Научная статья на тему 'ЭПИЗОДЫ ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА'

ЭПИЗОДЫ ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭПИЗОДЫ ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА»

Протоиерей Михаил БЕЛИКОВ, преподаватель СПДС

Эпизоды из церковной жизни Саратова второй половины XVII века

В середине XVII века в левобережном Саратове было четыре храма: один соборный, один приходский и два монастырских. В это время в городе насчитывалось приблизительно 500-600 жителей мужского пола. Это число нужно увеличить за счет женщин, детей, а также всякого рода пришлого и «гулящего» люда в 2-2,5 раза, и, таким образом, получается, что в городе должно было жить около 1,5-2 тысяч человек. Четырех храмов было вполне достаточно для такого количества населения.

Церковная жизнь города шла своим порядком и не была богата яркими событиями, кроме, пожалуй, редких посещений города астраханскими архиереями, в ведении которых город находился с 1602 года.

Но все же иногда случались события, о которых потом, вероятно, долго вспоминали саратовцы.

Так, летом 1624 года через Астрахань по Волге проследовали в Москву послы персидского шаха Аббаса, Урусан-бек и Мурад-бек, в сопровождении возвращавшихся из Персии русских послов В. Г. Коробьина и дьяка О. Кувшинова. Персидские послы везли с собой золоченый ковчежец, в котором находился дар персидского шаха царю Михаилу Федоровичу и «великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу всеа Руссии» — риза Христова — «срачица», в которой Христос был распят. Шах Аббас захватил ее во время разгрома Грузии в 1617 году. В Саратов послы с этой святы-

ней прибыли в середине сентября 1624 года, а затем проследовали далее через волжские города в Москву 1.

Поскольку о происхождении этой святыни почти ничего достоверного не было известно, то еще во время следования посольства велено было у находившихся в Москве грузинского посла митрополита Феодосия и у грека архиепископа Нектария (он бывал в Грузии) «да у Московского Новоспасского монастыря келаря старца» грека Иоанникия расспросить о издавна хранившихся в Грузии святынях — о хитоне Господнем (о котором воины, распинавшие Христа, бросали жребий) и о срачице Господней, в которой Христос был распят. Показания у указанных лиц были отобраны, но они мало что прояснили и частью были противоречивы. Послы Коробьин и Кувшинов, которым также было предписано расспросить персов о происхождении святыни, тоже не смогли разузнать чего-либо определенного, кроме того, что захваченная персами риза прежде находилась «у митрополита, заделана в кресте».

В феврале 1625 года послы прибыли в Москву, и 11 марта царь с Патриархом приняли у послов святыню. После осмотра оказалось, что «в ковчежце часть некая полотняна, а от давных лет, кабы видом красновата... а под нею писаны Распятие и иные Страсти Спасовы латинским письмом, а латыня еретики, а та святыня от иноверного царя Аббас-шаха, и без истиннаго свидетельства тое Святыни за истин-ну приятии опасно» 2.

Итак, явились серьезные сомнения в подлинности святыни, и постановлено было для разрешения этих сомнений «тое. Святыню свидетельствовати чюдесы, пети молебны, и ходити к болящим и полагати на них, и просити

1 Рабинович Я. Н. Неизвестные страницы истории левобережного Саратова//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. Т. 12. Вып. 4. Саратов, 2012. С. 12.

2 Белокуров С. А. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 г. М., 1891. С. 25.

всещедраго человеколюбца Бога, чтоб милосердный Бог тое Святыню уверил... понеже неверных слово без испытания во свидетельство не приемлетца»3. Святыню с водосвятием и молебнами обносили по богадельням и домам и возлагали на недужных. В результате были зафиксированы многочисленные случаи исцелений и было установлено, что «по человеколюбию Божию... от тое Святыни помощь есть»4.

В 26 день марта 1625 года был созван Собор в царских палатах, на котором было установлено ежегодное празднование 10 июля (ст. ст.) «Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве».

