Научная статья на тему 'Эпизод из истории единоверия'

Эпизод из истории единоверия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3539
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпизод из истории единоверия»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.И. Жмакин

Эпизод из истории единоверия

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 10. С. 458-485.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Эпизодъ изъ исторіи единовѣрія.

27 октября 1900 года праздновалось столѣтіе со дня утвержденія правилъ единовѣрія. Не будетъ излишнимъ и неб.та-говременнымъ, если мы сообщимъ одинъ эпизодъ изъ исторіи единовѣрія, имѣвшій значительное вліяніе на ближайшую судьбу послѣдняго.

3 іюня 1799 года появился высочайшій указъ, весьма близко касавшійся единовѣрія. Этого указа нѣтъ ни въ Полномъ собраніи законовъ Россійской имперіи, ни въ Собраніи постановленій правительства по части раскола—это потому что онъ данъ и содержался подъ строгимъ секретомъ. Мы постараемся изложить исторію этого секретнаго указа.

Высочайшимъ указомъ отъ 12 марта 1798 года Св. Синоду предоставлено было право давать старообрядцамъ, по ихъ просьбамъ, позволеніе имѣть свои особыя церкви іі особыхъ священниковъ съ правомъ совершенія богослуженія по старопечатнымъ книгамъ. Въ томъ же году, во многихъ мѣстахъ появились старообрядческія церкви. Безмолствовалъ только центръ русскаго раскола, сосредоточивавшійся на московскомъ Рогожскомъ кладбищѣ. Сознавая свою матеріальную силу и нравственное вліяніе среди остальной части своего общества, московскіе раскольники не хотѣли обращаться съ просьбою о дарованіи имъ церкви и священниковъ прямо, какъ бы слѣдовало, къ церковной власти — въ Св. Синодъ. Самомнѣніе и унаслѣдованная съ давнихъ временъ вражда къ церкви препятствовали имъ идти прямымъ путемъ. Московскіе старообрядцы рѣшились добиться себѣ тѣхъ же правъ, но только другимъ путемъ и иными средствами. Они предпо-

4 о 9

іага.ш при содѣйствіи свѣтской власти насильственно вырвать .Гаі;ъ сказать изъ рукъ церкви іерархію и поставить ее въ такое положеніе, чтобы она йотомъ не имѣла никакого дѣла и отношенія къ самой православной церкви.

Старообрядцы Рогожскаго кладбища составили очень плохое съ литературной точки зрѣнія, но очень тонкое и хитрое но своему содержанію всеподданнѣйшее прошеніе, въ которомъ изложили свои завѣтныя мысли и желанія. Въ прошеніи они представили, но ихъ собственному выраженію, «содержаніе старообрядческой церкви и общественнаго порядка. на какихъ расположеніяхъ ей быть слѣдуетъ». Для того чтобы доставить прошеніе по принадлежности, старообрядцы Рогожскаго кладбища избрали отгь себя особыхъ повѣренныхъ. Избранными оказались два московскіе купца Димитрій Ѳедоровъ п Митрофанъ Ильинъ, которые лѣтомъ 1799 года прибыли въ С.-ІІетербургъ и вручили генералъ-прокурору, князю Лопухину для представленія государю всеподданнѣйшее прошеніе слѣдующаго содержанія:

«1. Наше исповѣданіе о цѣлости церкви есть точно, чтобы быть нрн оной архіепископу или епископу съ прочими священнослужителями. и всѣ паши старообрядческія мысли и чувства то пріемлютъ, что предано самимъ Богомъ, апостолами и ихъ преемниками, за самое святѣйшее утвержденіе и признаемъ себя всякій но оному ревностно и усердно, что дороже оное намъ установленіе всего нашего въ свѣтѣ человѣческаго иждивенія; однако всенижайше сіе святое уставле-ніе предаемъ Высочайшей Вашего Императорскаго Величества власти всемилостивѣйшему изволенію и премудрому монаршему разсмотрѣнію.

2. Отеческій знакъ высочайшей и отмѣнной милости Вашего Императорскаго Величества побудилъ насъ, всеподданнѣйшихъ вѣрнѣйшихъ сыновъ отцу отечества, предстать п припасть къ священнѣйшему Вашего Императорскаго Величества ‘Престолу и слезно просимъ отнынѣ впредь, чтобъ былъ источникъ священства пепрнмѣшіте.тыіый, яко необходимо нужно кт. спасенію душъ нашихъ, и пріемлемъ дерзновеніе Вашему Императорскому Величеству всенижайше представить, дабы для нашего лучшаго исправленія изъ одного токмо высочайшаго отеческаго милосердія всемилостивѣйше указать изволили, чтобы по добровольному желанію приходящихъ къ намъ священниковъ и діаконовъ отъ церкви не почитать за

бѣглыхъ, и чтобъ быть онымъ, у пасъ находящимся священнослужителямъ. вѣдомымъ не въ духовныхъ, а въ гражданскихъ правленіяхъ съ жителями обще того мѣста, семейства жъ нхъ приписывать въ тѣ мѣста, гдѣ кто пожелаетъ.

3. Ваше Императорское Величество, по непзреченному къ подданнымъ своимъ милосердію, высочайше повелите выдать изъ священной хранительницы древній антиминсъ священія патріарха Іосифа пли другихъ какихъ древнихъ архипастырей, па которомъ всемилостивѣйше и дозвольте освятить церковь обрѣтающимся у насъ священникамъ и діаконамъ но древнему чиноположенію.

4. Дабы по высочайшему Вашего Императорскаго Величества благоволенію оную церковь учредить нынѣ при столицѣ за Землянымъ валомъ, что за Ваковскою заставою на кладбищѣ, гдѣ уже и имѣется общественное наше старообрядческое собраніе, для отправленія богослуженія въ построенныхъ отъ насъ каменныхъ н деревянныхъ часовняхъ, въ которыхъ также нынѣ священники отправляютъ по христіанскому долгу по древнему чиноположенію, кромѣ безкровной жертвы, вся тайны церковныя.

5. II по симъ означеннымъ духовнымъ древнимъ обрядамъ но сходствію правильнаго св. отецъ положенія в'ь распорядкѣ церковнаго устройства и надлежитъ быть вышней церковной власти; въ такомъ случаѣ и желали бы мы удостоиться важнѣйшимъ симъ даромъ: то со всерадостпѣйшимъ нашимъ духомъ крайне душевно н сердечно имѣть обязуемыя при оной учрежденной старообрядческой церкви церковнаго архипастыря. управляющаго оною древнеотеческою церковію, не касаясь ни мало другихъ новопреданныхъ обстоятельствъ... Нынѣ въ столь цвѣтущемъ и неописанномъ всерадостпомъ открытомъ намъ времени послѣдовавшаго отъ высочайшаго Нашего Императорскаго Величества пзліяннаго отеческаго несказаннаго милосердія и долженствуетъ намъ старообрядцамъ быть въ благосостояніи, въ мирѣ и тишинѣ, во всякомъ благоустройствѣ вседомовнс хранить и соблюдать ея всецѣлость, и въ предохраненіе церковной нерушимости, н для всеобщаго лучшаго порядка и спокойствія всеподданнѣйше испрашиваемъ высокомонаршаго дозволенія учредить отъ лица оной старообрядческой церкви духовное правленіе изъ обрѣтающихся у насъ двухъ или трехъ искуснѣйшихъ священниковъ, а также отъ лица нашего общества во охраненіе всѣхъ тѣхъ церковныхъ обрядовъ должны мы из-

орать отъ общества нашего яко блюстителя пли охранителя въ теченіе дѣлъ духовныхъ порядочнаго и основательнаго законнаго человѣка, водъ названіемъ депутата, и кт» нему еще въ помощь избрать двухъ человѣкъ, которыя и должны обще со-борне въ томъ духовномъ правленіи управлять всякое наше благоустройство, благосостояніе, и повиновеніе, но отнюдь уголовнаго преступленія не судить, и отсылать преступника куда слѣдуетъ по законамъ.

6. Семужъ правленію должно имѣть московской столицы и ея губерніи всѣхъ старообрядцевъ въ вѣдомствѣ своемъ, и во всѣхъ касающихся дѣлахъ до обряда вѣры повинна отвѣтствовать гражданскимъ правительствомъ и гдѣ слѣдовать будетъ. а также всеподданнѣйше дерзаемъ мы старообрядцы испрашивать высокомонаршаго благовоззрѣнія дабы для собственнаго нашего на предыдущія времена спокойствія и безпрепятственнаго въ отправленіи вѣры всего богослуженія также дѣнствуемыя церковныя тайны и совершаемыя браки утверждать повсюду законными и во всѣхъ дѣлахъ духовныхъ въ (мучающихся нуждахъ требовать должны наше старообрядческое общество отъ того учрежденнаго правленія узаконеннаго защшценія и новелѣнія. Правленіе сіе долженствуетъ имѣть вт. случающихся нашихъ духовныхъ дѣлахъ сношеніе со всѣми правительствами.

7. Въ означенное правленіе показанныхъ персонъ какъ духовныхъ, а равно и морскихъ, избирая, и отрѣшать обществу по временамъ и какъ заблагоразсудится, въ томъ препятствія ни съ которой стороны нс происходнлобъ, а для лучшаго спокойствія, согласія и тишины оной выборъ производить чрезъ кандидатовъ балотировапіомъ, и по окончаніи выбора о тѣхъ избранныхъ персонахъ тѣмъ кандидатамъ представить и впредь представлять вышнему правительству, куда повелѣло будетъ Вашимъ Императорскимъ Величествомъ.

