УДК 576.89
ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЫБ В ИЛЬМЕНЯХ
НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
© 2010 А.Г. Чепурная
Астраханский государственный технический университет
Поступила в редакцию 05.05.2010
Обобщены результаты многолетних исследований (2003-2009 гг.) по паразитофауне рыб в ильменях Нижнего Поволжья. Фауна паразитов 13 видов рыб из 5 семейств представлена 99 видами, в том числе у культивируемых рыб - 51 видом. Доминировали паразиты с прямым циклом развития. Паразитоло-гическая ситуация в рыбохозяйственных водоемах дельты Волги остается напряженной.
Ключевые слова: рыбохозяйственные водоемы, паразитофауна рыб, цикл развития, патогенность, паразитологическая ситуация
Возрастающее антропогенное загрязнение Волго-Каспийского бассейна отрицательно влияет на различные сообщества гидробионтов, в том числе и на паразитов рыб, как сочленов биоценоза и может вызвать нарушение устойчивого равновесия в системе «паразит-хозяин» и распространение заболеваний среди рыб. В связи с этим эпизоотологический мониторинг - одно из важнейших звеньев при изучении экологического состояния водоемов дельты Волги. Рыбо-хозяйственное освоение ильменей дельты Волги как одно из перспективных направлений развития рыбоводства Астраханской области немыслимо без паразитологического мониторинга, так как паразиты рыб чутко реагируют на изменения условий среды обитания и могут быть использованы в качестве биоиндикаторов состояния водоема. Паразитофауна рыб в ильменях формируется за счет паразитов местных видов рыб, заходящих из реки Волги через протоки, ерики, а также за счет культивируемых рыб, вселяемых с целью наиболее полного использования кормовых ресурсов водоемов.
В настоящей работе обобщены результаты исследований (2003-2009 гг.) по паразитофауне рыб в ильменях, ильменях-прудах Астраханской области с целью оценки эпизоотической ситуации в водоемах, имеющих рыбохозяйственное значение.
Материалом для исследований служили культивируемые рыбы (белый и пестрый толстолобики, белый амур, карп, белуга, веслонос) и представители естественных популяций (окунь, щука, красноперка, густера, серебряный карась, линь, вобла). Сбор и обработку паразитологи-ческого материала проводили по общепринятым методикам [2]. Для определения видовой принадлежности паразитов использовали ключи и
Чепурная Алевтина Григорьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Аквакультура и водные биоресурсы». E-mail: [email protected]
рисунки определителей паразитов пресноводных рыб.
В результате исследования у рыб обнаружено 99 вид паразитов, в том числе у культивируемых рыб - 51 вид, относящихся к разным систематическим группам: жгутиконосцы - 3, споровики - 2, миксоспоридии - 14, ресничные инфузории - 19, моногенеи -14, трематоды - 19, цестоды - 8, нематоды - 6, скребни - 2, пиявки -1, рачки - 7, моллюски - 4. У исследуемых рыб доминировали паразиты с прямым циклом развития (простейшие, моногенеи, ракообразные, пиявки, моллюски).
Из жгутиконосцев в массовом количестве регистрировали Costia necatrix у культивируемых рыб и, как правило, костии нападали на рыб с низкой упитанностью. Появление костии на коже, карася, краснопёрки, воблы связано с колебанием РН водной среды. Жгутиконосцы Trypanosoma gracilis регистрировались в крови у карпа, красноперки, воблы у 20% исследуемых рыб в водоемах с повышенной заростаемостью высшей водной растительностью и обилием пиявок - промежуточных хозяев паразитов. Кок-цидии Goussia sinensis, G.cheni у толстолобиков в последние годы встречались единичны (1-5 экз., 30%).
Миксоспоридии, как организмы глубоко связанные с физиологией хозяина, при значительном изменении в экосистеме водоемов вызывают заболевания рыб. В последние годы видовой состав миксоспоридий сильно варьирует, из сообществ исчезают отдельные виды паразитов. У исследуемых рыб экстенсивность инвазии в среднем колеблется от 2% до 30% при единичном заражении. Наиболее часто у рыб встречаются представители сем. Myxsobolidae (род. Myxobolus). Богатый видовой состав отмечен у карповых рыб. В связи с антропогенным загрязнением водоемов в период паводка ксенобиотиками многие виды миксоспоридий
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №1(4), 2010
становятся опасными для промысловых и культивируемых видов рыб. В количественном отношении из миксоспоридий у линя на жабрах преобладали МухоЬо1ш ellipsoides, ТЪеЬЬапеПш руг1^эгш18, у щуки в гонадах регистрировали Henneguya oviperda, в мочевом пузыре -Myxidiuш 1ieberkuehni (100%). Для толстолобиков потенциальную опасность представляли МухоЬо1ш pav1ovskii, но численность их в ильменях по сравнению с прудами была ниже в 10 раз и составляла 10-15 цист на жаберную дугу. При отрицательном воздействии абиотических факторов среды большинство спор миксоспоридий были аномальными [5].
