2012, Т. 2, № 1-2
Санитарная охрана территории
среди людей, территория республики была отнесена к малоактивным очагам по туляремии.
В мае—июне 2010 г. было зарегистрировано 2 случая туляремии среди жителей республики. По данным эпидемиологического анамнеза заболевшие не выезжали за пределы республики. Первичные диагнозы у заболевших — «Острый гнойный шейный лимфаденит. Лихорадка неясного генеза», «Лакунарная ангина. Подчелюстной лимфаденит слева». Первичный диагноз «туляремия» у первой заболевшей был поставлен на 21-й день с момента обращения за медицинской помощью, у второй — на 17-й день. При проведении эпидемиологического расследования по первому случаю установлено, что возможно заражение произошло во время пребывания на территории кладбища (при лабораторном исследовании в РНГА с туляремийным диагности-кумом у одного отловленного грызуна титр антител составил 1:80). Вторая больная была обследована ла-бораторно на туляремию через 5 дней после выписки из стационара. Предположительно заражение произошло при ремонте частного дома, расположенного вблизи леса. С объектов внешней среды положительных находок на туляремию не обнаружено, на обследуемой территории отмечены следы пребывания грызунов и мышиные норы. При медицинском наблюдении и лабораторном обследовании жителей данного населенного пункта случаев заболевания туляремией не выявлено.
В течение 2010—2011 гг. повторных случаев заболевания туляремией среди населения, проживающего на данных территориях, не выявлено.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА МАЛЯРИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
С.И. Булатова, М.В. Конина, З.А. Васильева
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Республика Марий Эл на протяжении многих лет была неблагополучной по малярии. Как массовая инфекция малярия в республике была ликвидирована в 1960 г. До 1979 г. имели место единичные случаи завоза малярии из тропических стран. С 1980 г. в республике стали регистрироваться завозные случаи малярии из Афганистана, за 1980—89 гг. зарегистрировано 46 случаев, из них 42 — завозных и 4 местных случая трехдневной малярии; заболели 4 девочки 14 лет, отдыхавшие в пионерском лагере, расположенном на берегу озера в Волжском районе. Источником инфекции послужил демобилизованный из Афганистана, студент педагогического института, который проходил практику в пионерском лагере. С 1990 по 1993 гг. случаи малярии не регистрировались. С 1994 по 2011 гг. зарегистрировано 14 случаев завозной малярии, из них в 2003 г. — 1 случай тропической малярии из Эфиопии, который закончился летальным исходом.
Переносчик малярии в республике представлен одним видом малярийных комаров — Anopheles messeae, численность которого достигает 180— 220 экземпляров на 1 м2 контрольного помещения. После поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища часть территорий Горномарийского и Звениговского районов была затоплена. Энтомологическая обстановка в зоне его влияния резко изменилась, образовалось много мелководий, которые стали местами выплода малярийных кома-
ров. В настоящее время фенологические наблюдения за развитием переносчика малярии, сезонным ходом численности окрыленных комаров Anopheles messeae в разных типах помещений и личинок в водоемах проводятся в четырех населенных пунктах республики. Многолетними фенологическими наблюдениями установлено, что в Республике Марий Эл климатические условия позволяют развиваться в сезон 3—5 поколениям (в 2005 г. — 3, с 2007 по 2009 гг. — 4, в 2010, 2011 гг. — 5) малярийных комаров.
С целью снижения численности кровососущих насекомых и клещей — переносчиков трансмиссивных заболеваний, в республике ежегодно проводятся обработки открытых территорий (детских оздоровительных учреждений, баз отдыха, парков). Проводится надзор за состоянием гидротехнических сооружений при проведении проверок в отношении сельских поселений, хозяйствующих субъектов.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА КЛЕЩЕВЫМ ВИРУСНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
С.И. Булатова, М.В. Конина, Е.М. Гуня, З.А. Васильева
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Территория Республики Марий Эл по природно-климатическим условиям является эндемичной по клещевому вирусному энцефалиту и клещевому боррелиозу. В республике основными переносчиками возбудителей заболеваний, имеющими решающее эпидемиологическое значение, являются клещи рода Ixodes, которые представлены 2 видами: I. persulcatus и I. ricinus. Средняя численность клещей на 1 км маршрута составляет 23,3 (от 0 до 43 экз.).
