УДК 576.89+59 ББК 28.083+28.693.32
ЭПИЗООТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОЗЕРА ЯКТЫ-КУЛЬ Дьяченко И.П., Биккинин Р.Ф., Биккинин А.Р.
В статье приводятся результаты исследования паразитофауны рыб в глубоководном оз. Якты-куль. Анализируется зависимость видового состава паразитов, экстенсивности и интенсивности инвазии ими от экологической ситуации в водоеме. У исследованных рыб не обнаружены протозойные паразиты, моногенетические сосальщики, скребни и пиявки. В то же время, у аборигенных видов отмечается увеличение интенсивности инвазии некоторыми видами трематод и рачком Ergasilus sieboldi.
Как известно, болезни рыб в естественных водоемах - одно из последствий ухудшения экологической ситуации. Эта связь может быть как прямой, так и опосредованной. Дело в том, что в любой среде, в том числе и в водоемах, обычно присутствуют возбудители различных заболеваний, представляющих потенциальную опасность для водных животных. В благоприятных для рыб условиях водоема они оказывают слабое воздействие на ихтиофауну и не приводят к эпизоотиям. При этом нужно учитывать то, что при всех прочих условиях характер заболеваний зависит от некоторых естественных причин, например, от возраста рыб. Так, эргазилез у пеляди поражает старшие возрастные группы, так что даже в нормальных условиях интенсивность инвазии может достигать таких размеров, что приводит к гибели рыб, а краснуха карпов развивается обычно не ранее, чем на втором году жизни рыб [1,2]. В то же время, у сигов, акклиматизированных в Прибалтике, паразитические инфузории (ихтиофтириус, триходины, хилодон) найдены только у личинок, а диплостоматиды - лишь у сеголеток рыб [3].
Отчетливая связь наблюдается также между качеством пищи, составом кормовых объектов, среди которых могут быть или отсутствовать промежуточные хозяева гельминтов, и характером заболевания рыб.
И тем не менее, видимо, главным фактором, определяющим глубину поражения рыб различными заболеваниями, в том числе и инфекционными, следует считать ухудшение качества среды, вызываемое нарушением экологической обстановки в водоеме. К примеру, дефицит кислорода как следствие органического загрязнения водоема, сопровождается как прямой асфиксией рыб (заморы), так и ослаблением их общей сопротивляемости болезням. Он провоцирует повышенную гибель рыб, зараженных паразитическими червями, что доказано, например, на окунях, инвазированных плеро-церкоидами цестоды Triaenophorus nodulosus. Почти то же самое можно сказать об аргулёзе. Именно при нехватке кислорода в воде резко возрастает численность его возбудителя - карпоеда Argulus foliaceus, что в отдельных случаях приводит к гибели рыб, на которых он поселяется (лещ, карп, судак, окунь и др.) [1].
Органические загрязнения воды представляют большую опасность, особенно в условиях летних повышенных температур, грозящих массовым бранхиомикозом, инфекционным язвенным некрозом кожи лососевых.
Повышение трофности водоемов, связанное с поступлением органики, приводит к массовому развитию фитопланктона и «цветению» воды, что грозит не только опасностью ночных заморов рыб из-за локального дефицита кислорода, но и насыщением воды токсинами, ингибирующими жизнедеятельность рыб. Эти соединения выделяются многими формами синезеленых водорослей, вызывающих «цветение».
Вместе с тем, хорошо известна и другая тенденция в условиях высокой антропогенной нагрузки на водоемы, когда в результате трансформации гидробиоценозов может наступить и обеднение фауны ихтиопаразитов в качественном и в количественном отношениях, и. соответственно, изменение статуса паразитарного комплекса водной экосистемы [4]. Отрицательному воздействию токсикантов (в том числе тяжелые металлы, нефтепродукты, хозяйственно-бытовые стоки) подвержены все группы паразитов, но, прежде всего, их ощущают на себе эктопаразитические инфузории, жгутиконосцы, гиродактилиды. Установлено, что причина такого положения заключается не только в прямой гибели наружных паразитов. Она обуславливается также сокращением численности или даже полным выпадением из состава гидрофауны некоторых беспозвоночных животных, служащих промежуточными хозяевами многих гельминтов. При этом в отличие от эндопаразитов, эктопаразиты, в том числе и моногенеи, несколько иначе реагируют на состояние внешней среды.
При антропогенном эвтрофировании водоёмов, как правило, происходит обеднение качественного (видового) и количественного состава фауны этих организмов [5,6,7]. В этом отношении весьма показательны иллюстрации, приводимые Е.А.Богдановой[3]. Она отмечает, что в Ладожском озере в 30-е годы прошлого века у отдельных видов рыб спектр паразитов состоял из 21-26 видов, а в 80-е годы он сократился до 5 - 6 видов. В Умбо-зере, также относящемся к крупным водоемам северо-западной группы озер европейской части России, у сига и хариуса сейчас обнаруживаются из эктопаразитов только единичные особи дискокоти-лид. Названным автором это связывается с изменением химического состава воды в озерах, а также повышением содержания в ней твердых взвесей. Вместе с тем, им отмечается, что ряд видов паразитов, среди которых названы возбудители миксобо-лиоза, аргулеза, некоторых форм дискокотилезов, обладает высокой токсикорезистентностью.
