Научная статья на тему 'ЭПИЗОД ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПУШКИНИСТИКИ'

ЭПИЗОД ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПУШКИНИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. Пушкин / «Евгений Онегин» / «медленное чтение» / Г.И. Чулков / В.В. Вересаев / Ю.Н. Верховский / И.А. Новиков / Л.П. Гроссман / В.В. Лужский / Л.М. Леонидов / A. Pushkin / “Eugene Onegin” / “slow reading” / G. Chulkov / V. Veresaev / Yu. Verkhovsky / I. Novikov / L. Grossman / V. Luzhsky / L. Leonidov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Львович Соболев

В заметке реконструируется история функционировавшего в 1920-е годы в Москве кружка, посвященного изучению творчества Пушкина, прежде всего - романа «Евгений Онегин». В состав его входили писатели Г.И. Чулков, В.В. Вересаев, Ю.Н. Верховский и И.А. Новиков, филолог Л.П. Гроссман, артисты В.В. Лужский и Л.М. Леонидов. По немногочисленным сохранившимся архивным документам восстанавливается хроника работы кружка, обсуждавшиеся на его заседаниях темы и общая методология принятого там подхода к чтению и комментированию художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EPISODE FROM THE HISTORY OF MOSCOW PUSHKIN STUDIES

This article reconstructs the history of a circle which existed in Moscow in the 1920s and was devoted to the study of Pushkinʼs work, primarily the novel “Eugene Onegin”. The circleʼs members included G. Chulkov, V. Veresaev, Yu. Verkhovsky and I. Novikov, philologist L. Grossman, actors V. Luzhsky and L. Leonidov. Rare archival documents have been used to reconstruct the work of this literary group, the topics discussed at its meetings, and the general methodology of their approach to reading and commenting on texts.

Текст научной работы на тему «ЭПИЗОД ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПУШКИНИСТИКИ»

А. Л. СОБОЛЕВ

ЭПИЗОД ИЗ ИСТОРИИ

московской пушкинистики

В архиве писателя Ивана Алексеевича Новикова (1877 — 1959) среди рукописей его неизданных стихотворений 1920-х годов хранится следующий примечательный текст:

Меж ними все рождало споры И к столкновениям влекло: Бартеневские «заговоры», В любви везло иль не везло, И маски светлого дендизма (Гипертрофия Гроссманизма!), И тайна «дружеских оков» (Что строго осудил Чулков). Цявловский в жар своих усилий Вливал, забывшись, между тем, С вином — обрывки новых тем, А снисходительный Василий Васильевич ему внимал И в чае ложечкой мешал.

Там Вересаев ждал с улыбкой, Когда дойдет его черед, Чтоб братский ум, в сужденьях зыбкий, Поставить задом наперед, Чтоб, не сломавши механизма, На путь здорового марксизма Направить чей-нибудь задор... Но на пути — глядишь — забор,

Пушкинский кабинет ИРЛИ © а. Л. Соболев, 2022 ЭО! 10.31860/0236-2481-2022-36-186-200

И за калиткою рябина, Верховский под рябиной той, Замысловатый и простой, И говор — в молоке малина, И стих, и дух, и борода: Мечтам увесистое: «да».

И я, седьмой, Вениамином В роскошной пушкинской семье, У Лужского перед камином Купался в сладостном вранье, И хором общим, хоть без правил, В законе ритма — пылко правил, И получал немало ран — Их председатель и тиран. Мне мило все в сей дымной сече Седых юнцов, лихих рубак: Минувших лет живой призрак И оголоски <вк!> давней речи — Того, кто в мире жарко жил, Кто нам Россию подарил.

О дружба, дружба! Ты меж нами: Всех ленинградцев истребя, Мы почитаем их нулями, А пушкинистами — себя. И мы сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой, Как мы взаимной разнотой. Но диалектике подвластно Разнообразие земли, И четвергом мы зацвели По-Пушкински легко и страстно: Его живой и светлый дух Пьянит умы и нежит слух.

28 янв<аря> 2929 г. <в1е!> Ночь.

Москва.1

1 РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, № 94, л. 20—21.