8. Въ случаѣ, собратія наши старообрядцы, пребывающіе въ другихъ губерніяхъ, гдѣ не имѣютъ изъ чего учредить духовное правленіе, потому что священники для отправленія христіанскихъ требъ иногда пріѣзжаютъ временно, и въ такомъ случаѣ пожелаютъ быть подъ вѣдѣніемъ московскаго учрежденнаго духовнаго правленія, то и соблаговолите, Всемнлости-вѣ.пшій Государь, оныхъ желающихъ вт. вѣдомство правленія московскаго принять, а на случай нужды для отправленія духовныхъ требъ, для проѣзду и прожитія священнику отъ того

московскаго духовнаго старообрядческаго правленія давадь тѣш. священникомъ паспорта. о причнелепіи-жъ въ вѣдомство изъ другихъ губерній старообрядцевъ того правленія московскаго о чемъ извѣстить долженствуетъ оному правленію вышнее правительство. куда поволѣно будетъ Вашимъ Императорскимъ Величествомъ, откуда и той губерніи, гдѣ находятся старообрядцы за извѣстіе для лучшаго порядка и знанія, и дано будетъ предписаніе.

9. Нынѣ находящихся у пасъ на лицо священниковъ и діаконовъ, Всемилостивѣйшій Государь, повелите при объявленіи нашемъ записавъ въ гражданскомъ правленіи, гдѣ пове-лѣно будетъ Вашимъ Императорскимъ Величествомъ въ вѣдомствѣ состоять и дать имъ отъ того правленія для прожитія единовременно письменные билеты, которые и должны храниться в'ь томъ духовномъ старообрядческомъ правленіи.

10. Какъ будучи и есть единогласнаго съ нами старообрядческаго положенія въ саратовской губерніи иргизскіе монастыри, которые и зависимы состоятъ всѣми обстоятельствами какъ духовными, а равно и потребностями, отъ сего московскаго старообрядческаго общества, и притомъ нерѣдко обращаются въ столицѣ для необходимыхъ нуждъ изо всѣхъ старообрядческихъ монастырей и скитовъ монахи и монахини съ тѣмъ, что и при означенномъ нашемъ кладбищѣ состоитъ женской иноческой монастырь, и для того въ случаѣ послѣдовавшихъ касательствъ и дѣлъ до означенныхъ монастырей и обрѣтающихся въ столицѣ по случаю монаховъ и монахинь, повелите, Всемилостивѣйшій Государь, быть въ родѣ правителей или подъ названіемъ судей надъ онымъ чипомъ въ одномъ учрежденномъ духовномъ правленіи, въ засѣданіи отъ тѣхъ иргпзекпхъ монастырей по очереди настоятелю и одному избранному отъ нихъ монастырей соборному старцу, которые соборнѣ въ томъ правленіи и полагать могутъ въ случаѣ открывшимся противностямъ или б.іазнителыюмъ поступкѣ во отвращеніе того поступка свое опредѣленіе, не касаясь отнюдь уголовнаго преступленія само, а отсылать преступника куда слѣдуетъ по законамъ.

11. Бывшіе въ обществѣ нашемъ старообрядческомъ но усердію своему сооружили св. церкви и молитвенныя храмы, давали деньгами и разными церковными вещами, а потомъ отбывшія отъ старообрядческаго общества въ другое положеніе, ужъ тѣхъ данныхъ вкладовъ ни самому ему ни наслѣдникамъ

(мо возвратно не требовать, и ничѣмъ не домогаться, по хотябъ и большее количество вознамѣрится отпустить отъ содержанія того церковнаго чиноположенія и приступить къ другому обряду вѣры. Также отъ оставшаго малаго числа общества тѣхъ данныхъ вкладовъ не требовать н раздѣлу святымъ вещамъ никакого не чинить, а быть онымъ недвижимымъ до скончанія лѣтъ живота. Всеподданнѣйше и просимъ Вашего Императорскаго Величества на сіе отеческаго благовоззрѣнія и всемнлостивѣй-шаго утвержденія.

12. Проживающіяся по пачнортамъ въ старообрядческихъ монастыряхъ постриженныя монахи и монахини и по пргизекой степи, въ чернораменскихъ, керженскихъ лѣсахъ, и по прочимъ пустыннымъ непроходимымъ мѣстамъ ради богомолій, таковыхъ всемилостивѣйше повелѣно бъ было при всѣхъ тѣхъ мѣстахъ оставить безъ выгонки, поелику па тяглахъ нужнѣйшей надобности въ нихъ никакой не имѣется и податей государственныхъ за ними не состоитъ.

13. По вышней судьбѣ Бога и но волѣ Вашей высокомо-паршей мы нижайшіе дерзаемъ испрашивать всеміыостнвѣй-ніаго Вашего Императорскаго Величества Вамъ отеческаго благовоззрѣнія н повелѣнія взирая на самой нашъ жалостной и горько-плачевной случай по душевнымъ обстоятельствамъ, поелику до сего времени проживающія изъ давныхъ лѣтъ по пачнортамъ за неспособностію на тяжахъ мужескій и женскій полъ всякаго чина и званія состоятъ постриженными, и при томъ иные въ великой старости, дряхлости, увѣчные, слѣпые, безногіе, и самыя бѣднѣйшіе препровождающіе жизнь свою отъ христолюбиваго подаянія, денно и нощно и всегда непрестанно служа Богу и моля о здравіи царствованія Вашего Императорскаго Величества, нынѣжъ оныя требуются для написанія вновь пачнортовъ во отечество свое всякаго на лицо, а другія господскія совсѣмъ оставляются при тѣхъ селахъ и деревняхъ, недавая вновь отпусковъ, въ такомъ случаѣ по обязанности ихъ монашествомъ—постриженіемъ Богу, и бывъ служа Ему много лѣтъ въ монастыряхъ и пустыняхъ, и потомъ въ отечествѣ оставаться безъ всякой въ немъ надобности жительствовать обще съ мирскими, уже сіе не сообразуется пи къ какому благоустройству, ни къ божественному и ни къ гражданскому, а къ единственному притѣсненію и насмѣшкѣ того старческаго чина. А тѣмъ что другимъ совсѣмъ за дальностью пути пѣть никакихъ способовъ явиться во отечество

chop, отчего за стгь нужнѣйшимъ и невозможнымъ случаемъ лишаются тѣхъ пачпортовъ, а потому уже почитаются за бѣглыхъ. н состоятъ уже отъ того всякой угрожаемой погибели, по немощи п старости своей, въ такомъ случаѣ дабы вся цѣлость соблюдена была какъ божественная, такъ и Баша государственная, повелите, Всемн.іостивѣйшій Государь, учинить чрезъ кого слѣдуетъ перепись, и гдѣ кто и въ какой губерніи находится, то таковыя къ тѣмъ же монастырямъ и къ скитамъ приписавъ съ положеніемъ таковыхъ же податей, каковы нынѣ на нихъ состоятъ, а оказавшихся господскихъ крестьянъ, полагая отъ какихъ кто лѣтъ по волѣ Башей .Императорской, ко удовольствію помѣщиковъ положить единовременное взысканіе за мужской и женской полъ, чего кто стоитъ, приписать и оныхъ къ тѣмъ же монастырямъ и скитамъ гдѣ кто находится, со взысканіемъ Вашихъ государственныхъ податей, и по окончаніи таковой переписи уже впредь ожидать на сіе о постриженіи въ монашество воли Башей высокомонаршей, какимъ образомъ и кого произвесть къ постриженію должно въ'распоряженіи состоять въ утвержденномъ томъ духовномъ правленіи.

14. Сіе же учрежденное духовное правленіе наистрожайше наблюдать должно, подъ опасеніемъ суда по законамъ, чтобъ въ вѣдомствѣ оной бѣглыхъ никакого званія людей завѣдомо содержанію не было, и естли каковыя могутъ открыться, таковыхъ неминуемо обязуется отослать къ законному сужденію, куда слѣдуетъ по законамъ, дабы тѣмъ не нарушилось спокойствіе старообрядцевъ, на которыхъ невинное нарскапіе происходитъ.

15. Бсеміыостпвѣйшій Государь! Всеподданнѣйше дерзаемъ испрашивать Вашего высокомонаршаго благоволенія и милосердія, высочайше повелите при городахъ, гдѣ есть старообрядцы. селахъ н деревнях ъ отвести для погребенія мертвыхъ тѣлъ особыя кладбища, ибо но порѣдку случается выносъ мертвыхъ тѣлъ обще отъ церквей священнослужителями, гдѣ и происходить вт» томъ случаѣ иногда нѣкоторыя негодованіи.

Извѣстно всему свѣту, что главное Вашего Императорскаго Величества желаніе есть видѣть вѣрноподданныхъ вашихъ столь щаст.інвыміі и довольными, сколь далеко человѣческое счастіе и удовольствіе можетъ на сен земл ѣ простираться. Сію истину ясно доказываютъ непзчисленныя Вашаго Императорскаго Величества милости, по которымъ всѣ мы. вѣрноподданные Ваши,

при глубочайшей благодарности, наслаждаемся благоденствіемъ л тишиною ит. талономъ находясь общемъ положеніи и мы. старообрядцы, со благогонѣніемъ осмѣливаемся утруждать Ваше Императорское Величество о ннзпосланіи намт> особенной милости на вышсслѣдуюіціс наши нижайшіе пункты.

Хотя же и пѣтъ таловаго законоположенія государственнаго. о чемъ мы всеподданнѣйше Ваше Императорское Величество утруждаемъ, по калъ со стороны высочайшаго Императорскаго престола отеческое Ваше милосердіе поставляется во основаніи законовъ, то мы но сему единому всеподданнѣйше просимъ означенное наше расположеніе удостоить всемилостивѣй шею лонфпрмаціею».

