз подвергал учение иудеев уничижительной критике, Трифон признает, что беседа оказалась для него очень полезной, а скорое отплытие христианского друга и неизбежная разлука делают невозможными ежедневные плодотворные встречи.

Иустина, казненного римским префектом, Христианская Церковь окрестила почетным прозвищем Мученик.

Минуций Феликс против язычников

От Минуция Феликса (конец II - начало III века) потомкам досталось произведение «Октавий». Оно повествует о том, как однажды трое молодых людей по живописной дороге вдоль берега моря совершали пешее путешествие из Рима в Остию, расположенную недалеко от вечного города. Это были язычник Цецилий и два его друга: христиане

Октавий и сам автор, Минуций Феликс. Когда они подходили к статуе Сераписа, Цецилий приветствовал языческого бога и тем навлек на себя упреки. Друзья решили провести словесный поединок и выяснить, чья религия является истинной.

Первое слово берет молодой язычник, и его устами автор излагает рассуждения, которые приводили враги Христианства во II веке. «... ужасные святилища этого нечестивого общества умножаются и наполняются по всему миру. Надо его совсем искоренить, уничтожить» [3, с. 552]. «Почему они не осмеливаются открыто говорить и свободно делать свои собрания если не потому, что то, что они почитают и так тщательно скрывают, достойно наказания или постыдно?» [3, с. 554]. «... они прибавляют и другие старушечьи басни: говорят, что после смерти опять возродятся к жизни из пепла и праха: и с непонятною уверенностью принимают эту ложь; подумаешь, что они уже в самом деле воскресли. Двойное зло, двойное безумие!» [3, с. 555]. Цецилий произносит яркую речь, убежденный в своей победе.

Слово берет Октавий и наголову разбивает все доводы своего соперника. Его устами глаголят христиане II века. Вот что он говорит о языческих религиях: «Есть лживые нечистые духи, ниспадшие с небесной чистоты в тину земных страстей. Эти духи лишились чистоты своей природы, осквернив себя пороками, и для утешения себя в несчастии -сами уже погибшие не перестают губить других, сами поврежденные стараются распространить гибельное заблуждение, и отчужденные от Бога усиливаются всех удалить от Бога, вводя между людьми ложные религии» [3, с. 574-575]. «Чего нам желать более, когда в наше время открылось познание истинного Бога? Будем пользоваться нашим благом, будем держаться правила истины; да прекратится суеверие, да посрамится нечестие, да торжествует истинная религия!» [3, с. 590].

Достается и философам: «Мы презираем гордость философов, которые, как мы знаем, были люди развращенные, прелюбодеи, тираны, которые так красноречиво говорили против пороков, которыми сами были заражены. Мы представляем мудрость не во внешнем виде, а в душе нашей; мы не говорим возвышенно, но живем так; мы хвалимся тем, что достигли того, чего те философы со всем усилием искали и не могли найти» [3, с. 589-590].

Цецилий сражен наповал, но он счастлив, поскольку освободился от заблуждений и обрел истину христианского учения. Друзья, радостные от такого завершения спора, отправились домой.

Тертуллиан против философов, язычников, еретиков

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (около 155 - после 220) начинает новую эпоху - прежде Христианская Церковь оборонялась, теперь наступает.

Тертуллиан не признает никаких отношений с инакомыслящими. Он обрушивает свой гнев на философов, язычников, еретиков. Он уверен, что философия чужда Христианству: «. с самого начала философы уклонились от источника мудрости, то есть страха Божьего» [8, с. 62]. «В любознательности нам нет нужды после Иисуса Христа, а в поисках истины - после Евангелия» [9, с. 109]. «Философы тогда глупы, когда стучат в двери истины» [10, с. 83]. «Как раз от философии сами-то ереси и получают подстрекательство» [9, с. 109].

