Научная статья на тему 'Эпиграфические диски и рельефы всадников с надмогильных стел фамильного кладбища кайтагских правителей'

Эпиграфические диски и рельефы всадников с надмогильных стел фамильного кладбища кайтагских правителей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ЭПИГРАФИКА / КАЛА-КОРЕЙШ / КАЙТАГ / КАМЕННЫЙ РЕЛЬЕФ / НЕКРОПОЛИСТИКА / ARABIC EPIGRAPHY / QALA-QURAYSH / KAITAG / STONE RELIEFS / NECROPOLISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаев Махач Абдулаевич, Шихалиев Шамиль Шихалиевич, Шехмагомедов Магомед Гаджиевич

В статье представлены некоторые результаты исследования фамильного кладбища наследственных правителей Кайтага, расположенного в Кала-Корейше. В ходе нескольких экспедиций в 2017-2018 гг. изучены более 40 надмогильных стел, датируемых XIV в. 1803/04 гг. На них на арабском языке нанесены имена погребенных, даты их смерти, иная историческая информация, а также стихи, изречения религиозного характера, мольбы и аяты Корана. Стелы изготовлены с высоким мастерством, отличаются изысканностью орнамента, изяществом эпиграфических лент. Каждую стелу некрополя можно охарактеризовать как произведение искусства. В числе интересных находок десять эпиграфических дисков, высеченных на надмогильных стелах XVI-XVIII вв. Они нанесены на тыльные стороны памятников, имеют единую композицию, орнаментику и сходное содержание: мольбы к Аллаху о снисхождении в Судный День. Кроме того в статье описываются рельефные изображения всадников с двух стел начала XVIII в., а также высеченный на надмогильном помятнике конца XVI в. ложный всадник. Композиционное решение рельефа таково, что оружие и доспехи расположены над конем так, что создается эффект присутствия наездника, хотя он отсутствует. Если бы изображение не было раскрашено, то невозможно было бы выявить, что это не всадник. Эффект присутствия достигается применением различных художественных приемов. Среди них изображение коня в движении. Введение указанных элементов украшения надмогильных памятников в научный оборот, будет способствовать датировке памятников, имеющих идентичный декор, и выявлению межрегиональных связей в камнерезном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIGRAPHIC DISKS AND HORSEMEN RELIEFS ON THE STELAS FROM THE FAMILY CEMETERY OF KAITAG RULERS

The paper presents some of the study results of the family cemetery of hereditary rulers of Kaitag, located in Qala-Quraysh. During several expeditions in 2017-2018, more than 40 stelas, dating XIV c. 1803/04, were studied. Names of the deceased, dates of their death, and other historical information, as well as poems, religious sayings, prayers and Quran Ayat in Arabic are inscribed on them. The stelas are made with high craftsmanship, distinguished by the refinement of the ornament and the elegance of epigraphic ribbons. Each stela of the necropolis can be described as a work of art. Among other interesting finds there are ten epigraphic disks on the stelas of the XVI-XVIII c. They are carved on the backsides of the monuments, have common composition, ornament, and similar contents: prayers to Allah for mercy on Judgment day. The article also describes horsemen relief images on two stelas of the early XVIII c., as well as a false horseman, carved on the tombstone of the late XVI c. Compositional decision of the relief is such that the weapons and armor are located above the horse, creating an effect of the rider’s presence, although the rider himself is not there. If the image weren’t stained, it would be impossible to reveal that it is not a horseman. The effect of presence is achieved by different artistic techniques. Among them is the image of a moving horse.The introduction of stated elements of tombstone decoration into scientific circulation contributes to dating of monuments with identical decor, and revealing interregional connections in stone carving craft.

Текст научной работы на тему «Эпиграфические диски и рельефы всадников с надмогильных стел фамильного кладбища кайтагских правителей»

ЭКСПЕДИЦИИ

DOI: https://d0i.0rg/i0.32653/CHi52259-28i

Мусаев Махач Абдулаевич, к.и.н., директор

Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Россия mahachmus@yandex.ru

Шихалиев Шамиль Шихалиевич, к.и.н., ведущий научный сотрудник Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Россия shihaliev74@mail.ru

Шехмагомедов Магомед Гаджиевич, научный сотрудник,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Россия shehmagomedov.magomed@yandex.ru

ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ДИСКИ И РЕЛЬЕФЫ ВСАДНИКОВ С НАДМОГИЛЬНЫХ СТЕЛ ФАМИЛЬНОГО КЛАДБИЩА КАЙТАГСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты исследования фамильного кладбища наследственных правителей Кайтага, расположенного в Кала-Корейше. В ходе нескольких экспедиций в 2017-2018 гг. изучены более 40 надмогильных стел, датируемых XIV в. -1803/04 гг. На них на арабском языке нанесены имена погребенных, даты их смерти, иная историческая информация, а также стихи, изречения религиозного характера, мольбы и аяты Корана. Стелы изготовлены с высоким мастерством, отличаются изысканностью орнамента, изяществом эпиграфических лент. Каждую стелу некрополя можно охарактеризовать как произведение искусства. В числе интересных находок десять эпиграфических дисков, высеченных на надмогильных стелах XVI-XVIII вв. Они нанесены на тыльные стороны памятников, имеют единую композицию, орнаментику и сходное содержание: мольбы к Аллаху о снисхождении в Судный День. Кроме того в статье описываются рельефные изображения всадников с двух стел начала XVIII в., а также высеченный на надмогильном помятнике конца XVI в. ложный всадник. Композиционное решение рельефа таково, что оружие и доспехи расположены над конем так, что создается эффект присутствия наездника, хотя он отсутствует. Если бы изображение не было раскрашено, то невозможно было бы выявить, что это не всадник. Эффект присутствия достигается применением различных художественных приемов. Среди них изображение коня в движении.

Введение указанных элементов украшения надмогильных памятников в научный оборот, будет способствовать датировке памятников, имеющих идентичный декор, и выявлению межрегиональных связей в камнерезном искусстве.

Ключевые слова: арабская эпиграфика; Кала-Корейш; Кайтаг; каменный рельеф; некро-полистика.

© М.А. Мусаев, Ш.Ш. Шихалиев, М.Г. Шехмагомедов, 2019 © Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2019 ЮУ Creative Commons Attribution 4.0 International License

EXPEDITIONS

DOI: https://d0i.0rg/i0.32653/CHi52259-28i

Makhach A. Musaev,

PhD (in History), Head of the

Institute of History, Archeology and Ethnography

Dagestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russia

mahachmus@yandex.ru

Shamil S. Shihaliev,

PhD (in History), Leading Researcher

Institute of History, Archeology and Ethnography

Dagestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russia

shihaliev74@mail.ru

Magomed G. Shehmagomedov, Researcher

Institute of History, Archeology and Ethnography Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russia shehmagomedov.magomed@yandex.ru

EPIGRAPHIC DISKS AND HORSEMEN RELIEFS ON THE STELAS FROM THE FAMILY CEMETERY OF

KAITAG RULERS

Abstract. The paper presents some of the study results of the family cemetery of hereditary rulers of Kaitag, located in Qala-Quraysh. During several expeditions in 2017-2018, more than 40 stelas, dating XIV c. - 1803/04, were studied. Names of the deceased, dates of their death, and other historical information, as well as poems, religious sayings, prayers and Quran Ayat in Arabic are inscribed on them. The stelas are made with high craftsmanship, distinguished by the refinement of the ornament and the elegance of epigraphic ribbons. Each stela of the necropolis can be described as a work of art. Among other interesting finds there are ten epigraphic disks on the stelas of the XVI-XVIII c. They are carved on the backsides of the monuments, have common composition, ornament, and similar contents: prayers to Allah for mercy on Judgment day. The article also describes horsemen relief images on two stelas of the early XVIII c., as well as a false horseman, carved on the tombstone of the late XVI c. Compositional decision of the relief is such that the weapons and armor are located above the horse, creating an effect of the rider's presence, although the rider himself is not there. If the image weren't stained, it would be impossible to reveal that it is not a horseman. The effect of presence is achieved by different artistic techniques. Among them is the image of a moving horse.

The introduction of stated elements of tombstone decoration into scientific circulation contributes to dating of monuments with identical decor, and revealing interregional connections in stone carving craft.

Keywords: Arabic epigraphy; Qala-Quraysh; Kaitag; stone reliefs; necropolistics.

