Научная статья на тему 'Эпидемия холеры в Приамурье и Маньчжурии в 1902 году'

Эпидемия холеры в Приамурье и Маньчжурии в 1902 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЭПИДЕМИЯ / ХОЛЕРА / 1902 ГОД / FAR EAST / EPIDEMIC / CHOLERA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзарь Валентина Петровна

В статье представлены материалы об эпидемии холеры на юге русского Дальнего Востока в 1902 году и о мерах борьбы с нею

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOLERA EPIDEMIC IN PRIAMURY AND MANCHURIA IN 1902

The article presents materials on the cholera epidemic in the south of the Russian Far East in 1902 and on measures to combat it.

Текст научной работы на тему «Эпидемия холеры в Приамурье и Маньчжурии в 1902 году»

J3 X X J X Ci

a О

УДК 908

В.П. Кобзарь

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ЭПИДЕМИЯ ХОЛЕРЫ В ПРИАМУРЬЕ И МАНЬЧЖУРИИ В 1902 ГОДУ

Летом 1902 года на юге русского Дальнего Востока разразилась эпидемия холеры. Она охватила огромную территорию - от Забайкалья до Тихого океана, от Амура до Желтого моря.

Самые первые случаи холеры появились в Маньчжурии весной 1902 года. В июне заболевание приняло размеры эпидемии. Официальная информация об этом бедствии запаздывала, так как «каждый низший агент власти считает своим долгом доносить высшей, что все обстоит благополучно до того момента, когда бедствие примет такие размеры, что скрыть его невозможно, - язвил по этому поводу редактор выходившей в Благовещенске «Амурской газеты» А.В. Кирхнер. - Если бы жители были подготовлены к вести о появлении холеры заблаговременно, то они сами приняли бы меры предосторожности и эпидемия не приобрела бы угрожающих размеров» [1].

К середине июля холерная эпидемия появилась кроме Благовещенска, Харбина и Цицикара в Хабаровске, Никольск-Уссурийске, Камень-Рыболове, Успеновке, Владивостоке, на станциях Маньчжурия, Оловянная, Хилок, в Сретенске Забайкальской области, в Порт-Артуре и других городах Квантунской области (территория в южной Маньчжурии, которую в то время Российская империя арендовала у Китая).

Резюме В статье представлены материалы об эпидемии холеры на юге русского Дальнего Востока в 1902 году и о мерах борьбы с нею.

Ключевые слова: Дальний Восток, эпидемия, холера, 1902 год.

CHOLERA EPIDEMIC IN PRIAM U RYAN D MANCHURIA IN 1902

V.P. Kobzar

FSBEI of HE "Amur State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia", Blagoveshchensk

Abstract The article presents materials on the cholera epidemic in the south of the Russian Far East in 1902 and on measures to combat it.

Key words: Far East, epidemic, cholera, 1902.

DOI 10.22448/AMJ.2019.4.90-93

В Харбине начала эпидемии по 18 июля заболело 504 русских, 1042 китайца, умерло 232 русских, 744 китайца. При этом в Харбине «кроме постоянной больницы имеется 8 врачей, 27 фельдшеров, 3 фельдшерицы, 180 санитаров, 10 холерных бараков и до 1000 рабочих, которые по распоряжению попечителей всюду ходят и убирают подлежащее уборке. Никому не отказывают в медикаментах и дезинфицирующих средствах, всюду бесплатный чай без отказа. Холерные бараки имеют свои аптеки, ванны и без ограничения шампанское. Вообще нет никаких ограничений в денежных средствах, коих уже израсходовано около 50 000 рублей» [1].

На борьбу с холерой городская дума Владивостока ассигновала 35 000 рублей, Николаевская - 20 000, Хабаровская - 15 000.

Специальные холерные отделения и больницы, врачебно-наблюдательные и фельдшерские пункты в срочном порядке были открыты в местах, где пересекались железнодорожные, речные и сухопутные пути вдоль всей границы с Китаем и в Квантунской области [1].

В Благовещенске, как только пришло официальное извещение о том, что «в некоторых пунктах Маньчжурии свирепствует холера», 12 июня 1902 года, в канцелярии военного губернатора Амурской области состоялось совещание, на которое были приглашены 11 городских врачей. На совещании были выработаны срочные необходимые меры, которые были реализованы в кратчайшие сроки:

- созданы санитарно-исполнительные комиссии - областная, по одной - в Амурском уезде, Благовещенске, Зее-Пристани, две - в казачьем округе;

- организовано семь врачебно-наблю-дательных пунктов на Амуре, один - на реке Гулик, в 12 верстах от Зея-Пристань (в этих пунктах производился осмотр пассажиров, прием больных для лечения, дезинфекция судов и вещей, «установленная законом обсервация неблагополучных судов, пассажиров и команды»);

- запрещен ввоз предметов и товаров из Маньчжурии;

- все пароходы, баржи, плоты, китайские джонки подвергались самому строгому санитарному надзору;

- все пароходы, приходившие из Сунгари, должны были останавливаться близ Айгуна (30 км ниже Благовещенска), подвергаться полному медицинскому осмотру, дезинфекции, а, по распоряжению врача и администрации, - подвергнуты пятидневному карантину. [1].

