УДК 78.912 ББК 754.9
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Кохичко Андрей Николаевич кандидат педагогических наук, доцент
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры г. Мурманск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics, Professor
Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian
Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kokhichko Andrey Nikolaevich Сandidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Philological Disciplines Murmansk Regional Institute of Educators and Art People's Advanced Training
Murmansk
Эпистемологические основы самоопределения личности младшего школьника в обучении русскому (родному) языку Epistemological Bases of the Young Schoolchildren's Personality Self-Determination While Teaching the Russian (Native) Language
В статье рассматриваются эпистемологические основы начального обучения русскому (родному) языку в аспекте двухстороннего процесса социализации (самореализации и самоопределения) младших школьников средствами русского (родного) языка.
The article considers еpistemological bases of the young schoolchildren's Russian (native) language elementary training in the aspect of the bilateral process of socialization (self-realization and self-determination) by means of the Russian (native) language.
Ключевые слова: концепт, эпистема, социализация, самоопределение, личность младшего школьника, методика начального обучения русскому (родному) языку.
Key words: incept, еpistem, socialization, self-determination, a young schoolboy's personality, techniques of elementary training of the Russian (native) language.
Современный государственный заказ в образовании с учетом общенациональных интересов и общих тенденций мирового развития, отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, «направлен на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками» [2]. Государственная политика в области образования, ориентированная на свободное развитие духовно-нравственной личности, ее самоопределение и самореализацию, на формирование российского самосознания и самоидентичности, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также безусловный приоритет ценностно-нормативного (духовно-нравственного) ядра содержания новых федеральных государственных образовательных стандартов [1] определили актуальность разработки эффективной методики практической реализации идей и принципов развития, воспитания и социализации (самоопределения и самореализации) младших школьников средствами русского (родного) языка в парадигме личностно ориентированного образования.
В настоящее время теория и практика обучения русскому (родному) языку располагает значительным количеством работ, посвященных реализации культурологического (культурно-исторического) и аксиологического подходов к содержанию образования (А.Д. Алферов, Е.В. Архипова, П.О. Афанасьев, В.В. Бабайцева, М.Т. Баранов, Е.А. Баринова, Н.Ф. Бунаков, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, Я.К. Грот, В.В. Данилов, А.Д. Дей-кина, Н.С. Державин, О.С. Кожаева, З.И. Курцева, В. А. Кустарева, Е.Н. Леоно-вич, М.Р. Львов, Р.С. Панова, Н.С. Поздняков, Т.Г. Рамзаева, О.Л. Соболева, Н.М. Соколов, А.В. Текучев, Г.Г. Тумим, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин, Д.Н. Ушаков, К.Д. Ушинский, А.А. Штец, Н.Ю. Штрекер, Л.П. Федоренко; Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина; Т.А. Байкова, Е.Р. Ерышева, М.А. Каленчук, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; Е.А. Быстрова, Л. А. Вохмя-
нина, Л.А. Ефросинина, Л.М. Зеленина, Т.В. Игнатьева, И.В. Корнута, Т.С. Кудрявцева, Н.М. Шанский; Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова; В.П. Кана-кина, В.Г. Горецкий; С.Г. Макеева, Н.В. Софронова; С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко и др.). Тем не менее, в этих работах исследователи, во-первых, не касались проблемы реализации эпистемической функции русского (родного) языка; во-вторых, не предлагали обоснованной классификации базовых национальных ценностей; в-третьих, недооценивали методологию, что не позволяло раскрыть учащимся целостную национальную языковую картину мира. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования эпистемологических основ начального обучения русскому (родному) языку определяется уже тем, что данная проблема была поставлена в ряде работ отечественных методистов (М.Р. Львов, Е.Н. Леонович), но не была решена в конкретных методических разработках, учебниках и программах начального обучения русскому (родному) языку. Кроме того, в парадигме личностно развивающего образования современная методика начального языкового образования остро нуждается в научно обоснованной целостной концепции обучения, развития, воспитания и социализации (самоидентичности) обучающихся, способствующей формированию российского самосознания младших школьников. Очевидно, что воплощение данной концепции в учебниках русского (родного) языка для младших школьников подразумевает наличие целостной теоретико-методологически обоснованной классификации базовых национальных ценностей.
На наш взгляд, эпистемологический подход к начальному обучению русскому (родному) языку возможен в русле концепции социализации (рождения) личности методиста А. А. Штеца [3,4], придерживающегося двустороннего характера социализации личности (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, В.С. Мухина, В. А. Сластенин). Тенденция социальной типизации личности в рассматриваемой концепции позволяет рассматривать социализацию как процесс самореализации человека в обществе путем усвоения социального опыта (в первую очередь ценностей и соответствующих им компетентностей), присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Линия самоидентичности личности ха-
рактеризует социализацию как процесс самоопределения личности по культуре и в первую очередь этнической, в ходе которого происходит актуализация национальной системы социальных связей (ценностей) и отношений. Таким образом, процесс социализации должен охватывать две сферы ценностей, обеспечивающих полноценную социализацию личности - это 1) сфера самореализации личности и 2) сфера ее самоопределения. При этом ведущая роль в технологии должна отводиться аксиологическому методу.
