Научная статья на тему 'Эпитафия XX веку'

Эпитафия XX веку Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпитафия XX веку»

МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Э.А.Азроянц* ЭПИТАФИЯ XX ВЕКУ

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Екклесиаст

Когда я готовил материал для данной статьи, меня беспокоила мысль о том, как бы подводимые итоги века не вылились в своеобразный панегирик. Мои опасения оказались напрасны — ничего, кроме довольно мрачной эпитафии, не получилось.

Как же так: о целом столетии нельзя сказать ничего или почти ничего хорошего? А ведь мы все так любим гордиться — собой или другими, либерализмом или коммунизмом, кто свободой, кто силой, одни демократией, другие верой. Увы и ах! Нам мало чем будет похвастаться перед потомками, а вот стыдно будет за многое.

В XX в. пали традиционные империи, и потерпела крах система колониализма. Но, присмотревшись внимательно, видишь, что экономические цепи не менее прочны, чем военно-политические. Зависимость не исчезла, изменился лишь образ ее проявления. Как феникс из пепла, на наших глазах родилась империя нового типа — сверхдержава.

Велики достижения науки и ее инженерно-технологические вторжения в производство и в быт человека. Первоочередными в этом списке являются: проникновение в микромир, овладение ядерной энергией, ракетостроение и космонавтика (астрофизические космические комплексы и др.), телерадиокоммуникации, микроэлектроника и молекулярная биология, ЭВМ и информатика, конструкционные материалы и высокие технологии. Однако и у этого триумфального шествия есть черный шлейф в виде все более изощренных и разрушительных видов оружия, недопустимых воздействий на окружающую среду, пренебрежения этикой.

Человек гордится продуктами научно-технического прогресса и темпами экономического роста. И это совершенно справедливо. Но что с другой стороны медали? Экологический кризис и создание потребительской культуры, катастрофически теряющей духовность и заполняющей образовавшийся вакуум индустрией удовольствий. Нарастающее экономическое неравенство, крайняя бедность на одном полюсе и чрезмерное богатство — на другом.

Становится все более очевидным, что общество потребления не имеет будущего — слишком велики духовные издержки, уже достаточно ясно просматриваются ресурсные и экологические пределы. Заметно усиливается тенденция к утрате "вечных" ценностей, нарастают такие негативные состояния и настроения, как:

— потеря веры и снижение роли религии, секуляризация;

— разочарование в идеологиях (антирелигиях) и в политических системах;

— потеря веры в лидеров и высших руководителей;

— нарастающий скепсис по отношению к науке;

— углубление ощущения социальной несправедливости, на фоне которого меркнут понятия любви, добра, правды и совести;

— климакс искусства и проникновение в него разного рода суррогатов.

Плоды этого процесса настолько обильны, что не заметить их просто невозможно, они вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Это преступность, терроризм, коррупция, вандализм, алкоголизм, наркомания, фанатизм и многое другое. Когда же закончилось противостояние двух идеологий, оставивших после себя пустоту и охваченных паникой и страхом людей, оказалась подготовлена еще более благоприятная почва для экстремистов всех мастей, начиная от политиков, кончая "звездами" эстрады и кино, не говоря уже о сфере преступных "удовольствий".

*Азроянц Эдуард Арсеньевич - доктор экономических наук, академик РАЕН, директор Института микроэкономики Министерства экономики Российской Федерации, шеф— редактор журнала "Полигнозис". Статья опубликована в журнале "Полигнозис", 1999, № 4.

Почему же столь трагичны итоги XX века? Ответ на этот вопрос кроется в тех исторических событиях, которыми он так характерен. Попробуем хотя бы тезисно обозначить эти факты и тенденции.

Первым характерным глобальным явлением XX в. стал демографический взрыв и связанная с ним "демотектоника". Если в XIX в. население Земли выросло с 905 до 1630 млн. человек, т.е. в 1,8 раза, то к 2000 г., по данным ООН, оно составит более 6 млрд. человек, т.е. возрастет за те же 100 лет более чем в 3,7 раза. Иначе говоря, прирост населения в наше столетие шел темпами, в 2 раза более высокими, чем в XIX в.