Врачебно-наблюдательный пункт в Джалин-

де.

В лаборатории врачебно-наблюдательного пункта.

В Благовещенске срочно был сформирован отряд дезинфекторов, открыты холерная больница и холерное отделение при городской больнице, закуплено 10 000 пудов извести (для дезинфекции) для продажи по низкой цене населению, организована раздача кипяченой воды всем желающим.

Весьма октивно действовало врачебное управление. От имени областной санитарной комиссии оно обратилось через полицию к владельцам благовещенских магазинов, лавок, фабрик, заводов, мастерских, контор, трактиров, квасных лавок, кабаков и прочих заведений с просьбой «иметь у себя постоянно бачок с кипяченой водой. Вода должна ежедневно меняться, при бочке должна находиться отдельна кружка. Пользоваться водою могут не только рабочие, служащие и посетители названных учреждений, но и всякий, кто пожелает. Владельцы отнеслись, по-видимому, сочувственно к этому делу и принялись приводить его в исполнение» [1]. Городская управа заказала два больших самовара для кипячений воды и бочонки, которые установили на базарных площадях. Некоторые крупные фирмы пожертвовали чай и красное вино для того, чтобы, по совету врачей, добавлять их в небольшом количестве в кипяченую воду - для вкуса, иначе пить не станут.

По распоряжению водного управления все судовладельцы были обязаны выставлять на местах остановки и выгрузки судов и на пристанях прокипяченную и охлажденную воду для пассажиров и команды, чтобы люди не утоляли жажду, как привыкли, прямо из Амура, сырой, зачастую грязной, речной водой [1].

Для раздачи населению Амурской области врачебное управление подготовило (в печатном виде) «Наставление для предупреждения распространения

заболеваний холерой».

В наставлении, в частности, говорилось: «При появлении холерных заболеваний не следует бояться и без особой действительной надобности покадить место жительства, так как страх и неправильный образ жизни, неизбежно связанные с поспешным переселением, увеличивают опасность заболевания (холерою). Помня пословицу «Береженого Бог бережет» следует в целях ограждения себя от заболевания холерою руководствоваться приведенными ниже правилами». Далее - 10 пунктов, среди которых: не менять привычного образа жизни; избегать неумеренности в пище и питье; для питья употреблять только прокипяченную воду; раз в два или три дня выпивать с водой 2-3 капли соляной кислоты; не прикасаться к пище невымытыми руками; отхожие места ежедневно заливать 20% раствором свежегашеной извести; приезжающих из неблагоприятных по холере местностей

принимать с предосторожностями" [1]. Главная мысль простого и понятного даже малограмотным наставления - не паниковать.

-У- I • . V V-.--; . ~ г,.. • . • '

Врачебно-наблюдательный пункт в станице Покровской.

Оборудование врачебно-наблюдательного пункта.

Дезинфекционная камера Прохорова и стиральная машина.

Врачебно-наблюдательный пункт в станице Михайло-Чесноковской.

Расходы предстояли немалые, свободных средств не было. Благовещенская городская дума приняла решение на дело борьбы с холерой употребить запасной капитал города в размере 24 000 р. [1]. (После того, как на заводе Н.В. Мордина в течение получаса от скоротечной холеры мерло трое рабочих-китайцев, он пожертвовал на борьбу с холерой 3000 рублей) [1].

...Несмотря на то, что 20 июня на Сунгари были уже приняты карантинные меры, но «холеру успели вывезти из Харбина на Амур». 22 июня по Благовещенску разнесся слух, что из Харбина идет пароход «Александр Невский», на котором имеется холерный больной. Навстречу пароходу, в Айгун, отправились врачебный инспектор К.К. Александрович и доктор Я.Л. Таубер. Больного изолировали, назначили лечение, приставили фельдшера, пассажиров отправили на пятидневный карантин, пароход - на дезинфекцию [1].

Энергично, решительно, смоотверженно действовал немногочисленный медицинский персонал во всех областях юга Дальнего Востока. Хроникерские заметки местных газет читаются, как сводки с фронтов, и очень редко упоминаются в них имена «бойцов».