Какъ можно видѣть изъ текста прошенія, старообрядцы московскаго Рогожскаго кладбища просили государя даровать имъ такія широкія права, которыя сдѣлали бы «старообрядческую церковь» совершенно самостоятельною и независимою церковію. параллельною съ церковію православною. Старообрядцы просили: 1) даровать имъ особаго, независимаго отъ право-ставной церкви (о которой они нигдѣ въ прошеніи не упоминаютъ'). архіепископа, еъ пребываніемъ его при имѣющей быть освященною церкви на Рогожскомъ кладбищѣ; 2) учредить особое изъ выборныхъ обществомъ духовныхъ л свѣтскихъ лицъ правленіе для всей старообрядческой церкви, которому должны быть подчинены въ духовныхъ дѣлахъ нс только старообрядцы Москвы и московской губерніи, но почти всей Россіи, и которое должно имѣть правосношепія со всѣми правительственными учрежденіями; 3) признать законными всѣхъ находящихся у нихъ бѣглыхъ священнослужителей и подчинить ихъ вѣдѣнію гражданской власти; и I) признать законными всѣ, совершенныя бѣглыми священниками, священнодѣйствія. напримѣръ браки, и старообрядческое монашество. Въ своемъ прошеніи представители Рогожскаго кладбища дошли до того, что ходатайствовали предч, Государемъ о дарованіи того. чѣмч. не пользуется даже и господствующая церковь (выборное начало въ старообрядческомъ правленіи).

Генералъ-прокуроръ князь Лопухинъ поднесъ прошеніе московскихъ старообрядцевъ Государю Императору. Его Императорское Величество, разсмотрѣвъ ихъ прошеніе и указанные въ немъ «пункты», изволилъ 3 іюня, во время пребыванія своего въ г. Павловскѣ, дать слѣдующій высочайшій указъ, весь написанный собственноручно и карандашомъ: «Ракъ они

сами отзываются Мною быть довольными, то п оставили бъ мнѣ съ преосвященнымъ казанскимъ дѣло ихъ вѣдать, и сему послѣднему снабжать ихъ священниками по ихъ одобреніямъ. О прочемъ оставляю, дабы не произошло недоразумѣнія, а о сумнѣніяхъ спрашиваться Меня имъ же самимъ. Павелъ».

7 іюня кп. Лопухинъ копію съ даннаго высочайшаго указа сообщилъ архіепископу казанскому Амвросію «для настоящаго свѣдѣнія и поступленія». Въ своемъ отношеніи къ архіепископу генералъ-прокуроръ прибавлялъ: «честь имѣю присоединить, что таковая же копія (съ указа) дана мною въ Павловскѣ повѣреннымъ сего общества купцу Дмитрію Ѳеодорову и его товарищу, коимъ и объявлено, чтобъ явились къ вашему высокопреосвященству».

На другой день 8 іюня архіеп. Амвросій копію съ высочайшаго указа и съ сообщенія кп. Лопухина доставилъ для свѣдѣнія Св. Синоду. Того же самаго числа въ канцеляріи казанскаго архіепископа, подъ его непосредственнымъ руководствомъ, составлены были особыя правила «соглашенія» съ представителями московскаго старообрядческаго общества, которымъ онѣ предъявлены были въ слѣдующихъ четырехъ параграфахъ:

1. «Священниковъ избирая изо всякихъ епархій честнаго поведенія добровольно желающихъ, представлять къ оному Архіепископу, прописывая о именахъ ихъ, лѣтахъ и семействѣ, изъ какихъ опп епархій, городовъ или уѣздовъ, селъ и отъ какихъ церквей. Сверхъ сего, ежели они будутъ изъ отлучившихся отъ своихъ церквей, то когда и по какимъ причинамъ отъ оныхъ отлучились и желаютъ ли остаться для богослуженія у старообрядцевъ; также назначать, какое имъ будетъ, сверхъ положенія доходовъ за требоиснравлсніе, положеніе на годовое содержаніе. ІЗъ таковомъ представленіи и по учипепіи съ епархіальными преосвященными архіереями справокъ, ежели не окажется препятствующихъ благословпыхъ винъ, опредѣляемы будутъ и о томъ-же дано будетъ знать какъ духовному, такъ и гражданскому правительствамъ.

2. Симъ опредѣляемымъ священникамъ службу Божію отправлять и требы преподавать по старопечатнымъ книгамъ, имѣя пастырское смотрѣпіс за состоящими въ вѣдомствѣ ихъ старообрядцами на основаніи правилъ соборныхъ и святыхъ отецъ: принося въ служеніяхъ, гдѣ и когда надлежитъ, моленіе о высочайшемъ здравіи и благоденствіи Его Император-

сі.аго Величества, Супруги Его, Ея Императорскаго Величества, Наслѣдника Его, всей высочайшей фамиліи и прочихъ кого слѣдуетъ, наблюдая и ту всякую обязанность, каковую низлагаютъ на священниковъ гражданскіе законы и присяга вѣрности, также убѣгая всемѣрно вездѣ какъ на словахъ, такъ и па дѣлѣ дерзкихъ поступокъ, коими бы другіе могли быть озлоблены или огорчены, или возмущены къ нарушенію тишины и порядка общественнаго.

4. Старообрядческому обществу впредь бѣглыхъ священнослужителей къ себѣ не принимать, и объ нихъ не представлять, а опредѣленныхъ самимъ собою безъ представленія Архіепископу не отрѣшать.

4. А кому за поведеніемъ священниковъ и исправностію ВТ) службѣ и порядкѣ имѣть смотрѣніе, и кому дѣлать при браковѣнчаніи надлежащіе обыски, также какъ имъ записывать рождающихся, бракомъ сочетающихся н умирающихъ въ троечастпьц книга, а равно и исповѣдныя вѣдомости о бывшихъ и не бывшихъ у исповѣди и святаго причастія, п куда п въ кокос мѣсто оные въ узаконенный срокъ подавать, повѣреннымъ согласяся съ обществомъ прислать къ Архіепископскому мнѣнію.

На словахъ имъ объявлено, дабы въ мнѣніи представлено было и о томъ, гдѣ имъ (старообрядческимъ священникамъ и діаконамъ) быть подъ судомъ при могущихъ случиться какихъ либо слѣдственныхъ дѣлахъ».

Повѣренный московскихъ старообрядцевъ купецъ Д. Ѳеодоровъ подалъ архіепископу казанскому прошеніе, въ которомъ ходатайствовалъ предъ нимъ о снабженіи ихъ, на основаніи высочайшаго указа, священнослужителями и въ то же время опредѣлить «на каком ъ основаніи содержаніе старообрядческой церкви и общественнаго порядка быть должно». Любопытно въ прошеніи Ѳеодорова прежде всего то, что онъ выдаетъ себя въ немъ за повѣреннаго по только московскихъ, но и петербургскихъ, нижегородскихъ и воронежскихъ старообрядцевъ, на что онъ па самомъ дѣлѣ не имѣлъ никакого уполномочія. ( ъ своей стороны въ поданномъ 0 іюня прошеніи повѣренный выставилъ слѣдующія условія отъ лица старообрядцевъ: 1) «учинить учрежденіе не вводя никакихъ новостей и дозволить свободно пользоваться правами богослуженія по обрядамъ отъ предковъ нашихъ насажденнымъ: 2) не выдавать вновь формы къ богослуженію; 3) не снабжать старообрядцевъ св. мѵромъ,

такъ какъ московскіе старообрядцы признаютъ довольными быть своимъ мѵромъ, а по скудости его съ добавленіемъ освященнаго масла: 4 ) во время службы Божіей пн кто обряда другой вѣры въ наше общество въ ев. церкви властно не входитъ для молитвопрппошенія п имъ священникамъ таковаго поступка никому не дозволять». При прошеніи представленъ быль списокъ всѣхъ находившихся въ Рогожскомъ кладбищѣ священниковъ и діаконовъ. Па прошеніе купца Оеодорова съ товарищами преосвящ. Амвросій прежде всего замѣтилъ, что онъ долженъ просить о священникахъ только для московскаго общества, а никакъ не для другихъ старообрядческихъ обществъ. Бъ представленномъ довѣренными реестрѣ поименованы были шесть священниковъ и два діакона, издавна находившіеся при Рогожскомъ кладбищѣ п совершавшіе тамъ богослуженіе, которыхъ просили оставить п теперь для совершенія богослуженія. Преосвящ. Амвросій, обходя молчаніемъ указанные въ прошеніи повѣренныхъ частныя условія, положилъ на немъ в'ь тотъ же день—!) іюня такую резолюцію: «хотя означенныхъ священниковъ н діаконовъ, яко отлучившихся отъ своихъ должностей, надлежало бы болѣе предать законному сужденію; но какъ оііп. но показанію повѣренныхъ, состоятъ у пнхъ въ. отправленіи богослуженія п христіанскихъ требъ изъ давнихъ лѣтъ, н отъ правительства гражданскаго, иовндпмому. были терпимы, а притомъ п въ поведеніи добропорядочномъ одобряются, то, па основаніи вышеппсаинаго Его Императорскаго Величества высочайшаго указа, іі оставаться нмъ для исправленія богослуженія іі требъ христіанскихъ, кромѣ литургій, при кладбищенскомъ московскаго старообрядческаго общества молитвенномъ храмѣ по прежнему съ тѣмъ, что настоящее опредѣленіе съ дозволеніемъ отправлять священнодѣйствія, то есть литургію, имѣетъ послѣдовать тогда, когда по полученіи извѣстія, изъ какихъ отш епархій п мѣстъ, п по учішеніп съ епархіальными преосвященными архіереями справокъ надлежащихъ, къ безсумннтелыюму препорученію нмъ отправлять священническую должность».

