Научная статья на тему 'Эпидемия сыпного тифа в Вятском исправительном рабочем доме в 1918-1920 гг'

Эпидемия сыпного тифа в Вятском исправительном рабочем доме в 1918-1920 гг Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
339
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫПНОЙ ТИФ / ЭПИДЕМИЯ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ВЯТСКИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ДОМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпидемия сыпного тифа в Вятском исправительном рабочем доме в 1918-1920 гг»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 616.927:579.88] - 036.22 (470.342)

ЭПИДЕМИЯ СЫПНОГО ТИФА В ВЯТСКОМ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ РАБОЧЕМ ДОМЕ В 1918-1920 ГГ.

Позднякова А.С., Вычугжанина Е.Ю.

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf25@kirovgma.

История медицины начала ХХ века перекликается с историей борьбы с инфекционными заболеваниями. Цель исследования - проанализировать эпидемиологическую ситуацию по сыпному тифу в Вятской губернии в 1918-1920 гг. и отразить представление о заболевании, а также методах и средствах его профилактики на примере эпидемии сыпного тифа в Вятском исправительном рабочем доме. В исследовании применялись историко-гене-тический, историко-типологический, историко-си-стемный методы. Результаты: выявлены основные причины распространения сыпного тифа среди заключенных, показана работа местных органов здравоохранения по ликвидации эпидемии. Выводы: в 1918-1920 гг. были известны санитарные методы профилактики заболевания, такие как борьба со вшивостью, улучшение питания, мытье в бане, смена белья, дезинфекция помещений. Однако в условиях Гражданской войны, тяжелой социально-экономической ситуации эти элементарные меры не были проведены ввиду отсутствия средств и материалов.

Ключевые слова: сыпной тиф, эпидемия, Вятская губерния, Гражданская война, Вятский исправительный рабочий дом.

TYPHUS EPIDEMIC IN VYATKA WORKHOUSE IN 1918-1920

Pozdnyakova A.S., Vychugzhanina Ye.Yu.

Kirov State Medical Academy, Kirov, Russia (610027, Kirov, Karl Marx Street, 112), e-mail:[email protected]

History of Medicine of the early 20th century is associated with the struggle against infectious diseases. Target: to analyze the epidemiological situation of typhus in Vyatka Region in 1918-1920 and to present the awareness of the disease and its prevention in Vуatka workhouse. Historical-genetic, historical-typological, historical-systemic methods were used. Results: the major causes of the spread of typhus among the prisoners have been identified, the work of Vyatka health organizations to stop the epidemic has been described. Conclusion: in 1918-1920 the following sanitary ways to prevent a disease were known: control of pediculosis, healthy diet, washing, a shift of clothes, room disinfection. However, in a poor socio-economic situation of the Civil War these basic measures were not carried out due to lack of funds and materials.

Key words: typhus epidemic, Vyatka province, the Civil war, Vyatka workhouse.

Введение

История медицины начала ХХ века перекликается с историей борьбы с инфекционными болезнями. В течение многих веков эпидемии являлись постоянными и неизбежными спутниками всех войн. В годы Первой мировой войны, последующих революций, а также в годы Гражданской войны Россию захлестнула волна инфекционных заболеваний, среди которых наибольшую смертность давала «испанка» (эпидемический грипп), туберкулез, сыпной тиф, кишечные инфекции, в том числе брюшной тиф, холера, дизентерия, натуральная оспа.

Цель исследования - проанализировать эпидемиологическую ситуацию по сыпному тифу в Вятской губернии в 1918-1920 гг. и отразить представление о заболевании, а также методах и средствах его профилактики на примере эпидемии сыпного тифа в Вятском исправительном рабочем доме.

Материал и методы

В исследовании были использованы материалы фондов отдела здравоохранения при Исполкоме Совета Вятской губернии, Вятского исправительного рабочего дома, Карательного отдела при отделе юстиции Исполкома Совета Вятской губернии за 1918-1920 гг. Государственного архива Кировской области. В исследовании применялись историко-ге-нетический, историко-типологический, историко-си-стемный методы.