Один из тектонических процессов, связанный с демографическим взрывом и индустриализацией,

— это урбанизация. Если в прошлом основной частью населения было население сельское, то в XX в. положение диаметрально противоположное — более 70% людей живет в городах. Только в 1940 г. объем мирового промышленного производства превысил мировой объем сельскохозяйственной продукции. В результате разрушена веками складывавшаяся структурируемость населения, его традиционные социальные связи, групповая (общинная) защищенность и самоуправляемость.

Продуктом урбанизации стала новая общность, получившая определение "масса", в границах которой медленно, но верно деформируются родовые черты как личности, так и этноса. Город рамками своего ограниченного пространства спрессовывает людей, их волю и судьбы, концентрируя в себе огромный потенциал социальной энергии. В этих же границах концентрируется и огромная техногенная энергия в форме гигантов индустрии, объектов повышенной опасности для человека и окружающей среды.

Растет число техногенных и природных катастроф, чрезвычайных ситуаций, увеличивается вероятность и без того высокой возможности отдельного человека влиять на судьбы миллионов людей. Все это происходит в среде разрастающейся массы, которая не поддается структурированию, не имеет традиций, неадекватно реагирует на происходящие события, усредняет и обезличивает человека. Масса легко возбудима, жестока и безответственна — она является прекрасной средой для внушения и "социального зомбирования".

Век XX можно назвать веком урбанизации и масс, выступивших принципиально новым генератором социальной энергии, носителем масс-идеологий, масс-культур, радикальных квазирелигий.

Другим процессом, затронувшим весь мир, стал процесс нарастающего экономического неравенства. В качестве примера приведем данные, заимствованные из статьи А.И.Неклессы "Конец цивилизации, или конфликт истории":

"К началу 90-х годов доля мирового дохода, получаемая беднейшими слоями населения, сократилась до 1,4%. Соотношение же уровней доходов богатых и бедных увеличилось с 13:1 в 1960 г. до 60:1 в текущем десятилетии. Пятая часть населения земного шара использует 85% планетарных благ и ресурсов, в то время как 1,3 млрд. человек живут в условиях абсолютной нищеты. По подсчетам Мирового банка, при сохранении существующих тенденций число бедных на планете может возрасти до конца столетия еще на 200 млн. Более 120 млн. людей в мире — безработные, около 700 млн. — частично занятые, 1 млрд. неграмотны. Почти каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством. Примерно 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. 2 млрд. прозябают в антисанитарных условиях, 840 млн., в том числе 200 млн. детей, голодают или страдают от недоедания. В бедных странах ежегодно умирают 14 млн. детей от излечимых болезней и 500 тыс. женщин от родов. Детская смертность в странах Юга в 50% случаев вызвана недостаточным питанием. От хронического недоедания страдают 43% населения Африки к югу от Сахары. Средняя продолжительность жизни африканца редко превышает 50 лет. Число политических эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов увеличилось с 8 млн. в конце 70-х годов до 23 млн. человек к середине 90-х. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. И число их продолжает расти"1.

Второй характерной чертой, отражающей конфликтность и жестокость уходящего столетия, является совершенно уникальное количество человеческих жертв, брошенных в топку истории. Только в Европе в войнах погибло 100 млн. человек (для сравнения: в XVII в. — 3 млн., в XVIII в. — 5 млн., в XIX в.

— около 10 млн. человек). Две мировые войны, гражданские и локальные войны, революции с их террором и насилием, репрессии тоталитарных режимов — вот неполный перечень исторических механизмов истребления людей. Характеризуя первую и вторую мировые войны, П.Сорокин писал: "Эти вспышки сделали наше столетие самым кровавым из всех предшествующих двадцати пяти веков греко-римской и западной истории"^.

Человеческий мир в рамках XX в. так и не научился предотвращать насилие в самых различных формах его проявления, в том числе и преступность, которая с каждым годом увеличивается, а начиная с 80-х годов возрастает на 5% ежегодно.

1Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 3.

1) Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997, с.29.

Лучше всяких слов иллюстрируют указанный тезис ниже приводимые таблицы 1-3, свидетельствующие о масштабах военных трагедий, географии террора и конфликтов.