Таким образом, до официального установления этого празднования вряд ли могла идти речь о каком-либо торжественном богослужебном поклонении этой святыне по пути в Москву. Вполне возможно, что по пути следования о святыне в волжских городах вообще никому, кроме, пожалуй, узкого круга начальных людей и духовенства, ничего не сообщалось.

Следовательно, хотя риза Господня и побывала в Саратове (посольские караваны обычно делали остановку в Саратове для смены гребцов и охраны и для получения «корма» от казны), однако вряд ли саратовцы могли, ввиду вышесказанного, устроить этой святыне торжественную встречу и поклонение.

Но вот другое событие отмечалось саратовцами широко и торжественно и произвело на них, вероятно, весьма глубокое впечатление. Имеется в виду посещение Саратова в 1666 году двумя восточными Патриархами, Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским, с сопровождавшими их Синайским архиепископом Ананией и «царе-градского патриарха области Трапезонской» митрополитом Филофеем.

3 Белокуров С. А. Указ. соч. С. 26.

4 Там же. С. 28.

Для русского православного человека значение патриаршего сана всегда было очень велико. По тогдашним воззрениям, царь и Патриарх — «богомудрая двоица», в согласии друг с другом управляющая жизнью Московского государства. При Патриархах Филарете и Никоне Московский Патриарх официально именовался «великим государем». После царя Патриарх был вторым по значению лицом в государстве. Царь правит делами земными, повседневной жизнью, Патриарх же владычествует в области духовной, он верховный пастырь, учитель и духовный судья. Поэтому авторитет Патриарха был в те времена очень высок. Видеть патриарха, бывать на патриарших богослужениях имели возможность лишь москвичи, жители Подмосковья и «гости столицы». А в «украинных» городах жители и мечтать об этом не могли.

Саратовцы, например, даже своих астраханских архипастырей видели крайне редко. А тут в 1666 году приходит известие о том, что сразу два Патриарха посетят волжские города. Да еще какие Патриархи — Предстоятели древнейших кафедр — Антиохийской и Александрийской, наследники самих святых апостолов Луки и Марка. Можно только представить себе, какое впечатление произвело это известие на саратовских жителей и какие хлопоты и приготовления оно вызвало.

Нужно сказать, что саратовцы довольно часто видели у себя в городе иноземцев — послов, купцов и путешественников, как восточных, так и европейских, следовавших из Москвы на Восток и обратно волжским путем. Видели даже царственных особ — грузинского царя Таймураза и других членов грузинского царствующего дома, которые останавливались в Саратове неоднократно. Но посещение Саратова сразу двумя Патриархами было все же событием необычайным и уникальным. Достаточно сказать, что в следующий раз Патриарх посетил наш город лишь в 1949 году

(Патриарх Алексий I), а также в 1993 (Патриарх Алексий II) и в 2014 годах (Патриарх Кирилл) 5.

По причине конфликта с царем Алексеем Михайловичем Патриарх Никон в 1658 году оставил престол и удалился от управления церковными делами. Русская Церковь вдовствовала при живом Патриархе девятый год. Именно для решения дела Патриарха Никона, а также «умирения ради святыя церкви» и «ради нужных некоих и неотложных вин церковных» и были приглашены в Москву восточные Патриархи. В силу обстоятельств Патриархи ехали в Москву не своим обычным маршрутом 6 — через Молдавию и Украину, а через Каспий до Астрахани и далее по Волге и Оке.

В Астрахань Патриархи прибыли морем из Шемахи 21 июня 1666 года на судах, предоставленных терским воеводой. На подходе к Астрахани гостей встретил Астраханский архиепископ Иосиф (впоследствии митрополит, священномученик, убитый в 1671 г. разинскими казаками). В самом городе Патриархов торжественно встретил воевода с войском и духовенством «со кресты» и «достойную им честь воздал» 7. В астраханском соборе Патриархи с встречавшими за «государское многолетное здравие Бога молили и молебствовали», а затем у архиепископа «хлеб ели» 8.