Это, вероятно, единственное поэтическое свидетельство о приватном кружке, посвященном изучению творчества Пушкина, прежде всего — романа «Евгений Онегин». Создан он был в Москве весною 1927 года и просуществовал с большими перерывами около пяти лет, когда распался, не дойдя в толкованиях и до середины текста. Один из инициаторов его создания, М. А. Цявловский, вспоминал:

Викентию Викентьевичу <Вересаеву> принадлежит мысль — в тесном кругу знакомых вместе читать «темные места» у Пушкина. Я поддержал сделанное им предложение, в кружок были приглашены Г. И. Чулков, Ю. Н. Верховский, И. А. Новиков, Л. П. Гроссман, В. В. Лужский и Л. М. Леонидов. Последний очень скоро отстал, Лужский скончался, между Чулковым и Гроссманом произошло столкновение, из-за которого Чулков перестал ходить, а потом (в 1931 г.) отказался участвовать в чтениях и Гроссман. Прочитав несколько стихотворений (из них я помню «За Netty сердцем я летаю...» и «Мороз и солнце — день чудесный...»), по моему предложению перешли к чтению «Евгения Онегина». Чтения эти продолжались по весну 1932 года.

Первое время собирались мы более или менее регулярно, каждые две недели, сначала у Вересаева, Чулкова, Гроссмана, Новикова и Лужского. Потом несколько раз у меня. У Верховского и Леонидова не собирались ни разу. Чтения эти, обычно заканчивавшиеся ужином, были весьма интересны, и мы с увлечением ими занимались. Первое время вели протоколы, которые должны быть у Вересаева и Новикова. Был даже план издать отдельной книгой, где в диалогической форме изложить все наши толкования прочитанных строф. Читали очень медленно и прочли всего лишь I, II, III и половину IV главы. Во время этих чтений полностью вскрылись те противоречия во взглядах на Пушкина, которые оказались у главных участников. Чулков видит в Пушкине не только человека глубоко религиозного, но и христианина (православного). К этому взгляду примыкает несколько и Верховский. Атеиста в Пушкине видят Вересаев и Гроссман. Много было споров на тему об отношении Пушкина к любви и к женщине. И в этом вопросе Вересаев и Гроссман были согласны в том, что Пушкин не был способен к истинной любви и что таковой в своей поэзии не изобразил. Что касается до комментариев к отдельным местам «Онегина», то в этой области всеми участниками было высказано немало остроумного и нового, которое, будь оно издано, вызвало бы несомненный интерес.2

2 Цявловский М., Цявловская Т. Вокруг Пушкина / Изд. подгот. К. П. Бо-гаевская и С. И. Панов. М., 2000. С. 60.

Мельком упоминает этот же кружок в своих мемуарах и Вересаев:

Образовался у нас в Москве кружок любителей Пушкина. В него входили Цявловский с женою, Ю. Н. Верховский, Л. П. Гроссман, И. А. Новиков, Г. И. Чулков, я, артисты Художественного театра Л. М. Леонидов и В. В. Лужский. Через каждые две недели мы собирались и — читали «Евгения Онегина». В течение двух лет мы успели прочесть всего три главы.

Меж ними все рождало споры...

Тип Онегина. Меняющееся отношение к нему автора по мере развития романа. Значение эпиграфов над главами. Вообще роль эпиграфов у Пушкина, так отличающаяся от роли эпиграфов, например, у Вальтера Скотта или Стендаля. Выброшенные Пушкиным строфы. Всевозможные мелочи, на которые мы наталкивались при чтении, например: «Онегин был... ученый малый, но (?) педант (?)». Какой педантизм в том, чтобы касаться всего слегка и с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре? Почему «взвившись занавес шумит», а не «взвиваясь»? Иногда на обсуждение одной строфы уходил целый вечер.3

Третий мемуарный фрагмент, касающийся того же предмета, содержится в обширных и до сих пор не опубликованных полностью мемуарах Н. Г. Чулковой, жены Г. И. Чулкова, одного из участников кружка:

Кажется, в 1932 (или 33) году несколько писателей-пушкинистов стали собираться для беседы о Пушкине. Собирались раз в неделю вечером по очереди у каждого из участников этого кружка. Это были все наши соседи: Цявловский Мстислав Александрович, Гроссман Леонид Петрович, Новиков Иван Алексеевич, Вересаев Викентий Викентьевич, артист Художественного театра Василий Васильевич Лужский и Юрий Никандрович Верховский. Только один Верховский жил далеко от нас — в Каретной Садовой, а остальные приходили к нам пешком. Читали «Евгения Онегина». Разговаривали о Пушкине, об особенностях его творчества, о его темах, его философии, мировоззрении и т. п. Каждый освещал по-своему тот или иной вопрос, и это вызывало много споров. Беседы были очень оживленны и не бесплодны. Вересаев особенно горячо

3 Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы. М., 1968. С. 314. Пушкинский кабинет ИРЛИ

относился к высказываниям товарищей. Он предложил вести записи этих бесед.4 Беседы затягивались иногда до утра. Перед беседой предлагался ужин, причем в этом ужине по программе должно было быть какое-нибудь оригинальное блюдо, смотря по фантазии хозяина.

Не знаю, как было у других, а у нас Г<еоргий> И<ванович> не доверял мне инициативу исполнения этого номера и сам покупал угощение, стараясь удивить своей выдумкой. Однажды он притащил мне за ноги огромного краба, которого я с трудом поместила в большой рыбный котел, чтобы сварить его. Все ахнули, увидев на столе это красное чудовище.

Участники этих собраний были сфотографированы в квартире В. В. Лужского. Теперь, когда я это пишу, четверо из них уже умерли — Цявловский, Вересаев, Лужский и Чулков.5

И, наконец, последняя группа воспоминаний, касающихся кружка, принадлежит перу Л. П. Гроссмана. В написанной им краткой биографии Цявловского среди прочего говорится:

Он был всегда близок и к писателям, создававшим своеобразные творческие истолкования великого поэта и его бессмертной поэзии. В. В. Вересаев, И. А. Новиков, Г. И. Чулков, Ю. Н. Верховский составили «группу» для совместного чтения и общей интерпретации «Евгения Онегина», неотъемлемым членом которой оказался и Мст<ислав> Ал<ександрович>. К этому объединению примкнули артисты художественного театра Л. М. Леонидов и В. В. Лужский. В разгоравшихся прениях Мст<ислав> Ал<ек-сандрович> Цявловский играл обычно ведущую роль, поражая обилием своих пушкиноведческих знаний и горячей трактовкой каждой темы.6

Еще подробнее он вспоминал о составлявших кружок лицах в набросках так и не оконченных мемуаров, сохранившихся в его позднем дневнике:

4 В этом месте Н. Г. Чулкова делает примечание: «Я уверена, что вдова Вересаева, М. Г. Смидович, сохранила эти записи».

5 РГБ, ф. 371, карт. 6, № 1, л. 197—198. Фрагмент напечатан: Разговоры о Пушкине: (Два эпизода из литературной жизни начала 1930-х годов) / Публ. Я. В. Леонтьева // Археографический ежегодник за 1999 год. М., 2000. С. 239. Упомянутая Чулковой фотография сохранилась. Она сделана 24 мая 1928 г., на ней запечатлены Чулков, Цявловский, Гроссман, Лужский, Верховский, Новиков и Вересаев. Рукой Чулковой на обороте написано: «Кружок читающих "Евгения Онегина" 24 мая 1928 в квартире В. В. Лужского 10 ч<асов> в<ечера>» (РГБ, ф. 371, карт. 6, № 27).

6 РГАЛИ, ф. 1386, оп. 2, № 75, л. 33.

Цявловский сообщал огромное количество сюжетов из всех областей пушкинианы. Все новейшие открытия в области изучения Пушкина, все предания, идущие от современников-мемуаристов, были у него на памяти и обильно питали споры. Он помнил все высказывания Бартенева, все свидетельства Анненкова. Общее знанье Пушкина давало ему возможность любопытных и ценных сближений. По поводу стиха «как жизнь поэта простодушна» он удачно вспомнил о начале моцартизма у Пушкина.