Результаты и их обсуждение

По официальным данным, число заболевших сыпным тифом в России с начала 1919 года (по октябрь 1919 г.) насчитывало 176 358 человек [17]. Л.А. Тарасевич оценивает число больных сыпным тифом в республике за период 1918-1920 гг. в 25 миллионов человек [20]. На пике пандемии сыпного тифа в 1919 и 1920 гг. средний показатель заболеваемости в России на 100 тыс. жителей достигал соответственно 3380 и 3360 при максимуме 6018 чел. в центрально-земледельческом районе страны [1, 18]. Наименее благополучными были признаны следующие губернии: Московская, Тверская и Вятская, что объясняется густонаселенностью центральных губерний и прифронтовым расположением последней.

В Вятской губернии количество заболевших по годам таково: в 1915 году заболело 2061 человек, в 1916 г. - 3074, в 1917 г. - 3446, в 1918 г. - 2149, в 1919 г. - 21 153 человек [2].

По данным профессора Н.К. Розенберга (1936 г.), сыпной тиф (Typhus exanthematicus) «представляет собою острое инфекционное заболевание, приобретающее при определенных условиях эпидемиологическое распространение в периоды общественных бедствий. Инфекция переносится с человека на человека вшами, являющимися истинными хозяевами возбудителя сыпного тифа. Клинически сыпной тиф характеризуется острым началом, высокой лихорадочной реакцией, поражением сердечно-сосудистой и нервной системы» [19]. К 1917 году были уже из-

вестны опыты самозаражения тифом с помощью крови больных людей прозектора Г.Н. Минха, проведены исследования О.О. Мочутковского (с инъекцией самому себе крови больного сыпным тифом), доказывавших факт нахождения возбудителя тифа в крови. Обнаружен возбудитель инфекции - Ricketsia Prowazeki в кишечнике зараженных вшей. К 1936 году не было известно «специфического лечения». Имелись лишь попытки лечить сыпной тиф сывороткой крови выздоровевших, «что давало хороший эффект в смысле улучшения самочувствия, но не сокращало продолжительности болезни и процент смертности». Использовались симптоматические лекарственные средства: «растворы камфоры, диуретин, кофеин, дигиталис и его препараты». Вместе с тем имелось четкое представление, что «профилактика сыпного тифа и профилактика вшивости - синонимы. Должна проводиться борьба со вшивостью как бытовым явлением».

Заведующий отделом здравоохранения при Вятском губернском исполкоме И. Воронов в целях профилактики заболевания в 1920 г. издал две брошюры: «К вопросу о борьбе с сыпным тифом» и «Что должен знать каждый рабочий и крестьянин о сыпном тифе». По данным публикациям в 1920 г. часть больных переносят заболевание «на ногах», легче болеют дети, взрослые - тяжелее, особенно старики. Вместе с тем в среднем умирает от 10 до 20% заболевших, статистика прошлых лет показывает, что смертность обеспеченного класса была до 14%, а у бедняков достигала 27%.

Основными очагами инфекции сыпного тифа являлись казармы, приюты, вокзалы, тесные квартиры и тюрьмы. В Вятской губернии после прихода к власти большевиков была проведена реорганизация мест заключения: закрыта Вятская губернская тюрьма, Вятское исправительное арестантское отделение переименовано в Вятский исправительный рабочий дом, который принял на себя основную массу заключенных.

Вятский исправительный рабочий дом являлся основным местом содержания и подследственных, и срочных заключенных. В исправительном доме содержались те, кто проходил по делам Вятской ГубЧК и Вятского губернского революционного трибунала -контрреволюционеры, дезертиры, расхитители казны и взяточники.

Здание Вятского исправительного рабочего дома было построено в середине XIX в. В 1910-х гг. был сделан ремонт и построен дополнительный каменный корпус, административное здание, обустроена больница на 30 коек. К 1919 г. в мастерских были организованы следующие цеха: кузнечный, слесарный, столярный, мешочно-матрасно-щеточ-ный, сапожный, портняжный, шпилечный, ткацкий, лапотный, волосяных изделий. В летнее время на территории дома работал кирпичный завод [7].