Масштабы конфликтов и человеческие жертвы в первой и второй мировых войнах

Первая мировая война Вторая мировая война

1. Территория, охваченная боевыми действиями (млн. кв. км) 4,1 22,6

2. Количество участвовавших государств 38 72

3. Количество государств, на территории которых шли военные действия 14 40

4. Численность мобилизованных в вооруженные силы (млн. чел.) 74 110

5. Общее число погибших военнослужащих и гражданских лиц (млн. чел.) 10,0 55,0

6. Бюджетные расходы на ведение войны (млрд. долл. США) 208,0 1117,0

7. Ущерб от разрушений (млрд. долл. США) 28,0 316,0

В настоящее время под ружьем в мире находится 23 млн. солдат, их дополняют 7 млн. человек в полувоенных формированиях и 39 млн. резервистов.

Таблица № 2

География террора: страны и организации

Cuncolla Naziunalista Движение за самоопределение

Северная Ирландия

Ирландская республиканская армия Национальная армия освобождения Ирландии Борцы за освобождение Ольстера Добровольческие силы Ольстера Команда красной руки

Франция

Прямое действие Греция

Народная революционная борьба 17 ноября Россия

Чеченские боевики Германия

Фракция Красной армии Революционные ячейки

Испания

Баскская террористическая организация США

Народные ополчения Ку-Клукс-Клан Черные пантеры

Япония

Аум-Синрике Красная армия Японии Братья мусульмане Вооруженная исламская группа Исламский джихад

Никарагуа

Контрас

Реконтрас

Колумбия М-19

Турция

Серые волки

Гватемала

Революционные вооруженные силы Белая рука

Италия

Красные бригады

Уругвай

Тупамарос Бразилия

Акция национального освобождения

Ближний Восток

Исламское движение сопротивления (Хамас) Хезболах

Народный фронт освобождения Палестины

Демократический фронт освобождения

Палестины

Эскадроны смерти

Армия спасения Святого Духа

Шри-Ланка

Тигры освобождения "Тампл-илама"

Перу

Сандеро луминосо Аргентина

Революционная народная армия Монтанерос

Страны, обвиняемые в поддержке терроризма

Ливия

Судан

Сирия

Иран

К концу 90-х годов в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской ориентации. За последние десять лет на счету этих группировок 6,5 тыс. актов международного терроризма, унесших 11 тыс. человеческих жизней.

Таблица № 3

География конфликтов и горячих точек

1. Великобритания Северная Ирландия

2. Китай Тайвань, Тибет

3. Россия Чечня

4. Югославия Словения, Хорватия, Босния

5. Турция Курды

6. Иран Ирак

7. Азербайджан Нагорный Карабах

8. Индия Пакистан

9. Мексика Чья пас

10. Израиль Палестина, Ливан, Сирия, Египет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Афганистан

12. Шри-Ланка

13. Камбоджа

14. Вьетнам

15. Корея

16. Испания Баски

17. Канада Квебек

18. Ирак Кувейт

19. Эфиопия

20. Судан

21. Ангола

22. Великобритания Аргентина

23. Таджикистан, Киргизия, Узбекистан

Не странно ли, что в среде самых умных, просвещенных и образованных людей (такими себя считают люди XX в.) рождается чудовище милитаризма — этакий плод "любви" политиков и ученых, создающий все более смертоносное и разрушительное оружие (ядерное, химическое, биологическое, геофизическое, информационное и т.п.). Лаборатории и химические заводы выплескивают "в жизнь" тонны гербицидов, пестицидов, фунгицидов, хлорфторуглеродов и тысячи других химикалий, многие из которых наносят поражение на хромосомном уровне, вызывая врожденные дефекты.

Третьей особенностью XX в., во многом определившей характер исторических событий, явилось возникновение биполярного мира и его функционирование в течение более 70 лет, когда существовали две мировые системы со своими антагонистическими идеологиями, политическими, экономическими и социальными моделями. Накал противостояния и страх ядерной катастрофы породили неведомую истории форму войны — "холодную" войну, которой нашли точный образ — третьей мировой войны. Уровень этого противостояния характеризуют данные приводимой ниже таблицы.