Новиков любил ставить парадоксальные вопросы, иногда шутливо заострять довольно понятные и несомненные места. Это вносило оживление и некоторый налет веселости в споры. Иногда наблюдения беллетриста оживляли неожиданными истолкованиями текст. Он возглавлял то «талмудическое» теченье в чтении Пушкина, которое намеренно создает трудности и воздвигает вопросы для возбужденных контроверз и создания сложных экзегез. Такой подход создавал подчас забавные шутливые эффекты, но мог приводить и к довольно серьезным выводам и наблюдениям.

У Вересаева были интересные вопросы теоретической психологии, писательского обращения с образами, к преображаемым драмам. Детальное знание пушкинской биографии сообщало большую живость его анализам и иллюстрациям.

Чулков поднимал очень значительные вопросы и давал оригинальные и ценные истолкования. Вопросы христианской метафизики, психологи страстей получали своеобразное и подчас очень тонкое истолкование. Так толковал он стихи — «она поэту подарила младых восторгов первый сон»... Это противоречило другим истолкованиям в духе фрейдизма — первые эротические сны. По поводу очень яростных споров и настойчивых предложений каждым своего комментария Чулков как-то отметил неправильность этого эристи-ческого <sic!> жеста: стих поэта не только многообразен, но и мно-госмысленен, и нельзя сводить его к единому истолкованию.

Верховский говорил мало, редко и недолго, но делал обычно очень дельные замечания. Вопросы стиля, стиха, старинного стихосложения, иногда вопросы старинного быта, пушкинской эпохи. Он превосходно знал пушкинские стихотворные тексты, отлично помнил их и передавал без искажения — быть может, это и есть подлинное любовное знанье Пушкина. Мне всегда были подозрительны «пушкинисты», плохо запоминавшие стихи Пушкина и не

7

решавшиеся их цитировать на память.

7 РГАЛИ, ф. 1386, оп. 2, № 147, л. 5 — 9 (записи на отдельных листах). Приведено в примечаниях К. П. Богаевской и С. И. Панова в кн.: Цявловский М., Цявловская Т. Вокруг Пушкина. С. 228.

Вопреки обычной историографической практике приведенные фрагменты воспоминаний разных лиц почти не противоречат друг другу. В частности, нет никаких разногласий относительно персонального состава кружка — его составили семь человек: писатели В. В. Вересаев, И. А. Новиков, Г. И. Чулков и Ю. Н. Верховский, филолог М. А. Цявловский и два актера — Василий Васильевич Лужский и Леонид Миронович Леонидов. Профессиональные дефиниции здесь (кроме, может быть, двух последних случаев) имеют весьма условный характер: Чулков и Верховский были, помимо прочего, незаурядными филологами. Первый из них, не получив профессионального образования, сделался к 1920-м годам крупным и общепризнанным специалистом по биографии и творчеству Тютчева. Верховский, напротив, окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и уже своими юношескими работами завоевал себе известную ученую репутацию, конвертировать которую в практические успехи мешали особенности характера и преследовавшая его болезнь.8

Не полностью чужды истории литературы, причем именно пушкинистики, были и двое оставшихся: Новиков написал два посвященных Пушкину романа, а Вересаев составил (при помощи картотеки Цявловского — к явному неудовольствию последнего) знаменитый впоследствии воспоминательный центон «Пушкин в жизни», выдержавший несколько изданий.

Сама идея медленного построчного чтения, вполне привычная для современной педагогической и филологической практики, была, по меркам 1920-х годов, достаточно свежей. Точнее сказать, новаторство состояло не столько в самом методе, сколько в выборе в качестве объекта текста Нового времени: до начала ХХ века, по крайней мере в России, построчному комментированию подвергались

8 Последнее обстоятельство не принадлежит к числу общеизвестных. В 1904 г., когда Верховский занял место библиотекаря Санкт-Петербургского политехнического института, по его поводу возникла служебная переписка между профессором О. Д. Хвольсоном и директором института А. Г. Гагариным. Первый сообщал 18 сентября 1904 г.: «Сейчас узнал от своего зятя, который с г. В<ерховским> был в гимназии и в университете, что В<ерховский> страдает чрезвычайно редкими — не более одного в год — нервными припадками. Они не помешали ему быть оставленным при университете и служить в Публичной Библиотеке. Они и не помешали ему быть рекомендованным Вам многими близко его знавшими профессорами Политехникума». Однако именно из-за этих нервных припадков полгода спустя он был уволен. Гагарин писал Хвольсону 14 февраля 1905 г.: «Верховский проявил новые доказательства своего болезненного состояния и неспособности к деятельности библиотекаря. Надеюсь, что Вы и Ваш зять были добры и советовали ему уйти, так как будет тяжело мне его удалять, несчастного человека» (ЦГИА СПб, ф. 478, оп. 53, № 740, л. 7—7 об., 12).