5 В конце XVIII в. в Саратове побывал Грузинский Патриарх, но проездом по пути в Петербург. Саратовский священник Герасим Скопин записал в своем дневнике под 23 февраля 1773 г.: «Царевич Грузинский с патриархом проехали ко двору» (Саратовский исторический сборник, издаваемый саратовскою ученою архивною комиссией в память трехсотлетия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891. С. 8).

6 Иерархи Восточных Церквей и до этого времени часто приезжали в Москву для решения церковных вопросов и за царской милостыней. Тот же Антиохийский Патриарх Макарий посещал Россию уже второй раз, первый раз он побывал здесь в 1652 г.

7 Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 2. СПб., 1884. С. 913.

8 Там же.

Из Астрахани Патриархи двинулись вверх по Волге большим караваном — в их свите, помимо обслуги, было только одних духовных лиц 50 человек. Астраханскому архиепископу также было велено «быть. к великому государю к Москве со вселенскими патриархи»9, и его также сопровождала свита с «обиходом», чтобы ему «перед патриархи не зазорно было» 10. Караван сопровождали суда с приставами, внушительной воинской охраной и припасами. В волжские города к воеводам были посланы строгие указания относительно приема Патриархов, их размещения, кормления, пребывания в городах, смены гребцов и охраны, а также инструкции, регламентирующие церемониал встречи и проводов. Особо предписывалось к Патриархам держать «честь и береженье» и смотреть, «чтоб им в дороге никакой скудости не было».

Сопровождавшим Патриархов приставам и иеродиакону Мелетию (которого царь характеризовал как своего друга и приятеля) 11 велено было Патриархов охранять и особенно не допускать до них посланцев с письмами от Патриарха Никона и вообще от кого бы то ни было: «.чтоб к патриархом ни от кого ни с какими письмами никто не подъезжал; также бы и от них патриархов ни к кому никаких писем в посылке не было» 12. Мелетию предписывалось для этих целей и для перехвата писем использовать архидиакона — сына Патриарха Макария (вероятно, это был Павел Алеппский, сопровождавший своего отца в первом путешествии по России в 1652 г. и оставивший свое знаменитое описание этого путешествия), а также племянника Патриарха Паисия — тоже архидиакона. В случае успеха такого «сотрудничества»

9 Там же. С. 895.

10 Там же. С. 896.

11 См.: Там же. С. 916.

12 Там же. С. 937.

Мелетию предписывалось вознаградить каждого из них 30 золотыми 13.

В Саратове высоких гостей дожидался посланный царем стряпчий Федор Абрамович Лопухин (будущий тесть Петра I) с денежной казной «на всякие расходы про вселенских патриархов». В начале августа он был отозван в Москву, на смену ему в Саратов был послан подьячий Приказа тайных дел Порфирий Оловянников.

Патриархи отправились из Астрахани 7 июля 1666 года, 26 июля они прибыли в Черный Яр, 6 августа были в Царицыне и 20 августа прибыли в Саратов. Как видим, движение каравана было очень медленным. В письме к царю Патриархи объясняли эту задержку постоянно дувшим встречным ветром. В Саратове Патриархи задержались, по-видимому, не более чем на два-три дня, так как уже 26 августа за 100 верст не доезжая Самары их караван встретился с посланными к ним из Москвы двумя приставами. Далее караван проследовал водой до Симбирска, откуда Патриархи поехали в Москву сухим путем.

Как происходила встреча Патриархов в Саратове и какими были обстоятельства пребывания их в нашем городе, мы не знаем, так как в документах это не отражено. Однако известно, что Русское государство с самого начала своего существования вело активную дипломатическую деятельность и за века этой деятельности сформировался в отношении разных дипломатических церемоний определенный «протокол». За соблюдением этого протокола строго следила центральная власть и соответствующие ведомства. Архидиакон Павел Алеппский оставил подробное описание первого путешествия Патриарха Макария в Россию в 1652 году, и в этом описании имеются сведения о тех церемониях, с которыми Патриарха встречали в разных городах по пути следования в Москву. В соответствии с этими свидетель-

ствами из книги Павла Алеппского14, а также с другими источниками мы можем представить себе, как могли встречать в Саратове восточных Патриархов.

