Научная статья на тему 'Эпидемия птичьего гриппа у кудрявого пеликана Pelecanus crispus в дельтах Дуная, Волги и Кизлярском заливе Северного Каспия весной 2015 года'

Эпидемия птичьего гриппа у кудрявого пеликана Pelecanus crispus в дельтах Дуная, Волги и Кизлярском заливе Северного Каспия весной 2015 года Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпидемия птичьего гриппа у кудрявого пеликана Pelecanus crispus в дельтах Дуная, Волги и Кизлярском заливе Северного Каспия весной 2015 года»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1929: 2429-2436

Эпидемия птичьего гриппа у кудрявого пеликана Pelecanus crispus в дельтах Дуная, Волги и Кизлярском заливе Северного Каспия весной 2015 года

Г.М.Русанов, И.В.Щёголев

Герман Михайлович Русанов. Ул. Боевая, д. 75, кв. 12, Астрахань, Россия. E-mail: g.rusanov@mail.ru

Игорь Владимирович Щёголев. Ул. Первомайская, д. 11, кв. 4, г. Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина

Поступила в редакцию 26 апреля 2020

По данным Всемирной организации здравоохранения, от птичьего гриппа уже погибло более 100 млн. птиц в Азии и Европе. В настоящем сообщении дана информация о первом известном нам случае массовой гибели кудрявых пеликанов Pelecanus crispus от птичьего гриппа на юге Европы.

В марте-апреле 2015 года произошла одновременная массовая гибель кудрявых пеликанов в России, Казахстане, Румынии и Болгарии. Ранее подобных эпизоотий у кудрявых пеликанов не наблюдалось, о чём свидетельствуют многочисленные публикации по этому виду. Кудрявый пеликан занесён в Красные книги многих стран как редкий вид, нуждающийся в повсеместной охране. В странах, где гнездятся пеликаны, их колонии служат объектом многолетнего мониторинга. В дельте Волги и на Северном Каспии наблюдения за жизнью этих птиц ведутся уже более 80 лет зоологами Астраханского заповедника (Воробьёв 1936; Дубинин 1954; Луговой 1963; Бондарев 1975, 2005; Кри-воносов, Бондарев 1978; Гаврилов 2005, 2009; Гаврилов, Русанов 1989; Гаврилов, Русанов, Бондарев 2003; Красная книга... 2004; Krivonosov, Rusanov, Gavrilov 1994; Пилипенко и др. 2014; Реуцкий, Гаврилов 2009; Русанов 1992, 1997, 2004, 2011, 2017; Русанов, Гаврилов 1981; Roma-shova 1994; Сыроечковский и др. 2009; и др.). Однако сведений о гибели пеликанов от эпизоотий в них не приводится.

Мониторинг птиц водного комплекса, включая кудрявого пеликана, регулярно ведётся у дагестанского побережья Каспийского моря. Материалы мониторинга в текущем столетии доступны на сайте государственного природного заповедника «Дагестанский»*.

В дельте Волги первые сообщения о встрече пеликанов, не способных летать, поступили 10-13 марта 2015 из Обжоровского участка Аст-

* www.dagzapoved.ru Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1929

2429

раханского заповедника, расположенного у морского края дельты в восточной её части (рис. 1). Птиц здесь привлекают свободные от воды и не заросшие тростником искусственные приканаловые острова и косы у восточной границы заповедного участка. Это место встречи ослабевших, не способных летать пеликанов находилось на расстоянии около 12 км севернее ближайшей их гнездовой колонии, расположенной в труднодоступном для человека массиве тростниковых зарослей между островами Блинов и Хохлатский (рис. 1). В конце марта и начале апреля на косах стали отмечать погибших птиц.

Рис. 1. Места зимовки и гибели кудрявых пеликанов на Северном Каспии.

7 апреля 2015 Г.М.Русановым проведено обследование района гибели пеликанов. Найдено 48 погибших кудрявых пеликанов — взрослых в брачном наряде и несколько прошлогодних серых (рис. 2). По заключению Астраханской ветбаклаборатории ГБУ АО, «гибель пеликанов вызвана эпизоотией птичьего гриппа». 15 апреля 2015 была предпринята безуспешная попытка (из-за очень низких уровней воды) обследования гнездовой колонии кудрявых пеликанов в западной части дельты Волги, расположенной у южной оконечности охранной зоны Дамчикского участка заповедника. При этом на удалении 2 км от колонии на обнажившейся песчаной косе было обнаружено их скопление, в котором учтено 45 взлетевших и 7 погибших и ослабленных особей, не способных летать. Взятые на следующий день пробы от этих птиц показали наличие в них генома вируса птичьего гриппа А подтипа H5N1 (заключение ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» № 01.121.2452 от 23.04.2015).