лишь сочинения греческих и латинских авторов. Как представляется, первым, заимствовавшим эту методику из арсенала филологов-классиков, был Алексей Павлович Флеров (1866—1954), лингвист и педагог.9 Его теория «объяснительного чтения» была применена на практике в издании «Капитанской дочки» (Одесса, 1912), вышедшем с его «вступительной статьей, объяснительными примечаниями, многочисленными вопросами и сгруппированным по темам материалом для сочинений». В этой книге примечания — иногда наивные, но порой весьма глубокие даже по меркам сегодняшнего дня — сделаны иногда к каждому слову, но уж точно к каждой фразе пушкинской повести.

Впрочем, издание это хотя и прошло не полностью незамечен-

ю

ным, не оказало зримого влияния на текущую филологическую практику. Напротив, у московского кружка пушкинистов была очевидная методологическая генеалогия: идея построчного разбора «Евгения Онегина» явно восходила к теории «медленного чтения» М. О. Гершензона. Личность его была по-разному значима для участников кружка: с Вересаевым он если и был знаком, то весьма шапочно; с Новиковым состоял в переписке; Чулкова хорошо знал много лет; с Верховским не одно десятилетие дружил; юному Цявловскому покровительствовал и даже рассорился из-за него с Н. О. Лернером; к Гроссману явно благоволил. Как представляется, именно к филологическим манерам Гершензона-пушкиниста восходит магистральная идея кружка.

Первое упоминание в переписке о предстоящем заседании относится к зиме 1927 года. 17 февраля Л. П. Гроссман сообщает Цявловскому: «Сегодня вечером собрание "московских пушкинистов" состоится. Все предупреждены и будут. Ждем нашего предводителя хора. Не опаздывайте!»11 Этот день падал на четверг: как известно из приведенных выше мемуаров, собрания (за вычетом отмененных по общему согласию) происходили раз в две недели по четвергам. При этом ни об одном из ближайших заседаний сведений у нас нет: архивы участников сохранились не полностью, жили они в одном городе, причем некоторые из них имели квартирные телефоны: все это самым пагубным образом отражается на эпистолярии. Следующие сведения относятся к заседанию 7 апреля 1927 года —

9 См. о нем: Телкова В. А. Алексей Павлович Флёров — видный педагог и методист: (К 150-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2016.

№ 10. С. 31—37.

10 Выявлены три рецензии, см.: Фомин А. Г. РшсЬЫтапа. 1911 —1917. М.; Л., 1937. С. 34.

11 РГАЛИ, ф. 2558, оп. 1, № 73, л. 2.

и то только потому, что его переносят на 14-е число. 6 апреля 1927 года Гроссман писал Новикову: «Дорогой Иван Алексеевич, только что Мст<ислав> Ал<ександрови>ч сообщил мне, что завтра никак не сможет быть на собрании. По-моему, следует перенести на след<ующий> четверг. Если Вы с этим согласны, не откажите в качестве счастливого обладателя телефона сообщить об этом Вересаеву и Лужскому (3.61.16)».12 Вероятно, кружок успел собраться 14 и 28 апреля (или, может быть, 5 мая): в любом случае, следующее известное заседание было назначено на 19 мая. В этот день Гроссман писал Цявловскому: «Ждем Вас сегодня в 9 час. Вересаев выполнил обязательство. Приходите... и пробка в потолок! Леонидов будет с брегетом (недремлющим). Смотрите же не опаздывайте на его первый звон (в 9 час.)».13