О всѣхъ своихъ вышеприведенныхъ распоряженіяхъ касательно дарованія священства московскимъ старообрядцамъ казанскій архіепископъ не далію какъ 41 іюня сообщилъ для доклада Государю генералъ-прокурору, кп. Лопухину, который, отвѣчая черезъ день архіепископу на его отношеніе, даль ему слѣдующій исполненный практической мудрости, совѣтъ: «долгомъ

46!)

приверженности мори къ намъ поставляю сообщить Вашему Высокопреосвященству, не признаете-ли вы благопристойнѣй-інимт. донести о семь непосредственно отъ себя Его Императорскому Величеству; сіи мысли основываю я на томъ, что въ содержаніи указа Государь Императоръ предоставляетъ дѣла сіи вѣдать себѣ непосредственно съ вами, и сверхъ того самый разумъ и образъ указа сего доказываетъ, что Его Императорскому Величеству благоугодно, чтобы распоряженія по сей части оставались въ единственномъ свѣдѣніи вашемъ и никуда и пн чрезъ кого болѣе но проходили». 15 іюня преосвященный Амвросій всеподданнѣйше рапортовалъ Государю о томъ, что имъ во исполненіе высочайшаго указа опредѣлены, по просьбѣ повѣренныхъ московскаго старообрядческаго общества. къ московской старообрядческой часовнѣ шесть издавна здѣсь находившихся священниковъ п два діакона съ нравомъ совершенія богослуженія, кромѣ литургій, впредь до полнаго разслѣдованія объ ихъ правахъ какъ священнослужителей, при чемъ дано знать (отъ 12 іюня) митрополиту московскому Платону и московскому военному губернатору графу Салтыкову о пепрпзпаваніи тѣхъ священнослужителей бѣглыми и о пеѵчи-пепін имъ препятствія въ отправленіи богослуженія.

Совѣтъ кн. Лопухина сдѣлалъ архіепископа Амвросія очень осторожнымъ. 16 іюня онъ писалъ въ Москву графу Салтыкову: «отношеніе мое съ приложеніемъ для вашего сіятельства отъ 12 іюня прошу покорнѣйше ко мнѣ возвратить, сохрани съ стороны вашей объ ономъ подъ секретомъ, такъ какъ бы и но получали онаго». Тоже самое писалъ Амвросій и митрополиту Платону п Серапіопу епископу дмитровскому. 27 іюня графъ Салтыковъ отправилъ обратно полученныя отъ казанскаго архіепископа бумаги и въ отношеніи кт, нему писалъ между прочимъ; «что касается до требуемаго вами сохраненія онаго съ моей стороны подъ секретомъ, такъ какъ бы я п не получалъ его. то удовлетвореніе подобному вашего преосвященства желанію сколько бы я пи былъ готовъ то исполнить, отъ меня зависѣть уже не можетъ: ибо, получивъ по начальству моему здѣсь оное отъ васъ сообщеніе, послѣдовавшее на основаніи высочайшаго гіовелѣпія, л далъ было уже приказаніе привести оное актомъ въ надлежащее исполненіе... а потому бумаги сіи и не одному мнѣ стали бытъ извѣстными тѣмъ болѣе, что онѣ дошли ко мнѣ не какъ секретныя, а напротивъ еще по содержащимся въ нпхъ обстоятельствамъ принадлежали

до общаго свѣдѣнія». Повѣренные московскихъ старообрядцевъ, но требованію архіепископа, также должны были возвратить емс полученный нми отъ пего указъ объ опредѣленіи къ нимъ священниковъ, и взамѣнъ его получили отъ него свидѣтельство того же самаго содержанія только съ пропускомъ текста высочайшаго повелѣнія отъ 3 іюня 1799 года.

Повѣренные московскихъ старообрядцевъ возвратились въ Москву съ важными сообщеніями. 24 іюня въ часовнѣ Рогожскаго кладбища былъ прочитанъ высочайшій указъ и предписаніе казанскаго архіепископа о дарованіи имъ священнослужителей. что вызвало всеобщую радость среди старообрядцевъ. Сейчасъ же отслужили благодарственный съ колѣнопреклоненіемъ молебенъ о здравіи государя. Многіе при этомъ плакали отъ радости. День 24 іюня 1799 года праздновался па Рогожскомъ кладбищѣ—какъ Свѣтлое Христово Воскресеніе. Но противъ повѣренныхъ выступили и недовольныя лица— это такъ называемые попечители кладбища—московскіе купцы: Архипъ Петровъ Обертышевъ, Иванъ Козьмпнъ Сидоровъ и Ѳаддей Михайловъ. Эти лица до самаго послѣдняго времени составляли изъ себя правленіе Рогожскаго кладбища: онѣ нанимали священнослужителей, пересылали ихъ съ мѣста на мѣсто, штрафовали ихъ, однимъ словомъ завѣдывалн всею церковною стороною жизни Рогожскаго кладбища, хотя послѣдніе два купца вовсе и не умѣли грамотѣ. Имъ очевидно жаль было выпустить власть изъ своихъ рукъ, а потому онѣ и рѣшились на борьбу. Попечители Рогожскаго кладбища стали распускать нелѣпые слухи о подложности высочайшаго указа и предписанія казанскаго архіепископа. Московскій оберъ-полнціймей-стер'ь О. О. Эртель оказывалъ сильную поддержку попечителямъ и грозилъ повѣреннымъ, что если они будутъ ссылаться на высочайшее повелѣпіе отъ 4 іюня, пли предписаніе казанскаго архіепископа, то онъ обрѣстъ пмъ полголовы и иол-бороды и сошлетъ въ Сибирь. Повѣренныхъ поддерживалъ за то самъ военный губернаторъ графъ Салтыковъ.

Какъ пи старались держать въ совершеннѣйшемъ секретѣ высочайшій указъ отъ 9 іюня, вѣсть о немъ очень скоро распространилась по всѣмъ раскольническимъ центрамъ. Не далѣе какъ въ концѣ іюня въ Петербургъ явился .повѣренный старообрядцевъ войска Донскаго, жившихъ въ городѣ Чер-касскѣ и ближайшихъ къ нему станицахъ, отставной полковой квартирмейстеръ Сербиповь. Онъ вошелъ съ ходатайствомъ къ

архіепископу казанскому о томъ. чтобы дозволено было имъ принимать къ себѣ священниковъ съ вѣдома его, архіепископа, а впредь до пріисканія таковыхъ онъ просилъ прислать въ

г. Черкасскъ одного изъ священниковъ, находившихся на Рогожскомъ кладбищѣ въ Москвѣ. Сербиновъ въ своемъ прошеніи указывалъ нѣкоторыя условія, при которыхъ имъ желательно было полученіе священниковъ, рукоположенныхъ православными епископами. Главное условіе его заключи.іось въ томъ, чтобы избранные старообрядцами и утвержденные архіепископомъ казанскимъ священники находились въ зависимости только отъ сего послѣдняго, а не подчинялись бы органамъ мѣстнаго епархіальнаго управленія. Въ іюлѣ мѣсяцѣ повѣренный петербургскаго старообрядческаго общества Никита Ѳеодоровъ просилъ отъ лица своихъ довѣрителей казанскаго архіепископа снабдить его предписаніемъ объ отысканіи сяящешшковъ. желающихъ служить у нихъ, а до того времени назначить къ нимъ одного изъ священниковъ, находящихся въ Москвѣ па 1 ’огожекомъ кладбищѣ.

Къ преосвящ. Амвросію обращались еще старообрядцы, жившіе въ Екатеринбургѣ. Онп прислали ему условія или пункты (числомъ восемь), на основаніи которыхъ они соглашались брать священниковъ отъ православной церкви. Однимъ изъ предложенныхъ имп условій, они обязывались молиться о царствующемъ домѣ 'по старопечатнымъ служебникамъ, и за весь архіерейскій, священническій и діаконскій чинъ (о Синодѣ умалчивали). Во главѣ завѣдыванія церковными дѣлами своего общества екатеринбургскіе старообрядцы предполагали избрать повѣреннаго изъ купцовъ, который имѣлъ своею обязанностью сноситься съ мѣстнымъ епархіальнымъ преосвященнымъ и то же пе непосредственно, а чрезъ городской магистратъ. Старообрядцы не хотѣли имѣть никакого дѣла ни съ консисторіями, ни съ духовными правленіями. Повѣренный старообрядцевъ имѣлъ право слѣдить за поведеніемъ священнослужителей и въ случаѣ нужды доносить мѣстному архіерею.

Просьбы донскихъ, петербургекихъп другихъ старообрядцевъ поставили казанскаго архіепископа въ затруднительное положеніе. Высочайшій указъ. 3 іюня послѣдовалъ на прошеніи московскихъ старообрядцевъ и касался только ихъ. А потому архіепископъ боялся собственною властію выйти изъ рамокъ этого указа п потому обратился за разъясненіемъ возникшаго вопроса къ генералъ-прокурору Лопухину и спрашивалъ его:

«одно ли только московское общество должно быть снабжаемо отъ него священниками, или равно обязанъ онъ опредѣлять священниковъ для донскихъ и другихъ старообрядческихъ обществъ. по присылаемымъ отъ нихъ прошеніямъ?» t іюля князь Лопухинъ отношеніемъ своимъ увѣдомилъ архіепископа Амвросія. въ которомъ писалъ: «но отношенію вашего высокопреосвященства объ опредѣленія священниковъ для донскихъ и другихъ старообрядческихъ обществъ я имѣлъ счастіе докладывать Государю Императору н удостоился получить высочайшее гіовелѣпіе поступать въ семъ случаѣ на точномъ основаніи иминнаго высочайшаго указа, минувшаго іюня 3 дня о московскихъ старообрядческихъ обществахъ состоявшагося». На отношеніи кп. Лопухина архіепископъ 5 іюля написалъ: «по просьбѣ дали свидѣтельство и па проѣздъ пачнортъ» (священнику. отправлявшемуся па Донъ).