Для язычников Тертуллиан так же не жалеет эпитетов: «Но что это я дивлюсь вашему безумию? Ведь зло и глупость, естественным образом соединившись и составив одно целое, находятся во власти одного и того же заблуждения» [8, с. 47]. То же высокомерное отношение и к еретикам: «Пусть еретики и не были бы врагами истины, пусть нам и не напоминали бы о необходимости избегать их, - [все равно], что пользы общаться с людьми, которые и сами признают, что до сих пор еще ищут? И если они действительно ищут до сих пор, значит, до сих пор не нашли ничего верного» [9, с. 113].

Цельс против христиан

Цельс был первым языческим автором, в трактате которого Христианство подверглось систематической критике. Это произведение носит название «Правдивое слово» (написано, видимо, в 177-178 годах).

Цельс отзывается о Христианстве в уничижительном тоне: «Учение христиан варварского происхождения» [11, с. 270]. Согласно Цельсу, многое в нем невежественно: «Космогония христиан воистину совершенно нелепа; совершенно нелепо также их писание о происхождении людей, о сотворении человека «по образу божию», о том, как бог насадил «рай», как там проходила жизнь человека и о приключившейся беде, когда он за грех был изгнан и переселен «напротив сада наслаждений» [11, с. 313].

По словам Цельса, христиане верят, что негодяев ждет Царствие Божие. «Призывающие к участию в других, (нехристианских), таинствах возглашают: «У кого руки чисты и речь разумна» или «чья душа свободна от зла, кто прожил хорошо и справедливо», - это провозглашают те, кто обещают очищение грехов. Послушаем же, кого призывают эти. Кто грешник, говорят они, кто неразумен, кто недоразвит, попросту говоря, - кто негодяй, того ждет царство божие» [11, с. 289].

Столь же уничижительно Цельс отзывается об Иисусе Христе. Он отрицает Его Божественность и, говоря о Нем, не стесняется выражений: «. богом объявляете (человека), прожившего самую бесславную жизнь и умершего самой жалкой смертью» [11, с. 322]. Некоторые выражения Цельса об Иисусе Христе настолько вызывающи, что их даже неприлично приводить.

Порфирий против христиан

Великий философ-неоплатоник Порфирий (232/233 - между 301 и 305 годами) в трактате «Против христиан», от которого до наших дней дошла лишь малая часть, подвергает Новый Завет уничижительной критике. Исследуя «Илиаду» Гомера, он стремится в каждом образе раскрыть тайну, но в Священном Писании все события понимает только буквально. Порфирий осуждает Иисуса Христа за то, что Он освободил страждущего человека от бесов и вселил их в стадо свиней: «Ибо, если это действительно правда, а не, как мы доказываем, выдумка, то рассказ этот уличает Христа в большом грехе - что он, изгнав бесов из одного человека, наслал их на бессловесных свиней, напугал всякими страхами пастухов, заставил их бежать в смятении, без памяти и навести ужас на город слухами о происшедшем. ... А просто одного освободить от невидимых оков, чтоб незаметно наложить их на других, или благополучно избавить кое-кого от страхов, чтоб ввергнуть в страх других, - это нелепо; ибо это правильно будет назвать не исправлением зла, а злодеянием» [6, с. 370]. Рассуждая про Петра, Порфирий взывает: «Итак, если, как об этом рассказывают, он погряз в стольких пороках, то как не ужасаться при мысли, что он владеет ключами неба, связывает и разрешает, когда он сам одержим тысячами прегрешений!» [6, с. 378]. Но более всех достается Павлу: «. кто вчера облачался в тогу закона, а сегодня - евангелия, тот по справедливости и в личной и в общественной жизни - злодей и зловредный человек» [6, с. 379].

Мы видим, что Порфирий ищет нелепости в христианском учении, но не хочет признавать тех великих идей, которые поведали Человечеству Иисус Христос, Петр и Павел. Он не одобряет ни одной христианской идеи и находит против них одни только возражения. Совершенно справедливо отношение Порфирия к христианам оценивает А.Ф. Лосев: «. он выступал с такими возражениями против христианства, которые могут только удивлять своим несущественным характером» [2, с. 147].

