шинстве случаев не рассматривали депрессию как «какую-то особую болезнь» (78,33%), полагали, что «депрессия ничем не отличается от других болезней» (51,67%) и считали, что от «риска заболеть депрессией не застрахован никто» (91,67%). Вместе с тем, респонденты в два раза чаще, чем в группе «Общество», полагали, что вероятность «заболеть депрессией во многом вопрос случайности». Большинство респондентов было уверено, что внезапно заболеть депрессией нельзя (85%), но одновременно допускало, что депрессию легко симулировать (95%). Вместе с тем больше половины респондентов считали депрессию мифом, «как и любое психическое заболевание», но в 100% случаев не считали больных депрессией сумасшедшими.
Проведённое исследование в группе «Больные» показало, что респонденты данной группы, в отличие от респондентов групп «Общество» и «Родственники», что считали депрессию «особой болезнью» (с утверждением «Депрессия ничем не отличается от других болезней» согласились 58,33% респондентов в группе «Больные», 48,33% в группе «Родственники», 23,33% в группе «Общество», р<0,05); полагали, что от нее никто не застрахован (68,33%) и допускали, что «заболеть депрессией во многом вопрос случайности». Большинство респондентов (70%) группы «Больные» не допускали возможность заболеть внезапно, а 93,33% полагали, что могут заболеть депрессией. Никто из респондентов группы «Больные» не считал депрессию мифом или образом жизни и не допускали, что её можно симулировать, также как не допускали мысли, что больного депрессий можно назвать сумасшедшим.
При этом 96% респондентов первой группы считало, что больные депрессией совершают суициды, во второй - 45%, третьей - 38%. Возможно именно в связи с этим респонденты группы «Общество» требовали принудительного лечения в том же количестве (96%), ниже - родственники (30%), особенно - больные депрессией (10%). Суицидально опасным является позднее
обращение к врачу-психиатру за счет непризнания депрессии болезнью. До трети респондентов всех групп разделяли архаические взгляды общества на лечение у знахарей, экстрасенсов, священников, что приводило к суицидальным высказываниям и даже попыткам.
Таким образом, дальнейшее изучение суицидального поведения в обществе и среди пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, поможет разработать пути социальной поддержки, социального давления, уточнить социальные, психологические, клинические, терапевтические и превентивные методики диагностики, терапии и реабилитации после суицидальных намерений и поведения. Борьба с дискриминацией и стигматизацией определенных групп общества, психиатрии как науки, соблюдение прав пациентов укрепит психическое здоровье в обществе.
PRESENTATION OF THE COMPANY ABOUT SUICIDE AND PATIENTS WITH DEPRESSION
G.N. Nosachev, E.A. Dubitskaya
Samara State Medical University, Russia Samara mental hospital, Russia
The authors, based on a specially designed questionnaire were studied particularly stigmatizing patients with depression, in particular, their attitude to suicide, respondent groups "Company", "relatives" and "sick". Respondents of the "Company" believed that the patient is depressed, "physically healthy bummer, where you can plow," and the patients -"whiners and pessimists" (95%). In the group of "relatives" more than half of respondents believed the depression myth, "like any mental illness", but 100% of the depressed patients was not considered crazy. None of the respondents of "Sick" is not considered a myth depression or a way of life and did not allow that it can simulate as well as not allow the thought that the depressed patient may be called crazy. At the same time believed that depressed patients commit suicide 96% of respondents of the first group, 45% - in the second and 38% in the third.
Keywords: suicide, depression, the questionnaire
УДК 616.89-008.441.44-036.2 (571.121)
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.В. Ивлева
Психоневрологический диспансер, г. Ноябрьск
Контактная информация: Ивлева Лариса Васильевна - тел.: 8 (3496) 34-60-01; e-mail: [email protected]
Изучены 108 случаев незавершенных суицидальных попыток, совершенных в г. Ноябрьске Тюменской области. Показатель числа суицидальных попыток на 100000 населения составил в 2007 г. -45,3; в 2008 г. - 52,5. Среди подростков этот показатель значительно выше - 61,9. Истинные суицидальные попытки наблюдались в 39% случаев, демонстративные - в 61%. Авторы делают выводы о необходимости организации городской суицидологической службы.