В поселке Медведицком на Уссури были признаки холеры, один человек умер, один - заболел. В поселок командированы врач, фельдшер. Два врача командированы по инородческим стойбищам в нижнем течении Амура. С 21 по 31 июля они осмотрели 16 стойбищ, зарегистрировали 12 больных и 15 умерших с признаками холеры. Затем отправились далее вниз и к озерам. В селе Троицком, Малмыш и Вознесенском поставлены карантины. В помощь туда командированы два фельдшера [1].

Несмотря на все предосторожности, холера собирала дань и среди медцинского персонала. «Окружной начальник коллежский советник Василий Николаевич Тузликов, лично принявший самое деятельное участие в борьбе с холерой, появившейся в с. Черемушки, и понудивший местное население принять все необходимые санитарные меры к прекращению ее дальнейшего распространения, заразился весьма тяжелой формой холеры и, хотя теперь, благодаря энергичному лечению, он поправляется и находится почти вне опасности, но полное его выздоровление последует еще, вероятно, не скоро» [1].

«В Харбине 29 июня скончался от холеры врач Китайско-Восточной железной дороги Эрнест Карлович Маурах» [1]. Во Владивостоке погибли от холеры сестра милосердия К.С. Колотилова и сиделка

Н. Митрофанова, которые ухаживали за больными в городских холерных бараках. Городская Дума 16 октября 1902 года постановила: «Назначить одну кровать в городской больнице для безвозмездного лечения бедных больных, наименовать ее в память умерших и повесить над ней их портреты» [2].

Среди медицинского персонала в Благовещенске трагических случаев не было. Во время холеры состояли на городской службе, несли ночные и дневные дежурства при врачебном управлении и горбольнице врачи П.И. Бенедиктович, С.П. Образцов, А.Е. Поздеев, Ф.Я. Бочкарев, Паскевич, Беляков, В.В. Вертоградский, В.А. (или В.П.) Павлов, И.Д. Прищепенко, Я.Л. Таубер, И.М. Хоммер, А.А. Тихонравов, А.М. Файнберг, М.П. Чердынцев и женщина-врач М.Н. Бочкарева. Кроме того, Я.Л. Таубер осматривал все, приходившие в Благовещенск, пароходы, Паскевич был командирован на борьбу с холерой в Айгун, И.Д. Прищепенко с нуля организовал вторую холерную больницу, М.П. Чердынцев заведовал холерным обозом [3].

Исполнение служебного долга врачами, фельдшерами, сестрами - прекрасный пример того, как надо служить во время общественных бедствий подобно эпидемии холеры, нагрянувшей в начале ХХ века на Дальний Восток.

В Китае в те времена практиковали свои способы защиты от заразной болезни. 28 июля жители города Гирин провели на берегу Сунгари традиционный обряд проводов холеры. Выходившая в Благовещенске «Амурская газета» так описывала церемонию.

«Жители города - от каждого двора по человеку, а также высшие гражданские лица, собрались на берегу за первыми воротами и пустили вниз по реке сделанное из бумаги подобие корабля, который предварительно зажгли, проводив таким образом на восток холеру, которая, по их словам, явилась с запада. Для ограждения жителей от холеры в дальнейшем, были развешаны на веревках, перетянутых поперек улиц, красные флажки».

И холера прекратилась. До следующего появления.

И вот еще красноречивая деталь. В разгар эпидемии, 15 августа, в Благовещенск из Петербурга через Сретенск на пароходе «Амур» прибыл лейб-медик, тайный советник Е.А. Головин, инспектор медицинской части при министерстве путей сообщений. «На него возложено ознакомление с постановкой противохолерных мер в Приамурье. Совместно с амурским врачебным инспектором К.К. Александровичем его превосходительство посетил городскую холерную больницу. Их встретил там член управы П.П. Попов и давал соответствующие объяснения. Господин

инспектор следует далее в Хабаровск» [1].

Эпидемия холеры на русском Дальнем Востоке началась весной, завершилась в сентябре 1902 года.

Литература

1. Амурская газета. 1902.

2. Н.Г. Мизь. Эпидемии в истории Владивостока. Медицинский портал Приморского края. [Электронный ресурс]. URL:http:// vladmedicina.ru/articles/history/2010-03-05-epidemii-v-istorii.htm

3. В. П. Кобзарь. Холера в Благовещенске (1902 год) // Амурский медицинский журнал. №1. 2018. С. 44-46.

Статья поступила в редакцию 29.04.2019 Координаты для связи

Кобзарь Валентина Петровна, член Союза журналистов России. E-mail: acpress@mail.ru

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@AmurSMA.su, science.dep@AmurS-MA.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.