© M.A. Musaev, Sh.Sh.Shihaliev. M.G. Shehmagomedov, 2019 © Institute of History, Archeology and Ethnography of the DSC of RAS, 2019 SOU Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ныне заброшенное селение Кала-Корейш (Урцмуци) - крупный политический и культурный центр средневекового Восточного Кавказа, примечательный великолепными памятниками истории. В их числе фамильное кладбище уцмиев - правителей Кайтага с четырьмя десятками каменных надмогильных стел XIV - начала XIX в.1 , изготовленных с высоким мастерством, выделяющихся изысканностью орнамента, изяществом эпиграфических лент. Каждую стелу некрополя можно охарактеризовать как произведение искусства.

Эпиграфические диски

Один из декоративных элементов, встречающихся на стелах кладбища, -диски, заполненные эпиграфической вязью, или, иначе, - эпиграфические диски. Они сходны по стилистике, композиции и орнаментике и в различных вариациях встречаются на памятниках кладбища уцмиев второй половины XVI - конца XVIII вв.: W7, W13, Mau4, Е8, E9, Е10, Е11, Е13, Е15, Е18 (Рис. 3-13)2. Кроме того, диск видимо был высечен и на поврежденном памятнике W14.

На семи стелах Е8, E9, Е10, Е11, Е13, Е15, Е18 с незначительными расхождениями в последовательности (и с учетом восстановления утраченного содержания по контексту, о чем ниже) высечены следующие фразы; текст, упрощенная транслитерация и перевод:

СР^ Ь (Йа, Ханнан): О, Обладатель милости! ¿Ii« Ь (Йа, Маннан): О, Дарующим блага!

^ (Йа, Даййан): О, Судия! СМ л k (Иа, Бурхан): О, Тот, кто является Доводом! üW^ У (Иа, Субхан): О, Безупречный / Славный! jLLLü Ь (Иа, Султан): О, Владыка! jU^.j Ь (Иа, Рахман): О, Милостивый! и' У (Иа, Гуфран):0, Прощающий!

На стеле Mau4 читаются еще две фразы:

Эпиграфический диск на памятнике W7 несет на себе повторяющееся 8 раз обращение «¿Ь^.j Ь» (Йа, Рахман): О, Милостивый!

Содержание фраз свидетельствует, что это мольбы к Богу о снисхождении в Судный День. Следует отметить, что из десяти выявленных обращений к Все-

1 Датировка стел уцмийского кладбища приводится в соответствии с выводами Магомедова М.Г. и Шихсаидова А.Р. [1, с. 47, рис. 42, 48,49, 51], с которыми мы согласны.

2 Используется сложившаяся нумерация. Номера начинаются на Mau (от Mausoleum) для стел из мавзолея, на W (от West - Запад) для памятников западной части кладбища, на E (от East - Восток) для памятников, расположенных в его восточной части. См.: рис. 1, 2.

вышнему, только два «Рахман» и «Тавваб» (без артикля «ал») входят в число классических 99 Прекрасных имен Аллаха. Также употреблено «Гуфран», имеющее два однокоренных с ним имени в числе 99 Прекрасных имен Аллаха -«ал-Гаффар» (Снисходительный) и «ал-Гафур» (Милующий).

Надписи все центростремительные, то есть начинаются от края круга и продолжаются к его центру. В центре диска каждая фраза, посредством удлиненной буквы «Алиф», встречается с другой (за исключением Маи4), которая начинается на противоположной стороне.

Надписи на эпиграфических дисках с упрощенной транслитерацией и их перевод с арабского на русский язык. Чтение указано по часовой стрелке.

ТАБЛИЦА

\У7 W13 Маи4 Е8 Е9

о, Милостивый! * 4-1' ^ ь о, Принимающий покаяние! * LA^ Ч о, Обладатель милости!

О, Милостивый! * * * (jLLa Ь О, Дарующий блага!

О, Милостивый! * ¿)1р ь О, Судия! * ¡jLp ь О, Судия!

О, Милостивый! * ь О, Тот, кто является Доводом! * (jlA^jj Lj О, Тот, кто является Доводом!

О, Милостивый! * у" Ь О, Безупречный / Славный! ¿fi-у" Ь о, Безупречный / Славный! у " Ь о, Безупречный / Славный!

О, Милостивый! * О, Владыка! * (jUaLol lj О, Владыка!

О, Милостивый! * о, Милостивый! * Cp^j Ч О, Милостивый!

О, Милостивый! * О, Прощающий! * о, Прощающий!

¿Ы ь О, Дарующий безопасность (спокойствие)!