Слухъ о высочайшемъ указѣ 3 іюня съ необыкновенною быстротою распространился среди старообрядческаго міра. Со всѣхъ сторонъ стали направляться къ преосвященному Амвросію просьбы старообрядцевъ о дарованіи имъ права имѣть свои церкви и особыхъ священниковъ, при чемъ они предлагали съ своей стороны различныя условія и желанія. А въ виду новаго высочайшаго иовелѣнія отъ 4 іюля архіепископъ пе имѣлъ права отклонять отъ себя приходившія къ нему съ разныхъ концовъ старообрядческаго міра просьбы. Такимъ образомъ незамѣтно мало-по-малу обстоятельства складывались такъ, что предъ архіепископомъ казанскимъ изъ частнаго, касавшагося только московскихъ старообрядцевъ, вопроса, выростамъ общій сложный и трудно разрѣшимый, особенно для одного лица, вопросъ обп. устройствѣ и ограпизацін всей старообрядческой церкви вт. Россіи. Преосвященный Амвросій видѣлъ конечно великую важность порученнаго ему дѣла и сознавалъ въ то же время всю отвѣтственность, какая ложилась па него предъ гудомъ всей русской церкви и религіознаго общественнаго мнѣнія. Одинъ неосторожный шагъ, одна его ошибка могла легко уронить п причинить вредъ и ему самому н главное—чрезъ него всей церкви. Самымъ естественнымъ н законнымъ для него выходомъ представлялось обращеніе за помощію и содѣйствіемъ себѣ. Св. Синода, общим ъ мнѣніемъ котораго онъ могъ бы при случаѣ прикрыться н тѣмъ оградить себя п свое имя. По ото значило бы Рыйтп изъ предѣловъ указа 3 іюня, въ которомъ съ неотразимою ясностію дѣло ввѣрялось только дву мт.

лицамъ—государю и архіепископу казанскому и никому больше. Преосвященный Амвросій вынужденъ был ь дѣйствовать одинъ. Онъ изложилъ планъ, касающійся нѣкоторыхъ богослужебныхъ порядковъ старообрядцевъ, указалъ нѣкоторыя черты организаціи управленія старообрядческимъ духовенствомъ и отношеній послѣдняго къ мѣстнымъ епархіальнымъ архіереямъ и все это въ особомъ всеподданнѣйшемъ рапортѣ представилъ Государю Императору. Вотъ этотъ рапортъ въ его полномъ видѣ:

«ВсемплостпвѣншіТі, Державнѣйшій

Государь Императоръ.

Вслѣдствіе пмянныхъ Вашего Императорскаго Величества высочайшихъ указовъ. 1-го) но прошенію повѣренныхъ московскаго старообрядческаго общества, минувшаго іюня 3-го дня состоявшагося, въ которомъ изображено: «какъ они сами отзываются Мною быть довольными, то и оставилн-бъ Мнѣ съ Преосвященнымъ Казанскимъ дѣло ихъ вѣдать, и сему послѣднему снабжать ихъ священниками но ихъ одобреніямъ. О прочемъ оставляю, дабы не произошло недоразумѣнія, а о сумпѣ-пілхъ спрашиваться Меня имъ же самимъ». Во исполненіе коего, какъ я имѣлъ счастіе тогожъ іюня lö-ro дня всеподданнѣйше репортовать Вашему Императорскому Величеству, по одобреніямъ тѣхъ повѣренныхъ опредѣлены мною къ московской старообрядческой ихъ часовнѣ шесть человѣкъ священниковъ и два діакона издавна у нихъ находившіеся, впредь до разсмотрѣнія па слѣдующемъ съ согласія повѣренныхъ основаніи: онымъ священникамъ и діаконамъ службу Божію отправлять и требы преподавать по старопечатнымъ книгамъ; причемъ ямъ какъ себя вести, такъ и съ старообрядцами поступать па основаніи правилъ соборныхъ и святыхъ отецъ, принося въ служеніяхъ, гдѣ п когда надлежитъ моленіе о высочайшемъ здравіи и благоденствіи Вашего Императорскаго Величества, Ея Императорскаго Величества, Государя Наслѣдника и всей высочайшей фамиліи, также и прочихъ, кого слѣдуетъ; наблюдая и ту всякую обязанность, каковую возлагаютъ на священниковъ гражданскіе законы и присяга вѣрности; равно убѣгая всемѣрно вездѣ шить па словахъ, такъ и на дѣлѣ дерзкихъ поступокъ, коими бы другіе могли быть озлоблены ими огорчены, или возмущены къ нарушенію тишины и порядка общественнаго. 2-го') сего іюля 4-го дня объявленнаго

мнѣ отъ былаго генерала прокурора князя Лопухина, коимъ объ опредѣленіи священниковъ для донскихъ и другихъ старообрядческихъ обществъ высочайше повелѣпо поступать па точномъ основаніи прописаннаго нмянного Вашего Императорскаго Величества высочайшаго указа, пріемлю смѣлость Вашему Императорскому Величеству всеподданнѣйше представить о нижеслѣдующемъ:

1. Поелику за поведеніемъ старообрядческихъ священниковъ потребенъ ближайшій присмотръ, а мнѣ для предписаній имъ и всякихъ переписокъ нужны извѣстныя особы, коими бы могъ я имѣть по дѣламъ старообрядческимъ сношенія; то по сему, а паче для избѣжанія затрудненій по отдаленности мѣстъ, полагаю опредѣленіе священниковъ къ старообрядцамъ по отзывамъ ихъ ко миѣ производить па основаніи высочайшаго Вашего Величества повелѣнія по сношеніямъ моимъ чрезъ епархіальныхъ преосвященныхъ архіереевъ, въ епархіяхъ коихъ оные состоятъ, съ тѣмъ, чтобы сіи преосвященные, давая мнѣ знать, кто и гдѣ будетъ опредѣленъ, имѣли ихъ въ своемъ вѣдомствѣ и относились бы ко мнѣ о всякихъ нужныхъ по дѣламъ старообрядческимъ обстоятельствахъ, для распоряженія и для всеподданнѣйшаго въ случаѣ надобности доклада Вашему Императорскому Величеству.

2. Священникамъ онымъ, коихъ опредѣлять хотя по одобреніямъ старообрядцевъ, но по учииеніи надлежащихъ справокъ, имѣть законами предписанныя книги для записки родившихся, бракомъ вѣнчающихся и умирающихъ, также бывшихъ и побывшихъ у исповѣди и святаго причастія п подавать оныя но порядку епархіальному архіерею.

3. Старообрядцамъ впредь самимъ собою священниковъ къ себѣ не принимать, а опредѣленныхъ безъ представленія не отрѣшать и всѣ тѣ священники, кои не будутъ имѣть о опредѣленіи своемъ архіерейскаго свидѣтельства, должны быть признаваемы за бѣглыхъ.

4. Утруждавшіе нынѣ просьбою Ваше Императорское Величество старообрядцы желаютъ имѣть у себя церкви, а нѣкоторые о томъ уже и просятъ меня, но съ тѣмъ, чтобы но печатнымъ формамъ высочайшихъ имянъ Вашего Императорскаго Величества и всей Императорской фамиліи на ектеніяхъ и прочихъ мѣстахъ при богослуженіи не возносить: также Синода и епархіальнаго архіерея не поминать и мѵра святого отъ архіереевъ не брать: а даютъ обязательство

наблюдать только то, что какъ выше значится, предписано ошь меня для священниковъ московскаго старообрядческаго общества. А которымъ старообрядцамъ донынѣ Синодъ дозволялъ имѣть церкви съ священниками, тѣ отправляя службу по старопечатнымъ книгамъ, обязывались воспоминать имена Вашего Императорскаго Величества и всей Императорской фамиліи, также Синодъ, епархіальнаго архіерея, синклитъ и воинство по печатнымъ формамъ, мпро-же святое брать отъ архіереевъ, равно и прочее исполнять чего законы и порядокъ требуютъ. Почему изъ снисхожденія къ нимъ не собла-говолепо ли будетъ отъ Вашего Императорскаго Величества всемилостивѣйше повелѣть давать церкви и имъ, согласно ихъ желанію съ тѣмъ однакоже, чтобы воспоминаніе высочайшаго Имени Вашего Императорскаго Величества и всей Императорской фамиліи чинимо было въ служеніяхъ по точному изображенію въ старопечатныхъ книгахъ.