Юлиан против христианского учения

Выдающийся римский император Флавий Клавдий Юлиан (332-363) провел религиозную реформу. Как мудрый правитель он учреждал терпимость ко всем религиям, и Христианство не составляло исключение. Но как философ Юлиан подверг его учение суровой критике. До наших дней дошла почти вся первая книга и скудные отрывки из двух других книг его произведения «Против христиан».

По мысли Юлиана, «Бытие» говорит о том, что Бог не создал ничего бестелесного. «. Моисей ничего не решился сказать о происхождении или сотворении духа; он только говорит: «И дух божий носился над поверхностью воды»; а изначален ли он или рожден - этого он не разъясняет нисколько» [12, с. 402]. И далее: «... Моисей не говорит, что

бездна, тьма и вода созданы богом. А ведь раз он говорит о свете, что он явился по приказу бога, то следовало как-нибудь сказать и о тьме, и о бездне, и о воде. А он ничего вообще об их происхождении не говорит, хотя часто их упоминает. К тому же он не упоминает ни о происхождении, ни о сотворении ангелов, ни о том, каким образом они были обольщены, а говорит только о материальном, касающемся неба и земли; таким образом, согласно Моисею, бестелесного бог ничего не создал, а лишь упорядочил существовавшую до того материю» [12, с. 402-403].

Рассказ о первых людях Юлиан считает нелепым. «Бог у них говорит: «Нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему»; а она вообще оказалась ему вовсе не помощницей, а явилась причиной, что и он, и она сама были выброшены из рая. Это, конечно, совершенно нелепо. Разве мыслимо, чтобы бог не знал, что создаваемая им помощница послужит получившему ее не во благо, а во зло?» [12, с. 401].

Приведенные рассуждения о происхождении мира и о первых людях нельзя признавать близкими к истине, поскольку слова Священного Писания Юлиан понимает буквально, а такое толкование является весьма упрощенным. Древние произведения, и прежде всего, религиозные, имеют несколько уровней толкования. И действительно, Юлиан признает, что слова Библии могут нести с собой тайный смысл: «Итак, все это, насколько я понимаю, если только оно не заключает в себе тайного смысла, полно жестокой хулы против бога» [12, с. 401]. Но это признание не отталкивает Юлиана от грубой критики Священного Писания.

Христианская Церковь провозгласила Юлиана Отступником.

Синтетическая парадигма в философии

Мы рассмотрели примеры полного отвержения чуждых учений. Но в истории культуры существовала и противоположная тенденция - единение философских знаний. Одно из современных ее проявлений - синтетическая парадигма в философии, которую разработал великий русский философ Даниил Валентинович Пивоваров. Ему удавалось объединять в гармоничное целое, казалось бы, несовместимые подходы и концепции.

В статье «Проблема синтеза основных дефиниций культуры» Д.В. Пивоваров предлагает оригинальное определение культуры. Он поясняет, что в современной философии имеются три основных подхода к пониманию культуры - аксиологический, деятельностный и семиотический. Аксиологический подход распадается на два варианта. Первый предполагает, что существует единая общечеловеческая культура, которую символически можно представить в виде пирамиды мировых ценностей. Согласно второму варианту, никакой общечеловеческой культуры нет и быть не может. В деятель-

ностном подходе культура рассматривается как определенная совокупность схем деятельности. Наконец, при семиотическом подходе культура предстает как система информационных кодов. Пивоварову удалось гармонично соединить все три направления. Он пишет: «Понятие культуры, по-моему, более точно и «реалистично» определять как идеалообразующую сторону человеческой жизни. Эта дефиниция гораздо уже, чем упомянутые выше определения культуры. В ней фигурирует такая специфическая ценность, как идеал; производство идеалов и оперирование ими сопряжено с особыми формами деятельности; наконец, идеал, будучи одной из разновидностей символов, очень емко упаковывает в себе информационные коды приемлемого поведения» [4, с. 7].