(по состоянию на 1 июня 1988 г.)*

Военный персонал и виды военной техники НАТО в Европе ОВД в Европе

Всего в т.ч. США Всего в т.ч. СССР

Единиц % едини ц %

Военный персонал (млн. чел.) 5,1 1,9 37,3 3,6 2,5 69,4

Боевые самолеты фронтовой авиации 7130 1960 27,5 7876 5955 75,6

Боевые вертолеты 5270 2180 41,4 2785 2200 79,0

Пусковые установки тактических ракет 136 36 26,5 1608 1221 75,9

Танки 30690 6980 22,7 59470 41580 69,9

Реактивные системы залпового огня 57060 3520 6,2 71560 50275 70,3

Подводные лодки (кроме ПЛ со стратегическими баллистическими ракетами) 200 57 28,5 228 220 96,5

Крупные надводные корабли 499 173 34,7 102 101 99,0

Социалистический лагерь проиграл "холодную" войну и почти полностью разрушен. По-моему, ни одна из сторон в самых смелых прогнозах и сценариях не могла представить себе столь разрушительного и быстротечного результата. Возникла принципиально новая ситуация, идет лихорадочный поиск ориентиров, механизмов, балансов, одни угрозы сменили другие.

Четвертое глобальное явление XX в. можно охарактеризовать хорошо известным из истории восклицанием: "Король умер! Да здравствует Король!". В течение одного столетия США из относительно изолированной страны Нового Света поднялись до высот единственной в мире сверхдержавы, не имеющей себе равных по потенциалу, размаху интересов и степени влияния. Причем для характеристики этого феномена и достаточной глубины его понимания понятия сверхдержавы, даже с добавлением прилагательного — единственная, явно не достаточно: оно не обеспечивает полноты картины.

При внимательном рассмотрении США вполне вписываются в понятие империи, но империи нового типа, с целым рядом характерных для нее признаков. С одной стороны, это последняя империя XX в., а с другой — первая и пока единственная (нового типа) империя XXI в.

Во второй половине XX века мир вступил в новую фазу процесса глобализации, которую можно назвать интернационализацией. У этой фазы есть целый ряд отличительных особенностей. На традиционном поле национальных государств история возводит новые конструкты — транснациональные компании, глобальные и региональные институты, международные финансовые рынки и коммуникационные сети, выступающие в силу масштаба своего потенциала серьезными как субъектами, так и объектами мировой политики.

Новое состояние порождает с неизбежностью новые вызовы. Возникают неконтролируемые силы, сомнительные финансовые корпорации, и национальные государства утрачивают способность гарантировать человеку устойчивое состояние, поскольку решения по транснациональным процессам принимаются безличными силами мирового рынка. Мир вступает в фазу повышенных рисков, включая экономические, социальные, финансовые и технологические.

Пятой характеристикой века является переход с траектории индустриализации на траекторию наукоемких высоких технологий и постепенная замена одного (уже знакомого) комплекса проблем на другой — пока мало известный. Человек в своей деятельности перешел Рубикон взаимодействия с природой (явно фазовый переход) и вынужден взять на себя (даже не понимая) ответственность и риск за то, что миллионы лет успешно регулировала сама природа. Возникла новая проблема — как сохранить устойчивость этой системы, в которой так "энергично" действует человек.

* См.: Варшавский договор и НАТО: соотношение сил в Европе. АПН, М., 1989.

Возникновением этой проблемы человечество обязано идее научно-технического прогресса. В XX в. эта идея из знамени и двигателя науки и техники превратилась в тоталитарную идеологию, вышла далеко за рамки собственно науки и техники, превратившись в императив всех областей человеческой деятельности. "Прогресс", "развитие" "экономический рост" ослепили человечество, не давая возможности рассмотреть "пятна на солнце". Только к концу века отдельные люди, да и то "шепотом", начали отмечать не универсальность прогресса, его тормозящую роль.

Анализ, выходящий за рамки общепринятого понятия принципов развития и прогресса, приводит к мысли, что они:

— безнравственны, потому что направлены на покорение природы и не имеют не только моральных, но и разумных, с точки зрения собственной безопасности человека, ограничений;

— деформируют сущность человека своей однобокостью, поскольку нацелены только на рост потребления и наслаждений;

— построены на заблуждении относительно сущности человека и переоценке места и роли его в природе.