После этого наступает долгий перерыв: вероятно, летом заседания не проводились, но даже об осенних встречах сведений у нас нет. Впрочем, эта информационная пустота прерывается замечательным документом: как было сказано в приведенных выше воспоминаниях Цявловского и Чулковой, во время встреч кружка велись протоколы — и часть их сохранилась среди материалов разных лиц, отложившихся в фонде Новикова. Очевидно, заседания протоколировались участниками по очереди (среди них выделяются заполненные характерным почерком Верховского), с меняющимися принципами стенографирования — от констатации идей до почти дословной записи. Различаются и формальные принципы: так, в первых записях не указывается, в чьей квартире происходит заседание, тогда как позже это будет отмечаться. В начале каждой записи приводится список присутствовавших. Начинаются они с заседания 10 ноября 1927 года (в протоколе ошибочно записано «1925»). Приведем эту запись целиком.

10 ноября 192<7>.

Цявловский, Гроссман, Верховский, Чулков, Вересаев, Луж-ский.

I гл., ХХХГ—ХХХГУ.

I гл., XXXI.

Цявловский. Несомненно биографич<еский> характер — «взлелеяны в восточн<ой> неге» — «на сев<ерном> снеге» — «роскошных ковров». Но кто? Никаких данных для решения мы не имеем. Но ножки — южного периода, несомненно.

12 РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, № 617, л. 3.

13 РГАЛИ, ф. 2558, оп. 1, № 73, л. 3.

Гроссман. «Ах ножки, ножки! Где вы ныне?». Со стороны приема: не есть ли это прием сниженья поэтич<еского> стиля до ар-мейско-офицерской фривольности. Или же в пушкинскую эпоху

114

это звучало иначе, чем теперь?

Чулков и Верховский не находят тут налета фривольности.

Цявловский — Во времена П<ушкина> слово «ножка» не звучало так стерто, как теперь. Ср. Языкова: «Да здравствует Марья П<етров>на, и ручки и ножки ее»15.

Чулков. Нет «плохих слов», все зависит от контекста.

Верховский. Касается инструментовки. Усвоение рифмы — собств<енно> основного гласного звука в пред<ыдущей> строке. Давно ль для вас я забывал И жажду славы и похвал счастье лет

лугах след

Или окраска на е: Взлелеяны в вост<очной> неге На сев<ерном>, печальн<ом> снеге.

Отмечает еще преобладание открытых рифм (оканч<иваю-щихся> на гласн<ые>).

Гроссман. Забывал и жажду славы, и похвал, и край отцов и т. д. И похвал — синтаксически [неправильно] неловко.

XXXII.

Цявловский. Сравнит<ельно> с предыдущей и послед<ую-щей> строфой снижение лирич<еского> подъема, большая фривольность.

Гроссман. Почему условною красой.

Верховский. Условность балетных движений, [где балерины давали своим поклонникам условные знаки, но понятные только поклонникам]

Чулков. Условна потому, что ножка обута.

Гроссман. Она (красота ножки) м<ожет> б<ыть> безусловна, хотя и обутая.

М. Г. Смидович.16 Условная красота ножки балерины, профессионально, м. б., не столь красивой, как другие. Условн<ая> — в зависимости от обуви.

14 Фраза вписана на полях.

15 Неточная цитата из стихотворения Н. М. Языкова «Песня» («Разгуль на, светла и любовна...»).

16 Мария Гермогеновна Смидович (1875—1963) — жена Вересаева.

[Вересаев. Условные движения балетных танцев.] А в общем — ножка Терпсихоры не имеет в виду балета.

Заключение общее. Вопрос остается неразъясненным.

Вересаев. Неоцененную награду очень неправильный оборот, нужно: неоценимый.

Верховский. Неоцененный — прилагат<ельное>, а не при-ч<астие> неоцененный.

Цявловский. Люблю ее, мой друг Эльвина — реминисценция лицейской Эльвины, к ней относится также следующий стих — под скатертью столов.

XXXIII—XXXIV.

В каждой из этих строф идет речь о разных женщинах — еди-

17

ногласное мнение.

Далее следуют конспекты восьми заседаний:

24 ноября 1927.

Цявловский, Лужский, Верховский, Гроссман, Вересаев.

I гл., XXXV—XLV.

8 декабря 1927.

Новиков, Цявловский, Верховский, Вересаев, Лужский.

I гл., XLVI—XLVII.

