Научная статья на тему 'Эпизоды Первой мировой войны (из рукописи надворного советника Ф. С. Гончарова)'

Эпизоды Первой мировой войны (из рукописи надворного советника Ф. С. Гончарова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / МОБИЛИЗАЦИЯ / MOBILIZATION / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / PUBLIC MOODS / RAILWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цветков Василий Жанович

Публикация извлечения из воспоминаний инженера путей сообщения надворного советника Ф.С. Гончарова о событиях Первой мировой войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The episodes of the First World War (from the manuscript of court councilor F.S.Goncharova)

The publication of extracts from the memoirs of a railway engineer court counselor FS Goncharova about the events of World War I

Текст научной работы на тему «Эпизоды Первой мировой войны (из рукописи надворного советника Ф. С. Гончарова)»

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Свидетельства и документы

ЭПИЗОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Из рукописи надворного советника Ф.С. Гончарова)

Публикация подготовлена:

Цветков Василий Жанович, доктор исторических наук, Московский педагогический государственный университет

Среди разнообразных источников по истории Первой мировой войны особое место занимают материалы частного характера, которые принадлежали непосредственным участникам и очевидцам событий. Подчас в них можно найти описания фактов, пусть и эпизодических, но отражение которых отсутствует в официальных документах. К тому же в подобных материалах нередко содержатся ценные психологические зарисовки, характеристики и оценки, позволяющие глубже понять и более точно оценить происходившие события.

Все это делает актуальным их извлечение из семейных архивов и частных коллекций, где они, как правило, хранятся, и последующую публикацию для обеспечения широкого к ним доступа исследователей. К таким материалам относится и рукопись Ф.С. Гончарова из личного архива В.Ж. Цветкова.

Филипп Семенович Гончаров (прадед публикатора), имевший гражданский чин надворного советника, что соответствовало чину подполковника в армии, был по

Ф.С. Гончаров. 1915 г.

- 321 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Свидетельства и документы

специальности инженером путей сообщения. Им был написан текст воспоминаний, охватывающий период со второй половины XIX столетия до окончания Великой Отечественной войны. Частью этого текста и является публикуемый отрывок, касающийся периода Первой мировой войны, когда Ф.С. Гончаров занимал должность начальника Виленского участка пути Петроградско-Варшавской железной дороги. В отрывке отражены несколько эпизодов, связанных с началом войны и эвакуацией Виленской губернии в 1914/15 гг., а также события, относящиеся к зиме 1916/17 гг. Рукопись носит характер семейной хроники, поэтому общественно значимые эпизоды приводятся в ней как некий «фон» семейных событий. И все же они дают представление о существовавшем в сознании современников восприятии войны, представление о том, что принято называть «духом эпохи».

Записи сделаны Гончаровым уже в советское время (в 1945-1955 гг.), по памяти. По годам или иным периодам текст не разбит. Даты приведены по старому стилю. Примечательно, что о себе и о своей семье автор писал в третьем лице.

Текст публикуется с незначительными сокращениями, отмеченными отточиями. Купирован материал, не имеющий непосредственного отношения к войне и касающийся личной жизни автора.

Из воспоминаний Ф.С. Гончарова

1914 год ознаменовался началом Первой мировой войны. Война эта произошла не по какой-нибудь случайной причине. Она явилась, как разряд энергии, накопленной теми, кому война эта тогда была нужна. К ней Германия готовилась около сорока лет. Ожидался лишь повод для совместного военного выступления Германии и Австрии, причем первой должна была выступить Австрия. Эта «лоскутная» Империя трещала по всем швам под напором разноплеменных искусственно спаянных внутренних сил. В 1914 году явился основательный повод для начала войны.

В Сараево хорват, гимназист последнего класса, по фамилии Принцип, убил эрцгерцога австрийского Фердинанда за то, что последний притеснял сербов, хорватов и другие славянские народности. Австро-Венгрия решила объявить войну Сербии, обвиняя ее в организации этого убийства. Россия взяла Сербию под свою защиту. Германия стала на сторону Австрии. Германия и Россия не договорились разрешить конфликт мирным путем, и война неизбежно должна была разразиться1.

