Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
сторхоза и туляремии служит связь очагов с морфологической структурой пойменно-речного ландшафта. Фации и урочища ландшафта, будучи общими для очагов, объединяют последние, предопределяя, тем самым, их территориальную сочетанность. Таким образом, данные очаги при отсутствии в их паразитарных системах популяций общих хозяев, являются сочетанными на уровне морфологической структуры ландшафта, формируя территориально-сочетанный очаг описторхоз — туляремия.
При массовых размножениях водяной полевки, тесный контакт популяций грызунов и иксодовых клещей предопределяет формирование замкнутой (по В.Ю. Литвину) трехчленной паразитарной системы очага туляремии, что, в свою очередь, обусловливает переход очага инфекции из межэпизоотического состояния к эпизоотии. Очаги описторхоза и туляремии взаимодействуют на уровне паразитоценоза ко-актирующих гемипопуляции марит описторха, субпопуляции Francisella tularensis и популяции водяной полевки — дефинитивного хозяина описторха, формируя однохозяинный популяционно-сочетанный очаг описторхоз — туляремия.
Массовая гибель нарастающего числа зараженных зверьков обусловливает выход F. tularensis во внешнюю среду, формирование открытой (по В.Ю. Литвину) двучленной паразитарной системы возбудителя и начало разлитой эпизоотии туляремии. Проникновение возбудителя в дефинитивных и промежуточных хозяев описторха обусловливает внедрение паразитарной системы F. tularensis в паразитарную систему трематоды, что в конечном итоге приводит к их полному совпадению. Таким образом, очаги описторхоза и туляремии являются сочетанными на уровне паразитоценоза паразитарных систем очагов инфекции и инвазии, формируя псевдосистемно-сочетанный очаг описторхоз — туляремия.
Таким образом, основой механизмов формирования сочетанности природных очагов описторхоза и туляремии в различные периоды эпизоотической активности очага инфекции являются функциональная организация паразитарной системы (по В.Ю. Литвину) очага инфекции и функциональная структура очага инвазии. Псевдосистемно-сочетанный очаг описторхоз — туляремия, в отличие от относительно стабильно существующих во времени и пространстве системно-сочетанных очагов болезней, основу которых составляют идентичные паразитарные системы «видов-двойников» (по Р.Л. Наумову), формируется периодически на основе изначально отличающихся паразитарных систем очагов.
ОПИСТОРХОЗ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИШИМ
Р.Г. Фаттахов, А.В. Ушаков, В.В. Ожирельев, Т.Ф. Степанова
ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора, г. Тюмень
Бассейн р. Ишим входит в состав Обь-Иртышского бассейна, являющегося крупнейшим очагом описторхоза в России. Однако эпизоотическая и эпидемическая значимость бассейна Ишима по данному гельминтозу в сравнении с бассейнами рр. Тобола, Иртыша и Оби всегда была значительно ниже. Т.В. Сажина и В.П. Комарова (1969) сообщали о находках в руслах Ишима и его притоков моллю-
сков Соё1е11а тПа1а — первого промежуточного хозяина Ор1зШогсЫз 1еНпеш ^гу.,1884) в количестве от 10 до 100 экз. на 1 м2. При исследовании рыб из пойменных водоемов р. Ишим выявлена инвазированность язей личинками гельминта в 30%, а плотвы сибирской — в 7,7% случаев (Брускин,1964). Однако позднее Д.А. Размашкин (1976) сообщал об отсутствии инвазии у плотвы, ельца, пескаря и язя из р. Ишим. Население в г. Ишиме было инвазировано в 0,45%, а в Ишимском районе — в 4,2% (Сажина, Комарова, 1969).