Наши исследования показали, что паразитарная система толстолобик -M.pav1ovskii является древней и глубоко адаптированной на всех этапах жизненного цикла [4]. Но при значительных изменениях в экосистеме прудов появляются новые необычные формы взаимоотношений между организмов хозяина и миксо-споридиями. Морфология спор M.pav1ovskii отличается от приведенных ранее описаний А.Х. Ахмерова [1] и других авторов. Типичной формой споры является овальная, отсутствует ярко выраженная иодофильная вакуоль. Цисты овальной или сигарообразной формы, меньше 1 мм. Установлено, что меристические признаки спор зависят от места созревания цист и размеров последних. Изменчивость касается и пластических признаков спор. Тщательный анализ собранных спор показал, что достаточно часто встречались споры аномальные: споры с одной, с тремя и даже четырьмя стрекательными капсулами, с отростками, многими другими отклонениями. Процент таких аномалий иногда был очень значителен (70%) и зависит от многих факторов, связанных как с хозяином, так и со средой его обитания. Атипичные споры отмечены и у других видов миксоспоридий. В условиях повышенной эвтрофикации водоемов, загрязнении прудов ксенобиотиками (в период паводка), количество аномальных спор резко возрастает [4, 5]. Согласно работам, зарубежных авторов [6] жизненный цикл миксоспоридий сложный - со сменой хозяев-олигохет. В наших исследованиях, вопрос о наличии промежуточного хозяина у миксоспоридий пока остается открытым, олигохеты играют роль транспортного хозяина. В кишечнике червей в течение длительного времени (до 1,5 месяца) споры M.pav1ovskii оставались без деструктивных изменений. Таким образом, полученные данные позволили установить, что комплексное воздействие природных и антропогенных факторов в низовьях Волги отражаются в первую очередь на составе сообществ миксоспоридий. Миксо-споридии являются хорошим показателем экологического состояния водоема и могут быть
использованы в качестве тест-организмов при оценке эпизоотической ситуации водоемов.
Ресничные инфузории, зарегистрированные у рыб качественно разнообразны. Патогенными видами для рыб и молоди являются инфузории Ichthyophthirius multifiliis и представители сем. Trichodinidae. Максимальная интенсивность инвазии I.multifiliis была зарегистрирована в весенний период на полоях, ильменях у красноперки (до 55 экз., 100%), у культивируемых рыб (карп, толстолобики, веслонос) составила 5 экз., 30%. Инфузории Trichodina nigra встречались на жабрах у карася в количестве до 100 экз. (100%). В летний период отмечается количественное обеднение инфузории р. Trichodina, Trichodinella, Tripartiella, но появляются в массовом количестве инфузории pp. Apiosoma, Epistylis, Scyphidia, как признак органического загрязнения водоемов. В весенне-летний период в прудах, ильменях с повышенной водной растительностью у белого амура регистрировали инфузории Balantidium ctenopharyngodonis в массовом количестве, у толстолобиков и белуги спорадически в летне-осенний период регистрировали сосущих инфузорий Capriniana piscium (до 40 экз., 30%).
Среди моногеней преобладали представители р.Dactylogyrus. В весенне-летний период отмечали заражения моногенеями карповых рыб разных возрастных групп (50%). Для карпа патогенными видами были моногенеи D.extensus, D.anchoratus, для белого амура - D. lamellatus, для пестрого толстолобика - D.aristichthys, для карася - D.intermedius, для красноперки D.difformis. Максимальные показатели инвазии выявлены в ильменях и полоях у карася и красноперки - 100экз. и 150 экз. соответственно видам рыб (100%). В летний период моногенеи Tetraonchus monenteron в массовом количестве регистрировали на жабрах щуки (110 экз., 100%). Наши данные согласуются с данными Н.А. Изюмовой [3], что численность моногеней зависит от факторов внешней среды (температура, pH, соленость, содержание органических веществ). В солоноватоводных ильменях наблюдается значительное обеднение видового состава и численности моногеней p.Dactylogyrus и доминируют диплозоиды pр.Paradiplozoon, Diplozoon, более стойкие к соленности. В закис-ленных водоемах мы отмечали увеличение численности моногеней p. Gyrodactylus (80%). Из специфичных могогеней у белуги регистрировали Diclybothrium armatum (20%).