За встречу и размещение высоких гостей в городе, их безопасность и комфорт ответственность нес саратовский воевода. В 1666 году воеводу князя Алексея Путятина сменил князь Иван Барятинский 15. Неизвестно, когда именно эта смена произошла, а потому неизвестно, кто из них встречал Патриархов в Саратове.

Конечно, задолго до приезда Патриархов город начали приводить в порядок: починяли, подкрашивали, подделывали укрепления и здания, наводили чистоту в храмах и монастырях, приводили в приличный вид улицы, устраивали удобный причал и готовили помещения для приема гостей. После того как патриарший караван вышел из Царицына, саратовские стрельцы, вероятно, были «в разгоне» — конные стрельцы были посланы правым берегом навстречу каравану для его конвоирования и охраны со стороны суши. С пути стрельцы посылали гонцов в Саратов к воеводе «для вестей» о месте нахождения каравана. Надо думать, что и пешие стрельцы на стругах были посланы очищать Волгу от воровских казаков.

В это время на Дону и на Волге было неспокойно -на Дон из разбойничьего похода на тульские и воронежские места вернулся крупный отряд голытьбы под началом атамана Васьки Уса и стоял в районе Переволоки. А на Волге постоянно действовали небольшие казачьи отряды, грабившие посольские, купеческие и казенные суда.

Перед самым прибытием патриаршего каравана в Саратов на украшенной пристани собрались в лучших одеждах

14 Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. 2. М., 1897.

15 См.: Семенов В. Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998. С. 37.

воевода и другие начальные и приказные люди, облаченные в праздничные ризы соборный протопоп и игумен монастыря (это был уже упоминавшийся Богородицкий игумен Филарет) и прочее духовенство с Евангелием, крестами, иконами, кадилами и хоругвями. Присутствовали также выстроенные рядами стрельцы в парадной форме и жители разного пола и возраста, разодетые в праздничные одежды. Там же находился и царский посланец — Порфирий Оловянников. При подходе к городу патриарший караван приветствовали пушечным салютом с крепостных башен и колокольным звоном.

Сойдя на берег, Патриархи облачились в мантии и, положив земной поклон, приложились к святыням, принесенным духовенством. Патриархов по русскому обычаю приветствовали земным поклоном, подносили хлеб-соль (иностранцы при этом удивлялись большой величине русских караваев) и произносили приветственные речи — сначала приветствовал от имени царя подьячий Оловянников, а затем воевода и другие начальники. Патриархи преподавали всем свое благословение, затем их со свитой торжественной процессией со звоном колоколов и церковным пением провожали в город. Впереди шли стрельцы в два ряда, затем попарно духовенство со святынями, затем Патриархи со своими спутниками, а после них воевода с начальными людьми и жителями. Перед входом в городские ворота все поклонялись надвратному образу, а по входе — такому же образу с внутренней стороны ворот. При следовании Патриархов по городу люди по пути приветствовали их земными поклонами, причем вставали только после того, как Патриархи проходили мимо них.

Процессия следовала к соборной церкви, по входе в которую духовенство совершало краткий молебен. Патриархам подносили святую воду, и они окропляли всех присутствующих. Затем духовенство по старшинству при-

ветствовало Патриархов кратким словом и все принимали от них благословение. После та же процессия также с колокольным звоном провожала гостей к месту их постоя — это обычно был протопопский дом или же монастырь. Надо думать, что в первый же день подьячий Оловянников посетил Патриархов и одарил их «всякою царскою любезною милостию», то есть подарками от царя — деньгами, дорогими вещами и снедью. Воевода также часто посещал Патриархов, и от него присылалась ежедневно обильная трапеза: «.разная вареная и жареная рыба, пироги — печеное тесто с начинкой. разнообразная рубленая рыба с вынутыми костями в форме гусей и кур, жаренная на огне и в масле, разные блины и иные сорта лепешек, начиненные яйцами и сыром. Соусы. с пряностями шафраном и благовониями. В серебряных вызолоченных чащах. различные водки и. вина».