В качестве примера воспользуемся выводами М. Делягина, сделанными им в работе "Общая теория глобализации"*, где автор утверждает, что развитие информационных технологий привело и ведет к появлению и усилению следующих процессов:

— замещению технологий, имеющих целью получение нужных человеку материальных ценностей и услуг, технологиями "промывания" мозгов с целью получения нужного типа сознания и культуры;

— возникновению "метатехнологий", при использовании которых массовый пользователь принципиально не способен конкурировать с их разработчиком и становится его "рабом";

— информационной прозрачности пользователей для разработчика, у которого появляется возможность деструктивного поведения (слежка, распространение вирусов, сбрасывание информационных бомб и пр.);

— обособлению разработчиков информационных технологий в "информационное сообщество" и концентрации его в не просто развитых, а в наиболее развитых странах.

Все это вместе взятое может остановить прогресс за пределами развитых стран (вот и появится шанс реализации у дикой мечты о "золотом миллиарде").

И, наконец, в-шестых, информационный взрыв, коммуникационные сети и невероятное давление на все человеческие органы чувств. Это единственное изобилие, которое знает человек, изобилие до отвращения и отупения.

В конечном итоге все, что характеризует социальные процессы XX в., на финишной прямой обернулось целым букетом кризисных ситуаций, которые по масштабам и глубине можно идентифицировать как глобальный цивилизационный кризис. Структуру этого феномена уходящего столетия, по нашему мнению, можно представить следующим образом.

Кризис экологический, возникший в результате превышения допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Один только перечень деформаций и деградационных процессов достаточен для обозначения масштабов проблемы. Вот основные из них:

— превышение допустимого уровня потребления первичной биологической продукции;

— концентрация парниковых газов в атмосфере;

— истощение озонового слоя;

— сокращение площади лесов, опустынивание, деградация земель;

— исчезновение видов организмов;

— накопление поллютантов в средах и организмах и т.д.

Кризис политический, связанный с крахом идеи двухполярного мира, банкротством коммунистической идеологии, завершением "холодной войны", последующей эрозией доверия к западным демократиям и фазовым переходом из области, ограниченной западной цивилизацией, в область доминированного противостояния и столкновений западной цивилизации со всеми иными (в первую очередь, с восточными). Бифуркационное состояние мировой системы связано с поиском исторической альтернативы — однополярный или многополярный мир. Этот выбор предстоит сделать в XXI в. Он и определит механизмы баланса сил, необходимого для устойчивости мирового сообщества. Пока, к сожалению, доминирует агрессивная политика Запада, которая формирует глобальный стратегический "разлом": Запад на одной стороне и весь остальной мир — на другой.

Кризис экономический, который касается не состояния экономики той или иной страны, но затрагивает как бы экономическую идеологию в целом. Централизованная экономика с распадом социалистического лагеря и СССР продемонстрировала свою неконкурентоспособность и низкую эффективность. Но и либерализм со своей экономикой свободного рынка, но нашему мнению, празднует

* См.: Делягин М. Общая теория глобализации // Общество и экономика, 1998, № 10-11.

пиррову победу. Это две крайности, которые сами по себе в чистом виде приводят к катастрофическим результатам. Кризис мирового капитализма вновь, как и в начале века, вышел на авансцену истории.

Кризис мировоззрений и науки связан с исчерпанием потенциала мировоззренческой парадигмы, базирующейся на западной философии и религиозном опыте, в основе которых два стратегических стержня — рационализм и индивидуализм. Это "черный тюльпан" цивилизационного кризиса, их "подарок" человечеству.

Кризис религиозного сознания, связанный с непрекращающимися катаклизмами, в результате которых человек гибнет, ожесточается, утрачивает социальные связи и перестает кому-либо верить. Его душа опустошена, и он по природному зову своему возвращается к простейшим социальным связям. На этой почве легко расцветают религиозные и политические шарлатаны и тоталитарные монстры. Люди ищут не Любовь, а носителя добра с кулаками или прямо поклоняются злу.