5. Старообрядцы требуютъ дабы какъ въ предписаніяхъ о опредѣленіи къ нимъ священниковъ прописывать имеиный Вашего Императорскаго Величества высочайшій указъ, состоявшійся іюня 3-го дня сего 1799 года, также - давать бы знать о тѣхъ опредѣляемыхъ къ нимъ священникахъ съ прописаніямъ того-же высочайшаго указа и гражданскимъ правительствамъ. Сношеніе имѣть съ сими правительствами, по старообрядческимъ, какія встрѣтятся, обстоятельствамъ, какъ мнѣ, такъ и прочимъ епархіальнымъ архіереямъ, въ епархіяхъ коихъ они находятся, хотя признаю нужпымъ-же, но прописывать ли по ихъ требованіямъ, оный высочайшій указъ, па сіе и все вышеписапное всеподданнѣйше испрашиваю Вашего Императорскаго Величества всевысочайшаго разсмотрѣнія и новолѣнія. Вашего Императорскаго Величества всеподданнѣйшій:

Амвросій Архісп. Казанскій. Іюня 12-го дня 1799 года».

Въ тотъ же самый день генералъ-прокуроръ Д. И. Не-плюевъ увѣдомилъ преосвященнаго Амвросія о результатѣ его всеподданнѣйшаго рапорта слѣдующимъ отношеніемъ.

«Высокопреосвященнѣйшій Владыка!

Милостивый Государь!

Сего-же дня имѣлъ я счастіе всеподданнѣйше представить Государю Императору донесеніе ваше касательно до желаній отъ старообрядцевъ вамъ изъявленныхъ, въ разсужденіи

формы ихъ служенія и прочаго. Его Императорское Величество снисходя милостиво на оныя, высочайше мнѣ приказать изволилъ написать къ вамъ, что касательно однакожъ возношенія нмянъ Его Императорскаго Величества и всего Августѣйшаго Дома при богослуженіи, то оное должно оставаться непремѣнно. Conditio sine qua non. и чтобъ Ваше Высокопреосвященство внушили имъ то. что такъ какъ они сами добровольно кт. Его Величеству во всѣхъ дѣлахъ до священ-нослуженія и обрядовъ своихъ отнестись пожелали, и Его Величеству оныя довѣрили, то сіе и есть, включая уже обязанности ихъ по вѣрноподданству, статья, которая ими самими должна считаться первѣйшею и къ духовнымъ чувствіямъ совѣсти ихъ панблпжайшею. Поминать же Синода и епархіальнаго архіерея іп, сей предметъ не входитъ и можетъ оставаться по принятымъ ими правиламъ. Впрочемъ, исключая изъясненнаго здѣсь, Государь Императоръ па содержащіяся въ донесеніи вашемъ части высочайше соизволяетъ.

Петергофъ Поля 12-й день 1799 года.

Г. S. Государь Императоръ приказать изволилъ, чтобъ Ваше Высокопреосвященство взяли у старообрядцевъ форму, каковою они поминать хотятъ имена Государя Императора и фамиліи, и ко мнѣ бы они прислали, дабы можно было судить о силѣ и качествѣ смысла опой».

Вмѣстѣ съ отношеніемъ Неклюдова преосвященный казанскій получилъ и высочайшій рескриптъ такого содержанія:

«Ііреосвящешгѣіішій Амвросій Архіепископъ Казанскій и

Свіяжскій!

Въ слѣдствіе повелѣнія Моего, сообщеннаго Вамъ чрезъ находящагося при Мнѣ тайнаго совѣтника ІІеплюева, въ отвѣтъ па донесеніе ваше касательно старообрядцевъ, по статьѣ въ ономъ повслѣнін Моемъ изъясненій и безъ которой никакія стороны предложенію приняты быть нс имѣютъ, повелѣваю вамъ прекратить съ ними всякое сношеніе отъ Меня, что отнынѣ оставляю Я всѣхъ нхъ въ первомъ ихъ положенія. Пребываю кт. вамъ благосклонный.

На подлинномъ собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано такъ:

Павелъ.

Сверхъ сего собственною Его Императорскаго Величества рѵкою подписано:

Кт> сему прибавляю, что есть ли рѣчь о поминаніи ЛІен.ч и (рамиліи по древнимъ обыкновеніямъ, то па сіе Я соизволяю. а если же совсѣмъ не хотятъ поминать, или съ какою ішбудь выдумкою Su/rintelligitur. то прекратить всякое сношеніе, оставя все по прежнему.

Подъ симъ собственною же Его Императорскаго Величества рукою подписано:

Павелъ» ]).

Петергофъ Іюля 12-й день

1799 года,

Получивши высочайшій рескриптъ, архіепископъ Амвросіи немедленно приступилъ къ его исполненію. Но здѣсь возникли затрудненія и препятствія. Повѣренные московскихъ старообрядцевъ уѣхали уже въ Москву. Требовать формъ поминовенія императорской фамиліи у здѣшнихъ, т. е. петербургскихъ, старообрядцевъ архіепископъ не хотѣлъ, такъ какъ онъ совсѣмъ не входилъ съ ними въ сношеніе по затронутому вопросу. I I іюля преосвященный Амвросій обратился съ письмомъ къ повѣренному московскихъ старообрядцевъ Митрофану Ильину, котораго просилъ въ самомъ непродолжительномъ времени дать точные отвѣты на свои вопросы. Въ письмѣ кт» повѣренному онъ спрашивалъ: «какимъ образомъ у васъ въ служеніяхъ высочайшія имена Его Императорскаго Величества п прочихъ возносятся—по новошшечатапнымъ формамъ то воспоминаніе чинить соглашаются, или нѣтъ, если не соглашаются—то напишите именно не опуская пи слова: 1-е) какъ па великой, --е) на сугубой октеніяхъ и 3-е) па многолѣтіи возносятся оныя высочайшія имена и наконецъ, 4-е) какимъ образомъ возносить ихъ будутъ на великомъ выходѣ, когда будете имѣть церковь. Сіе все объясните, писалъ далѣе архіепископъ, въ самой истинѣ, какъ у васъ нынѣ есть, и какъ но согласію общества на будущее время тому быть полагаете, дабы послѣ не могло выйти кокой разности и слѣдствій предосудительныхъ, и объявите не обинуяся, ежели на оныхъ лктепіяхъ и прочемъ

') Изъ всего излагаемаго здѣсь только рескрипты отъ 12 іюля и слѣдующій за нимъ—отъ 20 августа попали въ печать, но безъ всякаго историческаго освѣщенія ихъ. Они сообщены академикомъ Н. Ѳ. Дубровинымъ. Русскій Архивъ, 1892 г. кн. IV, 493—49С.

никакого у васъ по бываетъ вышеиисаниаго воспоминанія. и шірсдь тому бытк несогласно наше общество; да и пришлите ко мнѣ незамсдля н именно по первой оть полученія почтѣ за подппсомъ вашимъ и двухъ или трехъ священниковъ».

Письмо свое къ повѣреннымъ московскихъ старообрядцевъ архіепископъ препроводилъ московскому военному губернатору графу Салтыкову, котораго и просилъ, вызвавъ къ себѣ повѣренныхъ, вручить имъ письмо и приказать немедленно исполнить написанное въ немъ. Далѣе преосвященный Амвросій поручилъ военному губернатору, чтобы онъ, получивъ отъ повѣренныхъ запечатанный отвѣтъ ихъ, съ первою же почтою препроводилъ его по принадлежности. Отвѣть повѣренныхъ на письмо казанскаго архіепископа замедлился вслѣдствіе того, что оба они по своимъ торговымъ дѣламъ отправились па Ма-каріевскую ярмарку. Графъ Салтыковъ, получивъ письмо къ нимъ отъ нр. Амвросія, оставилъ его у себя впредь до возвращенія повѣренныхъ обратно въ Москву. Между тѣмъ архіепископъ сильно безпокоился въ Петербургѣ, не получая отвѣта на свое письмо. Тогда онъ рѣшился написать къ одному изъ выдающихся членовъ московскаго старообрядческаго общества. купцу Архипу Петрову Обертышеву, котораго повѣренные, отъѣзжая изъ Москвы, сдѣлали своимъ замѣстителемъ но дѣламъ, касающимся Рогожскаго кладбища. Однако отвѣтомъ, полученнымъ отъ купца Обертышева. Амвросій остался недоволенъ. По возвращеніи своемъ въ Москву въ началѣ августа мѣсяца повѣренные купецъ Митрофанъ Ивановъ Ильинъ и Дмитрій Ѳедоровъ отъ 11 — 17 августа дали слѣдующій отвѣтъ архіепископу Амвросію на письмо его къ нимъ отъ 14 іюня. Они писали:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ваше Высокопреосвящсство!

Милостивѣйшій нашъ Покровитель!