Клещевой вирусный энцефалит в республике впервые был зарегистрирован в 1961 г. С 1961 г. и по настоящее время (50 лет) зарегистрировано 117 случаев заболеваний, все заражения происходили через укусы клещей. Ежегодно в эпидсезон в лечебно-профилактические учреждения республики обращаются за медицинской помощью по поводу присасывания клещей более 1500 человек, из них 20% — дети. Максимальное количество случаев заболеваний было зарегистрировано в 1996, 1998, 2005 и 2009 гг. (по 10 случаев). Случаев заболеваний среди привитых против клещевого вирусного энцефалита не зарегистрировано. При исследовании иммунного статуса среди населения республики специфические антитела к вирусу клещевого энцефалита обнаружены на разных территориях у 5,0—21,0% обследованных. С целью изучения экологии возбудителей ежегодно проводятся исследования клещей, доставленных с административных территорий республики. Зараженность клещей вирусом клещевого энцефалита по средним многолетним данным составила от 2,3 до 5,7%, боррелиями — от 9,4 до 21,5%. При проведении экспресс-исследований клещей, снятых с пострадавших от укусов, в 10,9—14,3% выявлен антиген вируса клещевого энцефалита, в 15,4—32,4% — борре-лии. С целью дальнейшего изучения экологии возбудителей в клещах в 2010 г. в рамках договора с ЦНИИ эпидемиологии проведены исследования 324 клещей из 7 административных территорий республики. По результатам исследований в 34,9% выявлены Borrelia burgdorferi, 10,2% — E. muris/E. Chaffeensis, 6,8% — эрлихии, 0,6% — вирус клещевого энцефалита, 0,3% — анаплазмы, 0,3% — A. phagocytophilum.
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
В целях снижения численности клещей — переносчиков вышеуказанных заболеваний, в республике ежегодно организуются и проводятся акарицид-ные обработки территорий детских оздоровительных учреждений, баз отдыха, парков, скверов, кладбищ. Так, в сезон 2011 г. проведены обработки на площади 570,1 га, что в 1,4 раза больше обработанных площадей в 2010 г.
НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ТАЕЖНОГО КЛЕЩА (IXODES PERSULCATUS) В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.А. Буренкова
ФГБУ«Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова» РАМН, Московская область
На территории Калужской области широко распространены 3 вида эпидемиологически значимых иксодовых клещей: Dermacentor reticulatus Fabr., Ixodes ricinus L. и I. persulcatus P.Sch. Два первых встречаются здесь почти повсеместно и довольно многочисленны, тогда как I. persulcatus был ранее отмечен только в районах, относящихся к западным границам его распространения (Кировский, Людиновский, Жиздренский, Хвостовичевский, Козельский и Малоярославецкий).
