Научная статья на тему 'Эпидемиология головной боли у школьников города Саранска'

Эпидемиология головной боли у школьников города Саранска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕФАЛГИЯ / ТРЕВОГА / ДЕПРЕССИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ANXIETY / DEPRESSION / SCHOOLCHILDREN / CEPHALGIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойнова И. В., Цыганова Н. А., Батайкина О. И., Бухаркина Д. А.

В статье рассмотрена распространённость различных форм головной боли у школьников города Саранска. Для изучения данного вопроса была исследована частота встречаемости, структура и предполагаемые причины возникновения цефалгий среди учащихся школ, проведена оценка наличия у детей симптомов невротической депрессии и тревожности, что позволило на этой основе сделать вывод о влиянии выявленных нарушений на повседневную активность и успеваемость школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойнова И. В., Цыганова Н. А., Батайкина О. И., Бухаркина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E IDEMIOLOGY OF HEADACHE OF SCHOOLCHILDREN IN THE CITY OF SARANSK

The article describes the prevalence of various headache forms of schoolchildren in the city of Saransk. To study this issue the frequency of occurrence, structure and expected causes of cephalgias has been investigated in schools, the assessement of whether the children had symptoms of neurotic depression and anxiety were also conducted. All these investigations allowed to make a conclusion about the influence of revealed violations on the students' daily activities and achievements.

Текст научной работы на тему «Эпидемиология головной боли у школьников города Саранска»

8. Ураков А.Л., Коровяков А.П., Корепанова М.В., Кравчук А.П., Уракова Н.А. Постмортальная клинико-фармакологическая оценка влияния инфузионно введенных в стационаре растворов лекарственных средств на процесс прижизненного развития гипо-или гипероосмотической комы// Проблемы экспертизы в медицине. - 2001. - № 2. - С. 22 - 24.

9. Ураков А.Л., Стрелкова Т.Н., Корепанова М.В., Уракова Н.А. Возможная роль качества лекарств в клиникофармацевтической оценке степени безопасности инфузионной терапии// Нижегородский медицинский журнал. - 2004. - № 1. - С. 42

- 44.

10. Ураков А.Л., Стрелков Н.С., Липанов А.М., Гаврилова Т.В., Дементьев В.Б., Уракова Н.А., Решетников А.П. Бином Ньютона как «формула» развития медицинской фармакологии. Ижевск: Изд-во Института прикладной механики Уральского отделения РАН. 2007. 192 с.

11. Ураков А.Л. Дыхательная маска для внутриутробного плода (внутриматочный акваланг) и способ обеспечения газообмена в организме плода за счет искусственного дыхания (вентилирования его легких дыхательным газом) внутри матки// Успехи современного естествознания. - 2012. - № 10. - С. 58 - 62.

12. Urakov A. Intrauterine lungs ventilation of human fetus as saving his life during hypoxia myth or reality ?// Journal of Perinatal Medicine. - 2013. -V. 41. - P. 476.

13. Kasatkin A.A., Urakov A.L., Urakova N.A. How to improve the indicators of the health of the newborns for epidural analgesia in pregnant woman in labour ? Acta Anaesthesiologica Scandinavica. 2013. V. 57. Suppl. S 120. P. 16.

14. Urakov A., Urakova N., Dementyev V. Infrared thermography as a means to quantify the effects of intrauterine fetal hypoxia// Resuscitation. - 2013. - V. 84S. - P. S73 - S74.

15. Urakov A.L., Urakova N.A., Kasatkin A.A. Dynamics of temperature and color in the infrared image fingertips hand as indicator of the life and death of a person. Lecture notes of the ICB seminar “Advances of infra-red thermal imaging in medicine” (Warsaw, 30 June -3 July 2013). Edited by A.Nowakowski, J.Mercer. Warsaw. 2013. P. 99 - 101.

