УДК 39(470.67)
БОГ: 10.21779/2542-0313-2016-31-4-14-17 Т.М. Айтберов1, Ш.М. Хапизов2
Эпитафии представителей элиты Аварского нуцальства как исторический
источник (Х1У-Х1Х вв.)
1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; timirlan222@mail.ru
2 Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; Россия, 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; markozul@mail.ru
Статья посвящена исследованию эпиграфических памятников XIV - начала ХХ в. Они являются важным источником сведений о социальной структуре, терминологии и антропонимии, поскольку в эпитафиях зафиксированы многие исконные личные имена, которые с усилением позиций ислама стали уступать место арабским антропонимам. Эпиграфика XV-XVI вв. является зачастую единственным источником, который позволяет исследовать генеалогию фамилий аварских нуцалов. Также надписи содержат важную информацию об общественно-политической ситуации в Нагорном Дагестане в ХГУ-Х1Х вв.
Ключевые слова: Хунзах, эпиграфика, антропонимия, исламизация, Аварское нуцальство.
Статья представляет собой описание некоторых эпитафий с могил представителей элиты Аварского нуцальства, обнаруженных на территории Хунзаха и других населенных пунктов Дагестана. Они являются важными источниками как при изучении собственно истории Дагестана, так и при исследовании социальной структуры дагестанских средневековых государств.
1. На кладбище «Лархал» имеется очень интересная могильная плита из известняка. Размеры 1,34^0,62 м. Сама плита хорошо сохранилась, но надпись сделана очень низком рельефе и сейчас покрыта лишайником, который сложно счистить. К счастью, нижняя часть плиты была присыпана землей, и поэтому слова на ней лучше поддаются чтению. Именно здесь расположен текст надписи, выполненной шрифтом насх и содержащей имя покойного и дату. Надпись представляет историческую ценность, так как на сегодня это наиболее ранняя точно датированная эпитафия, найденная на территории Хунзаха. Плиту украшает богатый орнамент, что говорит о наличии определенных традиций и сложившихся вкусовых предпочтений.
Перевод надписи: Владелец этой плиты - Самилав б. Алигалбац, да простит Аллах их обоих. 791 (начался в 07.01.1389 г.).
2. На кладбище Самилал имеется трапециевидная надмогильная плита (86*53 см) с эпитафией, датируемой нами по палеографическим признакам концом XIV-XV вв.
Перевод надписи: Это могила Аба (?), сына Алмага2.
3. Около соборной мечети Хунзаха на небольшом кладбище была могильная плита, которую позднее использовали при строительстве дома. Надпись выполнена шрифтом сульс и датируется нами по палеографическим данным XVI в.
Перевод эпитафии: Это могила Абдуллы, сына Герги.
2 Гьалмагъ - авар. «товарищ»._
4. Как пишет П.Г. Бутков, Умма-хан Великий с 1778 года «начал содержать» с во-сточногрузинским царем Ираклием II «приязнь, получив от него нарочитые подарки; сестра Омарханова Султан-Зада помолвлена была за сына Ираклиева царевича Вахтан-га, но не отдана в замужество по препятствиям магометанского духовенства» [2, с. 337]. Как видно, этому браку воспротивились представители религиозной элиты Хунзаха, заявив, что, выйдя замуж за знатного христианина, ей тоже придется сменить веру. Для Ираклия же этот брак был способом наладить более тесные отношения с восточными соседями и тем самым прекратить так называемую «лекианобу» [5; 7, с. 26-31].
Позднее она была выдана замуж за представителя фамилии табасаранских кадиев. В сел. Зиль Табасаранского района, в местности Уллумечет находится бекское кладбище, на котором была обнаружена могильная плита с эпитафией, содержащей как информативную часть, так и трафарет фразы, не имеющей отношения к истории Дагестана.
Перевод информативной части эпитафии: Султан-Зада - дочь Мухаммад-нуцал-хана... [Упокоилась] в 1212 году (начался в 26.06.1797 г.).
5. В историческом сочинении Хайдарбега Геничутлинского есть указание на то, что в сел. Ках, расположенном недалеко от Хунзаха, находится могила Яхси-Патимат - дочери Умма-хана Великого (1761-1801). После смерти отца ее сестра Баху выжила ее из Хунзаха, и ей пришлось поселиться на нуцальском хуторе, расположенном к западу от Каха, в местности Гьалла. Там же она и умерла, будучи еще молодой девушкой, во время эпидемии чумы, распространившейся в Аварии в 1814 г. [6, с. 48].
Это известная Яхси-Патимат, дочь Умма-хана Великого от княгини Дареджан Абашидзе. О том, где она похоронена, говорится в письменных источниках на арабском и аварском языках. Умма-хан Великий назвал свою дочь в честь жены своего дяди Мухаммадмирзы. Ее звали Патимат, но поскольку она была из рода князей Аксая (авар. - Яхси), в Хунзахе ее звали как Яхси-Патимат.
В сел. Ках, на кладбище у дороги, есть могильный камень со следующей эпитафией: Это могила Фатимат ал-Йахсави //Дата - в году 1229 (начался в 23.12.1813 г.).