Какъ вамъ довольно извѣстно, что медлительность въ отвѣг-ствовапіи на ваше письмо, которое мы имѣли счастіе получить чрезъ его сіятельство графа Ивана Петровича Салтыкова, сдѣлалась по причинѣ отъѣзда обоихъ нась повѣренныхъ на ярмонку: то всепокорнѣйше просимъ Ваше Высокопреосвященство извинить пасъ, что въ скорости обратно представить невозможно было обстоятельно о томъ, какимъ образомъ у пасъ въ службѣ церковной высочайшія имена Его Императорскаго Величества и прочихъ возносятся? Притомъ мы со своей

стороны отъ всшіеіо Высокопреосвященства такою возраженія и нс ожидали, злая иѣрно, что предписанная вами статья, которая сверхъ обязанностей нашихъ по вѣрноподданству, должна считаться нами первѣйшею и къ духовнымъ чувствіямъ совѣсти пашей нанближайшею, была окончена и рѣшена довольнымъ трактованіемъ во время нашего съ вами свиданія въ Санктъ-Петербургѣ, а потому и священники паши н діаконы. на извѣстномъ основаніи имѣющимся у насъ отъ вашею Высокопреосвященства опредѣлены съ полнымъ дозволеніемъ отправлять службу Божію по прежнему. А какъ вы еще пожелали письменно представить намъ о тон-жс матеріи, то мы обществу и предлагали о семъ вч> собраніи, на которомъ согласно всѣ утвердили то-жс мнѣніе, которое вамъ отъ насъ изъяснено было самолично, и опредѣлили приноситъ Господу Богу моленіе о высочайшемъ здравіи и благоденствіи Самодержавнѣйшаго и Богомъ хранимаго великаго Государя нашего Царя Павла Петровича всея Россіи и Супруги Его Великія Государыни Царицы Маріи Ѳеодоровны и Государя Наслѣдника и всей высочайшей фамиліи по именамъ со отчествами па всѣхъ ектеніяхъ и гдѣ бы ни было, не упустнтелыю и точно симъ означеннымъ выраженіемъ возносить. Что же касается до сходствениости воспоминанія онаго съ новопечат-пыми формами, ни подъ какимъ видомъ несогласны къ принятію оныя. И можете ясно видѣть, что на великомъ выходѣ вт. старопечатныхъ служебникахъ воспоминать высочайшія имена довольнаго резону не находится, то на оный случай таковое важное воспоминаніе пепогрѣшителыю оставлено и ѵмол-чено быть можетъ по нашему общественному обряду. Сіе все вашему Высокопреосвященству объясняемъ въ самой истинѣ, какъ нынѣ у насъ есть, и какъ тому быть надѣемся твердо впредь па будущее время. Просимъ всепокорнѣйше Ваше Высокопреосвященство принять отъ пасъ таковое изъясненіе въ той силѣ, что оно кажется весьма споспѣшествуетъ къ соблюденію тишины it спокойствія въ совѣсти человѣческой. Сіе второе письмо къ Вашему Высокопреосвященству препровождаемъ чрезъ его сіятельство графа Ивана Петровича Салтыкова по причинѣ втораго требованія объявленнаго намъ повѣреннымъ его сіятельствомъ сего августа 16 дня.

17 Августа

1799 года,

Москва.

Йодъ этимъ письмомъ подписались но только повѣренные общества, но три священника и одинъ діаконъ, служившіе на Рогожскомъ кладбищѣ, и два попечителя кладбища.

ІІрн письмѣ старообрядцевъ приложена была и выпись ивъ старопечатнаго (въ 715!) г. 18 іюля—въ десятое лѣто патріаршество Іосифа, и. московскаго) служебника съ древнею формою поминовенія царской фамиліи. Вотъ эта выпись:

1. «На сугубыхъ ектеніяхъ въ вечерни: еще молимся о благовѣрномъ н богохраннмомъ царѣ п великомъ князѣ, имя-рокъ. о державѣ, побѣдѣ п гіроч.

Еще молимся о благовѣрной царицѣ и великой княгинѣ, имярекъ, о здравіи и о спасеніи...

Еще молимся о благовѣрномъ и благородномъ царевичѣ и князѣ, имярекъ, о здравіи и спасеніи его.

2. На литіи: Еще молимся о благовѣрномъ п богохрани-момъ царѣ и великомъ князѣ, имярекъ.

3. На утрени—въ концѣ отпуста: утверди, Боже, вѣру христіанскую. соблюди Господи и помилуй благовѣрнаго царя н великаго князя... и благовѣрную царицу великую княгиню, имярекъ.

4. На проскомидіи: о здравіи и о спасеніи благовѣрнаго и христолюбиваго государя нашего и великаго князя, такоже и о супругѣ его и проч.

5. На великомъ входѣ: выходитъ священникъ съ переносомъ—во-первыхъ—въ сѣверныя двери—глаголетъ: да помянетъ Господь Богъ всѣхъ васъ во царствіи своемъ; потомъ противъ западныхъ дверей—тоже глаголетъ, таже обратився къ полуденной странѣ глаголетъ: всѣхъ васъ да помянетъ Господь Богъ во царствіи своемъ и проч.

Аще то царь есть, глаголетъ еще: да помянетъ Господь Богъ благородіе твое во царствіи своемъ и проч.» j).

') Въ дреинихъ спискахъ литургій св. Василія Великаго, Іоанна Злато,устаго и преждеоспященныхъ даровъ не встрѣчается прошеній о царѣ. Только у церковныхъ писателей XIV н XV вѣковъ, занимавшихся толкованіемъ литургіи, находится указаніе па то, что въ эктеніяхч, между другими прошеніями возглашается и прошеніе „о вѣрныхъ царяхъ“. Въ печатныхъ чинахъ греческой литургіи XVI—XVII вѣковъ (наприм. изд въ Венеціи въ 1548 году, а также въ Евхологіонѣ Гоара, изд. въ Парижѣ В'ъ 1647 г.), въ ряду прошеній великой эктенін, находилось и общее прошеніе о всѣхъ лицахъ царскихъ: „о благочестивѣйшихъ и боголюбивыхъ царяхъ нашихъ“; а въ-еугубой эктеніи: „о благочестивыхъ и боголюбивыхъ царяхъ нашихъ“. Въ древнихъ славянскихъ служебникахъ XII—XIV вѣ-

Повѣренные московскаго старообрядческаго общества были совершенно правы въ вопросѣ о формѣ повиновенія императорской фамиліи. Они получили право совершать богослуженіе но старопечатнымъ книгамъ, гдѣ и имѣется особая, отличная отъ нынѣшней, форма поминовенія царской фамиліи, которой они и пожелали держаться. Мало того, одинъ изъ повѣренныхъ, купецъ Дмитрій Ѳедоровъ 9 іюня письменно заявлялъ архіепископу казанскому и просилъ его «не вводитъ вновь формы къ богослуженію». Совершенно иначе поступилъ архіепископъ казанскій, который первый сошелъ съ почвы выработанныхъ имъ же самимъ условій. 18 августа онъ препроводилъ къ генералъ-прокурору Ненлюеву полученную имъ отъ московскихъ старообрядцевъ форму поминовенія у нихъ царской фамиліи для доклада ея государю н въ отношеніи своемъ писалъ о старобрядцахъ древней столицы, что «они не токмо но новопечатпымъ формамъ, во всѣхъ церквахъ нынѣ унотреб-

ковъ имѣется прошеніе о князѣ. Тамъ въ великой эктеніи литургіи читаемъ: „о благовѣрномъ и богохранимомъ князѣ нашемъ“, а въ сугубой эктеніи: „еще молимся о благовѣрномъ и богохранимомъ князѣ нашемъ, имярекъ“. Въ славянскихъ служебникахъ XIV столѣтія въ прошеніяхъ эктеній, кромѣ князя, встрѣчается иногда поминовеніе „и благочестивой княгини и чадахъ ихъ“. Въ печатныхъ и славянскихъ служебникахъ XVII столѣтія (москов. изд. 1602, 1616 и 1623 годовъ) были прошенія о царѣ и царицѣ и притомъ поимянно,—въ великой эктеніи то.и,ко „о благовѣрномъ, богохранимомъ царѣ и великомъ князѣ, имярекъ“, въ сугубой же эктеніи кромѣ того и о царицѣ: „еще молимся., по.миловати государя нашего благовѣрнаго и христолюбиваго царя и великаго князя, имярекъ, и его благовѣрную и христолюбивую царицу, великую княгиню, имярекъ“.

Что касается до перенесенія св. даровъ съ жертвенника на престолъ, то оно первоначально не сопровождалось никакимъ воззваніемъ вслухъ народа. Только уже въ послѣдствіи въ XVI и ХѴП столѣтіяхъ въ печатныхъ греческихъ литургіяхъ (наприм. изд. въ Венеціи въ 1528 году ивъ Евхологіонѣ Гоара) имѣется указаніе на то, что послѣ пѣнія херувимской пѣсни, обходя храмъ, діакоиъ съ дискосомъ, а іерей съ потиромъ произносятъ: „да помянетъ Господь Богъ всѣхъ васъ во царствіи своемъ, всегда нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ“. II это повторяютъ до тѣхъ, поръ пока не войдутъ въ алтарь. Тоже самое молитвословіе изъ греческой литургіи перешло и въ славянскую. По крайней мѣрѣ какъ въ славянскихъ рукописныхъ служебникахъ XVI вѣка, такъ и въ печатныхъ служебникахъ XVII вѣка одинаково помѣщено это же самое молитвословіе. Въ печатномъ служебникѣ 1602 года (изданномъ въ Москвѣ) обозначалось, что извѣстное молитвословіе должно произносить при переносѣ даровъ трижды. А въ служебникахъ 1616 и 1627 года (изданныхъ въ Москвѣ) представлены и нѣкоторыя подробности того, въ какомъ по-

.іяемымъ воспоминать высочайшія имена отрицаются, но п съ отмѣною тою какъ въ старопечатныхъ книгахъ значится, что усмотрѣть изволите изъ приложенной при семъ выписки». Но докладѣ генералъ-прокуроромъ государю донесенія казанскаго преосвященнаго, на его имя послѣдовалъ новый высочайшій рескриптъ, подтверждавшій собою рескриптъ, данный ] 2 іюля. Вотъ этотъ рескриптъ:

«Преосвященный Амвросій. Архіепископъ Казанскій и Свіяж-скій. Присланныя отъ васъ свѣдѣнія касательно старообрядцевъ я получилъ и принялъ ихъ ad referendum за извѣстіе. Вслѣдствіе чего имѣете вы оставить ихъ въ прежнемъ ихъ положеніи. Пребываю къ вамъ благосклонный. На подлинномъ собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано тако: Павелъ».

г. Гатчина, августа 20-й день 1799 года.