16. Urakova N.A. Decrease of the temperature of the head of the fetus during birth as a symptom of hypoxia// Thermology International. - 2013. - V. 23. - N 2. - P. 74 -75.

17. Urakova N., Urakov A., Gausknekht M. Russian innovative ultrasonic method of assessing the sustainability of the fetus to hypoxia as the opportunity of forecasting of asphyxia, perinatal outcomes and the choice of the method and term of delivery. J. Perinat. Med. 41 (2013). P. 183.

18. Urakova N., Urakov A., Gausknekht M. The prediction of the future for your child? It is possible! The methodology of the functional test of the stability of the fetus to hypoxia. J. Perinat. Med. 41 (2013). P. 247.

19. Ураков А.Л., Уракова Н.А. Устойчивость плода к гипоксии и родам// Вестник Российской военно-медицинской академии.

- 2012. - Т. 4. - С.221 - 223.

20. Уракова Н.А., Ураков А.Л., Гаускнехт М.Ю. Инновационные возможности оценки устойчивости плода к гипоксии// Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 1. [Электронный ресурс] URL: www.science-education.ru/101-5328. (дата обращения: 05.02.2012).

21. Уракова Н.А., Ураков А.Л., Гаускнехт М.Ю. Прогностическая ценность функционального теста на устойчивость плода к внутриутробной гипоксии// Акушерство и гинекология. (Спецвыпуск). - 2012. - С. 27 - 31.

Бойнова И. В. \ Цыганова Н.А. 2, Батайкина О.И.3, Бухаркина Д.А.4

'Доцент, доктор медицинских наук, 2 3клинический ординатор, 4аспирант, Мордовский государственный Национальный

исследовательский университет имени Н. П. Огарёва ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА САРАНСКА

Аннотация

В статье рассмотрена распространённость различных форм головной боли у школьников города Саранска. Для изучения данного вопроса была исследована частота встречаемости, структура и предполагаемые причины возникновения цефалгий среди учащихся школ, проведена оценка наличия у детей симптомов невротической депрессии и тревожности, что позволило на этой основе сделать вывод о влиянии выявленных нарушений на повседневную активность и успеваемость школьников.

Ключевые слова: цефалгия, тревога, депрессия, школьники.

Boynova I. V.1, Tsiganova N. A.2, Bataykina O. I.3, Biikharkina D.A.4

Associate Professor, doctor of Medical Sciences, 2’^clinical ordinator, postgraduate student, National Research N. P. Ogarev Mordovia

State University

E IDEMIOLOGY OF HEADACHE OF SCHOOLCHILDREN IN THE CITY OF SARANSK

Abstract

The article describes the prevalence of various headache forms of schoolchildren in the city of Saransk. To study this issue the frequency of occurrence, structure and expected causes of cephalgias has been investigated in schools, the assessement of whether the children had symptoms of neurotic depression and anxiety were also conducted. All these investigations allowed to make a conclusion about the influence of revealed violations on the students' daily activities and achievements.

Keywords: cephalgia, anxiety, depression, schoolchildren.

Немаловажной проблемой современной детской неврологии является рост частоты развития первичных форм головных болей у детей школьного возраста. В связи с увеличением учебных нагрузок в школе и повышением ритма жизни общества, учащиеся нередко оказываются в условиях хронического стресса и порой данные жалобы связаны с развитием астено-невротического синдрома. Но достаточно часто цефалгии обусловлены развитием первичных форм головных болей, требующих назначения медикаментозной и поведенческой терапии.

Так, немногочисленные отечественные и зарубежные клинико-эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что у детей в возрасте 7-17 лет отмечается неуклонное повышение частоты головной боли - от 57 до 85%, причём в большинстве случаев это первичные её формы - головные боли напряжения и мигрень [2].