*

ХУ1-ХУП в. XVI-XVII в. ХУ1-ХУ11 в. XVI-XVII в. XVI-XVII в.

Ею Ell Е13 Е15 Е18

■х- (jib. ь 0, Обладатель милости! * (jib. ь 0, Обладатель милости! о, Обладатель милости!

■х- jib ь 0, Дарующий блага! о, Дарующий блага! jib ь 0, Дарующий блага! ¿11« ь о, Дарующий блага!

■х- и^ь 0, Судия! сЛрЬ 0, Судия! и^ь 0, Судия! сЛрЬ 0, Судия!

* LMJJ Ь 0, Тот, кто является Доводом! * lMJJ k 0, Тот., кто является Доводом! ¿Мл ^ 0, Тот., кто является Доводом!

* у" Ь 0, Безупречный / Славный! ^ ^'" 1-1 О, Безупречны й/ Славный! у" Ь 0, Безупречный / Славный! " Ь о, Безупречный / Славный!

jlLLai Ь о, Владыка! jUaLol Ь 0, Владыка! ¿Ца1а1 Ь 0, Владыка! jUaLol Ь 0, Владыка! Ь 0, Владыка!

Ü ^J Ц 0, Милостив 1 ыи! LP^ J k 0, Милостивый! 0, Милостивы 1 и! lP^ j k 0, Милостивый! и1^ Ь 0, Прощающий !

0, Прощающи и! 0, Прощающий! 0, Прощающи й! 0, Прощающий! 0, Милостивы й!

XVI-XVII в. XVIII в. XVIII в. 1737-38 г. 1788

Пояснения к таблице.

* - Текст эпиграфического диска с памятника "13 не читается, т.к. утрачен из-за воздействия природных факторов.

* - Стела Маи4 обломана по горизонтали, нижняя часть эпиграфического диска отколота и частично не поддается чтению.

* - Эпиграфический диск нанесен на стелу Е8 по шаблону или скопирован с другого памятника на глаз. Мастер не владел арабским языком и нанес арабский текст грубо, так, что он не распознается. Исследователи смогли заметить лишь обращение к Всевышнему и1^1 ь (Йа, Субхан: О, Безупречный / Славный!), нанесенное на 10 часов по диску, если исходить из часовой позиции.

* - Нижняя часть эпиграфического диска, выгравированного на стеле Е10, отколота. Текст не читается.

* - Стела Е13 обломана по горизонтали на две части. Одно из обращений к Богу прочитать не удалось.

Всадники

Еще один элемент декора, который привлек наше внимание - это рельефы всадников. Они имеются на стелах E11 и E16/E22 (Рис. 18-20)3. Впервые фотоизображения лицевых сторон данных памятников, обратив внимание на высеченных наездников, опубликовала Э.В. Кильчевская [2, с. 78, таблица VII, рис. 11; 3, с. 132, 133, 160, рис. 80, 81]. При этом она датировала стелы серединой XVI в. Мы полагаем, что надмогильные плиты относятся к началу XVIII в. Подобные выводы основаны на аналогиях с точно датированными образцами памятников уцмийского кладбища. Лицевые стороны интересующих нас стел E11 и E16/E22 идентичны в композиционных решениях, орнаментике и эпиграфике с надгробием E15. Схожи и тыльные стороны памятников, за небольшими исключениями. Наиболее заметное из них то, что вместо эпиграфического диска, как на стелах E11 и E15, на плиту E16/E22 нанесен диск, заполненный цветочным орнаментом. Полагаем, стелы E11, E15, E16/E22 изготовлены одним и тем же мастером. При этом стела E15 персонифицирована и датирована. Как свидетельствует надпись, она установлена у изголовья могилы «эмира Хасана, убитого ... в году тысяча сто пятидесятом» (дата соответствует 1737-38 г.)4. Соответственно, стелы E11 и E16/E22 будет логичным датировать в пределах 20-х - 40-х гг. XVIII в.

Изображения всадников, нанесенные на нижние части лицевых сторон стел E11 и E16/E22, находят прямые параллели между собой, одно во многом копирует другое. Наряду со сходствами в рельефных изображениях наездников, имеются и различия. Основное из них - всадник со стелы E16/E22 вооружен саблей и держит ее в правой руке. У всадника с памятника E11 сабли не имеется. При этом оба имеют колчаны со стрелами, кони заузданы и оседланы, хвосты их завязаны узлом.