60
раздел БИОЛОГИЯ и МЕДИЦИНА
По данным исследований Г.Ф.Костарёва и С.Г.Ерёменко [9] слабое заражение леща нематодами в Камском водохранилище является следствием низкой численности или отсутствия промежуточных хозяев - хирономид, моллюсков, некоторых видов копепод. По причине отсутствия рачка Asel-1ш адиаИсш у леща не обнаружены скребни.
В отдельных публикациях указывается на явную связь эпизоотической обстановки с уровнем
минерализации воды [8]. Например, неблагополучными по диплостомозу акклиматизированных в озерах Тюменской области сиговых (пелядь, чир, муксун, омуль) оказались среднеминерализованные озера (сумма ионов составляет 200-400 мг/л). Если же общее количество ионов превышает 1000 мг/л, сиги обычно не заражаются многими паразитами, в том числе триходинами, тилодельфисами, котилю-русами, протеоцефалюсом, карповой вошью.
Состав паразитов рыб озера Якты-куль
№ п/п Название паразита Сиг Пелядь' -1 Щука Плотва Ерш Окунь
1 Chloromyxum sp. 3 / -
2 Myxidium lieberkühni Много/-
3 M. rhodei 42/ -
4 Myxobolus cycloides 25/ -
5 M. oeesus 71/ -
6 M. pseudodispar 3 / -
7 Henneguya psorospermica 1 / -
8 H. creplini 3 / - 6/ 1
9 Trichodina urinaria 6/ -
10 T. percae 5/ 1
11 T. rostrata 0,2/-
12 Trichodina sp. 8/ 1
13 Trichodinella epizootica 2 / - 3 / -
14 Apiosoma companulatum 5 / -
15 A.minimicronucleatum 1 / -
16 Epistylis lwoffi 1 / - 1/ -
17 Capriniana piscium 1 / - 2 / - 3/-
18 Ichthyophthirius multifiliis 3 / -
19 Dactylogyrus sp. до 104/- 32/-
20 Gyrodactylus cernuae 10/-
21 G.wageneri scardini 6 / -
22 Sanguinicola volgensis 1 / -
23 Bunodera luciopercae 6 / - 7 / - 31/8
24 Diplostomum spathaceum 1 / - 10 / - - / 2
25 D. paracaudum 1 / -
26 D. commutatum 2 / - 4 / 11 8 / - - / -
27 D. baeri 5 / - 5/ 1
28 Ichthyocotylurus pileatus 1 / 1 12/7
29 I. platycephalus 1/12 7 /8
30 Tylodelphys clavata 1 / - 7 / - 2 /1
31 Triaenophorus nodulosus 10 / 1
32 Proteocephalus exiguus - / 3
33 Rhaphidascaris acus - / 1 70 / - 15 / 1 2 / -
34 Philometra abdominalis - / 1
35 Pomphorhynchus laevis - / 1
36 Piscicola geometra 1 / - 1 / -
37 Ergasilus sieboldi 2/ 4 - / 2 1 / 2 2 / 1 16/31 9/>90
38 Argulus foliaceus 1 / - 3 / - 2 / 1 2 / -
39 Saprolegnia parasitica - / +
Всего видов и форм паразитов 4/ 3 1 / 2 11 / 2 15 / 6 18 / 4 12 / 9
(в числителе - показатель средней интенсивности инвазии в 1976 г., в знамаенателе - в 2004 г.) *- информация за 1970-е годы приводится по данным В.В.Кашковского (1979)
Учитывая вышеприведенные соображения, можно в целом сказать, что результаты ихтиопато-логических исследований могут быть использованы в качестве одного из аргументов при проведении индикации качества среды, объективно свидетельствующих о состоянии водной экосистемы. Сопос-
тавление материалов паразитологического обследования 6 видов ихтиофауны озера Яктыкуль, полученных нами в июле 2004 г., с соответствующими данными Уральского отделения ГосНИОРХ за май-июнь 1976 года свидетельствует о правомочности таких аналогий. Во всяком случае, отчет-
ливо вырисовывается определенная тенденция в динамике качественного и количественного составов паразитофауны рыб этого водоема (см. таблицу).
Из материалов таблицы видно, что ихтиопара-зитологическая обстановка в озере имеет отчетливо выраженную динамику в сторону качественного и количественного сокращения возбудителей различных паразитарных заболеваний рыб. Общее число видов паразитов у 6 обследованных видов в 1976 г. составляло 39 наименований, а в 2004 г. их осталось только 14.