Высокая частота и интенсивность ГБ, возникшей в детском возрасте, могут приводить к ограничению социальной и бытовой активности, снижению качества жизни и присоединению вторичных психопатологических симптомов во взрослом состоянии [1]. Особого внимания к себе требуют учащиеся 9-11-х классов, в связи с большими нагрузками и стрессовыми ситуациями, связанными с проведением государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.

В настоящем исследовании впервые была предпринята попытка собрать воедино сведения о распространенности и структуре цефалгий у подростков города Саранска.

Материалы и методы исследования: в ходе работы проводилось анонимное анкетирование детей 13-18 лет с помощью анкеты, позволяющей оценить характер головной боли у школьников. Также исследуемым предлагалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, разработанная A.S. Zigmond и R.P. Snaith в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги.

В анкетировании приняли участие 280 школьников (51% мальчиков и 49% девочек). Из них 260 школьников (93%) предъявляли жалобы на головную боль и только у 20 (7%) учеников подобных жалоб не было. Причём выявлено, что у 52% детей цефалгия носит характер головной боли напряжения, у 33% мигренозная головная боль и 15% - сочетанная форма головной боли.

54

Что касается формы головной боли и половой принадлежности ребенка, оказалось, что у большей половины мальчиков встречается головная боль напряжения - 50% (63 мальчика), на 2 месте выявлена мигрень - 33% (42 мальчика), сочетанная головная боль зарегистрирована у 22 школьников мужского пола - 17% .

У девочек также чаще встречается головная боль напряжения - 55% (73 девочки), далее мигрень - 32% (43 девочки) и на долю сочетанной формы приходится - 13% (17 девочек). Кластерной ГБ выявлено не было как у мальчиков, так и у девочек. Полученные данные не отличаются от статистических данных по России в целом.

Головная боль напряжения выявлена у 136 обучающихся, 46% из которых мальчики и 54% - девочки. При анализе результатов тестов предложенным им для выявления тревожности, установлено, что у 17% мальчиков и 37% девочек есть симптомы тревожности. Субклинически выраженная тревога у школьников женского пола встречается в 2 раза чаще (28% случаев у девочек и 14% случаев - у мальчиков). Клинические признаки тревоги у девочек наблюдаются в 3 раза чаще (9% - у девочек и 3% у мальчиков). Депрессивная симптоматика выявлена у 14% мальчиков и у 27% девочек.

У 12% опрошенных успеваемость отличная, у 73% - хорошая, у 15% - удовлетворительная. К сожалению, спортом или физкультурой занимаются менее половины детей (42%), принявших участие в анкетировании. Хобби имеют всего 8% школьников. Причём это либо игра на фортепиано, либо рисование. Треть учащихся занимается с репетитором по одному иди нескольким предметам. В компьютерные игры играют: ежедневно (от 1 до 6 часов) 40% школьников, периодически - 30%, в подавляющем большинстве - мальчики; 30% не играют совсем, преимущественно это девочки.

На выполнение домашнего задания школьники затрачивают от 1 до 6 часов. Максимальное время было зафиксировано у девочек. На сон школьники тратят в среднем от 5 до 10 часов в сутки, причём минимальная продолжительность сна была отмечена у мальчиков, и установлено, что чем меньше продолжительность сна, тем чаще у детей наблюдались признаки тревоги или депрессии. Кроме того, нарушения режима и структуры сна имеют 40% учеников, в подавляющем большинстве - мальчики. 22% детей указывали на позднее засыпание, 18 % - на раннее пробуждение.

Раздражительность разной степени выраженности зарегистрирована у 85% школьников, жалобы на слабость предъявляют 81% детей, на неспособность сосредоточиться - 87%. Головокружение отмечает каждый второй ученик с головной болью напряжения.75% школьников делятся со своими проблемами с родителями и друзьями.

Головная боль по типу мигренозных пароксизмов выявлена у 85 обучающихся, несколько чаще у девочек (49% - мальчики и 51% - девочки), что характерно для данной формы головной боли в подростковом возрасте.