Изображения изобилуют и иными деталями, например, отмечены уши коней, их глаза, украшения на конской шее. На руке, держащей саблю, распознаются пальцы. У всадника со стелы E11 подробно передана обувь. Видно, что она с мягкой подошвой, без каблука, прикрывает лодыжку (имеет форму полусапога). Возможно, обутая нога всадника была высечена и на изображении стелы E16/E22, но на данном участке рельеф поврежден.

Сравнение фото, сделанных в 60-х гг. XX в., с нынешним состоянием рельефов показывает, что появились новые повреждения. Например, на фото стелы E16/E22, опубликованных Э.В. Кильчевской, можно заметить широкий подол чухи (кафтана). Ныне эта часть рельефа отслоилась.

Следующая деталь, которая обращает на себя внимание, это изображение голов всадников. Они выполнены в форме симметричных трилистников. Причем они отличаются друг от друга в деталях. Трилистник с памятника E16/E22

3 Стела E16/E22 расколота на три части. Нижняя часть, оставшаяся на месте первоначальной установки, получила номер Е16, две верхние части - номер Е22.

4 Текст: (j j i_il! Aioi ¿jjIj ¿ул... JjjLJI ¡j^ jjJ ^j^j^ll jAll IIa). В соответствии с правилами арабской грамматики должно было быть «üJ'""^ »• Перевод: «Это могила покойного эмира Хасана, убитого ... в году тысяча сто пятидесятом».

имеет закругленные концы, а со стелы E11 - вытянутые и заостренные. Принимая во внимание хоть несколько неуклюжую, но реалистичную передачу многих деталей изображений коней, всадников, одежды, снаряжения, можно было ожидать подобного и для головных уборов, но они явно отличаются от традиционных для региона, получивших описание в исторической литературе.

Возможно, мастер не мог изобразить лицо и реалистичный головной убор в виду ограничения, налагаемого малыми размерами рельефа. Попытка передачи лица на небольшом пространстве вылилась бы в карикатурное изображение общих выделяющихся деталей лица - глаз, носа, рта. Более точным и логичным объяснением все же видится религиозное ограничение на изображение человеческих лиц. Но в этом случае возникает вопрос, по какой причине головной убор не передан реалистичным? Данный вопрос сопряжен с другим, - почему голова всадника выполнена в форме трилистника?

Полагаем, что изображение реалистичного головного убора могло усилить нежелательное сходство с живым человеком. В пользу данного объяснения говорит то обстоятельство, что на многих рельефах в соседнем с Кала-Корейшем Кубачи отбиты людские головы, но тела их сохранены. Передачу же на рельефе головы всадника в виде трилистника можно связать с местной традицией. В Кубачи, региональном культурном центре, во множестве известны каменные рельефы с изображениями людей, с головными уборами с тремя выраженными концами [См.: 4, с. 5ЗЗ-534, 538-539, рис. 234, 235, 246-249]. Кубачинские рельефы могли послужить основой идеи для передачи изображения головы в форме трилистника, несмотря на пропасть во времени между их созданием -XV в. и начало XVIII в. Здесь следует учитывать, что в региональной культурной традиции прослеживается многовековая преемственность. При этом, необходимо отметить, что в Кубачи не наблюдается рельефа, который мог бы быть интерпретирован как прототип для изображений голов всадников с уцмийско-го кладбища.

Псевдовсадник или ложный всадник

Еще один интересный элемент декора выявлен нами на памятнике Mau1. Данная стела датирована и персонифицирована. На верхнем центральном поле лицевой части плиты высечено:

С_а]1 j (JJ-ai. 4iui ЛД-NI (jUaiui (jj (j^ ^ " (jLLall lillall Jl ^-Ha-all ^-uill JJXJOIII .¿j^ll lift Ik

Перевод:

Это - усыпальница счастливого мученика, нуждающегося в милости Владыки, Дарующего блага, Мухаммад-хана, сына Султан-Ахмада. Год тысяча пятый по хиджре5.

1005 г. хиджры начался 25 августа 1596 г. по григорианскому календарю, т.е. Мухаммад-хан умер во второй половине 1596 или первой половине 1597 г.

5 Данная надпись ранее была прочтена Л.И. Лавровым по оттиску Б.А. Дорна [5, с. 153] и А.Р. Шихсаидовым [1, с. 46].

