Научная статья на тему 'Епископство как научная проблема: история домонгольской русской церкви'

Епископство как научная проблема: история домонгольской русской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костромин Константин

Рецензия на книгу: Фомина Т.Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие. М.: Университетская книга, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Episcopate as a Research Question: History of the Russian Church in the Pre-Mongolian Period

A review of: T. Fomina. Yepiskopskaya vlastʹ v domongolʹskoy Rusi: istoki, stanovleniye, razvitiye. Moscow: Universitetskaya Kniga, 2014.

Текст научной работы на тему «Епископство как научная проблема: история домонгольской русской церкви»

Рецензии

Протоиерей Константин Костромин

ЕПИСКОПСТВО КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ИСТОРИЯ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Рецензия на книгу: Фомина Т.Ю. Епископская власть в домонгольской Руси:

истоки, становление, развитие. М.: Университетская книга, 2014.

В немецкой историографии давно сложился оригинальный жанр, который всегда отличал германскую историческую школу от прочих. Если характеризовать его «широким мазком», то следует отметить немецкие педантичность, обстоятельность и сухость логического развертывания сюжета или проблемы, которые покоятся на мощном фундаменте рационализма. Перечисленные качества не подчеркивают положительных или отрицательных сторон работ, написанных в этом жанре, а лишь характеризуют впечатление, которое складывается от знакомства с ними. Проблема или сюжет сведены к более или менее ясной схеме, в которой не упущено, кажется, ни одной мелочи, хотя сама по себе фундаментальная схема не кажется громоздкой или объемной. К числу авторов, владеющих этим жанром, прежде всего следует отнести Ханса Георга Бека (Beck) и Герхарда Подскальски (Podskalski). Первый наиболее известен своим фундаментальным томом «Церковь и богословская литература в Византийской империи» («Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich». München, 1959), а второй — аналогичными работами в области византинистики, русистики и балканистики (Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. А.В. Назаренко. Под ред. К.К. Акентьева. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Византинороссика, 1996. (Серия: Subsidia Byzantinorossica. Т. 1); Средаовековна теолошка каижевност у Бугарсщ и Срби|и (865-1459). Београд: Православни богословски факултет, Институт за теолошка ис-траживааа, 2010; Теологи|а и философи|а у Византии. Спор око теолошке методике у духовноj истории позне Византи|е (XIV-XV век), аегове си-стематске основе и истори|ски развоj. Београд: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживааа, 2010).

Самым ярким качеством этих работ является их ссылочный аппарат. По нему можно не только судить о масштабах проделанной работы, не только воспользоваться столь удобно (можно даже сказать, любовно)

Протоиерей Константин Костромин — кандидат исторических наук, кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии (k.a.kostromin@mail.ru).

Протоиерей Константин Костромин

оформленной библиографией, но и ощутить масштаб проработанности проблемы и в определенной мере даже проследить историю исторической науки. Такого рода работы по-своему незаменимы, они стали своего рода классикой научной мысли и титанического труда ученого.

В русской историографии, завязанной, как правило, на сюжет или на проблематику, но не на сам научный метод, такие работы — крайняя редкость. Отсутствие же подобных «Библиографии работ по древнерусской литературе», составлявшихся в свое время Н.Ф. Дробленковой в Институте русской литературы (Пушкинский дом) и ставших незаменимыми для изучения любой российской древности, библиографических справочников по истории Отечества или отдельных ее аспектов (например, церковной истории) создает научный вакуум как для начинающего историка, так и для ушедшего в не вполне знакомую ему научную область даже видного специалиста.

Теперь мы имеем такого рода работу, посвященную «эволюции церковных институтов, их месту в системе общественно-государственных отношений, процессу формирования административно-территориальной структуры епархиальных округов и степени их финансовой самостоятельности» в домонгольский период (с. 3). Это монография Т.Ю. Фоминой «Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие», написанная в г. Набережные Челны, где Татьяна Юрьевна преподает и активно занимается научно-методической работой, и изданная в Москве. В начале рецензии неслучайно дан краткий обзор немецкой фундаментальной историографии с акцентом на сциентизм. Работа Т.Ю. Фоминой заметно выделяется из традиционной русской историографии, скорее приближаясь по своим параметрам к вышеперечисленным образцам.

Предметом изучения и, одновременно, плодом многолетней работы ученого стали вопросы, связанные с функционированием архиерейской власти на Руси в конце Х — начале ХШ вв. Книга построена не по сюжет-но-хронологическому, а по проблемному принципу, что позволило охватить проблему в многоаспектном поле. Т.Ю. Фомина рассмотрела источники возникновения, условия организации митрополичьих и епископских центров, виды архиерейской власти и характер взаимоотношений как во внутриар-хиерейской среде, так и между епископатом и духовенством, принципы подбора кандидатов на архиерейские кафедры, порядок поставления на кафедру и отрешения от нее, а также проблемы осуществления канонической власти епископов на Руси.

302

Христианское чтение № 5, 2015

Епископство как научная проблема: история домонгольской Русской церкви

Подобного рода исследование является безусловно новаторским в отечественной науке. И хотя автор очевидно находился под впечатлением как от дореволюционного фундаментального стиля, какой встречается в трудах Е.Е. Голубинского, так и от советской историографии (что создает некоторое впечатление склонности к позитивистскому подходу), подобного рода изыскания безусловно следует признать не только оригинальными, но и вносящими заметный вклад в развитие отечественной исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.