По результатам проведённого нами опроса было установлено, что занятость школьников с мигренью в спортивных секциях в среднем составляет 40%; музыкальную школу посещают 12%, причём все они девочки. С репетитором занимаются 41% школьников, в подавляющем большинстве это девочки. За компьютерными играми ежедневно каждый третий школьник проводит от 1 до 4-х часов, преимущественно - мальчики. Совсем не интересуются этим 36% школьников, среди них в 3 раза больше девочек. Интересен факт, что социальные сайты («вКонтакте», «Одноклассники») посещают ежедневно 75% учеников, причем тратят на это от 1 до 5 часов ежедневно без статистически значимой разницы между полами, а вот на свежем воздухе гуляют ежедневно только каждый второй из школьников ,страдающих с мигренью, преимущественно это мальчики.

Выявлено, что 12% опрошенных учатся с отличием, 73% - на «хорошо», 15% - на «удовлетворительно». На подготовку домашнего задания мальчикам требуется от 1 до 4 часов, девочкам - от 2 до 5 часов.

При анализе результатов тестов, предложенных школьникам для выявления тревожности, установлено, что у 83% мальчиков с мигренью симптомы тревожности отсутствуют, у девочек этот показатель меньше на 16%. Субклинические признаки тревоги выявлены как у мальчиков, так и у девочек (12 и 18% соответственно). Клинически выраженная тревога у девочек наблюдается в 3 раза чаще. Субклинически и клинически значимые признаки депрессии наблюдаются у 11 школьников с головной болью по типу мигренозных атак, 6 человек из которых составляют девочки.

На нарушение сна жалуются 40% школьников с мигренозными пароксизмами, 15% из них указывали на поверхностный сон, 15% - на позднее засыпание, 10% - на раннее пробуждение.

Раздражительность разной степени выраженности зарегистрирована у 86% школьников с мигренью, в основном это девочки. Жалобы на слабость предъявляют 86% школьников из этой группы, преимущественно - мальчики, на неспособность сосредоточиться - 90%. Головокружение и ухудшение зрения отмечает каждый второй ученик, девочки в 2 раза чаще.

36% школьников с мигренью высказались о предполагаемой причине своей головной боли. 55% из них указали на наследственно-семейную предрасположенность; 3% - на перенесенное сотрясение головного мозга, 3% - на изменённое артериальное давление. 19% подростков предполагают наличие у себя серьёзного заболевания.

Из всех детей, принявших участие в анкетировании и указавших на наличие у них головной боли, 39% страдают сочетанной её формой.

15% этих ребят учатся на «отлично», 77% - на «хорошо», 8% - на «удовлетворительно». В спортивных секциях занимаются 50% опрошенных, мальчиков среди них в 2 раза больше.

Четверть обучающихся занимается с репетитором. В компьютерные игры играют от 1 до 4 часов ежедневно 30% школьников, в подавляющем большинстве своем мальчики; 33% не играют совсем. Социальные сайты («вКонтакте», «Одноклассники») посещают 95% школьников, причём мальчики от 1 до 2 часов, а девочки от 1 до 8 часов ежедневно.

У девочек с сочетанной головной болью клинически выраженные симптомы тревожности встречаются в 4 раза чаще. Субклинические признаки встречаются в равной степени как у девочек, так и у мальчиков - 18%. Отсутствие симптомов наблюдается у 73% мальчиков и только у 41% девочек.

У девочек клинически выраженная депрессия встречается также почти в 3 раза чаще - 23%, субклинические признаки депрессии наблюдаются наоборот, чаще у мальчиков. У 73% мальчиков и 65% девочек депрессивной симптоматики не зафиксировано.

Кроме того нарушения режима и структуры сна имеют 25% школьников с сочетанной формой головной боли, 10% из которых указывали на позднее засыпание, 5% - на ранее пробуждение, 10 % - на поверхностный сон. Большинство детей беспокоит слабость, раздражительность (88%) и головокружение (65%).