Рис. 2. Кудрявые пеликаны Рексашш спфш, погибшие в дельте Волги у восточной границы Обжоровского участка Астраханского заповедника. 7 апреля 2015. Фото Г.М.Русанова.

Обследования угодий и опрос инспекторов охраны заповедника, постоянно находящихся в угодьях, показали, что в апреле-мае погибших пеликанов находили на Дамчикском участке заповедника в единичном числе. По имеющимся у авторов фактическим материалам, зарегистрировано 15 встреч погибших пеликанов, что не отражает реальных масштабов их гибели.

Дальнейшие обследования районов гибели пеликанов в 2015 году показали следующее. На Обжоровском участке заповедника погибших птиц не находили. Аэровизуальное обследование Н.Н.Гавриловым гнездовой колонии между островами Блинов и Хохлатский 29 мая 2015 и выполненные М.Н.Перковским с самолёта фотографии показали, что в ней держалось немногим более 20 взрослых, внешне здоровых птиц. Однако на гнёздах и возле них на снимке просматривается 10 предположительно погибших оперившихся птенцов. На Дамчикском участке старая гнездовая колония была покинута птицами. При этом пеликаны образовали новую колонию у юго-восточного побережья острова Макар-кин (рис. 1), где они гнездились ранее, до 2011 года. В колонии 27 мая 2015 учтено 60 гнёзд на 6 гнездовых плотах. Глубина воды на плёсах была 100-130 см. В гнёздах учтён 21 птенец разного возраста — от только что вылупившихся до 3-недельных. Кроме того, в гнёздах было 16 яиц (по 1-2 яйца в гнезде). Продолжалось и строительство гнёзд. В колонии найдено 7 давно погибших взрослых пеликанов. При этом погибших птенцов в гнёздах не было. Число взрослых птиц в районе колонии не превышало 70 особей. Таким образом, несмотря на вирусную эпизоотию и гибель части взрослых птиц, пеликаны продолжали гнездование со значительным запозданием его сроков по сравнению с нормальным размножением. Успешность их гнездования была низкой. Минимальное число кудрявых пеликанов, погибших в 2015 году на российской территории дельты Волги, составило 77 особей.

11 апреля 2015 при проведении аэровизуального обследования побережий Северного Каспия на территории Казахстана В.А.Ковшарь (устн. сообщ.) обнаружила погибших кудрявых пеликанов в гнездовой колонии, расположенной в прибрежном массиве тростниковых зарослей восточнее урочища остров Новинский у восточной окраины дельты Волги (рис. 1). По её свидетельству и предоставленным фотографиям, число погибших птиц составляло более 100 особей (рис. 3). При этом на гнёздах и рядом с ними видны погибшие птенцы пеликанов. В колонии вместе с пеликанами в небольшом числе гнездились большие бакланы РНа1астосотах сагЬо. Эта колония находилась на расстоянии около 60 км северо-восточнее Обжоровского участка Астраханского заповедника (рис. 1).

По сообщению Г.С.Джамирзоева (2016), 25 апреля 2015 погибшие 20 особей и несколько ослабевших, неспособных летать кудрявых пеликанов наблюдались на участке «Кизлярский залив» Дагестанского заповедника, в гнездовой колонии, расположенной с южной стороны острова Морской Бирючек (рис. 1, 4). Из-за обширных мелководий эта колония очень труднодоступна для обследования с плавсредств. В первой половине апреля колония была затоплена сильным нагоном воды с моря. В день обследования в ней держалось до полусотни птиц.

Рис. 3. Кудрявые пеликаны Рексашш спфш, погибшие в дельте Волги северо-восточнее острова Новинский. 11 апреля 2015. Фото В.А.Ковшарь.

Рис. 4. Больные и погибшие кудрявые пеликаны Рексашш стрш в колонии у острова Морской Бирючек. Кизлярский залив Северного Каспия. Фото Г.С.Джамирзоева.

Таким образом, общее минимальное количество погибших кудрявых пеликанов составляло в дельте Волги и Кизлярском заливе более 200 особей.

Одновременно гибель пеликанов наблюдалась и за пределами Северного Каспия. В третьей декаде марта 2015 года в гнездовых коло-

ниях кудрявых пеликанов на небольшом солёном озере Синое в Румынии (в 60 км юго-западнее дельты Дуная; 44°39'35'' с. ш., 28°56'29'' в.д.) погибло 108 пеликанов (47% общей их численности в колониях). В тот же период была установлена гибель 12 птиц на озере Лежай (44°51' 55'' с. ш., 29°22'16'' в.д.) в 20 км западнее устья рукава Святой Георгий (М.Марьянов и Е. Пэтреску, устн. сообщ.). Ранее гибели кудрявых пеликанов там не отмечали. Причиной гибели птиц предположительно был птичий грипп (Е.Пэтреску, устн. сообщ.).