Данные о первых тифозных в Вятском исправительном рабочем доме появляются к лету 1918 г.: среди этапированных из Вологды прибыли больные сыпным тифом. Лечебно-санитарный отдел исполкома Совета рекомендовал в целях ограждения мест заключений от эпидемии тифа прекратить этапы из Вологды. Впрочем, опасения исполкома Совета были обоснованны: весной 1918 г. эпидемия сыпного тифа свирепствовала в Глазовском уезде Вятской губернии, куда были посланы 4 отряда для борьбы с эпиде-

мией. С сентября 1918 г. число заболевших начинает расти и к январю 1919 г. достигает 1352 человека по всей губернии и 31 человек в Вятке [8]. Летальность составила 3-5%.

Появляются отрывочные данные по заболеваемости сыпным тифом в исправительном доме: с января по март 1919 г. заболело 10 человек. В апреле 1919 г. комиссией в составе заведующего городским отделом здравоохранения Мусихина, представителем Карательного отдела Собинцева, городского врача Грацианова и городского санитарного врача Гаврилова был проведен санитарный осмотр дома. Впечатления о доме удручающие: «Камеры переполнены в 2 раза - на 18 мест 30 заключенных. Нар недостаточно, некоторые заключенные спят на полу. В некоторых камерах много клопов. Воздух спертый из-за перегрузки и малого проветривания. Необходимо ремонтировать отхожие места. У многих заключенных вши» [9].

В городе к августу 1919 г. наблюдалось снижение заболеваемости с 337 человек в мае до 33 в августе, что объясняется благоприятными климатическими условиями и особенно использованием наряду с баней речных водоемов. Однако, несмотря на все усилия и мероприятия по борьбе с сыпным тифом к осени 1919 г. эпидемия в Вятке вновь наступает: в сентябре было зафиксировано 39 случаев заболевания, в октябре - 98, в ноябре - 136 [10].

Готовились к осенне-зимней эпидемии и в Вятском исправительном рабочем доме: 10 октября 1919 г. врач В.А. Трейтер провел осмотр больных в доме. Он указал, что с 12 сентября больных сыпным тифом из камер уже 20 человек, а дезинфекции этих камер не проведено, что недопустимо. Администрация исправительного дома отвечала на замечания врача: «Дезинфекцию проводить нечем» [4].

Доклад доктора Трейтера был озвучен на заседании особой губернской комиссии по борьбе с острозаразными болезнями в губернии 13 октября 1919 г. Заведующая сыпнотифозным отделением губернской больницы Батурина подтвердила информацию Василия Алексеевича и сообщила, что «ежедневно к ней (в губбольницу) поступает 2-3 человека из Исправительного Дома» [12]. На комиссии была поднята главная нерешаемая проблема распространения болезни среди заключенных - отсутствие сменного белья. Карательный отдел при отделе юстиции губисполко-ма был знаком с этой ситуацией и указал, что белье из исправительного дома было эвакуировано весной, но не возвращено обратно. В условиях 1919 г., когда белья не хватало для больниц, госпиталей, заразных бараков, очередь исправительного дома была последней. Местные органы не могли помочь, комиссия решила обратиться в центр с просьбой о снабжении бельем, но и там было отказано.

Вслед за врачом В.А. Трейтером 16 октября 1919 г. в Доме побывала комиссия из представителей отдела здравоохранения, карательного отдела, которая постановила, что заключенным необходимо менять белье до 3 раз, увеличить норму мыла, приобрести для дезинфекции серы и денатурата, сделать дезинфекционную камеру во дворе, а также всеми возможными способами разгружать дом [5]. Впрочем, ничего из вышеуказанного сделано не было ввиду отсутствия средств и материалов. Вследствие переполненности губернской больницы с середины ноября 1919 г. заключенные, больные сыпным тифом, стали

История медицины

размещаться в заразном отделении исправительного дома, рассчитанного на 75 коек.

Между тем для борьбы с эпидемией тифа 2 декабря 1919 г. в Вятке создается Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом (Чрезкомтиф), куда вошли представители от местного гарнизона ГубЧК, губернского отдела профсоюзов, железной дороги. Возглавил комиссию заведующий губернским отделом здравоохранения Воронов. Одной из целью комиссии являлось санитарное обследование больниц, лазаретов, а также мест скопления людей для выявления нарушений. Представитель от Чрезком-тиф тов. Антоков, посетив Вятский исправительный рабочий дом, на заседании комиссии от 20 декабря 1919 г. огласил коллективное заявление заключенных о вопиющем антисанитарном состоянии помещений рабочего дома: отсутствие дезинфекции, медикаментов, медицинского персонала. Комиссия постановила «побудить Карательный отдел озаботиться о дезинфекции помещений» [11].