За период исследований с 2007 по 2011 гг. в водоемах бассейна Ишима, из числа промежуточных хозяев описторхид, были обнаружены моллюски ВуШ1ша 1еп1асиМа — первые промежуточные хозяева возбудителей меторхозов. Единичные экземпляры моллюсков С. тПа!а обнаружены лишь в пойме р. Алабуги—притока Ишима на территории Казанского района Тюменской области. В Казанском и Абатском районах установлена зараженность вторых промежуточных хозяев О. ГеНпеш — сеголеток плотвы и уклеи в 4,6 и 1,2%, годовиков от 1,8 до 5,1%, двухлеток — в 9,48% и трехлеток — в 12,5%. Зараженность рыб личинками возбудителей меторхозов колебалась от нескольких процентов до 78,0%. Заболеваемость людей описторхозом с 1992 по 2007 гг. по среднемноголет-ним показателям заболеваемости в районах, прилегающих к реке Ишим, по данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», изменялась от 31,9 до 64,6 случаев на 100 тыс. населения. Аналогичный показатель для юга области равен 324,4. Вместе с тем, необходимо отметить, что доля больных из прибрежных регионов в общем количестве случаев заболеваемости в 2004—2007 гг. снизилась с 2,3 до 0,7%.
Таким образом, за полувековой период в бассейне реки Ишим произошло снижение численности популяции первого промежуточного хозяина возбудителя описторхоза. Следствием этого стали падение инвазированности второго промежуточного хозяина и снижение заболеваемости населения. Однако инвазированность рыб метацеркариями О. ГеНпеш в водоемах, где отсутствуют биотопы С. тПа!а, позволяет полагать, что в изменившихся условиях экологическую нишу первого промежуточного хозяина описторха мог занять другой вид моллюсков, в частности, В. 1еп1асиМа.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭХИНОКОККОЗА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Б.А. Хапаев1, К.Х. Болатчиев1, Б.А. Хапаев2
1ГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», медицинский институт; 2Управление Роспотребнадзора по КЧР, г. Черкесск
В последние 10 лет ранговое место в структуре паразитарной патологии Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) принадлежит эхинококкозу, по уровню заболеваемости которым КЧР занимает лидирующее место среди субъектов РФ (относительный показатель в разные годы колебался от 2,64 в 2007 г. до 6,85 в 2002 г. на 100 тыс. нас.). Учитывая тяжесть последствий эхинококкоза для человека, целью исследования явилось изучение эпидемиологических особенностей эхинококкоза в КЧР и разработка на этой основе мер профилак-
2012, Т. 2, № 1-2
Новые и возвращающиеся паразитозы
тики. Установлено, что большинство больных были инвазированы одиночным пузырем, реже — двумя или тремя, часть зарегистрированных больных эхи-нококкозом не имели непосредственного контакта с собаками. Определены основные эпидемиологические факторы, способствующие распространению эхинококкоза, а также проблемы, которые остаются не решенными в связи с необходимостью значительных материальных затрат. В числе наиболее значимых — недостаточное количество скотомогильников и типовых убойных пунктов. Осуществление убоя скота в частном подворье и пренебрежение при этом элементарными правилами убоя и обращения с пораженным ливером, а также значительное количество домашних питомцев и бродячих собак, создают предпосылки для стабильной циркуляции онкосфер эхинококка в окружающей среде. Определенную роль в распространении паразитозов несомненно играет особенности ландшафта КЧР, отсутствие дезинва-зии сточных вод и их осадков на очистных сооружениях канализации и животноводческих комплексах, о чем свидетельствуют результаты лабораторных исследований, проводимых в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» и референс-центре — ФГУН «Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии» Роспотребнадзора в г. Ростове.