Несколько раньше 32 погибших кудрявых пеликана были зарегистрированы в Болгарии в колониях на озере Серебряное, расположенном в 160 км от озера Синое (М.Марьянов, устн. сообщ.). Это послужило основанием для местных орнитологов посчитать, что очаг эпидемии возник и распространился в устьевую дельту из Серебряного озера на нижнем Дунае. Всего в трёх колониях нижнего Дуная и устьевой его дельты в конце марта 2015 года погибло 152 взрослых кудрявых пеликана (46% общей их численности) (интернет источник М.Марьянов).

Все эти факты свидетельствуют о том, что между кудрявыми пеликанам из дельты Дуная, дельты Волги и Северного Каспия существовали тесные контакты, которые могли происходить в местах массовых скоплений этих птиц во время их кочёвок и зимовки у северо-западного побережья Каспийского моря. По сообщению Г.С.Джамирзоева (2015), осенне-зимние лодочные учёты и аэровизуальные наблюдения 2014-2015 годов показали, что в Аграханском и Кизлярском заливах в массовом количестве кудрявые пеликаны держались с ноября 2014 по февраль 2015 года. В зависимости от погодных и ледовых условий пеликаны перелетали между Кизлярским и Аграханским заливами. После ноябрьского похолодания в 2014 году в массовом количестве они держались в Аграханском заливе. 3 и 5 февраля 2015 очень крупное скопление пеликанов отмечено с самолёта у морского побережья севернее Аграханского залива — в районе устья Средней. Численность птиц была оценена в 10 тысяч. При этом и в Аграханском заливе 4 февраля ещё держалось до 900 птиц. Выраженное движение пеликанов на север началось в конце первой декады февраля (Джамирзоев 2015). Во второй половине февраля пеликаны обычно появляются и в районе гнездовой колонии в дельте Волги (на Дамчикском участке Астраханского заповедника). В тёплые зимы пеликаны могут в дельте зимовать и весной прилетают раньше.

По свидетельству С.А.Букреева и Г.С.Джамирзоева (2016), в период с 16 по 24 января 2016 очень крупное скопление кудрявых пеликанов (10 тыс. ос. + 2 тыс. ос. +100 ос.) наблюдалось на полыньях Кизлярского залива, где эти птицы отлавливали лещей, скопившихся на зимовку. Таких больших скоплений кудрявых пеликанов ранее нигде не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что они способны очень быстро соби-

раться в изобилующем рыбой месте, слетаясь туда с обширной территории. Пеликаны — в высшей степени «общественные» птицы и постоянно находятся в очень близком контакте между собой, что способствует быстрому распространению смертельно опасной вирусной инфекции.

Поскольку гибель кудрявых пеликанов в третьей декаде марта и в апреле 2015 года в гнездовых колониях и в местах отдыха в дельтах Волги и Дуная зарегистрирована впервые и практически одновременно, то вопрос, кто кому из них передал вирус птичьего гриппа на местах зимовок, остаётся открытым. Вероятнее всего, вирус птичьего гриппа, заразивший пеликанов, распространился среди них на Северном Каспии в зимних кормовых скоплениях. Затем пеликаны перенесли латентные вирусы (при гриппе до 3 недель) из северо-западного Каспия в дельты Дуная и Волги, где они могли заразить и других птиц. Насколько известно, это была первая эпидемия птичьего гриппа у кудрявых пеликанов, сопровождавшаяся массовой их гибелью. Она возникла в малочисленных локальных популяциях, где шло весьма интенсивное близкородственное скрещивание на протяжении многих десятилетий. Расстояние между колониями пеликанов, где происходила гибель птиц в дельтах Дуная и Волги, составляет 1500 км, но, тем не менее, контакты между особями из этих двух популяций, несомненно, были, поскольку маловероятно, что эпидемии возникли в дельтах этих рек и в Кизлярском заливе одновременно и независимо друг от друга.

Мониторинг гнездовых колоний кудрявых пеликанов в дельтах Волги, Дуная и Кизлярском заливе показал, что их гибели в 2016-2017 годах не наблюдалось. Успешность размножения в дельте Волги была высокой. Большая часть птиц из колонии в Кизлярском заливе в настоящее время переместилась в дельту Терека, где также наблюдается достаточно высокая успешность размножения в последние два года.

Литератур а

Бондарев Д.В. 1975. Колониальные гнездовья веслоногих и голенастых птиц на Северном

Каспии: Информационный обзор и практические рекомендации. Астрахань: 1-30. Бондарев Д.В. 2005. Колониальные гнездовья голенастых и веслоногих птиц на СевероЗападном Каспии в 1970-е гг. (период максимального снижения уровня Каспийского моря) // Долговременный мониторинг и сохранение колониальных водных птиц Северного Каспия в связи с колебаниями уровня Каспийского моря. М.; Астрахань: 186214.