6. В Хунзахе, на кладбище Ларахал, имеется участок, на котором похоронены представители элиты Аварского нуцальства, в том числе, и представители боковой линии аварских нуцалов, отделившейся от правящей фамилии в конце XVII в. Среди эпитафий на этом кладбище следует особо выделить две арабоязычные надписи на надгробиях, по всей видимости, отца и сына.
Эпитафия Гиммата (сына) более информативна: Гиммат (Гьиммат) - сын Кара-гиша (Гъарагиш), сына Гиммата, сына Карагиша, сына Чупана, ушел в мир иной после того, как обрел он похвалу от народа... Родился в тысяча двести восьмидесятом году (начался в 17.06.1863 г.). После смерти своего отца взялся Химмат за семейные дела... Он исправил то, что было испорчено, собрал то, что было рассеяно... Был этот Химмат человеком мужественным и решительным... Скончался он в 1327 году (начался в 22.01.1909 г.). Амир Карагиши Аварский - сын амира Химмата. Да помилует их обоих Аллах.
7. Надпись на могильной плите его отца содержит меньше информации, к тому же ее часть утрачена из-за повреждения могильной плиты она разломана на две части, из которых большая (верхняя часть) серьезно пострадала от воздействия влаги. Ее перевод: Усыпальница амира Карагиши Аварского... - сына амира Химмата, да простит их обоих Аллах... Ему было тогда пятьдесят лет, и был он мужественным человеком.
Во многих районах Дагестана одним из ключевых источников по истории Средних веков являются эпиграфические памятники, исследование которых позволяет пролить свет на многие факты из прошлого этих селений и обществ. Последние исследования М.С. Гаджиева в Дербенте [8; 9; 3] подтверждают наше мнение: несмотря на то, что дагестанская эпиграфика неплохо изучена, в этой области исследователей ждет еще немало открытий, способных изменить наши представления об истории Дагестана. Если до недавнего времени древнейшей датированной надписью на Восточном Кавказе считалась надпись 308/920-21 г. [10, с. 22-24], то теперь выявлена строительная надпись 176 г. х. / 792-93 г. Это показывает, что наряду с изучением нарративов [1; 4] исследование эпиграфических памятников является основным способом получения новых сведений о средневековой истории Дагестана.
Литература
1. Алибекова П.М. Письма на имя наиба Хаджимурада из библиотеки Шахшаевых (сел. Батлаич Хунзахского района Республики Дагестан) // Вестник ДНЦ РАН. - 2015. -№ 58. - С. 123-126.
2. Бутков П.Г. Материалы для Новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1869. - С. 337.
3. ГаджиевМ.С., Абиев А.К., Будайчиев А.Л., Абдуллаев А.М., Шаушев К.Б. Открытие и исследование мусульманского культового комплекса X - нач. XIII в. в Дербенте (предварительное сообщение) // Вестник Института ИАЭ. - 2015. - № 3. - С. 183-195.
4. Мирзамагомедов Г.М., Стоянова Н.И. Особенности оформления арабоязычных памятников эпистолярного жанра (на примере местного документального материала) // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. -2013. - Вып. 4. - С. 128-133.
5. Мусаев М.А. Взгляд на «лекианоба» в контексте изучения правовых заключений дагестанских ученых-богословов XVIII в. // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 10-14. - С. 3223-3228.
6. Хайдарбег Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т.М. Айтберова. - Махачкала: Типография Дагестанского научного центра РАН, 1992. - С. 48.
7. Шехмагомедов М.Г., Хапизов Ш.М., Маламагомедов Д.М. Тленсерух в конце XVIII-XIX в.: историко-документальное исследование (на основе изучения материалов коллекции Усман-дибира ал-Ири). - Махачкала: МедиаПолис, 2015. - С. 378.
8. Gadjiev M.S., Shikhsaidov A.R. The Darband-nama on Harün Al-Rashid and a Newly Discovered Arabic Inscription from A.H. 176 // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol. 8., № 3. - SPb, 2002. - P. 3-10.
9. Gadjiev M.S. On the Construction Date of the Derbend Fortification Complex // Iran and the Caucasus. Vol. 12. № 1. Yerevan-Leiden: Brill, 2008. - Р. 1-15.
10. Sheila S. Blair. The Monumental Inscriptions from Early Islamic Iran and Transox-iana. - Leiden: Brill, 1992. - P. 312.
Поступила в редакцию 22 сентября 2016 г.
UDC 39(470.67)
DOI: 10.21779/2542-0313-2016-31-4-14-17
Epytaphs of Avar Nutsaldom as Primary Sources (XIV-XIX c.)
T.M. Aitberov, Sh.M. Khapizov
1 Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; timir-lan222@mail.ru
2 Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences; Russia, 367025, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; markozul@mail.ru
This article studies epigraphic monuments of the XIV-ХХ (the beginning) century. The epitaphs are regarded as important sources of information on the social structure, terminology and anthropono-my. Being the records of authentic proper names, the epitaphs tended to recede under the influence of Arabic antroponyms. Epigraphics of the XV-XVIth centuries is often regarded as the only source of information making possible to study the genealogy of Avar Nutsldom's names. The inscriptions contain truly important information about socio-political situation in Nagornii Daghestan of the XIV-XIX centuries.
Keywords: Khunzakh, epigraphy, anthroponymy, Islamization, Avar nutsaldom.
Received 22 September, 2016