Ключевые слова: суицид, суицидальная попытка, подростки, Тюменская область
За последние десятилетия проблема риска самоубийства приобрела особую актуальность в связи с количественным ростом депрессивных расстройств и существенным увеличением их удельного веса в структуре психической заболеваемости [1, 2]. По данным статистики в России показатель смертности от самоубийств многие годы превышает 30 случаев на 100000 населения. Научные исследования, проводимые в различных регионах, свидетельствуют о том, что число незавершенных суицидальных попыток в 10-15, а в подростковом возрасте в 50-100 больше, чем суицидальных действий с фатальным исходом [24, 6, 7, 9 и др.]. Показатель суицидальных попыток по России достигает 221 на 100000 населения
[5].
Нами рассмотрено 108 случаев незавершенных суицидальных попыток, совершенных в г. Ноябрьске в 2007-2008 гг. Из них в 2007 г. - 50 человек (45,3 на 100 тыс. населения), в 2008 г. -58 человек (52,5 на 100 тыс. населения). Из общего числа 50 попыток были совершены мужчинами, 58 - женщинами. Таким образом, число незавершенных суицидальных попыток на 100 тыс. населения в нашем регионе ниже среднероссий-сиких показателей, что может быть связано с особенностями формирования населения северных городов. При этом гендерные соотношения приблизительно равны.
При анализе возрастных категорий наибольшее число получено в группе от 19 до 30 лет включительно (45,6%). Особое внимание заслуживает категория «подростки» (от 15 до 18 лет включительно), в которой зафиксировано 5 случаев суицидальных попыток (4,63%) - это 61,9 на 100 тыс. населения соответствующего возраста. Средний показатель по России составляет 23,6 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, а средний показатель в мире 7,4 [5, 7, 8]. Таким образом, число суицидальных попыток среди подростков в Ноябрьске в 2,6 раз превышает среднероссийский показатель и в 8,4 раза общемировой.
Истинные суицидальные попытки наблюдались в 39% случаев, демонстративные суицидальные попытки - в 61% (соотношение 1:1,57). Эти данные не отражают реального соотношения истинных и псевдосуицидальных попыток, т. к. большинство их выпадают из поля зрения как врачей-психиатров, так и врачей общемедицин-
ской сети. Только один из четырех, совершивших попытку суицида, остался жив, и соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.
При анализе способов покушения на самоубийство установлено следующее. Ведущим способом являлось отравление медикаментами -54,6%. Следующий по частоте - самопорезы (22,2%). В 9,3% случаях зафиксировано повешение; в 4,6% - имели место сочетанные способы самоубийства; в 2,8% - отравление немедикаментозными средствами; прочее (выпрыгивание из окна, утопление) - в 6,5% случаев.
Из общего числа ранее наблюдались у психиатра 22,2% суицидентов, у нарколога - 8,3%. Ещё 9 человек (8,3%) имели сочетанную патологию и наблюдались как у психиатра, так и у нарколога. Этот показатель не столь высок. Однако в состоянии алкогольного опьянения было совершено 50 суицидальных попыток (46,3%).
Подавляющее большинство исследуемых (69,4%; п=75) ранее не обращались за психиатрической помощью. После совершенной суицидальной попытки под наблюдение, так и не был взят каждый второй суицидент (49,1%; п=53).
Такой хронобиологический признак суицидального поведения, как сезонные «пики», в г. Ноябрьске существенно отличался от среднестатистических данных. Так, в среднем по России, увеличение числа суицидов приходится на весну и начало лета (апрель-июнь) [4, 6, 10]. По нашим данным, напротив, именно в этот период было зарегистрировано наименьшее количество суицидальных попыток, а подъем приходился на зимние и осенние месяцы: в летний период совершено 22 попытки, осенью - 28, зимой - 30, весной - 28. Подобная инверсия годового цикла суицидальной активности, вероятно, обусловлена несколькими факторами, среди которых могут иметь определяющее значение так называемые «сезонные» депрессии, суровые климатические условия, а так же особенности социальной организации промышленных городов Севера Тюменской области.