За 1919 год сыпным тифом в Вятском исправительном рабочем доме переболело 208 человек, из них умерло 23 человека [16]. В самом городе за 1919 г. тифом переболело 1568 человек, в губернии - 29 373 [13].

Впрочем, пик заболеваемости сыпным тифом в губернии был еще впереди и пришелся на январь-март 1920 г.: по статистическим данным, в губернии за этот период заболели тифом около 47 тысяч человек.

Свирепствовал сыпной тиф и в Вятском исправительном рабочем доме, из таблицы 1 видно, что снижение заболеваемости тифом можно констатировать только к середине апреля 1920 г.

Главная задача, которая стояла перед администрацией рабочего дома летом 1920 г., - не допустить новой волны эпидемии осенью-зимой 1920-1921 гг.

Можно предположить, что положение заключенных должно было улучшиться после всех комиссий зимы 1919-1920 гг. Имеется акт ревизии от 16 апреля 1920 г., где указывается, что при доме имеется школа, библиотека, устраивались спектакли, но из-за эпидемии тифа приостановлены. Далее следует описание камер: «много клопов, нет лишней смены

белья, развиваются паразиты - разносчики сыпного тифа. У некоторых нет матрасов, нет соломы в тюфяках, стекол в рамах и окна заклеены картоном, в большинстве камер нет освещения, в мастерских нет мыла, от чего развивается сыпь» [6].

К осени 1920 г. некоторые изменения все же последовали: регулярно проводилась дезинфекция камер, устроена изоляционная камера.

1920 год был самым тяжелым для Вятской губернии - зарегистрировано 90 006 случаев заболевания сыпным тифом, умер каждый девятый, в Вятке - 6782 человека. За год в больнице исправительного дома переболело разными заболеваниями 1064 человека, 73 умерли (из них больных сыпным тифом - 229 человек, умерло 39) [15].

На межведомственном совещании при губ-здравотделе 1 октября 1920 г. по вопросу об исправительном рабочем доме санитарно-эпидемиологический отдел рекомендовал: усиление пайка, разряжение скученности, вентиляция, дезинфекция, увеличение срока прогулок. Выступающий начальник дома отметил, что администрация делает все возможное, но необходимо считаться с моментом: ни местные органы, ни центр не в силах решить ряд проблем. «Принимая во внимание настоящее тяжелое время, отсутствие всяких материалов, исправительный дом находится в сравнительно образцовом положении» [14].

Заболеваемость сыпным тифом уменьшилась в 1921 г. вероятно в связи с тем, что Вятка перестала быть центром уральской эвакуации, прифронтовой зоной, активно велась борьба с мешочничеством, было упорядочено движение по железной дороге.

Таким образом, в Вятской губернии с 1918 по 1920 гг. наблюдалась эпидемия сыпного тифа. Были известны санитарные методы профилактики заболевания, такие как борьба со вшивостью как бытовым явлением, улучшение питания, мытье в бане, смена белья, дезинфекция помещений. Однако в условиях Гражданской войны, тяжелой социально-экономической ситуации даже эти элементарные меры, как видно на примере Вятского исправительного рабочего дома, не были проведены ввиду отсутствия средств и материалов.

Таблица 1

Заболеваемость сыпным тифом среди заключенных Вятского исправительного рабочего дома в 1920 г. [3]

Период Число больных Период Число больных Период Число больных Период Число больных

28.12.1903.01.20 3 29.02.2006.03.20 16 01.06.2015.06.20 1 01.10.2015.10.20

04.01.2010.01.20. 12 06.03.2015.03.20 10 16.06.2030.06.20 1 16.10.2030.10.20 4

18.01.2024.01.20 4 16.03.2031.03.20 34 01.07.2015.07.20 4 15.11.2030.11.20

25.01.2031.01.20 14 01.04.2015.04.20 16 16.07.2030.07.20 13 01.12.2015.12.20 2

01.02.2015.02.20 70 16.04.2030.04.20 9 01.08.2015.08.20 5 16.12.2031.12.20 2

15.02.2021.02.20 11 01.05.2015.05.20 7 16.08.2031.08.20 9

22.02.2028.02.20 10 16.05.2031.05.20 4 15.09.2030.09.20 1

Список литературы

1. Бургасов П.Н. Состояние и перспективы дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости в СССР. М.: Медицина, 1987.