Кроме указанной надписи, на лицевую сторону стелы выемкой фона нанесены несколько аятов из разных сур Корана, а также один хадис. Плита орнаментирована со всех видимых сторон - лицевой, тыльной, торцов. На тыльной стороне памятника в центральной его части высечено изображение оседланного коня, воинского снаряжения, знамени. К сожалению, доступ к нему осложнен плотно прилегающей к стеле несущей стеной мавзолея (10-12 см.), построенного позднее6.

Нами сняты слепок и эстамп рельефа, получены фото под различными углами, которые дают представление об изображении (Рис. 15, 16)7.

Отметим, что рельеф, как и весь памятник, раскрашен с использованием красок разных цветов - черного, синего, зеленого, красного.

Вороной конь изображен в момент начала прыжка. Из элементов сбруи распознаются седло, поводья и подбородный (шейный) ремень. Последний имеет свисающее украшение (?). Хвост коня завязан узлом. Обращает на себя внимание его неестественный глаз.

За крупом коня показан круглый щит. В его центре распознается умбон, от которого расходятся лучи, закрашенные поочередно красным и зеленым цветом. За щитом видны верхние части ретрофлексного (по всей видимости) лука и колчана. Последний заполнен стрелами без оперения. Там же изображена сабля типа шамшир. Резчик ко всему прочему выгравировал цепочку, подвешенную между гардой (концом крестовины) и навершием (головкой рукояти).

Вся композиция составлена таким образом, что создается впечатление присутствия всадника на коне. При этом щит выступает туловищем, колчан головой, а наличие лука увеличивает отмеченный эффект.

Частью композиции является флаг с длинным древком. Нижний его конец имеет заостренный наконечник, т.е. древко может служить копьем. Полотнище флага треугольное, удлиненное по горизонтали, нанесено так, что кажется, что оно развивается на ветру. Навершие стяга имеет такую же форму как один из элементов декора с кладбища уцмиев. Он встречается на множестве стел XVI-XVII вв. как розетка в центре верхней части эпиграфической ленты.

Необходимо отметить, что нижний конец древка не упирается в землю, а висит в воздухе. Это создает впечатление того, что его держат в руках. Этот прием усиливает впечатление наличия наездника, так же как и то, что конь находится в движении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если бы изображение не было раскрашено, то невозможно было бы выявить, что это не всадник в папахе. Таким образом, данный рельеф мы можем назвать псевдовсадником или ложным всадником.

Необходимо указать, что стела Maui, имея прямоугольную в фас форму, является нетипичным образцом для некрополя. На нем преобладают памятники

6 Мавзолей построен в 1900 г., о чем свидетельствует надпись на камне, вложенном во внешний свод купола.

7 Необходимо отметить, что один из авторов данного исследования видел рисунок данного псевдовсадника в одном из альбомов, но вспомнить в каком и найти изображение, несмотря на поиски, не удалось.

уцмийского стиля, характеризующиеся трапециевидной (сужающейся книзу) формой с фигурным верхом, наличием эпиграфической ленты по периметру, определенным стилем в орнаментировке.

Некоторые элементы декора лицевой части встречают аналогии с единовременными стелами в Закавказье [См.: 6, рис. 174; 7, рис. 287]. О внешнем влиянии говорят и надписи, хотя и выполненные традиционным для Дагестана на-схом, но с некоторым воздействием сульса, не получившего распространения в регионе. Тыльная сторона имеет почти полную копию. Это стела, установленная в пос. Маштага на Апшеронском полуострове (ныне Азербайджанская Республика), и датирующаяся 1020 г. х., что соответствует 1611-12 г. Также как и на калакорейшском памятнике, на маштагинской стеле центр композиции составляет рельефное поле со стреловидной аркой. По его краям расположены четыре розетки. Ниже нанесен идентичный по стилистике, внешнему контуру и элементам декор. В поле изображен всадник [См.: 6, с. 74, рис. 181].

Рельефы с изображениями оседланных коней вкупе с оружием, доспехами и элементами одеяния отсутствующего наездника встречаются в Дагестане, но датируются более поздним периодом. Единственная аналогичная стела, датированная этим же периодом, т.е. XV-XVI в., выявлена в сел. Хамзалы8 и относится к ширвано-апшеронской школе резьбы по камню [7, с. 66, 271, рис. 451]. Изображение же отсутствующего наездника - исключительное явление.