Другим примером единения философских знаний является синтетическая концепция идеального, также разработанная Пивоваровым. С конца 70-х до середины 80-х годов XX века проходила теоретическая дискуссия между советскими философами по проблеме идеального и идеала. М.А. Лифшиц, Э.В. Ильенков и Д.И. Дубровский предложили свои концепции идеального.

Одно из трех философских открытий, относящихся к проблеме идеального, сделал Лифшиц. Человек, взаимодействуя с отдельными вещами, способен отражать в своем сознании их целостные, существенные свойства. Лифшиц пришел к выводу, что понятие совершенного предмета имеет онтологический смысл. Этот эталонный предмет, определяя схему практики, превращается в образ рода вещей, является его представителем. Например, если высыпать на стол горсть кристаллов горного хрусталя, то может оказаться такой, у которого природа завершила сотворение формы. Он будет прозрачным, со всеми гранями, без изъянов. Можно расположить остальные кристаллы по степени приближения к этому эталону. Второе открытие сделал Ильенков. Схема практики (например, алгоритмы, операции) считывает с предмета информацию об общем и отправляет в субъективный мир человека. Третье открытие принадлежит Дубровскому. Человек, взаимодействуя с отдельным предметом, при помощи головного мозга строит в своем сознании его образ и переносит его на все предметы того класса, к которому данный предмет принадлежит. Без такой деятельности мозга не может существовать идеальное.

Сложилось убеждение, что обобщить эти три концепции либо невозможно, либо маловероятно. Тем не менее, Пивоваров их гармонично объединяет. В статье «Синтетическая концепция идеального» он пишет: «Принципиальный синтез альтернативных концепций идеального можно произвести следующим образом. Идеальное есть особый, характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения общих и целостных харак-

теристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно не может быть сведено ни к телесности объективного эталона, ни к схеме действия с эталоном, ни к субъективному образу объективного мира.

Как способ отражения идеальное непременно предполагает взаимосвязь трех его «опорных пунктов», информационная связь между которыми осуществляется посредством: а) объективного эталона или его знака; б) сопряженной с эталоном схемы практического или умственного действия; в) субъективной способности человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящего за эталоном» [4, с. 25].

Итак, синтетическая парадигма в философии являет примеры того, как философский синтез соединяет достоинства разных учений и теорий. С его помощью можно, с одной стороны, получать знания нового качества, которого не было у конкурирующих учений и теорий, а с другой стороны, освобождать от ограниченности объединяемые части.

Противоборство философских учений

Подведем некоторые итоги сказанного. Мы видели, как апологеты Иустин, Минуций Феликс и Тертуллиан с воодушевлением защищают христианское учение, представляют его как высшую, Божественную мудрость, но не желают искать мудрости в Язычестве и язвительно о нем отзываются. Напротив, языческие философы Цельс, Порфирий и Юлиан с той же страстью и уничижением критикуют христианское учение и не желают видеть в нем величайшие идеи.

Если мы оставим Античность и перенесемся в более близкие к нам времена, то обнаружим похожую картину. Средневековые теологи полностью отвергают великие античные учения досократи-ков, стоиков, эпикурейцев, скептиков, но превозносят Аристотеля и в меньшей степени Платона и неоплатоников. Философы эпохи Возрождения низвергают философские учения Средневековья, обличают Аристотеля, зато возвышают Платона и неоплатоников. Философы Нового времени разрушают философские учения эпохи Возрождения, подвергают резкой критике Платона, Аристотеля и средневековых мыслителей, но возрождают атомизм Демокрита и номинализм Росцеллина. Еще больший нигилизм порождает эпоха постмодерна. Если же обратиться к истории религиозных учений, то там идейная война всех против всех достигает апогея. Однако на протяжении тех же веков пробивает себе дорогу противоположная тенденция -стремление искать в философских и религиозных учениях рациональные зерна и гармонично включать в родное учение. Яркие примеры являют восточная философия, философия неоплатоников, русская философия.