Воеводы обычно приглашали гостей отслужить или отслушать Литургию в соборном храме. Возможно, что и в саратовской соборной церкви Патриархи с другими сопровождавшими их архиереями служили Литургию.

Приставы доносили в Москву, что во время следования Патриархов по сухому пути от Симбирска до Москвы «дорогою. идучи святейшие вселенские патриархи по городом и по селом челобитные принимают в духовных делах и розыски чинят. и по сыску сторонних попов и многих людей и иные. духовные дела разыскивают и вершат»16. В результате такой судебной деятельности были лишены сана три священнослужителя.

Неизвестно, чинили ли Патриархи церковный суд в Саратове в присутствии Астраханского архиепископа Иосифа, к епархии которого относился в это время наш город и которому как правящему архиерею принадлежало право церковного суда в своей епархии.

Во время пребывания Патриархов в Саратове воевода, вероятно, сменил на патриарших судах гребцов и охрану, суда готовились к дальнейшему походу и загружались припасами.

При отъезде Патриархов повторялась та же церемония, что и при встрече. Гостей в сопровождении стрельцов и духовенства провожали на пристань, здесь воевода прощался, все принимали последнее благословение, и под колокольный звон и пушечный салют караван продолжал свой путь.

В 1666 году в Москве состоялся знаменитый Собор и Патриарх Никон был низложен.

Через два года история повторилась — Патриархи возвращались на Восток, однако в этот раз по Волге возвращался только один Патриарх Макарий. Известно, что «июля 24-го патриарх пришел в Самару и выходил на берег к встречавшим, здесь поднесли хлеб и рыбу. Июля 29-го патриарх прибыл в Саратов, встречали у стругов воевода и граждане с хлебом и рыбою. Августа 1-го патриарх пришел на Камы-шенку и слушал литургию; здесь встречали его священник с иконами и воевода с ратными людьми. Августа 3-го патриарх пришел на Царицын и слушал литургию в соборной церкви; встречали священный чин, воевода и городские жители с хлебом и рыбою»17.

Ну а 10 августа Патриарха встречали в Астрахани. 16 августа из Астрахани воевода князь И. С. Прозоровский отправил в военную экспедицию против пробивавшихся на Каспий восставших в Яицком городке астраханских стрельцов «на море к Кулалинскому острову товарища своего стольника и воеводу князя Семена Львова, да с ним голову московских стрельцов. с приказом. да московских же приказов. по 300 человек из приказу, да жильца Левонтья Плохова, а с ним саратовских и самарских. 390 человек стрельцов, да астраханских стрельцов. А на отпуску святейший кир Ма-

карий, божия града Антиохии и всего Востока патриарх да преосвященный Иосиф, Митрополит Астраханский и Терский, со всем освященным собором. в соборной церкви молебствовали, и стольника и воеводу князя Семена Львова и ратных людей и пушки их и мушкеты и пищали святою водою кропили и маслом помазали» 18. Таким образом, саратовцы, бывшие на службе в Астрахани, снова сподобились патриаршего благословения. После этого Патриарх Мака-рий отправился через Каспий на родину.

В то же самое время казачья флотилия Стеньки Разина громила и грабила персидское побережье. Поэтому Патриарх Макарий сильно рисковал, отправляясь домой через Волгу и Каспий, особенно если учесть, что Разин «Никона хвалил, а нынешнева (Московского Патриарха Иоасафа. — Прот. М. Б.) бесчестил» и высказывал намерение «вселенских (Патриархов. — Прот. М.Б.) побить, что они по правде извергли Никона» 19. Надвигались грозные и драматичные события, имевшие важные последствия для истории нашего города.

18 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сб. документов. Т. 3. М., 1962. С. 371.

19 Там же. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.