1 Здесь отражена распространенная в 1914 г. официальная позиция по вопросу о причинах начала войны.

- 322 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Свидетельства и документы

Вечером 18 июня Гончаровы со знакомыми были в Новозыбковском летнем театре на спектакле. Странное явление заметили они во время одного из действий в театре. Наиболее видные представители местной власти, чиновники и военные один за другим начали выходить из театра, не дождавшись даже окончания действия. Когда оно окончилось, Гончаровы вышли в фойе. Каково же было их удивление, когда они прочли вывешенное там объявление о том, что по Высочайшему Повелению объявляется мобилизация и что первым днем мобилизации назначается 18 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года. Дрогнуло сердце Филиппа. Немедленно Гончаровы на извещение отправились домой. Филипп знал, что в конторе участка он найдет телеграмму по адресу № 1 об объявлении мобилизации железных дорог. Так это и случилось. Тотчас же он открыл несгораемый ящик с мобилизационными документами, вынул оттуда и вскрыл пакет с сургучными печатями, извлек из него соответствующие документы и проделал с ними все, что в этих случаях по инструкции надлежит произвести.

В разные концы участка выехали с ближайшими поездами Гончаров и его помощники, чтобы руководить работами по приведению участка в состояние мобилизационной готовности для следования поездов по воинскому графику. Наутро двинулись воинские эшелоны2.

Население овациями и подарками встречало на вокзале и вдоль пути следования несчастных солдат, которых немцы будут стараться возможно успешнее истреблять или забирать в плен. Для успеха этого немало потрудилось и русское военное министерство, и придворные сферы, окружавшие жену Николая II Алису Гессенскую, молившую Бога, чтобы война окончилась успешно для немцев3.

С первых же дней войны у русских солдат стало не хватать патронов для винтовок. Снаряды, изготовленные в Австрии по нашим заказам, но не по русским, а по австрийским образцам, не подходили для наших орудий. Изменники, вроде полковника Мясоедова4, шныряли у фронта, поддерживая связь с немецким командованием... Солдаты погибали, угонялись в плен. Немцы занимали русские

2 Город Новозыбков был близок к так называемому «передовому театру» военных действий и через него должны были проходить воинские эшелоны, следующие, согласно мобилизационному расписанию, к западной границе Российской империи.

3 Автор выразил распространенные в тот период в обществе взгляды.

4 Мясоедов Сергей Николаевич (1865-1915), полковник. С 1894 г., на службе в Отдельном корпусе жандармов, занимал должность начальника железнодорожного жандармского отделения на пограничной станции Вержболово. Был знаком со многими немецкими чиновниками. С 1911 г. служил в Военном министерстве. В 1912 г. был впервые обвинен в шпионаже в пользу Германии депутатом Государственной думы А.И. Гучковым. Расследование не подтвердило, однако, этих обвинений. После начала Первой мировой войны Мясоедов состоял на службе в штабе 10-й армии. В феврале 1915 г. был арестован контрразведкой по обвинению в шпионаже и мародерстве и, несмотря на слабость доказательной базы, был приговорен в марте 1915 г. к смертной казни.

- 323 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Свидетельства и документы

земли. Русское общество по собственной инициативе делало все возможное, чтобы облегчить положение армии, не получая никакой поддержки со стороны власти.

Филиппу Гончарову пришлось тоже взять на себя некоторую нагрузку в связи с тем, что в армию было призвано несколько преподавателей местного реального училища из числа офицеров запаса. По просьбе директора этого училища Гончаров взял на себя (без ведома своего начальства) преподавание в некоторых классах алгебры, геометрии и тригонометрии. Это занятие отняло у него немало времени сверх текущей работы по управлению участком. Учебный 1914/1915 год у него окончился успешно, за что он и получил благодарность от директора.

В начале лета 1915 года Управление дороги предложила Гончарову перевод на должность начальника Виленского участка пути. Он с удовольствием согласился на этот перевод в Вильну, о чем он давно мечтал.

Гончаровы прибыли в Вильну в 1915 году. В то время они не прочь были навсегда остаться в этом большом городе... Гончаров получил в Вильне казенную квартиру в отдельном особняке в десять комнат с двумя террасами. При доме были всякие службы, включая прачечную, конюшню, каретник и проч. Дом расположен был в живописной гористой местности. К несчастью, однако, не ко времени пришлось все это для Гончаровых.