Букреев С.А., Джамирзоев Г.С. 2016. Зимние наблюдения за птицами на дагестанском побережье Каспийского моря в январе 2016 года // Тр. заповедника «Дагестанский» 12: 84-96.

Воробьёв К.А. 1936. Материалы к орнитологической фауне дельты Волги и прилежащих

степей // Тр. Астраханского заповедника 1: 1-60. Гаврилов Н.Н. 2005. Состояние колониальных гнездовий веслоногих и голенастых птиц в дельте Волги и на Северном Каспии в 1975-2003 гг. (период подъёма уровня Каспия) // Долговременный мониторинг и сохранение колониальных водных птиц Северного Каспия в связи с колебаниями уровня Каспийского моря. М.; Астрахань: 214-257.

Гаврилов Н.Н. 2009. Влияние колебаний уровня Каспийского моря на среду обитания и численность колониальных птиц в дельте Волги в 1974-2009 гг. // Тр. Астраханского заповедника 14: 213-241.

Гаврилов Н.Н., Русанов Г.М. 1989. Численность пеликанов на гнездовании в дельте Волги в 1980-1987 гг. // Всесоюзное совещание по проблемам кадастра и учёта животного мира. Уфа, 3: 52-53.

Гаврилов Н.Н., Русанов Г.М., Бондарев Д.В. 2003. Состояние колониальных гнездовий птиц в дельте Волги, западном ильменно-бугровом районе и на острове Малый Жемчужный (1999-2001 гг.) // Ключевые орнитологические территории. Информ. бюл. 2 (18): 30-42.

Джамирзоев Г.С. 2015. Результаты зимних учётов водоплавающих и околоводных птиц в заповеднике «Дагестанский» и подведомственных заказниках // Тр. заповедника «Дагестанский» 2: 114-123.

Дубинин В.Б. 1954. Динамика паразитофауны пеликанов дельты Волги // Учён. зап. Ле-нингр. унта 172: 203-243.

Красная книга Астраханской области. 2004. Астрахань: 1-356.

Кривоносов Г.А. Бондарев Д.В. 1978. Судьба пеликанов в дельте Волги // Бюл. МОИП. Отд. биол. 83, 5: 42-48.

Луговой А.Е. 1963. Птицы дельты реки Волги: Фауна и экология птиц дельты Волги и побережий Каспия // Тр. Астраханского заповедника 8: 9-185.

Пилипенко В.Н., Лозовская М.В., Закутнова В.И. и др. 2014. Красная книга Астраханской области. Астрахань: 1-413.

Реуцкий Н.Д., Гаврилов Н.Н. 2009. Кадастровая характеристика состояния колоний голенастых и веслоногих птиц в дельте Волги и западных подстепных ильменях // Тр. Астраханского заповедника 9: 242-289.

Русанов Г.М. 1997. Пеликаны на Северном Каспии // Бюл. МОИП. Отд. биол. 102, 5. 2730.

Русанов Г.М. 1992. Редкие виды птиц дельты Урала // Редкие виды растений и животных Оренбургской области. Оренбург: 56-58.

Русанов Г.М. 2011. Птицы Нижней Волги. Астрахань: 1-390.

Русанов Г.М. 2004. Природные угодья побережий Северного Каспия и дельт рек Волги и Урала как места обитания водоплавающих птиц в конце ХХ столетия // Тр. Ин-та зоол. МОН Казахстана 48: 228-259.

Русанов Г.М. 2017. О гнездовании и гибели кудрявых пеликанов в дельте Волги в 20152017 гг. // Стрепет 15, 1: 98-101.

Русанов Г.М., Гаврилов Н.Н. 1981. Гнездование кудрявых пеликанов в дельте Волги в 1978-1979 гг. // Научные основы обследования колониальных гнездовий околоводных птиц: Тез. докл. М.: 111-112.

Сыроечковский Е.Е. 2005. Географическое распределение и численность колониальных водных птиц Северного Каспия в период снижения его уровня (1950-е годы) // Долговременный мониторинг и сохранение колониальных водных птиц Северного Каспия в связи с колебаниями уровня Каспийского моря. М.; Астрахань: 17-186.

Krivonosov G.A., Rusanov G.M., Gavrilov N.N. 1994. Pelicans on the northern Caspian Sea // Pelicans in the former USSR. IWRB Publication 27. Slimbridge: 25-31.

Romashova A.T. 1994. Breeding biology and feeding ecology of Pelecanus onocrotalus and P. crispus in the northern Caspian // Pelicans in the former USSR. IWRB Publication 27. Slimbridge: 99-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.