Было установлено, что почти все ученики средних и старших классов жалуются на головную боль, причем как среди мальчиков, так и среди девочек чаще всего распространена головная боль напряжения, несколько реже встречается мигрень и у каждого седьмого ребенка зафиксирована сочетанная форма головной боли.

Менее половины детей занимаются спортом и только 9% имеют какое-либо увлечение. Обычно это занятие музыкой или рисованием, зато 34% детей ежедневно проводят от 1 до 6 часов за игрой в компьютерные игры, среди них больше мальчиков. На приготовление уроков ежедневно у современных школьников уходит от 2 до 6 часов. Зато на сон некоторые дети тратят не более 5 часов в сутки. Отмечено, что при уменьшении продолжительности сна у детей растет частота тревожных расстройств. 35% учеников имеют нарушения режима и структуры сна.

Каждый третий ребенок занимается по одному или нескольким предметам с репетитором. Большинство детей учится на «хорошо» (74%), 8% - на «отлично». На прогулку регулярно выходят лишь половина подростков.

Тревожная и депрессивная симптоматика у детей женского пола встречается в два раза чаще. Подавляющее большинство детей предъявляли жалобы на раздражительность, слабость и неспособность сосредоточиться.

55

Учитывая полученные данные, становится очевидной необходимость более детального обследования детей с различными формами головной боли, нормализации режима дня школьников, регулярных прогулок на свежем воздухе. Весьма полезным представляется внедрение дополнительных оздоровительных мероприятий на базах средних учебных заведений нашего города, например, посещение бассейна и спортивных секций, а также по возможности необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером.

Литература

1. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: справочник. - М.: Триада - Х, 2000. - 255 с.

2. Зыков В.П. Лечение заболеваний нервной системы у детей. М.: Медицина, 2004. - 112 с.

Щербин С.Л.

Кандидат биологических наук, санаторий «Эльбрус» г.Нальчик, Кабардино-балкарский государственный университет ОБЗОР ОСНОВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И КОРРЕКЦИОННЫХ ОШИБОК ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОЕ КУПИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ СИМПТОМОКОМПЛЕКС «БОЛЬ В СПИНЕ»

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос - связанный с прогрессированием статического сколиоза позвоночника и симптомокомплекса «боль в спине» вследствие коррекционных и диагностических ошибок, которые в большинстве случаев приводят к инвалидизации, несмотря на коррекционное лечение, обеспеченность медикаментами и современнейшим диагностическим оборудованием. Показан способ преодоления этой тупиковой ситуации с целью улучшения результатов коррекционного лечения до максимальных предельных значений 90-95% и деинвалидизации населения.

Ключевые слова: разница длин опоры, дисфиксация, сколиоз, симптомокомплекс «боль в спине».

Scherbin S.L.

PhD in biological Sciences, sanatorium «Elbrus» Nalchik, Kabardino-Balkarian state University OVERVIEW OF THE MAIN DIAGNOSTIC AND CORRECTION OF ERRORS AFFECTING THE EFFICIENT RELIEF OF PHYSICAL METHODS OF SYMPTOM COMPLEX «BACK PAIN»

Abstract

In the article the question associated with the progression of the static scoliosis of the spine and symptom complex «back pain» because of correctional and diagnostic errors, which in most cases lead to disability, despite the correctional treatment, supply of medicine and the latest diagnostic equipment. Shows how to overcome this deadlock is to improve the results of treatment to the maximum limit values 90-95% and to a lesser disability of population.

Keywords: the difference in the lengths of support, not fixing, scoliosis, syndromic «back pain».

При изучении вопроса купирования симптомокомплекса «боль в спине» при статическом сколиозе позвоночника мы столкнулись с проблемой, связанной с малоэффективными результатами коррекционного лечения и других патологий, например спондилолистеза, при которых этот симптомокомплекс присутствует.