Наименее инвазированными остались сиговые рыбы, а у пеляди набор паразитов даже увеличился с 1 до 2 видов. Не очень резко сократился перечень видов паразитов у сига (с 4 до 3 видов) и у окуня (с 12 до 9 видов). Наибольшей редукции подвергся спектр паразитов у щуки (в 5,5 раз - с 11 до 2 видов) и у ерша (в 4,5 раза - с 18 до 4 видов). Очень заметное сокращение произошло также у плотвы (в 2,5 раза - с 15 до 6 видов).
У наименее подверженных заражению представителей семейства сиговых количество видов паразитов не превышало 4 во все годы наблюдений. В то же время, видовой спектр паразитов изменился кардинально. Неизменным оказалась только зараженность сига и пеляди эргазилюсом.
Обращает на себя внимание факт освобождения рыб в настоящее время от протозойных паразитов - как наружных (апиосома, миксоболюсы, три-хофрия), так и поражающих различные внутренние органы (ихтиофтириус, хлоромикс, миксидиумы). Лишь некоторые простейшие - миксоспоридии (Henneguja creplini) и триходины (Trichodina percae, T.sp.) в незначительной концентрации найдены у окуня ив 1976 г., ив 2004 г., причем интенсивность инвазии ими снизилась, соответственно, с 6 - 8 экз. до 1 экз.
В настоящее время нами не обнаружены моно-генетические сосальщики (дактилогирусы, гиро-
дактилусы и др.), рыбья пиявка и некоторые другие формы паразитов. В то же время, сейчас остается существенной, а в некоторых случаях и превысила прежний уровень инвазированность трематодами -возбудителями диплостомозов и тетракотилезов, что особенно заметно на окуневых (ерш, окунь).
Еще более отчетлива тенденция к интенсификации заражения паразитическим рачком Ergasilus sieboldi всех обследованных видов рыб. Летом 2004 г. интенсивность инвазии 4 видов превышала таковую в 1976 г. от 2 до 10 раз, а у пеляди зараженность эргазилусом вообще была обнаружена впервые. Здесь следует отметить, что в сильно загрязненных (полисапробных водах) этот вид паразитических ракообразных отсутствует [10].
Подводя итог работам по исследованию эпи-зоотологического состояния озера Якты-куль, можно сказать, что как в 70-е годы прошлого столетия, так и в настоящее время наиболее подверженными заражению паразитами являются виды рыб аборигенной ихтиофауны. В значительно меньшей степени паразитарным заболеваниям поддаются ин-тродуцированные виды рыб семейства сиговых -пелядь и сиг.
Этот факт можно связать с их приуроченностью к глубоководной зоне озера с низкой температурой воды. В целом, эпизоотологическое состояние озера остается удовлетворительным, причем по большинству видов паразитов наблюдается тенденция к снижению угрозы массовых паразитарных заболеваний рыб.
Из состава паразитофауны водоёма за прошедшее время практически выпали возбудители протозойных заболеваний, не обнаружены моноге-нетические сосальщики, скребни и пиявки. В то же время отмечается возросший уровень инвазирован-ности трематодами и паразитическим рачком Er-gasilus sieboldi.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэр О.Н., Мусселиус В.А., Николаева В.М., Стрелков Ю.А. Ихтиопатология. М.: Пищевая промышленность, 1977. 431с.
2. Бауэр О.Н., Мусселиус В.А., Стрелков Ю.А. Болезни прудовых рыб. М.: Лесная и пищевая промышленность, 1981. 319с.
3. Богданова Е.А. Экологическая характеристика паразитофауны рыб в различных районах Ладожского озера в условиях реконструкции его гидробиоценозов // Труды ГосНИОРХ. 1988. Вып. 285. С.33-44.
4. Ромашов Б.В. Особенности экологии гельминтов в условиях антропопрессии // Факторы регуляции популяционных процессов у гельминтов. М., 1990. С.112-114.
5. Богданова Е. А. Паразитофауна рыб меняется // Рыбное хозяйство. 1991. № 6. С.47-49.
6. Жарикова Т.И. Использование моногеней рода Бас1у1о^гш для изучения состояния популяций рыб методом паразитологической индикации // Биол.внутр.вод: Информ.бюлл. 1992. № 93. С.77-81.
7. Жохов А.Е. Влияние химического загрязнения воды на гельминтологическую ситуацию в водоёмах . Автореф. канд. дис. М., 1988. 20с.
8. Кашковский В.В. Паразиты сиговых рыб Южного, Среднего Урала и Зауралья // Труды Уральского отд. ГосНИОРХ. 1979. Вып. 10. С.145-151.
9. Костарёв Г.Ф., Ерёменко С.Г. Паразитофауна и болезни рыб Камского водохранилища в устье р.Черная // Экология гидробионтов водоёмов западного Урала. Пермь, 1988. С.161-170.
10. Былинкина А.А., Васильева М.И. Герасимова Ю.В. и др. Современная экологическая ситуация в Рыбинском и Горьковском водохранилищах: состояние биологических сообществ и перспективы рыборазведения. Ярославль: БОРОК РАН, 2000. 283с.
Поступила в редакцию 19.04.06 г.