22 декабря 1927.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цявловский, Новиков, Гроссман, Вересаев, Лужский.

1 гл., XLVIII—L.

5 января 1928.

Чулков, Гроссман, Цявловский, Верховский, Вересаев, Новиков.

1 гл., LI—LIV.

19 января 1928.

Чулков, Верховский, Новиков, Цявловский, Лужский, Вересаев.

1 гл., LV—LIX.

2 февраля 1928.

Верховский, Цявловский, Гроссман, Лужский, Вересаев, Новиков.

1 гл., LIX.

17 РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, № 1044, л. 1—3.

17 февраля 1928. У Вересаевых.

Вересаев, Цявловский, Гроссман, Лужский, Новиков.

Общее обсуждение первой главы.

8 марта 1928.

Лужский, Чулков, Гроссман, Верховский, Новиков, Вересаев.

Альбом Онегина.

Далее хронология конспектов прерывается. На следующих листах архивной единицы (не исключено, что она была скомпонована стихийно из подходящих по смыслу и формату бумаги листов фонда) находятся несколько комментариев к отдельным строкам «Евгения Онегина», например:

Недремлющий брегет. В 1923 — столетие со дня смерти Абрагама Брегета. <...> Брегеты бывают с репетицией, звонившие при нажатии пружины, и самобойные, отбивавшие часы,

И такие самобойные брегеты были особ<енно> изысканны. Недремлющий — указывает на то, что у Онегина был самобой-ный.18

Едет на бульвар — какие в Петербурге бульвары?

Надев боливар — широкополая шляпа — зимою? При бобровой шубе, при «морозной пыли»

Гуляет на просторе — где на бульваре простор?

«Противоречий очень много».19

От следующих заседаний 1928 года записей не сохранилось. Известно лишь несколько дат: так, 3 мая Чулков пишет Гроссману: «Дорогой Леонид Петрович! Позвольте напомнить Вам, что сегодня "Пушкинский четверг". Сбор друзей у меня к 9 ^ часам».20 Во время заседания 24 мая в квартире Лужского сделана коллективная фотография участников кружка.21 9 октября 1928 года (дата по почтовому штемпелю) Лужский сообщает Новикову: «Так мне не везет с Пушкинским четвергом, что представить себе не можете! И в этот — 12-го и следующий — 17-го — я занят»22 (записка более чем странная: 12 октября падает на пятницу, 17-е на среду!).

18 Там же, л. 13.

19 Там же, л. 14.

20 РГАЛИ, ф. 1386, оп. 1, № 136, л. 5.

21 См. примеч. 5.

22 РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, № 735, л. 4.

Осенью, вероятно, заседания не проводились: 19 октября того же года тот же Лужский сетует Гроссману: «Жаль, что нет Викентия Викентьевича — я уже соскучился по "Пушкинским", поучительным для меня беседам!»23

Протоколы возобновляются рукою Верховского с первого заседания 1929 года, и начинаются они с конфуза: Верховский, как обычно бывает в его письмах, по забывчивости ставит в заголовке прошлый год: 3 января 1928 года, но день недели не подходит: наверняка это 3 января 1929.24 В этот день обсуждались черновики второй главы. С марта в деле вновь появляются полноценные протоколы заседаний.

7 марта 1929. У Вересаевых.25

Гроссман, Цявловский, Новиков, О. М. Новикова,26 Верхов-ский, Чулков, Вересаев

Гл. 2, XIX—XX.

21 марта 1929. У И. А. Новикова.

Гроссман, Цявловский, Верховский, О. М. Новикова, И. А. Новиков, Чулков, Вересаев. Гл. 2, XXI, XXII, XXIII.

11 апреля 1929. У Вересаевых.27

Гл. 2, XXIV.

23 РГАЛИ, ф. 1386, оп. 1, № 100, л. 5 об.

24 РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, № 1044, л. 18.