Определены основные организационные и противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения эхинококкоза, проведена оценка их эффективности. С учетом этого, приоритетными направлениями деятельности определены: открытие специализированного межведомственного эхинококкового центра, принятие республиканской целевой программы «Профилактика эхинококкоза среди сельскохозяйственных животных и людей на 2012—2016 гг.» , а также внедрение высокоэффективных способов дезинвазии методом биологического ингибирования и стимулирования, и систематическая работа по повышению уровня санитарной культуры населения, в том числе с привлечением средств массовой информации.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ТЕНИАРИНХОЗОМ НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
К.Х. Хацуков, Ю.В. Кудрявцев, М.М. Хацукова, И.Л. Леонова
Управление Роспотребнадзора по КБР, г. Нальчик
В КБР за период 2009—2011 гг. было выявлено 17 случаев тениаринхоза. Территория КБР (по регистрируемым показателям заболеваемости на территории Российской Федерации) относится к территориям с низким уровнем по показателю заболеваемости от 0,56—до 0,78 на 100 тыс. населения. Так в 2009 и 2011 г. было зарегистрировано по 5 случаев тениаринхоза — показатель 0,56 на 100 тыс. населения, в 2010 г. 7 случаев тениаринхоза — показатель 0,78 на 100 тыс. населения. Заболеваемость регистрировалась на 4 административных территориях республики в 82,4% случаи заболевания тениаринхозом были выявлены паразитологиче-скими лабораториями ФБУЗ, в 17,6% — клинико-диагностическими лабораториями лечебно-профилактических учреждений республики в день обращения за медицинской помощью. Один случай тениаринхоза был выявлен при обследовании
контактных в очаге. Из 17 больных в первые дни болезни за медицинской помощью обратилось всего 5,9%. Заболеваемость регистрировалась среди взрослого населения в 94% случаев. Доля сельских жителей составила 58,8% всех зарегистрированных случаев. Случаи тениаринхоза зарегистрированы в возрастных группах: 0—6 лет — 1 случай, 20—29 лет — 7 случаев, 30—39 лет —4 случая, 40—49 лет — 3 случая, 50—59 лет — 1 случай, старше 60 лет — 1 случай. На долю женщин пришлось 64,7% всех случаев. Заболеваемость тениаринхозом отмечается сезонностью, наибольшее количество случаев отмечено с июня по сентябрь. Все зарегистрированные случаи местные. По социальному статусу больных те-ниаринхозом на долю безработных и пенсионеров пришлось 70,6%. Факторами, послужившими причиной заражения людей тениаринхозом, во всех зарегистрированных случаях явилось мясо говядины, не прошедшее ветеринарно—санитарную экспертизу. Заражение людей произошло при дегустации сырого фарша в 52,9% случаев, употреблении недостаточно прожаренного шашлыка в 47,1% случаев. По месту приобретения на долю мяса купленного на рынке пришлось 52,9%, у частных лиц — 41,2%, магазины — 5,9%. У всех больных отмечалось активное отхождение члеников. Лечение проводилось как в амбулаторных условиях (94,1% случаев),так и в условиях стационара (5,9%). Для лечения применялся препарат бильтрицид. Организован и осуществляется взаимный обмен информацией с ветеринарной службой республики по случаям регистрации тениаринхоза у людей и финноза сельскохозяйственных животных. Таким образом комплекс мероприятий по борьбе с тениаринхозом включает: лечебно-профилактические мероприятия (выявление и лечение больных, контроль эффективности лечения), ветеринарные мероприятия (ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов), а также соблюдение мер личной профилактики.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ЮГЕ РОССИИ
Е.П. Хроменкова, Л.Л. Димидова, Т.И. Твердохлебова, А.В. Упырев, А.В. Пригодин
ФБУН Ростов НИИ микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора
Социально-гигиенический мониторинг является многофакторной системой скрининговых наблюдений за средой обитания человека в плане обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Важную роль в этом имеет и санитарно-паразитологический аспект. Динамическое наблюдение за факторами передачи и распространения возбудителей паразитарных болезней дает возможность оценить степень риска заражения населения паразитозами.
Проведение широкомасштабных исследований по паразитологической паспортизации очистных сооружений канализации (ОСК) на юге России показали, что сточные воды обсеменены паразитарными патогенами, в том числе жизнеспособными, с различной интенсивностью контаминации. Эффективность работы ОСК по освобождению от инвазионного начала недостаточна для обеспе-