Принцип отвержения

Две противоположные тенденции в истории

культуры, о которых мы говорили, можно описать языком симфоники. Это новое направление философской мысли в последние несколько лет предложили Пивоваров и автор этих строк. Симфоника -методология единения [5, 7].

Философские и религиозные взгляды и апологетов, и противников Христианства, и всех тех мыслителей, которые отвергали и в настоящее время отвергают все идеи чуждых им учений, сознают они это или нет, подчиняются принципу, который можно назвать принципом отвержения.

Принцип отвержения. Любую идею из философских и религиозных учений, отличных от родного учения, следует отвергать и не допускать в индивидуальное и коллективное логическое пространство.

Индивидуальное логическое пространство формирует человек, коллективное - группа единомышленников: научная школа, церковь и тому подобное.

Нетрудно понять, насколько ущербным является подобное отношение к инакомыслию. Во-первых, чрезмерное восхваление родного учения не позволяет рассмотреть в нем противоречия и пороки. Во-вторых, заостренное внимание к порокам чуждого учения не позволяет увидеть в нем великие идеи.

Принцип расширения логического пространства

Принципу отвержения можно противопоста-

вить принцип расширения логического пространства.

Между различными процессами, явлениями, событиями, происходящими в Мире, действует великое множество связей, и каждая из них играет важную роль, а многие - существенную. Поэтому для истинного понимания событий, явлений и, главное - закономерностей Мира, каждому мыслящему человеку следует стремиться к рассмотрению наиширочайшей совокупности существующих связей, иными словами, к расширению индивидуального и коллективного логического пространства.

Принцип расширения логического пространства. Для успешного познания Мира мыслящему человеку следует постоянно расширять индивидуальное логическое пространство: изучать неизвестные научные теории, философские и религиозные учения, в том числе, мистические. При постижении каждой теории и каждого учения следует отделять истинные идеи от ложных, включать в индивидуальное и коллективное логическое пространство все те истинные идеи, которые гармонично вплетаются в эти пространства, и отвергать ложные и чуждые им.

Пусть же мыслители устремятся к взаимному обогащению идей. Пусть наступит эпоха Единения. Наша с вами задача - приблизить ее пришествие.

Литература

1. Иустин. Разговор с Трифоном иудеем / Иустин // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. - Т. 3. - Москва: В типографии Каткова и К°, 1862. - 380 с.

2. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 1 / А.Ф. Лосев. - Харьков: Фолио. -Москва: Изд-во АСТ, 2000. - 512 с.

3. Минуций Феликс. Октавий / Минуций Феликс // Ранние отцы Церкви. - Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1988. - 734 с.

4. Пивоваров, Д.В. Синтетическая парадигма в философии / Д.В. Пивоваров. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. - 536 с.

5. Пивоваров, Д.В., Рыльцев, Е.В. Симфоника как методология толерантного спора / Д.В. Пивоваров, Е.В. Рыльцев. - Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2009. - 154 с.

6. Порфирий. Против христиан / Порфирий // А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - Москва: Политиздат, 1990. - 479 с.

7. Рыльцев, Е.В. Метод логического древа / Е.В. Рыльцев // Диссонансы бытия: коллективная монография. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. - 148 с.

8. Тертуллиан, К.С.Ф. К язычникам / К.С.Ф. Тертуллиан. Избранные сочинения. - Москва: Издательская группа «Прогресс», Культура, 1994. - 448 с.

9. Тертуллиан, К.С.Ф. О прескрипции против еретиков / К.С.Ф. Тертуллиан. Избранные сочинения. -Москва: Издательская группа «Прогресс», Культура, 1994. - 448 с.

10. Тертуллиан, К.С.Ф. О свидетельстве души / К.С.Ф. Тертуллиан. Избранные сочинения. - Москва: Издательская группа «Прогресс», Культура, 1994. - 448 с.

11. Цельс. Правдивое слово / Цельс // А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - Москва: Политиздат, 1990. - 479 с.

12. Юлиан. Против христиан / Юлиан // А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - Москва: Политиздат, 1990. - 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.