В целом, приведенные выше данные свидетельствуют о важности и необходимости комплексного изучения суицидального поведения жителей северных регионов страны, а так же организации специализированной суицидологической службы.
№ 3, 2011 Суицидология
45
Литература:
1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике // Ж. невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1985. - Т. 85, № 10. - С. 1557-1560.
2. Амбрумова А.Г., Гилод В.М., Серпуховитина Т.В. и др. Клинико-статистический анализ суицидальных попыток по г. Москве за 1996 г. // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - Том 8, № 2. -С. 76-81.
3. Корнетов Н.А., Вагин Ю.Р. Схемы и модели суицидального поведения // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Мат. Х1 научной отчетной сессии НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН. - Томск, 2003. - Вып. 11. - С. 132-135.
4. Крыжановская Л.А. Особенности суицидального поведения в США // Социальная и клин. психиатрия. - 2000. - № 3. - С. 97-105.
5. Лапицкий М.А., Ваулин С.В. Психопатологическая характеристика лиц, госпитализированных в психиатрические стационары в связи с суицидальной попыткой // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 1. - С. 128-129.
6. Bille-Brahe U. et al. A repetition-prediction study on European parasuicide populations. Part II of the WHO/Euro Multicentre Study on Parasuicide in cooperation with the EC Concerted Action on
Attempted Suicide // Crisis. - 1996. - Vol. 17, № 1. -P. 22-31.
7. Jianlin J. Suicidal rates and mental health services in modern ^na // Crisis. - 2000. - Vol. 21, № 3. - P. 118-121.
8. Grollman E.A. Suicide Prevention, Intervention, Postvention. Edition: Second Edition Binding: Paperback Publisher: Beacon Hill Press, 1988. - 151 P
9. Kaplan B., Sadock V. Handbook of clinical psychiatry. 4 ed. Williams, Wilkins, 1998. - 505 p.
10. Mann J.J. Psychologie predictors of suicide // J. Clin. Psychiatry. - 1987. - Vol. 48, Suppl. - P. 39-43.
EPIDEMIOLOGY OF SUICIDE ATTEMPTS IN THE FAR NORTH TYUMEN REGION
L.V. Ivleva
Mental hospital, Noyabrsk, Russia
Studied 108 cases pending suicide attempts committed in Noyabrsk Tyumen region. Indicator of the number of suicide attempts per 100000 population in 2007 was - 45,3; in 2008 -52,5. Among adolescents, this figure is much higher - 61,9. True suicide attempts were observed in 39% of the demonstrative - at 61%. The authors conclude that the need for the city suiсidаl service.
Keywords: suicide, suicide attempt, adolescents, the Tyumen Region.
УДК 616.89-008.441.44 : 355.48
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ (УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН)
И. В. Шадрина, К.Н. Дедова
Челябинская государственная медицинская академия
Обследованы 32 мужчины, с диагностированным посттравматическим стрессовым расстройством, ранее участвовавших в боевых действиях. У всех больных присутствовали различные формы суицидальной активности. На основании анализа результатов исследования, авторы делают вывод о том, что посттравматическое стрессовое расстройство значительно повышает суицидальный. Поэтому должна проводиться своевременная, тщательная диагностика и всесторонняя коррекция данного расстройства.
Ключевые слова: суицидальное поведение, комбатанты.
Желание человека расстаться с жизнью находится в центре внимания исследователей не одно десятилетие, объяснением чему, видимо, могут служить растущие темпы урбанизации, усложнение социально - экономической ситуации, растущая напряжённость общественных отношений, требующих от человека ежедневной мобилизации эмоционально -волевых ресурсов. Проблеме суицида посвящены труды наиболее известных как отечественных, так и зарубежных философов, социологов, психологов и психиатров.
Суицидальное поведение включает в себя внутренние проявления - антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние - суицидальная попытка и завершённый суицид. Неоспорим тот факт, что наиболее высокая эффективность профилактических мероприятий будет достигнута с их началом уже на этапе антивитальных переживаний. Факторы, приводящие к суициду, подразделяются на внешние, или ситуационные, и внутренние, или личностные. Выделяют 3 категории суицидентов: 1) лица