Данное осмысление процесса социализации не противоречит современной парадигме личностно развивающего образования. Отмечая некоторую несогласованность в понимании процесса (структуры, аспектов) социализации, нашедшую свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах, тем не менее, также можно выделить два характера (качества) социализации обучающихся в рамках аксиологического подхода к содержанию образования: гражданский (общекультурный, общечеловеческий) и национальный (социокультурный, этнический) аспекты.
Лингводидактический анализ современного русского литературного языка в рамках культурологического и аксиологического подходов к содержанию образования показал, что основополагающими понятиями методики начального языкового образования при реализации эпистемологических основ обучения русскому (родному) языку выступают концепт и эпистема, связанные с ценностями гражданского общества. Содержательные оттенки концепта и эпистемы заключаются в различном восприятии окружающей действительности. Если концепт связан, прежде всего, со знанием (сознанием, познанием) - значением, логикой, разумом (сознательным восприятием), то эпистема - знание, базирующееся на «душе» (духе) - чувствах, ощущениях, переживаниях, духовной деятельности. В двухстороннем процессе социализации, реализующей вышеназванную систему ценностей, помимо ценностей типизации (самореализации личности), к которым относятся: Достоинство, Честь, Совесть, Закон, Свобода, Солидарность и Адаптивность, на основе принципов соборного отношения к миру как основе базовых национальных ценностей, нами были определены
ценности (концепты) самоопределения (самоидентичности) личности: Община, Откровение, Благодать, Соблаговоление, Воля, Многоединство и Сожаление, которые и явились предметом построения эпистемологической структуры (см. табл. 1).
Таблица 1. Структура ценностей и социальных умений двухаспектного процесса социализации
Национальные ценности Социальные умения Ценности гражданского общества Социальные умения
1. Община как со- единство обеспечивающее самоактуализацию личности в общем (в Мире). Возможность строительства школьной семьи как Общего Дома. 1. Достоинство как золотое правило нравственности -взаимной зависимости свободы личностей. Осуществление деятельности в соответствии с интересами и ожиданиями общества.
2. Откровение - правда отношений, как вера в самоценность Человека и Мира. Готовность отвечать доверию в поручениях. 2. Честь как правда, представляющая нравственную (несовместимую с двойными стандартами) картину жизни общества. Адекватная ориентировка в жизни общества.
3. Со-благоволение - ответственный поступок как принятие смысла на созидание самоценностей. Потребность оказания бескорыстного со-действия другим. 3. Совесть как ответственность перед обществом и сопричастность к его судьбе. Нравственная самооценка в обществе.
4. Благодать - (Общее дело) как сотворчество самоценностей Человека и Мира. Со-зидание уважения в межличностных и межэтнических отношениях. 4. Закон как верховенство закона в жизни общества, обеспечивающего равноправие всех перед ним. Осознанная деятельность в границах норматива.
5. Воля как осознанный выбор не для себя, а для других, обеспечивающий этническую идентификацию личности. Стремление к освоению этнических традиций и обычаев. 5. Свобода как нравственный выбор, обеспечивающий самоактуализацию личности. Самостоятельное принятие решений в нестандартных условиях.
6. Многоединство как со-отечество -вхождение в человечество через национальную самобытность. Осуществление межэтнического общения как диалога культур этносов РФ. 6. Солидарность как отзывчивость и сопереживание обществу. Включаемость в общественную жизнь.
7. Со-жаление как человеколюбие мира и миролюбие человека. Прощение для согласия в общежитии. 7. Адаптивность как нравственное принятие инокуль-туры, уважение к религиозным традициям и образу жизни народов. Непрерывный поиск компромиссов.
Прежде чем представить классификацию концептов на основе ценностей самоопределения (самоидентичности) личности следует еще раз подчеркнуть взаимосвязанность двух аспектов (качеств) процесса социализации младших школьников в рамках аксиологического подхода к содержанию образования: гражданского (общекультурного, общечеловеческого) и национального (социокультурного, этнического). Так, например, Воля, как национальная ценность в отечественном мировоззрении традиционно соотносится со Свободой, ценностью гражданского общества. В истории русского языка, в констатации И.И. Срезневского и П.Я. Черных, древнерусское воля - «воля», «свобода»; вольный - «добровольный», «действующий по собственной воле», «дозволенный», «свободный». Мысль о взаимосвязи Воли и Свободы подтверждается и современной лексикой русского языка. Кроме того, в русском языке роднятся значения и других национальных ценностей и ценностей гражданского общества. Откровение (Правда) сближается со Справедливостью, Честностью, Законом и Совестью; Сожаление (Сочувствие) роднится с Солидарностью; Благодать (Благоволение) - с Совестью и т.д.