Это заставило нас проанализировать современные монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов и статистические данные результативности коррекции симптомокомплекса «боль в спине», как собирательного термина разных патологий (дорсопатия), (Г.А.Иваничев, 1997), сравнивая их с собственными результатами. Анализ литературы показал, что в лучшем случае, в лучших специализированных клиниках успешные результаты купирования острого и хронического течения симптомокомплекса «боль в спине» находятся в пределах 60-65% (в поликлинике 30-40%) по данным разных авторов. Конечно, эта статистика может и не отражает всю картину происходящего, но она показывает тенденцию распределения результатов коррекции по медицинским структурным подразделениям.

У нас же результат приближается к 90-95%, и нам сегодня сложно судить о многочисленных и конкретных случаях безрезультатного или малоэффективного «лечения» у других специалистов не имея конкретной информации об этих пациентах!

Вместе с тем, мы тоже шли по пути анализа собственных неудач в диагностике и коррекционном лечении, но хотели иметь лучший, чем у других результат. Это привело нас к разработке и применению функционально-метрологической технологии динамического выявления разновысокости длин опоры, и результат вырос на порядки, но с нашей точки зрения он был недостаточный, мы хотели иметь ещё лучший результат коррекции.

Для этого мы провели ревизию физических методов воздействия на организм и выбрали из них те, которые по своему характеру влияют на четыре патогенетических механизма развития симптомокомплекса «боль в спине» и соответственно приводят к регрессу жалоб.

Этиологический коррекционный этапный подход к лечебно-диагностическим мероприятиям, привёл к минимуму ошибок, а результат коррекции по всей видимости, подошёл к переделу возможного, потому, что всё равно кого-то надо оперировать, у кого-то сопутствующие заболевания не позволяют добиться максимального результата, кто-то сам неадекватен, а кто-то не выполняет назначения и т.д.

Наш опыт, показывает, что можно улучшить процент выздоровивших, применяя всем уже известные консервативные физические методы воздействия на организм, вызывающие разные функционально-адаптивные реакции! Собственно говоря, только через активацию естественных адаптивных реакций можно добиться стратегической цели - максимально положительного конечного результата коррекции.

Обозначим характер основных системных диагностических и коррекционных ошибок, занижающих получение максимального результата и которые нам встречаются постоянно у других специалистов в этой области, так как в итоге пациенты обращаются к нам.

Диагностические ошибки, связанные с разновысокостью длин опоры:

1. Невыявление даже явной (от 6мм и выше), не говоря уже о малой разновысокости длин опоры флексионным пальпаторным тестом по Щербину-Piedalu.

2. Неправильное выявление укороченной опоры метрологическим и другими «новыми» методами и стороны укорочения, невозможность проследить в динамике удлинение опоры, вследствие чего невозможно изменить высоту корректора.

Таким образом, диагностические ошибки связанные с невыявлением разновысокости длин опоры и/|или стороны укорочения в итоге приводят к не назначению корректора вообще, или применение его тогда, когда необходимость в нём уже отпала или назначением его, но неоптимальной высоты, т.к. при ношении высота корректора динамически меняется и это необходимо отслеживать.

Вместе с тем, очень часто мы сталкиваемся с разными диагностическими и коррекционными ошибками, в том числе вызванными невыявлением дисфиксационного механизма (пути) развития симптомокомплекса «боль в спине», ими являются ошибки «навязанные» нам другими специалистами, например параклинических дисциплин, а именно - невыявление:

- псевдо/истинных и лестничных спондилолистезов 1-2 степени (Л.И.Продан и др., 2004),

- спондилолиза, дисплазии задних базальных позвоночных сегментов, уменьшающих устойчивость к сдвиговым напряжениям,

- горизонтального положения крестца, подвздошно-крестцовых, крестцово-поясничных, крестцово-копчиковых и атлантоокципитальных блоков,

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.