Из ракообразных потенциальную опасность представляли 5 видов рачков. В последние годы в ильменях потенциальную опасность для растительноядных рыб представляют рачки р.Sinergasilus, для белуги, веслоноса - рачки Argulus foliacea, A.coregoni, для карповых рыб -рачки Lernaea elegans. Впервые у окуня
зарегистрированы рачки Lernanthropsis, который ранее встречался у пиленгаса. В 2004 году пиленгас был вселен в солоноватоводные ильмени дельты Волги.
Из паразитов со сложным циклом развития отмечено большое видовое разнообразие трематод, обусловленное высокой плотностью и огромным числом промежуточных хозяев-моллюсков. Максимальное число трематод зарегистрировано у густеры, воблы, красноперки, окуня. Выявлены патогенные виды трематод: Apophalus muelingi (у красноперки до 95 экз., 50%, у густеры до 442 экз., 40%) Rossicotrema donicum (у окуня до 200 экз., 50%). Заражение рыб трематодами p.Diplostomum варьирует у разных видов рыб. Высокая интенсивность заражения растительноядных рыб, белуги, веслоноса трематодами р.Diplostomum в ильменях-прудах была обусловлена большим количеством моллюсков и дифицитом ветви-стоусых рачков - элиминаторов церкарий трематод. Одним из распространенных видов трематод у рыб дельты Волги является Paracoenogonimus ovatus. Максимальная интенсивность инвазии была отмечена у воблы (50%), красноперки (80%), густеры (80%). Нематоды у исследуемых рыб в последние годы встречались единично. Потенциальную опасность для хищных рыб представляли Eustrongylides excisus (у окуня до 10экз., 30%; у щуки до 10экз., 20%), Cammalanus lacustris (у окуня до 10 экз., 50%).
Из цестод для карпа и растительноядных рыб в ильменях-прудах потенциально опасными являются цестоды Bothriocephalus gowkongensis, B.acheilognathi, дилепедиды, для растительноядных и красноперки - Ligula intestinalis, Digramma interrupta. В последние годы идет снижение численности представителей цестод, а также паразитических ракообразных, по-видимому численность зоопланктона имеет тенденцию к обеднению. Численность цестод, связанных в своем развитии с веслоногими рачками снизилась в 3 раза.
Выводы: в последние годы в водоемах дельты Волги отмечено качественное и количественное обеднение паразитофауны рыб. Отсутствие или резкое снижение отдельных систематических групп паразитов в отдельных водоемах указывает на неблагополучные гидрохимический и гидробиологический режимы водоемов. В фауне паразитов всех типов водоемов прослеживается господство лимнофильных форм паразитов. Осолонение, мелководье, обилие моллюсков, степень заиленности, высшая водная растительность, численность рыбоядных птиц в условиях ильменей приобретают первостепенное значение. В целом паразитологи-ческая ситуация в естественных водоемах дельты Волги остается напряженной, так как выявлено большое количество паразитов с прямым циклом развития, которые могут представлять опасность для водоемов, имеющих рыбохозяй-ственное значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахмеров, А.Х. О сопряженных видах нового рода миксоспоридий / Докл. АН СССР. - 1954. - Т.97, вып. 6. - С. 1001-1103.
2. Быховская-Павловская, И.Е. Паразиты рыб // Руководство по изучению. - Л.: Наука, 1985. - С. 121.
3. Изюмова, Н.А. Паразитофауна рыб водохранилища. - Л.: Наука, 1977. - 284 с.
4. Чепурная, А.Г. Миксоболез толстолобиков (биология возбудителя, эпизоотология, профилактика). Автореф. канд. дисс. - С-Петербург, 1994. -25 с.
5. Чепурная, А.Г. Паразитологический мониторинг водоемов в районе действия Астраханского газового комплекса // Сб. докл. Вестник АГТУ -1998.- С. 95-98.
6. Wolf, K. Biology contravenes taxonomy in the Myxozoa: new discoveries show alternation of invertebrate and vertebrate hosts / K. Wolf, M.E. Markiw // Science. - 1984. - V. 225. - P. 14491452.
EPIZOOTOLOGICAL MONITORING OF FISHES IN ILMENS OF LOWER VOLGA REGION
© 2010 AG. Chepumaya Astrakhan State Technical University
Results of paleocrystic researches (2003-2009) on fishes parasite fauna in ilmens of Lower Volga region are generalized. The parasites fauna of 13 kinds of fishes from 5 families is presented by 99 kinds, including at cultivated fishes - 51 kinds. Parasites dominated with direct cycle of development. Parasitological situation in fisheries reservoirs of Volga delta remains intense.
Key words: fisheries reservoirs, parasite fauna offishes, cycle of development, disease-inciting power, parasitological situation
Alevtina Chepurnaya, Candidate of Biology, Associate Professor at the Department "Aquaculture and WaterBioresources". E-mail: [email protected]