8 Ныне в Кабалинском районе Азербайджанской Республики.

Рис. 1. Расположение стел с эпиграфическими дисками в западной части кладбища

Рис. 2. Расположение стел с эпиграфическими дисками в восточной части кладбища

Рис. 3. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы W7

Рис. 4. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы "13

Рис. 5. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Mau4

Рис. 6. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы E8

Рис. 8. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Е10

Рис. 9. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Е11

Рис. 10. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Е13. Верхняя часть

Рис. 11. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Е13. Нижняя часть

Рис. 12. Эпиграфический диск на тыльной стороне стелы Е15

Рис. 14. Лицевая сторона стелы Mau1

Рис. 15. Фото рельефа ложного всадника с тыльной стороны стелы Mau1

Рис. 16. Эстамп и контур рельефа псевдовсадника с тыльной стороны стелы Mau1

Рис. 17. Участок кладбища со стелами Е11 и Е16/Е22

Рис. 18. Рельеф всадника со стелы Е11 278

Рис. 19. Лицевая сторона стелы E16/E22

Рис. 20. Рельеф всадника со стелы Е16/Е22

Рис. 21. Прорись эпиграфического диска со стелы Е18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Кала-корейш (Крепость курейшитов). Махачкала: Изд-во "Юпитер", 2000. 168 с. + 62 илл.

2. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962. - 83 с. + илл.

3. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968. - 208 с.

4. Маммаев М.М. Искусство Зирихгера-на-Кубачи ХШ-ХУ вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада. Махачкала: ИД «Эпоха», 2014. - 592 с.: ил.

5. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи Х-ХУ11 вв. / Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л. И. Лаврова. М., 1966. С. 153

6. Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. I: арабо-пер-со-тюркоязычные надписи Баку и Апшерона XI - начала XX века. Баку: Элм, 1991. - 248 с.

7. Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. II: арабо-пер-со-тюркоязычные надписи Шеки-Закаталь-ской зоны (XIV - начало XX века). Баку, 2001. - 368 с. (с илл.).

REFERENCES

1. Magomedov M.G., Shikhsaidov A.R. Qala-Quraysh (The Fortress of Qurayshites) [Kalakoreysh (Krepost' kureyshitov)]. Makhachkala: Uypiter, 2000. (In Russ.).

2. Kilchevskaya E.V. Decorative art of Kubachi aul [Dekorativnoye iskusstvo aula Kubachi]. M., 1962.(In Russ.).

3. Kilchevskaya E.V. From fine arts to ornament [Ot izobrazitel'nosti k ornamentu]. M.: Nauka, 1968. (In Russ.).

4. Mammaev M.M. The art of Zirikhgeran-Kubachi of the XIII-XV c. and its place in the system of artistic cultures of the East and the West [Iskusstvo Zirikhgerana-Kubachi XIII-XV vv. i yego mesto v sisteme khudozhestvennykh kul'tur Vostoka i Zapada]. Makhachkala: Epokha, 2014. (In Russ.).

5. Epigraphic monuments of the North Caucasus in the Arabic, Persian and Turkish languages. Part 1. Inscriptions of the X -XVII centuries [Epigraficheskiye pamyatniki Severnogo Kavkaza na arabskom, persidskom i turetskom yazykakh. Chast' 1. Nadpisi XXVII vv.]. / Texts, translations, comments, introduction and appendix by L.I. Lavrov. M., 1966: 153. (In Russ.).

6. Neymat M.S. Corpus of epigraphic monuments of Azerbaijan. Vol. I: the Arab-Persian-Turkic inscriptions of Baku and Absheron of the XI - the beginning of the XX century [Korpus epigraficheskikh pamyatnikov Azerbaydzhana. T. I: arabo-perso-tyurkoyazychnyye nadpisi Baku i Apsherona XI - nachala XXveka]. Baku: Elm, 1991.(In Russ.).

7. Neymat M.S. Corpus of epigraphic monuments of Azerbaijan. Vol. II: Arabian-Persian-Turkic inscriptions of the Sheki-Zakatala area (XIV - early XX century) [Korpus epigraficheskikhpamyatnikov Azerbaydzhana. T. II: arabo-perso-tyurkoyazychnyye nadpisi Sheki-Zakatal'skoy zony (XIV - nachalo XX veka)]. Baku, 2001.(In Russ.).

Статья поступила в редакцию 10.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.