В представленной ниже классификации концептов на основе национальных ценностей (самоопределения личности) могут выделятся три уровня, имеющие различные степени обобщения: 1) концепт (К); 2) эпистемы интуиции (ЭИ); 3) эпистемы чутья (ЭЧ). Самым емким по семантическому наполнению в данной классификации оказывается концепт. Далее следуют эпистемы интуиции (безотчетного неосознанного чувства) и эпистемы чутья (способности к интуиции (ощущениям, обнаружению, угадыванию, оцениванию и т.д.).
В целом, классификацию концептов на основе национальных ценностей и полученные в результате проведенной операции деления концептов в лексике русского языка можно представить в виде итоговой таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2. Классификация эпистем современного русского литератур-
ного языка
К Община
ЭИ Род Семья
ЭЧ Родина Родичи Народ Язык Дом Семейство Фамилия Языковая семья
К Откровение
ЭИ Открытие Правда
ЭЧ Искренность (Открытость) Проникновенность Явь (Действительность) Добросовестность
К Соблаговоление
ЭИ Согласие Соизволение
ЭЧ Благоустройство Лад (Совет) Содействие Благорассудитель-ность
К Благодать
ЭИ Благоволение Благодарение
ЭЧ Благожелательность (Благосклонность) Благодеяние (Добродетель) Признательность Благодарность
К В >оля
ЭИ Выбор Раздолье
ЭЧ Бремя Весомость Простор Добровольность
К Многоединство
ЭИ Соприкосновение Самобытность
ЭЧ Общежитие Общение Своеобразие Самостоятельность
К Сожаление
ЭИ Сочувствие Сост радание
ЭЧ Расположение (Благорасположение) Отзывчивость (Участливость) Соболезнование Причастность (Участие)
Подводя итог изложенному выше, можно отметить, что методика практической реализации эпистемологических основ начального обучения русскому (родному) языку в парадигме личностно ориентированного образования может и должна обогащать младших школьников содержанием национальной культуры, народных традиций, нравственных устоев, содействовать раскрытию учащимся целостной национальной языковой картины мира, способствовать их духовно-нравственному развитию, самоопределению (осознание своей этнической принадлежности) и на этой основе обеспечивать интеграцию в национальную (общероссийскую) и мировую культуру.
Библиографический список
1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения). - С. 6, 15.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект / РАО; Руков. проекта: Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А. А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. - (Стандарты второго поколения). - С. 4.
3. Штец, А. А., Кохичко, А.Н. Концептуальные основы социализации личности в отечественной культурной традиции [Текст] / А.А. Штец, А.Н. Кохичко // Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов (29-30 января 2010 г., г. Москва). - М.: Баласс, 2010. - С. 82-94.
4. Штец, А.А., Кохичко, А.Н. Психологические и аксиологические аспекты социализации личности в русской культурной традиции [Текст] / А.А. Штец, А.Н. Кохичко // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография [Е.А. Акимова, Е.Н. Алдашова, Э.Н. Алексеева и др.]; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 4. Глава V. -Воронеж: ВГПУ, 2009. - С. 69-80.
Bibliography
1. Daniluk, A.Ya., Kondakov, А.М., Tishkov, V.A. incept of Spiritual-and-Moral Development and Education of a Russian Citizen's Personality [Text] / A.Ya. Daniluk, А.М. Kondakov , V.A. Tishkov. - М.: Education, 2009. - (Standards of the Second Generation). - P. 6, 15.
2. Shtets, А.А., Kokhichko, A.N. Conceptual Bases of a Person's Socialization in Domestic Cultural Tradition [Text] / A.A. Shtets, A.N. Kokhichko // Competent Approach to Future Teacher's Professional Training. Collection of Materials of IV All-Russia Scientific-and-Practical Conference of Higher Pedagogical School Teacher ( January, 29-30, 2010, Moscow). - М.: Balass, 2010. - P. 82-94.
3. Shtets, А.А., Kokhichko, A.N. Psychological and Axiologys Aspects of a Person's Socialization in the Russian Cultural Traditions [Text] / A.A. Shtets, A.N. Kokhichko // Education and Innovative Technologies: Theory and Practice: Monograph [E.A. Akimova, E.N. Aldashova, E.N. Alexeeva, etc.]; under Gen. Edit. of. Prof. O.I. Kirikov. - Book 4. Chapter V. - Voronezh: VSPU, 2009. - P. 69-80.
4. The Federal State Educational Standard of the General Education: The Project [Text] / The Russian Academy of Education; Project Managers: N.D. Nikandrov, A.M. Kondakov, А.А. Kuznetsov. - М.: Education, 2008. - (Standards of the Second Generation). - P. 4.