И, наконец, климакс искусства и духовное оскудение человека. Мы специально выбрали термин не кризис, а климакс, и это связано с особенностями процессов, происходящих в искусстве. Климакс (по-гречески кБшах — лестница) трактуется как период, с которого начинается процесс угасания тех или иных функций на фоне исторических (возрастных) изменений социального организма. Искусство развивается, не поглощая предыдущие свои произведения, а добавляя к ним новые, т.е. расширяя поле. Именно поэтому искусству, как уже созданному, кризис в прямом его значении грозить не может. Искусство (вернее, его произведения) нетленно. Кризис связан с людьми как с "потребителями" творчества, с состоянием их духовности, деформированной невостребованностью искусства. Кризис связан с добавляемыми к историческому полю искусства новыми "угодьями", которые можно засеять не "злаками", а "сорняками", да еще и ядовитыми, или же просто со снижением творческой продуктивности и талантливости. Причем если время (история) выбраковывает серость, пошлость, сорняки из искусства, то современность "кормит" человека всем своим ассортиментом.

Искусство XX века смещается в эпицентр человеческой повседневности (это наша непрофессиональная точка зрения). Но она имеет под собой совершенно реальные основания.

Фольклор как народное творчество, возникшее изнутри в географически укрепленных человеческих общностях, гармонично и непротиворечиво соседствовал со всеми формами зарождающегося профессионального искусства, опиравшегося на определенную часть социальной структуры общества, поскольку его восприятие требовало соответствующего уровня культуры.

Сегодня на перепаханном урбанизацией социальном поле фольклор умирает, поскольку массе извне привносится так называемая массовая культура — своеобразный антифольклор. Массовая культура до предела раскачивает маятник дихотомии: от массы, где личность — ничто, до малой группы, где личность — все. На почве неудовлетворенности своим, знакомым инициируется стремление к необычному, экзотическому, чужому. А не свое всегда воспринимается поверхностно, искаженно, по-дилетантски.

Нельзя игнорировать воздействие особенностей XX в. на психику человека: войны, концлагеря, репрессии и политический сыск, непрекращающаяся волна кризисных ситуаций практически по всем направлениям человеческой деятельности. Это своеобразная трагедия личности, которая многократно ставится перед необходимостью нравственного выбора (для отдельного человека это судьбоносный выбор, цена которому жизнь — но какая?!).

Искусство, как и наука, не смогло противостоять мощнейшему течению XX в., вовлекшему его в индустрию удовольствий и превратившему его в некий коммерчески-духовный "бекон", улавливающий вкус покупателя: острые ощущения, иллюзии, галлюцинации и т.п.

Иначе говоря, этот процесс климакса можно представить себе не просто в образе пигмея на плечах титана, а пигмея инфицированного, способного вызвать пандемию культурного СПИДа.

Как мы и предполагали вначале, портрет XX в. у нас получился весьма мрачный, явно пессимистический. Но, как говорит народная мудрость (если я не ошибаюсь — "армянское радио"), пессимист — это хорошо информированный оптимист. Наш пессимизм связан не только с внушительным перечнем негативных тенденций и процессов, но в не меньшей степени с главной бедой — непониманием в обществе всей опасности, которая делает процесс безальтернативным.

Опять и опять мы не устаем повторять, что все проблемы как индивидуального, так и коллективного характера кроются в человеческой природе. "Сама жизнь, — пишет А.Яковлев, — ставит нас перед проблемой поистине ключевой в этой завершающей части столетия. Вопрос стоит очень жестко: сумеет ли общество проснуться раньше, чем концентрация взрывоопасных проблем достигнет критической массы? Думаю, даже уверен: это проблема глобальная"4.

На Западе любят говорить в этой связи о вызове, о том, что общество должно ответить на вызов. Мы в корне не согласны с такой формулировкой взаимоотношений. Вызывают на дуэль, на

4 Яковлев А. Социальные альтернативы века // Свободная мысль. 1993, № 17-18.

противоборство, а нам как раз надо кончать воевать с природой. Это не вызов, а скорее Зов, который, не дойдя до наших сердец и сознания, может превратиться в набат.

Сейчас самое время задуматься над тем, с какими мыслями и чувствами мы откроем двери в новое тысячелетие, сумеем ли разбудить в человеке Человека.

И, в завершение, еще одно "уникальное достижение" XX в., породившего такое явление, как "гуманитарная война" и "гуманитарная агрессия". Провоцируется гуманитарная катастрофа локального масштаба, позволяющая под "красивыми" лозунгами применять политику двойных стандартов и прямого военного вмешательства.

Что еще "нового" успеем подарить мы миру за оставшийся в XX веке год?!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.