В начале лета 1915 года Гончаровы поселились в Вильне, а через два месяца немцы начали уже угрожать ей. С тяжелым сердцем пришлось Филиппу эвакуировать семью с вещами из Вильны в Глухов на родину жены. Через месяц, в начале сентября, пришлось покинуть Вильну и самому Филиппу и выехать из нее с одним из последних поездов. За два дня до отъезда ночью был первый налет на Вильну немецкого дирижабля «Граф Цепеллин». Налеты аэропланов бывали и раньше. Происходили они обыкновенно днем в ясную погоду по нескольку раз в день, серебристые «Таубе» прилетали небольшими группами и бросали бомбы. Налет же «Цепеллина» был произведен только один раз. Одна его бомба упала в сад при квартире Филиппа. От взрыва этой бомбы образовалась воронка диаметром около трех метров и глубиной около одного метра. Такова была разрушительная сила авиабомб этого времени. Эвакуация из Вильны сопряжена была с большими затруднениями. Поезда следовали «в ленту», то есть один вслед за другим с промежутками между ними в несколько десятков метров. Так как пути по станциям были забиты поездами, то на перегонах поезда простаивали по полсуток и более. Вдоль пути ночью видно было вдали зарево подожженных деревень. Небо прорезывалось лучами прожекторов. Отчетливо слышна была канонада со стороны фронта. По станциям устроены были круглые брезентовые палатки для раненых, подвозимых непосредственно с фронта на повозках. Более легко раненые сами [шли] пешком в эти полевые «госпитали».

- 324 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Свидетельства и документы

На одной из станций, когда на путях стояли поезда в ожидании дальнейшего отправления, появился над ними немецкий аэроплан. Пассажиры бросились в сторону от станции. Аэроплан последовал за ними и стал бросать бомбочки, меняя направление вслед за метавшимися из стороны в сторону людьми. Устав бегать, люди в разных местах полегли на землю. Полетав еще некоторое время, аэроплан скрылся. Чувствовалось, что если бы поезда задержались в пути еще некоторое время, то неизбежно были бы отрезаны немцами. Кое-как Гончарову со своими поездами удалось выбраться из опасных мест.

Прибыв в Гомель, куда к тому времени управление дороги переехало из Вильны, Гончаров получил распоряжение отправляться в Брянск и оставаться там до особого распоряжения. В дальнейшем начальство использовало Филиппа для разных поручений. Ему приходилось ездить на базы эвакуированного железнодорожного имущества. Разъезжал ли он и по городам юга России (Харьков, Мариуполь, Екатеринослав, Бахмут и другие) для закупки всевозможных строительных материалов, так как нормальное снабжение ими дорог с первых лет войны оказалось нарушенным...

Наступила зима 1916/1917 гг. Из газет Филипп узнал о смерти весьма близкого к царской семье человека. Филипп, как и многие другие, сразу же понял, что речь идет о смерти Григория Распутина. Позднее стало известно, что Распутин был убит теми, кто считал его главным виновником всех тех безобразий, которые творились тогда вокруг трона. Всем тогда ясно было, что трон трещит и недалеко то время, когда Николай II будет сброшен с него и именно теми, кто до того времени был на стороне царской власти.

Во второй половине этой же зимы Филипп находился в командировке на Полесских железных дорогах по реквизиции дров, принадлежавших частным лесопромышленникам. Дрова требовались для нужд железных дорог в виду того, что регулярная поставка дров была нарушена войной и не обеспечивала потому потребности в них транспорта. Когда по этому делу Гончаров был на узловой станции Лунинец, ему под секретом 28 февраля 1917 года сообщили, что Царь отрекся от престола5. В этот же день эта новость стала достоянием всех. Под вечер на той же станции состоялся митинг под открытым небом. Настроение у всех было крайне приподнятое в ожидании грядущих событий. Среди выступавших на митинге преобладали представители интеллигенции. Меньше среди ораторов было рабочих и низовых работников.

5 Так в тексте. Отречение Николая II произошло не 28 февраля, а 2 марта (ст. ст.) 1917 года.

- 325 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.