На протяжении 20 лет мы проводили регулярные наблюдения за динамикой численности популяции I. ricinus и зараженностью клещей возбудителями клещевого боррелиоза в окрестностях с. Высокиничи Жуковского района Калужской области. Сбор и учет клещей проводили на флаг на трех постоянных участках, существенно различающихся по составу растительности и степени антропогенной нагрузки. За этот период было собрано и исследовано 4157 особей I. ricinus, при этом зараженность клещей боррелиями составила в среднем 27,3%. За все годы наблюдений в сборах присутствовали только два вида: I. ricinus и D. reticulatus, причем оба имели два хорошо выраженных пика активности — весной и осенью. В конце июня 2011 г. во время очередного учета было отловлено 19 клещей I. ricinus (12 самок, 7 самцов) и 1 самка I. persulcatus на одном из участков во влажном елово-лиственном лесу, расположенном по краю болота. Участок характеризуется близостью к селу, здесь постоянно выпасается скот, часто встречаются следы диких копытных и копки кабанов, много птиц. Это может свидетельствовать как о случайном заносе, так и о наличии в настоящее время в данном районе пока еще малочисленной популяции данного вида. При благоприятных климатических и биотопических условиях, а также достаточного круга прокормителей, ситуация может измениться. Известно, что в области симпатрии I. ricinus и I. persulcatus проявляют достаточно четкую биотопическую дифференциацию, при этом нередко имеют место совпадение биотопов и случаи совместного обитания этих двух видов. Поэтому нахождение даже одной особи I. persulcatus близ села в Жуковском районе Калужской области, удаленном от общеизвестного ареала распространения данного вида, может иметь важное эпидемиологическое значение. Учитывая также, что клещи данного вида являются переносчиками клещевого энцефалита, боррелиоза и ряда других инфекций, данный факт заслуживает, на наш взгляд, внимания и проведения дальнейших полевых наблюдений.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Т.М. Бутаев1, Н.И. Отараева2, З.З. Каболова2, М.С. Царикаева2, Ф.Т. Бекузарова1
1Управление Роспотребнадзора по РСО—Алания, г. Владикавказ; 2ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, г. Владикавказ
Бруцеллез остается основной краевой инфекционной патологией человека в РСО—Алания, где данная проблема остается весьма актуальной. Тесный контакт человека с животными таит в себе по-прежнему определенную опасность для его здоровья. Несмотря на проводимые ветеринарной службой оздоровительные мероприятия, эпидемиологический процесс бруцеллеза поддерживается циркуляцией возбудителя среди сельскохозяйственных животных. У 0,5—0,6% обследованных КРС выделяется Br. Bovis, положительно реагирующих среди МРС—не выявлено. В республике отсутствуют неблагополучные по бруцеллезу хозяйства, имеются 11 неблагополучных населенных пунктах. Все больное поголовье сдается на убой.
В РСО—Алания до 70-х годов ежегодно регистрировалось до 300 случаев заболевания бруцеллезом. В последующие три десятилетия число больных ограничилось 50 случаями. За последнее десятилетие отмечаются спорадические случаи заболевания, среднестатистический показатель заболеваемости составил 2,0 на 100 тыс. населения, с 2008 г. показатель не превышает 1,1. Случаи бруцеллеза ежегодно регистрируются практически на всех 9 административных территориях. Результаты эпидемиологических наблюдений свидетельствуют о том, что основными причинами заражения людей являются нарушения санитарно-ветеринарных правил, несвоевременное выявление больных животных и их изоляция. В 80% случаев отмечается контактно-бытовой путь заражения (уход за КРС), в 20% алиментарный (употребление в пищу молочных продуктов без термической обработки). Анализ возрастной структуры заболевших за последние десять лет свидетельствует о превалировании лиц наиболее трудоспособного возраста — 30—55 лет (80%). Случаи заболеваний, связанных с профессиональным фактором в последние годы не регистрируются. Динамика охвата диспансерными профилактическими осмотрами работников животноводства имеет неустойчивую тенденцию и варьирует — от 95 до 77,6%, из них с применением серологических методов исследований до 79,5%.
Успех работы во многом зависит от эффективности проводимых санитарно-ветеринарных и административно-хозяйственных мероприятий, а также осведомленности населения, индивидуальных владельцев сельскохозяйственных животных мерам профилактики.
ОБ ЭПИЗООТОЛОГО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПО БЕШЕНСТВУ В РСО-АЛАНИЯ
Т.М. Бутаев, Н.И. Отараева, Т.Н. Нартикова
Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия— Алания
В Республике Северная Осетия—Алания эпизоо-толого-эпидемиологическая ситуация по бешенству в последние 3 года оставалась нестабильной. Наивысшие показатели эпизоотологического не-