рядкѣ его возглашать, именно: „сперва исходящимъ (діакону и іерею) въ церковь (разумѣется изъ алтаря), потомъ ставъ противъ западныхъ дверей, далѣе обращаясь къ полуденной странѣ*-. Такимъ образомъ возглашеніе при перенесеніи даровъ первоначально ограничивалось словами: „да помянетъ Господь Богъ всѣхъ васъ во царствіи своемъ, всегда нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ“. Въ томъ же случаѣ, если при совершеніи литургіи присутствовалъ царь или князь, то къ извѣстному молитвословію прибавлялось еще особое къ высокопоставленному присутствующему лицу обращеніе: „да помянетъ Господь Богъ благородствіе твое во царствіи своемъ“... Это прибавленіе встрѣчается какъ въ рукописныхъ служебникахъ XV— ХѴ[ вѣковъ, такъ и въ печатныхъ московскихъ служебникахъ 1602, 1616 и 1627 годовъ. Въ нихъ мы читаемъ слѣдующую оговорку: „аще ли ту будетъ князь, глаголютъ и се“: „да помянетъ Господь Богъ благородствіе твое въ царствіи своемъ“.

Пойманное же возглашеніе на великомъ входѣ царя, царицы, царевичей и царевенъ, и при томъ на каждой литургіи, введено было во времена патріарха Никона, что можно видѣть напримѣръ изъ служебника, изданнаго въ Москвѣ въ 1658 году. См. брошюру протоіерея К. Т. Никольскаго■ „Возглашеніе на литургіи о царѣ и царскомъ семействѣ Спб. 1897 г.“ Старообрядцы Мидовской церкви, въ С.-Петербургѣ въ За-харьевской улицѣ, придумали очень остроумный способъ сохраненія на великомъ входѣ древняго чина поминовенія съ новымъ: поминовеніе императорской фамиліи священнослужители произносили въ алтарѣ, а по выходѣ изъ алтаря поминовеніе шло уже по древнему чину. Дѣло архива новгородскихъ митрополитовъ 1799 года № 11/63. Такую уступку прихожане мидовской церкви сдѣлали изъ уваженія къ императору Павлу I, который самъ лично посѣтилъ Мидовскую церковь и даровалъ имъ право имѣть крестъ на своей церкви и колокола.

Недалѣе какъ 22 августа архіепископъ Амвросій писалъ повѣреннымъ московскаго старообрядческаго общества: «Его Величество отнынѣ оставляетъ всѣхъ васъ въ прежнемъ вашемъ положеніи, повелѣвъ мнѣ прекратитъ съ вами всякое сношеніе, иродъ симъ отъ снисхожденія Его Величества мнѣ препорученное».

О состоявшемся 20 августа высочайшемъ повелѣиіи казанскій архіепископъ увѣдомилъ московскаго генерал ъ-губернатора графа Салтыкова и митрополита московскаго Платона, и одновременно съ тѣмъ потребовалъ отъ довѣренныхъ московскихъ старообрядцевъ, чтобы они по первой же почтѣ возвратили ему данное имъ за его подписью свидѣтельство на опредѣленіе имъ священниковъ, и объявленіе о томъ, подписанное также архіепископомъ. Все ото дѣлалось для того, чтобы въ рукахъ раскольниковъ не осталось никакого слѣда о дававшемся имъ снисхожденіи.

Исполненіе требованія архіепископа относительно возвращенія извѣстныхъ документовъ нѣсколько замедлилось. Это обстоятельство побудило его повторить въ концѣ сентября свое требованіе чрезъ московскаго военнаго губернатора графа Салтыкова. Повѣренный московскихъ старообрядцевъ купецъ Димитрій Ѳедоровъ 11 октября отправилъ пр. Амвросію требуемые имъ документы, причемъ объяснилъ ему и причину замедленія въ пересылкѣ пхъ. Причина ота заключалась въ томъ, что выданное архіепископомъ свидѣтельство па опредѣленіе священниковъ дано было имъ. Ѳеодоровымъ, одному священнику для проѣзда вт, другой городъ. Кромѣ того Ѳеодоровъ сообщилъ архіепископу и о томъ, что онъ.давалъ нѣсколько копій съ требуемыхъ документовъ многимъ раскольникамъ. Пожду прочимъ копіи съ бумагъ даны были нѣкоему священнику Іоанну Петрову, который отправился съ ннми въ село І’ородецъ, Нижегородской губерніи. Изъ другихъ источниковъ извѣстно, что повѣренные московскихъ старообрядцевъ копіи еъ разрѣшеній архіепископа казанскаго на полученіе священниковъ усердно распространяли но раскольническимъ центрамъ напримѣръ но Стародубыо, но Дону и др. ‘).

Такимъ образомъ дѣйствіе секретнаго указа отъ 3-го іюня *)

*) lice дѣло изложено нами па основаніи документовъ, хранящихся въ архивѣ новгородскихъ митрополитовъ въ библіотекѣ Невской лавры. Дѣло за 1709 годъ, Л» 9-й, изъ отдѣла секретныхъ.

продолжалось недолго—до 20 августа. Самую видную ролі. въ дѣлѣ прекращенія его дѣйствія игралъ конечно архісн. Амвросій. Онъ, какъ было уже видно, согласившійся на желаніе московскихъ старообрядцевъ чтобы воспоминаніе высочайшей фамиліи у ннхъ совершалось «по точному изображенію въ старопечатныхъ книгахъ», отказался отъ итого условія и сразу разгипрплъ свое требованіе относительно поминовенія высочайшей фамиліи. Предъявленное имъ требованіе невполнѣ согласовалось и съ даннымъ ему І2 іюля высочайшимъ рескриптомъ. въ которомъ государь, совершенно въ духѣ условій московскихъ старообрядцевъ, выражался: «если рѣчь о поминаніи меня и фамиліи по древнимъ обыкновеніямъ, то на сіе я соизволяю».

Тоже самое императоръ Навелъ Петровичъ подтвердилъ и въ послѣдующее время. До свѣдѣнія архіепископа Амвросія въ 1800 году, когда онъ былъ ужо архіепископомъ С.-Петербургскимъ, дошло, что въ С.-Петербургской старообрядческой церкви, что въ домѣ Милова, высочайшая фамилія при всякомъ служеніи на октеиіяхъ, па великомъ выходѣ и на многолѣтіи возносилась по изданнымъ Синодомъ печатнымъ формамъ. по въ тропаряхъ, канонахъ и другихъ мѣстахъ, слово императоръ примѣнительно кт. старопечатным ъ книгамъ у нихъ замѣнялось словомъ царь. 26 іюля преосвяіц. Амвросій предлагалъ на высочайшее разсмотрѣніе вопросъ «дозволитъ ли государь из ъ высокомонаршаго своего снисхожденія всевысочай-шес Его Величества имя произносить старообрядцамъ въ тропаряхъ, канонахъ и другихъ мѣстахъ царемъ, такъ, какъ напечатано въ старыхъ книгахъ, или высочайше повелѣть и вездѣ, сообразоваться данной въ ту церковь новопечатной формѣ?»

Не далѣе какъ па слѣдующій день генералъ-прокуроръ, И. X. Обольятшповъ сообщалъ архіепископу, что государь императоръ позволяетъ старообрядцамъ именовать себя царемъ въ жтеміяхъ и молитвахъ ихъ, гдѣ въ старопечатныхъ книгахъ имя сіе поставлено» ').

Мы отказываемся прямо и рѣшительно объяснить образъ дѣйствій архіепископа Амвросія. Мы можемъ дѣлать на этотъ счетъ однѣ только догадки. Очень можетъ быть, что онъ съ

*) Дѣло канцеляріи новгород. митрополитовъ, за 1800 г. Л» 6 - оО, ивъ отдѣла секретныхъ.

намѣреніемъ направлялъ ходъ дѣла къ тому, чтобы но возможности ослабить и даже прекратить дѣйствіе указа 3-го іюня, такъ какъ исноленіе итого указа нарушало бы каноны церкви: во первыхъ предоставляя архіепископу казанскому право вторженія въ епархіальныя дѣла архіереевъ тѣхъ епархіи, въ которыхъ находились старообрядцы, и во-вторыхъ вынуждая православную церковь признавать многихъ изъ бѣглыхъ священниковъ за канонически правильныхъ, что конечно сильно унижало достоинство церкви. Кромѣ того православная церковь поставила бы себя тогда въ явное противорѣчіе сама съ собою: Св. Синодъ па основаніи указа 12 марта 1798 года позволялъ старообрядцамъ имѣть отъ себя церкви и священниковъ съ обязательствомъ поминовенія императорской фамиліи по изданнымъ въ вт. послѣднее время формамъ, тогда какъ въ центрѣ старообрядства—въ Москвѣ—старообрядцы получили бы право воспоминанія императорской фамиліи по старопечатнымъ книгамъ. Если паша догадка вѣрна, то имя преосвященнаго Амвросія Подобѣдова русская православная церковь должна вспоминать съ великою благодарностью, какъ защитника п охранителя ея достоинства и особенно въ такое, исполненное всякой ломки и превратностей цсрствованіс, какъ царствованіе Павла I.

Указъ 3 іюня п быстрая отмѣна его имѣли хотя отрицательное, по до извѣстной степени роковое значеніе въ исторіи учрежденія единовѣрія; отвергнутые императоромъ московскіе старообрядцы обратились тогда въ просьбою о дарованіи и мт. законнаго священника кт. церковной власти, къ митрополиту Платону и чрезъ его ходатайство получили правила о единовѣріи, утвержденныя 27 октября 1800 года.

Протоіерей В. Жмакинъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.