25 Три недели спустя, 28 марта 1929 г., Лужский писал Гроссману: «Две вины у меня перед Вами: <...> второе — это не ответил Вам на Вашу любезную реляцию о Пушкинском четверге у Вик<ентия> Вик<ентиевича> без меня, с критикой не только пушкинистов, но и пушкинисток. <...> Благодарю Вас, всех пушкинистов и дорогую Серафиму Германовну! Если бы Вы только знали, дорогой Леонид Петрович, как я благодарен всем Вам за то громадное удовольствие, ту громадную честь для меня, что Вы — знатоки слова, ценители изящного, хранители лучшего из лучших в русском искусстве, допустили меня до возможности бывать среди Вас! Сердечно благодарю Вас и всех. Ив<ану> Алекс<еевичу>, от которого имею письмо, где есть и Ваша подпись, с реляцией о последнем четверге пушкинистов, пишу отдельно.

Льщу себя надеждой, что, м<ожет> б<ыть>, следующий раз я уже и смогу хоть ненадолго да быть, а там уже и моя очередь, но это только, как говорят на театральном языке: готовимся к постановке» (РГАЛИ, ф. 1386, оп. 2, № 320, л. 1 — 1 об.).

26 Ольга Максимилиановна Новикова (урожд. Левенштейн, в первом браке Принц; 1882—1949) — жена Новикова.

27 После этого вечера, 17 апреля 1929 г., Лужский писал Вересаеву: «Сердечно благодарю Вас за Ваше участие к моей болезни — надо сознаться, чрезвы-

25 апреля 1929. У Чулкова.

Цявловский, Новиков, Чулков, Гроссман.

Гл. 2, XXV.

На этом регулярные сведения о вечерах обрываются уже безвозвратно. Единственное исключение — 7 ноября 1929 года, когда Чулков писал Гроссману: «Дорогой Леонид Петрович! Напоминаю Вам о нашем Пушкинском вечере. Приходите к восьми. Этот хороший обычай надо поддерживать. Я всех известил, кроме Верховско-го. Авось он помнит».28

Весной 1931 года произошел тяжелый конфликт между двумя участниками заседаний — Чулковым и Гроссманом: первый обвинил второго в том, что тот исходя из личных интересов отговорил его писать роман о Достоевском. Возникшее из этого дело рассматривалось третейским судом, в который входили Вересаев, Цявловский и Д. Д. Благой, — и после его вердикта Чулков посещать заседания перестал.29 Если Цявловский не ошибается, чтения в усеченном составе продолжались до весны 1932 года, но никаких материалов этого времени нам найти не удалось.

Остается прояснить несколько темных мест новиковского стихотворения.

Бартеневские «заговоры»... — Вероятно, имеется в виду предположение П. И. Бартенева о дефектности текста строки «Племен минувших договоры» (гл. 2, стр. XVI): «Всего важнее восстанов-лять произведения поэта, как они были приготовлены им самим к оглашению, или как он что написал, но не мог напечатать по условиям цензурным или каким иным. Так, например, Онегина и Ленского в их деревенских беседах занимали, конечно, не племен минувших договоры, а заговоры. Тогдашнее юношество знало все подробности Французской революции, а договоры политические не могли занимать молодых друзей».30

Мечтам увесистое: «да». — Довольно очевидный намек на один из классических символистских текстов — дифирамб «Огне-

чайно упорной, затяжной, медленно поправляющейся! Благодарю и за извещение о "спорах и занятиях"на очередном пушкинском четверге. Ах как я их много пропустил, шутка ли, третий был без меня!!» (РГАЛИ, ф. 1041, оп. 4, № 292, л. 1).

28 РГАЛИ, ф. 1386, оп. 1, № 136, л. 12.

29 См. коммент. К. П. Богаевской и С. И. Панова в кн.: Цявловский М., Цявловская Т. Вокруг Пушкина. С. 228—230.

30 Бартенев П. И. О Пушкине: Страницы жизни поэта. Воспоминания современников / Сост., вступ. ст. и примеч. А. М. Гордина. М., 1992. С. 311.

носцы» Вяч. Иванова: «Из Хаоса родимого / Гляди — Звезда, Звезда!... / Из Нет непримиримого — / Слепительное Да!..»31 Из участников кружка Верховский и Чулков были биографически весьма близки Иванову, а Цявловский и Новиков состояли с ним в переписке.

И я, седьмой, Вениамином... — Новиков уподобляет себя библейскому Вениамину — младшему сыну Иакова и Рахили.

31 Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1974. Т. 2. С. 243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.