2. Воронов И. Что должен знать каждый рабочий и крестьянин о сыпном тифе. Вятка: Издание отдела здравоохранения Вятского губернского исполнительного комитета Сов. Раб. Крест. и Кр. Депутатов, 1920. С. 1.

3. Выполнено по: ГАКО, Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 484.

4. ГАКО, Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 283. Л. 164.

5. ГАКО, Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 283. Л. 304.

6. ГАКО, Ф. Р-485. Оп. 5а. Д. 107. Л. 5, 5(об.).

7. ГАКО, Ф. Р-485. Оп. 5а. Д. 107. Л. 14.

8. ГАКО, Ф. Р-1089, Оп. 1. Д. 9. Л. 48.

9. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 49. Л. 56.

10. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 49. Л. 117.

11. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 174. Л. 21.

12. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 178. Л. 21.

13. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 178. Л. 113.

14. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 186. Л. 77.

15. ГАКО, Ф. Р-1089. Оп. 1. Д. 472. Л. 2, 16 (об.), 18 (об.).

16. Дворак. Д.Ф. Уголовно-исполнительная система Кировской области: история и современность. Киров, 2007. С. 156.

17. Известия. 1919. №. 224. С. 2.

18. Инфекционные болезни человека: статистический справочник / Под ред. П.Н. Бургасова. М.: Медицина, 1968.

19. Розенберг Н.К. Инфекционные болезни с основами эпидемиологии: [учебник]. - Изд. 3-е, при участии С.В. Висковского. М.-Л.: Медгиз, 1936. 624 с.

20. Тарасевич Л.А. Эпидемии последних лет в России // Общественный врач. 1922, № 1, С 10-14.

References

1. Burgasov P.N. Sostoyanie i perspektivy dal'nejshego snizheniya infekcionnoj zabolevaemosti v SSSR. Moscow, Meditsina, 1987.

2. Voronov I. Chto dolzhen znat' kazhdyj rabochij i krest'yanin o sypnom tife. Vyatka: Izdanie otdela zdravoohraneniya Vyatskogo gubernskogo ispolnitel'nogo komiteta Sov. Rab. Krest. i Kr. Deputatov. 1920, p. 1.

3. Vypolneno po: GAKO, F. R-483. Op. 1. D. 484.

4. GAKO, F. R-483. Op. 1. D. 283. L. 164.

5. GAKO, F. R-483. Op. 1. D. 283. L. 304.

6. GAKO, F. R-485. Op. 5a. D. 107. L. 5, 5(ob.).

7. GAKO, F. R-485. Op. 5a. D. 107. L. 14.

8. GAKO, F. R-1089, Op. 1. D. 9. L. 48.

9. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 49. L. 56.

10. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 49. L. 117.

11. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 174. L. 21.

12. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 178. L. 21.

13. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 178. L. 113.

14. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 186. L. 77.

15. GAKO, F. R-1089. Op. 1. D. 472. L. 2, 16 (ob.), 18 (ob.).

16. Dvorak. D.F. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Kirovskoj oblasti: istoriya i sovremennost'. Kirov. 2007, p. 156.

17. Izvestiya. 1919, no. 224, p. 2.

18. infekcionnye bolezni cheloveka: statisticheskij spravochnik. Ed. P.N. Burgasov. Moscow, Meditsina, 1968.

19. Rozenberg N.K. Infekcionnye bolezni s osnovami ehpidemiologii: [uchebnik]. Izd. 3-e, pri uchastii S.V Viskovskogo. M.-L.: Medgiz, 1936. 624 p.

20. Tarasevich L.A. Epidemii poslednih let v Rossii // Obshchestvennyj vrach. 1922, no 1, pp. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.